Статистика конъюнктуры рынка

Термин «конъюнктура рынка» (лат. conjungo — соединяю) — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени или на его ограниченном отрезке. Понятие конъюнктуры включает в себя:

  • степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
  • тенденции его развития;
  • устойчивость или колеблемость его основных параметров;
  • масштабы деловых операций и степень деловой активности;
  • уровень коммерческого риска;
  • силу и размах конкурентной борьбы;
  • положение рынка в определенной точке экономического и сезонного цикла.

Предмет статистики конъюнктуры рынка — массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся качественной и количественной оценкам.

Показатели конъюнктуры рынка формируются по следующим разделам:

  • предложение товаров (объем, структура, динамика);
  • покупательский спрос (степень удовлетворения);             
  • пропорциональность рынка (соотношение спроса и предложения, структура товарооборота; региональная структура рынка и др.);
  • тенденция развития рынка (темпы роста,тренды продаж, цен, товарных запасов и др.);
  • колеблемость, цикличность рынка,
  • деловая активность (портфель заказов, его динамика, paзмер  и динамика сделок);
  • коммерческий риск (инвестиционный pиск, риск принятия маркетинговых решении);
  • масштаб рынка, уровень монополизации и конкуренции (число фирм по каждому виду товара, разделение рынка - групиировка фирм по доле их объема в продаже);
  • емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенный период).

Статистическое изучение конъюнктуры рынка включает в себя следующие компоненты:

  • определение и анализ потенциала рынка;
  • анализ пропорциональности развития рынка;
  • анализ колеблемости и цикличности рынка;
  • измерение и анализ эластичности спроса и предложения;
  • исследование рекламы.

Потенциал рынка. Его можно определить как прогнозную совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение. В общем виде формула потенциала рынка имеет вид:

                                    ,                                   (16.19)

где Niединицы производства или потребления ( i =1,… n) ;
Wi— показатели мощности единиц (производственной или потребительской);
Эхэластичность спроса или предложения; Fi — прочие факторы    и элементы потенциала;
nчисло единиц потенциала.

Пропорциональность рынка. Это оптимальное соотношение между элементами рынка. Пропорциональность рынка исследуется:

  • балансовым методом;
  • на основе расчета относительных величин координации и структуры;
  • индексным методом,
  • на основе расчета коэффициентов эластичности;
  • с помощью построения корреляционных моделей.

Колеблемость и цикличность рынка.

Методы их изучения:

  • индексный анализ,
  • определение тенденций,
  • расчет показателей цикличности (например, с помощью рядов Фурье).

Просмотров: 1935

Вернуться в оглавление: Статистика