<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Информацию можно различать по сферам жизнедеятельности общества, роду занятий людей, по назначению, степени значимости, по длительности востребования.
  По сферам жизнедеятельности можно выделить такие виды информации, как экономическая, политическая, духовная, семейно-бытовая. По роду занятий людей - производственная, торговая, банковско-финансовая, биржевая, парламентская, правительственная, социальных услуг, медицинского обеспечения и др. информация. По назначению - научная, регуляционно-управленческая, операционно-деятельная, житейская информация По значимости - существенная, несущественная информация. По длительности востребования - кратковременная, долговременная информация. По хронологии событий - текущая, повседневная, историческая информация.
  Информационные потоки в обществе охватывают все его структурные уровни. Поэтому можно выделить информацию на уровне индивидуальной деятельности - личностная информация; информацию на уровне коллективной деятельности - коллективная информация; на уровне отдельных общностей /род, племя, народность, нация/ - общностная информация; и наконец, на уровне целостного общества - общая, общесистемная информация.
  Разумеется, информация в обществе существует постольку, поскольку существуют люди с их сознанием. В сущности, информация, или сведения о явлениях - это результат деятельности сознания, процессов мышления; это мыслительный процесс - то есть процесс отражения действительности, как на уровне чувственных /ощущения, восприятия, представления/, так и на уровне абстрактных /понятий, суждений, умозаключений/ форм отражения.
  Сведения, которые люди получают о внешнем мире, связаны с воздействием, тем или иным образом, внешних объектов на органы чувств человека. Поэтому на уровне чувственных форм отражения, сведения представляют собой чувственные образы объектов и их свойств /их форма, объем, пространственное расположение, жидкое, твердое состояние, цвет, запах и др./. Эти образы составляют основу чувственной образной информации. Сведения о внешних изменениях физико-химических и других свойств объектов воспринимаются в сознании как изменения чувственных образов. Сознание фиксирует эти изменения в памяти. Информация в чувственных образах существует как у человека, так и у животных.
  Возникновение абстрактной формы отражения действительности происходило на основе возникновения членораздельной речи и формировании языка. Сведения об окружающем мире на уровне абстрактного мышления представляют собой определенные понятия, суждения; получаемая информация предстает в абстрактных образах. В сознании человека информация в чувственных и абстрактных образах фиксируется в их, единстве и взаимосвязи.
 
  2.Движение информационных потоков на уровне личности, социальных групп и социальных общностей.
 
  Социальная информация функционирует на, всех уровнях структурной организации общества. На каждом отдельном уровне концентрируются потоки информации, которые приводятся в действие соответствующими механизмами обмена информацией.
  Механизмы обмена информацией на уровне отдельного человека концентрируются в коре головного мозга; их действие основано на нейрофизиологических процессах. Они выполняют функции, связанные с получением, транспортировкой, переработкой, хранением, расшифровкой и передачей информации. Все эти процессы осуществляются на свойствах отражения. Отражение, как известно, является всеобщим свойством, оно проявляется во всех сферах действительности /в неживой, живой природе, обществе, в процессах мышления/ и заключается в том, что материальные системы специфически воспроизводят в своей организации те или иные черты, свойства, функции, структуру внешнего взаимодействия. Если сказать упрощённо, то это след о т воздействия одних объектов на другие. Система как бы запоминает внешнее воздействие. Информация связана с выделением изменений внешнего воздействия за некоторое время воспринимающей системой. Но выделить - значит отразить в изменениях своей структуры те внешние изменения. Этот процесс называют моделированием; то есть модель - это структура, в которой отражено изменение физического воздействия во времени и пространстве. Выделение внешних изменений в сознании человека происходит через кодирование исходных изменений, точнее, через последовательную цепь кодов информации. Код - это определенный комплекс изменений в принимающей среде, в котором отражен характер изменений воздействующего объекта; это определенная модель воздействующих изменении.
  Механизмы, приводящие в движение информационные потоки, на различных уровнях имеют, по существу, различную природную основу. Это необходимо учитывать при оценке воздействия общественной информации на изменения общественной жизни. Поэтому следует рассмотреть особенности механизмов информационного движения сначала на уровне личности, а затем на уровне надличностных структурных подразделении.
  Процесс информационного движения на уровне отдельной личности осуществляется следующим образом. Сведения об окружающем мире человек получает благодаря действию на органы чувств со стороны изменяющихся объектов. Основной информационный поток в чувственных образах проходит через органы зрения и слуха. Если рассматривать информационный поток, идущий через органы зрения /см. рис. 1/, то первичный образ объекта и последовательность его пространственно- временных изменений воспринимается световым потоком. Световой поток кодирует образ объекта с его изменениями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1-й этаж памяти /образная память/
 
 
  1.а Чувственная образная информация
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Звуковой код
 Звуковой знак
 Звуковое слово
 
 
 
 
 
 
 
  1.б. Информация в абстрактных формах отражения действительности.
 
 
 
 Схемы информационного движения на уровне отдельной личности /личностная информация/
 
 Кодирование осуществляется изменением интенсивности и направления светового потока. Падающий световой поток, частично, поглощается и рассеивается, причем, различные участки поверхности объекта поглощают и рассеивают различные составляющие белого света в различной степени. Этим, отраженный от поверхности объекта, световой поток снимает с него образ и кодирует его в соответствующих изменениях интенсивности лучей. Перемещение объекта, изменение ого формы и др., также приводит к комплексу изменений светового потока, то есть кодируется. Закодированные в световом потоке сведения об объектах, попадая на сетчатку глаза, перекодируется на другую физическую основу. Информационная модель в комплексе изменений светового потока трансформируется в сетчатке глаза в информационную модель комплекса изменении нервных импульсов. Закодированные образы объектов и характер их изменений в комплексе изменений нервных импульсов передаются в кору головного мозга на соответствующие этажи памяти. Российский ученый Р.И. Кругликов представил глубинный уровень механизмов кодирования в памяти человека, выделив субклеточно-молекулярный уровень отражения и уровень энграмм. Субклеточно-молекулярный уровень связан с самосборкой живых структур /макромолекул/. На этой основе осуществляются пластические перестройки в головном мозге, направленные на создание функциональных органов отражения и закрепления его следов в виде следов памяти - энграмм. Уровень -энграмм /функциональных органов отражения/ - это уровень клеток, нейрофизиологических процессов. Индивидуальный опыт кодируется в определенных химических субстратах - нуклеиновых кислотах, белках или особых пептидах. Кодирование осуществляется в ходе обучения, а молекулы кода хранят приобретенную информацию. За счет нейрофизиологических процессов "вычленяются" популяции нейронов, участвующих в формировании энграмм. С помощью анализаторов происходит раскодирование образа и его пространственная проекция. Как показывают опыты психологических, наблюдений, пространственные параметры идеального дли. субъекта элиминированы, лак элиминированы для него и субстратные свойства его нейродинамических кодой. Он их не осознает. Но сами чувственные образы, как и другие психические явления, реально локализованы в мозгу, то есть там же, где локализованы непосредственные носители этих образов. Ощущения, фактически, наряду с интенсивностью и продолжительностью, обладаю такой объективной характеристикой, как пространственная проекция или экстрапроекция - проектирование его в объективные пространственные координаты. У контактных анализаторов /осязательного, температурного, вкусового/ ощущения проецируются на те места поверхности тела, где осуществляется воздействие раздражителей на рецепторы анализаторов, у дискантных же анализаторов /зрительного, слухового, обонятельного/ ощущения проецируются на те места поверхности тела, где находятся сами отражаемые предметы. Информация в чувственных образах фиксируется в механизмах памяти отдельного человека и функционирует на уровне отдельного индивида. Информация в абстрактных образах, кодируется в памяти индивидов, но функционирует на уровне межличностных отношений, с появлением членораздельной речи и языка. Речь, язык возникают в результате коллективной деятельности, как средство общения и передачи информации в форме звуковых сигналов. Функция языка как средства общения всегда находилась в центре внимания исследователей и долго не замечалась другая важная особенность языка. Язык не только средство общения, но, пожалуй, в большей степени он выступает как один из первых элементов механизма общественной памяти. В нем, естественным образом, были заложены основные процессы взаимопревращаемости явлений, составляющих механизм памяти. Он содержит в себе естественные процессы кодировании и передачи информации. Фактически, это результат использования нового средства кодирования информации - в сигналах. Звуковые сигналы, как знаки, обозначения объектов и их свойств, представленные звуковым словом, по своему воздействию на органы чувств аналогичны непосредственному воздействию объектов. Если, например, при зрительном воздействии объекта в сознании возникает его образ /слон, самолет и др./,то при звуковом знаке-слове, /например слове слон, самолет и др./ также возникает в сознании образ объекта, обозначаемого знаком-словом. Но при звуковом знаке-слове возникает, кроме того, такой процесс мысли, который выделяет существенное свойство объекта, обозначаемого знаком. Такой процесс мысли называют понятием, поэтому слово-знак в сознании воспринимается как понятие. И таким образом, звуковой сигнал, как знак-слово, несет информацию об объекте и воспроизводит в мозге человека, как чувственный образ, так и понятие.
  С помощью звукового знакового кодирования, в процессе становления общества, происходило формирование членораздельной речи, а на основе ее, с помощью звуковых слов-понятий, развивался язык, как средство отражения действительности в понятиях и суждениях. Речь и язык вывели потоки информационного движения на новый более высокий уровень -коллективный, общностный. Они явились важными компонентами в становлении нового социального явления - общностной памяти. Членораздельная речь и язык оказались существенными связующими компонентами в образовании механизмов общественной памяти. Язык как средство коллективного общения людей, передачи информации от индивида к индивиду и циркуляции потоков информации внутри коллектива, оказывается в тоже время составным элементом общественной памяти. Хранителем коллективной информации является память индивидов. Язык и совокупная память индивидов, фактически, становились первыми элементами групповой, коллективной памяти первобытных людей. На основе этого начинало функционировать групповое, коллективное сознание.
  Материальным носителем общностной родоплеменной памяти является нейрофизиологический механизм индивидуальной памяти. Каждый индивид с рождения усваивал язык данного рода или племени, на основе которого формировалось его индивидуальное сознание, индивидуальное мышление. Язык являлся средством приобщения. индивидуального мышления к существующей форме родоплеменного общностного сознания, к усвоение наработанной духовной культуры рода-племени, приобщению к сложившимся общим обычаям, нравам, традициям. Память каждого конкретного существующего индивида являлась, в той или иной мере, элементарной ячейкой функционирующей общностной родоплеменной памяти. Индивидуальная память вмещала в себя не все знания, функционирующие в общностной памяти. Только у взрослых индивидов она приближалась к этому. И только некоторые из них, пожалуй, хранили в своей памяти всю полноту приобретенных знаний. Чаще всего, это могли быть жрецы, вожди, старейшины, умудренные опытом старики - советники. Индивидуальная память как элементарная ячейка общностной памяти хранила в себе знания, опыт, умения, приобретенные предыдущим поколениями, которые передавались непосредственно от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Такой механизм передачи информации от индивидов старших поколений к индивидам младших поколений, от стареющих ячеек общностной памяти к новым, молодым, происходит в общественном сознании на протяжении всей истории развития общества. Информация в нарастающем объеме перемещается во времени от угасающих ячеек общественной памяти к народившимся, развивающимся. Таким способом общественная память сохранила, например, устные народные сказания, устное народное творчество.
 
 3.Основные функции социальной информации
 
  В современном мире потоки информации постоянно "загружают" людей в их повседневной жизни. На работе, в производственных коллективах, в государственных учреждениях, в учебных заведениях, дома, на отдыхе мы постоянно получаем определённые "дозы" информации, пассивно воспринимая её, или активно оперируя деловой информацией, осуществляя тот или иной вид деятельности. При всём этом, информация выполняет определённые функции.
  К числу важнейших функций информации относится функция познавательная. Здесь важную роль играет научная информация. Научная информация необходима людям во всех сферах жизнедеятельности. Например, развитие общественного производства непосредственно связано с применением накопленных научных знаний и технических достижений. В современный период одним из важных направлений интенсификации общественного производства является широкая информатизация его. Поток научно-технической информации пронизывает все отрасли и виды производственной деятельности. Устойчивость и конкурентная способность производственных организаций и объединений, фирм во многом зависит от быстрого эффективного применения научно-технических достижений в производстве. Добывание новой научно-технической информации, а также информации о спросах и предложениях рынка, становится важнейшим фактором динамичного преуспевающего производства.
  Большое значение научная информация имеет в научной деятельности людей, в деятельности их по производству нового знания. Исследователь должен всегда находиться на передовых позициях научного производства. Он должен знать отечественные и мировые достижения в области своего предмета исследования. Поэтому важным условием научно-исследовательской деятельности является быстрый и свободный доступ к новой научной информации, чтобы не изобретать велосипед заново.
  Особую роль научная информация играет в системе образования. Она используется здесь не только для приобщения обучающегося к передовой научной мысли, но и в деле целенаправленного совершенствования всей системы образования.
  Наряду с познавательной функцией особое значение в обществе имеет регуляционно - управляющая функция информации. В обществе целенаправленные совместные действия людей требуют определённой согласованности. Эта согласованность осуществляется различными видами социальной регуляции, саморегуляции, управления и самоуправления. В масштабах общества существенную роль играют такие иды управления как система государственного управления, управление общественным производством, управление в системе образования и науки и др.
  Все виды управления осуществляются на основе прямой и обратной информационной связи. В управлении важным является принятие и целенаправленное исполнение тех или иных решений. Принятие решений должно быть оперативным, отвечать целевой функции, учитывать текущее состояние объекта управления и прошлый опыт. При этом важнейшее значение имеют полнота и достоверность информации о текущем состоянии объекта, а также упорядочение и избирательное отображение информации, для чего в сложных технических системах создаются информационные модели. Информационная модель в данном случае представляет собой организованную в соответствии с определённой системой правил и представляемая субъекту управления с помощью средств отображения совокупность информации о состоянии и функционировании объекта управления и внешней среды. Такие модели созданы и функционируют в залах управления АЭС, в центрах управления энергосистемами, в центре управления полётом (ЦУП) КЛА и т.д. Как определённый образ управляемого объекта, информационная модель может содержать как цифровые данные, так и графические картины и даже телеизображения. В ней отображаются наиболее существенные взаимосвязи подсистем и функциональные важнейшие параметры.
  Информация служит также для выполнения такой функции, как ориентационно-приспособительная. Получаемая текущая информация об условиях непосредственной природной и социальной среды, о конкретных ситуациях деятельности позволяет человеку ориентироваться и приспосабливаться к окружающей среде.
 
 4.Формирование и развитие вещественных элементов общественной памяти и проблема упорядочения информационных потоков в современном обществе.
 
  На основе личностных и созданных вещественных ячеек памяти осуществляется движение и обмен потоков общественной информации. При этом, характер использования и упорядочения информации зависит не только от способов хранения, но и способов передачи информации, ее транспортировки. Способ передачи информации обусловливает характер особенности информационной связи между людьми и окружающими явлениями.
  Информационная связь между людьми может осуществляться на различных расстояниях, как вблизи, при непосредственном контакте, так и на больших расстояниях. Поэтому можно выделить прямую контактную и дистанционную информационную связь.
  При прямой контактной связи между людьми, при их непосредственном общении, информационная связь осуществляется через членораздельную звуковую речь и зрительные сигналы. Материальным носителем являются звуковые колебания атмосферного воздуха и электромагнитные колебания светового потока. Скорость передачи информации и ее объем зависят от скорости звука и скорости и степени дифференцированной обработки принимаемых и передающих сигналов естественными механизмами памяти индивидов. Прямая контактная информационная связь осуществляется с использованием не только механизмов естественной памяти индивидов, но и. ячеек вещественной памяти, то есть книг, фотографий, записей на бумаге, на кинопленке, компьютеров и др.
  Особое значение в жизни общества имеет дистанционная связь между людьми и развитие способов дистанционной передачи информации на большие расстояния. Для дистанционной связи необходимо коды информации переместить в пространстве от одного субъекта связи до другого, Когда в обществе еще не использовались вещественные коды информации, то передать информацию на большое расстояние означало переместить от одного пункта местности к другому самого носителя естественной памяти - человека (с закодированной в его мозгу информацией). Объем и качество информации определялись характером событий, составлявших основу информации, степенью их осознанности субъектом передачи. Скорость передачи информации зависела от способа транспортировки человека. Информационная связь на больших расстояниях потребовала определенных транспортных средств и особой организации службы дистанционной связи. Вначале для транспортировки информации использовались курьеры (пешие или конные), которые несли информацию в своем мозгу или в письмах (с использованием вещественного кодирования). Затем создается особая организация услуг, приема, транспортировки и доставки писем и ценных вещей - почта, с сетью почтовых отделений. Скорость передачи зависела от скорости движения конного транспорта почтовых карет. С изобретением паровозов и постройкой железных дорог скорость и объем информации в обменных потоках увеличилась, и все большее количество людей вступало в дистанционную информационную связь.
  Но массовая информационная связь усилилась с изобретением телефона, радио, телевидения и компьютеров.
  Со второй половины XX столетия объем накапливаемой информации, и интенсивность обменных информационных потоков стали нарастать лавинообразно. Это нарастание, с одной стороны, связано с научно-технической революцией. Постоянный рост числа изобретений, научных открытий, расширение областей исследования, дифференциация наук ведет к беспрерывному увеличению объема научных и технических знаний, расширяется объем искусствоведческих знаний и др. Дж. Мартин дал сравнительную картину увеличения объема знаний двух последних столетий, отмечая, что в начале XIX века сумма человеческих знаний удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году - каждые 10 лет, а с 1970 года - каждые 5 лет. К концу XX века ожидается увеличение объема информации в мире более чем в 30 раз. С другой стороны, нарастание информации обусловлено и тем, что в общественной жизни происходит постоянное уплотнение событий. История ускоряет свой ход. Образно можно сказать, что на протяжении порядка 100 тысяч лет существования первобытнообщинного строя история ползла черепахой; в период рабовладельческого и феодального обществ она шла человеческим шагом; в эпоху Возрождения история пересела на лошадь и в XVIII столетии начала |двигаться рысью, в XIX веке - галопом, в первой половине XX века пересела на самолет и устремилась со звуковой скоростью, со второй новины XX века понеслась со сверхзвуковой скоростью и т.д. Это уплотнение событий, при усиливающейся информационной связи, особенно с появлением телевидения, приводит к постоянному росту потоков информации. В обществе циркулирует уплотняющийся поток информации о повседневной жизни людей, состоянии различных сфер жизнедеятельности, о событиях во всех странах и континентах мира. По образному выражению В.Б.Миронова, лавинообразный информационный поток создает целый океан, в котором человек может утонуть, если не будет использовать "электронный мозг".
  Подобный информационный океан свидетельствует о том, что набирает силу новый уровень информационного обмена, соответствующий функционированию общепланетарного человеческого сознания. На этом уровне объем потоков информации намного превосходит объем потоков на уровне отдельных общностей. Нам необходимо осознать этот факт, Рождается новое дитя планеты, с общепланетарным общественным организмом, с общепланетарной общественной памятью, общепланетарным общественным сознанием, общепланетарным мышлением. Это дитя находится в такой стадии, когда происходит еще самоосознание себя как общепланетарной целостности. Это еще первоначальное детское осмысление, оно самоутверждается в своем, по детски, неповоротливом общественном теле, когда еще не вполне послушны ему руки, ноги, голова, оно неупорядочено шевелит ими. И самое главное, оно еще не разбирается в своем информационном потоке и не умеет эффективно им распоряжаться. Общепланетарному общественному сознанию необходимо еще научиться рационально, хранить и использовать получаемую информацию, а также упорядочить свою внутреннюю общественную структуру, привести ее в соответствие с новым объемом окружающей космической среды; следить за гармонией взаимоотношения своего, еще малопослушного, тела с биосферой и ближайшим космосом.
  Самоосознание общества осуществляется, не иначе как через Самоосознание индивидов. В обществе только то становится общезначимым, что приобретает массовый характер. Самосознание глобального сообщества должно проявляться через массовое самоосознание людей всех стран и континентов, в идеальном случае, в самоосознании каждого индивида на Земле, как элемента глобальной общественной системы. Но самоосознание прямо связано с самоосознанием своих действий, своего поведения. Для индивида такое самоосознание связано с определенной упорядоченностью действий, с самоконтролем и самоорганизованностью. Самоосознание человечества на уровне глобального явления также связано с самоосознанием своих действий, поведения, их упорядоченностью, самоконтролем и самоорганизованностью.
  Важнейшим элементом самоосознания является упорядочение своих мыслей. Поэтому для глобального самоосознания, прежде всего, необходимо упорядочить свои общественные мысли, глобальный мыслительный процесс, создать компактную глобальную общечеловеческую память, ёмкую и весьма удобную для приема, хранения и выдачи информации, эффективную для каждого индивида.
  Большие возможности для этого заключены в "электронном мозге". Современные ЭВМ в состоянии хранить и перерабатывать огромное количество информации в малые доли секунды. Например, выпущенные в 80-е годы в нашей стране ЭВМ ПС - 2ООО были с быстродействием 200 миллионов операций в секунду. Создаваемые в Японии ЭВМ "пятого поколения" доводят быстродействие до миллиарда логических выводов в секунду. Огромные возможности ЭВМ проявились, когда на смену громоздких ЭВМ (так, компьютер "Эниак" занимал площадь 1600 квадратных футов и весил 6О тысяч фунтов) пришли ЭВМ на микросхемах (микропроцессоры). Микросхемы считают мозгом электронных устройств. Микросхема позволяет проводить близкие аналогии и с человеческим мозгом, в котором извилины белого и серого вещества напоминают сложные переплетения микроплат. Первая ЭВМ на микросхемах, изготовленная компанией "Интел" (США) имела размер спичечного коробка. Миниатюризация ЭВМ привела к массовому производству и применению ЭВМ во всех сферах жизнедеятельности общества. В 70-е годы США начали лидировать в области компьютерной техники. В 1985 году в конторах бизнеса и менеджмента в США работало 17 миллионов, а в начале 1987 года - 23 миллиона персональных ЭВМ, не считая тех, что находились в личном пользовании.
  Однако, в 80-е годы преимущество в области микросхем перешло к Японии. В 90-е годы в Японии была продемонстрирована ЭВМ - прототип компьютеров "пятого поколения" - интегральная схема с контактами из ниобия величиной в 1 мм.
  ЭВМ стали считать ядром, так называемой, "информационной революции". Ученые многих стран стали вести разговор о новом обществе, которое назвали "информационным обществом", полагая, что в этом обществе предметом труда является информация, а средством труда информационная технология; решающая роль в нем будет принадлежать "индустрии знаний". Как известно, план строительства "информационного общества" объявлен в Японии "национальной целью"; для этого выделены миллиарды долларов (официально, 65 млрд.), в надежде осуществить завершение проекта к 2ООО году. Миронов В.Б., отдавая должное гению японских разработчиков и ученых, отмечал, что, наряду с реальными достижениями в идее "информационного общества" много зыбкого, утопичного и непрочного. В определенном смысле он прав. Да и само понятие "информационное общество" не соответствует тому, что воплощается. Следует заметить, что данное понятие, по крайней мере, в русском языке, не корректно в смысловом отношении. Мы же не говорим об "информационном человеке" только оттого, что он упорядочил информационный поток в своей голове, приобретая большой объем знаний и умение их рационально использовать. С другой стороны, общество всегда было информационным, в том смысле, что происходило кодирование и извлечение информации как на основе естественных, так и вещественных элементов памяти, и рост объема общественной информации происходил на протяжении всего развития общества, только в наш период он имеет небывалый размах интенсивности. И речь идет, безусловно, об упорядочении лавинообразного нарастания информации и переходе целостной глобальной общественной системы из своего бессознательного состояния в сознательное. И в этом отношении следует признать важность для всего мира практического осуществления японскими учеными и правительством Японии упорядоченности информационных потоков в масштабах своей страны. Эта практика должна быть обобщена и распространена на всех континентах мира, с учетом специфики стран. Но что конкретно делается в Японии для реализации проекта? В соответствии с поставленной задачей, предлагается информационно "перевооружить" японское общество. Для этого создается банк управленческих данных, в котором сосредоточивается важная политическая, экономическая и научная информация правительственных организаций. Создаются региональные системы здравоохранения медицинского телеконтроля, автоматизированного бытового обслуживания населения, многоканального телевидения с обратной связью и многое другое, что призвано стать частью единого "компьютополиса". Следует отметить, что в Японии уже с середины 70-х годов в городах Тама и Икома, на основе достижений кибернетики и телесвязи были созданы системы, предоставлявшие жителям десятки новых информационных услуг (сообщения местных новостей, объявлений, расписания работы транспорта, медицинские консультации и т.д.) и связавшие воедино службы местного самоуправления. Все необходимые сведения и данные в этих системах получают из информационных банков. Такого рода системы начали внедрять в других городах по всей стране, после разрешения министерством почт и телеграфов установки кабелей для двусторонней связи.
  Как видим, упорядочение здесь связано с определенными техническими изменениями в механизмах обмена, хранения и распределения потоков информации. Основу составляют центры приема, хранения и выдачи информации, роль которых выполняют вещественные ячейки - информационные банки, "банки памяти". Фактически, осуществляется процесс материального обеспечения функционирующей общественной памяти, формирования ее структуры надежными вещественными ячейками, с рациональными механизмами использования и хранения информации. В Японии это происходит на уровне общностного, общенационального сознания. Оперирование с общепланетарными потоками информации требует такого же рода упорядоченности. Чтобы наладить нормальное функционирование общечеловеческого планетарного сознания, также необходимо создавать мировые международные информационные банки, к которым можно было бы подключиться каждому человеку через персональный компьютер. Возможности для этого имеются. Есть и примеры того, как это осуществлять. Можно вспомнить, например, полуфинальную игру чемпионата мира по шахматам в сентябре 1990 года между 8-ю советскими и 8-ю австралийскими шахматистами через компьютерную спутниковую связь; что стало возможным благодаря использованию средств компьютерной коммуникации и международных сетей передачи данных.
  Для полноценной общечеловеческой памяти необходимо создавать вещественные ячейки, как долговременной памяти, хранящей всю сумму необходимых общечеловеческих знаний, так и памяти текущей повседневной информации. Конечно, создание такой общечеловеческой памяти, само собой, не произойдет, человечество будет топтаться на месте, пока не будет организована целенаправленная работа. Лучше, если бы для этого был создан особый комитет при ООН, который бы взял на себя всю координирующую и организационную работу по рациональному комплектованию механизмов общечеловеческой планетарной памяти.
  Упорядочение потоков информации за счет совершенствования технических средств, их компактного пространственного расположения происходит одновременно с автоматизацией и компьютеризацией всех жизненно важных сторон деятельности людей, направленных на обеспечение всесторонних услуг населению, простоту, удобство, надежность, экологическую чистоту в выполнении, как производственных функций, так и функций во всех непроизводственных сферах. То есть, практически, комплектование механизмов общечеловеческой памяти неразрывно связано с упорядочением структурных организаций общества.
  Материальная сторона упорядочения информационных потоков становится жизненно необходимой при современных темпах общественного развития, она носитель глобального общечеловеческого сознания. Но процесс информационного упорядочения связан и с другой стороной, с явлениями духовной жизни, с проблемами, противоречиями различных форм общественного сознания, перерождающихся из общностных национальных рамок, в глобальные общечеловеческие рамки. Процесс перерождения происходит по всем сферам жизни наций, он связан также и с взаимной адаптацией, которая охватывает все уровни, от личностных до общенациональных. Поскольку степень развития всех стран мира не одинакова, то взаимная адаптация осуществляется, в большей степени, как адаптация менее развитых стран к стереотипам жизни успешно развивающихся стран. Эту адаптацию современные теоретики называют модернизацией, она в действительности таковой и является. Характер модернизации некоторые авторы связывают с определенными концептуальными основами социальных теорий. Особенности такой модернизации рассмотрены В.Г.Федотовой. В целом, проблема преобразований в духовной жизни наций многообъемлющая и выходит за рамки нашего исследования.
  Конечно, упорядочение общественных процессов осуществляется через механизмы координации. Не случайно, в плане информационного преобразования японского общества важное место отведено упорядочению контрольно - управляющих функций и контрольно - управляющей информации, основу составляет государственный банк управленческих данных. Безусловно, это важный момент в системе государственного управления. Центральный государственный информационный банк управленческих данных может концентрировать в себе управленческую информацию по всем сферам деятельности государства, по всем министерским отделам. Каждое министерство может иметь свой управленческий банк данных, который может быть высшей инстантной координирующей ячейкой, концентрирующей в себе управленческие данные по всей структурной управленческой иерархии отрасли, со службами местного самоуправления.
  В целом, способ координации общества, как способ согласования внутрисистемных общественных процессов и поведения общества как целостной системы, включает в себя сложную совокупность процессов с механизмами стихийного и сознательного управляющего воздействия. При этом, бессознательное, стихийное управляющее воздействие является усредненным результатом столкновения переплетающихся и нередко противоречащих друг другу сил. Оно пробивает себе дорогу как общая тенденция через массы случайных единичных актов.
  Какие же, конкретнее, координационные процессы проявляются в обществе?
  Поскольку общество представляет собой синтез трех основных систем различной природы - физико-химической, биологической и социальной, то, несомненно, в обществе присутствуют и переплетаются физико-химические, биологические и социальные координирующие процессы.
  Физико-химические и биологические координационные процессы проявляются в виде корреляции, регуляции, саморегуляции.
  Корреляция (от позднелат. означает - соотношение) - представляет собой взаимозависимость, взаимное соответствие явлений, эта зависимость как статистическая или вероятностная, не имеет строгого функционального характера. В живых системах она проявляется в соотношении строения и функций различных ее частей, в согласованности их действий.
  Регуляция (от лат. - означает устраивание) - представляет такой характер согласования частей, когда приводится что-либо в соответствие с установленными нормами, правилами, это поддержание требуемого режима работы какого-либо параметра в заданном значении. Саморегуляция - когда такой процесс согласования осуществляется самой системой.
  Все эти виды координации самостоятельно проявляются на механизмах бессознательного, стихийного координирующего действия. К бессознательным процессам координации относятся также и некоторые процессы социальной корреляции и регуляций. Но собственно социальные процессы включают в себя и такие виды координации, как управление и самоуправление. Все виды координации в обществе взаимосвязаны и "замыкаются" на отношениях личности.
  Координационные процессы пронизывают все структурные уровни организации общества, они действуют на всех уровнях. Поэтому можно выделить координационные процессы на уровне личности, социальной группы, коллектива, класса, народности, нации, общества в целом. Причём надличностные координационные процессы образуют иерархию. Каждая иерархическая ступень пронизывается координирующими действиями вышестоящих ступеней, и все они находятся под влиянием координирующего действия целостной общественной системы.
  В целом, способ координации общества представляет собой сложную многоуровневую и многоплановую систему, включающую в себя все ступени координации, синтезированные социальной целостностью. Представить всю эту систему в ее конкретности не просто. Это развивающаяся система в своей целостности еще не изучена. Специальное изучение этой системы является многоаспектным и выходит за рамки объема данной диссертации. Мы ограничимся только общей характеристикой способа координации общества.
  Для наглядности можно представить следующую общую схему способа координации общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Что же координируется в обществе? Без сомнения, это, прежде всего, действия, поведение и деятельность людей на всех структурных уровнях организации общества, во всех сферах его жизнедеятельности. В более широком охвате, это связано с координацией изменения, движения всех социальных объектов, всех общественных процессов.
  Все координационные процессы, независимо от того, какому уровню они принадлежат, оказывают непосредственное или опосредованное воздействие на личность. На уровне личности концентрируются воздействия всех других уровней. Эффект координационного воздействия зависит от поведения, действий личности. В действиях же личности переплетаются интересы субъектов управления и личности.
  Поскольку важнейшую роль в общественных отношениях играют общественные интересы, а интересы выражают потребности людей, постольку механизмы внешнего и внутреннего обмена формируются и регулируются на основе процессов удовлетворения потребностей людей. В общем, плане Г.Н.Алексеев выделил такие потребности: физические, или, биологические, социальные и интеллектуальные, или духовные. А.В. Маргулис и Е.И.Степанов, отмечая, что потребности общественных индивидов приобретают весьма сложную структуру - в нее включены, помимо личных, персональных потребностей, также потребности групповые, классовые, общественные - выделили систему потребностей в соответствии с основными видами деятельности, необходимыми для воспроизводства социального организма как объективно функционирующей целостности. В соответствии с такими видами деятельности как материально-преобразующая, социально-организующая и духовно-направляющая, "вся совокупность общественных потребностей дифференцируется на материальные потребности, детерминирующие деятельность по воспроизводству и развитию материальных условий жизнедеятельности общественного организма и составляющих его индивидов и групп; социально-политические потребности, детерминирующие деятельность по воспроизводству и развитию социальных связей организованных в общество индивидов и групп, и духовные потребности, детерминирующие деятельность по воспроизводству и развитию духовной жизни общества в целом и духовного мира объединенных в общество личностей". При этом, важное значение имеют именно разумные потребности. Как справедливо отмечают А.В.Маргулис и Е.И.Степанов, вопрос о разумных потребностях - это вопрос об их специальном отборе с точки зрения нормального существования, укрепления и дальнейшего развития определенной системы социальной деятельности. С этой точки зрения, они отмечают, что разумны те потребности личности или социальной группы, которые общественно необходимы в условиях данной системы социальной деятельности и общественных отношений, которые служат ее укреплению и дальнейшему прогрессивному развитию.
  Механизмы регуляции на уровне личности представляются комплексом факторов, важнейшим элементом которых являются разумные потребности личности, коллектива, класса, нации, общества в целом. Этот комплекс включает в себя систему регуляторов. В.В.Борзых выделяет регуляторы моральные, правовые, политические, административные. Все эти регуляторы взаимосвязаны, но большое значение, как для других регуляторов, так и для мотивационной деятельности личности имеет система моральной регуляции. Элементы и способы регуляции нравственных отношений были рассмотрены Х.А.Шайховой. Она выделила три типа, три механизма социальной регуляции нравственных отношений - ценностный, нормативный, профессионально-этический. Существенное отличие морально-ценностной регуляции от нормативной состоит в том, что ценности представляют собой общесоциальные факторы интеграции классов, групп, слоев, в то время как нормативные механизмы моральной регуляции характеризуют правила поведения людей, классовые или групповые стандарты оценки правильности их поведения и взаимоотношений. Нормативная регуляция выступает в качестве важного средства социально-морального контроля. Моральные нормы, освоенные личностью, превращенные в систему ее ценностных ориентации и мотивов, составляют важный компонент морального сознания. Ценностные ориентации личности могут быть истолкованы как система установок личности на те или иные нравственные социальные ценности, в свете которых индивид или группа воспринимает ситуацию, выбирает соответствующий образ действия, дает оценку целей и средств деятельности и характера межличностных отношений. Как подмечает Х.А. Шайхова, ценностные ориентации личности по степени осознанности могут быть разделены на дорефлексные и рефлексные. Если личность приобретает навык осознавать привитую ему систему ценностных установок, и он может строить в своем сознании ориентированную систему отношений, отправляясь от собственной структуры потребностей и интересов, то формируется рефлексивная ценностная регуляция. При этом, поведение, действия личности осуществляются через рефлексное Я, отраженное Я, изменчивые представления личности о самом себе, самооценки и модели поведения. Если этот процесс слабо осознан или неосознан, то в этом выражаются дорефлексные ценностные ориентации.
  Ценностные ориентации выступают в качестве важнейшего компонента мотивационной структуры личности, мотивов и стимулов социальной активности, направленности общения. На основе ее осуществляется выбор личностью ее жизненного пути. При этом важным ценностным образованием в структуре духовной реальности общества является идеал. Рассматривая теорию идеала, В.Е.Давидович характеризует идеалы как формообразования сознания, которые служат интегральными целевыми основаниями деятельности и полагаются субъектом как предельное выражение того, что в системе его ценностей несет в себе характеристики высшего блага. Поэтому идеалы есть не только образ будущего и даже не столько его образ, сколько выражение должного в сущем, надлежащего в наличном бытии. Это целостный образ деятельности, взятый в том срезе, как она должна была бы осуществляться. И таким образом, идеал выступает своеобразным регулятором, поддерживающим направленность деятельности по цели, по результату. Это та цель, как отмечает В.Е.Давидович, которая властно детерминирует направленность деятельности, задает ей вектор.
  В целом процесс суммарного наложения координационных воздействий на уровне личности зависит от места личности в структурной организации общества. Можно представить в общем, плане и порядок этих воздействий. Мотивами действий личности являются ее потребности и интересы. Поэтому поведение личности определяется, прежде всего, механизмами саморегуляции. Поведение личности в семье коррелируется сложившимися семейно-бытовыми традициями. Корреляционно-регулятивный отпечаток на поведение личности накладывает общение с друзьями, товарищами, подругами. Принадлежность к производственным организациям, учреждениям, тем или иным общественным и политическим объединениям, учебным заведениям и др. означает, что деятельность в этих сферах находится под управлением и регуляцией государственно-административных, политических и общественных субъектов управления и регуляции. Принадлежность к той или иной исторически сложившейся общности людей обусловливает наличие национальных и этнических корреляционно-регулятивных воздействий. На весь процесс поведения личности, в целом, накладываются государственно-правовые нормы, а также элементы общественного самоуправления и саморегуляции.
  В обществе коррелятивно-регуляционные воздействия проявляются во взаимосвязи различных сторон деятельности и сфер жизни (экономической, политической, семейно-бытовой, духовной и др.), а также в отношениях между различными странами.
  Во всех связях между различными частями в структурной организации общества, сторонами его жизнедеятельности наличествуют коррелятивно-регуляционные системообразующие воздействия целостности.
  Такие виды координации как управление и самоуправление присущи только обществу. Их специфика достаточно хорошо освещена в современной научной литературе. Следует отметить, что механизмы общественного управления действуют в единстве и взаимосвязи всех звеньев, как регуляции и саморегуляции, как и управления и самоуправления. Управление - это сознательное целенаправленное регулирование социальных процессов. Процесс управления состоит в том, что управляющий субъект своими направленными информационными воздействиями контролирует состояние управляемого объекта и через координирующие механизмы побуждает его изменять свои параметры для достижения заранее заданных управляющим субъектом результатов. Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной деятельностью людей, с обеспечением самими людьми порядка, урегулированности производства и всей общественной жизни, на основе познания законов развития общества и использования их в своей деятельности.
  Сознательное научное управление обществом предполагает в себе и такие компоненты, к числу которых относятся планирование и прогнозирование. Планирование в соответствии с научным прогнозированием, в сущности, является гармоничным планированием, с учетом близких целей и далеких последствий. Большой интерес, при этом, представляют так называемые "самоорганизующиеся" прогнозы. Анализ проблем "самоорганизующихся" прогнозов дан А.М. Гендиным. Он указывал путь практического применения прогнозов с обратной связью. Такие прогнозы отражают специфическую отличительную черту структуры общества, которую своеобразно выразил Н.М.Амосов, а именно, "отсутствие строгой и постоянной структуры. Она все время меняется, подчиняясь принципу, который можно сформулировать так: структура предусматривает программу, в ходе которой меняется сама структура, а это в свою очередь ведет к изменению программы. Система, которая меняет свою структуру в ходе выполнения программы, называется самоорганизующейся".
  Совершенствование способа координации общества, очевидным образом, связано с все большим преобладанием сознательных факторов над бессознательными. Для формирования координационных механизмов глобального характера необходимо дальнейшее развитие компьютерной коммуникации и создание международных банков координационных данных по всем сферам жизнедеятельности.
  Подводя итог по данной главе, отметим, что в результате анализа движения информационных потоков в общественной жизни и выявления механизмов информационного обмена, мы раскрыли сущность общего направления развития информационных процессов. Исторически, по мере того, как создавались и совершенствовались способы кодирования, хранения и передачи информации на вещественной основе, формировались и предпосылки к развитию различных уровней общностного знания, что к концу XX столетия привело к реальному возникновению глобальной общечеловеческой памяти и функционированию глобального общечеловеческого сознания. Порождение целостного планетарного общественного организма с общечеловеческой памятью требует переориентации самосознания национальных общностей на гармоничные взаимоотношения между собой, а также биосферой и ближайшим космосом; на оказание содействия безболезненному порождению целостного общественного феномена; на необходимость создания при ООН особого координационного комитета по планетаризации общественного сознания.
 
  Вопросы для самопроверки
 
 1)Что такое информация?
 2)Каково понятие информационного общества?
 3) Какие виды информации вы знаете?
 4)Как осуществляется движение информационных потоков на уровни личности?
 5) Регуляционно - управляющая функция информации?
 
 
 
 
  Список литературы
 
 1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.- М.: Владос, 1994.- 336 с.
 2. Мартин Дж. Телесвязь и ЭВМ.- М.. 1981.- С.20.
 3. Миронов В.Б. Техника и человек: Историко-культурный аспект.- М.: Мол. гвардия. 1988.- 16-238с.
 4. Ракитов А.И. Перспективы информационного общества в СССР: проблемы, концепции, социально - экономические трансформации // Информация общественного производства. Тезисы международной конференции.- М.. 1989.
 5. Ракитов А.И. Компьютеризация капиталистического общества и социальные перспективы человека // Компьютеризация общества и человеческий фактор.- М., 1988.
 6. Урсул А.Д. Становление социальной информатики // Международный форум по информации и документации. 1989. Т. 14.
 7. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки. 1991, 5.
 8. Синельников М.Б., Бакланов И.С. Философия науки и научно-информационной деятельности.- М.: Изд-во Московского открытого социального университета, 2002.
 9. Синельников М.Б., Деятельность в свете теории информации // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные и социально-экономические науки".- Вып.4.- Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 1999.
 10. Свечников В.П. Способ координации и информационный обмен в обществе // Системно-структурные отношения в обществе как объект социально-философского анализа. Диссерт.- Карачаевск: КЧГПУ. 1996.
 
 
 
 Тема: Проблема человека в философии
 
 1.Постановка проблемы человека в истории философии.
 2.Сущность и предназначение человека.
 3.Роль объективных условий и субъективных факторов в формировании и развитии личности.
 
 1.Постановка проблемы человека в истории философии
 
  В истории философии было много подходов к пониманию человека. Существуют различные взгляды на человека в соответствии с многообразием философских учений, как прошлого, так и настоящего. В сущности, во вех этих идеях решалась извечная тема философских учений - взаимосвязь души и тела, или говоря современным языком, взаимосвязь биологического, социального и психического в человеке.
  Античный период, основан на различного рода мифах, в котором чертами человека наделяли неживую природу, небесные тела, животных, неодушевлённые предметы одаривались способностью жить, действовать, чувствовать и умирать. В Древней Греции человек рассматривается как органическая часть природы, космоса. В милецкой и пифагорийской школах не было разрыва между природным и человеческим. У Гераклита человек может жить в соответствии с космическим разумом и космической гармонией, он находится в единстве с противоречивым миром, полным борьбы и гармонии.
 Древнегреческие философы определяют человека как существо творческое, созидающее мир собственной деятельностью. По Аристотелю, главное отличие человека от других животных основывается на его способности к интеллектуальной жизни. Протагор высказал знаменитую мысль: "Человек - мера всех вещей". Платон суммирует два сократовских тезиса: "Добродетель - есть знание" и "Познай самого себя". По смыслу первый тезис означает, что добродетельная личность должна выйти за свои собственные пределы, в область всеобщего. По смыслу же второго тезиса необходимо сосредоточиться на самом себе. Человек знающий, что такое добродетель, обязательно будет добрым.
  Интересными являются и воззрения Платона о душе. Душа человека существовала до бытия в человеке, и будет существовать после. Подлинная сущность души - разум, в силу чего занебесное бытие и является его подлинной отчизной.
  Нравственная позиция Аристотеля по отношению к человеку отлична от Платона. Аристотель видит в природе человека единство душевных и телесных свойств. Душа связана с телом, как форма с материей. Он впервые вывел замечательный тезис, что "Человек - существо политическое ". Таким образом, античность открыла человека, отделив его от космоса и всеобщей субстанции.
  В эпоху средневековья в понимании человека утвердился религиозно - идеалистический подход. В период господства религии над всей духовной жизнью общества, человек стал пониматься не как мудрец, и тем более не как творец, а как продукт божественного сотворения. Ибо творец и мудрец - это единый бог. По мнению Августина Блаженного человек, если даже обратиться к мудрости, не может стать мудрым, пока живёт, ибо мудрость у бога и человеку не может быть доступна. Фома Аквинский оперировал чувствами, которые дают представление о мире. Христианство рассматривает человека как храм, вместилище богатейших чувств. В философии средневековья заострился вопрос о раздвоенности, разорванности души и тела. Душа человека всецело принадлежит богу, она поселяется в человеке при его рождении, и покидает его при смерти. Душа бессмертна, а тело бренно. В эпоху позднего средневековья, в Европе в XIII - XV веках, на Руси несколько позже, представления о человеке начинают наполняться индивидуальностью. Однако подлинный переворот во взглядах на человека произошёл в эпоху Возрождения (XV - XVIII вв.).
  В эпоху Возрождения и особенно в период формирования буржуазного общества в философии утверждается тезис человека как созидательно - преобразовательной силы истории, как субъекта истории. Человек понимается как существо, обладающее способностью к произвольному развитию и свободному формированию своего бытия.
  Видным представителем философии Нового времени является Рене Декарт, который представил миру человека разумного, способного изучать окружающий мир. У Бенедикта Спинозы в центре этики стоит "свободный человек", руководствующийся в своей деятельности только разумом и побеждающий свои страсти. Учёных всё больше интересует биологическая основа человека, дальнейшая её эволюция. В модели человека, разработанной французскими мыслителями Д.Дидро, Ж.-Жак Руссо и др. господствовала идея влияния на человека и общество природной среды, прогресса знаний материальной стороны общественного процесса.
  Особый интерес представляет видение проблемы человека представителями классической немецкой философии. И.Кант видел свою основную задачу в том, чтоб повести анализ познавательных способностей человека с целью выявления их природы и возможностей. Человек, по его мнению, целостное биологическое существо, принадлежащее миру природы и имеющее три вида задатков - животности, человечности, личности. Кант провозглашал идеи мира, выступая против войны. Г.Гегель рассматривает индивидуальное развитие человека в единстве с развитием всего человеческого рода. Он сформулировал идею о том, что социальная жизнь людей возвышается над индивидуальной жизнью. Таким образом, Гегель вплотную приблизился к пониманию социальной сущности человека, которая в полной мере была раскрыта К.Марксом и Ф.Энгельсом.
  Главное в марксистском понимании человека состоит в том, что человек одновременно есть и продукт общественного развития и творец социальных отношений. К.Маркс в 6 Тезисе о Фейербахе отметил, что сущность человека заключена, в совокупности существующих общественных отношениях. Некоторые считают, что это является определением сущности человека. На самом деле, это только указание на то, в чём заключается сущность. А сама сущность человека определяется существенными, социальными свойствами. К ним относятся: обладание сознанием, способности к мышлению; обладание способностью к трудовой производственной деятельности; обладание способностью к духовной жизни, к политической деятельности, а также к семейно - бытовой жизни. Все эти социальные свойства определяют социальную сущность человека. В 6 тезисе о Фейербахе, Маркс фактически говорит том, что все эти сущностные свойства человека заключены в совокупности общественных отношений, т.е. человек эти сущностные свойства приобретает под влиянием существующих общественных отношений, сложившихся в семье, школе, в производственных коллективах, в ВУзе, а также в различных политических учреждениях и организациях.
  Таким образом, формирование представлений о человеке происходило на протяжении всей истории развития философской мысли, что привело к выводу: человек представляет собой единство биологического, социального и психологического, человек субъект исторического процесса, но он же и результат этого исторического процесса.
 
 2.Философия о предназначении человека
 
  На протяжении всей истории развития философской мысли вопрос о сущности и предназначении человека рассматривался с самых различных позиций и никогда не решался однозначно.
  В религиозной философии этот вопрос решается на основе священных писаний. Так, в религиозной христианской философии эту основу составляет Библия, в исламе - Коран.
  В объективно - идеалистической философии Г.Гегеля сущность и предназначение человека определяется саморазвивающейся абсолютной идеей, мировым разумом.
  В материалистической философии этот вопрос решается также не однозначно. В рамках метафизического осмысления сущность человека часто сводится к его преимущественно биологическим качествам. Когда же речь заходит о предназначении человека, то даже среди диалектически мыслящих философов, распространено мнение, что никакого предназначения у человека нет, человек рождается, просто, без всякой на то цели, в силу существующего способа размножения, который сложился эволюционно, естественным образом. Однако, если этот вопрос рассматривать в рамках системно - структурного подхода, то можно твёрдо сказать, что человек имеет своё соответствующее предназначение. Это предназначение определяется системной целостностью и потому его можно назвать системным предназначением.
  Общество представляет собой целостную систему, элементом которой является человек. В любой целостной системе между элементами и частями устанавливаются системообразующие связи, по которым они объединяются в выполнении каких - либо общих действий, функций, становясь взаимосвязанными и взаимообусловливающими. Чтобы элемент был составной частью целого, он должен обладать теми свойствами, по которым устанавливаются системообразующие связи. Если он этими свойствами не обладает, он уже не является элементом и отторгается системой. Система сохраняет в своей целостности только те элементы и части, которые выполняют системообразующие функции.
  Общество - многокачественное системное образование. Прежде всего, это надличностная социальная система. С другой стороны, оно выступает как биологическая надорганизменная система, как вид живых существ. Видовая Саморегуляция использует все естественные приспособительные факторы к самосохранению. В сущности, все жизненные процессы вида подчинены именно этой цели. Поскольку индивиды недолговечны, то рождаемость выступает как главный фактор приспособляемости и самосохранения вида. Целостность стимулирует рождаемость и использует для этого все биологические факторы, чтобы порождённый индивид был способен к порождению себе подобных. Целостность этим предназначает индивида к выполнению её главной функции, и создаёт все необходимые биологические предпосылки к порождению именно таких индивидов. Поэтому, одно из предназначений человека, обусловленное надорганизменной видовой системой - это порождать себе подобных.
  Другое предназначение, обусловленное надличностной социальной системой, обеспечение самосохранения социальной целостности. Эта целостность создаёт социальные предпосылки к формированию у индивида социальных качеств, свойств, способностей, с тем, чтобы он выполнял системообразующие социальные функции, направленные на самосохранение социально целостности, её устойчивости, совершенствования её структурной организации. Учитывая социальные особенности, можно сказать, что те социальные процессы которые способствуют социальной устойчивости, социальному самосохранению , расширяют возможности социальной приспособляемости, являются прогрессивными. Социальная целостность, создавая соответствующие условия к "порождению" социального индивида - личности, этим самым предназначает его к выполнению соответствующих социальных функций, направленных к поддержанию прогрессивных процессов, сохраняющих целостность, делающих её более совершенной. И таким образом, социальное предназначение человека - способствовать социальному прогрессу.
 
 3.Роль объективных условий и субъективных факторов в формировании и развитии личности
 Все социальные качества и свойства каждый индивид приобретает, находясь во взаимосвязи и взаимодействии с внутренними частями и структурными организациями целостной общественной системы. Конечно, не все элементы в одинаковой степени подчиняются координационному воздействию целостности и выполняют своё системное предназначение. Степень овладения социальными качествами и выполнения системных функций во многом зависит от субъективного фактора. В сущности, процесс приобретения и развития социальных системных качеств индивидом является процессом воспитания и образования. Воспитание и образование выступают таким системным процессом, в результате которого индивид, с момента его рождения, приобретает сущностные качества человека и личности. В системном процессе воспитания усвоение тех или иных нравственных норм и правил обусловлено существующими реально этическими отношениями, установившихся в структурных организациях целостности, с которыми постоянно сталкивается индивид. ТО есть, фактически, даже если субъекты воспитания не строят каких - либо систем воспитания, в виде особых приёмов и способов воздействия на объект воспитания, воспитательный процесс осуществляется самой целостностью, за счёт структурной организации, взаимодействуя с которой, индивид приобретает и развивает те Ии иные социальные качества и способности. Этот самоорганизационный эффект целостного воздействия на части и элементы системы, фактически, относится к объективным фактором воспитания.
  В обществе объективные и субъективные факторы действуют в единстве и взаимосвязи. Объективными факторами для индивида, как элемента общественной системы, выступают общественная структура, различные составные части системы и стороны жизнедеятельности общества. Это наличие определённых производительных сил, определённой экономической, социально - политической структуры, определённых видов духовной деятельности, определённых семейно - бытовых отношений, определённой системы образования, на основе чего, в частности, складываются объективные факторы воспитания. Субъективные факторы связаны с целенаправленной сознательной деятельностью индивидов. В частности, субъективные факторы воспитания складываются из двух составляющих. С одной стороны, это сознательные целенаправленные действия воспитательными средствами и приёмами субъекта воспитания, когда субъект ставит цели, задачи воспитания, разрабатывает и применяет в действие соответствующие приёмы и средства. С другой стороны, это степень активности сознания, степень осмысления и принятия решений воспитываемым индивидом, характер его ценностной ориентации, степенью его самоконтроля, самоуправления своим собственным развитием. В сущности своей, целостный системный воспитательный процесс осуществляется в единстве объективных и субъективных факторов. Даже в том случае, когда отсутствует субъект - воспитатель, субъективный фактор, всё же, присутствует, он связан с сознательными действиями самого воспитываемого индивида. Если, при этом, индивид сам ставит цели и задачи своего воспитания и подбирает для этого соответствующие приемы и средства, то в полную силу начинает действовать процесс самовоспитания.
  Процесс социализации или приобретения социальных качеств индивидом всегда оказывается связанным с разрешением определённой группы противоречий, возникающих между индивидом и средой, между индивидом и действующими субъективными факторами, между субъективными и объективными факторами, и в сущности, между тремя типами координации: саморегуляции, самоуправления социализируемого индивида; управляющего действия субъектов социализации; самоорганизующего, самоуправляющего воздействия целостности через общественную среду. Большое значение, при всём этом, имеет степень соответствия целей и задач субъекта социализации, избираемых ими средств и способов практического действия, с потребностями целостной социальной системы, её структурными организациями. Можно полагать, что здесь действует определённый закон, закон соответствия субъективного объективному, выражающегося в том, что целостный системный процесс социализации является оптимальным, устойчивым только при соответствии субъективных факторов объективным, которое достигается при определённой степени направленности и интенсивности управляющего субъективного воздействия. В сущности, процесс социализации элементов общественной системы становится оптимальным тогда, когда достигается определённая гармония во взаимосвязи среда - объект - субъект социализации.
 Вопросы для самопроверки
 1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тема: Общеметодологические подходы и концепции научного исследования в современном познании
 
 1. Системно - структурный подход к исследованию явлений действительности.
 2. Феноменологический подход.
 3. Синергетика и социосинергетика.
 
 1.Системно - структурный подход к исследованию явлений действительности
 
  Сущность системно - структурного подхода заключается в том, что исследуемые объекты рассматриваются как системы, как множества взаимосвязанных элементов, составляющих единое органическое целое, структура которых выступает как совокупность внутренних связей и отношений; объекты исследуются преимущественно с точки зрения внутренних и внешних системных свойств, связей, отношений, которые обусловливают целостность и устойчивость их, а также под углом их многомерности и иерархии, когда целостный объект, наряду с другими объектами, рассматривается как часть или элемент целого более высокого порядка. В соответствии с этим вытекают и те задачи, которые должен решать системно - структурный подход. Без сомнения, основная задача это изучение законов внутренних и внешних отношений исследуемых систем в их взаимосвязи, как в специфически конкретных условиях (для данного рода систем ), так и в общем плане в изучении более общих законов внутренних и внешних отношений, характерных для систем любого рода, с учётом изоморфизма структурных моделей и аналогов, построенных для различных объектов исследования. И соответственно, решение этой задачи происходит как в рамках специальных наук, так и в междисциплинарном плане на пути создания ОТС - общей теории систем.
  Системно - структурный подход основывается на диалектических принципах взаимосвязи целого и части и взаимосвязи частей в целом. Выделяются следующие принципы системно - структурного подхода:
 1. все вещи, явления, процессы действительности рассматриваются объективно как системы, с присущей им внутренней структурой;
 2. выделение элементов и частей в системе, в соответствии с их объективной относительной самостоятельностью, и установление её структурных уровней;
 3. выяснение внешних отношений объектов, как проявление их внутренней структуры в структуре более широкого масштаба;
 4.,, описание части с учетом её места в целом ,, ;
 5. ,, проявление частями разных свойств и характеристик в зависимости от уровня (отношения) расположение части в целом ,, ;
 6. ,, зависимость элементов от среды ,, ;
 7. ,, взаимозависимость и взаимосвязь части и целого ,, ;
 8. ,, в объекте действует не только механическая причинность, но и система причинных связей ,, ;
 9. ,, источник преобразования целого (система) лежит внутри его ,, ;
 10.выявление противоположных тенденций, противоречий во взаимоотношении частей и целого, внутреннего и внешнего;
 11.выяснение специфики процессов координации и обмена и их роль по отношению к структуре и функции;
 12.выяснение взаимосвязи структуры и функции;
 13.установление законов взаимосвязи внутренних и внешних отношений;
 14.учёт генезиса и развития систем и их структур.
  Системно - структурный подход рассматривает все приёмы и методы, все теоретические модели, касающиеся ,так или иначе внутриэлементных и внешних системных отношений и оценивающие их качественно и количественно, с целью получения общих методов системно - структурного исследования, позволяющих дать целостную картину реальных процессов происходящих мире материальных систем. Каждый из этих приёмов, способов, моделей выражает, по существу, определённое направление в разработке теории систем. Выделяется целый ряд таких направлений:
  - ,,классическая,,теория систем, попытка применения классических математических методов теоретической физики к системам вообще или к подклассам (например, к закрытым и отрытым системам), разработка средств для их исследования и описания. Примером могут служить обобщённые принципы кинетики, применимые, в частности, к популяциям молекул или биологических существ, т.е. к химическим и экологическим системам;
 - использование вычислительных машин и моделирование. Использование вычислительных машин не только облегчает вычисления, но и открывает доступ в такие области, где в настоящее время отсутствует соответствующая математическая теория или нет удовлетворительных способов решения. Так, с помощью вычислительных машин могут анализироваться системы, по своей сложности, далеко превосходящие возможности традиционной математике; вместо лабораторного эксперимента можно воспользоваться моделированием на вычислительной машине и построенная таким образом модель, затем может быть проверена в реальном эксперименте. Подобный анализ - обычное дело в экономических разработках;
  - кибернетика является теорией систем управления, в основе которых лежит связь (передача информации) между системой и средой и внутри системы, а также управление (обратная связь) функциями системы относительно среды. В биологии и других фундаментальных науках кибернетические модели позволяют описывать структуру механизмов регуляции, например, при помощи блок - схем. Далее можно назвать теорию множеств, теорию ячеек, теорию графов, теорию сетей, синергетику, теорию информации, теорию автоматов, теорию игр и др., таков далеко неполный перечень методов и приёмов исследований, которые использует системно - структурный подход.
  Что касается основных системно - структурных категорий и определений, необходимо отметить, что исходными при данном анализе являются понятия "взаимодействие", "связь", "отношение". Такие понятия можно считать исходными, базисными, они составляют основу теории, адекватно описывающей целостную систему. В современной науке исследуются системы различной сложности. И уровни абстрагирования для них оказываются различными. Например, в физике и химии имеют дело с относительно простыми системами (состоящими из 2-х, 3-х или нескольких элементов: два электрических заряда, два проводника с током и др.). Здесь оптимальными уровнями абстрагирования оказываются уровни понятий "взаимодействие", "связи". "Взаимодействие" и "связь" являются исходными, базисными понятиями физико-химических теорий; на их основе формируются физические и химические понятия и формулируются основные законы.
  В описании более сложных систем (биологических, социальных) приходиться использовать в качестве базисного понятия также и "отношение". Любое изменение осуществляется через взаимодействие, взаимосвязь, взаимоотношение. И именно поэтому на основе данных понятий чаще всего формируются другие научные понятия и формулируются научные положения.
 
 2.Феноменологический подход
  Одним из философских направлений XX в. является феноменология, что буквально означает учение о феноменах. Основателями феноменализма в том виде, в котором он представлен, считается немецкий философ Эдмунд Гуссерль.
 Под феноменом в философии обычно понимают явление, постигаемое в чувственном опыте. Гуссерль же понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. Гуссерль недоволен противопоставлением субъекта объекту. При таком противопоставлении на первый план выступает либо субъект, что приводит к субъективизму, либо объект, что характерно для натурализма. Гуссерль стремится избежать этих крайностей. Субъективизм не может правильно интерпретировать содержание науки, он релятивен, т.е. все для него относительно, между тем как наука выявляет общезначимые истины. Натурализм понимает знание и сознание как пассивное отражение реальности.
  Феномен - структура сознания. Но в нём же дан и объект, так что в феномене субъект и объект слились воедино. Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и философ должен строить все свои выводы из этого факта. Оперируя феноменами, философ имеет дело не только с внешним, но и с внутренним миром человека. Призыв Гуссерля: назад, к вещам! Смысл призыва состоит в последовательном проведении анализа феноменов. Феноменолог начинает свой анализ с феноменологической редукции (сведение поля анализа к потоку феноменов, где только и можно обнаружить подлинные смыслы ), а заканчивает его сведением к эйдетическому мышлению ("эйдос"-по Гуссерлю идея). Эйдосы задают смыслы предметов.
  Феноменологический метод весьма популярен в мировой философии и науке. Считается, что этот метод гарантирует от сползания в крайности науки, оперирующей понятиями, за которыми не видно красок, тонов, запахов жизненного мира. Феноменология предостерегает от забвения жизненного мира.
 Что касается недостатков феноменологии, то их в основном видят в узком понимании проблемы практики, которая сводится к сопоставлению феноменов сознания. Часто феноменологию критикуют за "эклектичность" - имеется в виду, что она недостаточно чётко отделяет друг от друга чувственные и рациональные формы познания.
 
 
 
 
 3.Синергетика
  К концу XX столетия поиски соответствующей методологии и подходящей концепции к описанию общества как целостной системы, привели внимание к
 синергетике.
  Синергиды - от греч. вместе действующие. В буквальном значении синергетика - это учение о вместе действующих факторах. Однако она стала развиваться как учение о самоорганизации системы.
 Начало развитию синергетики положил Илья Пригожин из эмигрантской русской семьи. Он лаурят Нобелевской премии, выступает как бельгийский учёный. И.Пригожин основатель, так называемой, брюссельской школы, разрабатывающей теорию диссипативных структур, исследующей по преимуществу процессы самоорганизации в физических и химических системах. И.Пригожин выделил два типа структур - равновесные, диссипативные. Равновесные структуры могут образовываться и поддерживаться в ходе обратимых превращений, протекающих при незначительном отклонении от равновесия. Диссипативные структуры образуются и сохраняются благодаря обмену энергией и веществом с внешней средой в неравновесных условиях. И.Пригожин и его коллеги разрабатывают теорию диссипативных структур. Диссипация, как известно, представляет процесс рассеяния, превращения энергии в менее организованные формы: в тепловую энергию из-за наличия вязкости, трения, по сути, это хаос на макроуроне
  Следует отметить, что существуют и другие школы, например, школа Г.Хакена в г. Штуттгарте, рассматривают различные аспекты динамики самоорганизации в природных, социальных и когнитивных системах.
  Синергетика основана на идеях системности, целостности, нелинейности, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка. Синергетика имеет свой язык, основу которого составляют такие понятия как "аттрактор", "бифуркация", "фракталии" и др.
  Аттрактор - понятие, близкое к понятию цели: оно выражает направленность поведения нелинейной системы. В математическом плане нелинейные уравнения имеют несколько решений. Отсюда вытекает физический смысл нелинейности. Множеству решений нелинейного уравнения соответствует множество путей эволюции системы, описываемой этими уравнениями. В самом общем случае нелинейность можно представить в виде идеи многовариантности путей эволюции, идеи выбора из альтернатив. Аттрактор (от лат.attrahere-притягивать ) - направленность к устойчивому состоянию через определённые альтернативные пути. Устойчивое состояние системы как бы притягивает к себе все множество "траекторий" (изменений) системы, определяемых разными начальными условиями. Если система попадает в конус аттрактора, то она неизбежно эволюционирует к этому относительно устойчивому состоянию. Например, независимо от начального положение мяча он скатывается на дно ямы. Состояние покоя мяча на дне ямы - это аттрактор движения мяча.
  Другим специфическим синергетическим понятием является "бифуркация" (т.е. ветвление). Бифуркация, на уровне математического описания, означает ветвление решений нелинейного дифференциального уравнения. Физический смысл данного понятия таков: точка бифуркации - это точка ветвления путей эволюции системы.
 Эволюцию биологических видов нередко представляют в виде эволюционного дерева, в котором отражены различные альтернативные пути развития видов по линиям ограниченного или неограниченного прогресса. Происхождение через точки ветвления, совершённый при этом "выбор" закрывает иные, альтернативные пути и делает тем самым, эволюционный процесс необратим.
  Ещё одним специфическим синергетическим понятиям является "фракталии". Фракталиями называются такие объекты, которые обладают свойством самоподобия, ли, как говорят, свойством масштабной инвариантности. Это означает, что малый фрагмент структуры такого объекта подобен другому более крупному фрагменту, или даже структуре в целом. Установлено, что в природе довольно часто встречаются фрактальные формы. Например, масштабно инвариантными являются строение атома и строение солнечной системы.
  В современных исследованиях синергетика представляется как новое научное направление, которое, по словам Е.Н.Князевой "постепенно становится ядром постнеклассической научной картины мира, с новой онтологией и методологическим инструментарием ".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тема: Исторические этапы развития философской мысли
 
 1.Дрвнегреческая философия.
 2.Философия средневековья.
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу