Содержание психологии класса

Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.

Ее основу, в той или иной степени влияющую на все другие стороны и проявления, формируют прежде всего потребности людей, составляющих класс или межклассовую группу. На каждом этапе экономического, социального и культурного развития общества классовое положение обусловливает объем и состав доступных им материальных и духовных благ, основное содержание их деятельности, их реальные возможности обладать теми или иными вещами.

Содержание потребностей зависит от того, что имеет человек, представитель класса, и чего ему недостает. Специфика его деятельности развивает в нем одни потребности и подавляет другие. Предпринимательская деятельность буржуазии, например, формирует у ее представителей ярко выраженную потребность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегированного класса и обеспечить получение новой прибыли. Именно для удовлетворения этой потребности буржуа вынуждены постоянно вкладывать в производство все новые и новые деньги, стремясь укрепить, расширить и усовершенствовать его, завоевать новые рынки сбыта продукции. Все это заставляет буржуазию выработать такие психологические черты, как инициативность, предприимчивость, решительность, прагматизм, стремление к личному успеху, индивидуализм и др.
Не меньшее значение в содержании классовой психологии имеет и такой элемент общественного сознания, как интересы.

Интересы класса, являясь одной из важнейших его движущих сил, обусловлены положением класса в системе производственных отношений данного общества. Они могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным образом от Уровня развития объективных потребностей класса. Однако существуют и другие факторы, например субъективные, которые могут влиять на них.

Рассмотрим один из них — степень зрелости других классов. В политической жизни многих развивающихся стран, например, арабских стран Ближнего Востока, главенствующую роль играет мелкая буржуазия, что объясняется не столько ее численным превосходством над любым другим классом или наличием у нее особых боевых качеств (обычно мелкая буржуазия более аморфна и хуже организована, чем буржуазия и пролетариат), сколько слабостью, незрелостью ее классовых соперников. Такая специфика общественно-политического положения мелкой буржуазии обусловлена историческими особенностями социально-экономического и политического развития этих стран.

На степень зрелости интересов класса могут влиять и специфические традиции общественно-политической жизни данной страны (например, наличие или отсутствие демократических традиций, сила религиозных традиций и др.) и, наконец, целенаправленное идеологическое воздействие на общественную психологию класса со стороны других классов и межклассовых групп.

Следует иметь в виду, что классовые интересы нельзя сводить только к экономическим, какими бы важными и приоритетными они ни были (например, получение прибыли, монополизация производства у буржуазии). Направленность интересов класса гораздо шире — она затрагивает всю совокупность институтов, норм и ценностей, действующих в данном обществе. С особой остротой столкновение интересов различных классов проявляется в политической сфере, поскольку политические интересы являются обобщенным выражением всех прочих интересов, в том числе и экономических. Именно в них резюмируется отношение данного класса к политической власти в обществе.

Все попытки какого-либо ущемления интересов класса, особенно со стороны государства, воспринимаются его представителями как покушение на их жизненные устои. Социальная действительность показывает, что ни один класс, ни одна из межклассовых групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других классов или социальных групп. Конфликт классовых интересов обычно приводит к возникновению классовой борьбы. Заметим, что классовые интересы, как свидетельствует мировая история, очень редко выступают в чистом виде. Обычно они облекаются в те или иные идеологические, религиозные или нравственно-этические формы, с помощью которых классовый интерес приобретает вид интереса общего или даже всеобщего.

Субъективная сторона интереса заключается в том, что он представляет собой продукт деятельности психики и поэтому испытывает на себе влияние других элементов общественной психологии, в частности ценностей, норм поведения и др.

В основе формирования и развития ценностей класса также лежат его потребности, определяющие прежде всего базовую значимость всей их системы — характер собственности на средства производства. Известно, что ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса. У предпринимателей-собственников, вся жизнь которых проходит в жесткой конкурентной борьбе, ценностная система базируется на догмате святости и неприкосновенности частной собственности, являющейся залогом личного раскрепощения, единственным средством достижения благополучия и независимости для себя и своих потомков. Если в основе «традиционных» ценностей буржуазии лежат собственность и прибыль, то в системе ценностей высших менеджеров упор делается на профессиональные качества управляющего, его компетенции. При этом знания, компетентность, организационный талант рассматриваются ими в качестве основного источника власти.

Наряду с материальными ценностями, являющимися объектами направленных на них интересов, в качестве ценностей могут выступать и некоторые феномены общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме (принципы, идеалы, нормы и т.д.), т.е. духовные ценности. Для буржуа, например, к таким ценностям относятся индивидуальная свобода, личная независимость от регламентирующего воздействия кого бы то ни было. В связи с этим следует иметь в виду, что в общественном сознании данного класса собственность, личная свобода и хозяйственная власть отражаются как нечто единое, органически взаимосвязанное. За столкновением на идеологической арене различных, часто противоположных духовных ценностей классов необходимо видеть противостояние интересов классов и межклассовых групп, их социально-политических позиций.

Необходимо отметить, что в содержание классовой психологии входят не все потребности, интересы и ценности составляющих класс личностей, а лишь те из них, которые являются типичными для данного класса. Что же касается психологической структуры личности, представителя того или иного класса, то классово типичные черты в ней в зависимости от разных обстоятельств могут получить большее или меньшее развитие и ту или иную степень выраженности.

Ролевые представления — это представления класса о своем месте в обществе.

Важное место в содержании классовой психологии занимают нормы поведения, функционирующие в виде определенных требований, предписаний, пожеланий и ожиданий соответствующего поведения. Класс или межклассовая группа с помощью норм, выработанных ими, предъявляет своим представителям такие требования, которым должно удовлетворять их поведение, а также регулирует, контролирует, направляет и оценивает это поведение. Нормы поведения вырабатываются с учетом интересов класса, систем общественных отношений и представлений о должном, допустимом, возможном, одобряемом, желательном, приемлемом или о нежелательном, неприемлемом и т.д. С помощью норм требования и установления класса переводятся в эталоны, модели, стандарты необходимого поведения и в такой форме адресуются личности. К нарушителям норм поведения класс применяет негативные санкции, часто весьма жесткие (критика, насмешки, угрозы, бойкот, сплетни и т.п.).

Следует отметить, что усвоение и использование норм поведения, принятых в данной социально-классовой среде, является важным условием формирования человека как представителя класса. Принимая и реализуя в своем повседневном поведении и общении определенную систему норм и связанных с ними ценностей, человек оказывается включенным в группу лиц, разделяющих, принимающих и практически реализующих указанную систему ценностей. В противном случае личность может быть отвергнута представителями класса.

Помимо рассмотренных выше элементов, классовая психология, по мнению ряда исследователей, например Г.М. Андреевой, включает в себя «психический склад», т.е. некоторый психический облик социального класса, проявляющийся в социальном характере, традициях, нравах, привычках и т.д. (Андреева Г.М., 1980). Анализируя социальный характер, например, мелкой буржуазии, исследователи отмечают, с одной стороны, ее индивидуализм, прагматизм и расчетливость, рационализм, консерватизм, а с другой — трудолюбие, преданность профессии и своему делу, ответственность и чувство долга, социальную ответственность (Шаронов В.В., 1980).

Для интеллигенции и управленческо-административного персонала (средние и низшие менеджеры), относящихся к так называемым новым слоям, характерным является преданность своей работе, специальности, профессиональному долгу, организации, учреждению, склонность к коллективным действиям в защиту своих интересов в сочетании со специфическим, но довольно сильным индивидуализмом, определенная социальная активность и другие черты.

Что же касается традиций, обычаев, нравов и привычек, то они играют роль важных регуляторов поведения членов класса или межклассовой группы, а потому имеют большое значение в плане понимания особенностей классовой психологии.

Все составляющие классовой психологии находятся между собой в отношениях тесной взаимосвязи и взаимовлияния. Следовательно, изучение ее должно осуществляться с учетом этих взаимосвязей и взаимовлияний, что позволит глубже понять и объяснить ее своеобразие.

Просмотров: 1908

Вернуться в оглавление: Социальная психология