Интервалы в статистических группировках

При проведении группировки по количественно-варьирующему признаку его значения разбивают на группы (интервалы). Интервалы могут быть равные и неравные, прогрессивно-возрастающими и прогрессивно-убывающими, закрытые и открытые.

В открытых интервалах указывается одна  из  границ (верхняя либо нижняя). Если необходимо определить середину такого интервала ( например, для нахождения общих средних величин), его ширину принимают равным ширине смежного с ним интервала.
Длина интервала для каждого признака определяется по формуле Стерджесса

iх = ( Хмах –Хмин) / n ,                             (4.1)

где n – число групп (n = 1 + 3.322 lg N),
N – число единиц в статистической совокупности.

По найденным  значениям  i х рассчитывают границы интервалов.

Нижняя граница первого интервала должна быть равна  минимальному значению соответствующего признака. Верхняя граница первого интервала факторного признака равна сумме его нижней границы и длины интервала  i х .   Нижняя граница второго интервала равна верхней границе предыдущего интервала данного признака. Верхняя граница второго интервала больше его нижней границы на длину интервала и т.д.

Если группировка по формуле Стерджесса привела к образованию некоторых пустых групп, а другие группы оказались переполненными, проводят вторичную статистическую   группировку. Пустые группы не позволят провести дальнейший анализ взаимосвязей между факторами, характеризующими социально-экономические  явления.

Вторичную статистическую   группировку получают путем разбиения многочисленных групп и объединения малочисленных групп. При этом необходимо по возможности сохранить число групп, соответствующее формуле Стерджесса.

Следует также помнить, что, с одной стороны,  в соответствии с нормальным законом распределения, группы в концах ряда распределения малочисленны. Наибольшее число единиц группируется вокруг своего среднего арифметического значения. С другой стороны, согласно требованиям одинаковой представительности группы должны быть примерно равнозаполненными.

Просмотров: 3457

Вернуться в оглавление: Статистика