Организация взаимодействия в менеджменте

Взаимодействие в организации осуществляется посредством:

  • Полномочий (закрепленных в должностных инструкциях или других документах)
  • Делегирования  (передачи) ответственности (закрепленных также в должностных инструкциях или других документах)
  • Делегирования  (передачи) власти (можно иметь власть, но не иметь полномочий и наоборот)
  • Согласований и консультаций, советов
  • Принципа единоначалия
  • Аппарата
  • Целевых или постоянных комитетов (организованных для достижения какой-лио цели или постоянного контроля над какой либо функцией организации)
  • Специальных интеграционных механизмов (института заместителей, подразделений, повышающих синергию и снижающие эмерджентность организации)

Полномочия - права и возможности использования  власти.

Власть - возможность влиять на поведение других людей.

Власть можно осуществлять:

  • На основе приказов, распоряжений, правил, процедур, не протеворечащих действующему законодательству (законная власть)
  • На основе вознаграждения
  • На основе принуждения и страха
  • На основе убеждения и обоснования действовать именно так
  • На основе личного участия и примера
  • На основе экспертных советов и решений, консультаций
  • На основе веры (разумной, например, в достижение цели, или слепой, на основе религиозных чувст человека)
  • На основе традиций (традиция шериатских судов, кровной мести, мусульманские традиции и т.д.)
  • На основе харизмы (личных внешних и внутренних качеств человека, помогающих ему осуществлять эффективное влияние на других)

Очень важно чтобы в рабочем коллективе был баланс власти.
Основной закон: уровень влияния властного лица А на лицо Б равно степени зависимости лица Б от лица А.

Из этого следует, что повышение власти руководителя возможно только при повышении зависимости от этого руководителя. И наоборот, повышение власти подчиненных над руководителем возможно только при повышении зависимости этого руководителя от подчиненными. Если власть руководителя над подчиненными больше чем власть подчиненных над руководителем, то баланс власти нарушается и начинают возникать проблемы и зреть конфликты. 

Эффективность группового взаимодействия по модели Хоманса взаимосвязано с ощущаемыми групповыми эмоциями и деятельностью отдельных индивидов. Каждая из составляющих взаимообуславливает две остальные.

 

Коммуникации в организации могут проводится по низходящей - с высшего уровня управления на низший  (приказы, указания, инструкции и т.д.) и по восходящей - с низшего на высший  (сообщения о поломках, проблемах и т.д.). Возможны коммуникаци и на одном уровне иерархии управления (горизонтальные коммуникации).

Процесс обмена информацией в организации имеет структуру:

    Отправитель  -  Канал связи  -  Получатель - Обратная связь

Важно, чтобы на каждом из этапов информация не искажалась, а шла ясной и достоверной. Передаче информации в организации могут мешать помехи:

  • Слухи
  • Личные взаимотношения между людьми
  • Искаженное самомнение членов коллектива
  • Власть авторитета
  • Лидерство в коллективе и т.д.

С развитием локальных  и глобальных вычислительных сетей появилась возможность повысить достоверность, скорость, объемы и оперативность передачи информации. Сети ЭВМ в руках опытного менеджера - капитал, позволяющий оперативно следить, руководить и своевременно реагировать на непредвиденные (нештатные) ситуации.

Просмотров: 1208

Вернуться в оглавление: Основы менеджмента