Анализ в менеджменте
Анализ - это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления. Проанализированная информация - это новая информация. Существует ряд инструментов для анализа информации - гистограммы, диаграммы, графики, которые легко получить, работая в программных средах типа MS Office.
Собираемая информация должна быть достоверной (репрезентативной), качественной и минимальной по объему (информация по существу). Необходимо знать, что выгоды от использования информации могут не только расти (кривая 1, или прямая 2), но и падать (кривая 3).
В некоторых случаях требуется проведение более сложных видов статистического анализа:
- Однофакторного или двухфакторного анализа (определяется мера влияния одного или двух факторов на конечный результат, например, возраст покупателей на объемы продаж или пол и возраст на объемы продаж)
- Корреляционного анализа (выявление статистической взаимозависимости двух или более переменных, например, тех или иных условий труда и производительности, технологических режимов изготовления и затрат и т.д.)
- Кластерного анализа (отнесение или группировка тех или иных объектов (фирм, товаров, клиентов) к одному классу или кластеру по их похожести друг на друга).
При стратегичеком управлении проводят анализ внешней и внутренней среды организации. Анализ внешней среды в себя включает анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения. Анализ макроокружения в себя включает :
- Анализ экономических факторов (инфляция, курсы валют, уровень безработицы, процентные ставки, налогооблажение, производительность труда и др.)
- Анализ правового регулирования
- Анализ политических факторов
- Анализ социальных факторов (рост и возраст населения, уровень образования, уровень жизни, верования, обычаи, традиции, жизненные ценности)
- Анализ научного и технологического развития
Анализ непосредственого окружения в себя включает:
- Анализ покупателей (составляется профиль покупателей)
- Анализ поставщиков
- Анализ конкурентов
- Анализ рынка рабочей силы
Анализ внутренней среды в себя включает:
- Анализ кадрового состава
- Анализ организационных процессов (коммуникации, нормы правила, процедуры, соотношение прав и ответственности, иерархию подчинения и др.)
- Анализ маркетинга (выбор продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения товара, выбор рынков сбыта, систем сбыта товара, связи с общественностью и др)
- Анализ финансового состояния
Для анализа внешней и внутренней среды часто используют и другие инструменты:
- Матрицу SWOT
- Матрицу возможностей
- Матрицу угроз
- Профиль среды
Матрица SWOT (от англ. слов: сила, слабость, возможности, угрозы) имеет следующую структуру:
Цель позиционирования: рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии организации.
Поле СИВ: следует разработать такую стратегию, чтобы сильные стороны организации и ее большие возможности во внешней среде взаимодополняли друг друга и давали максимальную отдачу.
Поле СЛВ: стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Поле СИУ: стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
Поле СЛУ: организация должна выработать такую стратегию, которая бы позволила ей избавится от слабости и предотвратить нависшую над ней угрозу.
Матрица возможностей имеет следующую структуру:
Влияние возможностей на организацию (каждая возможность позиционируется в матрице)
Если возможность попала на поля ВС, ВУ, СС то ее надо обязательно использовать.
Возможности, попадающие на поля СМ, НУ и НМ не должны заслуживать внимание организации.
Если возможности попали на остальные поля, то руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.
Матрица угроз имеет следующую структуру:
Влияние угроз на организацию (каждая угроза позиционируется в матрице)
Если угроза попадает на поля ВР, ВК и СР, то она должна быть обязательно и немедленно устранена.
Если угроза попадает на поля ВТ,СК и НР, то она должна быть также устранена в первостепенном порядке.
Если угроза попадает на поля НК, СТ и ВЛ, то здесь требуется внимательный и осмотрительный подход по ее устранению.
Профиль среды формируется следующим образом:
- Выделяются все влияющие внешние или внутренние факторы
- Оценивается их важность в баллах:
3 - сильное значение
2 - умеренное значение
1 - слабое значение
- Оценивается влияние каждого фактора на организацию в баллах:
3 - сильное влияние
2 - умеренное влияние
1 - слабое влияние
- Дается оценка направленности влияния:
+ 1 - позитивная направленность
- 1 - негативная направленость
Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. Вся информация сводится в таблицу:
Факторы среды |
Важность Для отрасли |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Степень важности |
|
А |
В |
С |
D=A*B*C |
|
|
|
|
|
Просмотров: 1278
Вернуться в оглавление: Основы менеджмента