Конкуренция

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Нет конкуренции – нет нормального функционирования рынка. Конкуренция принимает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики.

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции; это завоевание и удержание доли рынка, стремление склонить покупателя к приобретению продукции именно данной фирмы. Внутриотраслевая конкуренция может проходить в двух формах:

а)       путем снижения цен на товар (очевидно, чтобы фирма не потеряла прибыль, она должна снижать издержки производства и реализации продукции; это возможно путем как жесткого учета всех затрат, так и с помощью новых энерго- и материалосберегающих технологий, дешевого, но качественного сырья);
б)      путем повышения качества товара (известная своим высоким качеством торговая марка товара позволяет удерживать более высокие цены).

Межотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями, вложившими средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности, прежде всего, по норме прибыли. У тех, кто оказался менее удачливым, возникает естественное желание не отставать от более преуспевающих в других отраслях. Это стимулирует перетекание капитала и рабочей силы из одних отраслей в другие, что обеспечивает постоянную корректировку отраслевой структуры экономики (подпитка капиталом тех отраслей, где выше прибыль, т.е. стимулирование выпуска той продукции, которая более всего нужна рынку).

Положительный эффект от конкуренции зависит от условий её существования, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная (чистая) конкуренция:

  • существует множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию, потребителю безразлично, у кого покупать продукцию;
  • доля каждой фирмы в общем объеме продукции на рынке мала, и ее решение о повышении или снижении цены не отразится на общем уровне;
  • вход на рынок и выход с него абсолютно свободны;
  • всем участникам рынка доступна информация о состоянии рынка (цены, затраты, качество, технологии).

Конкуренция, связанная с ограничением свободы предпринимательства, называется несовершенной:

  • жесткие барьеры для проникновения на рынок новых участников;
  • отсутствуют заменители продукции.

Смесь совершенной и несовершенной конкуренции называется монополистической:

  • большое количество мелких фирм, предлагающих разнородную продукцию одного назначения;
  • вход на рынок и выход с него не связаны с трудностями;
  • развита неценовая конкуренция;
  • существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, хотя эти товары и взаимозаменяемы.

Существуют некоторые крайние формы конкурентной среды:
Монополия – ситуация, когда на рынке существует единственная фирма-продавец данной продукции; барьеры для проникновения на рынок практически непреодолимы; товар не имеет близких заменителей.
Монопсония – существует единственный покупатель продукции при множестве продавцов; весьма вероятна дискриминация продавцов, подкуп покупателя.
Иногда встречается двухсторонняя монополия (один продавец и один покупатель), чаще – в военной отрасли.
Олигополия – вид конкуренции, когда на рынке существует несколько крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (например, автомобили), так и однородной (например, сталь). Вступление на рынок новых участников затруднено. Особенность олигополии – взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах и объемах выпуска продукции.

Поскольку «свободное течение» рынка неизбежно приводит к возникновению монополистических образований (а это, в свою очередь, потеря всех преимуществ от конкуренции), то конкурентную среду необходимо поддерживать с помощью государства.

Просмотров: 1634

Вернуться в оглавление: Экономическая теория