Формирование организационной культуры

Резервы повышения эффективности работы организации можно искать и в организационной культуре.

Организационная культура (ОК) - это сложная композиция ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации.

         Выделяются три уровня ОК (по Э.Шайну):

  • Поверхностный (то, что можно воспринимать через известные пять чувст)
  • Подповерхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые членами организации)
  • Глубинный (это скрытые, бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения)

ОК имеет субъективные и объективные элементы.

Субъективные элементы ОК:

  • Истории об организации
  • Истории о лидерах
  • Организационные табу
  • Обряды и ритуалы
  • Язык общения
  • Лозунги и т. д.

Объективные элементы ОК:

  • Место расположения организации
  • Дизайн помещений
  • Рабочие места
  • Оборудование и мебель
  • Удобства
  • Комнаты приема
  • Стоянки для автомобилей и т.д.

ОК состоит из:

  • Преобладающей культуры
  • Субкультур групп
  • Контркультур групп

Эти три составляющие усиливают или ослабляют культуру организации в целом.

Преобладающая культура (по Сате) состоит:

  • Из разделяемых норм поведения
  • Единства в толкованиях
  • Из материальных объектов
  • Из разговорных выражений
  • Из образцов поведения
  • Из разделяемых чувств

Влияние ОК зависит:

  • От масштаба атрибутов культуры (много, мало)
  • От разделяемости основных ее атрибутов членами организации
  • От ясности приоритетов атрибутов культуры (что главнее, что второстепеннее)

Управление ОК предполагает:

  • Ее формирование
  • Ее поддержание
  • Ее изменение

Формирование ОК

Для формирования ОК необходимо (Э.Шайну):

  • Решить проблему внешней адаптации (выработка миссии и стратегии, целей, методов достижения целей,  разработка системы контроля и воздействия на индивидов)
  • Решить проблему внутренней интеграции (выбрать подходящие методы коммуникаций, критерии вхождения и выхода членов из групп, правильно  распределить полномочия и власть, наладить личностные отношения,  выработать систему награждений и наказаний, выработать идеологию и веру в успех дела)

          На формирование ОК влияют:

  • Культура общества (народа), внутри которого организация функционирует
  • Культура руководства высшего звена управления организацией
  • Напористость руководства во внедрении новых норм поведения, идей, взглядов, идеологии

Поддержание ОК

ОК поддерживается:

  • Системой оценки и контроля за деятельностью членов организации
  • Способами реагирования на ситуации через установление ролей и обучение персонала
  • Кадровой работой (найм, обечение, переобучение, отбор, оценка деятельности, повышение квалификации и т.д.)
  • Соблюдением ритуалов, обрядов, традиций

Изменение ОК

         Изменение ОК и поведение членов организации может находится в следующих соотношениях:

  • ОК может привести к изменению поведения членов организации (и наоборот)
  • ОК может не привести к изменению поведения членов организации
  • Поведение членов организации может измениться без изменения ОК
  • Может измениться поведение членов организации и ОК одновременно

Существуют различные модели влияния ОК на организационную эффективность:

  • Модель Сате
  • Модель Питера и Уотермана
  • Модель Парсонса
  • Система Квина и Рорбаха

Просмотров: 1643

Вернуться в оглавление: Основы менеджмента