<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 1.Диалектика как метод мышления и как учение о развитии и всеобщей связи. Основные принципы диалектики и её альтернативы.
 
 
  Диалектика от древнегреческого слова "диалегомайе", что означает вести спор, полемику. Это слово в философии стало использоваться древнегреческим философом Сократом. Другой древнегреческий философ Платон придал этому слову несколько иной смысл. У него под диалектикой стало пониматься особое умение вести полемику. Диалектика приобретает смысл особого метода достижения истины - дихотомии двойственного противоположного высказывания относительно одного и того же предмета. Например: "мир конечен" и "мир бесконечен" или "атом неделимая частица", "атом делимая частица". Платон полагал, что рассмотрение таких противоположных суждений приводит к истине. В начале ХIХ столетия Георг Гегель окончательно придает диалектике смысл особого метода мышления, он закладывает основы диалектического учения в системе объектного идеализма. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали материалистическое учение о диалектике. Что же понимается под диалектическим методом мышления?
  Диалектика - это такой метод мышления, при котором вещи, явления рассматриваются во всеобщей взаимосвязи и развитии, с учетом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым с преемственной связью.
  Этот метод мышления является научным, он проверен опытами, экспериментами, жизненной исторической практикой людей. Именно поэтому он заслуживает внимания, как в естественнонаучных исследованиях, так и в философском учении.
  Структура философского учения о диалектике включает в себя три составные части: исходные принципы диалектики, основные законы диалектики и закономерности диалектики, выраженные соотносительными категориями.
  Основные исходные принципы диалектики.
 Философское учение о диалектике осуществляется в плане онтологическом и в плане гносеологическом. Философское учение о диалектике в онтологическом плане иногда называют объективной диалектикой, в гносеологическом плане - субъективной диалектикой. Соответственно этому различают онтологические принципы диалектики и гносеологические принципы диалектики.
  Онтологические принципы диалектики представляют собой положения, в которых отражаются общие свойства, общие связи и отношения, присущие явлениям объективного мира (живая, неживая природа, общество). Наличие таких свойств, связей и отношений выявляется в процессе экспериментальных и теоретических исследований, проводимых в различных областях науки. Каждый принцип диалектики предстаёт как результат обобщения данных, получаемых во всех специальных науках.
  К числу исходных онтологических принципов диалектики относятся следующие.
  1.Принцип всеобщей взаимосвязи явлений. Сущность его:
  Все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, так, что не существует абсолютно изолированных тел; каждое тело взаимосвязано непосредственно или опосредованно с другими телами в мире.
  Взаимодействие и взаимообусловленность явлений в мире происходит по связям различной природы. Данные современной науки указывают на то, что всё многообразие существующих материальных систем различной природы на различных уровнях неживой и живой природы находится в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Ни один материальный объект не является абсолютно изолированным, независящим от всего остального мира, но всегда находится во взаимной связи и взаимодействии с другими объектами. Они связаны, прежде всего, пространственными и временными отношениями, находятся на определённых расстояниях друг от друга, объёмы одних тел взаимосвязаны с объёмами других тел; разрушение, деградация одних объектов даёт начало, рождение другим. По современным наученным данным все доступные ныне человеческому исследованию структурные уровни Вселенной, начиная от субэлементарного и кончая таким крупномасштабным уровнем, как мини-вселенная, находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Изменения, происходящие с потоками элементарных частиц, накладывают отпечаток на ход эволюционных процессов крупномасштабных объектов Вселенной (звёзд, галактик). Всеобщая взаимосвязь представляется человеку во всей его практической деятельности. Например: все люди, проживающие в современных странах, взаимосвязаны между собой различными социальными связями: экономическими, политическими, семейно-бытовыми, духовными.
  Но как биологические существа, они находятся в постоянной связи с животным и растительным миром (употребляют в пищу, изготовляют одежду и др.) биосферы.
  Кроме того, люди как физические тела вступают во взаимодействие по связям физической природы (гравитационные, электрические, магнитные и др.) с землей, с различными объектами на земле, с Солнцем, с созвездием Весов и другими космическими объектами.
 Во всеобщей взаимосвязи вещей проявляется их многокачественность. Одна и та же вещь может обладать качествами различной природы.
  Так, человек обладает качествами физической, биологической, психической, социальной природы. По этим связям он включается в системы различной природы. По связям социальным человек является элементом общества, как целостной социальной системой. По связям биологическим он является элементом биосферы, по связям физическим он является составной частью земли и солнечной системы как физических систем.
  2. Принцип развития.
 Сущность его можно выразить так: в движении и развитии находятся явления всех сфер действительности (живой, неживой природы, общества, процессов мышления).
  Категорию "развитие" следует отличать от категорий "движение", "прогресс". В соответствии с логикой, различения понятий следует проводить по содержанию, по объёму и по степени абстрагирования. По содержанию все три категории фиксируют изменение. В онтологическом плане содержание данных категорий оказывается однородным и различие их здесь возможно только по объёму и степени абстрагирования. По объёму предельно широкой категорий является "движение". Обобщённое определение этой категории было дано Ф.Энгельсом: "Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутреннее присущий материи атрибут, обнимает собой всё происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением".
 3.Принцип системности.
  Сущность его заключается в следующем: каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстаёт как нечто единое.
  Научные данные говорят о том, что все объекты в мире не зависимо от их размеров являются системами и обладают определённой структурой. Даже в мире элементарных частиц мы не можем говорить о бесструктурности микрочастиц. Открытие квантовых уровней атомов, их тонкой и сверхтонкой структуры, наличие внутренней структуры даже у таких, казалось бы, "бестелесных" частиц, как нейтрино и фотон, является подтверждением идеи структурности материи как её всеобщего свойства.
  Три рассмотренных онтологических принципа диалектики приемлемы как в философских школах объективного идеализма, так и в философии диалектико-материалистической. Однако в диалектико-материалистической философии принимается ещё один принцип.
  4. Принцип материального единства мира.
  Сущность его: не существует сверхъестественных миров, существует только естественный материальный мир, все происходящие в мире явления и процессы, какими бы диковинными они не казались, представляют собой проявления свойств того или иного вида материи.
  Ф.Энгельс этот принцип выразил следующим образом: "Действительное единство мира состоит в его материальности" ("Анти-Дюринг"// К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т-20.С.43.). Подчёркивая материальное единство мира, В.И.Ленин отмечал, что "в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени".
 (В.И.Ленин . Полн.собр. соч. Т.18.С.181.).
  Гносеологические принципы диалектики.
  Они являются, в определённом смысле, отражением онтологических принципов и служат общими исходными положениями в процессах познания. Соответственно выделяются следующие основные гносеологические принципы диалектики.
  1.Принцип конкретного и всестороннего рассмотрения вещей и явлений. Конкретность предполагает рассмотрение вещей и явлений такими, какими они объективно предстают в определённых условиях среды, с присущими им связями и отношениями. Всесторонность рассмотрения - это требование учёта и выявления существующих конкретных связей, взаимодействий и отношений исследуемого объекта. Это требование в своё время В.И.Ленин выразил следующим образом: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования". Мы никогда не достигаем этого полностью, но требование всесторонности предостережёт нас от ошибок и от омертвения ".
 2.Принцип историзма.
  Этот принцип, по существу, является отражением онтологического принципа развития. И.Кант отмечал, что потребность исторического подхода к познанию вызывается приобретением знаний естественных вещей. Он писал: "Знание естественных вещей, как они есть и теперь, всегда заставляет желание ещё знание и того, что они были прежде, а также через какой ряд изменений они прошли, чтобы в каждом данном месте достигнуть своего состояния ". Принцип историзма предстаёт, как требование рассматривать явления с учётом их генезиса, пройденных этапов развития, с учётом того, что любой предмет представляет собой итог своего предшествующего развития и исходным пунктом в направлении будущего. Кратко сущность принципа историзма выразил В.И.Ленин: "Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь". Исторический подход позволяет выявить определённые закономерности становления и развития исследуемого явления, на основе которых можно прогнозировать его будущее состояние.
  3. Принцип системности.
  Гносеологический принцип системности выражает требование рассматривать любой объект, любое явление, любой процесс как систему, с учётом составляющих её компонентов и определённой структурной организации.
  Из данного принципа системности вытекают определённые методологические правила исследования явлений:
  а) Вычленение элементов и частей в системе, в соответствии с их объективной относительной самостоятельностью, и установление её структурных уровней. Вычленение можно производить по определённым критериям: по их пространственно-временной индивидуализации, по их функциональному назначению, по природе их связей и качественной принадлежности к определённому классу явлений.
  б) Выяснение внешних отношений объектов, как проявление их внутренней структуры в структуре более широкого порядка.
  в) Описание частей с учётом их места в целом, выявление различных свойств и характеристик частей и элементов в зависимости от уровня расположения их в целом и взаимосвязи со средой.
  г) Выявление взаимозависимости и взаимообусловленности части и целого.
  д)Выявление противоположных тенденций, противоречий во взаимоотношении частей целого, внутреннего и внешнего.
  е) Выяснение специфики процессов, координации и обмена и их роли по отношению к структуре и функции, а также взаимосвязи структуры и функции.
  ж) Установление законов взаимосвязи внутренних и внешних отношений.
 
 
  4. Принцип объективности.
  Выражает требование не привносить в исследуемое явление того, чего в нем нет и быть не может. Содержание знаний должно быть объективным, оно должно отражать те свойства, процессы, принципы, закономерности, которые присущи исследуемому объекту, т.е. не выдавать желаемое за действительное.
  Онтологические и гносеологические принципы диалектики являются общими исходными положениями к исследованию систем любой природы и любой сложности. Они дают исследователю правильную ориентацию как при предварительном начальном рассмотрении объектов- систем и их свойств, так и при составлении общей картины происходящих в системе процессов и выявлении тенденций внутренних изменений. В принципах диалектики обобщенно и кратко выражен результат положительных наработок в сфере познания; они концентрируют в себе исторический опыт теоретического осмысления действительности; их применение дает большую вероятность в получении новых адекватных знаний в научном познании. Игнорирование этих принципов чаще всего приводит к появлению неадекватных теоретических построений.
  Альтернативы диалектики
 Диалектическому способу мышлению противостоит метафизический способ мышления. Характеризуя этот способ мышления в работе "Анти-Дюринг", Ф.Энгельс писал, что "для метафизики вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Он мыслит сплошными неопосредствованными противоположностями; речь его состоит из: да-да, нет-нет, что сверх того, то от лукавого. Для него вещь или существует, или не существует, и точно также вещь не может быть самой собой и в тоже время иной. Положительное и отрицательное абсолютно исключают друг друга; причина и следствие по отношению друг к другу тоже находятся в застывшей противоположности." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20. С.43).
 Принципам диалектики альтернативами являются: софистика, эклектика,
 догматизм, субъективизм.
  Так, диалектическому принципу конкретного и всестороннего рассмотрения вещей и явлений противостоят такие метафизические приёмы, как софистика и эклектика.
 
 Софистика
 
  Софисты (от греч. sophists - мастер, художник) - так называли древнегреческих философов, выступавших в роли профессиональных учителей "мудрости" и "красноречия". Софистика - сознательное применение в споре или доказательствах неправильных доводов, софизмов, то есть всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.
  В целом, для софистики характерен односторонней подход. Основными приёмами софистики являются:
 - вырывание событий из их всеобщей взаимосвязи и выделение какой-либо отдельной связи, одной стороны, момента;
 - абсолютизация отдельной выделенной связи, стороны, момента;
 - подмена главного второстепенным, существенного несущественным;
 - применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой, которым данные закономерности не присущи;
 - подменой одних посылок другими в логических силлогизмах.
 Примером софистического приёма может являться такой вопрос: что появилось раньше яйцо или курица?
 Софизм заключен уже в самом вопросе, в котором заостряется внимание только на внутреннюю связь между курицей и яйцом и игнорируется всеобщая взаимосвязь всех видов птиц в генетическом плане (без учёта эволюции мира).
 Курица, как вид птицы домашней появилась в результате эволюции от других видов, с появлением такого способа размножения как яйцо.
 
 Эклектика
  Эклектика - от греческого eklego - выбираю. Эклектика представляет собой механическое соединение различных сторон и свойств предмета или явления. Внешне эклектика выглядит как стремление к многостороннему охвату предмета. Однако на деле это механическое соединение в одно несовместимых признаков. В философии эклектика проявляется как беспринципное смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и тому подобное. Основным методологическим пороком эклектики является неумение выделить из суммы связей и явлений объективного мира главные связи предмета в их конкретно-исторической обусловленности. При этом произвольный набор несовместимых признаков даёт эклектическую смесь, что в области практической деятельности ведёт к ошибкам и просчётам.
  Диалектическим принципам развития историзма противостоит такой метафизический метод мышления, как догматизм.
 Догматизм
  Догматизм от греческого слова dogma - мнение, которое применялось в античной философии. В современном понимании догматизм представляет собой такой способ метафизического мышления, при котором игнорируется принцип творческого развития и конкретности истины. Догматическое мышление оперирует абсолютными истинами, неизменными стереотипами; игнорируется относительность истины и диалектика абсолютной и относительной истины в познании. Такое мышление полагает, что те или иные сформулированные закономерности являются истинными везде и всегда, независимо от конкретных исторических условий и новых данных практики науки.
  Диалектическому принципу объективности противостоит такой метафизический приём мышления, как субъективизм.
  Субъективизм
  Субъективный - зависящий от сознания и воли субъекта. Субъективизм в познании - это привнесение в исследуемый объект того, чего в нём нет и быть не может в данных условиях и в данный период времени; это принятие желаемого за действительное.
  Субъективизм весьма часто проявляется в различных идеологических концепциях. Применение субъективистских концепций на практике приводит к волюнтаристическим действиям. Воля - это сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий. В социально - политической теории и практике волюнтаризм означает отрицание научно обоснованной общественной деятельности, опирающееся на познание объективных законов и сведение этой деятельности к субъективному произволу политических вождей.
  В философии субъективизм проявляется во взгляде на сознание как на первично данное, всё остальное представляется формой, содержанием или результатом творчества сознания. Это характерно для такой разновидности философского направления, как субъективный идеализм.
  Диалектический способ мышления в познании предполагает не только использование в качестве исходного общего методологического инструментария онтологических и гносеологических принципов диалектики, но и основных её законов, а также закономерностей, выраженных в соотносительных категориях диалектики. В действиях данных законов и закономерностей проявляются все основные общие особенности в развитии исследуемых явлений. Особую роль при этом играют три известных диалектических закона: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания и закон единства и борьбы противоположностей. Как установлено в современной науке, эти законы проявляют себя в развитии явлений всех сфер действительности, то есть в живой и неживой природе, в обществе, в процессах мышления и познания.
  Кратко сущность данных законов можно выразить следующим образом.
 
 2.Понятие закона. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
 
  Закон есть существенный, устойчивый, повторяющийся и необходимый тип связи между явлениями, сформулированный в соответствии со спецификой человеческого познания. Законы выражают объективные процессы реальной действительности.
  Рассмотрим основные понятия, через которые выражается сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.
  Свойство. Свойство - это своеобразное проявление объекта в его отношениях с другими объектами; оно заключается в способности производить то или иное действие. Например, металлы обладают свойством электропроводности, заключающегося в способности пропускания через себя электрические заряды; живая клетка обладает свойством раздражимости, заключающееся в способности реагировать на внешние воздействия изменения формы, местоположения, химизма состава.
  Любой объект обладает определенным набором свойств, среди которых имеются как существенные, так и несущественные.
  На основе свойств проявления качественная и количественная определенность вещей окружающего мира.
  Качество. Аристотель: "Качеством я называю то, благодаря чему предметы называются такими-то". (Аристотель Соч., т.2.М., 1978. С.72 )
  Гегель: "Качество есть вообще тождественная с бытием, не посредственная определенность. ... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть". (Г.Гегель. Наука логики. Соч., т.1. М - Л., 1929. С. 157 ).
  В современном понимании: категория качества выражает целостную определенность объекта и характеризуется структурой, свойствами, функциями и занимаемым место в системе взаимосвязанных объектов.
  Количество. Аристотель: "Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина, если измеримо". ( Аристотель. Соч., т.1.М., 1978. С.164 ).
  Гегель: "Количество ... есть безразличная к бытию, внешняя ему определенность". ( Г. Гегель. Наука логики. Соч., т.1. М.-Л., 1929. С.157 ).
  В современном понимании: категория количества выражает степень, интенсивности проявления качественной определенности объекта.
  Мера. Категория меры выражает тот интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество объекта.
  Мера имеет границы (верхняя и нижняя). Выход количественных измерений за границы меры приводит к качественным изменениям. Например, мерой жидкого состояния воды является интервал количественных изменений температуры от 00С до 1000С при нормальном атмосферном давлении. Границы меры являются 00С и 1000С. Когда изменение температуры достигает нижней границы 00С, вода переходит в другое качественное состояние - в лед. При достижении температурных изменений верхней границы меры 1000С вода превращается в третье качественное состояние - газообразное, в пар.
 
 Сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений и его проявление в различных средах действительности.
 
  Ф. Энгельс: "Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для наших целей выразить таким образом, что в природе качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)". ( Ф.Энгельс. Диалектика природы. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.,т.20. С.385-390 ).
  Сущность закона в современной интерпретации: в процессах развития количественные изменения, накапливаясь, рано или поздно, нарушают меру качественного состояния объекта, при этом объект переходит в новое качественное состояние с новыми количественными изменениями.
  Переход от одного качества к другому осуществляется в виде скачка. Скачок - это момент качественного изменения объекта, критическая ситуация в развитии. При этом развитие осуществляется как эволюционно, так и революционно. Эволюция - это развитие, связанное с количественными и качественными изменениями несущественных свойств и признаков объекта. Объект эволюционирует - это значит, в нем количественные изменения приводят к качественным изменениям несущественных свойств, черт, признаков.
  В процессах развития обычно эволюционные изменения постепенно приводят к революционным изменениям. При этом целостный объект предстает в новом качестве.
 
  Проявление данного закона в различных сферах действительности:
 
 В неорганической природе. В физике: Если через вольфрамовую нить электролампочки пропускать ток, постепенно увеличивается его значение от нуля, то при определенном значении величины тока лампа вспыхивает, нить начинает светиться. Она переходит в новое качественное состояние - становиться накаленной, светящейся. Здесь количественные изменения электрических зарядов, проходящих через нить, приводят к новому качественному состоянию нити. В Химии: Ф. Энгельс: "Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава". ( Диалектика природы. М., 1953. С.41 )
 а) Молекула кислорода состоит из двух атомов - О2. Если к ней присоединяется еще один атом кислорода, то получается молекула озона. Озон - тело, отличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода, это уже тело с иным качественным состоянием.
 б) Окись азота N2O при нормальных условиях является газом. Если к молекуле окиси азота подсоединяется еще четыре атома кислорода, то получается молекула азотного ангидрида (пятиокиси азота N2O5) - твердого кристаллического тела. Здесь количественное изменение атома в молекулу дает новое качественное состояние.
 1. В живой природе: В процессе химической эволюции появляются первые живые существа - одноклеточные. Количественно объединяясь в единую систему, живые клетки образовали качественно новые живые существа - многоклеточные. С образованием у многоклеточных различных органов, в том числе и пяти органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), появляется качественно новая форма отражения действительности, отличная от раздражимости, - ощущение, а также восприятие.
 2. В обществе: Качественный переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому исторически был связан с появлением таких новых отраслей производства, как скотоводство и земледелие, а также ремесленного производства. Здесь количественные
  изменения в отраслях производства привели к переходу общества в новое качественное состояние.
  Взаимные переходы количества и качества происходят во всех сферах жизни общества.
  Ф. Энгельс в подтверждение действия данного закона приводит следующие слова Наполеона, взятые из мемуаров Наполеона "Семнадцать замечаний на работу под названием "Рассуждение о Военном искусстве, изданную в Париже в 1816г.", Замечание 3-е: Кавалерия. Ф. Энгельс пишет: "Наполеон следующим образом описывает бой малоискусной в верховой езде, но дисциплинированной французской кавалерии с мамлюками, в то время, безусловно лучшей в единоборстве, но недисциплинированной конницей: Два мамлюка безусловно превосходили трех французов; 100 мамлюков были равны по силе 100 французам; 300 Французов обычно одерживали верх над 300 мамлюками, а 1000 французов всегда побивали 1500 мамлюков". ... у Наполеона определенная минимальная величина конного отряда необходима, чтобы дать проявится силе дисциплины, заложенной в сомкнутом строе и планомерности действия ..." (Ф.Энгельс. Анти-Дюринг. М., 1967. С. 127-128 ).
 
 
 3.Закон единства и борьбы противоположностей.
  Сущность данного закона выражается через такие понятия, как тождество, различие, противоположности, противоречие.
  Тождество. Если общие признаки, свойства, черты у объектов имеют одинаковую степень (интенсивность) проявления, то объекты тождественны по данному признаку, свойству черте.
  Например: Если мы имеем два проводника с током, через поперечное сечение каждого из них проходит за 1 сек. равное количество зарядов, то мы имеем тождественные потоки зарядов, или иначе, проводники с равными по силе токами.
  Различие. Кроме общих свойств, черт, признаков, у объектов существуют свои специфические свойства, черты, признаки, не присущие другим объектам. В таком случае используется понятие различия.
  Противоположности. В диалектике под противоположностями понимают такие черты, свойства, признаки, процессы в объектах, которые взаимно исключают друг друга и в то же время взаимно предполагают друг друга, не могут существовать друг без друга.
  Примеры: В природе: притяжение - отталкивание, ассоциация (соединение) - диссоциация (разъединение) молекул. В живой природе: ассимиляция (усвоение элементов пищи) - диссимиляция (процесс распада элементов) в живом организме; изменчивость и наследственность. В общественной жизни: производство - потребление, рабы - рабовладельцы, добро - зло. В процессах мышления: анализ (мысленное расчленение объекта на составные части, элементы) - синтез (мысленное соединение частей, элементов в единое органическое целое).
  Противоречие. Когда противоположности начинают воздействовать друг на друга, говорят, что они приходят в противоречие.
  Виды противоречий: основные (на основных свойствах, определяют развитие объекта), не основные (на не основных свойствах, влияют на развитие объекта); внутренние (внутри объекта), внешние (между объектом и внешней средой); в обществе: антагонистические (враждебность сторон по коренным направлениям), не антагонистические (общность по коренным, не согласие по некоренным направлениям).
 1. Сущность закона единства и способы противоположностей.
  Всем вещам, явлениям, процессам внутренне присущи противоположности, которые обусловливают их целостность. Борьба противоположностей приводит к самодвижению, саморазвитию. Саморазвитие осуществляется следующим образом. В возникшей вещи (1) существуют свои противоположности, среди них и основные (А, В), которые вначале незаметны (находятся в состоянии относительного тождества), но, взаимодействуя, и взаимоисключая друг друга, приходят в состояние противоречия и борьбы. Под воздействием друг друга противоположности изменяются; противоречие, нарастая, доходит до высшей стадии - конфликта (11), при этом происходит разрешение противоречия заменой старого качества новым (2), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А1, В1), которые, затем приходят в состояние противоречия и борьбы. Противоречие, нарастая, достигает высшей фазы - конфликта (21) и разрешается заменой старого качества новым (3), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А2, В2) и т.д.. Образуется непрерывная цепь развития с переходами от низших ступеней организации к более высоким.
 2. Проявление закона в различных сферах действительности.
 а). Рассмотрим такую систему как ядро атома дейтерия (тяжелого водорода). Ядро атома дейтерия состоит из двух частиц, протона (p) и нейтрона (n), которые обладают такими противоположными признаками, как "обладать электрическим зарядом" (протон) и "не обладать электрическим зарядом" (нейтрон). Взаимосвязь этих противоположностей обусловливает целостность ядра атома дейтерия. Процесс взаимодействия противоположностей и характер действия закона единства и борьбы противоположностей виден из следующей схемы:
 
 
 
  Здесь протон p под воздействием нейтрона n испускает частицу П+ - мезон и превращается в нейтрон n, а нейтрон n, поглотив П+ - мезон, превращается в протон, который, в свою очередь, испустив П+ - мезон, превращается в нейтрон и т.д., образуется последовательная цепь переходов от одного состояния к другому.
 б). Движение планеты вокруг Солнца. Планета, движущаяся вокруг Солнца по орбите, сохраняет целостность данной системы в силу существующих в единстве двух противоположных тенденций, направлений движения. С одной стороны, под действием силы притяжения, к центру Солнца, с другой стороны, по инерции, в направлении АЗ от Солнца (см. рис.). Противодействие двух этих противоположных тенденций приводит к движению по круговой или эллиптической орбите вокруг Солнца как центра. Результатом разрешения противоречия в каждый момент времени является новое направление вектора скорости, новый элемент искривленного пути, как новое качественное состояние. Противоречия здесь разрешаются в каждый момент времени не полностью, они появляются в новых фазах, снова нарастая, затем, снова, частично разрешаясь и т.д.
 в). В живом организме - основу функционирования и развития составляют такие противоположные процессы как ассимиляция и диссимиляция, которые связаны с превращениями биополимеров. Из биополимеров построены все живые организмы. Белки и другие органические вещества протоплазмы в живых организмах постоянно распадаются и воссоздаются заново. Процесс диссимиляции осуществляется с распадом макромолекул биополимеров, при этом происходит выделение свободной энергии и как результат внутриклеточного распада макромолекул - вода и углекислый газ. При ассимиляции за счет химического состава пищи происходят окислительно-восстановительные процессы с образованием новых макромолекул, в которых механическая энергия превращена в химическую. Таким образом, два противоположных процесса обеспечивают в своем единстве нормальное функционирование организма. При этом замечено, что в растущем организме преобладает ассимиляция, а в стареющем - диссимиляция.
 г). В обществе существует множество противоречий. Они проявляются во всех сферах общественной жизни: в материальной, экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Основным противоречием в саморазвитии общества в целом является противоречие между такими противоположными процессами, как производство и потребление. Процессы производства и потребления воздействуют друг на друга так, что от этого воздействия изменяется и характер производства, и характер потребления. Потребности являются стимулами к совершенствованию производства, более совершенное производство расширяет потребности, это, в свою очередь, ведет к дальнейшему совершенствованию производства, что подготавливает предпосылки к переходу общества в целом к новому качественному состоянию.
 
 Закон отрицания отрицания.
  Сущность данного закона выражается через такие понятия как "отрицание", "отрицание отрицания".
 1. Категория отрицания. В обыденном сознании понятие отрицания часто связывают со словом "нет". Отрицать значит сказать "нет". Соответственно этому строятся отрицательные суждения. В них указывается на отсутствие чего-либо. Если такое понимание переносится в философскую теорию развития, то складывается метафизическое понимание.
  В диалектике понятие отрицания приобретает другой смысл. Оно выражает момент связи между новым и старым в развитии, с указанием на преемственность между ними.
  В процессе развития вещи, явления утрачивают одни черты, свойства, формы, качества и приобретают другие, новые, ранее им не присущие. На место старого состояния приходит новое качественное состояние. В этом случае говорят, что старое отрицается новым. Так, например, ребенок в возрасте до 1 года еще почти не может ходить и не владеет речью. В процессе дальнейшего развития, примерно к 2-3 годам, это его состояние отрицается новым, при котором качественно сохраняется его биофизиологическая структура, но, при этом, отпадают такие признаки как неумение ходить и говорить и приобретаются новые особенности - способность ходить и овладевать элементами обыденной речи.
  Отрицание - это такой момент связи в развитии, при котором новое, возникая на основе старого, преемственно сохраняет в своей структуре определенные черты, свойства, признаки старого.
 
 Виды отрицания. По характеру процессов, приводящих к отрицанию старого новым, можно выделить два вида отрицаний.
 а). Первый вид отрицания - это отрицание, обусловленное внутренними процессами в развитии объектов, когда предпосылки к появлению нового заключены в самом объекте и новое появляется в силу внутренней необходимости. Такое отрицание называют самоотрицанием. Например, посаженное весной зерно кукурузы прорастает и из него вырастает стебель. Зерно отрицается стеблем. Такое отрицание является самоотрицанием, поскольку предпосылки его заключены в самой природе зерна.
 б). Второй вид отрицания - это отрицание, обусловленное внешними по отношению к объекту процессами, в силу внешнего воздействия на объект. Такое отрицание можно произвести над зерном кукурузы, если его размолоть на муку. Это отрицание в силу внешней необходимости, оно не вытекает из внутренней сущности объекта и является для него случайным и может привести к прекращению процесса развития данного объекта, к его уничтожению, деградации.
 Отрицание обладает всеобщностью; оно происходит во всех сферах действительности.
 К. Маркс омечал: "Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Если, например, народ в своем развитии переходит от абсолютной монархии к монархии конституционной, то он отрицает свое прежнее политическое бытие. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования". ( К.Маркс. Морализирующая критика и критизирующая мораль. - К. Маркс, Ф. Энгельс Соч., т.4. С. 296-297 ).
 2. Отрицание отрицания. Процесс развития не исчерпывается одним актом отрицания. Появившееся в результате отрицания, новое содержит в себе предпосылки к появлению другого нового состояния, которое при определенных условиях появляется, отрицая новое прежнее состояние. То, что раньше отрицало, теперь само отрицается другим новым состоянием. Происходит отрицание отрицания.
  Фактически, любое развитие осуществляется через ряд последовательных отрицаний отрицания. Так, рост и развитие индивидуального человека представляет собой последовательную цепь отрицаний его возрастных периодов жизни: детский, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой, старческий.
 Особенности отрицания отрицания.
  а). При отрицании отрицания каждая новая ступень, приобретая новые черты и признаки и сохраняя в себе все положительное, что было в предыдущей ступени, оказывается богаче по содержанию предыдущей. Поэтому в последовательной цепи отрицаний в каждой новой ступени все более концентрируется богатство развития в целом; каждая новая ступень оказывается более высокой по степени развития. В силу этого, развитие, в целом, представляет собой поступательное движение от более низких ступеней организаций к более высоким, от менее совершенных к более совершенным.
  б). Отсюда вытекает, что процесс развития является необратимым. Развитие не может быть движением вспять, от высоких форм к низшим.
  в). В последовательной цепи отрицания отрицаний могут наступать такие моменты, когда в новом качестве повторяются черты, свойства, отброшенные на более ранних этапах отрицания. Современная наука обнаружила периодичность, повторяемость определенных свойств, черт, признаков, структур в развитии явлений во всех сферах действительности.
  Повторяемость приводит к такой особенности, как развитие по спирали, причем, расширяющейся спирали. Спираль эта состоит из циклов. Каждый цикл начинается с одной и той же черты, отрицавшейся ранее и вновь появившейся на новом качественном уровне.
  В сущности, мы находимся в окружении множества взаимосвязанных циклических процессах: это ритмы нашей повседневной жизни, суточные изменения дня и ночи, смена сезонов года- лета, осени, зимы, весны; поддержание постоянного воспроизводства сельскохозяйственных культур пшеницы, картофеля, арбузов и др., связано с циклами изменений, которые они претерпевают; например, весной высаживаются семена кукурузы. Семена отрицаются стеблем, стебли, затем, отрицаются початками кукурузы, в которых, затем: созревает много семян. Появление семян это повторение отрицающегося ранее состояния семени. На этом заканчивается один цикл. Взятые из кукурузных початков зерна и посаженные вновь весной, составляют начало нового цикла, из зерен, затем, появляются стебли, затем, початки и т.д. Развитие здесь осуществляется циклами.
  Сущность закона отрицания отрицания.
  Исходя из выделенных особенностей отрицания отрицания, можно следующим образом выразить сущность закона отрицания отрицания:
  В процессе развития, при последовательном отрицании отрицания, каждая новая ступень оказывается богаче по содержанию предыдущей, концентрируя в себе все то, что было приобретено, как положительное, во всех предыдущих ступенях. Поэтому процесс развития представляет собой поступательное движение от более низких ступеней организации к более высоким. И в силу повторяемости черт, структур, признаков, это движение является циклическим, оно происходит, как бы, по расширяющейся спирали.
  Законы диалектики имеют методологическое значение. Знание законов позволяет с общефилософских позиций рассматривать процесс развития систем различной природы, поскольку они дают в общем виде ответ на такие важные вопросы, как почему происходит развитие, каким образом оно осуществляется и что получается в итоге, в результате. Исследователь, изучая ту или иную целостную систему определённой природы, с самого начала должен исходить из понимания того, что динамическое состояние системы обусловлено взаимодействием определённых противоположных процессов, сторон, признаков, среди которых имеются основные. Именно их следует определить, прежде всего, так как они в конечном счёте создают предпосылки к количественным и качественным изменениям в структуре системы. Необходимо при этом учитывать количественные изменения в противоположных процессах, а также появление новых признаков, элементов и их количественное нарастание. Во всех случаях важное значение имеет установление определённых границ меры количественных изменений, за пределами которых возможны переходы в иное качественное состояние как отдельных сторон, отдельных структурных образований, так и структуры в целом. Все состояния системы и её частей преходящи. Переход из одного состояния в другое представляет собой диалектическое отрицание; что-то при этом теряется и что-то приобретается новое, поэтому необходимо учитывать особенности отрицания отрицания, выражаемые данным законом.
 
  5.Закономерности, выраженные в соотносительных категориях диалектики.
  Категории единичное, особенное, общее.
  Единичное. В мире нас окружают конкретные вещи, явления, события, обладающие своими индивидуальными неповторимыми специфическими признаками, отличающие их друг от друга, делающие их непохожими друг на друга. Это отдельное специфичное, неповторимое в вещах, явлениях, событиях называют единичным. Категория единичное выражает то, что проявляется в отдельном, существуя как специфичное, неповторимое.
  Общее. Вещи, явления, события могут обладать и некоторыми одинаковыми свойствами, признаками, чертами. Одинаковые признаки, которые присущи различным объектам, являются их общими признаками. По общим признакам, свойствам, отношениям предметы выделяются в определенные группы, классы. Так, животные, питающиеся только травой образуют класс травоядных. Общее то, что выступает как одинаковое, сходное в различных вещах, явлениях. Категория общего выражает то, что является одинаковым, сходным для определённого множества объектов.
  Особенное. Это то, что по отношению к единичному выступает как общее, а по отношению к ещё большей общности выступает как единичное.
  Общее и единичное существуют одновременно и взаимосвязано в явлениях любой природы. Каждая вещь содержит и общее и единичное. К пониманию реальной взаимосвязи единичного и общего пришли не сразу. В истории развития философской мысли существовали различные взгляды на соотношение единичного и общего. Некоторые философы полагали, например, что общее не существует объективно, а лишь в умах людей, как общее название, имя для ряда отдельных предметов. Такая точка зрения получила названия номинализма. Номинализм (лат. nomen - имя, название) возник как направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Так английский философ Д.Локк (1632-1704) писал: "Общее и универсальное не принадлежит действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для собственного употребления" (Д.Локк "Опыты о человеческом разуме").
  Противоположные представления о природе общего формировались в другом направлении, в средневековой схоластики, названном реализмом средневековым. Представители этого направления утверждали, что общие понятия (Универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Такой точке зрения придерживался, например, средневековый богослов и философ Ансельм Кентерберийский.
  Однако отрывать единичное от общего нельзя и единичное и общее существуют в реальных вещах во взаимосвязи. В их взаимосвязи проявляется определённая закономерность. Сущность этой закономерности кратко можно выразить так: общее проявляется через единичное, каждое единичное содержит в себе отпечаток общего; в процессах развития единичное повторяемое неоднократно может превратиться в особенное, а особенное в общее; реже повторяемое общее может стать особенным и единичным.
 
  Категории причины и следствия
 
  Категория причины фиксирует всё то, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-либо явление.
  Категория следствия обозначает всё то, что возникает под действием определённой причины. Так причиной свечения нити электролампочки является прохождение через неё электрического тока. Свечение выступает как следствие. Причинность (каузальность от лат. сaura - причина )- одна из форм всеобщей закономерной связи явлений. Образуя понятия "причина" и "следствие" человек изолирует те или иные стороны объективного единого процесса. Причина во времени предшествует следствию и вызывает его. Но это не значит, что всякое предшествующее явление находится в причинной связи с последующим. Ночь предшествует утру, но она не является причиной утра. Нельзя смешивать причинную связь с временной последовательностью явлений. Причину нужно отличать от повода. Повод-это событие, которое непосредственно предшествует другому событию, делает возможным его появление, но не порождает и не определяет его. Связь между поводом и следствием имеется, но она внешняя, несущественная. От причинной связи нужно отличать и связь между возникновением данного явления и теми условиями, в которых оно происходит. Под условиями понимают те явления, которые хотя и не вызывают данного явления, но во-первых, делают возможным процесс его возникновения и, во-вторых, оказывают определённое влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса. Например, сила электрического взаимодействия между физическими телами возникает вследствие того, что эти тела обладают электрическими зарядами. Но действуют данные силы при условии, что физические тела находятся на определённом расстоянии друг от друга. Причинная связь явлений носит объективный, универсальный, всеобщий характер. Все явления в мире, все изменения, процессы непременно возникают в результате действий определённых причин. В мире нет, и не может быть беспричинных явлений. Всякое явление необходимо имеет свою причину. Учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности явлений называют детерминизмом. Отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме- отрицание причинности вообще) называют индетерминизмом.
  Во всеобщей взаимосвязи явлений всякая причина в свою очередь вызывается другим каким-либо явлением и выступает как следствие, а всякое следствие тоже вызывает другие явления, то есть представляет собой причину. Ф.Энгельс писал в "Анти-Дюринге": " ....причина и следствие суть представления, которые имеют значение, как таковые, только в применении к данному отдельному случаю; но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в его общей связи со всем мировым целым, эти представления сходятся и переплетаются в представлении универсального взаимодействия, в котором причины и следствия постоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот ". В подтверждение этих слов можно привести такой простейший пример. Нагревание воды в котле паровоза вызывает превращение её в пар. Первое явление причина второго. Но пар приводит в движение поршень, то есть сам является причиной, а не только следствием. Поршень приводит в движение колёса, то есть тоже является причиной.
  В связи с достижениями классической механики в XVII - XVIII в. (Г.Галилей, Ньютон и др.) сформировался механистический детерминизм, т.е. механистическое понимание причинно-следственной связи, согласно которому одна причина порождает одно следствие и одно следствие порождается одной причиной, возникает однолинейная детерминация. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно которой вся вселенная (от атома до планет) представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых определяется законами классической механики, и поэтому ничего качественно нового во Вселенной появиться не может. В этой связи, учитывая взаимнооднозначную причинно-следственную связь, французский математик и астроном П.Лаплас (1749-1827г.г.) заявил о том, что если бы были известны все силы, действующие в природе, во Вселенной и взаимное расположение её частей, то можно было бы с абсолютной точностью установить все, что происходит в ней в будущем. То есть, фактически, мы достигли бы абсолютного знания о Вселенной. Такое механистическое понимание причинно-следственной связи называют Лапласовским детерминизмом.
  Современная наука указывает на то, что в реальных явлениях обнаруживается многолинейная причинно-следственная связь, то есть одно следствие может порождаться различными причинами и одна и таже причина может порождать различные следствия. Существуют такие ситуации, когда различные причины, действуя на одну и туже систему, вызывают одно и тоже следствие.
  В целом закономерность причинно-следственной связи заключается в следующем: все явления в мире причинно обусловлены, во всеобщей взаимосвязи явлений причинно-следственная связь многолинейна: одно и тоже следствие может порождаться различными причинами и одна причина может вызвать несколько следствий.
  Категории необходимости и случайности
  Всё что происходит с окружающими нас предметами и явлениями может иметь причину преимущественно в них самих, проистекать из их внутренней природы, а может вызываться другими предметами и явлениями, которые имеют внешнее отношение к данным предметам и явлениям. Это лежит в основе различия необходимости и случайности.
  Категория необходимости выражает то, что вытекает из сущности, из внутренней связи вещей и при определённых условиях должно обязательно произойти.
  Категория случайности выражает то, что не вытекает из сущности вещей и проявляется в данных условиях в силу стечения внешних для данного предмета обстоятельств. Во взаимосвязи случайности и необходимости прослеживается следующая закономерность: в процессах развития необходимость пробивает себе дорогу через цепь случайности и проявляется в них ; случайность же многократно повторяясь становится необходимостью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Вопросы для самопроверки
 
  1) Назовите исторические формы диалектики.
  2) В чём качественное отличие диалектики от метафизики?
  3) Что понимается под объективной диалектикой?
  4) Сущность принципа историзма?
  5)Что понимается в диалектике под отрицанием?
  6) В какой степени состоятельна диалектика?
 
 
 
 ТЕМА: Философское понимание мира
 
 1). Проблема бытия в философской мысли. Основные формы и виды бытия, их взаимосвязь. Субстанция.
 2). Философское понимание материи и естественнонаучные данные о видах и свойствах материи.
 а) Разработка диалектико-материалистических представлений о материи в истории развития философии и естествознания.
 б) Движение - всеобщий, универсальный способ существования материи.
 в) Пространство и время как всеобщие формы существования материи.
 г) Данные современной науки о строении и свойствах материи и многообразии мира.
 3). Религиозная, естественнонаучная и философская картина мира.
 
 
 1.Проблема бытия в философской мысли. Основные формы и виды бытия, их взаимосвязь. Субстанция.
 
  В развитии философской и естественнонаучной мысли особая роль принадлежит таким общим понятиям как "бытие" и "вселенная". Понятие "бытие" приобретало свой статус в рамках философского осмысления действительности, а "вселенная" в основном, в лоне естественнонаучного знания. Если первоначально "бытием" обозначали всё сущее, то первоначальный смысл "вселенной" - чаще всего, представлялся как вместилище, заселённое объектами различной величины.
  По мере развития философских идей и накопления естественнонаучных знаний оба данных понятия становились всё в большей степени всеобъемлющими и взаимно пересекающимися по смыслу. И нередко в современных естественнонаучных теориях понятие "вселенная" используется как синоним "бытия". В философском словаре под редакцией И.Т.Фролова: ,,Вселенная - материальный мир, вся совокупность материальных объектов, качественно различных форм материи.,,
 В древнегреческой философии исследуемый мир всегда рассматривался стихийно, естественным образом, с использованием некоторых понятий и выделением таких свойств, как, например, целое и часть, единое и множественное, упорядоченность, организованность. Это такие свойства, представление о которых формировалось уже на уровне чувственного восприятия мира.
 Так, древнегреческий философ Пифагор полагал, что в мире всё упорядочено гармонично. "Всё на свете, решительно всё на свете обязательно гармонично. Гармоничны боги, гармоничен Космос, потому что все составляющие его моменты абсолютно согласованны в единое и нераздельное целое. Гармоничны государства, гармоничен царь, потому что от него исходит сила скрепления всех людей в одно целое. " Пифагор ещё не употребляет понятия бытия, но в его положениях выделяются две особенности всего сущего. Во-первых, наличие единства всего множественного, как неразделённое целое. Причем единое понимается не как сплошное, не дробящееся на части, а как совокупность множества всех составляющих, определённым образом согласованных между собой, скреплённых определённой силой единства. Во-вторых, абсолютная упорядоченность всего сущего. Во Вселенной нет хаоса, а есть гармоничная упорядоченность вещей и процессов. И если представители современного синергетического подхода полагают, что в реальных процессах Вселенной существует хаос, и он выступает в качестве созидающего начала, и что порядок рождается из беспорядка, то Пифагор это начисто отрицает. Согласно Пифагору бытие природы заключено в её единстве. "Природа есть, едина, и ничего нет ей равного: мать и дочь себя самой, она есть Божество богов. Рассматривай только Природу, а прочее оставь простолюдинам". Рассматривая всё сущее как единое, Пифагор обозначал это понятием Космоса.
  Другой древнегреческий философ Парменид всё сущее именовал Бытием. У Парменида Бытие это нечто сущее, существующее бесконечно во времени, безначально и неуничтожима. Оно предстаёт как единое (цельное, сплошное), не делящееся на части, а потому неизменно, неподвижно. Оно ограничено пространственно и предстаёт как глыба совершенно круглого шара. Но оно умопостижимо. Парменид абсолютизирует единое, исключая множественность. А Космос у него ограничен сферой и представляет шарообразное тело, что интуитивно приводило к представлению о шарообразности Земли, таким образом, Парменид первым выдвинул утверждение, что Земля шарообразна и находится в центре мира, утверждение, принятое затем античной астрономией.
  Если у Парменида бытие представляется как единое (сплошное) , то у Демокрита на первый план выступает множественность бытия. Всё сущее образуют атомы. Космос по Демокриту, является бесконечным, в котором миров бесчисленное множество, они различны по величине, появляются из бесконечной пустоты, путём сочетания атомов; они возникают и гибнут. Демокрит полагал, что в любой части космоса есть пустое и полное, причём одно из них небытие, а другое бытие. Бытием Демокрит именует тела и вещественные состояния образованные из атомов, а пустоту- небытием, но признавал существование и атомов и пустоты. Поэтому сущее у Демокрита, включает в себя бытие и небытие. (Всё состоит из атомов и пустоты).
 В этой системе, которую принял Демокрит Бытие это всё материальное и пустота.
 Платон полагал, что,, истинное бытие-это некие умопостигаемые и бестелесные идеи,,.Идеи - не только наши мысли о бытии, но и само бытие. Они не зависимы от вещей и явлений. Реально существующий мир - это мир идей, а видимый чувственный мир - это тень, слабый оттиск мира идей. Истинное бытие, по Платону, идеальное, неизменное, тождественное самому себе. Но поскольку признаётся существование и бытия и подобие бытия, то, в сущности у Платона бытие двойственно:
  - бытие материального, чувственного
  - бытие идеального, мира идей.
 Бытие у Платона составное и множественное. Оно объединяет в себе ,,божественные,, идеи, материальный Космос. Верховным существом, объемлющим собой весь мир, является создатель Вселенной, демиург. Платоновский демиург олицетворяет собой Единое. Оно является условием возможности бытия, оно есть начало бытия.
  Понятие сущности, которое впервые начинает использоваться Платоном в философской системе, стало широко применяться Аристотелем. По его мнению, сущность выражает устойчивость вещей и способность их к самостоятельному существованию. Если кратко выразить положения Аристотеля о бытии, то они заключаются в следующем:
 1. Категорию бытия Аристотель не анализирует и не определяет. Бытие у Аристотеля не является категорией. Оно как неопределяемое, но на него указывают, к нему отнесены все другие категории;
 2.Содержание бытия раскрывается через выявление смыслового значения других онтологических категорий, как представителей бытия;
 3.С интуитивных позиций у Аристотеля Бытием является всё сущее;
 4.В онтологии различаются два аспекта сущего: бытие в возможности и бытие в действительности, или иначе, потенциально сущее и активно сущее;
 5.Всё сущее составляет субстанция;
 6.Субстанция - единая и вечная первооснова изменчивого мироздания. Субстанцию образуют во взаимосвязи и единстве материя, форма;
 7.Материя, сама по себе лишённая формы есть бытие "в возможности", потенциальное сущее;
 8.Форма есть "действительность", т.е. осуществление возможного бытия. Форма есть единое;
 9.Единичное бытие есть сочетание "формы" и "материи". Форма придаёт бытие каждому предмету. Форма является сущностью предмета.
 10.Форма активна. Предполагая вечное существование мира и вечное существование мирового движения. Аристотель приходит к представлению о перводвигателе мира - бог.
 В современном понимании Бытие есть все существующие, весь мир и все его состояния, как возможные, так и действительные, а категория Бытия выступает в качестве предельно общей абстракции, объединяющей все предметы, явления и процессы, все природные объекты и состояния нашего сознания. Выделяют Бытие материальное (объективное) и идеальное
 (субъективное). Материальное бытие часто обозначают как Бытие Природы.
 Бытие природы
 
 
 Физический мир Бытие общества
 (мир вещей) (социальный мир)
 
 Биологический мир мир человека
 (мир живых существ) мир социальных отношений
 
  Все виды бытия взаимосвязаны. Поскольку бытие представляет собой все существующие, весь мир со всем его многообразием, то возникает вопрос, что составляет основу всего существующего. Основу эту называют субстанция (от лат. "подпорка"). Субстанция различными философами понималась различным образом. В философии объективного идеализма под субстанцией понимался дух, сознание. Например, у Георга Гегеля субстанцией, т.е. основой мира является абсолютная идея. В религиозной философии (Фома Аквинский, Аврелий Августин) субстанциональную основу мира составляет божественный разум. В материалистической философии в качестве субстанции принимается материя.
  2.Философское понятие материи и естественнонаучные данные о видах и свойствах материи
 
  Представление о материи развивалось в рамках материалистической философии и естествознании с самого начала формирования философской и естественнонаучной мысли. В развитии представления о материи немалый вклад внесли древнегреческие философы - материалисты. В качестве материальной первоосновы в Древней Греции принимали различные состояния вещества. Так Фалес (из Милета) за материальную первооснову принимал воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь, Демокрит - атомы и пустоту. Эти наивные положения древнегреческих материалистов можно считать первым шагом к формированию понятия материи. Вообще, само слово материя было введено Аристотелем. По древнегречески материя означала "Хилле" - дерево, в переводе на латинский - материя.
  В эпоху Возрождения первым философом, у которого понятие материя имеет новое содержание, является итальянец Бернардино Телезио (1508-1588гг).
  ~ Он считал, что мир наполнен материей, которая является однородной; она вечна, никем не создана, а ее количество в мире неизменно.
  Много соображений о материи высказал Джордано Бруно. Он понимал материю как субстанцию всего, как некоторую первичную субстанцию, свойств, явлений. Утверждал, что материя однородна и вечна.
  Гольбах дает свое определение материи "Материя - это все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".
  Ломоносов: "Материя - это то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Она существует независимо от чувств и разума человека".
  Фейербах: "... Я понимаю под природой совокупность всех чувствительных сил, вещей и существ, который человек отличает от себя как нечеловеческое... Или, беря слово практически, природа есть все то, что для человека представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода...
  В целом, в домарксистской материалистической философии и в естествознании было высказано много глубоких положений о материи сохраняющих свое значение и в современном знании:
 ~ Материя как всеобщая субстанциональная основа всех явлений.
 ~ вечность существования во времени и бесконечности в пространстве.
 ~ сделана попытка, определить материю путем противопоставления ее сознанию, не зависимостью от сознания.
 ~ сформировано положение о неразрывности материи и движения, о движении как атрибуте материи.
 ~ исходили из идеи безусловной познавательности материи.
 Недостатки
  Вместе с тем представители домарксовского материализма высказали немало метафизических и умозрительных положений о материи, которые были опровергнуты позже развитием науки:
 ~ первичная материальная субстанция представлялась как качественно однородная и неизменная основа, изменяются только сами вещи (возникают и исчезают).
  ~ Материя отождествлялась с каким-либо своим конкретным свойством, конкретной структурой.
 а) с массой
 б) с веществом
 в) с неделимыми, бесструктурными, неизменными атомами и др.
  Диалектическое представление о материи, опираясь на достижения естествознания XIX в. было сформулировано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они развили диалектическое учение о материи в таких работах как "Анти-Дюринг",
 "Диалектика природы", "Л. Фейербах и конец классической немецкой философии", "Тезисы о Фейербахе".
 - Они впервые дали материалистическое учение основного вопроса философии в двух его сторонах;
 - Обосновали сущность философского понятия материи;
 - Дали характеристику многообразных видов и состояний материи;
 - В работе "Анти-Дюринг" Энгельс сформулировал и обосновал важнейший тезис материализма о единстве мира: "Единство мира состоит в его материальности";
 - Энгельс разработал основы диалектико-материалистическое понимание пространства и времени, как основных форм существования материи.
  Однако, специального определения понятия материи Маркс и Энгельс не давали. (Тогда этого по существу не требовалось). Развитие естествознания в конце XIX и начала XX столетий привели к необходимости сконцентрировать особое внимание именно на этой фундаментальной категории. Это было сделано В.И. Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм.":
 "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".
  В этом определении выражается всеобщее свойство всех вещей и явлений окружающего нас мира: существовать объективно, вне и независимо от сознания человека.
  "...Единственное "свойство" материи, - указал Ленин, - с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания".
  Наряду с понятием материи, важнейшей категорией в философии является категория "движение".
 Категория "движение" формировалась на протяжении всей истории развития философии и естествознания.
 В своем большинстве домарксовские материалисты движение отождествляли с механическим движением, т.е. с перемещением в пространстве неизменных материальных объектов. Были и такие философы, которые понимали движение шире, но ограничивали его конечным числом видов движения. Например, Аристотель понимал движение как изменение. Он выделил 4 вида движения:
 1). Качественное изменение
 2). Рост и убыль
 3). Возникновение и уничтожение
 4). Перемещение
 Ф. Бэкон также под движением понимал не только механическое движение. Он насчитывал 19 видов движения.

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу