<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Обобщая достижения естествознания середины XIX в. К.Маркс и Ф.Энгельс дали обобщенное понятие движения. Ф. Энгельс в "Диалектике природы" дал такое понятие движения:
 "Движение, рассматриваемое в самом общем смысле, обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением".
 ("Диалек. природы". Соч. т. 20 стр.391)
  В таком общественном понимании движение выступает как неотъемлемое свойство материи, т.е. как атрибут материи. Поэтому в работе "Анти-Дюринг" Энгельс формирует важнейшее положение диалектико-материалистической философии:
 "Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения".
  "Всякий покой, - говорит здесь же Энгельс, - всякое равновесие только относительны, они имеют смысл только по отношению к той или иной определенной форме движения.
 Энгельс Ф. Развивает идею неразрывности материи и движения.
 Сущность идеи : 1) Материя не может существовать без движения.2) Движение не может существовать без материи.
  Понятие "формы движения" было введено Ф. Энгельсом. Он показал, что в природе существуют различные по качеству формы движения материи и каждая форма движения соответствует определенному виду материи.
  Ф. Энгельс, в свое время, выделил 5 форм движения материи и предложил их следующую комбинацию:
 1. Физическое (изменение пространственного положения, скорости, массы, энергии, температуры, объема и др. характеристик материальных объектов)
 2. Химическое (взаимодействие молекул органических и неорганических веществ)
 3. Механическое (простое перемещение тел в пространстве)
 4. Биологическое (жизнь, изменения, происходящие в растительных и животных организмах)
 5. Социальное (развитие общества и человека)
  Все формы движения материи взаимосвязаны. В мире происходит непрерывный процесс взаимного превращения одних форм движения в другие. В процессе развития происходило образование на основе одних форм движений (более низших) - другие, более высоких форм движения.
 - Так химические формы движения образуются на основе физических;
 - на основе физических и химических формы движения формируется биологическая;
 - на основе всех перечисленных выше форм движения происходит такое движение, как общественная жизнь.
  Но каждая более высокая форма движения не является простой суммой более низких форм. Каждая более высокая форма движения, качественно отличается по своим, особым законам.
  Так биологическая форма отличается от составляющих ее физико-химических форм движения, прежде всего в том, что при биологической форма движения происходит постоянное самообновление химического состава живых тел, благодаря питанию и выделению, благодаря обмену веществ. В организме действие законов механического, квантово-механического, теплового, электрического, химического движения всецело подчинено действию законов органической жизни, и прежде всего обмену веществ.
  Общественная форма движения возникла благодаря появлению человека. Качественной специфической особенностью общественной жизни как формы движения материи является процесс материального производства.
 
  - Л. Фейербах в своем сочинении "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842г.) сделал вывод о том, что "пространство и время составляют формы бытия всего сущего".
 (Избр. филос. произв. Т.1. М., 1955, с. 122)
 - Ф. Энгельс в работе "Анти-Дюринг" развил и обобщил материалистическую интерпретацию пространства и времени. Он формирует положение: "Основные формы сякого бытия суть пространство и время;..."
 (к.м.ф.э. Соч. Т.20, с.51)
  Что же выражают категории пространства и времени?
 Категория пространства выражает сосуществование и определенность вещей друг от друга, их протяженность, порядок их расположения относительно друг от друга.
 Категория время характеризует последовательность развертывания материальных процессов, отдаленность друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие.
  Пространство и время обладают определенными свойствами.
 Пространство
 1. Протяженность (основное свойство)
 - Все материальные объекты обладают определенной протяженностью, определенной пространственной структурой, определенным объемом.
 - Совершенно непротяженных, бесструктурных, без объемных объектов мы не обнаруживаем в природе. Их нет.
 - Бес пространственных объектов не существует.
 2. Размерность
 - Пространство трехмерно. Это означает, что для определения положения материальных точек в пространстве оказалось необходимым и достаточным заданием трех расстояний, численное значение которых называют координатами точки.
 3. Однородность
 - Означает, что одно и тоже событие при одинаковых начальных условиях протекают одинаковым образом в различных точках пространства.
  Например: известный закон Архимеда. На тело, погруженное в жидкость ,действует выталкивающая сила равная весу жидкости вытесненное телом. Этот закон в Риме, Москве, Ставрополе и т.д. проявляется одинаково, при одинаковых условиях.
  Есть другие свойства пространства мы на них не будем останавливаться, многие из них спорные (например, Обратимость, необратимость, пространство считают обратимым, но оно необратимое)
 
 Время
 1. Размерность
  Время однородно. Это означает, что при наличии начала отсчета любой момент времени, может быть задан с помощью одного числа.
 2. Однородность
  Одно и тоже событие при одинаковых начальных условиях протекает одинаковым образом в различные периоды времени. Так, действие выталкивающий силы на тело погруженное в жидкость было открыто Архимедом В Древней Греции более 2,5 тыс. лет назад, а мы в XX веке наблюдаем тот же опыт, при тех же начальных условиях. ( в космосе Другие начальные условия).
 3. Необратимость
  Время необратимо. Это означает, что невозможно движение, развитие вспять (закон отрицания отрицания). Хотя в теории относительности, в четырех мерном мире (три координаты пространства и одна временная (пространство Минковского)) рассматривается случай с отрицательным временем (с обратным течением), но в практике мы не встречаемся с такими явлениями.
 
  Данные современной науки о строении и свойствах материи.
 
  Современные естественные науки указывают на то, что материя многогранна и многообразна в своих проявлениях. Она может существовать в различных видах. В настоящие время известны такие виды материи:
 ~ вещество
 ~ антивещество
 ~ поле
 ~ антиполе
 ~ физический вакуум
 Общая характеристика.
 Вещество. К веществу относятся объекты, обладающие массой покоя. Например, частицами вещества является электроны, протоны, нейтроны, атомы, молекулы, макромолекулы, все тела на Земле, Земля, Солнце, звезды, галактики, метагалактики и д.р..
  Объект вещества обладают корпускулярными свойствами (т.е. они обладают массой, энергией, количеством движения и т.д.).
 Антивещество. Современная физика показывает, что каждой частице вещества соответствует античастица. Например: электрону соответствует позитрон ("+" частица), протону соответствует антипротон. Так, атом водорода состоит из "+" ядра протона и "-" заряженной частицы электрона вращающегося относительно ядра.
 
 
 
 
 
 
  Скопления атомов водорода образуют вещество водород.
  Скопления антиатомов водорода образуют антивещество - антиводород.
  В лабораторных условиях, уже в 70-е годы XV столетия были получены антивещество: антиводород, антигелий (в СССР, США).
 Кстати, на протяжении всего существования Советского государства, в противостоянии между США и СССР, наука в основном развилась в этих 2-х странах, и в большей степени в СССР (лазер, роботосистемы, полупроводниковые устройства, космические аппараты, теоретическая математика и физика, Ландау и Лифшиц Фридман и др.).
 Поле. К объектам поля относятся те, которые не обладают массой покоя, но обладают массой движения.
 К ним относятся: гамма кванты (частицы электромагнитных полей)
 нейтрино,
 гравитоны и др.
  Существуют следующие виды полей:
 ~ электромагнитное
 ~ гравитационное
 ~ ядерные поля (поле сильного взаимодействия между ядрами - нейтрон, протон и др. поле слабого взаимодействия и др..)
 ~ биополе - сложное поле, состоящие из выше указанных полей и др. хорошо еще не изученных. Каждое живое существо обладает биополем, в том числе и человек.
  Физический вакуум. Это особое состояние материи. В вакуум погружены все частицы и все физические тела.
  В вакууме происходят сложные процессы, связанные с непрерывным появлением и исчезновением, так называемых виртуальных частиц.
  Виртуальные частицы - своеобразные потенции частиц готовых к рождению. Из них возникают и исчезают частицы в очень короткие промежутки времени. При определенных условиях из виртуальных частиц могут возникать частицы, которые вырываются из вакуума и превращаются в элементарные частицы (электрон, протон, нейтрон и др.) живущие относительно самостоятельно.
  Современная физика показывает, что все виды материи находятся во взаимосвязи и взаимопревращаемости. Так, например частицы вещества могут превращаться в частицы поля. Известно такое взаимодействие:
  а) е- +е+ 2? (частицы поля)
 Существует обратный процесс образования частиц вещества из частиц поля:
 
 Когда ? пролетает вблизи ядра атома, он расщепляет на частицы вещества.
  б) ?
 
  В современной науке выделяют различные иерархические уровни организации материи.
  3.Религиозная, естественнонаучная и философская картина мира.
 
  Религиозная картина мира.
 
  Христианский Бог творит мир из Ничего, и самовластно управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с человеческой головы. В тоже время Бог, создавая людей, наделял их свободой выбора, и они сами вольны, решать, следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Это одно из противоречий религиозных христианских представлений: человек и свободен, и предопределен.
  Богу в христианстве противостоит фигура Дьявола, который является падшим ангелом. Но Дьявол только обезьяна Бога, он сам не выступает созидательным началом и может лишь переманивать на свою сторону заблудшие души.
  Отношение между добром и злом несимметрично: Бог всегда сильнее, он - заведомый победитель. Он вечен и ему все подвластно.
  Пространство и время в религиозной картине мира.
  Пространство.
  В религии происходит удвоение пространства. Пространство - это вместилище, в котором располагаются все существующее. Соответственно, выделяется пространство обычное и запредельное пространство: Небо и адские слои.
  В религии древних греков боги обитали на горе Олимпе.
  В христианской религии в запредельном мире, как высшем мире, выстраивается своя пространственная иерархия, куда входят ангелы разных чинов, различающихся по их близости к Богу. Внизу ангелы в узком смысле слова, архангелы и начала, Выше - ангелы господства силы и власти; в непосредственной близости от божественной троицы располагаются херувимы, серафимы, престолы. К божественному миру относятся: рай - неземное блаженства, где находятся праведные бессмертные души; и ад - где души грешников располагаются за свои злодеяния вечными муками.
  Часть священного (сакрального) пространства присутствует в земном эмпирическом мире. Это пространство храмов, которое становится особенно близким к Богу во время богослужений.
  В буддизме дается многоступенчатая пространственная модель мира как целого: существует 31 ступень бытия, причем в каждой последующей ступени увеличивается одухотворенность.
  Первые 11 ступеней называется кармалока, они связаны с кармой - законом воздаяния. Здесь на самых нижних ступенях расположены обитатели ада, а на верхней - прозрачные божества, прибывающие в неге и блаженстве.
  С 12-й по 27-ю ступень простирается рупалока - мир духовных форм, а еще выше, 28 - 31-я ступень находится арупалока - мир бесформенного духа, пустоты, называемый также "Космическим телом Будды".
 Время
  В политеизме древних греков время выступает как циклическое; история не имеет направленности. Космос появился из первозданного Хаоса, и с тех пор мир живет космическими природными циклами, связанными с земледельческими работами. В некоторых античных источниках встречается мнение о том, что нынешнее человечество оставило позади Золотой век и пребывает в веке Железном.
  В буддизме Космическое время является периодическим; периоды носят название "кальпы". Каждая кальпа длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего происходит сгорание Вселенной. Причиной гибели всякий раз становятся накопленные грехи живых существ. Кальпы делятся на меньшие циклы - юги: Крита - юга
 Трета - юга
 Двапара - юга
 Кали - юга (называется Железным веком, в котором сейчас пребывают люди).
  В буддизме, как и в других религиях, имеется и свое мифологическое время, в которое происходят чудесные события: рождение Будды, подвиги многочисленных богов и героев.
  В христианстве мировое время оказывается выстроенным линейно. История - это путь, который имеет свое начало, и конец Направленность осуществляется через род этапов событий: Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа, дальнейшее грехопадение, второе пришествие и Страшный суд; после чего исчезает нынешнее человеческое время.
  Современная астрофизика считает, что Вселенная возникла в результате большого взрыва - чудовищного катаклизма, длившегося, не более 1032 сек.
 Первоначальная субстанция Вселенной до взрыва должна была быть чрезвычайно плотной и горячей, но при этом весьма простой и абсолютно однородной.
  Взрывы произошел 18 млрд. лет назад. В момент взрыва возникла структурность материи, образовалось плазменное вещество, которое стало, затем остывать и из единой субстанции выделились четыре фундаментальных взаимодействия, которые связали мир в единое целое.
  В этот момент космос был заполнен сверхплотным массивом "супом" чрезвычайно массивных частиц (плотность этого супа составлял 1073 кг/м3, at - 1028K). Электроны, нейтрино, кварки возникли, спустя 1012 сек. После большого взрыва.
  До конца первой секунды температура составляла 1010К, и все пространство было заполнено хаотически движущимся протонами, нейтронами, электронами.
  В течении первой минуты происходили реакции ядерного синтеза и образовались ядра будущих атомов. Спустя минуту температура упала до 108К, и ядерные реакции синтеза стали невозможны. Это объясняет тот фак4т, что 90% вещества Вселенной приходится на водород, и 9% на гелий (простейшие атомы). На все остальные элементы периодической системы Менделеева приходится менее 1% вещества Вселенной.
 
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1) Как представлен мир в философской картине мира?
  2) В чём смысл креационистской концепции мироздания?
  3) Какова религиозная идея мира и человека?
  4) Как представлена реальность в научных теориях?
  5) Какова научная идея человека?
  6) В чём значение и смысл повседневности?
 
 
 
 Тема: Проблема сознания в философии и естествознании
 
 
 
 1) Проблема сознания в различных философских системах.
 2) Предпосылки сознания в естественном мире. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения в живой природе.
 3) Происхождение и сущность сознания. Понятие мышления. Образ и знак. Язык и членораздельная речь как естественные способы кодирования и передачи информации в знаковой форме.
 
 
 I. Проблема сознания в различных философских системах.
 
  Категория "сознания" имеет принципиально важное значение, как для философии, так и для естественных наук. Правильное научное понимание сознания и значение его в жизни общества важно для каждого человека, для формирования его научного мировоззрения.
  На вопрос о том, что такое сознание, какова его природа и сущность, а также происхождение, различные философские направления и школы отвечали различным образом.
  Исторически, наибольшее распространение по этому вопросу получили различного рода идеалистические и религиозные концепции. В этой связи Ф.Энгельс в сочинении "Л.Фейербах и конец классической немецкой философии", гл.II отмечал: "Уже с того весьма отдалённого времени, когда
 люди, ещё не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти..."
  Сущность сознания в религиозной философии объяснялась так:
 Бог дал душу, бог взял душу.
  С точки зрения идеалистов, сознание также есть проявление нематериальной духовной силы - "души", независящей от материи вообще, и от человеческого мозга, в частности, способной вести самостоятельное существование, бессмертной и вечной. Так, например, Платон (объектив. идеалист) полагал, что сознание - есть проявление человеческой души, существующей вечно в мире идей. Душа, по Платону, состоит из 3-х частей: разум, воля, чувственность. В соответствии с этим, Платон развивал высшие принципы этических отношений, выраженные в добродетелях - мудрость, основа её - разум, мужество, основа - воля, благоразумие, основа - обуздание (преодоление) чувственных влечений, справедливость, как гармоническое сочетание мудрости, мужества, благоразумия.
  У Гегеля (объектив. идеалист) основу мира составляет абсолютная идея, мировое мышление. Согласно Гегелю, сознание конкретного человека является частицей абсолютной идеи. Это проявления мирового духа в виде субъективного духа (сознания человека).
  Субъективный идеализм.
 Он в 2-х вариантах: религиозный и атеистический.
 Религиозный - вспомните субъективный идеализм Беркли, он отрицал существование объективного мира. Как священнослужитель, он полагал, что сознание человека есть порождение божественного разума.
 Атеистический - представители эмпириокритицизма (философии чистого опыта).
  Например, швейцарский философ Авенариус в сочинении "Человеческое понятие о мире" писал: "Наш мозг не есть обиталище, седалище, созидатель, не есть инструмент или орган мышления", то есть мозг не является органом мысли, мысль не есть функция мозга.
  В.И.Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" назвал эту философию - "безмозглой" философией, поскольку сознание отрывается от материи.
  В истории философии была и такая точка зрения на сознание, что сознание - это атрибут материи, её вечное свойство, присущее всем её видам и формам. Все объекты одушевлены по-своему: такая точка зрения называется гилозоизмом ( от греческого хиле - материя, зое - жизнь). Гилозоистами были, например, материалист Спиноза (нидерландский философ), а также немецкий философ идеалист XVIII в. Лейбниц.
  В материалистической философии.
  Метафизический материализм (вульгарный материализм).
  Сознание представляет как особый вид материи. Например, немецкие философы-материалисты 50-е годы 19 столетия Карл Фогт, Людвиг Бюхнер и др. сводили сознание к материальному субстрату. Так, например, К.Фогт писал ("Физиологические письма" СПб., 1867г.,с. 298):
 "Все способности, известные под названием душевной деятельности, есть только отправления мозгового вещества или, выражаясь несколько грубее, что мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени..."
 т.е. здесь сознание выступает как что-то материальное.
 Диалектический материализм утверждает, что сознание является идеальным свойством материального мозга человека. Процессы мышления происходят на основе материальных нейрофизиологических процессов в коре головного мозга. Сущность сознания заключается в отражении действительности в мозге человека. Сознание является высшей формой отражения. Предпосылки его существуют в природе - это свойства отражения.
 
 
 2.Предпосылки сознания в естественном мире. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения в живой природе
 
 
 Впервые на всеобщность свойства отражения указал В.И.Ленин, в работе "Материализм и эмпириокритицизм" он писал:
 "Логично предположить, что вся материя обладает по существу, родственным с ощущением, свойством отражения".
  Что же такое отражения?
  В первом приближении можно сказать, что отражение - это "след", который остается от воздействия одного предмета на другой. Например, след на снегу, это отражение воздействующего объекта (след обуви человека, след от машины, след, оставленный животными).
  Очень интересно в этом отношении дерево. В срезе дерева имеются кольца, каждое такое кольцо - прирост древесины за год (годичные кольца). На толщину годичных колец влияет t, количество осадков, число солнечных дней, режим окрестных водоемов, нападение насекомых, вредителей и т.д. Дерево реагирует на все воздействия изменением толщины колец, оно отражает изменение внешней среды.
  Дерево отражает и процессы, происходящие в недрах солнца и галактик. По срезу дерева было замечено, что толщина колец меняется с периодом 11 лет, оказалось, что это совпадает с периодом солнечной активности.
  Так, на срезе дерева наблюдается повышенное содержание углерода, оказалось. Что это приходится на те годы, когда зафиксированы взрывы сверхновых звезд (происходит увеличение изотопов углерода).
  В связи с этим недавно родилась наука, получившая название дендрохронология - наука о закономерностях изменения толщины колец, роста растений. В целом можно сказать, что
 Отражение - есть свойство материальных систем специфически воспроизводить в своей организации те или иные черты, свойства, функции, структуру внешнего воздействия.
  Отражение является всеобщим свойством. Оно наблюдается как в живой природе, так и в неживой природе, в обществе.
  В неживой природе формы отражения пассивны, им соответствует пассивная приспособляемость. Здесь активная роль принадлежит внешней среде. Например, кусок мокрой глины изменяет свою форму. Если на него надавить. Это изменение определяется действующим на него объектом, отражение носит чисто внешний механический характер.
  В живой природе. В ответ на внешние действия возникает активное противодействие живой системы. Активность отражения живой системы выражается в координированной приспособляемости, в основе которой лежит саморегуляция всей системы и различных уровней её организации; и заключается в выполнении координирующих функций приспособительного характера. В этом качественное различие форм отражения живой природы от неживой.
  Первая форма отражения в органической материи наблюдается у одноклеточных живых систем - раздражимость (реагировать на внешние раздражители изменениями положения, формы, состава химизма тела).
  У многоклеточных животных возникают более высокие формы отражения: ощущение, восприятие.
  Ощущение - живой организм различает раздражения не только по их интенсивности, но и по качеству (свет, звук, запах и др.). Ощущение даёт живому организму информацию об отдельных свойствах раздражителя.
  Восприятие является синтезом ощущений. Оно даёт образ цельного предмета, воздействующего на организм.
  Представление - воспроизведения образа предмета, не действующего на органы чувств, в данный момент.
  Образование и развитие этих форм отражения связано с образованием центральной нервной системы и органов чувств: зрения, слуха, обоняния.
  В процессе эволюции уже у беспозвоночных зарождается сигнальная функция, которая достигает своего развития у высших позвоночных животных, обладающих корой головного мозга. Появляется первая сигнальная система.
  С появлением сигнальной функции нервной системы связана качественно новая форма отражения - психическая, более высшая форма отражения, чем физиологическая.
  Психика - (греч. psyche - душа) продукт сигнального взаимодействия живой системы с окружающим миром.
 Различают философское и конкретно- научное понимание психики.
 Философское понимание: психика - это особое свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме идеальных образов. Это сигнальное отражение. Появляется с появлением первой сигнальной системы. Появляется в виде реакций на звуковые сигналы и жесты. Основано на рефлекторной деятельности.
  Сигнальное отражение, в отличие от конкретно-образного отражения, дает обобщенные образы. Поэтому можно записать такое философское определение психики:
 Психика - есть способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям.
  Этому отражению соответствует рефлекторная деятельность. Рефлексы - реакции организма, которые вызываются раздражением органов чувств и осуществляются при участии центральной нервной системы (ЦНС).
  Рефлексы бывают безусловные и условные.
  Безусловные - это простые врожденные рефлексы.
  Условные рефлексы - характерный для высших организмов вид нервной деятельности. Это индивидуальные, приобретенные рефлексы, которые возникают у отдельного индивидуума в результате его повседневной деятельности и на основе безусловных рефлексов.
  Условные рефлексы - важнейшие и совершеннейшие приспособления организма позвоночных к условиям жизни. Еще И.М.Сеченов, впервые предложивший изучать физиологическими методами нервную высшую деятельность человека, показал, что она обусловлена воздействием на организм внешней среды.
  Следующей ступенью в эволюции живых систем является возникновение высшей формы психического отражения объективного мира - сознания.
  Основу сознания составляют и обуславливают два взаимосвязанных фактора:
 1) физиологический (физиологическую основу человеческого сознания составляет появление второй сигнальной системы действительности - членораздельная речь, язык)
 2) социальный фактор
 - Развитие второй сигнальной системы представляет собой, по выражению И.П.Павлова, то "дополнение", или "прибавление", к условнорефлекторным процессам, которое связано с условиями общественной жизни.
 - Вторая сигнальная система функционирует как единство рефлекса, слова, понятия.
 - Слово - это не просто определённое сочетание звуков, оно имеет определенный смысл, т.е. вызывает определенную ассоциацию, указывая на тот или иной предмет или явление. При этом каждое слово является понятием, т.к. оно представляет собой обобщение однородных предметов или их свойств.
 В сознании, человек оперирует понятиями, логически связывая их, на основе этого формируются суждения, умозаключения, создаются идеи, теории, в которых отражаются реальные события, явления.
 Выводы:
  Таким образом,
 1) Сознание - представляет высшую форму психического отражения действительности в головном мозге человека в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений, идей, теорий.
 2) В природе сознанию предшествовали различные формы отражения неживой и живой природы.
 3) Сознание появилось в процессе эволюции и развитие форм отражения в живой природе.
 4) Сознание не исключает других форм отражения. Оно действует на основе всех существующих форм отражения, которые в живом организме человека действуют в единстве.
 
 
 3.Происхождение и сущность сознания.
 Понятие мышления. Образ и знак.
 
 
 Язык и членораздельная речь, как естественные способы кодирования и передачи информации в знаковой форме.
  Вопрос о возникновении человека с его сознанием (антропогенез) является очень важным, но в то же время еще не раскрытый полностью из-за недостатка сведений. Поэтому существует ряд гипотез возникновения человека с его сознанием. Наиболее приемлемой является гипотеза основания на развитии учения Дарвина. Он впервые указал на то, что в процессе эволюции живого, одни виды животных возникают из других. Дарвин предположил, что люди возникли от особого вида обезьян. Ф.Энгельс впервые развивает философскую, естественно - научную концепцию о том, как происходил процесс превращения человекообразных обезьян в человека.
  В своем сочинении "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" выделил следующие этапы в образовании человека:
 1) Усвоение прямой походки.
 Энгельс писал: "Много сотен тысячелетий существовала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях. Под влиянием своего образа жизни они стали отвыкать от помощи передних конечностей при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. "Этим, - говорит Энгельс, - был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку".
 2) Освобождение руки, в результате прямой походки.
 В начале неразвитая рука, постепенно приспосабливается для различных операций. С помощью руки наши предки начали использовать в качестве орудий, случайно оказавшиеся под рукой, простейшие предметы природы для защиты от хищников или захвата добычи, собирания плодов, ягод.
 Эта их деятельность относилась к разряду "первых животнообразных инстинктивных форм труда".
 3) Переход от простого использования естественных предметов к изготовлению орудий труда.
 - "Труд начинается с изготовления орудия", - писал Ф.Энгельс.
 - "Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, - отмечал Ф.Энгельс, - должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан".
 Что представляют собой наиболее древние орудия? Это орудия охоты, рыболовства, домашней обработки продуктов, для изготовления одежды.
 4) Употребление все более разнообразной пищи, в том числе мяса.
 - Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающие значение: к пользованию огнем, к приручению животных.
 - Мясная пища содержала в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ.
 - Но наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг, получивший благодаря ей в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение.
 5) Коллективная деятельность и образование членораздельной речи.
 Развитие труда по необходимости способствовало наиболее тесному сплочению членов общества. Так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности. Стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Появилась членораздельная речь.
 Это, наряду с трудом, явилось вторым важным моментом в образовании человека.
 - В этой связи Ф. Энгельс писал: "Сначала труд, а затем и вместе с ним и членораздельная речь, явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг".
 
 
 
 
  Неандерталец Homo Sapiens
  (человек умелый) (человек разумный)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Концепция Ф.Энгельса подтверждается находками ископаемых человекообразных обезьян. По общепринятому в науке мнению, наиболее древней группой предков человека является дриопитеки (греч. дриос - дерево). Эти обезьяны жили в третичный период (миоцен 10-15 млн. лет). От дриопитеков люди эволюционно унаследовали хорошо развитые глаза и чувство осязания. Костные останки этих обезьян были найдены в Европе и Азии. От них формировались популяции, которые привели к образованию других видов обезьян.
 Среди этих популяций появилась одна, которая получила название австралопитеков (греч. южная обезьяна).
  Остатки костей этих обезьян найдены в Южной Африке. Австралопитеки являются предшественниками первых древних людей. Чем они характеризовались? Они обитали в лесостепях, полупустынях, передвигались на задних конечностях. Обладали более крупным мозгом по отношению к предыдущим типам обезьян. Использовали естественные предметы, камни, палки для защиты от нападения других животных и добывание пищи. Их передние конечности, манипулируя палками, приобретали свойства человеческой руки. В процессе эволюции среди популяций, выделившихся из австралопитеков, появилась такая популяция, представители которой стали примитивно обрабатывать естественные предметы, используя их в качестве орудия (деревянные дубины, расколотые камни с острыми краями), это были первые орудия, с помощью которых добывались и обрабатывались объекты дикой природы. На основе этого, произошло превращение стада обезьян в социальное объединение - ранних гоминид, первых диких людей. Эти люди получили название питекантроп (греч. "питекос" - обезьяна, "антропос" - человек). Географически питекантропы, как полагают ученые, располагались в Северо-Восточной Африке. Их образование относится ? 2,5 млн. лет назад.
 Другой очаг гоминизации располагался в Центральной Азии, Южной Перед. Азии (Индия, Китай, Вьетнам). Из этого вида гоминид выделялись различные популяции, среди них такая, которая привела к появлению синантропов (греч. "китайский человек"). Назван так, поскольку кости синантропов обнаружены в пещере вблизи Пекина. Синантроп отличался тем, что его рука очень близко напоминала человеческую, увеличились нижнетеменные доли, а с ними связывают развитие познавательных высших способностей. Наблюдается увеличение мозга.
  Дальнейшая эволюция этого типа гоминид, привела к появлению неандертальцев. Название получено от места находок их останков, в 1856 году, в Неандертале вблизи Дюссельдорфа. Они были распространены по всей Европе. Останки их встречаются в Африке, о. Ява, Перед. Азии (Персия, Турция). Неандертальцев считают предками современного человека - гомосапиенс. Формирование Homo sapiens приходится на конец ледникового периода, 40-12 тыс. лет до новой эры. В это время возникает материнска родовая община. В общинах кроманьонцев существовало разделение труда, появились сложные общественные и производственные отношения;
 - появление и развитие родового общества привело к образованию племен.
 
 Мышление - процесс функционирования сознания. Он заключается в том, что в сознании происходит оперирование чувственными образами и абстрактными формами отражения, такими как понятие, суждение, умозаключение.
 У высших животных (собаки, лошади, обезьяны) мышление связано с оперированием чувственных обобщенных образов. У них образное мышление. У человека, кроме этого, мышление связано с оперированием такими абстрактными формами отражения, как понятие суждения, умозаключение. Мышление человека возникает с возникновением членораздельной речи.
 Членораздельная речь - система звуковых знаков (слов) обозначающих предметы, их свойства, состояния.
  Например: для обозначения человека используются такие звуковые сигналы "человек", "men", для обозначения собаки - "собака", "dog" - англ., "xунд" - нем. яз. и т.д.
  Слова - знаки, фактически являются кодами информации. Этими знаками кодируются предметы, их свойства, состояния. Кодирование осуществляется не только в звуковых знаках, но и в письменных знаках. В записанном слове закодирована информация о предмете, его свойстве, состояние. Но слово - это не только знак, но это и обозначение предмета, при его произнесении у человека в сознании возникает образ предмета, обозначенного словом. А вместе с образом возникает и мыслительный процесс, заключающийся в том, что обозначенный предмет выделяется из среды других предметов по какому-либо существенному свойству. Этот процесс мысли называют понятием. Итак,
 Понятие - процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение объекта по его существенному свойству, признаку.
 Термин "абстрактный" (от лат. - отвлеченный). При абстрагировании отвлекаются от всех остальных свойств, кроме существенных. Так, понятие "человек" представляет собой такой процесс мысли, при котором отвлекаются от всех других свойств, кроме свойства обладать сознанием. Человеком называют живое существо, обладающее сознанием. По этому свойству, обладать сознанием, в понятии человек выделяется от всех других живых существ.
  В знаковой форме выражаются не только понятия, но и суждения, умозаключения.
 Суждение - это такой процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение состояния и изменений объекта. Формально суждение представляется в виде предложений, в которых что-либо утверждается или отрицается.
 Умозаключение - такой процесс мысли, при котором на основе нескольких исходных суждений, получается новое, как следствие.
  / "Все частицы вещества обладают массой понятия"; "Атом - частица вещества", следовательно, "Атом обладает массой покоя"/
 Понятия, суждения, умозаключения - это различные формы мысли. В целом, выражение различных мыслей в знаковой форме называется языком.
 
 
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1) Каковы основные подходы к определению сознания?
  2) В чём сущность сознания?
  3) Какие формы отражения действительности вы знаете?
  4) Что такое мышление?
  5) Какие существуют концепции происхождения человека с его созна-
  нием?
  6) Почему возникает проблема бессознательного?

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу