Прогнозирование в менеджменте

Прогнозирование - это вероятностное определение хода дальнейших событий. Прогнозирование может осуществляться:

  • Перед планированием (например, делается прогноз будущих объемов продаж, на основе известной предыстории продаж; после этих прогнозов планируются будущие объемы производства, затраты и т.д.)
  • Одновременно с планированием (например, прогнозирование погодно-климатических условий и планирование в связи с этим транспортных перевозок)
  • После планирования (например,  планируемые затраты на первый квартал неизвестно как поведут себя во втором квартале из-за  нестабильности валюты, инфляции и других факторов; в этой ситуации на второй квартал делается оптимистический и пессимистический прогнозы)

Если развитие организации не имеет качественных скачков (нет выдающихся открытий, крахов рынков сбыта и т.д.), то период прогнозирования может составлять треть от предыдущей предыстории.

Известно большое множество методов прогнозирования. Важнейшие из них:

  • Метод краткосрочного прогнозирования, основанный на сглаживании ряда (с успехом применяется, например, в планировании ежедневных или еженедельных закупок  скоропортящихся товаров или товаров широкой наменклатуры;  перед закупкой прогнозируются будущие объемы продаж)
  • Метод долгосрочного прогнозирования, основанный на выявлении тренда - тенденции развития ряда (применяется, например, в  прогнозах будущих объемов продаж товара на ближайшие  месяцы, кварталы, полугодия, года)
  • Метод экспертных оценок (применяется в процессе разработки новых товаров, новых технологий, оценки динамики курсов валют, инфляции и т.д.)
  • Метод  “мозгового штурма” (применяется в процессе разработки новых товаров, новых технологий, там где необходимы не только аргументы, но и контраргументы)
  • Метод прогнозирования сценариев развития (применяется, например, при выявлении будущих действий конкурентов, потенциальных покупателей, движения товаропотоков, рабочей силы; применяется в политических и военных исследованиях)

Просмотров: 1544

Вернуться в оглавление: Основы менеджмента