Понятие государства и права
Государство – это один из древнейших социально-политических феноменов, который возникает в процессе трансформации и развития патестарных (родо-племенных) обществ в более прогрессивную форму организации. Государство, как форма организации общества, есть общественный политико-правовой союз. Из настоящего утверждения можно сделать вывод, что у государства, как у социальной системы, есть политическая и правовая составляющие.
Государство как понятие не имеет единого, чёткого определения и является полисемичным понятием, то есть в содержание понятия государства в зависимости от контекста могут быть вложены различные взаимодополняющие смысловые значения. Можно, например, употребить термин государство для обозначения страны, или государственной власти, или как суверенного лица в международном праве. С другой стороны по своей социальной природе государство сегодня это и есть общество, разделить общество и государство просто невозможно. Всесторонне охарактеризовать все проявления государства в едином определении просто невозможно. В политологии и теории государства и права раскрывается понятие государства традиционно через его признаки.
У государства есть сущностные и атрибутивные признаки. Атрибутивными признаками являются флаг, герб и гимн, а так же название государства, в монархиях портреты (профили) монархов. К сущностным признакам государства в частности относятся наличие территории, суверенитета, государственной власти и аппарата, налоговой системы, армии, национальной валюты и другие, при рассмотрении вопроса взаимосвязи государства и права особенно важно выделить такой признак как наличие правовой системы.
Для успешного функционирования государственного механизма необходимо наличие правовой системы – это утверждение является одной из основных закономерностей науки «Теории государства и права», в предмет которой входит изучение государства и права как феноменов, рассмотрение взаимосвязи права и государства, процессы политогенеза и правогенеза.
Ещё более сложным социальным явлением, чем государство является, право. Теоретически право является системой общезначимых, общеобязательных, управомачивающе-обязывающих социальных норм, с этим практически все теоретики-юристы соглашаются. Однако дальше каждый вкладывает в понятие «право» свой смысл в зависимости от подхода различных учёных к различным проявлениям права.
Подходы к феномену права традиционно в теории государства и права именуются типами правопонимания. Доктрина выделяет множество типов правопонимания, в том числе и три основных: этатизм, юснатурализм и социологический подход. У всех типов правопонимания есть что-то общее, так или иначе, право регулирует общественные отношения, то есть отношения, складывающиеся в обществе между людьми, так что научные споры ведутся лишь о сущности, а не о назначении права.
Этатизм, известный так же как концепция государственного права, исходит из того, что право, базируясь на государственном принуждении, существует только в государстве, которое право санкционирует, и за исполнением которого осуществляет постоянный контроль. В противном случае, по мнению сторонников концепции, право просто не будет действовать, так как при нарушении правовой нормы не будет механизма ответственности за правонарушение. Соответственно, право представляется сторонникам этатизма как закон, как воля государства.
По своей сути этатизм имеет как ряд важных преимуществ, так некоторые существенные недостатки. В соответствии с данной концепцией закон легко обнаружить - необходимо лишь найти нужный документ. Соответственно закон легко и применять – его достаточно прочесть и истолковать.
Негативной стороной этатизма является возможность образования мёртвого, т. е. недействующего права. Государство теоретически способно озаглавить не иначе как «Закон» документ любого содержания, даже тот, который невозможно воплотить в общественную жизнь, более того таких документов создано достаточно много в России в 90-е годы двадцатого века.
С точки зрения этатизма такие образцы неудачного нормотворчества, так же как и все реализуемые на практике законы тоже являются правом, а это, во-первых, теоретически неверно, а во-вторых, порождает в обществе правовой нигилизм, то есть безразличное отношение к праву. Правовой нигилизм возникает у граждан вследствие того, что логика подсказывает им не соблюдать вообще никакие законы, раз можно постоянно и безнаказанно нарушать некоторые из них. Позиции жёсткого этатизма и являются самой благодатной почвой для произрастания в обществе правового нигилизма.
Юстнатурализм – более сложная умозрительная концепция правопонимания. Она базируется на философском тезисе, выдвинутом французскими просветителями, который сводится к мысли о том, что право объективно существует как социальная реальность вне зависимости от воли государственной власти. Государство, в этом свете, не может регулировать социальные отношения по своему усмотрению, оно должно согласовывать издаваемые законы с объективно существующими социальными реалиями и только на основании них строить законы. Этот процесс соотнесения состояния общественных отношений и воли государства в научной литературе часто называется поиском норм естественного права. Фактически речь здесь идёт о поиске правовых норм как фрагментов объективной социальной реальности свойственный, определённой стадии социального развития в отдельно взятых историко-культурных и географических условиях..
Государство в процессе реализации своей правотворческой функции, с позиции данного типа правопонимания, лишь трансформирует незримый естественно-правовой закон в писаную форму и властными методами обеспечивает неукоснительное его соблюдение.
В качестве примера существования естественно-правового закона рассмотрим право человека на свободу мысли. Например, государство нормативным актом запретит гражданам думать о любви, с целью концентрации интеллектуальных способностей человека на народном хозяйстве. Будет ли действовать такая норма права? Вопрос явно риторический, очевидно, что люди всё равно, несмотря на законодательный запрет, будут думать о том, о чём хотят, а власть при этом ничего и никогда не узнает. Вот пример первой естественно-правовой нормы.
Право человека на жизнь так же, представляет собой норму естественного права. Если оно нарушается, то исчезает субъект правового регулирования, право в этом случае теряет какое либо значение для умершего, все правоотношения с его участием так же исчезают. Право между тем реальность социальная и соответственно существует для блага людей и только там, где эти люди есть, соответственно высшей ценность является сама жизнь.
Существенным теоретическим плюсом юснатурализма является определение базовых идеологических правил (гуманистических, прежде всего) нормотворчества и правогенеза, концепция сообщает законодателю определённую ценностную шкалу, показывает, какие социальные феномены нуждаются в первоочередной правовой защите. Минусом является неизбежная идеологизация естественного права, на сегодняшний день концепция естественного права – это идеология стран Западной Европы, находящаяся в неразрывной связи с концепциями правового государства и гражданского общества. Идеология с точки зрения науки практически всегда исключает рациональное познание и единообразное понимание феномена. Соответственно юснатурализм распространён только в странах стоящих на позиции создания гражданского общества и не принимается странами Ислама, например.
В рамках естественно-правовой концепции слабо проработан вопрос о том, кто в государстве формирует и применяет естественно-правовые нормы. И поскольку на практике не ошибается только тот, кто ничего не делает, неизбежно возникают ошибки и в определении норм естественного права.
Третий подход к праву к определению содержания термина «право» сформирован в рамках социологической научной школы права. В рамках социологической концепции право предстаёт перед нами как исключительно социальный феномен, оно лишь регулируется законами, а по своей сути является управомачивающе-обязывающими социальными отношениями. С позиции социологии права, если в законе говорится, что работодатель не может уволить работника без согласия профсоюза, а профсоюз всегда согласен с работодателем, то фактически правовая норма сводится к тому, что работодатель может уволить работника по своему усмотрению, несмотря на предписание закона, который лишь устанавливает определенные формальности.
С позиций социологической концепции, при поиске правовой нормы ориентироваться необходимо на реально существующие социальные отношения. При социологическом подходе норму права следует искать в исполненном судебном решении. Поскольку именно на этой фазе у социального отношения проявляется и санкция за несоблюдение общепринятого порядка.
Такой подход к праву означает, что правовая норма в деталях соотносится с реальным положением вещей в обществе. Недостатки концепции в том, что любой социальный беспредел фактически является особого рода правовой системой, причём сама система крайне казуистична.
Праву при наличии трёх, часто противоречивых подходов невозможно дать четкого определения и создание единой интегративной концепции правопонимания является важной задачей современной юриспруденции. Одна из наиболее удачных и интересных попыток решения данной проблемы предпринята А. В. Поляковым, однако недоработок в интегративном правопонимании ещё достаточно, и ситуация усугубляется высокой степенью философской сложности интегрального правоведения. Исходя из этого весь наш курс, рассчитанный для студентов не юридических специальностей, мы будем строить исходя из этатизма, традиционного для российской школы права.
То есть в целях рационализации изучения дисциплины «Правоведение» автор предлагает считать, что под правом понимается система действующих управомачивающе-обязывающих, общезначимых, общеобязательных норм социального поведения, санкционированных государством и обеспеченных государственным принуждением.
Право как система норм установленных законом всегда нормативно. Соответственно, дальнейшее изложение будет строиться именно в соответствии с выдвинутым нами тезисом и с позиций умеренного этатизма. Для его понимания необходимо определить термин «нормативность». Норма права как элементарный его сегмент представляет собой действующее в обществе правило поведения. Любое правило состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза есть предположение относительно ситуации, в которой правило должно применяться. Диспозиция представляет собой модель надлежащего поведения в случае гипотетической ситуации. А санкция являет собой последствия за следование или нарушение правовой нормы. Современная теория права выделяет позитивные санкции, то есть поощрения, что не позволяет говорить о санкции как исключительно неблагоприятном последствии за правонарушение.
Нормативность, однако, в теории права означает, что право предназначено для неоднократного применения по неопределённому кругу лиц. То есть норма права применима к любому, заранее неизвестному субъекту, и применяется многократно и системно.
Просмотров: 2417
Вернуться в оглавление: Правоведение