Статистика конъюнктуры рынка
Термин «конъюнктура рынка» (лат. conjungo — соединяю) — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени или на его ограниченном отрезке. Понятие конъюнктуры включает в себя:
- степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
- тенденции его развития;
- устойчивость или колеблемость его основных параметров;
- масштабы деловых операций и степень деловой активности;
- уровень коммерческого риска;
- силу и размах конкурентной борьбы;
- положение рынка в определенной точке экономического и сезонного цикла.
Предмет статистики конъюнктуры рынка — массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся качественной и количественной оценкам.
Показатели конъюнктуры рынка формируются по следующим разделам:
- предложение товаров (объем, структура, динамика);
- покупательский спрос (степень удовлетворения);
- пропорциональность рынка (соотношение спроса и предложения, структура товарооборота; региональная структура рынка и др.);
- тенденция развития рынка (темпы роста,тренды продаж, цен, товарных запасов и др.);
- колеблемость, цикличность рынка,
- деловая активность (портфель заказов, его динамика, paзмер и динамика сделок);
- коммерческий риск (инвестиционный pиск, риск принятия маркетинговых решении);
- масштаб рынка, уровень монополизации и конкуренции (число фирм по каждому виду товара, разделение рынка - групиировка фирм по доле их объема в продаже);
- емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенный период).
Статистическое изучение конъюнктуры рынка включает в себя следующие компоненты:
- определение и анализ потенциала рынка;
- анализ пропорциональности развития рынка;
- анализ колеблемости и цикличности рынка;
- измерение и анализ эластичности спроса и предложения;
- исследование рекламы.
Потенциал рынка. Его можно определить как прогнозную совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение. В общем виде формула потенциала рынка имеет вид:
, (16.19)
где Ni — единицы производства или потребления ( i =1,… n) ;
Wi— показатели мощности единиц (производственной или потребительской);
Эх — эластичность спроса или предложения; Fi — прочие факторы и элементы потенциала;
n — число единиц потенциала.
Пропорциональность рынка. Это оптимальное соотношение между элементами рынка. Пропорциональность рынка исследуется:
- балансовым методом;
- на основе расчета относительных величин координации и структуры;
- индексным методом,
- на основе расчета коэффициентов эластичности;
- с помощью построения корреляционных моделей.
Колеблемость и цикличность рынка.
Методы их изучения:
- индексный анализ,
- определение тенденций,
- расчет показателей цикличности (например, с помощью рядов Фурье).
Просмотров: 1935
Вернуться в оглавление: Статистика