Религиозные представления о происхождении и сущности человека как субъекта и объекта религии
Религия рассматривает человека (личность) в качестве субъекта и объекта своего существования. В мифах, доктринах разных народов зафиксированы представления о сущности человека, его происхождении и назначении, его месте в мироздании, о соотношении в нем духовного и телесного. «Что есть человек?» — спрашивается в Библии. «...Откуда мы родились? чем живем? и где основаны?..» — требует ответа один из источников буддизма «Шве-ташвара-упанишада».
Религия понимает назначение человека исходя из признания высшего священного первоначала (духов, богов, божества или единого Бога) и его особых взаимоотношений с человеком. В иудаизме, христианстве и исламе Бог наделяется способностью творить из ничего и одним усилием воли. Эквивалентными этому учению являются представления ряда восточных религий о столь же всемогущем порождении абсолютным первоначалом (Брахман в индуизме, Дао — в даосизме, Будда—в буддизме и т.п.) мира и человека. Обычно Бог представляется религией единым в своих четырех проявлениях:
• важнейшего начала, обеспечивающего священный порядок, которому подчиняется мироздание и которым определяется человеческая судьба;
• Бога как силы, обладающей святостью, к которой нужно приближаться с трепетом, после специальной подготовки или ритуального очищения;
• Бога как всепроникающей силы, обеспечивающей гармонию жизни и позволяющей достичь цели мистических поисков;
• Бога как личности, трансцендентной по отношению к миру и человеку и одновременно связанной с ним (Зень-ко Ю.М., 2002).
Согласно религиозным представлениям Бог осуществляет в самой природе и через ее посредство процесс развития от низшего к высшему, от простейших живых существ к человеку. Бог «сообщил человеку своим вдуновением» душу. Представление о человеке как разумном существе, по мнению церкви, является указанием на бытие Бога, содержит признание религиозной потребности в природе человека: «Человек — доказательство бытия Бога», «Доказательство существования Бога — сочеловечность».
Современные религии рассматривают человека как единое и целостное существо, трактуют происхождение и развитие индивида как естественный процесс, в котором через вторичные причины (воспитание молодого поколения, передача опыта по наследству, влияние биологических, психологических и социокультурных факторов) действует творческая воля Бога.
Религиозные учения представляют собой попытку гармонизировать противоречие существования и сущности человека. В христианстве человек выступает как субъект грехопадения и объект спасения. Его социальное отчуждение трактуется как деградация, уход от единения с божественным первоначалом. Оно влечет за собой смерть, болезни, тяжкий труд, крушение замыслов («тщету»), вражду, убийства, войны и другие бедствия. В человеке, оторвавшемся от общения с божеством, пребывающем в неподлинном состоянии (в грехе у христиан, в сансаре у буддистов и т.п.), нарушается гармония сил: плоть восстает против души, против духа, чувства противоборствуют уму.
Утраченное сакральное единство, по религиозным канонам, должно быть идеалом человеческого совершенствования, осознаваться как назначение человека. Спасение, причастность к божественному, примирение с божеством предстают как смысл человеческого существования. В качестве полного осуществления этого идеала в буддизме изображаются будды и бодхи-саттвы, в христианстве — Богочеловек Иисус Христос, представляющий собой «образ Бога невидимого» и являющийся совершенным человеком, вторым Адамом, с которым люди вступают в отношение богосыновства и становятся «причастниками Божеского естества».
В мифологиях и религиозных представлениях разных культур осознавалось наличие в человеке надприродного аспекта, нравственности, духовности, его несводимости к телесному существованию. Элементы человеческой природы (тело, плоть, душа, дух и т.п.) рассматривались религией как разнородные и возводились к неодинаковым способам божественного творения или порождения. Согласно иудаистским и христианским представлениям, человек обязан своей жизнью не только специальному сотворению Богом его тела, но и особому творческому акту Бога, который сообщает ему «дыхание жизни».
В учениях многих религий, в том числе иудаизма, христианства, ислама, подчеркивается ценность телесного человеческого существования, целостность человека, складывается учение о воскресении во плоти. В христианстве, в частности, это обретает кульминацию в учении о боговоплощении и вочеловечении. В то же время в некоторых мифологиях, религиозных и философских учениях душа резко противопоставлялась плоти, телу, которые оценивались не только как низшее и неподлинное начало, но и как источник зла. В религиозном понимании человека духовное начало в нем — дух, душа осуществляет сакральные функции, связь с божеством.
Религия находит возможность трактовать и становление деятельной сущности человека, которое означает формирование, развитие у него и в филогенезе (происхождении рода) и в онтогенезе (становлении индивида) новых по сравнению с животными социальных потребностей. Последние выступают и как духовные потребности: человек ориентируется на нравственные, познавательные, эстетические, религиозные ценности, им руководят общественные интересы, идеалы, которые нельзя вывести из его биологической природы и которые в этом смысле предстают как «сверхприродные», обозначаются как «духовные».
Религия понимает под духовностью не только особую, хотя и неразрывно связанную с телом, реальность. По ее мнению, духовность — это не только идеальное, объективированное в культуре, но самосущее бытие, бессмертная душа. Наличие у человека духовных — познавательных, эстетических, нравственных, религиозных — потребностей интерпретируется религией как присущее человеку от рождения стремление к абсолютному духу — Богу. Человек становится человеком, обретает свою субъективность, духовность в практике и общении, в активном преобразовании мира и создаваемых им самим общественных институтов, смыслов, значений, символических систем.
Просмотров: 3979
Вернуться в оглавление: Социальная психология