<< Пред. стр. 2 (из 2) След. >>
* Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. Коран утверждает, что цепь Библейских пророков (Ибрагим-Авраам, Нух-Ной, Муса-Моисей, Иса-Иисус) подготовила появление последнего пророка "печати пророка" Мухаммеда.* Вера в существование Рая и Ада. В отличие от христианства, мусульмане представляют их более чувственно. В Раю вкусная еда, реки молока и меда, прекрасные девушки-гурии.
* Вера в Божественное предопределение: не существует что-либо, не зависящее от Аллаха.
* Вера в бессмертие души и воскресение в день Страшного суда.
Рассмотрим эти положения подробнее.
Основу мусульманской религии составляет вера в Аллаха. "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник его", - утверждает Коран. Поклонение другим богам считается у мусульман смертным грехом. Образ Аллаха, "никем не созданного и вечного", наделяется такими эпитетами, как "мудрый", "милосердный", "творец мира и земли" и т.д. - всего до ста определений. Аллах - создатель Вселенной, Земли, неба, всей жизни. У него никого нет - ни сына, ни дочери, потому что в Коране говорится, что "у него нет подруги". Аллах правит миром. За непослушание он может покарать людей и при жизни, и после смерти. Верующий мусульманин не имеет права сомневаться в вере. Если же он оступится, то искупить вину можно или дарами, или совершив паломничество в святые места. Аллах выступает по отношению к верующим двояко: он может простить им грехи, помочь в беде, и в то же время он жестоко карает людей даже за незначительные проступки. Никому неизвестно, как поведет себя Аллах в том или ином случае, это вездесущий непознаваемый дух, находящийся "везде и нигде".
Если Аллах невидим и непознаваем, то как же его повеления доходят до людей? Ислам утверждает, что функции посредника между Аллахом и верующими выполняет пророк Мухаммад.
Образ Мухаммада довольно противоречив. С одной стороны, он может совершать невероятные чудеса, а с другой, в Коране говорится о его смертности, других непосредственно человеческих качествах. Мухаммад не единственный пророк в исламе, но самый главный. Сомневаться в нем - все равно, что сомневаться в Аллахе.
Помощниками Аллаха в его небесных и земных "делах" являются, как утверждает Коран, ангелы и демоны (или шайтаны). Ангелы в представлении верующих - это быстрокрылые, бесполые существа, созданные из света. Каждый ангел выполняет свою функцию. Так, Джабраил передает божественные повеления, Микаил следит за порядком во Вселенной, Исрафил готов протрубить о страшном суде, Азраил - ангел смерти - с помощью меча умерщвляет людей, выпускает души из тела. Есть ангел, который ослушался Аллаха. Это Иблис - дьявол, шайтан. Аллах, однако, не стал с ним расправляться, а оставил его для искушения людей, чтобы он испытывал их веру, стойкость к соблазнам. Каждый человек, говорится в Коране, имеет двух ангелов-хранителей, записывающих добрые и плохие дела. Эти дела взвешиваются затем на специальных весах, и тем самым определяется степень грешности верующих.
Коран разделяет природу человека на две сущности - телесную и духовную. Тело человека Аллах слепил из глины. Но человек оставался безжизненным, пока Аллах не "вдул в него своего духа". "Божественная" душа поэтому считается бессмертной и покидает тело после смерти человека, а тело - лишь оболочка души, ее временное вместилище.
С представлением о бессмертии души связано воскресение из мертвых в день страшного суда. Точного описания этого дня в Коране нет. Обычно он понимается как наказание за забвение традиций отцов, за неуважение к духовенству. Современные мусульманские теологи отождествляют знамение конца света с распространением атеизма.
Представление рая связано с земными потребностями мусульман. Это оазис с прохладной и чистой водой; везде зелень, прохлада, обилие вкусной еды, красивой одежды. По раю протекают реки с молоком, медом, вином. Каждого мусульманина ожидают здесь гурии - девы с черными глазами, шелковистыми косами, нежной белой кожей. Они всегда готовы на ласки, вечно молоды, не теряют девственности. После утех их телесная чистота восстанавливается немедленно. В центре рая растет Лотос - дерево жизни, в тени которого отдыхают праведники. Здесь же хранятся все священные книги. Над раем возвышается трон Аллаха, излучающий чудесный свет. Этот свет доставляет покой, блаженство. Мусульманский ад состоит из семи кругов. Для грешников здесь приготовлены всевозможные орудия пыток: огонь, котлы со смолой, щипцы для вырывания мяса из тела и т.п. Попавших сюда терзают страшные животные, скорпионы, змеи. Муки ада бесконечны, но есть представления, по которым Аллах может простить грешников и выпустить их из ада, когда они "сгорят и обуглятся".
Мусульманский культ при помощи многочисленных обрядов, праздников, ритуалов служит мощным средством духовного закрепощения верующих. Мусульмане обязаны исполнять пять "столпов веры":
1. Исповедование веры, произнесение формулы: "Нет Бога иного, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк Аллаха".
2. Ежедневная пятикратная молитва ("намаз").
3. Соблюдение поста ("ураза") в месяц рамазан: от рассвета до наступления темноты.
4. Обязательный налог в пользу бедных ("закият").
5. По возможности, паломничество (хадж) в Мекку и Медину, к святым местам ислама.
Исповедование веры требует, чтобы верующий постоянно твердил главную формулу мусульманства - "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник его". Раньше духовенство требовало заучивать эту формулу на арабском языке вне зависимости от того, знает человек этот язык или нет. В наши дни приобщатся к мусульманской вере можно, произнося на родном языке фразу "Я верую в Аллаха". Безусловное подчинение исламским догмам - главное требование мусульманской религии.
Молитва в жизни верующего мусульманина занимает важное место. Он должен молиться пять раз в день: на заре, в полдень, после обеда, при заходе солнца, в начале ночи. Читать молитву можно где угодно, кроме "нечистых мест" (отхожие места, бойни и т.п.). Во время молитвы верующий должен находиться лицом к Мекке. В своих молитвах мусульмане хвалят Аллаха, просят его помочь в житейских нуждах, поминают усопших. Молитвы должны читаться по случаю любого значительного события в жизни верующего. Считается, что Аллах может услышать только ту молитву, которая сопровождается искренней верой в него. Если просьба мусульманина не удовлетворяется, то он должен пенять только на себя за неискренность перед Аллахом.
Перед молитвой обязательно омовение. "Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток", - сказано в Коране. Сакрализация воды, отношение к ней, как к чему-то чудодейственному, характерны для имама. Считается, что вода очищает не только от физического загрязнения, но и от моральной нечистоты. "Чистота - половина веры" - эти слова приписывают Мухаммаду. Омовение обязательно после посещения туалета или полового сношения.
Соблюдать пост полагается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, который был введен у арабов Мухаммадом в 632 г. В арабских странах этот месяц называется рамадан, а в Турции, Иране, Афганистане, Пакистане несколько иначе - рамазан. Мусульманский пост своеобразен: от восхода до заката солнца необходимо строго воздерживаться от пищи и питья, не купаться, не душиться, не иметь сношения с женщинами и всего прочего, что нежит и услаждает чувства. Это считается великим торжеством самоотвержения, умерщвлением плоти и порабощением страстей, очищающим как тело, так и душу. В темное время суток, с вечера до утра, пост прерывается. Коран так определяет суточное время поста: "Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи", разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам".
Хаджж - паломничество, т.е. посещение святых мест, и прежде всего, Мекки, не является сегодня обязательным и безусловным для каждого мусульманина, поскольку очень далекие подчас путешествия связаны с большими трудностями. Сегодня мусульманские общины могут посылать в "святые места" своих представителей, взяв на себя соответствующие расходы. Совершивший подобное путешествие мусульманин считается святым и получает звание "хаджи". Вода и земля, привезенные из хаджа, считаются целебными.
Культ Каабы связан с представлениями мусульман об окаменевшем ангеле-хранителе Адама, которого Аллах выгнал из рая за непослушание. Адам должен воскреснуть в судный день и рассказать Аллаху о деятельности людей, их вере и преданности богу. "Священный" камень этот находится в Мекке в небольшом храме Кааба. Это место является целью мусульманского хаджжа. Во время молитвы мусульманин должен обращать свои взор в сторону Каабы.
Культ мазаров, или поклонение "святым местам", перешел в современный ислам от давних традиций предков почитать легендарные, мифические места (мазары). Мазарами могут быть сооружения, могила, деревья, камни и т.п. Мусульмане считают, что мазары приносят счастье, лечат, обеспечивают жизненное благополучие.
Закият - благотворительный - налог представляет собой сбор средств с богатых членов общины для распределения их между бедняками. Богач как бы очищается перед Аллахом от греха чрезмерного богатства. В ряде стран он стал государственным налогом, например, в Ливии. Взымают его раз в год в определенные сроки по мусульманскому календарю с каждого вида имущества. Обычно он равен 1,5 % годового дохода.
К пяти столпам исламской веры нередко добавляют еще один - шестой, священную войну против неверных (джихад или газават). Это не значит, что всех немусульман всегда уничтожают. Речь о джихаде шла преимущественно в годы военных действий. В это время война против неверных становилась священной заповедью, причем участие в ней освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному в случае его гибели в бою место в раю, что всегда воодушевляло воинов, и здесь свою роль играл не только фанатизм, но и фатализм, т.е. убежденность в том, что судьба каждого предопределена Аллахом заранее.
Мусульманские праздники. В отличие от общепринятого солнечного календаря, мусульманский календарь - лунный. Лунный год состоит из двенадцати месяцев, но он на одиннадцать дней короче года солнечного календаря: шесть месяцев в нем по тридцать дней и шесть по двадцать девять.
Пожалуй, самым почитаемым праздником у мусульман является день жертвоприношения - курбан-байрам. Этот день связывается с исламским мифом, согласно которому пророк Ибрагим должен был пожертвовать Аллаху своего сына Исмаила. Но Аллах сжалился над Исмаилом и послал Ибрагиму ангела с барашком. И теперь верующие в честь этого события должны ежегодно приносить Аллаху жертву (курбан) в виде зарезанного животного. Кроме того, исламские теологи проповедуют о том, что попасть в рай можно лишь через мост Сират, тонкий, как волос, и острый, как бритва. Перебраться же через мост верующий может только на спине животного, которого он принесет в жертву Аллаху.
Три дня длится ураза-байрам - праздник окончания поста. В эти дни верующие отчитываются перед Аллахом в том, как они выдержали пост. Если кто-то провинился перед богом, он опять-таки должен искупать свой грех жертвоприношениями, что якобы обеспечит дорогу в рай.
Широко отмечается мусульманами мавлюд. Этот праздник посвящен дню рождения Мухаммада. Духовенство проводит в этот день специальные проповеди, верующие организуют шумные и пышные застолья.
Еженедельно у мусульман отмечается пятница. Она считается в исламе днем отдыха. Этот день выбран в качестве выходного, чтобы лишний раз подчеркнуть исключительность исламской религии (у иудеев выходной - суббота, у христиан - воскресенье). Поэтому "пророк родился" в пятницу, "свет ислама" начал распространяться в пятницу. По пятницам проводятся молитвы в мечети, собирается милостыня, подарки, пожертвования в пользу духовенства. Здесь же базируется актив верующих, через который духовенство получает информацию о жизни народа, передает свои сообщения. Атмосфера торжественно проводимых в мечети мероприятий создает у верующих ощущение непосредственного общения с Аллахом, обеспечивает их психологический религиозный настрой.
Празднуют мусульмане и мирадж - праздник вознесения. В этот день пророк Мухаммад якобы совершил чудесное путешествие из Мекки в Иерусалим, а затем направился к Аллаху, который любезно с ним побеседовал.
Мусульмане торжественно отмечают ночь предопределения. Согласно легенде, в ночь на 27 сентября подлинник Корана был перенесен на ближайшее к земле небо и в течение 22 лет его содержание передавалось оттуда Мухаммаду. В эту же ночь Аллах указал своим ангелам, что будет происходить во Вселенной в течение года. Верующие просят в эту ночь Аллаха о том, чтобы он "запланировал" им год пощедрее, считая, что "как Аллах скажет, так и будет".
В исламе содержится ряд запретов и предписаний, обязательных для каждого правоверного мусульманина. Это воздержание от свинины, алкоголя (виноградного вина), запрет на изображение человека и других существ. Наиболее строго соблюдается мусульманами обрезание у мальчиков, а также у некоторых мусульман в странах Африки - женское обрезание, точнее, вырезание - эксцизия - удаляется частично или целиком клитор. Считается, что таким путем у оперируемой устраняется главный эрогенный центр, и в зрелом возрасте женщина не будет чрезмерно темпераментна в сексуальном отношении, а это исключит в какой-то степени возможность супружеской неверности с ее стороны.
В исламе нет священников в христианском смысле этого слова. Мулла - это руководитель духовной общины (уммы). Организуют жизнь мусульман в России духовные управления областей и республик. В их ведении находятся мечети и медресе - духовные учебные заведения мусульман
Суннизм и шиизм. Вскоре после смерти Мухаммада ислам раскололся на два направления: суннизм и шиизм. Большинство мусульман являются суннитами, шиизм исповедуют около 10 % мусульман.
Суннизм является ортодоксальным направлением в исламе. Сунниты признавали источником веры, наряду с Кораном, Сунну, а исключительное право на верховную власть приписывали только династии Омейядов. Суннизм был официальным течением в исламе периода арабского халифата. Впоследствии он утвердился в Средней Азии, Поволжье, Сибири, на Урале, частично - в Закавказье, в Малой Азии, Египте и Северной Африке.
Шиизм возник как религиозно-политическое течение в борьбе за власть между феодальными кланами в мусульманском государстве, созданном Мухаммадом. Истоки его уходили ко времени соперничества двух родов племени курайш. Один из них - хашим, к которому принадлежал сам пророк, другой - омейя, который впоследствии дал начало династии Омейядов. Дело в том, что основатель ислама не оставил прямых наследников мужского пола. Исходя из близкородственных связей с пророком и будучи одним из его приближенных, зять Мухаммада Али мог претендовать на должность халифа, преемника Мухаммада. Однако выбор общины пал на другого сподвижника пророка - Абу Бекра. Он был самым старшим из окружения Мухаммада, был его спутником во время хиджры. Когда пророк был уже смертельно болен, он поручил Абу Бекру руководить общей молитвой в мединской мечети. Правление Абу Бекра длилось всего два года, с 632 по 634, но незадолго до своей смерти он назначил своим преемником Омара. При этом халифе арабы завоевали Сирию, Ирак, Египет, часть Ливии. Аравийское государство превратилось в империю. В 644 г. Омар был смертельно ранен рабом-христианином, но, умирая, успел назначить шесть человек, которые должны были решить вопрос о его преемнике. Таковым стал Осман, богатый купец из рода омейя, довольно старый - ему было 70 лет. В 656 г. Осман был убит во время восстания в Медине прибывшими туда из Египта и Ирака мусульманами, недовольными растущим влиянием рода омейя. Халифат находился уже в состоянии внутренней войны между сторонниками различных феодальных группировок. В это время Али избирается халифом, но его поддержала не вся община. В 661 г. Али был заколот при входе в мечеть. После гибели Али иракские шииты провозгласили главой общины его старшего сына Хасана, который вскоре скончался (считают, что он был отравлен). После него имамом шиитов стал Хусейн, но и он вскоре погиб в бою. В честь Хусейна в шиизме установлен праздник шахсей-вах-сей, который проводится на десятый день первого месяца лунного календаря. Траурное шествие часто сопровождается самобичеванием.
Последователи шиизма признают двенадцать имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый по счету - законный, по учению шиизма, имам Мухаммад, родился в 873 г., впоследствии таинственно исчез. Шииты верят, что он должен появиться в роли спасителя, когда пробьет час. Пришествие его по воле Аллаха обеспечит торжество шиизма во всем мире, наступит золотой век.
Первоначально шиитское учение об имамате возникло для того, чтобы обосновать законность прав Али и его потомков на власть, затем оно превратилось в один из основных догматов, согласно которому имамат есть "установление Аллаха" и не может зависеть от желания людей, т.е. не может быть выборным. По мнению шиитов, власть как божья благодать передается таинственным образом от одного имама к другому.
Разнятся между собой духовные титулы суннитских и шиитских богословов-правоведов, имеющих право выносить решения по религиозным и юридическим вопросам. У суннитов - шейх-уль-ислам и муфтий, у шиитов - аятолла. По мнению шиитов, аятолла - орудия "сокрытого имама": он вещает их устами, что придает особый авторитет их мнению, дает им право выносить решения по личному усмотрению. А шейх-уль-ислам и муфтий могут выносить решения, исходя из прецедента, строго согласуясь с шариатом, и, естественно, они не пользуются таким непререкаемым авторитетом у верующих, как их шиитские коллеги.
Несколько иначе, чем сунниты, относятся шииты к мечети. Для суннитов она - молельный дом и только. Для шиита мечеть - нечто вроде клуба. После молитвы он может проводить здесь помногу часов, пить чай, вести мирские беседы. Например, в моменты обострения политической ситуации, мечети в Иране превратились в центры идеологической борьбы, политической пропаганды и агитации.
Кроме общемусульманского паломничества в Мекку и Медину, шииты совершают хаджж к местам захоронения своих мучеников и святых. В шиизме сильно развит поминальный цикл. Начало нового года по лунному календарю шииты отмечают "как дни скорби по исламам Али, Хасану, Хусейну, другим мученикам за веру".
В настоящее время шиитского вероучения придерживается большинство населения Ирана, более половины Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. Распространен шиизм также в Азербайджане, Узбекистане, Туркмении, Армении, Горно-Бадахшанской автономной области, некоторых районах Дагестана.
В России к мусульманским народам исторически относятся татары, башкиры, народы Дагестана, чеченцы и ингуши и др. Всего в России 20 миллионов мусульман, большинство из них - сунниты (исторически считаются шиитами чеченцы и азербайджанцы). Подавляющее большинство мусульман, войдя в состав России, лояльно к ней относились и внесли свой вклад в ее защиту и становление государственности.
( 3. Буддизм
Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. и является первой по времени своего возникновения мировой религией. В дальнейшем он завоевал множество последователей в разных странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции и фактически исчез. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы, сына царя одного из государств на северо-востоке Индии (в современных ориентирах - у границ Непала). Чудесным образом зачатый (его мать Майя увидела во сне, что ей в бок вошел белый слон), мальчик столь же необычным образом родился - из бока матери. Окруженный роскошью и весельем, он знал только радости жизни. Незаметно Гаутама вырос, вскоре женился, у него родился сын. Как-то раз, выехав за пределы дворца, молодой принц увидел покрытого язвами изможденного больного, затем согбенного годами убогого старика, после похоронную процессию и, наконец, погруженного в глубокие раздумья аскета. Так он узнал, что в мире существует несчастье, болезни, смерть, что миром правит страдание. В 29 лет, пораженный всем этим, Гаутама отказался от всех благ роскошной жизни, оставил жену с малолетним ребенком и отправился странствовать. Семь лет он вел жизнь бродячего аскета и искал истину, предаваясь подвигам самоистязания и умерщвления плоти. В дальнейшем он, однако, убедился в бесплодности выбранного пути и занялся размышлениями о причинах страдания и о способах его преодоления. И вот однажды, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обычно, предаваясь глубокому самопознанию, Гаутама вдруг "прозрел". Он познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, познал четыре священные истины. После этого он стал Буддой, т.е. "просветленным". Несколько дней он сидел под деревом, не будучи в силах сдвинуться с места. Этим воспользовался злой дух Мара, который начал искушать Будду, призывая его не возвещать истины людям, а прямо погрузиться в нирвану. Но Будда стойко вынес все искушения и продолжил свой великий подвиг. Он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его учениками, и прочел им свою первую проповедь. Сорок лет проповедовал Будда в Северной и Центральной Индии и умер около 480 г. до н.э., положив основание многолюдной и мощной церковной организации - сангхе.
Этические и социальные идеи буддизма были привлекательны для общества в целом. Что же касается практики, ставившей своей целью достижение нирваны, то эта сфера функционирования буддизма была строго ограничена ушедшими от мира, т.е. монахами. Первыми последователями Будды были аскеты, которые небольшими группами (не менее 6 человек) собирались в каком-либо уединенном месте на период дождей и образовывали нечто вроде микрообщины. Вступавшие в общину обычно отказывались от всякой собственности (бхикшу - буквально нищий). Они обривали голову, облачались в лохмотья, преимущественно желтого цвета, и имели при себе лишь самое необходимое - кружку для сбора подаяний, миску для воды, бритву, посох. В пещере, пережидая период дождей, бхикшу предавались размышлениям, практикуясь в искусстве сосредоточения и самосозерцания (медитации). Вблизи мест их обитания умерших бхикшу и хоронили. Впоследствии в честь легендарных деятелей раннего буддизма возводились могильные сооружения, памятники - ступы (куполообразные строения - склепы с наглухо замурованным входом). Вокруг этих ступ сооружались различные строения. Так возникали монастыри. Постепенно складывался устав монастырской жизни, росло количество монахов, послушников, монастырских крестьян и рабов-слуг. Прежние, свободно странствовавшие, бхикшу превратились в почти постоянно проживающих в монастырях монахов, обязанных строго соблюдать требования устава, подчиняться общему собранию сангхи (общины монахов данного монастыря) и избранному настоятелю.
Ядром буддийского вероучения является учение о страдании, которое раскрывается в "четырех благородных истинах". Первая гласит, что всякое существование есть страдание. Вторая утверждает, что причина страдания заложена в самом человеке, ибо порождается его жаждой жизни, наслаждений, власти и вообще привязанностью к жизни в любой ее форме. Третья истина разъясняет, что прекратить страдания возможно, для чего необходимо освободиться от жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует, а всякое желание подавлено. И четвертая истина заключается в указании "благородного срединного восьмиричного пути" спасения, состоящего из восьми звеньев праведного: воззрения, стремления, речи, поведения, жизни, учения, созерцания, самопогружения.
Критика земного мира доведена в буддизме до абсолюта, бытие и страдание тождественны, все обречено на мучение, и любая привязанность к миру - радость, долг, любовь и пр. - таит в себе опасность очередных перерождений, наполненных новым страданием.
Реальный мир есть сансара - круговорот рождений, смертей и новых рождений. Эти перерождения подчиняются закону кармы. Карма - одно из центральный положений буддизма, да и всей религиозно-философской индийской мысли. Суть в том, что сумма добрых и злых дел каждого человека (его карма) определяет форму последующего перерождения. Хорошая карма гарантирует удачное перерождение (ты возродишься в новой жизни на более высоком уровне); средняя карма дает возможность возродиться примерно в том же качестве, какое было ранее; плохая карма ведет к тому, что ты в новой жизни возродишься изгоем, рабом, а то и вовсе животным или растением. Идея кармы удовлетворительно объясняла и решала проблему добра и зла - все зависело только от тебя самого. Остаются в стороне, как несущественные, все представления о социальной несправедливости, об имущественном неравенстве и т.п. Все это не имело отношения к главному: причина твоих страданий в твоем нынешнем рождении - ты сам, точнее, твои успехи в прошлом, твоя карма. Что ты заслужил, то и получил. Идея кармы имела огромное психологическое значение, став регулятором индивидуального и социального поведения сотен поколений индийцев. Однако карма обрекала человека на вечное перерождение в сансаре, смерти не было, был вечный круговорот страданий. Специфика буддизма состоит в том, что он в качестве высшей цели выдвигает не стремление к лучшему перерождению (это было и до буддизма), а достижение полного прекращения перерождений, выход из сансары (чертова колеса). Добиться такого выхода можно лишь достигнув нирваны, что доступно только архату, победившему свои желания и жизненные стремления, освободившемуся от суеты мира сего. Нирвана, хотя и является одним из центральных понятий буддизма, не имеет четкого определения. Обычно она понимается как определенное состояние, характеризующееся полным слиянием чувств, воли и интеллекта, абсолютным покоем и независимостью. Путь крайнего аскетизма был отвергнут еще самим Буддой, который до "просветления" в течение семи лет предавался аскезе (аскеза - добровольное подавление чувственных желаний), но истину так и не нашел.
Идеалом буддизма является человек, достигший полной отрешенности от жизни. Его не должны волновать ни собственные проблемы, ни страдания других. Да и какой смысл в привязанности к жизни, стремлении что-то изменить, если весь окружающий мир - это иллюзия. Однако эта иллюзия существует объективно. Дело в том, что человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения не результат субъективных представлений индивида, а вполне объективный факт, следствие волнения дхарм, частиц мироздания. Слово "дхарма" в буддизме многозначно. Им именуют и доктрину в целом, и буддийский закон, и, наконец, первочастицы мироздания.Существуют дхармы чистого сознания, дхармы чувственные, т.е. связанные со зрительными, слуховыми и прочими восприятиями и ощущениями человека, дхармы психики, рождающие эмоции, и другие. Всего таких дхарм в обычном человеке, согласно различным школам, сектам буддизма, -75-100, а то и больше.
Все живущее в мире состоит из дхарм, точнее, из живых, движущихся дхарм. Жизнь - проявление безначального и практически вечного волнения дхарм, которое и составляет объективное ее содержание. Понять это и попытаться успокоить свои волнующиеся дхармы - означает взять жизнь в свои руки и тем, в конечном счете, добиться цели, т.е. достичь состояния Будды, погрузиться в нирвану. Но как это сделать?
Круговорот жизни начинается с невежества и кончается смертью. Определяется он неизменным волнением дхарм. Успокоить волнующиеся дхармы сможет лишь тот, кто преодолеет авидью, т.е. незнание, затемняющее разум. Собственно, именно этим всегда были заняты буддийские монахи и вел к этому "восьмеричный путь" постижения истины и приближения к нирване.
Хинаяна и махаяна - основные направления в буддизме. Буддизм никогда не был чем-то единым и цельным, его всегда раздирали противоречия между различными школами, сектами, направлениями.
Ранний буддизм - в основе своей хинаяна (малая колесница) - проповедует "узкий" путь спасения. Согласно хинаяне, достигнуть нирваны может только незначительная часть людей - монахи. Хинаяна крайне аскетична, она требует отказа от всех земных радостей и удовольствий. Будда не выступает здесь в роли бога, он просто человек, наделенный всеми возможными добродетелями, учитель, открывший людям путь спасения.
Махаяна (большая колесница) проповедует "широкий" путь спасения. Она направлена в сторону сближения буддийского учения с миром, превращения его в близкую и понятную религию людям. Именно религию, а не учение о спасении и достижении освобождения для немногих ревностных подвижников. В частности, было признано, что благочестие и подаяние мирянина сопоставимы с заслугами монаха и тоже могут приблизить его к нирване.
В махаяне буддийские боги стали приобретать зримые черты. В огромных количествах стали появляться изображения Будды и множественных бодисатв, преимущественно скульптурные. А изображать божественное тело нельзя было в хинаянистских традициях презрения и отвращения ко всему телесному. Вспомним, что эти традиции требовали отношения к человеческому телу, как к куче нечистот, в махаяне с этим было покончено, и возникли условия для развития буддийского искусства, создавшего великолепные статуи будд, бодисатв. Разрослась в махаяне обрядовая сторона буддизма: заклинания, публичные представления с шествиями, поклонение статуям-идолам, курения и т.д. Изменился и уклад жизни духовенства. Уходит в прошлое аскетизм всего образа жизни, в частности, аскетизм пищи и одежды. На смену пещерам и лесным убежищам явились огромные, прекрасной архитектуры монастыри, в которых обитатели отправляют культ и изучают священные книги.
На территорию нашей страны буддизм проник в форме ламаизма. Это форма буддизма сложилась в VII-ХIV вв. в Тибете. Основное отличие ламаизма от ортодоксального учения заключается в усложнении обрядов, скрупулезное исполнение которых позволяет общаться с богом.
На территорию России ламаизм проник в XVIII в. Русское правительство отнеслось к этому вполне лояльно. Правда, нельзя сказать, чтобы буддистам была предоставлена полная свобода. Главу буддийского управления Бурятии бандидо-хамбо-ламу утверждал на этом духовном посту сам царь, настоятелей монастырей - генерал-губернатор. Ламы объявили Екатерину II (а за ней и всех ее преемников - русских царей) земным воплощением одной из важнейших богинь пантеона - Цагал-Дара-Ухэ.
Сегодня большинство верующих буддистов составляют, в основном, калмыки, буряты и тувинцы. На духовном соборе буддистов страны избирается центральное духовное управление. Председатель управления имеет духовное звание дид-хамбо-ламы. Резиденция его находится в действующем Иволгинском дацане, в 40 км к югу от Улан-Удэ.
( 4. Иудаизм
Иудаизм (от "Иудея" - название географической области на Ближнем Востоке в Палестине, нынешний Израиль) - это национальная религия еврейского народа во всем мире. Эта религия ведет свое происхождение от Ветхозаветной веры древнееврейского народа, описанной в первой части Библии - Ветхом Завете. Древние евреи верили, что Бог пошлет им как богоизбранному народу Мессию - Спасителя, который освободит их от угнетения. Однако Мессия явился не в виде политического вождя евреев, а в виде бедного сына плотника, проповедующего учение "не от мира сего". Большинство евреев не приняло Иисуса Христа и одобрило его казнь, за исключением небольшого числа его последователей - первых апостолов. Поэтому, выйдя из ветхозаветной еврейской веры, христианство стало его религиозной противоположностью. Религия евреев, не верящих в Иисуса Христа, продолжающих считать себя Богоизбраным народом, ожидающих своего Мессию (Машиаха), стала называться иудаизмом или иудейством. Вскоре после прихода Иисуса Христа в результате военного поражения еврейский народ был рассеян по всему миру. С этого момента главной для иудеев стала проблема самовыживания. Иудейскими мудрецами был создан Талмуд - свод моральных, юридических, бытовых предписаний евреям. Главной же священной книгой иудеев является Тора - пятикнижие Моисея, первые пять книг Ветхого Завета. Толкуя тору, иудеи создавали свод законов и предписаний - Галаху, которые заложили основу иудейского права.
Главной идеей иудаизма является строгое Единобожие. Иудеи даже не произносят имени Бога - Яхве, чтобы тем самым не умалить его. Другим центральным положением иудаизма является идея Богоизбранничества еврейского народа. Согласно Талмуду, человечество делится на евреев и гоев (не евреев). Евреи изначально превосходят гоев во всех отношениях. Иудаизм - одна из немногих религий, в которых религиозная принадлежность отождествляется с национальной, этнической. Согласно иудейскому закону иудеем (евреем) является рожденный от матери-еврейки. Иудаизм запрещает браки евреев и не евреев и воздвигает между ними преграды в виде бытовых предписаний. Иудеи верят, что история движется к тому моменту, когда придет Мессия (Машиах), который соберет всех евреев на Святой Земле, в Израиле и сделает их господами всего мира. Это господство будет выражаться в реальной политической власти и материальном процветании.
Религиозно-психологическая и бытовая обособленность иудеев (евреев) всегда создавала сложности в их взаимоотношениях с другими народами и религиями. В средние века евреи изгонялись из Испании, Англии, Германии. В России иудеи в массовом порядке живут с конца XVIII в. В конце XIX в. среди евреев появляется политическое движение "Сионизм" (Сион - священная гора в Израиле). Это движение выступало за возвращение (репатриацию) всех евреев на историческую Родину - Израиль и создание там независимого еврейского государства. Государство Израиль было создано в 1948 г. Сионизм имеет обоснование и поддержку иудейством, однако нельзя их отождествлять: существуют иудеи, которые считают, что вернуть евреев в Израиль может только сам Машиах. Сионизм может играть негативную роль во взаимоотношении граждан еврейской национальности с обществом и государством, в котором они проживают, так как внушает им мысль, что истинная Родина еврея - в Израиле, а не в России, Франции, США и т.д., что они обладают превосходством по отношению к гражданам других национальностей, что они должны служить прежде всего иудейству и Израилю, а не стране, в которой родились.
У иудейства нет единого мирового центра, общины разных стран и регионов обладают автономией. Регулярные иудейские богослужения проводятся в синагогах (греч. - место для собраний). Служители культа в иудаизме называются раввинами (от евр. "равви" - учитель). Основные праздники иудаизма связаны с событиями, описываемыми в Библии. Это Песах - праздник избавления евреев от власти в фараона, их исхода из Египта. Пурим - спасение евреев от истребления в царстве Артаксеркса еврейкой Эсфирь, Ханукка - победа еврейского войска Маккавеев над греками.
На сегодняшний день в России иудаизм нельзя отделять от жизни еврейских национально-культурных общин и сионистской деятельности.
Часть 2. История и вероучения
нетрадиционных для России религиозных объединений
В этой части пособия речь пойдет о религиозных объединениях, несущих в своей деятельности элементы деструктивности. Сразу оговоримся, что нами производится анализ с духовно-философской и культурологической точек зрения, и он не влечет за собой призывов к враждебному отношению к отдельным представителям этих объединений. Прерогатива законодательной власти - юридически определить их право на существование. Наша же задача состоит в том, чтобы помочь разобраться в сути их учений и показать их угрозу для общества и государства, угрозу правам и свободам, личному и семейному благополучию граждан. Мы излагаем сведения о наиболее известных религиозных объединениях подобного толка.
( 1. Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства. "Церковь объединения" (Муниты)
"Церковь объединения" является одной из самых массовых (до двух миллионов последователей в более чем 160 странах мира) деструктивных религиозных организаций. Хотя в ее названии есть слово "христианство", она представляет собой тоталитарную религиозную секту, учение которой эклектично, то есть смешано из элементов разных религиозных культов и измышлений самих сектантов. Основателем "Церкви Объединения" является кореец Сан-Мен Мун, родившийся в 1920 г. в Корее. Отсюда еще одно название этого религиозного объединения - муниты. Мун утверждает, что в возрасте 15 лет пасхальным утром во время молитвы он получил от Бога откровение и ощутил призвание создать на земле Царство Божие. Во время корейской войны начала 50-х гг. Мун сидел в лагере в Северной Корее за антигосударственную пропаганду и был освобожден оттуда американцами. Переехав в Сеул Мун в 1954 г. основал "Церковь Объединения", число последователей которой стало быстро расти. Уже в 1955 г. Мун был арестован по обвинению в "аморальном поведении и удержании людей против их воли". В ходе следствия выяснилось, что Мун принуждал женщин, членов его церкви, вступать с ним в сексуальные отношения, утверждая, что при этом на них исходит "Божья благодать", поскольку он сам посланник Бога на земле. За недоказанностью фактов он был освобожден, однако осенью этого же года его осудили за уклонение от военной службы. Влияние церкви быстро росло, к 1957 г. она действовала в 30-ти корейских городах, с 1958 г. - в Японии, с 1959 г. - в США. В 1960 г. Мун женился на мисс Хак Джа Хан. У них 13 детей и 30 внуков. В 1965 г. Мун переезжает в США и начинает там свою пропаганду, что вызвало негативную реакцию части американского общества. В 1984 г. Мун был осужден американским судом к 13 месяцам тюрьмы за неуплату налогов.
Вероучение мунитов изложено в книге "Божественный Принцип". Согласно ему, проповедь Христа за 2000 лет устарела, и поэтому современное общество требует нового учения. Христос - это не Бог, спасающий человечество, а обычный человек, пророк, отнюдь не последний в истории. Бог сотворил людей совершенными, однако Ева вступила в сексуальную связь с Дьяволом, и это совокупление дало начало всему человеческому роду, поэтому все без исключения люди - потомки Дьявола. Мун с женой - это посланники Бога, только присоединяясь к их Церкви мы сможем избавиться от своей греховной природы. Муниты считают, что все традиционные религии устарели, а мунизм - это единственная правильная религия, призванная спасти мир. Мунизм является тоталитарной сектой, так как в основу веры своих последователей ставит безоговорочное подчинение своей воли лично Муну и его эмиссарам. Есть все основания говорить, что Мун и муниты стремятся к абсолютной власти над отдельными личностями и обществом в целом, в мировом масштабе. Например, муниты отвергают право человека на свободный выбор в деле создания семьи. Существует мунистский обычай раз в год в Корее, на большом стадионе проводить коллективную свадьбу. Друг против друга выстраиваются шеренги юношей и девушек - сторонников Муна - из разных стран с завязанными глазами, а затем сам Мун наугад соединяет их, объявляя мужем и женой. В нашем городе уже живут граждане, вступившие в такой "брак".
Опасность "Церкви объединения" состоит в том, что ее организаторы, взяв под контроль умы и сердца, пытаются получить политическую власть, внедряясь в систему образования и государственного управления.
Церковь имеет несколько уровней посвящения, поэтому зачастую люди вступают в контакт с организациями, даже не подозревая, что он мунистские. Вот несколько названий таких организаций:
- "Межрелигиозная федерация за мир во всем мире";
- " Ассамблея религий мира";
- "Религиозная молодежная служба";
- "Академия профессоров за мир во всем мире";
- Молодежная студенческая организация "Межуниверситетская ассоциация по изучению Принципа" (CARP);
- "Международный фонд образования"
и многие другие.
Муниты работают сразу в нескольких направлениях: религиозном, образовательном, государственном, спортивном, то есть стремятся охватить все сферы жизни общества.
Последние 10 лет муниты активно работают в России. Их открытая деятельность в нашей стране началась после встречи Муна с президентом СССР М. С. Горбачевым в 1990 г. В настоящий момент на территории РФ действует 15 официально зарегистрированных крупных мунитских центров, в том числе и в Екатеринбурге.
Основная ставка в пропаганде мунизма делается на молодежь, работников образования - учителей и вузовских преподавателей. Ставится задача внедрить выпускников школ и ВУЗов в систему государственной власти, образования, медицины, СМИ. В частности, в последние несколько лет в школах России активно насаждался мунистский учебный курс "Мой мир и я". Коварство заключалось в том, что широко публикуемая первая часть курса не содержала упоминания о Муне. Просто через красивые и правильные слова "о мире во всем мире", "необходимости сохранения нравственности", "упрочении семьи" незаметно насаждалась мысль, что все традиционные системы ценностей не смогли это сделать, а истину знают авторы учебника. Заинтересовавшиеся учителя и ученики приглашались на специальные семинары, где им предлагалась вторая часть курса - "Божественный Принцип" Муна. Нравственные принципы не бывают "ничьими", они всегда принадлежат определенной культуре, имеющей определенные религиозные корни.
Попадая на семинары, их члены подвергаются усиленной "промывке мозгов" с использованием определенных техник. В первую очередь, новичка пытаются оторвать от семьи и привычного круга общения. Для этого практикуется:
* ежедневные молитвы на протяжении многих часов;
* малокалорийное питание в течение дня;
* постоянный недостаток сна;
* коллективные песнопения;
* многоразовое чтение культовых текстов;
* преследование каждого члена секты: никто ни на мгновение не может остаться не только один, но и вдвоем с кем-то;
* военная строгость во внешнем виде и поведении.
Муниты имеют большие финансовые возможности, арендуют и покупают квартиры под офисы, организуют выезды своих сторонников на базы за город. Проводится массовая вербовка учителей и преподавателей посредством системы материальных подачек в виде оплачиваемых мунитами поездок на семинары за рубеж и в другие регионы страны.
Делаются попытки установить контроль над рядом средств массовой информации. У мунитов есть в России глубоко законспирированная журналистская организация.
Известно, что муниты пытаются поставить под свой контроль различные федерации боевых искусств и единоборств. Это свидетельствует об их планах возможного силового участия в политике. Уже сейчас муниты заявляют, что имеют своих людей в Министерстве Обороны, МВД, Госдуме и среди исполнительной власти (называется имя Президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова). Ряд специалистов считает, что Мун имеет связи с Южнокорейскими спецслужбами, ЦРУ; в России муниты занимаются в том числе и разведывательной деятельностью.
В последнее время прослеживается следующая тенденция: муниты утверждают, что теперь они не религиозная, а общественная организация ("Семья и детство", "Молодежь за нравственность" и т.п.). Из этого следует, что они не попадают под запрет как "деструктивная религиозная секта" и могут проводить своих людей во власть - каждый чиновник может состоять в какой-нибудь общественной организации, тем более, если та выступает за "мир" и "за здоровую семью".
( 2. "Свидетели Иеговы"
Агрессивная религиозная организация, деятельность которой уже запрещена в 35 странах мира. Была основана в 1870 г. в Питсбурге (США) Чарльзом Тейзом Расселом. Свое название - Свидетели Иеговы (Бог в Ветхом Завете) - иеговисты основывают на 10 стихе 43 главы библейской книги пророка Исайи, где говорится: "А мои свидетели, говорит Господь, Он и раб и свидетель и раб Мой, которого Я избрал".
Иеговисты считают, что Иисус Христос - это глава небесного правительства, которое управляет судьбой мира. В мире царит зло, поэтому он неизбежно погибнет, а на земле установиться рай, где будут жить только избранные Иеговой 144 тыс. человек (сами иеговисты). У иеговистов нет церкви и церковной иерархии, каждый член организации - проповедник. Учение иеговистов является тоталитарным и антиобщественным. Из многочисленных заявлений граждан, родственники которых являются членами "Свидетелей Иеговы", следует, что руководство общины, вовлекая граждан в свои ряды обманным путем, разжигает ненависть к традиционным религиям, "зомбирует" психику прихожан, разрушает семьи, запрещает исполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и службе в вооруженных силах. Непрерывное психологическое давление, общение в исключительно замкнутом коллективе, игнорирование нормального, общественно значимого труда приводит к ломке сознания человека, патологическому изменению личности.
Наиболее опасной для личности и общества идеей, распространяемой иеговистами, является вероучение "о близком конце света" и "гибели всех, кроме избранных". Эта идея используется как для привлечения новых членов, так и для запугивания старых, удержания их в организации. Учение о мировой глобальной катастрофе провоцирует массовый психоз и отличается крайним аморализмом. Руководство иеговистов уже неоднократно предсказывало конец света, поэтому правоохранительные органы опасаются, что они могут спровоцировать это "мероприятие" с использованием средств массового поражения.
Идея "близкой гибели" и "богоизбранничества" доводит граждан до невменяемости, приводящей к убийствам и самоубийствам, о чем есть соответствующая криминальная статистика.
Учение "Свидетелей Иеговы" категорически запрещает своим последователям принимать медицинскую помощь в виде переливания крови и терапии, содержащих кровь лекарственных средств. Каждый член организации должен носить документ, в котором на случай несчастья дается соответствующее указание медикам. Поэтому деятельность "Свидетелей Иеговы" нарушает ст. 14, п. 2, подпункт "склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни состоянии" Федерального Закона "О свободе совести и религиозных объединениях".
Иеговисты - это классический тоталитарный культ. Налицо установка на глобальное противостояние с "внешним миром", то есть со всеми неиеговистами, агрессивное отрицание всей суммы человеческой культуры, не только в религиозном, духовно-нравственном аспекте, но и во всех иных: политическом, экономическом, национально-культурном, правовом, бытовом и т.д. Содержание пропаганды организации, осуществляемой под видом религиозной проповеди, оскорбляет людей и целые религиозные и национально-культурные общности. По сути дела, иеговисты пытаются сформировать свое параллельное общество со своим политическими, финансовыми, информационными структурами.
"Свидетели Иеговы" обладают значительными финансовыми возможностями, о чем свидетельствует масштабная издательская деятельность (тираж издаваемых ими журналов "Сторожевая Башня" и "Пробудитесь" составляет соответственно 18,9 и 15,7 млн экземпляров), активное строительство, дорогостоящая аренда помещений, направление членов организации на учебу за границу и обеспечение проживания в России тысяч иностранцев - членов "Свидетелей Иеговы". Активное вовлечение в ряды секты Российских граждан подкреплено официальным созданием ее организационных структур и наличием мощной финансовой базы. Все вышеперечисленное вызывает серьезную озабоченность, т.к. идеологическая база "Свидетелей Иеговы" находится в противоречии с историческими и религиозными традициями России, а практика данного культа посягает на личную свободу, психическое и физическое здоровье ее членов и их родственников.
( 3. "Церковь Сайентологии" (Хаббард-колледж)
Основателем этой "церкви", созданной в 1954 г. в США, является Л. Рон Хаббард. "Сайентология" в буквальном переводе означает "знание о том, как знать". Поэтому многие исследователи считают, что сайентология - это не совсем религия, а скорее прикладная философия и психология, учение о том, как правильно управлять человеком, познавать его способности. Сайентология сравнивает человека с компьютером, у которого много разных кнопок и клавиш, которыми следует научиться управлять. Весь вопрос в том, кто будет нажимать на эти кнопки.
Основным родом практической деятельности Сайентологических церквей и миссий является обучение сайентологов и проведение одитинга (процедура общения, имеющая статус религиозного обряда). Дочерней организацией "Церкви сайентологии" является "Хаббард-колледж". Внешне данная организация презентует себя как семинар по управлению, куда целенаправленно приглашаются граждане, профессионально работающие в сфере управления промышленностью, образованием, здравоохранением. По данным ФСБ России, в ходе этих семинаров, сайентологи (эмиссары из зарубежных государств) пытались получить сведения, составляющие государственную и коммерческую тайну. Например, представители "Хаббард-колледжа" в г. Обнинске провели тестирование российских специалистов, в том числе и осведомленных о государственной тайне, в ходе которого получили сведения о персоналиях и положении дел на предприятиях, включая режимные.
"Сайентология" открыто ориентирована на прагматические задачи в сфере похищений экономических и политических секретов. Как в свое время говорил сам Л.Рон Хаббард, в наше время, чтобы стать миллионером, нужно создать свою религию.
Есть все основания подозревать, что после скандального дела 1977 г. о раскрытом массированном хищении в США сайентологическими агентами правительственных документов армии, флота, Таможенного управления, Управления Юстиции и Судебной палаты, спецслужбы США заключили с руководством "Церкви сайентологии" (включая дочерние организации) "джентльменское" соглашение. Хаббарда не посадили, сайентологам отвели ограниченное поле деятельности в США, сайентологи обрели государственную поддержку в лице ряда конгрессменов и некоторых правозащитных организаций на случай попыток пресечения деятельности в какой-либо стране. Со своей стороны, спецслужбы США получили в свое распоряжение мощную систему сбора разведывательной информации и дополнительный эффективный инструмент для проведения подрывных операций в западной Европе и во всем мире. Позже сайентологи были сориентированы на работу в Российской Федерации. Объектом пристального внимания сайентологов в России были и остаются стратегические предприятия оборонной промышленности, объекты военных ведомств, в том числе военно-космических сил России и объектов ядерно-топливного цикла. Повышенный интерес "просто религиозной организации" к подобного рода объектам по меньшей мере странен, а учитывая скандальную известность сайентологов по всему миру, предельно ясен.
Вербовщиков организации часто можно увидеть на улицах наших крупных городов, где они раздают приглашения на курсы "дианетики" - "способа управлять собой и другими". Известно, что такой курс прошел в свое время бывший премьер-министр России С.В. Кириенко.
( 4. "Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней" (мормоны)
Несмотря на название и использование христианской терминологии, учение мормонов, по единому мнению традиционных христианских конфессий, не только не имеет ничего общего с хритианством, но и отрицает весь его 2000-летний опыт.
Данная секта возникла в Америке в 1843 г. Ее основателем был некий Дж. Смит, который внезапно получил "божественное откровение". Из откровения следовало, что раз Бог создал человека, то они похожи, и Бог имеет материальное тело. Каков человек сейчас - таков был однажды Бог, каков Бог сейчас - таким может стать человек когда-нибудь. Главнейший принцип мормонов: оптимизм и вера в развитие. Каждый человек - это "Бог в зарождении". Центром мировых событий будущего - "Новым Израилем" - мормоны считают Америку, ибо они мыслят себя народом "Божьего завета последнего времени". Из этого следует, что США имеют духовное обоснование на мировую гегемонию.
Но самым скандальным положением мормонской церкви является практика многоженства, которой придерживался сам Дж. Смит. Эта практика сопровождалась откровенным сексуальным развратом, который быстро распространялся в местах массового проживания мормонов. Даже правительство США в 1857 г. было вынуждено применить силу, чтобы пресечь эту практику. В ответ мормоны применили оружие. Кроме этого, в учении мормонов присутствуют и другие антиобщественные идеи. Например, доктрина "кровавого искупления", согласно которой законы мормонов несравнимо выше законов общества, или откровенный расизм во мнении, что негры - это потомки Каина (первого убийцы в истории человечества) и не достойны равенства с белыми.
Главной вероучительной книгой данной секты является "Книга мормона. Новые свидетельства об Иисусе Христе". Мормон - это великий вождь божьего народа, о котором рассказывается в этой книге.
Из мормонских обрядов важнейшим является крещение, которое можно принимать и за уже умерших. Поэтому мормоны собирают данные обо всех людях когда-либо живших на земле. В мормонских храмах тайно совершаются крещения и бракосочетания уже умерших, после чего они считаются мормонами. Имена усопших включаются в списки без согласия их родственников. Известно, что специальные команды мормонов проникают в государственные архивы, ЗАГСы, музейные коллекции для сбора данных о живших до нас людях. Все данные собираются в мормонский "Всемирный центр генеалогии". Такая деятельность противоречит российскому законодательству.
В России мормоны действуют с начала 90-х гг. Создано шесть крупных региональных центров: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске. На места обычно направляются группы в составе 8-12 человек под руководством 2-3 наставников (американцы, говорящие по-русски). По данным на лето 1996 г. в России было около 5000 мормонов.
В наши дни у себя дома, в США, мормоны являются законопослушной и респектабельной организаций, но в России они используют бесцеремонные методы работы, пристают к гражданам на улице, выясняют без их согласия их телефоны и адреса, делают попытки внедриться в местные административные органы и архивы.
( 5. Ваххабиты (исламские экстремисты)
Ваххабизм - это сектантское учение в исламе, идейная основа исламского фундаментализма. Исламский фундаментализм провозглашает в качестве цели восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе - равенства и справедливости. Предлагается очистить ислам от поздних наслоений, восстановить его в первозданной Чистоте.
Основателем ваххабизма был Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1787). В основе его религиозной доктрины лежит мысль о возврате к "истинной вере" и признании авторитетов исключительно Корана и Сунны. Большое внимание уделялось очищеннию ислама от несвойственных ему наслоений, самым страшным из которых считалось отступление от принципов единобожия. Ваххабиты непримиримо относились к культу святых, объявив серьезным нарушением не только паломничество к гробницам святых, но и само упоминание имени пророка, святого или ангела во время молитвы, запретили взывать о помощи, просить заступничества у кого-либо, кроме Аллаха, считали греховным поклоняться пророку и ставить мечети в местах, связанных с его жизнью. Еще при жизни Ваххаба его доктрина была принята в качестве политической идеологии и привела к объединению арабов и образованию государства Саудовская Аравия.
Если проводить параллели с христианством, ваххабизм - это аналог протестантизма. Ваххабиты сильно упрощают ислам, сводят его к формальному признанию Мухаммеда пророком и Аллаха Единым Богом, после чего их именами можно оправдать любое деяние. Именно для ваххабитов наиболее характерен нездоровый религиозный фанатизм (слепая вера).
Будучи в странах Ближнего Востока вполне мирным религиозным течением, ваххабизм принял в последние годы деструктивный характер на территории бывшего СССР и России. Это связано прежде всего с геополитическим раскладом в мире.
Динамичное развитие исламского мира в экономической, политической и военной сферах тревожат стратегов США и Запада. Поэтому ставка сделана на столкновение цивилизаций - России и Ислама. Религиозным инструментом дестабилизации стал ваххабизм. Это течение, в принципе, не характерно для мусульман России и бывшего СССР. Поэтому проповедь ваххабизма в России ведется на зарубежные деньги и зарубежными эмиссарами. Эта проповедь имеет определенный успех у мусульман тех регионов, которые переживают тяжелое социально-экономическое положение. Тысячи молодых людей остаются без работы и перспектив в жизни, у них формируется соответствующая психология. А ваххабизм предлагает выход - взять в руки оружие, грабить и убивать не просто так, а подводя под бандитизм "идейную базу" - войну (джихад, газават) против "неверных". Очаги ваххабизма сейчас есть в Чечне, Дагестане, Среднеазиатских республиках (Узбекистане и Таджикистане).
( 6. Сатанисты
Самыми опасными в непосредственно криминальном отношении являются секты сатанистов. Сатана (от греч. - противоречащий) или Диавол (от греч. - разделяющий, отделяющий) - персонаж христианского вероучения. По древним преданиям, не входящим в Библию, Бог первоначально сотворил "тонкий", бесплотный мир ангелов, которые беспрерывно славили своего творца. Но самый красивый ангел по имени Люцифер захотел быть равным Богу и самому управлять Вселенной. Он впал в грех гордыни, себялюбия, что считается самым ужасным грехом в христианстве. Восстав против Бога, Люцифер увлек за собой 1/3 всех ангелов. Произошла война в ангельском мире, в ходе которой войско верных Богу 2/3 ангелов во главе с архангелом (старшим ангелом) Михаилом победило Люцифера и сбросило его с небес в бездну. Люцифер не раскаялся и остался вечным врагом Бога. Он стал называться дьяволом (сатаной), а ангелы, пошедшие за ним, бесами (чертями). Дальнейшая Библейская история показывает, что дьявол всегда пытался настроить человека против Бога (под видом змия Диавол посоветовал Еве нарушить запрет Бога и съесть яблоко).
Сатанизм - это экстремальное религиозное течение. Многие специалисты считают, что оно сопряжено с психическими расстройствами и глубокой деформацией личности. Как правило, подобные секты объединяют людей с патологическими проявлениями эгоизма и злобности. Невозможно быть сатанистом, заблуждаясь, как в случае с другими культами. Сатанизм - это сознательное Богоненавистничество и следуемое из него человеконенавистничество. Ритуалы сатанистов связаны с кровавыми жертвоприношениями животных, а иногда и людей. Сатанисты преследуют верующих христиан, стремятся уничтожить христианские символы (церковь, крест, икона, Библия). В 1993 г. на праздник Пасхи в монастыре Оптиной Пустыне было совершено ритуальное убийство трех молодых монахов. Убийца оставил на месте убийства нож с тремя шестерками - число Зверя (Сатаны). На Юге России группа сатанистов-подростков убила и закопала свою одноклассницу - прихожанку православного храма. И таких примеров много. Элементы сатанизма можно встретить в среде молодежной субкультуры (рок-музыка, байкеры-мотоциклисты). Внешними атрибутами сатанистов являются: три шестерки, перевернутый (в издевку) крест, перевернутая пятиконечная звезда (морда дьявола).
Сатанизм не несет ни малейшего положительного духовного содержания, целиком негативен и опасен принципиально. Ни в одной стране мира сатанисты не подлежат юридической регистрации. При любом столкновении с сатанизмом сотрудник органов государственной власти должен принять превентивные меры.
ТЕМА 4. ПРАВОВОЫЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
( 1. История взаимоотношений религии и государства в России
Религия, распространяясь в обществе, в большинстве случаев вызывала к себе активное отношение со стороны государства: от признания и поддержки, до осуждения и преследования. В древности сама государственная власть освящалась религией, зачастую, сам верховный правитель был объектом религиозного поклонения, например, император в Риме или фараон в Египте .
Первоначально древнерусская государственность была связана с языческой религией поклонения силам природы и целому пантеону (группе) богов - как добрых, так и злых. Это была воинственная и где-то даже жестокая религия, допускающая культ грубой силы, человеческие жертвоприношения, многоженство и буйные увеселения. Крещение Киевской Руси происходило постепенно, первые христиане появились еще при княгине Ольге, бабке Владимира-крестителя. Однако самого Владимира сначала вполне устраивало язычество: он возглавлял дружину воинов, вел воинственную жизнь, не чуждался насилия даже по отношении к своим родственникам, имел три гарема с восемью сотнями наложниц. Обратить внимание на христианство его заставили отношения с православной Византией. В ту пору Владимир искал религию, которая могла бы помочь ему укрепить свою личную власть. Нужна была религия с единым Богом, освящавшая власть одного князя. Такой религией стало православие, показывающее, что всякая власть от Бога, и повиноваться ей - долг каждого верующего. Крестив Русь, Владимир насаждал новую веру "сверху", в том числе и силой. Но, с другой стороны, крещение повлияло и на самого Владимира: он укротил свой буйный нрав, стал заниматься благотворительностью и даже одно время не хотел как правитель выносить смертные приговоры, боясь греха. Впоследствии все русские князья были православными, испрашивали благословения у церкви на свои государственные дела. В эпоху феодальной раздробленности Руси и монголо-татарского ига церковь была единственным социальным институтом, объединявшим русский народ. В 1380 г. настоятель монастыря Сергей Радонежский благословил единую дружину всех русских земель под началом князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. С образованием единого Русского государства со столицей в Москве Православная Церковь стала неотделимой от русской государственности. Иоанн IV (Иван Грозный) стал первым русским правителем - царем (от лат. "цезарь"), которого церковь венчала на царство, сделав его помазанником Божиим, совершив над ним таинство миропомазания, подавая ему тем самым дары Святого Духа. Церковь хотела, чтобы царь правил, скорее, не силой, а духовным убеждением. У разных русских царей это получалось по-разному, но церковь всегда поддерживала благочестивых царей и обличала царей, отступавших от христианских принципов. Уже при Иване Грозном был замучен митрополит московский Филипп (Колычев), обличавший царя за жестокость и произвол.
С XVI в. в России складывается доктрина, согласно которой Московское царство есть последнее прибежище правой веры на земле. Русское государство, по сути дела, является социальным продолжением церкви. В Соборном уложении 1649 г. (тогдашнем кодексе законов) главным преступлением считалась "хула" на Бога и церковь.
Серьезной трещиной между церковью и государством стало царствование Петра I, который проводил политику секуляризации, разделения жизни общества на светское и церковное. Петр I упразднил пост Патриарха всея Руси и учредил Священный Синод при правительствующем Сенате - по сути министерство по делам Церкви. Петр I, провозгласив себя Императором, во многом подчинил церковь государству. При Петре начались активные гонения на старообрядцев - членов церкви, не принявших в XVII в. церковных нововведений патриарха Никона. Однако формально Петр оставался православным царем, а Россия - православной империей. В дореволюционной России, как и в других странах, где церковь не была отделена от государства, положение человека в официальном обществе, его возможности в государственной деятельности, право на преподавание в школе определялись не только подготовкой и способностями, но и принадлежностью к официальной религии. Все официальные акты государства - рождение ребенка, брак, смерть фиксировались только религиозными организациями и сопровождались религиозными обрядами. В школах и гимназиях существовал обязательный курс Закона Божьего.
Православие было государственной религией, но также признавались и другие религии коренных народов России: ислам, иудаизм, буддизм, лютеранство. В официальных документах подданных империи не указывалась национальность, но обязательно указывалось вероисповедание: каждый житель России должен быть служить ей, присягая по обычаям своей веры.
Революция 1917 г. имела не только социально-политическую, но и религиозную подоплеку. В основе идеологии большевизма лежало атеистическое мировоззрение: стремление построить "рай на земле", объяснение человека и общества исключительно материальными факторами. Костяк большевистской партии составили люди, порвавшие с традициями своей культуры и веры, противопоставившие себя России. Им удалось привлечь на свою сторону значительную часть населения, искренне поверившую в лозунги социальной справедливости, равенства и братства. Религия же вообще, и православная церковь в особенности, была объявлена "пережитком" реакционной контрреволюционной организации. Декрет Совнаркома 1918 г. отделил церковь от государства и декларировал свободу совести. Это способствовало тому, что после 200-летнего перерыва Церковь вновь избрала Патриарха всея Руси. Однако построение коммунистического общества требовало тотальной перестройки человека, поэтому религию планировалось ликвидировать как социальное явление. Начиная с 1918 г. ВЧК обрушила жестокий террор на духовенство, но церковь заняла принципиальную позицию невмешательства в политику, не деля народ на "красных" и "белых". Известно, что тогдашний патриарх Тихон отказался благословить вождей белого движения. В своих посланиях Тихон призывал народ к покаянию, рассматривая большевиков как наказание за грехи.
Действия Советской власти по отношению к церкви вполне попадают под юридическое определение "геноцида", подразумевающее планомерное истребление национальной или религиозной группы. Уже к 1919 г. из ста тысяч дореволюционных священников осталось сорок тысяч. В 1927 г. митрополит Сергий вынужден был принять декларацию, в которой признал Советскую власть. В 1932 г. в СССР была объявлена "безбожная" пятилетка, в ходе которой к 1937 г. планировалось закрыть последнюю церковь, но в эти планы вмешалась наступившая война. Выяснилось, что одолеть врага, нацеленного на уничтожение народа и страны, невозможно без задействования патриотических чувств русского народа как мощного морально-психологического фактора. Все это вынудило советское руководство обратиться к пропаганде русской национальной культуры и истории, неотъемлемой частью которых являлось православие. 4 сентября 1943 г. состоялась историческая встреча Сталина с церковными иерархами, на которой было объявлено о коренном изменении политики государства по отношению к церкви. В течение нескольких ближайших лет на территории СССР, где к началу войны оставалось всего около 150 действующих церквей, число последних было доведено до 22000, освобождены тысячи священников, открылись духовные семинарии, был избран патриарх. Последующее десятилетие было временем терпимого отношения государства к Церкви.
После смерти Сталина советское руководство во главе с Н. С. Хрущевым предприняло новые попытки гонения на Церковь. Они не были связаны с прямым насилием, как в годы революции, но была поставлена задача ликвидировать в советском обществе религию как таковую. Сам "дорогой Никита Сергеевич" обещал через несколько лет показать советскому народу по телевизору "последнего попа". В октябре 1958 г. вышло постановление ЦК КПСС "О недостатках научно-атеистической пропаганды". За период 1953-1964 гг. количество православных приходов было сокращено в три раза. При Хрущеве по религиозным мотивам были осуждены 1 234 человек. В последующую эпоху "застоя" данные тенденции продолжали сохраняться.
Все выше сказанное относится и к другим традиционным религиям народов России и СССР: исламу, буддизму, иудаизму, католицизму и лютеранству. Они также подвергались гонениям и запретам. Но их специфика заключалась в том, что они всегда отождествлялись с национальной культурой и самосознанием народов СССР, поэтому выступления националистов и сепаратистов сопровождались религиозными лозунгами: католическими - у "лесных братьев" в Литве, исламскими - у басмачей Средней Азии, иудейскими - у евреев-сионистов.
В эпоху перестройки и крушения СССР получившие власть так называемые "реформаторы" и "демократы" дали формальную свободу религии, Церкви, что многими воспринималось сначала как возрождение духовности. Однако для последующего "смутного" десятилетия был характерен разгул в России религиозных сект самого различного рода, угрожающих национально-государственным интересам страны и правам и свободам ее граждан. Современное российское государство начинает понимать важность роли традиционных религий в возрождении духовных ценностей общества, воспитания чувств патриотизма и ответственности перед своими близкими и Родиной. Важной вехой явилось принятие в 1997 г. Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, в котором государство регламентирует взаимоотношения религии с обществом и государством.
( 2. Религия и право в современной России
Правовые нормы, регулирующие религиозную деятельность в нашей стране, можно разделить на две взаимосвязанные группы:
1. Обеспечивающие права и свободы граждан в этой сфере.
2. Регламентирующие статус различных религий и их организаций в нашем обществе.
Права человека в религиозной сфере гарантируются Конституцией РФ. Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Представитель государства должен доброжелательно относиться к представителям любой религии и пресекать любые попытки проявления религиозной вражды и ненависти, дискриминации граждан по религиозному признаку. Первичным в человеке является то, что он гражданин России, а уже потом православный, мусульманин или еврей.
Религиозная принадлежность является частью личности, поэтому неуважение и оскорбление религии и ее символов - оскорбление какого-либо человека, эту религию исповедующего.
Каждый человек в Российской Федерации имеет право открыто и свободно проповедовать свою веру и осуществлять религиозную деятельность. Но его свобода не может посягать на свободу другого человека. Как говорят философы "Свобода моей руки кончается там, где начинается нос моего соседа". Поэтому государство, обеспечивая религиозную свободу одной группы, должно учитывать интересы другой. Конституционные права граждан на свободу совести и вероисповедания также раскрываются в статьях Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. № 125 - ФЗ.
В пункте 2 статьи данного закона содержится важное указание на то, что права гражданина в религиозной сфере могут ограничиваться в интересах остальных граждан, когда необходимо защитить их жизнь и здоровье, общественную нравственность, обеспечить государственную безопасность и оборону страны от агрессоров. Представители власти не вправе требовать от человека отречения от своих взглядов, как это было, например, в Римской Империи во время гонения на христиан. Но можно и нужно указать гражданину на недопустимость пропаганды религиозного учения, посягающего на права граждан и безопасность государства.
Система статей кодексов РФ конкретизирует права и обязанности граждан в религиозной сфере, а также ответственность за их нарушение.
Законы Российской Федерации также определяют статус религиозных объединений и их взаимоотношения с государством. В современном мире существует два основных типа государственно-церковных отношений:
1. Светские государства, в которых отсутствует официальная, государственная религия и ни одно из вероисповеданий не рассматривается в качестве обязательного или принудительного, все религии и конфессии равны перед законом. В таких государствах принцип отделения церкви от государства может быть закреплен в Конституции, либо вообще не упоминаться.
2. Государства, имеющие ту или иную религию в качестве официальной (государственной). Таковы, например, Дания, Исландия, Египет, Иордания.
Российская Федерация относится к первому типу, являясь светским государством (ст. 14 Конституции РФ). Однако в преамбуле закона РФ "О свободе совести и религиозных организаций" говорится об особой роли православия в истории России и уважении других традиционных религий коренных народов России (ислам, буддизм, иудаизм). Государство уважает эти религии, уважая своих собственных граждан, рассматривающих эти религии как часть своих духовных традиций, уважая культуру и историю своей страны. Такие религии называют традиционными, подчеркивая их основной статус в обществе, который, тем не менее не нарушает принцип равенства всех религий перед законом и гражданские права верующих иных религий.
В Свердловской области преамбулой закона предусмотрено признание традиционными следующих религиозных организаций: Русская православная церковь (Московский Патриархат), мусульманские общины Духовного управления мусульман Свердловской области, православные старообрядческие общины, религиозные организации иудаизма, приходы евангелическо-лютеранской и римско-католической церкви.
Принцип отделения церкви от государства, невмешательство религии в сфере управления общества конкретизируется рядом нормативных актов. Согласно им религиозные организации не вправе использовать политические институты и их властные структуры для реализации своих целей. В свою очередь государство гарантирует свое невмешательство в религиозную деятельность, если она не противозаконна.
Этот принцип выражается также в недопустимости государственным служащим руководствоваться в своей служебной деятельности решениями и интересами религиозных объединений.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Данное пособие включает в себя материалы, предназначенные осветить самые основы такого многогранного явления как религия и дать будущим юристами знания, необходимые в их практической деятельности.
Авторы пособия надеются, что достигая свои главные цели, создаст у читателей представление о религии не как о чем-то далеком и непонятном, а о как неотъемлемой части духовности граждан страны, в которой следует обеспечить правопорядок. В современной России религия отделена от государства, поэтому органы государственной власти стоят на страже не каких-то отдельных религиозных объединений, а прав народов, групп и отдельных граждан на свободу выбора и отстаивание своей веры и культурной традиции.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Библейская энциклопедия. М., 1990.
2. Библия: Книги Ветхого и Нового Завета. Канонические. М., 1990.
3. Буддизм: Слов. М., 1992.
4. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов вузов и преподавателей сред. школ. М., 1995.
5. Законодательство о религиозных культах. М., 1991.
6. Ислам: Энциклопед. слов. М., 1991.
7. Иудаизм и христианство: Слов. М., 1995.
8. Коран. М., 1990.
9. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999.
10. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994.
11. Протопопов А.О. Религия и закон: Сб. правовых актов с коммент. М., 1996.
12. Религия мира: Пособие для учителя / Под ред. Я.Н. Щапова. М., 1994.
13. Саранчин Ю.К. История религии и атеизма: Курс лекций. Екатеринбург, 1993.
14. Сборник кодексов Российской Федерации. Ростов н/Д, 2000.
15. Суслонов П.Е. Религия и общество: что должен знать сотрудник правоохранительных органов: Информ.-практ. пособие. Екатеринбург, 2001.
16. Христианство: Слов. / Под ред. Л.Н. Митрохина. М.,1994.
Дополнительная
1. Берри Г. Во что они верят. М., 1994.
2. Буайе Ж. Империя Муна. М, 1990.
3. В кольце отчуждения: Православие в призме глобальных проектов вокруг России. М., 1997.
4. Вторжение индуизма в Россию: Сб. ст. / Сост. В.А. Гурко. Пермь, 1997.
5. Ганду Т. Империя "преподобного" Муна. Клин, 1995.
6. Государство, религия, Церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюлл. Российская академия государственной службы, 1997. № 1 (11).
7. Григулевич И.Р. Пророки "новой истины": Очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М., 1983.
8. Дворкин А.Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу: Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995.
9. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия / Под ред. М. Лангоуни. Н. Новгород, 1996.
10. Кайзер Э. Ответ "святым последних дней" (мормонам). СПб., 1995.
11. Капкан безграничной свободы: Сб. ст. о сайентологии, дианетике и Л.Р. Хаббарде / Под ред. А.Л. Дворкина. М., 1996.
12. Катастрофы сознания. Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые / Подгот. текста Т.И. Ревяко, Н.В. Трус. Минск, 1996.
13. Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов РФ / Миссионерский отдел Московского Патриарха Русской православной церкви. Белгород, 1996.
14. Климов Ю.М. Поколение кризиса или кризис поколения? М., 1998.
15. Кто они: сатанисты? Минск, 1995.
16. Кураев А.В. Миссионеры на школьном пороге. М., 1995.
17. Кураев А.В. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии): В 2 т. М., 1997.
18. Ли Р., Хиндсон Э. Ангелы обмана: о ложных сектах и лжепророках. М., 1994.
19. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики: во что верят приверженцы культов, как они заманивают последователей. М., 1994.
20. Мартин У. Царство культов. СПб., 1992.
21. Медведев М. Пять дней в Орхусе, или Православный взгляд на "новую духовность". Пермь, 1996.
22. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Святая Русь и ее судьбы. Минск, 1996.
23. Он же. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994.
24. Митрохин Л.Н. Религии "Нового века". М., 1985.
25. Митрохин Л.Н Религиозные "культы" в США. М., 1984.
26. Мороз А. Лжеучение Порфирия Иванова. Зловредная секта "Белое Братство". СПб., 1995.
27. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справ. Белгород, 1997.
28. О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций // Федеральное собрание Парламент РФ. Аналитическое управление: Аналит. вестн. М., 1996. Вып. 28.
29. Православная церковь. Современные ереси и секты в России: Сб. СПб., 1995.
30. Привалов К.Б. Секты: досье страха. М., 1987.
31. Псевдохристианские религиозные организации России / Федеральное Собрание Парламент РФ. Аналитическое управление: Аналит. вестн. М., 1997. Вып.19.
32. Ревлин Б. "Красные басни" "Свидетелей Иеговых". Таллинн, 1996.
33. Религиозные организации РФ: Справ. / Под общ. ред. М.М. Прусака, В.В. Борщова. М., 1996.
34. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справ. / Под рук. Н.А. Трофимчука. М., 1996.
35. Сатанизм / Санкт-Петербургское благотвор. общество во имя св. апостола Павла. М., 1997.
36. Священник Олег Стеняев. "Свидетели Иеговы": кто они? М., 1996.
37. Современные секты в России / Под ред. С. Прокофьева. СПб., 1994.
38. Тайные общества и секты. Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики / Подгот. текста Н.И. Макаровой. Минск, 1996.
39. Хвыля-Олинтер А.И, Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................ 3 Тема 1. Религия в жизни человека и общества ( 1. Что такое религия ........................................................... 4 ( 2. Происхождение и структура религии ................................... 5 ( 3. Религия и нравственность ................................................. 9 ( 4. Почему религий много, или не все ли равно, как верить? ......... 11 ( 5. Какие на свете существуют религии? .................................. 12 Тема 2. Религиозная безопасность общества и государства. Права человека в религиозной сфере ( 1. Религиозная безопасность общества и государства ................. 16 ( 2. Права человека и угроза со стороны деструктивных
религиозных организаций ......................................................
17 Тема 3. Религия в мире и России: история и вероучения основных религиозных направлений и объединений Часть 1. История и вероучения основных традиционных
для России религий ( 1. Православие .................................................................. 20 ( 2. Ислам .......................................................................... 30 ( 3. Буддизм ....................................................................... 41 ( 4. Иудаизм ....................................................................... 43 Часть 2. История и вероучения нетрадиционных для России
религиозных объединений ( 1. Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства "Церковь объединения" (муниты) ......................................
45 ( 2. Свидетели Иеговы .......................................................... 50 ( 3. "Церковь Сайентологии" (Хаббард-колледж) ........................ 52 ( 4. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) ..... 53 ( 5. Ваххабиты (Исламские экстремисты)................................... 54 ( 6. Сатанисты .................................................................... 55 Тема 4. Правовые основы религиозной деятельности в Российской Федерации и Свердловской области ( 1. История взаимоотношений религии и государства в России ... 56 ( 2. Религия и право в современной России ................................ 60 ПОСЛЕСЛОВИЕ 62 ЛИТЕРАТУРА 62
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Конспект лекций
Корректура и компьютерная верстка Ю.А. Ершовой
Лицензия № 021307 от 22 сентября 1998 г.
Подписано в печать 15.05.2003. Формат 60х84 1(16
Печать офсетная. Бумага писчая
Усл. печ. л. 4,1. Уч.-изд. л. 4,6
Тираж 150 экз. Заказ № 166
Организационно-научный и редакционно-издательский отдел
Уральского юридического института МВД России
620057, Екатеринбург, ул. Корепина, 66
Участок оперативной полиграфии УрЮИ МВД России
??
??
??
??
5
<< Пред. стр. 2 (из 2) След. >>