Анализ в менеджменте

Анализ - это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления. Проанализированная информация - это новая информация. Существует ряд инструментов для анализа информации -  гистограммы, диаграммы, графики, которые легко получить, работая в программных средах типа MS Office.

Собираемая информация должна быть достоверной (репрезентативной), качественной и минимальной по объему (информация по существу). Необходимо знать, что выгоды от использования информации могут не только расти (кривая 1, или прямая 2), но и падать (кривая 3).

В некоторых случаях требуется проведение более сложных видов  статистического анализа:

  • Однофакторного или двухфакторного анализа (определяется  мера влияния одного или двух факторов на конечный результат, например, возраст покупателей на объемы продаж или пол и возраст на объемы продаж)
  • Корреляционного анализа (выявление статистической взаимозависимости двух или более переменных, например, тех или иных условий труда и производительности, технологических режимов изготовления и затрат и т.д.)
  • Кластерного анализа (отнесение или группировка тех или иных объектов (фирм, товаров,  клиентов) к одному    классу или кластеру по их похожести друг на друга).

При стратегичеком управлении проводят анализ внешней и внутренней среды организации. Анализ внешней среды в себя включает анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения. Анализ макроокружения в себя включает :

  • Анализ экономических факторов (инфляция, курсы валют, уровень безработицы, процентные ставки, налогооблажение, производительность труда и др.)
  • Анализ правового регулирования
  • Анализ политических факторов
  • Анализ социальных факторов (рост и возраст населения, уровень образования, уровень жизни, верования, обычаи, традиции, жизненные ценности)
  • Анализ  научного и технологического развития

Анализ непосредственого окружения в себя включает:

  • Анализ покупателей (составляется профиль покупателей)
  • Анализ поставщиков
  • Анализ конкурентов
  • Анализ рынка рабочей силы

Анализ внутренней среды в себя включает:

  • Анализ кадрового состава
  • Анализ организационных процессов (коммуникации, нормы правила, процедуры, соотношение прав и ответственности, иерархию подчинения и др.)
  • Анализ маркетинга (выбор продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения товара, выбор рынков сбыта, систем сбыта товара, связи с общественностью и др)
  • Анализ финансового состояния

           Для анализа  внешней и внутренней среды часто используют  и другие инструменты:

  • Матрицу SWOT
  • Матрицу возможностей
  • Матрицу угроз
  • Профиль среды

Матрица SWOT (от англ. слов: сила, слабость, возможности, угрозы) имеет следующую структуру:

Цель позиционирования: рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии организации.

Поле СИВ: следует разработать такую стратегию, чтобы  сильные стороны организации и ее большие возможности во внешней среде взаимодополняли друг друга и давали максимальную отдачу.

Поле СЛВ: стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.

Поле СИУ: стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.

Поле СЛУ: организация должна выработать такую стратегию, которая бы позволила ей избавится от слабости и предотвратить нависшую над ней угрозу.

Матрица возможностей имеет следующую структуру:

Влияние возможностей на организацию (каждая  возможность позиционируется в матрице)

Если возможность попала на поля ВС, ВУ, СС то ее надо обязательно использовать.

Возможности,  попадающие на поля СМ, НУ и НМ не должны заслуживать внимание организации.

Если возможности попали на остальные поля, то руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.

Матрица угроз имеет следующую структуру:

Влияние угроз на организацию  (каждая угроза позиционируется в матрице)

Если угроза попадает на поля ВР, ВК и СР, то она должна быть обязательно и немедленно устранена.

Если угроза попадает на поля ВТ,СК и НР, то она должна быть также устранена в первостепенном порядке.  

Если угроза попадает на поля НК, СТ и ВЛ, то здесь требуется внимательный и осмотрительный подход по ее устранению.

Профиль среды формируется следующим образом:

  • Выделяются все влияющие внешние или внутренние факторы
  • Оценивается их важность в баллах:

3 - сильное значение
2 - умеренное  значение
1 - слабое значение

  • Оценивается влияние каждого фактора на организацию в баллах:

3 - сильное влияние
2 - умеренное  влияние
1 - слабое влияние

  • Дается оценка направленности влияния:

+ 1 - позитивная направленность
- 1 - негативная направленость

Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. Вся информация сводится в таблицу:

  Факторы                 среды

  Важность Для отрасли

 Влияние на  организацию

Направленность      влияния

 Степень  важности

        

          А

           В

             С

D=A*B*C

 

 

 

 

 

Просмотров: 1278

Вернуться в оглавление: Основы менеджмента