Стратегическое управление организациями
Стратегическое управление (термин появился в 60-70 гг.) - управление при котором центр внимания руководства переносится на факторы внутренней и внешней среды организации, ее окружения (поставщики, клиенты, конкуренты, гос. структуры, партнеры и т.д.).
В случае стратегического управления планируется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых результатов в будущем, исходя из предполагаемого поведения окружения. Определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна делать в будущем.
Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:
- анализ внешней и внутренней среды
- определение миссии (смысла существования) и целей
- выработка стратегии (й)
Стратегическое планирование, как правило, осуществляется на сроки более одного года. При определении стратегии руководство сталкивается со следующими основными основными вопросами:
- какой бизнес прекратить
- какой бизнес продолжить
- в какой бизнес перейти
- с каким бизнесом объединиться
Области выработки стратегий по М.Портеру:
- лидерство в минимизации издержек производства за счет чего снижается цена и завоевывается большая доля рынка
- лидерство в новизне продукта и специализации производства за счет чего также завоевываются неосвоенные сегменты рынка
- концентрация усилий фирмы на одном рыночном сегменте
При концентрации усилий организации на одних сегментах рынка очень важно выработать правильную стратегию по показателям “цена-качество”, особенно на новинки:
|
Стратегия глубокого проникновения на рынок |
Стратегия повышенной ценностной значимости |
Стратегия завышенной цены |
Стратегия среднего уровня |
Стратегия качественности товара |
Стратегия ограбления |
Стратегия показного бизнеса |
Стратегия низкой ценностной значимости |
Из матрицы видно, что в зависимости от выбранного соотношения “цена-качество” фирма может развиваться в двух направлениях:
- стремиться быстро выручить большие деньги и переключиться на другой бизнес (например, за счет высокой цены и среднего качества или низкого качества и высокой цены) - стратегия снятия “сливок”
- прочно закрепиться на одном из сегментов рынка (например, за счет низкой или средней цены и высокого качества) - стратегия закрепления на рынке
Организация может формировать свою стратегию меняя только пять элементов:
- продукт
- рынок
- отрасль
- положение организации внутри отрасли
- технологию
В связи с этим существуют эталонные стратегии развития организаций:
- стратегии концентрированного роста
- стратегии интегрированного роста
- стратегии диверсифицированного роста
- стратегии сокращения
Стратегии концентрированного роста:
- Стратегия усиления позиции с уже освоенным продуктом на уже освоенном рынке (за счет маркетинговых усилий)
- Стратегия поиска новых рынков для уже производимого продукта
- Стратегия разработки нового продукта на уже освоенном рынке
Стратегии интегрированного роста:
- Стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция с поставщиками)
- Стратегия вперед идущей интеграции (интеграция с дистрибъютерами и торговыми организациями)
Стратегии диверсифицированного роста:
- Стратегия центрированной диверсификации (поиск дополнительных возможностей для изготовления новых продуктов на существующее базе старого производства; оно остается в центре бизнеса)
- Стратегия горизонтальной диверсификации (производство новой продукции по новой технологии, отличной от используемой на уже освоенном рынке)
- Стратегия конгломератной диверсификации (фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми; новые продукты реализуются на новых рынках; это самая сложная стратегия развития)
Стратегии сокращения:
- Стратегия ликвидациии бизнеса
- Стратегия “сбора урожая” ( сокращение закупок и затрат на рабочую силу, получение максимальных доходов в краткосрочной перспективе от продажи имеющихся продуктов)
- Стратегия сокращения (закрытие или продажа подразделений или бизнесов, которые плохо сочетаются с оставшимися)
- Стратегия сокращения расходов (разработка ряда мероприятий по сокращению затрат)
На практике организация может одновременено реализовывать несколько стратегий. В этом случае говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.
Просмотров: 1234
Вернуться в оглавление: Основы менеджмента