Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России
Реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных факторов и обстоятельств, характерных для переходного периода развития экономики страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер, прежде всего, высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета.
Одной из основных задач процесса реформирования является создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике и представляющей собой результат взаимодействия институтов рыночной экономики по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это самонастраивающаяся система, принципы построения которой должны позволять: во-первых, органично совершенствоваться с развитием экономических отношений в стране, во-вторых, обеспечивать реализацию потребностей в достоверной финансовой информации различных групп пользователей.
Теоретические и методологические основы бухгалтерского учета, порядок его организации в Российской Федерации базируются на общепризнанных Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемых и публикуемых Комитетом по международным бухгалтерским стандартам.
Стандарты финансовой отчетности обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей. Необходимо отметить, что МСФО носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.
В Российской Федерации разработана и утверждена Государственная программа, в которой, в частности, определено, что Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Госкомстат РФ являются ведущими государственными ведомствами, осуществляющими в России координацию работ по внедрению международных стандартов, принятых ООН и Европейским сообществом. Переход на международные стандарты в России осуществляется на базе действующей национальной системы бухгалтерского учета.
Современное отечественное законодательство, регулирующее бухгалтерский учет, представляет собой многоуровневую систему, находящуюся в стадии активного формирования.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы (рис. 1):
- 1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
- 2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
- 3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;
- 4-й уровень: рабочие нормативные документы по организации и ведению бухгалтерского учета, создаваемые самой организацией.
В виде схемы система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России представлена на рисунке 1.
Основным документом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета во всех организациях независимо от формы собственности.
Рис. 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет своих доходов и расходов в интересах налогообложения и в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" предусматривает многоуровневую систему его нормативного регулирования. Статья 5 - "Регулирование бухгалтерского учета" – определяет основные принципы и порядок регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, основными функциями которого должны стать подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, и организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в Российской Федерации.
К первому уровню следует также отнести Гражданский кодекс РФ, законы РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ (с последующими изменениями), «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями); Постановление Правительства РФ «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. № 283 и др.
Нормативные документы второго уровня разрабатывает и утверждает Министерство финансов РФ. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете – положения по бухгалтерскому учету) призваны конкретизировать положения Федерального закона «О бухгалтерском учете». В настоящее время в России разработано и утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и 20 положений по бухгалтерскому учету. Вследствие того, что эти документы (нормативные акты) в системе правовых актов Российской Федерации являются нормативными правовыми актами одного иерархического уровня, в случае различного толкования в этих документах отдельных норм (положений) нормативный акт, вступивший в силу позже, имеет приоритет перед актом, вступившим в силу ранее.
Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, общественными объединениями бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы данного уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней и не должны вступать с ними в противоречие.
Данный уровень регламентирующих документов включает:
- план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и методические рекомендации по его применению;
- методические рекомендации, подготавливаемые в развитие соответствующих положений по бухгалтерскому учету;
- методические рекомендации, а также аналогичные по характеру документы, содержание которых не носит концептуального характера, а потому они не могут быть отнесены к документам более высоких уровней регулирования.
Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации. Документы данного уровня содержат:
- выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариативность которых предусмотрена документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности первого и второго уровней регулирования;
- способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;
- способы бухгалтерского учета, принципы которых определены вышестоящими нормативными документами, а организацией утверждаются особенности их применения исходя из специфики условий хозяйствования: отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т. п.
Просмотров: 6235
Вернуться в оглавление: Теория бухгалтерского учета