Защита конкурентной среды

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель этих мероприятий – добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить их взаимного подавления. Особенно важно установить пределы господства монополий.

К важнейшим видам экономических потерь от деятельности монополий можно отнести:
а)       повышенные расходы потребителей, связанные с приобретением продукции на монополизированном рынке по сравнению с конкурентным;
б)      неэффективное распределение ресурсов на монополизированных рынках в связи с сознательной недогрузкой производства и стремлением получения монопольной прибыли;
в)       нарастающий технический застой производства и ухудшение качества выпускаемой продукции.

Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два взаимосвязанных направления:
1)      разработка и принятие специального антимонопольного законодательства;
2)      формирование системы государственных органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

Принято различать две основные модели антимонопольного регулирования – американскую и европейскую.

Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной экономической единицы. Сторонники этого подхода считают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, будет вести себя как монополист. Американский вариант антимонопольного регулирования предполагает применение правовых рычагов воздействия и судебное преследование нарушителей.

Европейская модель делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Власти делают упор не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. Считается незаконной не всякая монополия, а лишь та, которая несет негативные для общества социально-экономические последствия. Данная модель требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно вести мониторинг функционирования рынков и отслеживать динамику их конкурентности.

В последнее время все больше стран начинает использовать в своей практике европейскую модель. В зависимости от монополизации рынка государственные органы могут применять следующие меры:

  • разработка и реализация отраслевых программ демонополизации;
  • контроль деятельности компаний, имеющих на рынке сбыта продукции долю более 35%;
  • действия по предупреждению и пресечению монополистической деятельности фирм, занимающих доминирующее положение на рынке товаров или услуг, а также по ограничению их рыночного потенциала;
  • действия по смягчению барьеров входа на рынки, включая снижение тарифных ставок, налоговые льготы и т.п.;
  • увеличение числа компаний, действующих на данном рынке, путем их разделения или поощрения прихода на рынок новых;
  • запреты на слияния компаний и создание отраслевых холдингов и финансово-промышленных групп;
  • пресечение недобросовестной конкуренции (конкуренция бывает добросовестной и недобросовестной: в первом случае соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами; во втором применяется технический шпионаж, переманивание специалистов, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака и т.д.).

Просмотров: 1748

Вернуться в оглавление: Экономическая теория