Эластичность. Эластичность спроса по цене

При планировании объёма и структуры производства очень важно знать, от чего зависит спрос на продукцию фирмы.

Мера реакции одной величины на процентное (относительное) изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина, при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене EP или ценовая эластичность, которая показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

, где  и – процентное изменение спроса и цены, соответственно; D – линейное изменение параметра.
Аналогично можно определить показатель эластичности спроса по доходам или другому экономическому параметру. Показатель EP – отрицательная величина практически для всех видов товаров (при снижении цены спрос растёт, и наоборот). Возможны три случая:
а)       – относительно эластичный спрос (изменение цены приводит к большему процентному изменению спроса);
б)       – спрос относительно неэластичен (изменение цены повлечет за собой меньшее процентное изменение спроса);
в)       – единичная эластичность (изменение цены приводит к такому же процентному изменению спроса).
При этом существует два крайних случая:

1) Возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от покупки данного товара, либо к неограниченному росту спроса на него (см. рис. 15). Спрос абсолютно эластичен: . (Пример подобной ситуации – спрос на помидоры у отдельного продавца на городском рынке).


Рис. 15. Общий вид кривой спроса при абсолютно эластичном спросе

 

2) Абсолютно неэластичный спрос: изменение цены никак не скажется на величине спроса (см. рис. 16). Примером подобной ситуации является спрос на некоторые виды лекарств,  которые жизненно необходимы больному.

Рис. 16. Общий вид кривой спроса при абсолютно неэластичном спросе

 

Факторы, влияющие на эластичность спроса:
а)      наличие товаров-заменителей;
б)      фактор времени (в краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном);
в)      значимость товара для потребителей.

Просмотров: 1759

Вернуться в оглавление: Экономическая теория