<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Личностный фактор - это люди, производящие материальное благо, обладающие соответствующими знаниями, умениями навыками.
  Вещественными компонентами являются средства производства, они включают в себя:
 - предметы труда (это то, на что направлен труд);
 - средства труда.
 
  Производственные отношения - это отношения, которые возникают между людьми в процессе непосредственного производства материальных благ. Это отношения между владельцами средств производства, между управляющими и инженерно-техническими работниками, между рабочими и владельцами средств производства и т.д.
  Отношение собственности - это отношение людей к средствам производства. Характер этих отношений зависит от формы собственности. Исторически существовали различные формы собственности с различной степенью обобщенности. Выделяют частную собственность и различные виды общей собственности: коллективная, групповая, акционерная, общинная и общностная (родоплеменная, народностная, национальная и общество в целом).
 
  II. Сфера социально-классовых отношений.
 
  В эту сферу включается 3 компонента:
  1 - различные социальные группы, социальные слои (интеллигенция, священнослужители, жреческие касты и т.д.), классы, социальные общности (род, племя, народность, нация).
  2 - Система отношений между социальными группами, слоями, классами, нациями и др. социальными общностями.
  3 - Социально-классовое и национальное сознание, т.е. это отражение существующих социально-классовых и национальных отношений на уровне обыденного сознания и теоретического.
 Структура сферы социально-классовых отношений исторически изменялась.
 В первобытнообщинном строе социальная структура была однородной. Это означает, что различия между людьми были только по полу и возрасту. Не было различий по социальному положению, не существовало социальных слоёв и классов .Социальной общностью являлись род и племя.
  Род - коллектив кровных родственников, ведущих своё происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. Род имел общий язык, общую родовую культуру, общие традиции. Несколько родов, проживающих совместно, составляли племя.
  Племя - это такая общность, которая характеризуется общим языком, общей племенной культурой, племенными традициями, общими обычаями и культами, общностью территории.
  В рабовладельческом обществе сформировалось социально-неоднородное общество. Наряду с различием по полу и возрасту, существовало различие по социальному положению. Выделялись два основных класса: рабы, рабовладельцы. Существовали крестьяне - общинники, ремесленники в городах, купцы, священнослужители, появился слой интеллигенции (философы, учителя).
  Сформировалась новая социальная общность - народность.
 В целом народность - исторически сложившаяся языковая, территориальная и культурная общность людей, возникающая путём смешения племён в результате заключения союзов, завоеваний, переселений и т.п.
  В феодальном обществе произошло изменение в социальной структуре. Появились такие основные классы как феодалы и крепостные крестьяне.
 В начале и в конце существования феодального общества выделился слой свободных крестьян - общинников, в городах - ремесленники, купцы, священнослужители, интеллигенция (учителя, преподаватели университетов).
  В капиталистическом обществе сложилась своя, соответствующая неоднородная структура общества. В качестве основных классов выделялись буржуазия, пролетариат (рабочие, лишённые средств к существованию и, вынужденные продавать свою рабочую силу).
 Впервые определения классам дал В.И.Ленин в работе "Великий почин" "Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
 "Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства".
  В буржуазном обществе сформировалась новая историческая общность людей - нация.
 Нация - исторически сложившаяся общность людей, которая возникает в период становления капитализма на основе общности экономической жизни, психологии, языка, бытовых и культурных традиций, религиозных верований.
  В отличие от народности здесь на передний план выходит единство экономической жизни.
  К числу духовных признаков нации относится развитое национальное самосознание, приверженность к национальным ценностям, чувство патриотизма.
 
 III. Сфера политической жизни
 
  Политическая сфера включает в себя:
 1) политическую систему;
 2) политические отношения;
 3) политическое и правовое сознание.
 Политика (др. греч. - дела государства) - это обусловленная интересами определённых социальных групп форма деятельности, направленная на защиту и утверждение их интересов.
 Политическая система включает в себя различные политические организации. Главной политической организацией является государство. Кроме того, в политическую систему включаются различные политические объединения и партии.
 Политическая система общества в процессе исторического развития изменялась. Она возникла с возникновением первого классового общества - рабовладельческого.
  Политическая система рабовладельческого общества включала в себя такие политические организации как:
 1) рабовладельческое государство;
 2) официальную церковь;
 3) временные объединения восставших рабов.
  Политическая система феодального общества включала в себя такие политические организации как:
 1) феодальное государство;
 2) официальная церковь;
 3) рыцарские, монашеские, рыцарско-монашеские ордена;
 4) купеческие гильдии;
 5) объединения ремесленников;
 6) религиозные различные секты;
 7) временные объединения восставших крестьян.
 Политическая система капиталистического общества включает в себя:
 1) буржуазное государство;
 2) политические партии и политические объединения;
 3) политические молодёжные объединения;
 4) профессиональные союзы;
 5) ассоциации промышленников, торговцев, банкиров и финансистов;
 6) религиозные различные секты;
 7) официальная церковь.
 Мы уже отмечали, что важнейшей политической организацией общества является государство.
 Ф.Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" выделил три основных признака государства:
 - наличие публичной власти;
 - наличие налогов, предназначенных для содержания аппарата власти и решения социальных задач государства;
 - территориальный признак; действие государственной власти на определённой территории.
 Государство состоит из следующих органов:
 1) Органы власти - законодательные и исполнительные; центральные и периферийные;
 2) Армия;
 3) Полиция, милиция, органы госбезопасности;
 4) Суды, прокуратура, тюрьмы;
 5) Различный чиновничий аппарат (налоговый, отдел народного образования, здравоохранения и др.)
 /школы, университеты, промышленные предприятия не являются органами государства/.
  Выделяют две основные формы правления государства:
 - республиканская (государственные должности избираемые);
 - монархическая (власть одного человека и передаётся от отца к сыну)
  К формам государственного устройства относится простое (унитарное ) государство и сложное (федеративное), состоящие из нескольких республик или штатов.
  Политический режим характеризует государство в связи с методами осуществления тем или иным классом своего господства. По этому признаку различают государства демократические, тоталитарные, авторитарные, диктаторские.
 
 4. Сфера духовной жизни.
 
  Дух (от латинского спириту-с, spirits) - дуновение, тончайший воздух, дыхание.
 Духовная жизнь включает в себя такие виды духовной деятельности:
 занятие различными видами искусства (литература, живопись, музыка, театральная деятельность); деятельность в системе образования и воспитания;
 научная деятельность и др.Все виды духовной жизнедеятельности являются результатом функционирования общественного сознания.
 Общественное сознание, можно определить по аналогии с индивидуальным
 сознанием.
 Сознание индивида - это высшая форма психического отражения
  действительности, в виде понятий, суждений,
  умозаключений, идей, теорий.
 Общественное сознание - это отражение общественного бытия. Оно
  включает в себя социальные чувства, настроение,
  идеи, теории, которыми руководствуются люди в
  своей деятельности.
  Исторически, общественное сознание представлялось в различных видах общностного сознания, а именно в виде: общностного родоплеменного сознания, - общностного сознания народности, - общностного сознания нации.
 Общностное сознание функционирует благодаря сформировавшимся механизмам общностной памяти. Так, общностная родоплеменная память основывалась на механизмах памяти индивидов рода, племени, т.е. фактически память каждого индивида составляла элементарную ячейку общностной родоплеменной памяти.
  Знания, традиции, жизненный опыт хранились в ячейках общностной памяти. Носителями этих знаний, опыта были пожилые люди, которые передавали знания, жизненный опыт из поколения в поколение.
  Исторически сложилось так, что с возникновением народности появилась письменность, и в общностной памяти народности появились вещественные ячейки памяти, в виде рукописных, а затем печатных книг.
  В современной общностной национальной памяти наряду с ячейками биологической памяти индивидов, сформировались такие вещественные ячейки памяти, как: книги, журналы, газеты, аудио, видеозаписи, ЭВМ, компьютерные системы.
  Общественная память составляет материальную основу функционирующего общественного сознания.
  Общественное сознание обладает сложной структурой.
  В структуре общественного сознания выделяют два основных уровня:
  I уровень чувственно-эмпирический
  II уровень абстрактно-теоретический.
  I уровень чувственно-эмпирический возник в общественном сознании с появлением родоплеменного общностного сознания и на протяжении свыше 100 тысяч лет существования первобытнообщинного строя этот уровень преобладал, как основной уровень. Этот уровень является 1-ой ступенью в общественном сознании. Эта ступень присутствует в общественном сознании любой современной нации. Этот уровень состоит из двух подуровней:
 - общественная психология
 - обыденное сознание.
 Общественная психология - это отражение действительности в человеческой психике, в виде социальных чувств, настроений, побуждений, мысли, привычек. Наиболее ярко социальная психология проявляется в эмоциях людей: в выражениях радости, гнева, недовольства и др. Человек даже может ещё не осмысливать какое-то событие в разуме, но начинает реагировать на него эмоционально (например: повышение цен, вызывает чувство беспокойства, озабоченности и др.). Хотя сам факт может быть ещё не осмысленным разумом.
  Обыденное сознание - представляет собой отражение действительности на уровне понятий, суждений, умозаключений. На этом уровне функционируют знания поверхностные, неупорядочные о явлениях действительности. Обыденные знания формируются на основе практической жизнедеятельности людей. Это знания приобретённые людьми на протяжении всего жизненного опыта людей и передаются из поколения в поколение.
  II уровень абстрактно-теоретический возникает исторически с возникновением классов, потому что в семьях привилегированной рабовладельческой знати создавались благоприятные условия для занятий умственной деятельностью.
 Произошло разделение умственного и физического труда. Физический труд удел рабов, умственный - привилегия рабовладельцев. Появились люди, которые начали систематизировать, обобщать и упорядочивать в систему накопившиеся знания, а также приобретать новые знания. Это и привело к возникновению более высокого уровня общественного сознания - теоретического сознания.
 Теоретическое сознание - представляет собой отражение действительности в виде теорий. Теория - представляет собой систему обобщённых и упорядоченных знаний, формируемых с целью объяснения окружающего мира человека и его отношения к миру.
 Сначала теоретическое сознание представлялось в виде философии, т.е. философия включала в себя всю систему теоретических знаний. По мере накопления знаний и совершенствования методов познания из философии стали выделяться различные специальные теоретические учения (физика, химия, биология, логика, социология...)
 Абстрактно-теоретический уровень содержит два подуровня:
 - теоретическое сознание и социальная идеология
 - научное теоретическое мышление.
 1. Теоретическое сознание и социальная идеология. На этом подуровне функционируют различные теории, как истинные, так и ложные, религиозно-идеалистические и материалистические. На этом подуровне функционирует общественная идеология, которая представляет собой более или менее стройную систему взглядов, положений, идей (политических, философских, нравственных, религиозных) создаваемых с целью обоснования интересов той или иной социальной группы, класса. Более высоким подуровнем является второй подуровень.
 2. Научное теоретическое мышление. На этом уровне формируются научные теории, система теоретических знаний, доказанная экспериментами, опытами и научными фактами.
 На этом уровне отсутствует общественная идеология и религиозно- идеалистические учения.
 Формы общественного сознания, их взаимосвязь и развитие.
 Формы общественного сознания - это особое видение мира. Так мораль или нравственное сознание - это видение мира сквозь призму добра и зла , это отражение мира связанное с оценкой человеком, отражаемых явлений, как хороших или плохих, добрых или злых.
 Мораль на уровне социальной психологии проявляется в виде нравственных чувств и проявляется в виде нравов, особых норм нравственного поведения. На уровне обыденного сознания мораль представляет собой этнические знания о правилах общежития, обычаях и нравов, которые проявляются во всех сферах жизнедеятельности общества.
 На уровне теоретическом формируется теоретическая форма знаний о нравственных отношениях, обычаях (формы действий) и нравов (норма поведения), а также создаётся наука об этике.
 Искусство - представляет собой видение мира через представления о прекрасном и безобразном. Эстетическое сознание представляет собой отражение действительности в художественных образах. Существуют различные виды искусства (литература, живопись, музыка и др.)
 - На уровне социальной психологии искусство проявляется в виде эстетических чувств.
 - На уровне обыденного сознания эстетические знания представляют собой знания бытового искусства мод, фольклор, мифы.
 - На уровне теоретическом формируются теоретические знания об искусстве.
 - На уровне научного теоретического мышления формируется наука - эстетика.
 Религиозное сознание - представляет собой отражение действительности в фантастических образах. По определению Ф.Энгельса в работе "Анти-Дюринг" "...религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей, тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных".
 Религия - это особое видение мира и оценка происходящих в нём явлений, на основе представлений о всех естественных силах, о божественном разуме.
 - На уровне социальной психологии религия проявляется в виде религиозных чувств и в выполнении культовых обрядностей.
 - На уровне обыденного сознания формируются религиозные понятия, представления, религиозные образы и вера в бога.
 - На уровне теоретическом формируются религиозное учение - теология (учение о божестве) и функционирует религиозная идеология.
  Философия - как особая форма общественного сознания представляет собой видение мира сквозь призму всеобщих свойств связи и отношений, всеобщих закономерностей, проявляющихся во всех сферах деятельности.
 - На уровне обыденного сознания философия предстаёт в виде народной мудрости (т.е. знания, полученные в обыденной жизни, но концентрирующие в себе житейский опыт людей).
 - На уровне теоретическом - развиваются различные философские системы (религиозная, религиозно-идеалистическая философия, материалистическая).
  Политическое сознание - это система взглядов на политическую жизнь общества, на формы государства и формы власти, на принципы их устройства и направление деятельности.
 - На уровне социальной психологии политическое сознание проявляется как эмоциональное отражение политических отношений.
 - На уровне обыденного сознания - формируется обыденное представление о власти, о государстве, о политических отношениях.
 - На уровне теоретического сознания - формируются различные политические теории и политическая идеология.
 - На уровне научного теоретического мышления формируется политическая наука.
  Правовое сознание - представляет собой систему взглядов на природу и на значение правовых отношений, норм правового поведения.
 Естественнонаучное сознание - представляет собой систему естественнонаучных знаний. (см. табл. - схему "Формы сознания").
  Вопросы для самопроверки
 1)
 
 
 Абстрактно - теоретический Научное теоретическое мышление Наука об ЭТИКЕ и ЭСТЕТИКЕ Научное философское осмысление (диалектико - материалистическое) Политические и правовые науки Естественные науки, их мировоззренческая и методологическая основа Теоретическое сознание, социальная идеология Нравственно теоретическое сознание Эстетическое теоретическое сознание Теология, религиозная идеология Различные ФИЛОСОФСКИЕ системы Политические и экономические теории, политическая идеология Теория права, правовая идеология Идеологическая интерпретация естественных наук Чувственно - эмпирический Обыденное сознание Правила общежития, обычаи, нравы Бытовое искусство, моды, фольклор, мифы Религиозные образы, вера Обыденная ФИЛОСОФИЯ, народная мудрость Обыденные представления о политических и правовых отношениях ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ Социальная психология Нравы, моральное чувство Эстетические чувства Религиозные чувства Эмоциональное отражение политических и правовых отношений Ощущение природного бытия и вызываемые им эмоции Мораль, нравственное сознание
 Искусство эстетическое сознание Религиозное сознание, религия ФИЛОСОФИЯ Политическое сознание Правовое сознание Естественнонаучное сознание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тема: Научно-техническая революция в современном обществе.
 
 1) Предпосылки современной НТР.
 2) Сущность революции в науке и технике. Особенности современной научно-технической революции.
 3) Сущность революции в производительных силах современного общества.
 4) Характер воздействия НТР на все сферы жизнедеятельности общества.
 
 I. Предпосылки современной НТР
  В XX столетии темпы развития общества стали происходить с такой силой, с такой интенсивностью, которая не наблюдалась ранее за всю предшествующую историю.
  Основная причина всего этого заключена в появлении НТР и революции в производительных силах общества под влиянием НТР.
  Научно-техническая революция интенсивно стала проявляться после второй мировой войны. Предпосылками современной НТР явились важнейшие открытия естествознания в конце 19- начале 20 столетия. К числу таких открытий относятся:
 - открытие электрона и сложного строения атома ( структура атома была изучена в опытах английского физика Резерфорда, в 1910-1911 гг. им была предложена модель атома. В центре массивное ведро, вокруг которого перемещаются электроны );
 - теория относительности Альберта Эйнштейна. 1905г.;
 - изобретение радио Поповым, 1907 г. и развитие радиотехники;
 - создание генераторов и трансформаторов переменного тока, что дало возможность к промышленному использованию одного из удобных видов энергии;
 - открытие рентгеновских лучей и использование рентгеновских установок в научных исследованиях;
 - создание теории генетики (возникновение учения генетики).
  Эти и другие открытия привели к тому, что развитие науки и техники, особенно в послевоенный период, стало происходить революционно.
  II. Сущность революции в науке и технике.
  Развитие всегда происходит путём эволюционных и революционных изменений.
 Эволюция - это количественные и качественные изменения несущественных свойств, черт, признаков объекта.
 Революция - это качественные изменения основных, существенных свойств объекта .Применительно к науке и технике это означает коренное, качественное изменение содержания науки и техники.
  Сущность революции в науке заключается в следующем:
 1) происходит проникновение науки вот всё новые и новые области исследования (проникает в область структуры атома, в область микромира, в область субэлементарных частиц, в изучении внутриклеточного строения, макромолекулярного уровня, генной наследственности и др.), в силу чего постоянно обновляется содержание науки.
 2) Наблюдается дифференциация наук и обратный этому процесс интеграции. Дифференциация - выделение из традиционных наук новых наук, например: из физики выделяются нелинейная оптика (теория лазеров) и формируется целая отрасль лазерной техники; появляется физическая химия (физколлоидная химия), появляется биохимия геохимия и др.
 Процессы интеграции связаны с появлением обобщающих теорий таких как системный подход синергетика (рассмотрение систем живой и неживой природы общества с точки зрения термодинамических законов) и наибольший интеграционный эффект дает философия.
 3) Наука развивается на индустриальной основе - это означает
 а) что в научных исследованиях постоянно используются новейшие технические достижения;
 б) развитие науки осуществляется непосредственно в производстве, происходит объединение науки с производством, создаются научно-производственные комплексы. Например: автомобильная промышленность, радиотехническая, агротехника и др.
 Поэтому говорят, что наука становится непосредственной производительной силой.
 Эти три момента определяют сущность революции в современной науке.
 Сущность революции в технике заключается в следующем:
 1) происходит использование в технике все новых и новых видов энергии и вещества.(Вначале тепловая энергия, энергия химических соединений и разъединений, электрическая энергия, атомная, солнечная энергия, с появлением нелинейной оптики, энергия лазерных генераторов.)
 2) происходит постоянное обновление материальной основы технических систем ( например: в радиотехнике - сначала появляются детекторные радиопередатчики, радиоприёмники, затем появляются ламповые, затем полупроводниковые ? печатные схемы (современные теле и радиоприемники)).
 3)Происходит передача, во все большей степени, техническим средствам интеллектуальной или умственной деятельности человека. Это имеет важнейшие значение для развития производительных сил современного общества.
  В целом, в настоящее время происходит одновременная революция в науке и технике, она осуществляется в их единстве и взаимосвязи. Открытие в науке приводит к открытиям в технике. Изобретения и открытия в технике приводит к новым открытиям в науке.
  Всё это приводит к тому, что единая научно-техническая революция совершается с ускорением, происходит лавинообразное нарастание открытий в науке и изобретений в технике.
 
 
 3.Сущность революции в производительных силах общества
 
 НТР оказывает непосредственное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества. Прежде всего, на экономическую сферу жизни, поскольку основу экономической жизни составляет способ производства. Прежде всего, рассмотрим характер воздействия на НТР на способ производства. В способе производства под влиянием НТР происходит революция в современных производительных силах.
  Какова сущность и направленность этой революции? Рассмотрим это.
 Для этого мы должны обратить внимание на причины изменения производительн6ых сил. Эти причины были раскрыты Марксом в работе "Капитал", где он отмечал, что источником изменений в производительных силах являются изменения в связях между людьми и средствами труда.
  Исторически, первым видом такой связи была связь между ручными орудиями и человеком. Условно эту связь можно обозначить так:
 Человек - ручное орудие
  При такой связи ручное орудие берет на себя физические, операционные функции человека в производстве. Вообще, в производстве человек выполняет следующие производственные функции:
 - логические (формирование образа конечного результата работы, продумывание определенных методов, способов работы и др.);
 - контрольно - управляющая функция;
 - операционная (физическая) обработка, изменение форм обрабатываемого предмета, его веса, химического состава и др.;
 - транспортная;
 - энергетическая;
 - творческая.
  Из всех этих функций ручное орудие берет только операциональную функцию. Человек от этой функции не устраняется. Ручное орудие при одной и той же физической силе человека меняет либо направление этой силы, либо плотность воздействия силы. С использованием энергии воды и ветра, а также физической силы животных, человек стал заменять свою транспортную и энергетическую функции.
  Производительные силы становились более мощными. С изобретением машин на паровых двигателях, а затем машин с двигателями внутреннего сгорания возникла новая связь между человеком и средствами труда, условно обозначим так: Человек - машина
  Благодаря этой связи качественно изменилось производство. Появляется сначала мануфактурное производство, а затем крупное машинное производство. При связи: "человек - машина" средствам труда передаются такие производственные функции человека как:
 - энергетическая;
 - операциональная (физическая);
 - транспортная
  Машины освобождают человека от этих производственных функций.
  С появлением автоматических систем возникает новая связь между человеком и средствами труда, условно можно обозначить так:
  Человек - автомат
  Автоматические системы берут на себя не только физические функции человека (энергетические, транспортные, операциональные), но и контрольно - управляющие функции, т.е. частично берут на себя функции умственной деятельности человека.
  С созданием роботов возникает новая связь между человеком и средствами труда, условно обозначим так:
 Человек - робот
  Робототехника берёт на себя также и логические функции человека.
  Таким образом, в современный период, НТР, приводит к революции в производительных силах, сущность которой заключается в полной замене всех производственных функций человека.
  В настоящее время возникает новая связь между человеком и средствами труда: Человек - завод - автомат
  Создаются автоматические заводы по производству различного вида товара (шоколадная фабрика).
  Общая тенденция в развитии производства такова, что мы вступаем в эру автоматизированного производства (безлюдного).
  По всей вероятности, следующая связь между человеком и средствами труда возникает с созданием самоконтролирующихся и самосовершенствующихся заводов - автоматов и даже автоматических отраслей.
  Эту связь можно условно обозначить как связь:
 Человек - самосовершенствующиеся заводы - автоматы и автоматические отрасли.
  При которой средства труда возьмут на себя все умственные и физические производственные функции:
 - логические;
 - контрольно - управляющие;
 - творческие.
  Таким образом, сущность революции в производительных силах, осуществляемая под влиянием НТР, заключается во всё большей передачи техническими средствами умственных производственных функций человека, с созданием автоматических, роботизированных производственных комплексов и вступлением в эру автоматизированного производства.
 
 4.Характер воздействия НТР на все сферы жизнедеятельности общества
 
  Под влиянием НТР и революции в производительных силах постепенно происходят качественные изменения в экономической жизни общества. Они проявляются в таких изменениях как:
 -изменения характера труда людей в производстве. Труд людей всё в большей степени становится умственным;
 -по мере автоматизации будут вытесняться работники неквалифицированные. Автоматизированные предприятия будут требовать к себе людей с высшим техническим образованием, творческих, научных работников производства;
 -постепенно будет меняться режим работы автоматизированных систем: автоматические заводы будут работать только по потребностям. В результате этого будет сокращаться рабочий день и рабочая неделя в производстве;
 -будет меняться соотношение форм собственности на средства производства. Господствующее положение будет занимать та форма собственности, которая будет способствовать развитию автоматизации и роботизации производства ,(какая форма собственности будет господствующей - это вопрос пока ещё не изучен);
 -произойдут изменения в торговых системах .
 1) Сфера духовной жизни.
  Изменения - изменение в системе образования и воспитания. Постепенно во всех развитых странах происходят, и будут происходить качественные изменения, прежде всего: а) будет введено всеобщее высшее образование; б) качественное изменение материально-технической базы образования, основу которой составят компьютерные системы с использованием Интернета и другое. Учебные заведения всё в большей степени играют роль не только образовательную, но и оздоровительную.
  Соответствующие изменения произойдут в других видах духовной деятельности: в живописи, литературе, музыке и др. Эстетика, чувства прекрасного будут вплетаться в жизнь каждого человека.
  За счет создания благоприятных условий экономической жизни создадутся условия для гармоничного, духовного и физического развития людей.
 2) Сфера социально-классовых отношений.
  Под влиянием революции в производительных силах общества, по мере вхождения в эру автоматизированного производства намечаются две тенденции в развитии социально-классовых отношений.
 1) Первая тенденция - связана со стиранием социальных различий по их месту в системе производства (будут занимать одинаковое место, работники умственного труда), но будет сохраняться различие по степени владения средствами производства. Различие будет не по признаку владелец - не владелец, и по степени получения доходов. Но это различие сохранится до тех пор, пока будет существовать частная собственность на средства производства.
 2) Вторая тенденция - технические средства, особенно телевидение, радио, компьютеры усиливают информированность людей о событиях в различных странах и континентах, поэтому усиливается духовная связь между различными нациями. За счёт автоматизированного производства осуществляется всё большая интеграция экономической жизни нации, а также интеграции в других сферах жизни, что ведёт к формированию новой, единой общности людей на земле - земляне. Уже сейчас формируются идеи создания единого глобального межнационального государства с отменой всех существующих границ.
 3) Сфера политической жизни.
  Наряду с этим происходят изменения в политическом сознании. Всё в большей степени утверждается принцип равноправия государств независимо от их масштабов, а так же осознаётся руководителями государств, политическими деятелями невозможность допущения термоядерной войны, всё большее понимание того, что все политические разногласия можно решать мирным путём, за столом переговоров.
 4) Семейно-бытовые отношения.
  Начинают происходить значительные изменения быта. Они связаны с комфортабельным эстетическим изменением жилищ, использованием телевидения, радиотехнических средств. Влияния же на характер семьи не исследован.
 5) НТР оказывает всё большее влияние на решение глобальных проблем современности, таких как:
 - экологическая;
 - продовольственная;
 - энергетическая;
 - демографическая;
 - борьба с болезнями века (рак, СПИД и др.);
 - овладение космическим пространством и использование технических средств для полётов на другие звёздные системы.
 
 
 Вопросы для самопроверки
  1) Техника: подражание природе и обман природы?
  2) В чём состоят негативные последствия технического прогресса?
  3) Изобретательство- естественная или приобретённая способность разума?
  4) Каково соотношение техники и науки?
  5) Каковы основные этические принципы инженерного отношения к миру?
  6) Что такое виртуальные реальности?
 
 
  Тема: Социальная информация и её роль в жизни человека и общества
 
 1. Сущность, специфика и виды общественной информации.
 2. Движение информационных потоков на уровне личности, социальных групп и социальных общностей.
 3. Основные функции социальной информации.
 4. Формирование и развитие вещественных элементов общественной памяти и проблема упорядочения информационных потоков в современном обществе.
 
 1. Сущность, специфика и виды общественной информации.
 
  Характерной чертой современного развития общества является постоянное увеличение объема накапливаемой информации и интенсивности информационных потоков. Все явственнее проявляется зависимость между совершенствованием систем информационной связи и общественным прогрессом. Помочь уяснению характера этой зависимости может обращение к философскому осмыслению сущности, особенностей и функций общественной информации.
  Информация /от лат. Informatics - разъяснение, изложение/ по своему смысловому содержанию представляет собой определённые сведения о явлениях, их свойствах, состояниях и изменениях. Сведений может быть много или мало, поэтому информация оценивается количественно и является физической величиной. Она является характеристикой определённого физического параметра и его изменений во времени и пространстве, взятых в отрыве от первоначального физического носителя и используемых как средство связи.
  В научной литературы существует много исследований по вопросу информации как физической величины. Общественной же информации как социальной характеристике стали уделять внимание сравнительно недавно - в связи с интенсивным ростом объема общественной информации. Социальная информация занимает важное место в жизни человека и общества. Она является составной частью всех видов деятельности людей, всех жизненных процессов в обществе. На основе информации у людей формируются определённые представления и накапливаются знания о явлениях окружающего мира. Информация позволяет людям свободно ориентироваться в окружающей среде и осуществлять свою деятельность. На основе обмена информацией люди общаются между собой, согласовывают действия в решении общих задач. По существу, информация в обществе имеет не меньшее значение, чем материальная продукция для удовлетворения потребностей. Обмен информацией тоже стал насущной потребностью. Не случайно развивается идея о правах гражданина на информацию. Необходимость в этом уже назрела.
  В целом, общественная информация - это информация, используемая обществом в процессах своей жизнедеятельности. По своему содержанию она представляет собой сведения о социальных объектах, социальных явлениях, их свойствах, состояниях и изменениях. Общественная информация представляет собой сложное социальное явление, включающее в себя различные виды информации и различные уровни циркуляции потоков информации.

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу