Сущность идентификации

Подражание — это социально-психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей, В социальной психологии его обычно рассматривают в двух планах:
1)  как подражание какому-то конкретному человеку;
2)  как подражание нормам, выработанным группой; и трех формах:
а)  копирования — осуществления того же, что делает и другой человек;
б)  конгруэнции — осуществления согласованных действий людей и групп;
в)  референтности — когда человек копирует или конгруэнтен людям (группе), не присутствующим при данном контакте.

Некоторые исследователи (в основном зарубежные) считают, что подражание осуществляется посредством перехода от пристрастия к внутреннему содержанию к полному принятию внешних атрибутов того, что пришлось человеку, людям по сердцу. Например, говорят, что духу религии подражают раньше, чем ее обрядам.

На самом деле это не всегда соответствует реальному положению вещей, поскольку психологически стремление к заимствованию чего-то первоначально зарождается после восприятия формы, внешнего вида объекта, а затем уже приходит окончательное решение (сознательное или бессознательное) следовать идеалу во всем или ограничиться лишь частичными заимствованиями. Другое дело, когда речь идет о подражании людей, находящихся ниже по социальному или имущественному положению, тем, кто стоит на более высокой ступеньке общества. Здесь, как правило, все обстоит гораздо проще: стремятся и подражают тому, чего обычно недостает.

Подражание может быть сознательным и бессознательным, критичным или некритичным, логичным и нелогичным, внутренним и внешним. Бывает подражание внутри одного социального слоя и подражание одного класса другому. Подражание проявляется при достижении более или менее значимых Целей. Его также часто используют для воздействия (влияния) на других людей. Подражание часто адресовано непосредственно подсознанию и играет важную роль в научении, приспособлении и выживании и у животных, и у человека. Оно выполняет функцию адаптации личности или группы к нормам, эталонам, ценностям, господствующим в обществе, у других людей и их групп.

Подражание у взрослых имеет место в случаях, когда от-сутствует какой-либо иной способ овладения незнакомыми действиями или же человек, группа сознательно выбирают путь копирования поведения и действий других.

В младенческом возрасте подражание обслуживает попытки ребенка в установлении первых контактов с социальным окружением. В дошкольном же способствует постепенному проникновению человека в смысловые структуры деятельности. Оно идет через восприятие предпочтительных внешних форм поведения тех или иных образцов для подражания к осмыслению содержания их внутреннего мира. В подростковом возрасте подражание направлено на идентификацию себя со значимой личностью или с обобщенным стереотипом личностных и поведенческих характеристик других людей.

Просмотров: 1725

Вернуться в оглавление: Социальная психология