Рентабельность продукции и капитала

Рентабельность характеризует результативность деятельности фирмы. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы. Существует система показателей рентабельности.

Можно выделить показатели, используемые в статистической практике для оценки эффективности применяемых в производстве авансированных ресурсов и текущих затрат, и показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества фирмы.

Эффективность производственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности фирмы отражает показатель балансовой (общей) рентабельности: эффективность использования текущих затрат живого и прошлого труда характеризует рентабельность продукции. Все большее применение находит показатель рентабельности продаж.

Общая (балансовая) рентабельность (R1) определяется как отношение суммы балансовой прибыли (Пб) к средней за период стоимости капитала производственного назначения (КП):
.                                             (21.10)

В практике финансового анализа вычисляют:
1) рентабельность суммарного капитала (совокупных активов)
,                                              (21.11)

где ЧП - чистая прибыль, СА - средняя величина активов;
2) рентабельность текущих активов
,                                          (21.12)

где ТА - средняя величина текущих активов;
3) рентабельность реализованной продукции (R4). Существуют различные модели этого показателя. Для характеристики эффективности текущих затрат живого и прошлого труда рентабельность реализованной продукции определяют по формуле

                                                  ,                                       (21.13)

где ПР- прибыль от реализации продукции;
И - издержки производства (полная себестоимость реализованной продукции).
Для определения размера прибыли на рубль реализации рентабельность реализованной продукции определяют по формуле:
,                                     (21.14)

где ВР - выручка от реализации продукции.

 Рентабельность продаж определяется по формуле:

                                                    .                                  (21.15)                                                    
В зависимости от конкретных задач анализа могут быть вычислены показатели рентабельности основного капитала, собственного капитала, рентабельности акционерного капитала, рентабельности инвестиций и др.

При расчете показателей рентабельности в странах с рыночной экономикой в числителе берут "прибыль от выплаты процента и налогов" (это соответствует прибыли от реализации продукции), чистую прибыль.

Важным показателем в инвестиционном анализе является рентабельность акционерного (собственного) капитала (РАК):

                                                     РАК = ЧА : АК,                                   (21.16)

где АК - акционерный капитал.

Рентабельность акционерного капитала характеризует норму прибыли на вложенный в фирму собственный капитал.
Показатели рентабельности могут быть увязаны с помощью мультипликативных индексных моделей, что позволяет проводить факторный индексный анализ рентабельности.

Из перечисленных выше показателей рентабельности в статистической практике наиболее распространен показатель общей (балансовой) рентабельности. Он может быть представлен в виде системы показателей:
                         (21.17)

Это позволяет исследовать влияние каждого представленного в виде дроби показателя на общую рентабельность путем факторного и  индексного анализа.

Просмотров: 5049

Вернуться в оглавление: Статистика