<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 1.Древнгреческая философия
 
  Древнегреческая философия в своём развитии прошла 2 этапа:
 I этап - Милетская школа. Родоначальником данной школы был Фалес (625-547гг.до н.э.).Своё представление о мире Фалес развивал на основе наивного материализма. Первоосновой мира является вода. " Всё возникает из воды и всё в неё превращается". Это утверждение Фалеса. Он говорил, что земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Учеником Фалеса был Анаксимандр (611-546 гг. до н.э.). Он утверждал: "Начало и основа всего сущего есть апейрон (беспредельное). Это материальное первоначало, неопределённое, не имеющее определённых границ и конкретных качеств".Следующий представитель данной школы и ученик Анаксимандра - Анаксимен (585 - 524 гг. до н.э.). За первоначало принимал воздух.
 II этап - расцвет Древнегреческой философии. Наиболее яркими представителями этого этапа являются Гераклит, Демокрит, Платон, Эпикур, Аристотель.
  Гераклит (540 - 480гг. до н.э.) родился в городе Эфесе, в Ионии Малой Азии. Принадлежал к царскому роду Кодридов. Уступил царский сан своему брату. Но род Кодридов был лишён власти, победившей здесь рабовладельческой демократией. В конце своей жизни удалился в горы и жил отшельником. Прозвище "Тёмный". Его основное сочинение "О природе" дошло до нас в отрывках. Гераклит-материалист. За основу всего в мире принимал огонь из которого, по необходимости возникают все объекты мира. Гераклит писал: "Мир единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим". Рассматривая человека, Гераклит утверждал, что душа человека не может существовать независимо от тела. Важнейшей чертой и главной ценностью философии Гераклита, является диалектика. Диалектика Гераклита является наивной, она в догадках отстаивает принцип вечного изменения, обновления. Гераклит писал: "На входящего в ту же самую реку, набегают всё новые и новые воды, а потому, в одну и ту же реку, нельзя войти дважды". Всё течёт, всё изменяется - таков основной принцип диалектики Гераклита. "Жизнь природы,- писал Гераклит, это непрерывный процесс изменения и развития, где всякий объект и всякое свойство не остаются постоянными, а развиваясь, переходят в свою противоположность".
  Гераклит впервые указал на то, что источник, причина развития, заключена в самих объектах. Такой причиной является борьба, противоборство противоположностей. Гераклит отмечал: "Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию и всё через распрю (борьбу) создаётся". Гераклит обратил внимание на относительность истины. Одно и тоже, является истиной по отношению к одним условиям и не истиной, по отношению к другим условиям. Так он писал: "Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнивать с родом человеческим ".
 Таким образом, философия Гераклита является наивной диалектико-материалистической философией.
  Демокрит (460-370гг. до н.э.) родом из г.Абдер, глухая провинция Греции.г.Абдер считался городом глупцов. Слово "абдерит" означает простак, глупец. Демокрит происходил из богатого и знатного семейства. Получил в наследство значительное состояние. Демокрит ученик Левкиппа, который является родоначальником атомизма (учение об атомах). Демокрит воспринял это учение. По свидетельствам боле поздних философов, Демокритом написано более 60-ти произведений, среди которых главное место занимают: "Великий диакосмос", "Малый диакосмос", "О логике или Мерило" и др. Из его сочинений до наших дней дошли только отдельные отрывки.
  Демокрит - материалист. За основу всего мира принимал атомы и пустоту. Он утверждал: "Всё состоит из атомов и пустоты". Атомы это последние неделимые частицы материи. Они вечны и находятся в постоянном движении. Отличаются атомы друг от друга формой, величиной, положением, порядком. Всё многообразие явлений в мире он объяснил соединением и разъединением атомов. Демокрит писал: "Миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы тоже бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся по Вселенной и этим порождают всё сложное - огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твёрдости".
  Рассматривая человека, Демокрит считал, что душа человека, как и тело, состоит из атомов, но особой формы (огненных атомов), поэтому душа уничтожается вместе с телом, жизнь и смерть это лишь соединение и разложение атомов. Демокрит утверждал, что животные, люди возникли в результате естественного длительного развития. Чарльз Дарвин усмотрел в этом учении "проблеск будущего принципа естественного отбора". Демокрит полагал, что боги - это образы, превосходящие людей лишь силой, красотой, долголетием, они не вечны. Рассматривая проблему познания, Демокрит выделил 2 вида познания: а) познание посредством логического рассуждения - это познание он считал законным и достоверным суждением об истине; б) познание посредством ощущения - это познание, он называл тёмным и отрицал пригодность его. Почему? Потому, что ощущения наши условны, так как "лишь в общем мнении существует цвет, в мнении - сладкое, горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота.
  Платон (427-347гг.до н.э.) родился в Афинах. По своему социальному положению принадлежал к афинской рабовладельческой аристократии. Он получил прекрасное образование и воспитание. Это был красивый и сильный молодой человек: ширина его плеч и определила его прозвище, Платон, ставшее в последствии его главным именем (от греч. "плато" -ширина, широкий). Настоящее же имя его было Аристокол. В возрасте 20 лет он стал учеником Сократа. Платон много путешествовал, был в Сицилии, Сиракузах. В Сиракузах правитель Дионисий Старший продал Платона в рабство за то, что он своими речами пытался убедить тирана преобразовать монархическую власть в аристократическую. Его привезли в Афины друзья, собрали деньги, чтобы выкупить его, но выкупил Платона один богатый афинянин (Анникерид). На собранные друзьями деньги Платон купил участок, где в саду, посвящённому полу-богу Академу, основал свою собственную философскую школу - Академию. Это слово в наше время используют для обозначения Академий, где получают наивысшие знания. Платон написал ряд сочинений: "Пир", "Закон", "Парменид", "Государство" и др. Все его сочинения в диалогах. Платон объективный идеалист. За первооснову принимает "мир идей". Вторичным, производным от мира идей, является мир "чувственных вещей", т.е. материальный мир.
  В диалоге "Тимей" Платон утверждает, что вечны только одни божественные идеи. Космос же не вечен. Он был сотворён. Космос конечен и имеет шаровидную форму. Центром Космоса является Земля, окружённая планетами и неподвижными звёздами, которые находятся на седьмой, самой отдалённой сфере мира. Небесные тела Платон считает одушевлёнными существами или богами и движение планет вызвано именно их душами. Мир создан Демиургом (творец, создатель). Он сообщил Космосу определённый порядок и последовательность. Материальные вещи созданы по образу идей, существующих в мире идей. Платон полагал, что процесс познания заключается в том, чтобы человек вспоминал то, что его душа видела в мире идей. Человек обладает умом, ум заключён в душе, а душа в теле человека. Чтобы ум мог вспоминать, что было в мире идей, человек должен отключиться от всего чувственного. Закрыть глаза, заткнуть уши и погрузиться в воспоминания. Методом такого познания у Платона является диалектика.
  У Платона диалектика представляется методом дихотомии (двойственное противоположное высказывание об одном и том же предмете). Например: мир конечен и мир бесконечен. Платон полагал, что, приводя доводы за и против, высказанных противоположных мнений, можно привести к истине.
  В диалоге "Государство" Платон рассматривает различные формы правления. В качестве отрицательной формы правления, он выделяет тимократию, т.е. власть основанную на чистолюбивцев. Это первая, во времени, форма правления. От тимократии осуществляется переход к олигархии (т.е. господству не многих, над большинством). Это господство богатых над бедными. Развитие олигархии по Платону, приводит в ещё худшую форму государственного устройства в демократию. Это власть и правление большинства. При демократии, как говорил Платон, противоположность между богатыми и бедными сильно обостряется. Это приводит к тирании, т.е. безраздельной власти одного над всеми. Всем этим отрицательным формам власти, Платон, противопоставляет свой проекту наилучшего государства. Его идеальное государство основывается на трёх социальных группах: правители государства - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже государства, производители - земледельцы, ремесленники, которые обеспечивают удовлетворения жизненных потребностей всех людей и государства. Рабы не рассматриваются как самостоятельная социальная группа. Они лишь придаток орудия труда, говорящий скот.
  Этика Платона основывается на добродетелях, соответствующих трём основным сословиям в Платоновском государстве, таких как мудрость, храбрость, умеренность, справедливость.
  Аристотель (384 - 322гг.до н.э.) родился в городе Стагире во Фракии недалеко от Македонии, и её столицы Пеллы. Отец Аристотеля Никомах был по профессии врач, был придворным врачом Македонского царя Аминты II. В 17 лет Аристотель отправился в Афины и стал слушателем академии Платона. В 20 лет был учеником Платона, затем покинул его, переселился в Пеллу, где стал учителем Александра Македонского (сына царя Македонии Филиппа). Когда Александр становится царём, Аристотель возвращается в Афины и основывает свою школу - Афинский Ликей. Аристотель порывает с философией Платона. В последствии, он говорил: "Платон мне дорог, но истина дороже".Аристотель написал более 150 научных трудов и философских трактатов, в которых объединил все достижения древних наук (по физике, логике, космологии, психологии, этике, эстетике, биологии, метеорологии). Взгляды Аристотеля изложены в сочинениях "Метафизика", "О душе", "Категории", "О небе", "Политика". В своих сочинениях Аристотель признавал объективные существования материального мира. Он впервые вводит понятие "материя". Материя - греч. "хилле" - означает дерево, являющееся основой всех вещей, поэтому Аристотель стал употреблять, как основу всех вещей, явлений в мире. Свои взгляды на мир Аристотель развивает в таких трактатах как "Физика", "О небе" и др. Начало всего существующего по Аристотелю составляют: форма, материя, лишённость (то, что противоположно возникающемуся). Бесформенная материя составляет субстрата (подпорка, основа). Конкретность ей придаёт форма. Все конкретные материальные объекты обладают своей формой. Форма, фактически, является причиной возникновения каждой вещи, а лишённость означает бесформенность. Вообще, Аристотель говорил о четырёх видах причин появления вещей: 1) материальная причина или материя; 2) формальная причина или форма; 3) производящая причина (то, что оформляла вещь, придавала ей форму); 4) конечная причина или цель (чтобы что-то произвести, нужна цель). Все существующие вещи Аристотель делил на два класса: 1) вещи, существующие по природе естественно; 2) предметы, возникающие в силу иных причин (созданных искусственно). Вещи, существующие по природе, имеют самих себя - начало движения и покоя (никто их не движет). Результатом всякого движения является форма. Но форма, является активной стороной материи. Аристотель различал четыре вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение (т.е. изменение свойства); 3) количественное изменение (увеличение, уменьшение); 4) перемещение (перемена места). Движение у Аристотеля является неотъемлемым и единственно возможным условием существования, как отдельных материальных тел, так и всей Вселенной в целом. Аристотель выступает против атомистов, поскольку их физика предполагает, что по своей природе атомы совершенно неизменны. Но эта гипотеза, согласно Аристотелю противоречит факту взаимодействия тел и их влияние друг на друга. Чтобы взаимодействие оказалось возможным, необходимо допустить и возможность качественных изменений в самих атомах. Кроме того, для объяснения ряда явлений, Аристотель вводит понятие особого физического элемента, названного им "эфиром", который резко отличается от всех других элементов ранних греческих философов - огня, воды, воздуха и земли. Эфир - центральное понятие не только физики Аристотеля, но также его космологии и астрономической системы. Из эфира, по Аристотелю, состоят все небесные тела. С поверхности Земли они представляются нам состоящими из огня, но это потому, что вследствие быстрого движения небесные тела раскалены. Эфир, кроме того, заполняет собой мировое пространство, в котором происходит движение и вращение небесных тел. И здесь, при разборе астрономических воззрений Аристотеля, снова встаёт вопрос о бесконечности и безграничности мироздания. Аристотель полагал, что материи присущи некоторые свойства. Такими свойствами являются противоположности тёплого и холодного, сухого и влажного. Попарное сочетание этих основных свойств даёт следующие элементы стихии: теплое и сухое даёт такой элемент стихии как огонь, тёплое и влажное - воздух, холодное и влажное - вода, холодное и сухое - Земля. Каждый из элементов имеет своё естественное место: "огонь и воздух движутся к границе (мира), а земля и вода к середине ". На основе этого, Аристотель даёт своё представление о структуре мира. Мир, как целое, имеет форму шара, с очень большим, но всё-таки конечным радиусом. Структура мира сложная, иерархическая (выше - ниже), состоит из множества шарообразных сфер, вложенных друг в друга, наподобие матрёшки. В центре мира находится Земля, имеющая форму шара. Она окружена снаружи небесными сферами. Первые семь небес принадлежат "планетам" - Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Восьмое небо занимают звёзды, на девятом небе находится дух или перводвигатель (бог), который сообщает движения всем небесам. Земля - неподвижна.
 Представление Аристотеля о структуре мира было дополнено Птолемеем. Эта структура сохранялась вплоть до Коперника, который доказал ошибочность данной структуры.
  Аристотель внёс большой вклад в развитие логики. Он разработал основы формальной логики (учение о способах правильного построения мысли). Им сформулировано три основных закона логики: 1) закон тождества; 2) закон противоречия; 3) закон исключённого третьего. Аристотель собрал богатейшую ботаническую и зоологическую коллекцию редкостных экспонатов растительного и животного мира Средиземноморья. Он полагал, что каждое живое существо, и каждый орган животного и человека созданы природой не только целесообразно, но и с определённым замыслом на их конечное предназначение. По существу, Аристотель является первым основателем биологии, как науки о живых существах. Аристотель высказывает догадку об эволюции живых существ.
 Этот материал взят с сервера stavradio.pp.ru
 
 

<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу