<< Пред. стр. 2 (из 3) След. >>
2. Передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.Статья 23. Предпринимательская деятельность религиозных организаций
Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Трудовые правоотношения в религиозных организациях
1. Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками.
2. Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором (контрактом) между религиозной организацией (работодателем) и работником.
3. На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство Российской Федерации о труде.
4. Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава IV. Надзор и контроль за исполнением законодательства
о свободе совести, свободе вероисповедания
и о религиозных объединениях
Статья 25. Осуществление надзора и контроля
1. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.
2. Орган, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.
См. Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организации, доведенные письмом Минюста РФ от 24 декабря 1997 г. № 08-18-257-97.
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства
о свободе совести, свободе вероисповедания
и о религиозных объединениях
Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Правительству Российской Федерации принять необходимые для реализации настоящего Федерального закона нормативные правовые акты.
3. Уставы и иные учредительные документы религиозных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом. Уставы и иные учредительные документы религиозных организаций до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют лишь в той части, которая не противоречит настоящему Федеральному закону.
Перерегистрация религиозных организаций, в отношении которых имеются основания для их ликвидации либо запрета их деятельности, указанные в п. 2 ст. 14 настоящего Федерального закона, не производится. При отказе в перерегистрации по указанным основаниям регистрирующий орган передает материалы в суд.
О признании не противоречащими Конституции РФ положений, содержащихся в абзацах третьем и четвертом п. 3 ст. 27 настоящего Федерального закона, см. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. № 16-П.
Религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет, пользуются правами юридического лица при условии их ежегодной перерегистрации до наступления указанного пятнадцатилетнего срока.
В данный период указанные религиозные организации не пользуются правами, предусмотренными п. 4 ст. 3, п. 3 и 4 ст. 5, п. 5 ст. 13, п. 3 ст. 16, п. 1 и 2 ст. 17, п. 2 ст. 18 (применительно к образовательным учреждениям и средствам массовой информации), ст. 19 и п. 2 ст. 20 настоящего Федерального закона.
4. Государственная перерегистрация религиозных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена не позднее 31 декабря 1999 года в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, могут быть ликвидированы в судебном порядке по обращению органа, осуществляющего государственную регистрацию религиозных организаций.
5. Признать утратившими силу Закон РСФСР ''О свободе вероисповеданий'' (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21. Ст. 240; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 5. Ст. 346) и Постановление Верховного Совета РСФСР ''О порядке введения в действие Закона РСФСР ''О свободе вероисповеданий'' (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21. Ст. 241) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин
Методические рекомендации о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона
''О свободе совести и о религиозных объединениях''
Департаментом по делам общественных и религиозных объединений изучены и обобщены запросы органов юстиции о применении некоторых положений принятого Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", поступившие в Министерство юстиции согласно инструктивному письму Минюста России от 16 октября 1997 г. № 08-18-207-97.
В настоящее время правоприменительная практика по реализации данного Закона не накоплена, не приняты предусмотренные им нормативные правовые акты (Правила регистрации; Правила проведения государственной религиоведческой экспертизы; Положение о порядке открытия и регистрации представительств иностранных религиозных организаций). В этой связи настоящие разъяснения подготовлены на основании действующего законодательства, Комментария к Закону и проектов соответствующих нормативных правовых актов, разработанных Министерством юстиции и Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, и изложены в виде ответов на поступившие вопросы.
1. Сколько человек должно состоять в религиозной группе для уведомления о ее создании органов местного самоуправления? Закон не устанавливает минимальной численности религиозной группы, но согласно п. 3 ст. 8 к моменту государственной регистрации ее в качестве местной религиозной организации она должна иметь не менее 10 участников.
2. Какие требования предъявляются к документу, подтверждающему существование религиозной группы не менее 15 лет? Что может служить доказательством достоверности этого срока? Закон не регламентирует порядок постановки на учет в органах местного самоуправления религиозных групп, выдачи подтверждения, его форму. В этой связи целесообразно урегулировать этот порядок соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Что касается доказательств сроков существования религиозной группы, то они должны предъявляться в орган местного самоуправления самой группой в виде данных государственной регистрации и местного учета бывшего Совета по делам религий при СМ СССР, архивных материалов, судебных решений, свидетельских показаний и иных форм доказательства.
3. Все ли религиозные организации при регистрации и перерегистрации должны предъявлять подтверждение о 15-летнем существовании? По смыслу ст. 9 Закона доказательства о 15-летнем сроке существования должны представлять только местные религиозные организации, не имеющие подтверждения о вхождении в соответствующую централизованную религиозную организацию. На централизованные религиозные организации требование о 15-летней продолжительности деятельности не распространяется.
4. Что означает требование к участникам религиозных организаций "постоянно и на законных основаниях проживать на территории Российской Федерации"? Могут ли быть учредителями религиозной организации иностранные граждане? Согласно п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 8 участниками религиозного объединения и организации наряду с гражданами РФ могут быть и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие в Российской Федерации. Под иными лицами понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, в установленном порядке получившие разрешения на постоянное проживание и виды на жительство в Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 9 учредителями религиозной организации могут быть только граждане Российской Федерации.
5. Может ли иностранный гражданин возглавлять религиозную организацию?
По смыслу п. 1 ст. 8 иностранные граждане и лица без гражданства могут быть участниками религиозной организации, а следовательно, и ее руководителями, если они "постоянно и на законных основаниях проживают на территории Российской Федерации". Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, возглавлять религиозную организацию не могут. В то же время согласно п. 2 ст. 20 религиозные организации в установленном порядке имеют право приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной религиозной деятельностью в данной организации, но на них также распространяется вышеуказанное положение Закона.
6. Что понимать под термином "учредитель (учредители) неправомочен" (ст. 12)? Под этим термином понимается несоблюдение предъявляемых Законом требований к учредителям религиозных организаций (несовершеннолетие, отсутствие гражданства Российской Федерации, превышение установленных Законом правомочий для местных и централизованных организаций и т.д.).
7. Может ли местная религиозная организация в соответствии со ст. 19 создавать учреждения профессионального религиозного образования? Местные религиозные организации вправе учреждать образовательные учреждения, регистрируемые в качестве негосударственных образовательных учреждений. Что касается учреждений профессионального религиозного образования, то согласно п. 6 ст. 8 они создаются централизованными религиозными организациями.
8. Какие виды религиозных организаций могут создавать централизованные организации? Может ли централизованная организация учредить местную организацию? Правомочность централизованной религиозной организации при создании других религиозных организаций закрепляется в п. 6 ст. 8 Закона. Местная религиозная организация, как объединение граждан, создается исключительно гражданами, путем их добровольного волеизъявления. В свою очередь не менее трех местных организаций одного вероисповедания вправе создать централизованную религиозную организацию. Объединение (ассоциация, союз) религиозных организаций разных конфессий согласно п. 2 ст. 121 ч. 1 ГК РФ является некоммерческой организацией, но не имеет религиозного статуса, поскольку не может обладать главным признаком религиозного объединения - совместным исповеданием веры.
9. Может ли местная религиозная организация ликвидироваться решением вышестоящей централизованной организации? Нет, поскольку согласно п. 1 ст. 14 Закона и п. 2 ст. 61 ч. 1 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то его уставом. Вместе с тем в соответствии с каноническими установлениями религиозных объединений, имеющих иерархическую структуру, например, православных или католических, где образование местных организаций (приходов) происходит по благословению правящего епископа, лишение такого благословения, юридически выражающееся в отзыве из регистрирующего органа подтверждения о конфессиональной принадлежности со стороны централизованной организации, влечет прекращение деятельности местной религиозной организации в качестве структурного подразделения данной централизованной организации и лишает ее права использовать в своем наименовании реквизиты централизованной религиозной организации.
10. Где осуществляется регистрация местной религиозной организации, если ее вышестоящий орган находится за пределами РФ? Требуется ли документ, подтверждающий существование иностранной централизованной религиозной организации на соответствующей территории не менее 15 лет? Согласно п. 2 ст. 11 Закона регистрация всех местных религиозных организаций производится территориальными органами юстиции, и в данном случае в регистрирующий орган должны представляться документы, предусмотренные п. 6 настоящей статьи. Подтверждение иностранной религиозной организации не равнозначно подтверждению централизованной религиозной организации, и создаваемая местная организация не может быть зарегистрирована в качестве юридического лица, если она действовала менее 15 лет. В то же время, если на территории РФ была зарегистрирована централизованная религиозная организация, имеющая религиозный центр за границей, то она сама по смыслу п. 1 ст. 13 уже не является иностранной религиозной организацией и вправе выдавать соответствующие подтверждения своим структурным подразделениям на территории РФ.
11. Могут ли местные религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию, учреждать централизованные организации? Нет, поскольку предварительно они должны оформить статус местной религиозной организации посредством государственной перерегистрации.
12. Как оформляются представляемые в регистрирующий орган сведения об основах вероучения религиозной организации? Согласно п. 5 ст. 11 сведения об основах вероучения представляются каждой религиозной организацией в установленном Законом объеме. В случае регистрации местных религиозных организаций, входящих в централизованную организацию с единым вероучением, например, Русская православная церковь, возможно представление соответствующего "типового" документа.
13. Из ст. 10 Закона не вытекает, что религиозная организация обязана указывать в своем уставе территорию ее деятельности. Как тогда учитывается территориальная сфера деятельности? Согласно п. 2 ст. 52 ч. 1 ГК РФ и ст. 10 Закона в уставе юридического лица указывается его место нахождения и не устанавливаются территориальные пределы его функционирования. В то же время и не запрещается это зафиксировать в соответствии с институционной и иерархической структурой религиозной организации. По смыслу Закона территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения (п. 3 ст. 8), а централизованной организации - территория субъектов Российской Федерации, где имеются входящие в ее состав местные организации (п. 3 ст. 11).
14. Может ли жилое помещение являться юридическим адресом религиозной организации? Согласно п. 3 ст. 288 части первой и п. 2 ст. 671 части второй ГК РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается. В соответствии с п. 2 ст. 16 богослужения, религиозные обряды и церемонии могут совершаться в жилых помещениях, но по смыслу п. 1 ст. 7 помещения для этих целей могут предоставляться только участниками религиозной группы. Использование жилого помещения в качестве юридического адреса не запрещается. Но при этом религиозная организация должна уведомить регистрирующий орган, являющийся согласно Закону и контролирующим органом, о месте своего фактического нахождения.
15. Может ли местная религиозная организация, заранее зарегистрировавшая свой устав в качестве автономной организации, вступить в существующую централизованную организацию и при перерегистрации представить подтверждение о принадлежности к ней? Да, может. При этом согласно п. 3 ст. 27 Закона она должна внести соответствующее дополнение в устав и зафиксировать в нем принадлежность к данной централизованной организации.
16. Какова процедура перерегистрации религиозных организаций? В чем заключается ежегодная перерегистрация религиозной организации, не имеющей документа о 15-летнем существовании? Согласно ст. 27 Закона религиозные организации, ранее зарегистрировавшие свои уставы, должны привести их в соответствие с Законом и до 31 декабря 1999 г. пройти государственную перерегистрацию. В этой связи данную процедуру следует рассматривать как внесение изменений и дополнений в устав и проводить ее в соответствии с п. 11 ст. 11 Закона. При этом согласно п. 3 ст. 27 Закона не подлежат перерегистрации религиозные организации, в отношении которых имеются основания для их ликвидации либо запрета деятельности. Что касается процедуры ежегодной перерегистрации религиозных организаций, не имеющих подтверждения от централизованной религиозной организации или подтверждения о 15-летнем сроке своего существования, то она Законом не установлена. Но при этом Закон не требует, чтобы такая религиозная организация ежегодно переоформляла и представляла в регистрирующий орган все предусмотренные в ст. 11 документы. В этой связи полагаем возможным, чтобы религиозная организация после первичной перерегистрации ежегодно информировала регистрирующий орган о продолжении своей деятельности в объеме сведений, включаемых в Государственный реестр. Если у регистрирующего органа не будет основанных на Законе претензий к деятельности указанной организации, он может продлить срок действия выданного свидетельства или выдать новое с прежним регистрационным номером. Одновременно полагаем, что требование ст. 27 о ежегодной перерегистрации ранее зарегистрированных религиозных организаций и ущемление в этот период их прав противоречит ст. 54 Конституции РФ, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Закон Свердловской области
"Об осуществлении деятельности религиозных объединений
и их представителей на территории Свердловской области"
(от 12 июля 1999 г.)
Принят Областной думой Законодательного собрания Свердловской области 22 июня 1999 г.
Одобрен Палатой представителей Законодательного собрания Свердловской области.
Содержание:
Глава 1. Общие положения.
Глава 2. Взаимоотношения органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований с религиозными объединениями.
Глава 3. Деятельность религиозных объединений на территории Свердловской области.
Глава 4. Заключительные положения.
Законодательное собрание Свердловской области, основываясь на конституционном праве каждого на свободу совести и вероисповедания, уважая право верующих на объединение с целью исповедания своей веры, учитывая равенство религиозных объединений перед законом, подтверждает исторически сложившееся определение православия, ислама и иудаизма как традиционных религий для Урала, выражающих историческое, духовно-культурное, социальное наследие населения Свердловской области, признает традиционными религиозными организациями Свердловской области Русскую православную церковь (Московский Патриархат), мусульманские общины Духовного управления мусульман Свердловской области, православные старообрядческие общины, религиозные организации иудаизма, приходы Евангелическо-лютеранской и Римско-католической церкви.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Областного закона
Настоящий Областной закон на основании законодательства Российской Федерации и Свердловской области определяет порядок участия органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в деятельности по реализации прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также закрепляет правовые основы деятельности религиозных объединений на территории Свердловской области.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем
Областном законе
1. Религиозное объединение - добровольное объединение совершеннолетних граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
2. Религиозная организация - добровольное объединение совершеннолетних граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
3. Религиозная группа - добровольное объединение не менее трех совершеннолетних граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения ими веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
4. Местная религиозная организация - религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
5. Централизованная религиозная организация - религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
6. Областная (централизованная) религиозная организация - централизованная религиозная организация, объединяющая в своем составе на основе единого устава местные религиозные организации, расположенные в Свердловской области на территории не менее трех муниципальных образовании, с целью распространения своей религии на территории Свердловской области.
7. Представитель религиозного объединения - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, в соответствии с законодательством Российской Федерации занимающиеся распространением вероучений с целью привлечения граждан к религиозной практике посредством организации публичных религиозных мероприятий.
Глава 2. Взаимоотношения органов государственной власти
Свердловской области, органов местного самоуправления
муниципальных образований с религиозными объединениями
Статья 3. Основные принципы взаимоотношений органов
государственной власти Свердловской области, органов местного
самоуправления муниципальных образований, расположенных
на территории Свердловской области, с религиозными объединениями
Органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, взаимодействуют с религиозными объединениями на основании федерального законодательства в соответствии с принципами:
1) невмешательства в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и вероисповедания;
2) невозложения на религиозные объединения выполнения функций органов государственной власти Свердловской области, государственных организаций и органов местного самоуправления;
3) невмешательства в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству Российской Федерации и Свердловской области;
4) обеспечения светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.
Статья 4. Полномочия высших органов государственной власти
Свердловской области в сфере реализации прав граждан
на свободу совести и вероисповедания
Высшие органы государственной власти Свердловской области в сфере реализации прав граждан на свободу совести и вероисповедания:
1) осуществляют законодательное регулирование в сфере реализации прав граждан на свободу совести и вероисповедания;
2) контролируют исполнение областных законов в сфере реализации прав граждан на свободу совести и вероисповедания;
3) в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий год могут устанавливать налоговые и иные льготы религиозным организациям;
4) могут оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры;
5) при разработке нормативных актов Свердловской области, затрагивающих отношения между государством и религиозными объединениями, могут привлекать для совместной работы религиозные объединения;
6) разрабатывают и утверждают целевые программы развития культуры и иных социально значимых сфер на территории Свердловской области.
Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления
муниципальных образований, расположенных на территории
Свердловской области, в сфере реализации прав граждан
на свободу совести и вероисповедания
Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере реализации прав граждан на свободу совести и вероисповедания:
1) содействуют реализации прав граждан на свободу совести и вероисповедания на территории муниципального образования;
2) при принятии местного бюджета на соответствующий год могут устанавливать налоговые и иные льготы религиозным организациям;
3) могут оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры;
4) при разработке нормативных актов муниципального образования, затрагивающих отношения с религиозными объединениями, могут привлекать для совместной работы религиозные объединения;
5) разрабатывают и утверждают программы развития культуры и иных социально значимых сфер на территории муниципального образования;
6) по заявлению религиозных групп выдают удостоверение начала деятельности религиозных групп на территории муниципального образования;
7) ведут реестр религиозных групп, уведомивших органы местного самоуправления муниципального образования о начале своей деятельности.
Статья 6. Взаимоотношения органов государственной власти
Свердловской области и органов местного самоуправления
муниципальных образований, расположенных на территории
Свердловской области, с религиозными организациями
1. Органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенные на территории Свердловской области, строят свои взаимоотношения с религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
2. Органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенные на территории Свердловской области, и традиционные религиозные организации Свердловской области вправе заключать между собой в пределах собственной компетенции договоры (соглашения) о совместной деятельности в духовной, культурной и иных социально значимых сферах общественной жизни.
Органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенные на территории Свердловской области, вправе заключать подобные договоры с иными религиозными организациями, зарегистрированными на территории Свердловской области.
Предметом вышеуказанных договоров (соглашений) может быть разработка и осуществление совместных планов, программ и мероприятий, образование совместных координационных органов, государственная и муниципальная поддержка религиозных организаций.
3. Заключение гражданско-правовых договоров (соглашений) между органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления, с одной стороны, и религиозными организациями, с другой стороны, в том числе о безвозмездной передаче в собственность или пользование религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о свободе совести и вероисповедания.
4. Религиозным организациям органами государственной власти Свердловской области могут быть предоставлены следующие льготы:
1) пользование услугами государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности Свердловской области, по ценам, ставкам и тарифам, предусмотренным для бюджетных организаций;
2) оплата аренды помещений, зданий, иного имущества, являющегося собственностью Свердловской области, по тарифам и ставкам, не превышающим установленных для организаций культуры;
3) льготы по налогам и сборам в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий год;
4) иные льготы, установленные законодательством Свердловской области для бюджетных организаций.
Льготы религиозным организациям и порядок их предоставления определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области и устанавливаются областными законами, нормативными правовыми актами органов государственной власти Свердловской области, договорами (соглашениями) между органами государственной власти Свердловской области и религиозными организациями.
5. Порядок предоставления религиозным организациям льгот со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и договорами (соглашениями), заключаемыми между ними и религиозными организациями.
Статья 7. Экспортно-консультативный совет по вопросам свободы
совести и вероисповедания при губернаторе Свердловской области
1. Экспертно-консультативный совет по вопросам свободы совести и вероисповедания создается при губернаторе Свердловской области, является экспортно-консультативным органом по вопросам свободы совести и вероисповедания и состоит из представителей органов государственной власти Свердловской области, специалистов в области религиоведения, отношений государства и религиозных объединений.
В качестве консультантов к работе Экспертно-консультативного совета по вопросам свободы совести и вероисповедания могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных объединений.
2. Основными функциями Экспертно-консультативного совета по вопросам свободы совести и вероисповедания являются:
1) консультирование и информирование Законодательного собрания Свердловской области, губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области по вопросам, связанным с деятельностью религиозных организаций;
2) проведение религиоведческой экспертизы по запросам органа, осуществляющего регистрацию религиозных организаций в Свердловской области, и органов местного самоуправления муниципальных образований на предмет признания объединения в качестве религиозного и проверки достоверности сведений относительно основ его вероучения и соответствующей ему практики;
3) анализ религиозной обстановки на территории Свердловской области;
4) обсуждение проектов нормативных актов Свердловской области, затрагивающих отношения между государством и религиозными объединениями, разработка предложений и рекомендаций по ним;
5) изучение межконфессиональных отношений на территории Свердловской области;
6) создание банка данных о религиозных объединениях, действующих на территории Свердловской области.
3. Экспертно-консультативный совет по вопросам свободы совести и вероисповедания по запросу органов, осуществляющих регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, дает заключения о характере вероучения представителей религиозных объединений, прибывших (прибывающих) на территорию Свердловской области для осуществления проповеднической и религиозной деятельности.
4. Экспертно-консультативный совет по вопросам свободы совести и вероисповедания по запросу органов местного самоуправления муниципальных образований и органа, осуществляющего регистрацию общественных организаций на территории Свердловской области, дает заключения о наличии или отсутствии в деятельности общественной организации признаков религиозного объединения.
5. Состав Экспертно-консультативного совета по вопросам свободы совести и вероисповедания и положение о нем утверждаются губернатором Свердловской области.
Глава 3. Деятельность религиозных объединений
на территории Свердловской области
Статья 8. Правовые основы деятельности религиозных объединений
на территории Свердловской области
Религиозные объединения создаются, действуют и ликвидируются на территории Свердловской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о свободе совести и вероисповедания, а также Уставом Свердловской области и законодательством Свердловской области, принятым в пределах компетенции области.
Статья 9. Уведомление о начале деятельности религиозной группы
1. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением преобразовать ее в дальнейшем в религиозную организацию, уведомляют о создании религиозной группы органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого данная религиозная группа образована и действует. Органы местного самоуправления муниципального образования принимают решение в установленном порядке об удостоверении начала деятельности религиозной группы или об отказе в названном удостоверении.
2. Для рассмотрения вопроса об удостоверении начала деятельности религиозной группы представляются следующие документы:
1) заявление с уведомлением о начале деятельности религиозной группы в произвольной форме с указанием наименования религиозной группы, фамилии, инициалов, места жительства уполномоченного представителя религиозной группы;
2) список лиц - учредителей религиозной группы с указанием их гражданства, даты рождения, места жительства;
3) сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения направления религии, к которому принадлежит данная религиозная группа, о формах и методах ее деятельности, отношении к семье и браку, образованию, особенностях отношения к здоровью последователей названной религии, ограничениях для членов и служителей религиозной группы в отношении их гражданских прав и обязанностей.
По желанию религиозной группы ею дополнительно могут быть представлены любые другие сведения и документы, касающиеся особенностей ее деятельности, включая устав религиозной группы.
Все перечисленные документы представляются в органы местного самоуправления на русском языке.
3. В случае, когда религиозная группа уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования после начала своей деятельности, орган местного самоуправления муниципального образования вправе потребовать от нее доказательства осуществления религиозной деятельности членами и служителями данной группы на территории муниципального образования, подтверждающиеся свидетельскими показаниями и документами.
4. Датой представления документов является дата их входящей регистрации в исполнительном органе соответствующего муниципального образования или дата их почтового отправления, подтверждаемая почтовой квитанцией.
5. Указанная процедура уведомления органов местного самоуправления муниципального образования о создании религиозной группы не распространяется на религиозные группы, имеющие подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания и на религиозные группы, созданные без цели преобразования в будущем в религиозную организацию.
Статья 10. Рассмотрение документов, уведомляющих
о начале деятельности религиозной группы
1. Органы местного самоуправления муниципального образования рассматривают заявление, уведомляющее о начале деятельности религиозной группы, в течение трех месяцев со дня поступления всех необходимых документов.
2. В случае представления заявителем не всех документов или представления ненадлежаще оформленных документов заявление остается без рассмотрения, а заявителю предлагается устранить имеющиеся недостатки. В этом случае срок рассмотрения заявления исчисляется со дня представления всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
3. Органы местного самоуправления муниципального образования после получения всех необходимых документов могут направить их в Экспортно-консультативный совет по вопросам свободы совести и вероисповедания при губернаторе Свердловской области для получения заключения о соответствии религиозной группы и ее деятельности . действующему законодательству.
4. В случае принятия решения об удостоверении деятельности религиозной группы заявители письменно уведомляются об этом и религиозной группе вручается копия решения органов местного самоуправления муниципального образования об удостоверении ее деятельности, заверенная круглой печатью соответствующего органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления муниципального образования ведут реестр религиозных групп, уведомивших органы местного самоуправления муниципального образования о начале своей деятельности.
5. Религиозной группе может быть отказано в удостоверении начала ее деятельности, если:
1) цели и деятельность религиозной группы противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов;
2) группа не отвечает признакам религиозного объединения;
3) сведения, содержащиеся в представленных документах, недостоверны.
В случае принятия решения об отказе в удостоверении деятельности религиозной группы заявители письменно уведомляются об этом и религиозной группе вручается копия мотивированного решения органа местного самоуправления муниципального образования об отказе в удостоверении ее деятельности, заверенная круглой печатью соответствующего органа местного самоуправления.
6. Отказ в удостоверении начала деятельности религиозной группы, равно как и решение об удостоверении начала ее деятельности, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
7. В случае, если после удостоверения начала деятельности религиозной группы будет установлено, что заявителями были представлены заведомо недостоверные сведения, явившиеся основанием для принятия решения об удостоверении начала деятельности религиозной группы или деятельность группы утратила религиозный характер, что подтверждено заключением Экспортно-консультативного совета по вопросам свободы совести и вероисповедания при губернаторе Свердловской области, органы местного самоуправления муниципального образования принимают мотивированное решение об отмене прежнего решения об удостоверении, о чем незамедлительно в письменной форме уведомляет представителей религиозной группы.
8. При утрате заверенной копии решения об удостоверении начала деятельности религиозной группы по заявлению ее представителя соответствующие органы местного самоуправления выдают религиозной группе дубликат решения об удостоверении начала ее деятельности.
Статья 11. Особенности удостоверения начала деятельности
отдельных религиозных объединений
1. Религиозные объединения, не приобретшие в законодательно установленном порядке статус юридического лица до 1 октября 1997 г., рассматриваются как религиозные группы. Удостоверение начала их деятельности производится в порядке, предусмотренном ст. 9, 10 и 11 настоящего Областного закона, со следующими дополнениями:
1) в заявлениях с уведомлениями о начале деятельности данных религиозных групп дополнительно указывается срок их существования на соответствующей территории и по усмотрению религиозных групп подтверждающие это доказательства;
2) органы местного самоуправления муниципального образования принимают решение об удостоверении начала деятельности таких религиозных групп со дня их фактического образования.
2. При невозможности установить точный день образования религиозной группы дата ее образования устанавливается по последнему дню календарного месяца, в котором она была образована, а при отсутствии и такой возможности - по последнему дню календарного года, в котором религиозная группа была образована.
Статья 12. Ежегодное информирование религиозными группами органов
местного самоуправления о продлении своей деятельности
1. Религиозные группы, уведомившие органы местного самоуправления муниципального образования о начале своей деятельности, ежегодно информируют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых они действуют, о продлении своей деятельности и об изменении сведений, содержащихся в представленных ими ранее документах, для решения вопроса об удостоверении начала их деятельности.
2. Непредставление религиозной группой, уведомившей о начале своей деятельности органы местного самоуправления муниципального образования, указанных в п. 1 настоящей статьи сведений в течение двух лет является основанием для отмены решения об удостоверении о начале ее деятельности. Органы местного самоуправления муниципального образования, принявшие данное решение, незамедлительно в письменной форме с указанием мотивов уведомляют о нем представителей названной религиозной группы.
Статья 13. Ежегодная перерегистрация религиозных организаций
1. Местные религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке до 1 октября 1997 г. и не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет после прохождения перерегистрации, или не имеющие документа, подтверждающего вхождение в централизованную организацию, выданного ее руководством, в соответствии с п. 3 и 4 ст. 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Российская газета. 1997. 1 окт. № 190) ежегодно проходят перерегистрацию в органе, осуществляющем регистрацию религиозных организаций, для чего до 31 декабря календарного года представляют письменное заявление о перерегистрации в качестве религиозной организации, а также сведения о действительном месте нахождения своих постоянно действующих руководящих органов, их названии, список членов в объеме данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
2. Обязанность перерегистрации сохраняется у названных в п. 1 настоящей статьи религиозных организаций до истечения пятнадцатилетнего срока их существования на соответствующих территориях. При этом началом исчисления указанного пятнадцатилетнего срока является день первоначальной государственной регистрации этих религиозных организаций.
Внесение изменений и дополнений в уставы таких религиозных организаций и их государственная регистрация в указанный период производятся в общем порядке.
Статья 14. Порядок деятельности на территории
Свердловской области представителей религиозных объединений
1. Представители религиозных организаций, официально зарегистрированных в Свердловской области, граждане Российской Федерации вправе свободно (без регистрации) осуществлять проповедническую деятельность с целью привлечения населения к религиозной практике посредством организации публичных религиозных мероприятий.
2. Религиозные организации, официально зарегистрированные в Свердловской области, имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях.
В соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные граждане, приглашенные вышеназванными религиозными организациями, на территории Свердловской области вправе свободно (без регистрации) осуществлять проповедническую деятельность с целью привлечения населения к религиозной практике посредством организации публичных религиозных мероприятий.
3. Для получения права на религиозную деятельность на территории Свердловской области сроком более 10 дней представителям религиозных объединений, не зарегистрированным в Свердловской области, для организации публичных религиозных мероприятий вне молитвенных помещений требуется постановка на регистрационный учет. Учет осуществляется органом, регистрирующим в соответствии с законодательством Российской Федерации религиозные организации.
4. Для постановки на регистрационный учет представителя религиозного объединения в орган, регистрирующий религиозные организации, подается личное заявление с указанием цели и характера деятельности, конфессиональной принадлежности и сроков пребывания в области.
В орган, регистрирующий религиозные организации, представляются паспорт или иной заменяющий его документ, а для представителя религиозного объединения, являющегося иностранцем или лицом без гражданства, в требуемых законом случаях, кроме того, справка о постановке на регистрационный учет по месту временного пребывания и приглашение религиозной организации, зарегистрированной на территории Свердловской области.
5. Представителю религиозного объединения выдается свидетельство, в котором указывается срок его деятельности на территории Свердловской области, либо направляется письменный мотивированный отказ в регистрации.
6. Регистрация представителя религиозного объединения осуществляется на платной основе. Тарифы за регистрацию представителя религиозного объединения устанавливаются, исходя из затрат, необходимых для проведения регистрации, и определяются Правительством Свердловской области.
7. При отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации и Свердловской области орган, регистрирующий религиозные организации, может продлить свидетельство о постановке на регистрационный учет представителя религиозного объединения без оплаты суммы регистрационного сбора.
8. При решении вопроса о регистрации представителя религиозного объединения орган, регистрирующий религиозные организации, может обратиться за заключением о характере вероучения в Экспертно-консультативный совет по вопросам свободы совести и вероисповедания при губернаторе Свердловской области. В этом случае срок регистрации может быть продлен.
9. Представителю религиозного объединения может быть отказано в постановке на регистрационный учет в том случае, если характер предполагаемой деятельности противоречит законодательству Российской Федерации и законодательству Свердловской области. Отказ в постановке на регистрационный учет по мотивам отсутствия документов, указанных в настоящем Областном законе, не является препятствием для последующей подачи документов.
Отказ в постановке на регистрационный учет представителя религиозного объединения может быть обжалован в суде.
10. Действие свидетельства о постановке на регистрационный учет представителя религиозного объединения может быть прекращено по решению суда, а его деятельность прекращена в тех же случаях, в каких по суду прекращается деятельность религиозных организаций и групп с их ликвидацией.
Орган, регистрирующий религиозные организации, вправе обратиться в суд с иском о прекращении деятельности представителя религиозного объединения и об аннулировании выданного ему ранее свидетельства о постановке на регистрационный учет.
Статья 15. Представительство иностранной религиозной организации
1. Представительство иностранной религиозной организации, обособлен-ное подразделение религиозной организации, созданной за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, действующее от ее имени и по поручению на основании предоставленных полномочий.
2. Централизованная религиозная организация, зарегистрированная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.
3. Порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации определяется законодательством Российской Федерации.
4. Представительство не является юридическим лицом и не имеет права заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения.
Вопросы обеспечения представительств служебными и жилыми помещениями, транспортом и иным имуществом и услугами хозяйственно-бытового характера решаются открывшими их иностранными религиозными организациями за счет их собственных средств, а также на основе договоров с российскими религиозными организациями, при которых открывается представительство.
Статья 16. Деятельность религиозных организаций
в сфере образования Свердловской области
1. Религиозная организация на территории Свердловской области вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своим уставом создавать общеобразовательные организации.
Религиозная организация на территории Свердловской области вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своим уставом создавать организации профессионального образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.
Общеобразовательные организации и организации профессионального образования, созданные религиозными организациями на территории Свердловской области, в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797) и Областным законом от 16 июля 1998 г. № 26-03 "Об образовании на территории Свердловской области" (Областная газета. 1998. 22 июля. № 124) обязаны получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
Органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований оказывают помощь таким общеобразовательным организациям и организациям профессионального образования в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин.
2. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, администрация указанных организаций по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации возможность обучать детей основам вероисповедания вне рамок образовательной программы.
При принятии решения о возможности проведения обучения детей основам вероисповедания в государственной или муниципальной образовательной организации соответствующие органы местного самоуправления обращаются за заключением о характере вероучения в Экспортно-консультатив-ный совет по вопросам свободы совести и вероисповедания при губернаторе Свердловской области.
Администрация образовательной организации после согласования с органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в соответствии с действующим законодательством заключает договор с религиозной организацией на ведение процесса обучения детей основам вероисповедания, в котором закрепляются вопросы пользования помещениями и имуществом образовательной организации, ответственность и иные требования.
3. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования за пределами основных образовательных программ, определяющих их статус, в качестве дополнительных образовательных программ могут реализовываться программы по религиоведению и культурологии.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 17. Порядок вступления в силу настоящего Областного закона
1. Настоящий Областной закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Областной закон от 4 ноября 1996 г. № 43-03 "Об осуществлении миссионерской деятельности на территории Свердловской области" (Областная газета. 1996. 12 нояб. № 166).
3. Предложить губернатору Свердловской области и Правительству Свердловской области привести изданные ими нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Областным законом.
Губернатор Свердловской области Э.Э. Россель
Уголовный кодекс Российской Федерации
(действует с 1 января 1997 г.)
Статья 148. Воспрепятствование осуществлению права
на свободу совести и вероисповеданий
Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Статья 282. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды
1. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой,
наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
(действует с 1 июля 2002 г.)
Статья 56. Свидетель
1. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.
2. Вызов и допрос свидетелей осуществляются в порядке, установленном статьями 187?191 настоящего Кодекса.
3. Не подлежат допросу в качестве свидетелей:
1) судья, присяжный заседатель ? об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;
2) защитник подозреваемого, обвиняемого ? об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу;
3) адвокат ? об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;
4) священнослужитель ? об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
(действует с 1 июля 1997г.)
Статья 14. Обеспечение свободы совести
и свободы вероисповедания осужденных
1. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
3. Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.
4. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.
5. К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа, священнослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних.
6. Тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.
Федеральный закон
"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых
в совершении преступлений"
(от 15 июля 1995 г.)
Статья 17. Права подозреваемых и обвиняемых
Подозреваемые и обвиняемые имеют право:
? отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа ? при условии соблюдения правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых...
Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
(действует с 1 июля 2002 г.)
Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести,
свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц ? от трех до восьми минимальных размеров административного штрафа.
2. Оскорбление религиозных чувств граждан, осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров административного штрафа.
Гражданский кодекс Российской Федерации
(действует с 1 января 1995 г.)
Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения)
1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
3. Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.
Трудовой кодекс Российской Федерации
(действует с 1 февраля 2002 г.)
Глава 54. Особенности регулирования труда работников
религиозных организаций
Статья 342. Стороны трудового договора в религиозной организации
Работодателем является религиозная организация, зарегистрированная в порядке, установленном федеральным законом, и заключившая трудовой договор с работником в письменной форме.
Работником является лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, заключившее трудовой договор с религиозной организацией, лично выполняющее определенную работу и подчиняющееся внутренним установлениям религиозной организации.
Статья 343. Внутренние установления религиозной организации
Права и обязанности сторон трудового договора определяются в трудовом договоре с учетом особенностей, установленных внутренними установлениями религиозной организации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Статья 344. Особенности заключения трудового договора с религиозной организацией и его изменения
Трудовой договор между работником и религиозной организацией может заключаться на определенный срок.
При заключении трудового договора работник обязуется выполнять любую не запрещенную законом работу, определенную этим договором.
В трудовой договор в соответствии с настоящим Кодексом и внутренними установлениями религиозной организации включаются условия, существенные для работника и для религиозной организации как работодателя.
При необходимости изменения существенных условий трудового договора религиозная организация обязана предупредить об этом работника в письменной форме не менее чем за семь календарных дней до их введения.
Статья 345. Режим рабочего времени лиц, работающих