Формирование организационной культуры
Резервы повышения эффективности работы организации можно искать и в организационной культуре.
Организационная культура (ОК) - это сложная композиция ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации.
Выделяются три уровня ОК (по Э.Шайну):
- Поверхностный (то, что можно воспринимать через известные пять чувст)
- Подповерхностный (верования и ценности, сознательно разделяемые членами организации)
- Глубинный (это скрытые, бессознательно принимаемые на веру предположения и атрибуты поведения)
ОК имеет субъективные и объективные элементы.
Субъективные элементы ОК:
- Истории об организации
- Истории о лидерах
- Организационные табу
- Обряды и ритуалы
- Язык общения
- Лозунги и т. д.
Объективные элементы ОК:
- Место расположения организации
- Дизайн помещений
- Рабочие места
- Оборудование и мебель
- Удобства
- Комнаты приема
- Стоянки для автомобилей и т.д.
ОК состоит из:
- Преобладающей культуры
- Субкультур групп
- Контркультур групп
Эти три составляющие усиливают или ослабляют культуру организации в целом.
Преобладающая культура (по Сате) состоит:
- Из разделяемых норм поведения
- Единства в толкованиях
- Из материальных объектов
- Из разговорных выражений
- Из образцов поведения
- Из разделяемых чувств
Влияние ОК зависит:
- От масштаба атрибутов культуры (много, мало)
- От разделяемости основных ее атрибутов членами организации
- От ясности приоритетов атрибутов культуры (что главнее, что второстепеннее)
Управление ОК предполагает:
- Ее формирование
- Ее поддержание
- Ее изменение
Формирование ОК
Для формирования ОК необходимо (Э.Шайну):
- Решить проблему внешней адаптации (выработка миссии и стратегии, целей, методов достижения целей, разработка системы контроля и воздействия на индивидов)
- Решить проблему внутренней интеграции (выбрать подходящие методы коммуникаций, критерии вхождения и выхода членов из групп, правильно распределить полномочия и власть, наладить личностные отношения, выработать систему награждений и наказаний, выработать идеологию и веру в успех дела)
На формирование ОК влияют:
- Культура общества (народа), внутри которого организация функционирует
- Культура руководства высшего звена управления организацией
- Напористость руководства во внедрении новых норм поведения, идей, взглядов, идеологии
Поддержание ОК
ОК поддерживается:
- Системой оценки и контроля за деятельностью членов организации
- Способами реагирования на ситуации через установление ролей и обучение персонала
- Кадровой работой (найм, обечение, переобучение, отбор, оценка деятельности, повышение квалификации и т.д.)
- Соблюдением ритуалов, обрядов, традиций
Изменение ОК
Изменение ОК и поведение членов организации может находится в следующих соотношениях:
- ОК может привести к изменению поведения членов организации (и наоборот)
- ОК может не привести к изменению поведения членов организации
- Поведение членов организации может измениться без изменения ОК
- Может измениться поведение членов организации и ОК одновременно
Существуют различные модели влияния ОК на организационную эффективность:
- Модель Сате
- Модель Питера и Уотермана
- Модель Парсонса
- Система Квина и Рорбаха
Просмотров: 1643
Вернуться в оглавление: Основы менеджмента