Основные элементы системы МСУ

  1. Субъекты, объект и содержание МСУ
  2. Муниципальные нормы
  3. Устав МО
  4. Акты выборных органов, должностных лиц МСУ

 

1. Субъекты, объект и содержание МСУ

Субъекты МУ – это те, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере МСУ. В качестве субъектов могут выступать:

  • МО;
  • Граждане РФ
  • Население
  • Группы граждан
  • ОМСУ
  • Органы ТОСУ
  • ОГВ
  • Ассоциации, союзы, иные объединения МО, ОМСУ
  • Государственные и негосударственные организации
  • Муниципальные унитарные организации

Объекты МУ – то, по поводу чего взаимодействуют Субъекты МПО. К ним относятся территория МО, муниципальное имущество и муниципальные правовые акты.

Содержание МУ – составляют полномочия, права и обязанности их субъектов, возникающие в сфере осуществления функций МСУ.
Конституция РФ закрепляет правовое регулирование вопросов в сфере МСУ за РФ, субъектами РФ, МО.

В сферу исключительного ведения РФ входит:

  • Регулирование основных финансово-экономических отношений в МО
  • Регулирование прав и свобод человека и гражданина в сфере МСУ
  • Правовые ограничения в сфере МСУ

Полномочия федеральных и региональных ОВ.

Полномочия МО.

 

2. Муниципальные нормы

 Основую часть муниципальных норм составляют нормы, направленные на регулирование публично-властных отношений (территориальной организации МСУ, статус и порядок деятельности органов и должностных лиц МСУ, непосредственное осуществление муниципальной власти), и нормы, направленные на регулирование отношений по участию граждан в осуществлении МСУ на добровольных началах (территориальное общественное самоуправление). Следует выделить полномочия органов МСУ по управлению муниципальным хозяйством, социально-культурной сферой и по обеспечению законности и правопорядка.

МН это формально определенные общеобязательные правила поведения, установленные органами и должностными лицами государственной власти и МСУ либо населением МО путем непосредственного волеизъявления, регулирующие общественные отношения и обеспеченные принудительной силой государства.

Все нормы МУ можно разбить на две большие группы: нормативно-правовые акты и муниципально-правовые договоры. Муниципально-правовые договоры – это соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением МСУ, наделением органов МСУ отдельными государственно-властными полномочиями. ОГВ – ОМСУ, ОМСУ – ОМСУ, ОМСУ – другие субъекты.

Норматино-правовые акты – это односторонние, властные, волевые действия непосредственно населения, органа власти или его должностного лица, связанные с исполнением закона и направленные на возникновение, изменение или прекращение правовых норм и правоотношений.

Муниципальные нормы РФ можно подразделить на международно-правовые и внутригосударственные.

Международно-правовым источникам МП, прежде всего, относится Европейская хартия МСУ. Она определяет понятие МСУ, регламентирует узловые моменты его организации: сферу компетенции МСУ и пр.

К внутригосударственным источникам МП относятся:
1. Конституция РФ (1993). В гл.1 КРФ МСУ гарантируется как одна из основ конституционного строя, провозглашается его самостоятельность и обособленность от органов ГВ. В гл.8 «МСУ» содержится развернутая система принципов МСУ, территориальных и финансовых основ его осуществления, гарантий МСУ.
2. федеральные законы и постановления Федерального Собрания. ФЗ №131;   ФЗ «о финансовых основах МСУ» и пр.
3. Нормативные правовые акты  Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Указ от 3 июня 1996 «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» и указ от 15 октября 1999 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития МСУ в РФ».

Постановления Правительства РФ представляют собой акты, которые принимаются в развитие законодательных установлений, указов Президента и определяют основные направления правительственной политики в области МСУ. «О Федеральной программе государственной поддержки развития МО и создания условий для реализации конституционных полномочий МСУ» от 27 декабря 1995.

Федеральные министерства в пределах своих полномочий также принимают нормативны акты.
4. Решения Конституционного суда – более 20 постановлений и определений.
5. Нормативные правовые акты субъекта РФ.
6. Решения Конституционного (Уставного) суда субъектов РФ
7. муниципальные нормативные правовые акты и муниципально-правовые договоры. Уставы МО, нормативные акты, принятые ОМСУ либо непосредственно населением МО.

ФЗ №131  гл.7 «Муниципально-правовые акты» устанавливает систему МПА, в которую входят: устав МО; правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты представительного органа; правовые акты главы МО; постановления и распоряжения главы местной администрации.

Закон определяет порядок принятия МПА и вступления их в силу.

 

3. Устав МО

Устав  - основной нормативный правовой акт МО, регламентирующий деятельность населения и ОМСУ по решению вопросов местного значения. П. 1 ч. 2 ст. 6 Закона предусматривает принятие устава, его изменение, а также контроль за его соблюдением, как вопросы местного значения.

Устав МО обладает следующими особенностями:
- наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав МО.
- учредительный характер
- всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования
- устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых ОМСУ или местным сообществом непосредственно.
- устав – основа для дальнейшего нормотворчества
- устав МО характеризуется особым порядком принятия
- устав является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности МСУ.

Устав – это свод норм, регламентирующих жизнедеятельность МО. Устав должен содержать нормы четырех типов:

  • Нормы понятия.
  • Нормы, определяющие структуры представительного и исполнительного  органов МО, наименования подразделений, основных должностей, их функциональные обязанности.
  • Нормы процедурного характера, описывающие для всех основных сфер и типичных случаев когда, кому и как действовать, как оформлять различные документы, нанимать на работу или смещать должностных лиц и служащих аппарата представительного органа МСУ и администрации, разрешать споры между ОМСУ и организациями и пр.
  • Нормы, которые ограничивают деятельность должностных лиц, занятие ими определенных должностей, деятельность в общественных организациях, получение дополнительных доходов и пр.

В соответствии со ст. 44 ФЗ уставом МО должны определяться:
1. Наименование МО
2. перечень вопросов местного значения
3. формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов МЗ (ВМЗ), в том числе путем образования органов ТОСУ
4. структура и порядок формирования ОМСУ
5. наименование и полномочия выборных и иных органов МСУ, должностных лиц МСУ
6. вид, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов
7. срок полномочий представительного органа МО, депутатов, членов иных выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц
8. виды ответственности ОМСУ и должностных лиц МСУ, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц МСУ, досрочного прекращения полномочий выборных органов МСУ и выборных должностных лиц МСУ
9. порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ
10. порядок внесения изменений и дополнений в устав МО.

Устав МО принимается представительным органом МО, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан.

Проект устава подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 30 дней до рассмотрения вопроса о принятии устава МО с одновременным опубликованием установленного порядка учета предложений по ним, а также порядка участия граждан в их обсуждении.

Устав принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа МО.
Устав подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленным федеральным законом.
Государственная регистрация устава МО необходима для включения МО в единый федеральный реестр МО, для приобретения соответствующими органами МСУ прав Юридических лиц.

Устав МО подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации. После этого устав вступает в силу.

Изменения и дополнения, внесенные в устав МО и изменяющие структуру органов МСУ, полномочия органов МСУ и выборных должностных лиц МСУ, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа МО, принявшего муниципально-правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

 

4. Акты выборных органов, должностных лиц МСУ

Акты представительного органа, должностных лиц представительного органа, главы МО, главы местной администрации и иные правовые акты.

Акты представительного органа.

Представительный орган МСУ по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа МО. Это принятие общеобязательных правил по предметам ведения МСУ, планов и программ социально-экономического развития МО, утверждение отчетов об их выполнении, установление местных налогов, сборов и платежей, определение порядка выпуска муниципальных займов, лотерей, предоставления кредитов и налоговых льгот, установления порядка приватизации.

Просмотров: 1717

Вернуться в оглавление: Системы ГМУ