Экономические потребности и блага
Естественная цель функционирования экономики – удовлетворение экономических потребностей людей, т.е. его потребностей в товарах и услугах.
Теория мотивации А. Маслоу объясняет, почему в разное время людьми движут разные потребности. Она исходит из определенной иерархии потребностей. Человек как бы поочередно удовлетворяет наиболее важные для него потребности, которые становятся движущим мотивом его поведения. А. Маслоу условно выделяет пять уровней потребностей (см. табл. 1). При этом без удовлетворения потребностей низших уровней невозможно удовлетворение высших потребностей.
Таблица 1
Иерархия потребностей по А. Маслоу
I уровень |
Потребности в самоутверждении (саморазвитие, самореализация) |
II уровень |
Потребность в уважении (самоуважение, признание, статус) |
III уровень |
Социальные потребности (чувство духовной близости, любовь) |
IV уровень |
Потребности самосохранения (безопасность, защищенность) |
V уровень |
Физиологические потребности (жажда, голод и т.п.) |
Производителю важно выяснить, как потребитель осознаёт, какая продукция ему необходима и почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Предлагаемый продукт должен, прежде всего, нужен потребителю, а уже потом – удобен для производителя.
Для анализа спроса, предложения и других элементов экономической конъюнктуры важно различать потребности в продуктах текущего потребления и длительного пользования (первые покупаются людьми постоянно и быстро потребляются: это, прежде всего, еда; вторые потребляются постепенно, их мы покупаем время от времени: например, холодильник или телевизор).
Рациональное потребление может повышать общую эффективность экономики – те же результаты достигаются с меньшими затратами для общества. Удовлетворение потребностей – это и стимул к дальнейшему развитию производства: вместо потребленной продукции возникает необходимость создавать новую. Удовлетворённая потребность порождает новые запросы.
Просмотров: 1701
Вернуться в оглавление: Экономическая теория