Стратегическое управление организациями

Стратегическое управление (термин появился в 60-70 гг.) - управление при котором центр внимания руководства переносится на факторы внутренней и внешней среды организации, ее окружения (поставщики, клиенты, конкуренты, гос. структуры, партнеры и т.д.).
В случае стратегического управления планируется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых результатов в будущем, исходя из предполагаемого поведения окружения. Определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна делать в будущем.

Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:

  • анализ внешней и внутренней среды
  • определение миссии (смысла существования) и целей
  • выработка стратегии (й)

Стратегическое планирование, как правило, осуществляется на сроки более одного года. При определении стратегии руководство сталкивается со следующими основными основными вопросами:

  • какой бизнес прекратить
  • какой бизнес продолжить
  • в какой бизнес перейти
  • с каким бизнесом объединиться

 Области выработки стратегий по М.Портеру:

  • лидерство в минимизации издержек производства за счет чего снижается цена и завоевывается большая доля  рынка
  • лидерство в новизне продукта и  специализации производства за счет чего также завоевываются неосвоенные сегменты рынка
  • концентрация усилий фирмы на одном рыночном сегменте

При концентрации усилий организации на одних сегментах рынка очень важно выработать правильную стратегию по показателям “цена-качество”, особенно на новинки:


Стратегия премиальных наценок

Стратегия глубокого проникновения на рынок

Стратегия повышенной ценностной значимости

Стратегия завышенной цены

Стратегия среднего уровня

Стратегия качественности товара

 Стратегия ограбления

Стратегия показного бизнеса

Стратегия низкой ценностной значимости

Из матрицы видно, что в зависимости от выбранного соотношения  “цена-качество” фирма может развиваться в двух направлениях:

  • стремиться быстро выручить большие деньги и переключиться на другой бизнес (например, за счет высокой цены и  среднего качества или низкого качества и высокой цены) - стратегия снятия “сливок”
  • прочно закрепиться на одном из сегментов рынка (например, за счет низкой или средней цены и высокого качества) - стратегия закрепления на рынке

Организация может формировать свою стратегию меняя только пять элементов:

  • продукт
  • рынок
  • отрасль
  • положение организации внутри отрасли
  • технологию

В связи с этим существуют эталонные стратегии развития организаций:

  • стратегии концентрированного роста
  • стратегии интегрированного роста
  • стратегии диверсифицированного роста
  • стратегии сокращения

Стратегии концентрированного роста:

  • Стратегия усиления позиции с уже освоенным продуктом на  уже освоенном рынке (за счет маркетинговых усилий)
  • Стратегия поиска новых рынков для уже производимого продукта
  • Стратегия разработки нового продукта на уже освоенном рынке

Стратегии интегрированного роста:

  • Стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция с поставщиками)
  • Стратегия вперед идущей интеграции (интеграция с дистрибъютерами и торговыми организациями)

Стратегии диверсифицированного роста:

  • Стратегия центрированной диверсификации (поиск дополнительных возможностей для изготовления новых продуктов на существующее базе старого производства; оно остается в центре бизнеса)
  • Стратегия горизонтальной диверсификации (производство новой продукции по новой технологии, отличной от используемой на уже освоенном рынке)
  • Стратегия конгломератной диверсификации (фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми; новые продукты реализуются на новых рынках; это самая сложная стратегия развития)

Стратегии сокращения:

  • Стратегия ликвидациии бизнеса
  • Стратегия “сбора урожая” ( сокращение закупок и затрат на рабочую силу, получение максимальных доходов в краткосрочной перспективе от продажи имеющихся продуктов)
  • Стратегия сокращения (закрытие или продажа подразделений или бизнесов, которые плохо сочетаются с оставшимися)
  • Стратегия сокращения расходов (разработка ряда мероприятий по сокращению затрат)

На практике организация может одновременено реализовывать несколько стратегий. В этом случае говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.

Просмотров: 1234

Вернуться в оглавление: Основы менеджмента