Предельные издержки фирмы

а)  Закон убывающей отдачи.
Факторы производства должны использоваться фирмой с соблюдением некоторой пропорциональности между постоянными и переменными факторами. Нельзя бесконечно увеличивать количество одного фактора производства без соответствующего увеличения других (в противном случае, например, могут возникнуть «лишние» рабочие, не соответствующие количеству станков; такая ситуация может привести к уменьшению объёма выпуска, а даже к его снижению): в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи (возрастающих затрат) от использования ресурсов.
Часто действие этого закона предполагает неизменность технологии производства, поэтому переход к более совершенной технологии может повысить отдачу, независимо от соотношения постоянных и переменных факторов. Закон убывающей отдачи применим ко всем видам переменных факторов во всех отраслях.

б)  Предельный продукт.
Прирост продукции за счёт увеличения количества переменного фактора на единицу называется предельным продуктом этого фактора, обозначается MP (от английских слов Marginal Product – «предельный продукт»): , где F – количество переменного фактора, Q – объем выпуска продукции. Очевидно, предельный продукт зависит от уже используемого количества переменного фактора. Можно проиллюстрировать закон убывающей отдачи и предельный продукт на рисунке (см. рис. 6 и 7 ниже): очевидно, сначала при увеличении количества переменного фактора (например, это могут быть рабочие L, нанимаемые последовательно на работу, без увеличения количества станков) объём выпуска продукции растёт, затем стабилизируется и начинает снижаться.

Рис. 7. Изменение объёма выпуска при найме дополнительных рабочих

Рис. 8. Изменение предельного продукта труда (MPL) при найме дополнительных рабочих

в)      Предельные издержки.

Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции (в дополнение к уже имеющемуся её объёму), т.е. отношение прироста издержек к приросту объёма выпуска продукции, называется предельными издержками фирмы MC (от английского Marginal Costs – предельные издержки):
.
Здесь , поскольку постоянные издержки FC не зависят от объёма выпуска, т.е. .

г)       Объём выпуска и реализации продукции в условиях совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – это некоторая абстракция, практически отсутствующая в современной экономике. Считается, что в этом случае существует множество независимых продавцов однородной продукции, доля каждого из которых мала. Каждый продавец не оказывает практически никакого влияния на цену и предложение товара, т.е. его отсутствия никто не заметит. Вход новых участников на рынок абсолютно свободен, а потенциальному покупателю безразлично, у кого из продавцов приобретать продукцию.

В условиях совершенной конкуренции можно говорить, что выручка производителя TC линейно зависит от количества проданной продукции (для простоты можно предположить, что производитель не имеет проблем со сбытом товара, т.е. произведенный объём товара равен проданному).

Валовые издержки производства могут сначала расти линейно, затем они возрастают более быстрыми темпами, поскольку после исчерпания резервов увеличения объёма выпуска за счёт неиспользуемых мощностей требуются дополнительные затраты по приобретению оборудования или работы в ночное время: по этой причине кривая издержек TC(Q) будет иметь форму, близкую к параболической (см. рис. 8).

 

 

 

 

Рис. 8. Взаимное расположение графиков затрат и выручки

Как видно из рисунка 8, существует две точки безубыточности Q1 и Q2, соответствующие нулевой прибыли и отсутствию убытков. При  фирма несет убытки; если объем выпуска , то у фирмы имеется прибыль; при Q>Q2 фирма вновь несёт убытки. Таким образом, на промежутке  может находиться точка, где прибыль будет максимальной (очевидно, к такому состоянию и стремится предприниматель).

Для определения объема выпуска, где наблюдается наибольшая прибыль, составим уравнение прибыли: П(Q)=TR(Q)–TC(Q). Необходимым условием экстремума (т.е. максимума или минимума) функции является равенство нулю её производной: .

Как мы указывали ранее, точное определение величин  и   невозможно из-за дискретности Q, поэтому их заменяют приближенными выражениями:  (эта величина называется предельным доходом, для условий совершенной конкуренции MR=P, т.е. цене продукции) и . Таким образом, условие максимума прибыли: MR=MC. Фактически это означает, что выпуск дополнительной единицы продукции принесёт фирме столько дополнительного дохода, сколько и дополнительных затрат, т.е. выпуск дополнительной единицы продукции невыгоден фирме.

Графически точка максимума прибыли выглядит следующим образом:

Рис. 9. Точка максимума прибыли Q*.

Просмотров: 2013

Вернуться в оглавление: Экономическая теория