Общественное (массовое) сознание и его структура

Материальные отношения, и как следствие производственная деятельность людей, определяются используемыми законами природы, логикой организации и характером этих связей. Производственная деятельность обусловливается также трудом предшествующих поколений, что особенно жестко проявляется в детерминирующей роли орудий производства, которые постоянно совершенствуются и наследуются человеком. По этой причине активность людей в материальной сфере не может противопоставляться системе идеологических, политических, правовых, моральных и т.д. отношений, которые опосредуют их экономическую активность, возвышаются над экономической структурой общества в качестве надстройки — общественного (массового) сознания.

Общественное (массовое) сознание — это результат материальной, духовной и психологической жизни общества, его материального, социального и исторического развития. То есть, с одной стороны, это общественно-исторический, внеситуативный феномен. С другой — общественное сознание в каждый конкретный момент времени всегда имеет конкретную форму выражения.
Оно, во-первых, претерпевает вместе с обществом в целом, закономерное развитие и трансформацию. Во-вторых, общественное сознание в каждый момент своего существования (на каждом этапе своего развития) соответствует основным характеристикам общества, принимая в зависимости от них конкретные формы. По своему содержанию оно есть не что иное, как отражение в головах множества людей состояния их жизнедеятельности, общественных и психологических отношений как в историческом, так и конкретно-ситуативном плане.

Таким образом, общественное сознание выступает, с одной стороны, как процесс отражения действительности, а с другой — как определенный результат отражения, как его продукт, воздействующий на общественное бытие людей и их отношения.

Общественное сознание проявляется в единстве и определенном соотношении его научно-теоретического уровня (компонента), идеологии и уровня обыденного сознания, ядром которого является общественная психология.

Идеология как компонент общественного сознания есть теоретическое, системно-научное осознание (отражение) людьми действительности через призму их социальных интересов.

Ее научность и системность диктуется потребностями развития экономических отношений, требующими сначала обобщения и осмысления опыта жизни и деятельности людей, а затем и подчинения ему всего общества, поскольку в силу именно только этих причин могут совершенствоваться сами экономические отношения.

Вместе с тем экономика не прямо и не непосредственно отражается в идеологических формах. Она, прежде всего, порождает общественные потребности, интересы, как бы пронизанные чувствами, эмоциями, чаяниями и установками людей. Экономика формирует характер, определяет силу и устойчивость их устремлений, социальной активности, вкусы, единый духовный настрой всего общества и отдельных его представителей.

Другими словами, идеология не может существовать без общественной психологии, которая представляет собой нижний уровень общественного сознания, связанный с непосредственным отражением людьми их социального бытия.

Просмотров: 2875

Вернуться в оглавление: Социальная психология