Специфика психологии социального класса

Психология любого класса включает в себя такие элементы, как потребности, интересы, чувства, настроения, взгляды, убеждения, ценности, традиции и т.д. Обычно при этом различаются лишь их содержание, соотношение и направленность.

Психология одного класса отличается от психологии другого по тому, какие из общественно-психологических явлений в ней доминируют и каково их содержание в данный исторический момент, поскольку в процессе развития класса его психология может меняться. В классовой психологии находят свое отражение и национально-психологические особенности людей, придающие ей определенную национальную специфику.

Необходимо иметь в виду, что у представителей социальных групп, относящихся к разным классам, может быть значительное сходство ряда психологических черт. Это объясняется тем, что внутренняя разнородность основных классов и средних слоев связана с существованием социальных групп, различающихся по основным признакам своего классового положения, но сходных по характеру трудовой деятельности, формам ее организации и другим характеристикам. Например, к так называемым «белым воротничкам» — наемным работникам умственного и простого нефизического труда — относятся как определенные слои пролетариата, так и «новые» средние слои (наемные работники, занимающие промежуточное классовое положение), а также принадлежащая к буржуазии верхушка управляющих. Организация их профессиональной деятельности в условиях государственно-монополистического капитализма подчинена определенному бюрократическому принципу: ее характеризует многоступенчатая иерархия должностей и статусов, что создает почву для распространения в этой среде четко выраженной ориентации на служебную карьеру, на продвижение к новым, более высоким должностям.

Несомненно и то, что классовое положение человека влияет на все стороны его общественного бытия и, следовательно, на его сознание, отражающее это бытие, его психологию. Это влияние осуществляется посредством двух тесно связанных между собой механизмов: во-первых, через личный жизненный опыт человека, зависящий от социально-экономических условий жизни класса, к которому этот человек принадлежит (вполне естественным является то, что жизненный опыт рабочего отличается от жизненного опыта крупного промышленника-капиталиста, приобретавшегося в совершенно иных социально-экономических условиях); во-вторых, через личное общение, большая часть которого проходит во вполне определенной социальной среде с четко выраженными классовыми особенностями.

Эта социальная среда окружает индивида уже с первых шагов формирования его сознания. Например, малолетний отпрыск какой-нибудь богатейшей американской семьи наверняка будет учиться в одной из самых привилегированных частных школ США («Андовер», «Букли», «Кент», «Гротон» и др.), где учатся дети таких же богатых родителей. Высшее образование он обязательно будет получать в одном из самых дорогих университетов «Плющевой лиги», куда доступ рядовому американцу практически закрыт. Позже он станет членом одного из закрытых престижных частных клубов («Линкс», «Метрополитэн» и др.), являющихся местом неформального общения американской знати. Жить он будет в богатом и изолированном пригороде, в окружении прислуги и частных охранников, общаясь только со сверстниками своего круга. Естественно, что процесс социализации сына безработного или даже квалифицированного рабочего будет происходить в совершенно иных условиях и в другом окружении.

Вместе с тем факт принадлежности людей к тому или иному классу отнюдь не означает прямой и однозначной социальной обусловленности их психической жизни. Социальная среда, отражаемая сознанием, включает в себя не только условия жизни данного класса, но и всю совокупность объективных условий общественной жизни, характеризующих данную общественно-экономическую формацию. Как следствие, психология рабочего определяется не только фактом принадлежности к рабочему классу, но и тем, в условиях какого общества он живет. Кроме того, воплощая особенности каждой формации и условия жизни каждого класса внутри нее, психология носит конкретно-исторический характер: на нее накладывает отпечаток уровень экономического, социального и культурного развития общества. С одной стороны, современный промышленный рабочий во многом отличается от рабочего эпохи промышленной революции, с другой — значительные различия имеются между рабочими промышленно развитых стран Европы, Америки и Японии и рабочими развивающихся стран Азии и Африки.

Классовая психология не аморфна. Она может претерпевать определенные изменения под влиянием исторически изменяющихся условий жизни ее представителей, под воздействием того или иного соотношения классовых сил, изменения социальной базы, из которой пополняется класс. Она может детерминироваться национальными традициями и привычками, психологией других классов. Очень рельефно это прослеживается в периоды больших социальных потрясений. Определенные психологические различия могут быть и у представителей разных отрядов пролетариата одной страны. Поэтому, чтобы понять психологию представителей определенной социальной группы, недостаточно, например, констатировать их принадлежность к рабочему классу, — нужно еще учитывать их профессию, квалификацию и образование, размеры предприятия, на котором они работают, уровень их зарплаты и ряд других факторов.

Если воздействие классового положения на сознание столь тесно переплетается с воздействием многих других факторов, если психология любого человека является не только классовой, но и национальной, профессиональной и т.д., можно ли вообще рассматривать классовую психологию как особое социально-психологическое явление?

Социальная психология отвечает на этот вопрос утвердительно. Конечно, каждый человек ярко индивидуален и влияние положения класса на его сознание преломляется через личный жизненный опыт, особенности его характера и темперамента. Однако в индивидуальном своеобразии любого человека в той или иной мере проявляются общеклассовые черты. Так, для буржуа, к какому бы слою, группе данного класса он ни принадлежал, стремление к прибыли, укрепление и расширение своего дела является главной потребностью и жизненной целью. И все это порождает в его психике черты, сходные с чертами большинства людей, принадлежащих к классу буржуазии.

Ликвидация классовых конфликтов, классовых противоречий путем революционного уничтожения одного из классов, как показал социалистический опыт, не приводит к полной гармонии отношений между оставшимися социальными группами.

Объявив войну «дворцам» в 1917 г., большевики не принесли мир и равенство в «хижины». Конечно, между рабочим классом, классом крестьян и прослойкой интеллигенции не было антагонистических экономических противоречий, так как никто не имел права собственности на землю, на орудия и средства производства и делить, по сути дела, было нечего. Но существовавшая система восполняла этот «недостаток» через систему здравоохранительных, образовательных, пищевых и других привилегий для руководящей и доминирующей партийно-государственной, профсоюзной, комсомольской прослойки (спецмашины, спецмагазины, спецполиклиники, доступ к высшему образованию, спецшколы, спецясли, дачи и т.п.). «Слуги» народа, как известно, жили лучше самого народа, хотя богатыми себя не считали. Конечно, богатыми, как Рябушин-ские или Ротшильды, они не были, но их привилегии вызывали недовольство народа и поддерживали огонь в вяло текущем, подспудном конфликте. Богатыми были не только представители правящей номенклатуры, но и заведующий товарным складом, и директор ювелирного магазина, и официант в спецресторане или нянечка в детском саду для детей советской элиты.

Социальные условия жизни класса не создают всей совокупности психических черт индивида, но они подавляют одни черты, стимулируют развитие других и тем самым формируют типичные для данного класса черты личности. Поэтому в общности психологических черт, типичных для представителей данного класса, и выражается реальность классовой психологии. Следует также отметить, что последняя не является суммой психологических признаков и свойств конкретных личностей, составляющих данный класс. Социальная психология рассматривает ее как совокупность психологических черт, типичных для представителей данного класса.

Так, для мелкой буржуазии, занимающей центральное место среди представителей средних слоев и включающей широкие круги мелких собственников промышленных и торговых предприятий, предприятий сферы обслуживания, мелких фермеров, ремесленников, лавочников и кустарей, характерны трудолюбие, преданность профессии и своему делу, ответственность и чувство долга, высокий прагматизм, индивидуализм и др. Это, однако, не значит, что каждый представитель данной межклассовой социальной группы в полной мере обладает перечисленными чертами, поскольку социальная психология рассматривает их как наиболее типичные и характерные для мелкой буржуазии.

Просмотров: 1735

Вернуться в оглавление: Социальная психология