Закономерности проявления социально-психологических особенностей личности

Можно говорить и об определенных закономерностях функционирования социально-психологических черт личности, которые позволяют их правильно интерпретировать и осмыслить.

Каждое общество (общность) в силу своеобразия экономического и политического развития создает специфические социально-психологические ценности. Западное общество (западные государства) основное внимание уделяло формированию у своих представителей свободы индивидуализма как главенствующей нормы взаимоотношений. Вот почему населению западных государств часто свойственны крайняя степень проявления эгоцентризма. У них личные чувства превалируют над общественными, индивидуальные интересы преобладают над социальными. Хотя и здесь могут быть нюансы. Например, в США, а также некоторых испаноязычных государствах считается, что личное не должно вступать в противоречие с государственным (национальным). Ты не можешь быть эгоистом, когда речь идет об интересах государства, группы социальной (национальной) принадлежности.
Восточная культура (общество), наоборот, ориентировала людей на предельное развитие социальной конформности, наставляя их на путь беспрекословного (и очень часто беспринципного) повиновения группе и обществу. Здесь любой человек должен вести себя так, чтобы у окружающих никогда не возникало подозрения в наличии у него корыстных, личных устремлений, противоречащих групповым и общественным.

Своеобразно влияет на формирование социально-психологических качеств человека и его принадлежность к определенной религиозной конфессии. Православному человеку с рождения закладывается в сознание идея непротивления, у него формируются черты индивидуальной безликости, чувство социального фатализма, всепрощения. Католицизм же, особенно его современные формы, ориентирует личность на жесткость в общении с окружающими людьми, развивает частнособственнические притязания, поощряет гибкое ситуативное взаимодействие человека с другими людьми только в интересах веры. Ислам, в свою очередь, воспитывает людей в духе жесткого противостояния всему тому, что не соответствует нормам и правилам шариата, формирует у них чувство превосходства над «неверными», развивает поверхностное отношение к личностным запросам и благополучию. Восточные же религии ориентируют индивида на безропотное и фаталистическое восприятие трудностей социальной жизни и взаимоотношений в обществе, индивидуальное самосовершенствование ради социального благополучия, общественный конформизм.

Сложное соотношение «я» и «они» может по-особому проявляться под давлением самой личности. Например, известно, что в определенных социальных и исторических условиях требования жизни заставляли людей противопоставлять себя сплоченной, но сковывающей личную активность общности. Иного средства, кроме отрицания этой общности, не было. Только с помощью непрерывного противостояния в ходе естественного развития перестраивались устаревшие формы общностей и их внутренние связи, заменяясь иными, отвечающими новым объективным условиям и требованиям реальной жизни.

Кроме того, сам по себе индивид всегда стремится к обособлению. Причем его психика постоянно использует специфические механизмы: претензии на престиж собственного «я», завоевание авторитета и ниспровержение авторитетов; негативное отношение к той или иной общности, в которой человек вновь оказывался в силу ряда причин; авторитарное стремление личности к тем своим внутренним настроениям и состояниям, к которым она привыкла. В этом случае вступают в силу закономерности, заставляющие проявляться многие грани социально-психологических качеств человека.

В ряде случаев общность (группа) под влиянием сложившихся обстоятельств стремится выразить свое отношение к конкретному человеку, абсолютизируя, если нужно, его отрицательные характеристики, не замечая при этом положительных. Иногда она специально оказывает шокирующее давление на личность, заставляя ее допускать ошибки. Если человек сопротивляется, игнорирует социальные нормы, не соглашается с общими для всех ценностями, то его или вытесняют из новой для него общности, или превращают в изгоя. В принципе в этом нет ничего необычного, это азбука межличностных отношений в группе. Вспомним хотя бы «эффект сукиного сына», описанный К.Д. Ушинским, или многочисленные эксперименты американских социальных психологов, в которых, например, в специально созданных условиях студенты, учившиеся вместе, подвергали друг друга страданиям и унижениям.

Все это способствует появлению в группах индивидов с навязанными формами социально-психологического поведения, являющимися следствием их положения среди других людей или результатом проявляемого ими своеобразного конформизма.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за свое поведение, действия и поступки определенную ответственность. Этот процесс получил название социализации.

Просмотров: 2067

Вернуться в оглавление: Социальная психология