Принятие решений в менеджменте

Принятие решений - основная функция управления. Она пронизывает организацию снизу-вверх. Принимать решения приходится руководителям, специалистам, экспертам, консультантам, аналитикам и системотехникам, всем от кого зависит эффективность работы организации.

Решения могут быть:

  • организационными (ведущими к изменениям в работе подразделений организации или ее систем управления)
  • волевыми подкрепленными полномочиями и властью
  • волевыми не подкрепленными полномочиями и властью
  • запрограммированными (жестко связанными с предыдущими решениями или технологическими операциями исполнения)
  • рациональными и нерациональными (рациональное решение - решение, принятое на основе анализа и прогнозов)

Решения могут приниматься:

  • в условиях риска, когда вероятности этого риска известны
  • в условиях риска, когда вероятности этого риска не известны

Методы принятия решений могут быть:

  • чисто автократичными (принимаю решения только сам слушая только самого себя)
  • автократичными с предварительными консультациями со специалистами
  • автократичными с предварительным обсуждением в коллективе
  • коллегиальными (принимает решение коллектив по большинству голосов)
  • строго математичекими, на основе теории принятия решений или теории игр
  • на основе экспертных оценок
  • на основе “мозгового штурма” (“мозговой атаки”)
  • на основе проведенного ситуационного анализа

Наиболее сложно принимать решения в условиях ограниченного времени, когда неизвестны влияющие факторы и их природа. Когда негативные тенденции в организации начинают стремительно нарастать очень важно дождаться некоторой стабилизации обстановки и только после этого принимать решения. Иногда скорость реагирования на изменение ситуации входит в протеворечие с рациональностью принятия решений. Управленческое решение должно быть принято всегда во время. В этом заключается искусство руководителя.

Просмотров: 717

Вернуться в оглавление: Основы менеджмента