Муниципальная власть и местное самоуправление
- Нормативная база местного самоуправления.
- Особенности и принципы МСУ.
- Муниципальная власть.
- Иституциональные основы МСУ.
- Функции МСУ.
1. Нормативная база местного самоуправления.
Европейская хартия местного самоуправления. Принята по инициативе Советом Европы в 1985 г.
Ст. 130 Конституция РФ: «Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». 2003 год.
ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
ФЗ «О финансовых основах МСУ в РФ»
ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»
Собрание законодательства РФ.
Глазырин М.В. муниципальная самоорганизация. Основное звено территориального хозяйствования и местного самоуправления. – М.: Наука, 2003.
Местное самоуправление в Российской Фед. Сб. норм. Прав. Актов. М.: Юрид. Лит. 1998.
Чемоданов М., Глазырин М. Вопросы местного самоуправления. Ж.Экономист №3, 2001
Макаров В. и др. Новая экономическая самоорганизация муниципальных образований. Ж. Экономист №4, 2003.
Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. М.: Дело и сервис, 2000.
Нормативно-правовые документы Москвы и Санкт - Петербурга, регулирующие организацию местного самоуправления. По СПБ:
- ЗСП «О МСУ» 1997
- ЗСП «О порядке регистрации уставов муниципальных образований (МО) СПБ» 1997
- ЗСП « О наименованиях МО СП» 1998
- ЗСП «О муниципальной службе в СПб» 2000
- ЗСП «О порядке передачи объектов гос. Собственности СПб в собственность МО» 2000
- ЗСП «О реестрах муниципальных должностей в СПб» 2000
- ЗСП «О выборах депутатов муниципальных советов в СП» 2003
- Распоряжение мера СПб «О структуре и предельной штатной численности работников аппарата территориальных органов исполнительной власти СПб» 1994
- Распоряжение губернатора СПб «О Совете по МСУ в СПб» 1998
- Приказ губернатора СПб «О взаимодействии территориальных и отраслевых органов администрации СПб с органами МСУ» 1998
- Приказ губернатора СПб «Об утверждении положения о комитете по взаимодействию с органами МСУ» 2000
В Государственной Думе действует Комитет по местному самоуправлению.
В СПБ - Союз муниципальных образований СПб.
2. Особенности и принципы МСУ.
Местное самоуправление МСУ – это одна из возможных форм самоорганизации населения, местной власти на территориальном уровне для самостоятельного решения вопросов обеспечения жизнедеятельности.
Munisipium (от лат.) – самоуправляющаяся община.
МСУ является важнейшим институтом гражданского общества, обладающим следующими особенностями:
- Правовая оформленность.
- Осуществление управления в интересах населения
- Разрешение местных дел
- баланс государственных и местных интересов
- наличие собственных ресурсов
- реальные возможности принимать участие в управлении делами общества
- Развитие у граждан чувства принадлежности к одному сообществу
- сознательное участие граждан в управлении
- необходимый уровень правосознания граждан
- наличие способности к активной корректирующей деятельности
- совпадение объекта и субъекта управления
- превращение местного сообщества из участников управления в его первичных субъектов
Общим принципам МСУ относятся:
- самостоятельность решения населением вопросов местного значения
- организационное обособление МСУ, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций
- соответствие материальных и финансовых ресурсов МСУ его полномочиям
- ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением
- многообразие организационных форм осуществления МСУ
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина
- законность в организации и деятельности МСУ
- гласность деятельности МСУ
- коллегиальность и единоначалие в деятельности МСУ
- государственная гарантированность МСУ
- ограничение прав субъектов РФ в регулировании вопросов, связанных с осуществлением МСУ
- унифицированная для всех субъектов РФ модель территориального устройства МСУ
- дифференцированный перечень вопросов местного значения в зависимости от вида МО
- подробное регулирование структуры органов МСУ
- дифференциация источников доходов МО
К основным принципам МСУ относятся:
- верховенство Конституции РФ, федеральных законов
- самостоятельность решения населением вопросов местного значения в интересах населения
- законность в осуществлении МСУ
- законность в организации и осуществлении МСУ
- соблюдение прав и свобод человека
- гласность деятельности по осуществлению МСУ
- обязательность наличия представительного органа МСУ в МО либо осуществление полномочий собранием (сходом) граждан
- ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением МО, государством, физическими и юридическими лицами
- неподчиненность одного МО другому
- обеспечение органами государственной власти муниципальным образованиям минимальных местных бюджетов
- государственные гарантии и поддержка местного самоуправления
- взаимодействие и сотрудничество в обеспечении жизнедеятельности населения органов МСУ с органами государственной власти
Частные принципы:
- принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов МСУ, возникших в результате решений органов государственной власти
- получение органами МСУ платы за пользование на их территории природными ресурсами
- профессионализм и компетентность муниципальных служащих
- единство основных требований предъявляемых к муниципальной службе в РФ
- правовая и социальная защищенность муниципальных служащих
- внепартийность муниципальной службы
3. Муниципальная власть
В РФ существует две равноправные разновидности публичной власти – государственная и местная (муниципальная) власть. Каждый уровень обладает своими специфическими признаками.
Муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти. Например,
- четко выраженный институализированный характер.
- И государственная и муниципальная власть характеризуются наличием специфического обособленного аппарата, осуществляющего эту власть – органы гос. власти и органы МСУ.
- Они обладают непрерывностью во времени, универсальностью. Их деятельность основана на Конституции РФ, законах и иных нормативных актах. Обе вертикали власти существуют в рамках определенной территории по отношению ко всем находящимся на ней лицам.
- Они обладают правом введения и сбора налогов, самостоятельного формирования бюджета
В то же время органы МСУ обладают признаками, отличающие их от органов государственной власти:
- Они действуют не от имени государства, а от имени местного сообщества
- Муниципальная власть решает вопросы местного значения
- Материально-финансовую базу деятельности органов МСУ составляет муниципальная собственность и бюджет
- МВ наиболее приближенная к населению форма власти с непосредственным участием населения
- У МВ отсутствуют политические функции
- Органы МСУ не обладают правом осуществления собственно законодательной власти
- Не могут самостоятельно определять круг своих полномочий
МВ действует в пределах МО, реализуется от имени местного сообщества органами МСУ и основана на нормах права.
Таким образом, МВ может быть определена как форма общественных отношений, в которых согласно нормам местного сообщества деятельность одних субъектов, воздействуя на деятельность других субъектов изменяет или стабилизирует ее в соответствии со своими целями в рамках общегосударственной политики.
4. Иституциональные основы МСУ
Их можно объединить в следующие институты:
- Правовые основы МСУ. Выделяются акты федерального, регионального и местного уровня.
- Территориальные основы МСУ. Рассматриваются нормы административного устройства СРФ и нормы формирования, реорганизации и ликвидации МО.
- Организационные основы МСУ представляют совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на МСУ через формы непосредственного народовластия, органы МСУ и иные выборные органы.
- Финансово-экономические основы МСУ: институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна, местные налоги и сборы, внебюджетные фонды.
- Ответственность органов МСУ и должностных лиц перед населением, физическими и юридическими лицами и государством, а также процедура отзыва выборных должностных лиц МСУ.
- Гарантии МСУ – это совокупность средств реализации права на МСУ. Это юридические, в том числе права на судебную защиту, социальные, экономические, политические и пр. гарантии.
5. Функции МСУ
Формы и методы МСУ в России только формируются.
МСУ является конкретной формой народовластия, обеспечивающей защиту интересов граждан. Его сущность состоит в реализации многообразных потребностей населения в труде и социальных благах на каждой относительно локальной территории.
Система МСУ ориентируется на выполнение следующих функций:
- Анализ управляемого объекта в процессе его функционирования и развития. На этом этапе происходит выявление составляющих элементов и механизмов, экономических отношений, законов, целей существующих и вновь создаваемых систем, положительных и отрицательных тенденций развития, причин их разбалансированности или отставания (например диффер. Доходов, высокая инфляция), и формулирование проблемы.
- Выработка научно обоснованных представлений о направлениях и логике развития управляемого объекта в обозримой перспективе, исходя из анализа его состояния, учитывая мировую и отечественную практику. На этой основе осуществляется прогнозирование производственно-социального развития территориального образования, текущее и перспективное планирование производственного и социального развития муниципального образования,
- Разработка модели (генплана) развития в реально проектируемом будущем, обеспечивающая переход к новой экономической организации МО, к использованию эффективных механизмов саморазвития и самоуправления.
- Разработка муниципальной программы достижения проектируемой модели, рационализации основного воспроизводственного процесса, развития его на базе собственных доходов. Такая программа включает выбор целей, путей их обеспечения, в том числе стимулирование труда, эффективного использования материальных финансовых ресурсов.
- Оперативное управление производственными, социальными и экономическими процессами, работой по практической реализации программы, включая ее подготовку и организацию: Решение текущих задач обеспечения жизнедеятельности населения, содействие росту промышленного и аграрного производства, повышения качества жизни населения, обеспечения полной занятости населения и соблюдения социальных гарантий, соблюдение законов и прав личности,
- Контроль за ходом выполнения программы, необходимая корректировка производственно-технологических и экономических механизмов функционирования и развития, накопление информации для выработки новых программ развития и проведения исследований. Главное здесь – установить обратную связь, максимально учесть влияние других факторов.
Осуществление этих задач, связанных между собой, представляет процесс управления и самоуправления МО.
Просмотров: 3130
Вернуться в оглавление: Системы ГМУ