Муниципальная власть и местное самоуправление

  1. Нормативная база местного самоуправления.
  2. Особенности и принципы МСУ.
  3. Муниципальная власть.
  4. Иституциональные основы МСУ.
  5. Функции МСУ.

 

1. Нормативная база местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления. Принята по инициативе Советом Европы в 1985 г.

Ст. 130 Конституция РФ: «Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». 2003 год.

ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

ФЗ «О финансовых основах МСУ в РФ»

ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»

Собрание законодательства РФ.

Глазырин М.В. муниципальная самоорганизация. Основное звено территориального хозяйствования и местного самоуправления. – М.: Наука, 2003.

Местное самоуправление в Российской Фед. Сб. норм. Прав. Актов. М.: Юрид. Лит. 1998.
Чемоданов М., Глазырин М. Вопросы местного самоуправления. Ж.Экономист №3, 2001
Макаров В. и др. Новая экономическая самоорганизация муниципальных образований. Ж. Экономист №4, 2003.
Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. М.: Дело и сервис, 2000.

Нормативно-правовые документы  Москвы и Санкт - Петербурга, регулирующие организацию местного самоуправления. По СПБ:

  • ЗСП «О МСУ» 1997
  • ЗСП «О порядке регистрации уставов муниципальных образований (МО) СПБ» 1997
  • ЗСП « О наименованиях МО СП» 1998
  • ЗСП «О муниципальной службе в СПб» 2000
  • ЗСП «О порядке передачи объектов гос. Собственности СПб в собственность МО» 2000
  • ЗСП «О реестрах муниципальных должностей в СПб» 2000
  • ЗСП «О выборах депутатов муниципальных советов в СП» 2003
  • Распоряжение мера СПб «О структуре и предельной штатной численности работников аппарата территориальных органов исполнительной власти СПб» 1994
  • Распоряжение губернатора СПб «О Совете по МСУ в СПб» 1998
  • Приказ губернатора СПб «О взаимодействии территориальных и отраслевых органов администрации СПб с органами МСУ» 1998
  • Приказ губернатора СПб «Об утверждении положения о комитете по взаимодействию с органами МСУ» 2000

В Государственной Думе действует Комитет по местному самоуправлению.

В СПБ - Союз муниципальных образований СПб.

 

2. Особенности и принципы МСУ.

Местное самоуправление МСУ – это одна из возможных форм самоорганизации населения, местной власти на территориальном уровне для самостоятельного решения вопросов обеспечения жизнедеятельности.

Munisipium (от лат.) – самоуправляющаяся община.

МСУ является важнейшим институтом гражданского общества, обладающим следующими особенностями:

  • Правовая оформленность.
  • Осуществление управления в интересах населения
  • Разрешение местных дел
  • баланс государственных и местных интересов
  • наличие собственных ресурсов
  • реальные возможности принимать участие в управлении делами общества
  • Развитие у граждан чувства принадлежности к одному сообществу
  • сознательное участие граждан в управлении
  • необходимый уровень правосознания граждан
  • наличие способности к активной корректирующей деятельности
  • совпадение объекта и субъекта управления
  • превращение местного сообщества из участников управления в его первичных субъектов

Общим принципам МСУ относятся:

    • самостоятельность решения населением вопросов местного значения
    • организационное обособление МСУ, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций
    • соответствие материальных и финансовых ресурсов МСУ его полномочиям
    • ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением
    • многообразие организационных форм осуществления МСУ
    • соблюдение прав и свобод человека и гражданина
    • законность в организации и деятельности МСУ
    • гласность деятельности МСУ
    • коллегиальность и единоначалие в деятельности МСУ
    • государственная гарантированность МСУ
    • ограничение прав субъектов РФ в регулировании вопросов, связанных с осуществлением МСУ
    • унифицированная для всех субъектов РФ модель территориального устройства МСУ
    • дифференцированный перечень вопросов местного значения в зависимости от вида МО
    • подробное регулирование структуры органов МСУ
    • дифференциация источников доходов МО

К основным принципам МСУ относятся:

  • верховенство Конституции РФ, федеральных законов
  • самостоятельность решения населением вопросов  местного значения в интересах населения
  • законность в осуществлении МСУ
  • законность в организации и осуществлении МСУ
  • соблюдение прав и свобод человека
  • гласность деятельности по осуществлению МСУ
  • обязательность наличия представительного органа МСУ в МО либо осуществление полномочий собранием (сходом) граждан
  • ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением МО, государством, физическими и юридическими лицами
  • неподчиненность одного МО другому
  • обеспечение органами государственной власти муниципальным образованиям минимальных местных бюджетов
  • государственные гарантии и поддержка местного самоуправления
  • взаимодействие и сотрудничество в обеспечении жизнедеятельности населения органов МСУ с органами государственной власти

Частные принципы:

  • принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов МСУ, возникших в результате решений органов государственной власти
  • получение органами МСУ платы за пользование на их территории природными ресурсами
  • профессионализм и компетентность муниципальных служащих
  • единство основных требований предъявляемых к муниципальной службе в РФ
  • правовая и социальная защищенность муниципальных служащих
  • внепартийность муниципальной службы

 

3. Муниципальная власть

В РФ существует две равноправные разновидности публичной власти – государственная и местная (муниципальная) власть. Каждый уровень обладает своими специфическими признаками.

Муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти. Например,

  • четко выраженный институализированный характер.
  • И государственная и муниципальная власть характеризуются наличием специфического обособленного аппарата, осуществляющего эту власть – органы гос. власти и органы МСУ.
  • Они обладают непрерывностью во времени, универсальностью. Их деятельность основана на Конституции РФ, законах и иных нормативных актах.  Обе вертикали власти существуют в рамках определенной территории по отношению ко всем находящимся на ней лицам.
  • Они обладают правом введения и сбора налогов, самостоятельного формирования бюджета

В то же время органы МСУ обладают признаками, отличающие их от органов государственной власти:

  • Они действуют не от имени государства, а от имени местного сообщества
  • Муниципальная власть решает вопросы местного значения
  • Материально-финансовую базу деятельности органов МСУ составляет муниципальная собственность и бюджет
  • МВ наиболее приближенная к населению форма власти с непосредственным участием населения
  • У МВ отсутствуют политические функции
  • Органы МСУ не обладают правом осуществления собственно законодательной власти
  • Не могут самостоятельно определять круг своих полномочий

МВ действует в пределах МО, реализуется от имени местного сообщества органами МСУ и основана на нормах права.

Таким образом, МВ может быть определена как форма общественных отношений, в которых согласно нормам местного сообщества деятельность одних субъектов, воздействуя на деятельность других субъектов изменяет или стабилизирует ее в соответствии со своими целями в рамках общегосударственной политики.

 

 

4. Иституциональные основы МСУ

Их можно объединить в следующие институты:

  • Правовые основы МСУ. Выделяются акты федерального, регионального и местного уровня.
  • Территориальные основы МСУ. Рассматриваются нормы административного устройства СРФ и нормы формирования, реорганизации и ликвидации МО.
  • Организационные основы МСУ представляют совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на МСУ через формы непосредственного народовластия, органы МСУ и иные выборные органы.
  • Финансово-экономические основы МСУ: институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна, местные налоги и сборы, внебюджетные фонды.
  • Ответственность органов МСУ и должностных лиц перед населением, физическими и юридическими лицами и государством, а также процедура отзыва выборных должностных лиц МСУ.
  • Гарантии МСУ – это совокупность средств реализации права на МСУ. Это юридические, в том числе права на судебную защиту, социальные, экономические, политические и пр. гарантии.

 

5. Функции МСУ

Формы и методы МСУ в России только формируются.

МСУ является конкретной формой народовластия, обеспечивающей защиту интересов граждан. Его сущность состоит в реализации многообразных потребностей населения в труде и социальных благах на каждой относительно локальной территории.

Система МСУ ориентируется на выполнение следующих функций:

  • Анализ управляемого объекта в процессе его функционирования и развития. На этом этапе происходит выявление составляющих элементов и механизмов, экономических отношений, законов, целей существующих и вновь создаваемых систем, положительных и отрицательных тенденций развития, причин их разбалансированности или отставания (например диффер. Доходов, высокая инфляция), и формулирование проблемы.
  • Выработка научно обоснованных представлений о направлениях и логике развития управляемого объекта в обозримой перспективе, исходя из анализа его состояния, учитывая мировую и отечественную практику. На этой основе осуществляется прогнозирование производственно-социального развития территориального образования, текущее и перспективное планирование производственного и социального развития муниципального образования,
  • Разработка модели (генплана) развития в реально проектируемом будущем, обеспечивающая переход к новой экономической организации МО, к использованию эффективных механизмов саморазвития и самоуправления.
  • Разработка муниципальной программы достижения проектируемой модели, рационализации основного воспроизводственного процесса, развития его на базе собственных доходов. Такая программа включает выбор целей, путей их обеспечения, в том числе стимулирование труда, эффективного использования материальных финансовых ресурсов.
  • Оперативное управление производственными, социальными и экономическими процессами, работой по практической реализации программы, включая ее подготовку  и организацию: Решение текущих задач обеспечения жизнедеятельности населения, содействие росту промышленного и аграрного производства, повышения качества жизни населения, обеспечения полной занятости населения и соблюдения социальных гарантий, соблюдение законов и прав личности,
  • Контроль за ходом выполнения программы, необходимая корректировка производственно-технологических и экономических механизмов функционирования и развития, накопление информации для выработки новых программ развития и проведения исследований. Главное здесь – установить обратную связь, максимально учесть влияние других факторов.

Осуществление этих задач, связанных между собой, представляет процесс управления и самоуправления МО.

Просмотров: 3130

Вернуться в оглавление: Системы ГМУ