Принятие решений в менеджменте
Принятие решений - основная функция управления. Она пронизывает организацию снизу-вверх. Принимать решения приходится руководителям, специалистам, экспертам, консультантам, аналитикам и системотехникам, всем от кого зависит эффективность работы организации.
Решения могут быть:
- организационными (ведущими к изменениям в работе подразделений организации или ее систем управления)
- волевыми подкрепленными полномочиями и властью
- волевыми не подкрепленными полномочиями и властью
- запрограммированными (жестко связанными с предыдущими решениями или технологическими операциями исполнения)
- рациональными и нерациональными (рациональное решение - решение, принятое на основе анализа и прогнозов)
Решения могут приниматься:
- в условиях риска, когда вероятности этого риска известны
- в условиях риска, когда вероятности этого риска не известны
Методы принятия решений могут быть:
- чисто автократичными (принимаю решения только сам слушая только самого себя)
- автократичными с предварительными консультациями со специалистами
- автократичными с предварительным обсуждением в коллективе
- коллегиальными (принимает решение коллектив по большинству голосов)
- строго математичекими, на основе теории принятия решений или теории игр
- на основе экспертных оценок
- на основе “мозгового штурма” (“мозговой атаки”)
- на основе проведенного ситуационного анализа
Наиболее сложно принимать решения в условиях ограниченного времени, когда неизвестны влияющие факторы и их природа. Когда негативные тенденции в организации начинают стремительно нарастать очень важно дождаться некоторой стабилизации обстановки и только после этого принимать решения. Иногда скорость реагирования на изменение ситуации входит в протеворечие с рациональностью принятия решений. Управленческое решение должно быть принято всегда во время. В этом заключается искусство руководителя.
Просмотров: 717
Вернуться в оглавление: Основы менеджмента