Организация взаимодействия в менеджменте
Взаимодействие в организации осуществляется посредством:
- Полномочий (закрепленных в должностных инструкциях или других документах)
- Делегирования (передачи) ответственности (закрепленных также в должностных инструкциях или других документах)
- Делегирования (передачи) власти (можно иметь власть, но не иметь полномочий и наоборот)
- Согласований и консультаций, советов
- Принципа единоначалия
- Аппарата
- Целевых или постоянных комитетов (организованных для достижения какой-лио цели или постоянного контроля над какой либо функцией организации)
- Специальных интеграционных механизмов (института заместителей, подразделений, повышающих синергию и снижающие эмерджентность организации)
Полномочия - права и возможности использования власти.
Власть - возможность влиять на поведение других людей.
Власть можно осуществлять:
- На основе приказов, распоряжений, правил, процедур, не протеворечащих действующему законодательству (законная власть)
- На основе вознаграждения
- На основе принуждения и страха
- На основе убеждения и обоснования действовать именно так
- На основе личного участия и примера
- На основе экспертных советов и решений, консультаций
- На основе веры (разумной, например, в достижение цели, или слепой, на основе религиозных чувст человека)
- На основе традиций (традиция шериатских судов, кровной мести, мусульманские традиции и т.д.)
- На основе харизмы (личных внешних и внутренних качеств человека, помогающих ему осуществлять эффективное влияние на других)
Очень важно чтобы в рабочем коллективе был баланс власти.
Основной закон: уровень влияния властного лица А на лицо Б равно степени зависимости лица Б от лица А.
Из этого следует, что повышение власти руководителя возможно только при повышении зависимости от этого руководителя. И наоборот, повышение власти подчиненных над руководителем возможно только при повышении зависимости этого руководителя от подчиненными. Если власть руководителя над подчиненными больше чем власть подчиненных над руководителем, то баланс власти нарушается и начинают возникать проблемы и зреть конфликты.
Эффективность группового взаимодействия по модели Хоманса взаимосвязано с ощущаемыми групповыми эмоциями и деятельностью отдельных индивидов. Каждая из составляющих взаимообуславливает две остальные.
Коммуникации в организации могут проводится по низходящей - с высшего уровня управления на низший (приказы, указания, инструкции и т.д.) и по восходящей - с низшего на высший (сообщения о поломках, проблемах и т.д.). Возможны коммуникаци и на одном уровне иерархии управления (горизонтальные коммуникации).
Процесс обмена информацией в организации имеет структуру:
Отправитель - Канал связи - Получатель - Обратная связь
Важно, чтобы на каждом из этапов информация не искажалась, а шла ясной и достоверной. Передаче информации в организации могут мешать помехи:
- Слухи
- Личные взаимотношения между людьми
- Искаженное самомнение членов коллектива
- Власть авторитета
- Лидерство в коллективе и т.д.
С развитием локальных и глобальных вычислительных сетей появилась возможность повысить достоверность, скорость, объемы и оперативность передачи информации. Сети ЭВМ в руках опытного менеджера - капитал, позволяющий оперативно следить, руководить и своевременно реагировать на непредвиденные (нештатные) ситуации.
Просмотров: 1208
Вернуться в оглавление: Основы менеджмента