Научные подходы в управлении организациями

Существует три основных подхода к управлению организациями:

  • Процессный подход
  • Системный подход
  • Ситуационный подход

Суть процессного подхода: управление рассматривается как процесс, например: “постановка целей-планирование-организация работ-мотивация-контроль”. Разработка процесса - алгоритма управления организацией ставится на первый план.

Суть системного подхода: организация рассматривается как система, со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, внешними снабженцами и менеджерами, внешними сбытчиками и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.). Основные цели при системном подходе:

  • Снижение эмерджентности
  • Повышение синергичности
  • Обеспечение положительной мультипликативности в организации
  • Обеспечение устойчивости функционирования организации
  • Обеспечение адаптивности работы организации
  • Обеспечение совместимости работы подсистем организации (например, подсистемы “персонал” c подсистемой “руководство”, подсистемы “сбыт” c подсистемой “покупатели” и т.д.)
  • Обеспечение эффективной работы обратных связей в организации как внутри подсистем, так и между подсистемами.

Суть ситуационного подхода: методы управления могут меняться в зависимости от ситуации; на практике результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях; ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на показатели хозяйственной деятельности в динамике, прогнозируются последствия (будущий спрос, затраты, финансовые поступления и т.д.); на основании полученных данных планируется будущая деятельность организации. Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок, “мозгового штурма (атаки)” (с аргументами “за” и “против”), с использованием кейсов (от англ. “случай”) - деловых ситуаций, помогающих накапливать практический опыт и принимать правильные управленческие решения.

Просмотров: 981

Вернуться в оглавление: Основы менеджмента