<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 4.2.6. Индикаторы операционной деятельности
  Расходная ставка в расчете на одного платного пассажира ? данный индикатор представляет собой отношение расходов на перевозки маршрутными автобусами к объему перевозок платных пассажиров.
  Необходимость определения ставок в расчете на одного платного пассажира вызвана следующими причинами. Как уже отмечалось ранее, объем перевозок льготных пассажиров - величина абстрактная, ничем не подтвержденная, корректно определить ее за достаточно большой временной интервал практически невозможно. В настоящее время в подавляющем большинстве городов России предприятия ГПТ определяют ее с учетом рекомендаций Росстата, в соответствии с которыми предполагается (!), что каждый льготный пассажир совершает по внутригородским маршрутам 50 поездок в месяц. Несмотря на то, что почти две поездки в день - величина относительно реальная, нельзя не учитывать того обстоятельства, что значительную часть пассажиров, обладающих правом бесплатного проезда, составляют люди, не имеющие в силу различных причин возможности регулярно пользоваться ГПТ (инвалиды, дети-сироты, в меньшей степени это касается ветеранов Великой Отечественной войны и труда). Кроме того, 50 поездок в месяц пассажира-"льготника" учитываются каждым городским предприятием ГПТ, что, вполне естественно, приводит к еще большей неточности при определении общего объема перевозок.
  Кроме того, серьезные погрешности допускаются даже при определении количества льготных пассажиров. Это связано с тем, что городские администрации, как правило, не имеют сведений о численности населения, имеющего льготы по профессиональному признаку: сотрудники милиции, оперативных подразделений органов налоговой полиции, ФСБ, ГУИН, военнослужащие, курсанты и т.д.
  В итоге расчетный объем перевозок пассажиров, отражаемый во всех традиционных статсборниках, может отличаться от фактического объема почти в два раза. Следовательно, при учете только платных пассажиров у предприятия ГПТ намного меньше возможностей по искусственному завышению (или занижению, в зависимости от поставленной задачи) показателей, характеризующих эффективность пассажирских перевозок.
  Доходная ставка в расчете на одного платного пассажира ? данный индикатор определяется как отношение выручки от эксплуатационной деятельности к объему перевозок платных пассажиров.
  Соотношение доходной ставки в расчете на одного платного пассажира и стоимости проезда на ГПТ ? данный индикатор, как следует из названия, представляет собой отношение предыдущего индикатора к действующему на внутригородских маршрутах тарифу и позволяет определить, каковы именно внутренние резервы повышения эффективности пассажирских перевозок.
  Несмотря на то, что для многих представляется вполне очевидным равенство доходов с одного платного пассажира и тарифа на проезд в ГПТ, это далеко не так. В качестве примера достаточно привести величину этого показателя у некоторых предприятий: Ярославское ПАТП-1 - 28%, "Саратовгорэлектротранс" - 44,7%, Кстовское ПАТП - 81,6%, Хабаровское ПАТП-3 - 93,9%. Причина столь большого разброса значений кроется в различной эффективности сбора выручки от реализации билетной продукции: реализация большого количества проездных билетов более чем на одну поездку (на сутки, неделю, месяц и т.д.) приводит к уменьшению этого показателя, напротив, отказ от любого вида поездных билетов, кроме как на одну поездку, значительно его увеличивает.
  Особо следует отметить, что в отличие как от первых двух показателей, так и от любых иных абсолютных показателей, во многом зависящих от влияния внешних факторов (высокая численность населения города предопределяет наличие развитой маршрутной сети, а также использование автобусов особо большой вместимости, что сказывается на себестоимости перевозок), данный показатель характеризует исключительно эффективность работы самого предприятия и по этой причине наиболее удобен при сравнении результатов работы предприятий ГПТ разных городов.
  Покрываемость затрат на городские пассажирские перевозки выручкой от реализации билетной продукции ? сводный индикатор, представляющий собой отношение индикатора "Доходная ставка в расчете на одного платного пассажира" к индикатору "Расходная ставка в расчете на одного платного пассажира".
  Бюджетные дотации в расчете на одного платного пассажира ? при расчете данного индикатора определяется суммарный объем перевозок пассажиров как по городским, так и по пригородным маршрутам, что связано с невозможностью выделить из общей суммы дотаций ту ее часть, которая предназначена для покрытия убытков по городским пассажирским перевозкам. Вполне очевидно, что при повышении эффективности работы величина данного показателя должна уменьшаться как за счет снижения потребности перевозчика в стороннем финансировании, так и за счет увеличения количества платных пассажиров, перевозимых пассажирским перевозчиком.
 4.2.7. Индикаторы финансового состояния
  Мониторинг финансового состояния проводится исключительно по отношению к муниципальным предприятиям городского пассажирского транспортного комплекса и не затрагивает пассажирских перевозчиков, не находящиеся в муниципальной собственности. Индикаторы финансового состояния предприятий и методика их использования одинаковы для всех муниципальных предприятий. Муниципальный орган управления городским пассажирским комплексом может устанавливать для каждого предприятия свои диапазоны допустимых изменений индикаторов с учетом специфики их деятельности. Ниже будут приведены некоторые рекомендуемые индикаторы финансового состояния предприятия, а также некоторые типовые решения, которые можно принять на основе анализа данных индикаторов.
 Индикаторы финансовой устойчивости
  Доля заемных средств в структуре баланса ? характеризует степень зависимости предприятия от внешних источников финансирования и рассчитывается по формуле: (заемные средства + кредиторская задолженность) / (собственные средства + заемные средства + кредиторская задолженность).
  Величина собственных средств определяется на основе данных баланса:
 собственные средства = капитал и резервы - целевое финансирование - задолженность учредителей - убытки.
  Величина заемных и привлеченных средств определяется на основе данных баланса:
 заемные средства = долгосрочные пассивы + краткосрочные заемные средства.
  Рекомендуемое значение показателя - не более 0,5.
  Коэффициент обеспеченности внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования ? рассчитывается по формуле: (собственные средства + долгосрочные пассивы) / внеоборотные активы.
  Рекомендуемое значение показателя - больше единицы. Значения показателей меньше единицы свидетельствуют о том, что предприятие финансирует долгосрочные активы за счет краткосрочных ненадежных источников - кредиторской задолженности, что свидетельствует о неустойчивости финансового состояния предприятия и его недальновидной финансовой политике.
  Оборотный капитал ? рассчитывается по формуле: оборотные средства - кредиторская задолженность - убытки.
  Оборотный капитал представляет собой часть оборотных средств предприятия, финансируемых за счет стабильных источников. Положительное значение показателя является необходимым условием финансовой устойчивости предприятия.
  Анализ индикаторов финансовой устойчивости может быть основанием для принятия оперативных решений. Можно предложить следующие типовые оперативные решения:
  1) если неудовлетворительная финансовая устойчивость предприятия сопровождается убытками от основной деятельности, вызванными внешними по отношению к предприятию факторами, регулирующим органом может быть начата процедура изменения тарифа;
  2) если ухудшение финансовой устойчивости предприятия связано с наличием просроченной задолженности муниципалитета (т.е. значение показателя, рассчитанное с учетом уменьшения кредиторской задолженности предприятия на величину просроченной задолженности муниципалитета, укладывается в допустимые значения), могут быть приняты решения о проведении взаимозачетов или изыскании внутренних резервов бюджета;
  3) в случае неудовлетворительных показателей финансовой устойчивости предприятия при отсутствии внешних неблагоприятных для предприятия факторов на основании договора с руководителем муниципального предприятия может изменяться вознаграждение руководителя.
 Индикаторы ликвидности
  Коэффициент общего покрытия ? представляет собой отношение величины оборотных средств к кредиторской задолженности и характеризует способность предприятия погасить кредиторскую задолженность за счет оборотных средств. Рекомендуемое значение показателя составляет от 1,5 до 2,5. Слишком низкое значение индикатора является признаком возможных проблем с погашением кредиторской задолженности, слишком высокое ? может свидетельствовать о недостаточно эффективном управлении оборотным капиталом. Рекомендуемые значения коэффициентов могут меняться в зависимости от фактора сезонности.
  Коэффициент текущей ликвидности ? характеризует способность предприятия погасить свою кредиторскую задолженность за счет более ликвидной части оборотных средств - денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности (кроме просроченной) и рассчитывается по формуле: (оборотные средства - производственные запасы - НДС по приобретенным ТМЦ - просроченная дебиторская задолженность) / кредиторская задолженность.
  Нормальное значение этого показателя - около 1. Слишком низкое значение показателя свидетельствует о том, что у предприятия есть проблемы с погашением задолженности перед кредиторами. Слишком высокое значение показателя может свидетельствовать о недостаточно эффективной политике взыскания дебиторской задолженности.
  Коэффициент абсолютной ликвидности ? показывает, какую долю кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно за счет наиболее ликвидной части своих активов: (краткосрочные финансовые вложения + денежные средства) / кредиторская задолженность.
  Рекомендуемое значение показателя - около 0,01-0,02.
  Анализ индикаторов ликвидности может быть основанием для принятия оперативных решений. Предлагаются следующие типовые оперативные решения:
  1) если ухудшение ликвидности предприятия связано с наличием просроченной задолженности муниципалитета (т.е. значение показателя, рассчитанное с учетом уменьшения кредиторской задолженности предприятия на величину просроченной задолженности муниципалитета, укладывается в допустимые значения), могут быть приняты решения о проведении взаимозачетов или изыскании внутренних резервов бюджета;
  2) в случае отсутствия или незначительности размеров просроченной задолженности муниципалитета на основании договора с руководителем муниципального предприятия может изменяться величина вознаграждения руководителя.
 Дебиторская задолженность
  Анализируются размер, динамика дебиторской задолженности по категориям потребителей, а также наличие и доля просроченной дебиторской задолженности. Динамика дебиторской задолженности анализируется в сравнении с выручкой, для чего используется такой показатель, как средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности. Он рассчитывается по следующей формуле: дебиторская задолженность / выручка • длительность анализируемого периода (дней).
  Рост среднего срока оборачиваемости дебиторской задолженности свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия. Причинами такого ухудшения могут быть как неэффективность финансового менеджмента МУП, так и неспособность потребителей своевременно и полностью оплачивать услуги. В случае неблагоприятной структуры и динамики дебиторской задолженности собственник МУП может потребовать от руководителя отчета о мероприятиях по сокращению дебиторской задолженности. В то же время опережающий рост дебиторской задолженности (в том числе просроченной) определенной категории потребителей по сравнению с ростом выручки является признаком нежелательности повышения тарифов для соответствующей категории потребителей. Если имеет место значительная дебиторская задолженность муниципалитета перед муниципальным предприятием, то может быть принято решение о проведении взаимозачетов либо об изыскании внутренних резервов бюджета.
 Кредиторская задолженность
  Анализируются размер, динамика, структура кредиторской задолженности по категориям потребителей, а также наличие и доля просроченной кредиторской задолженности. Превышение темпов роста кредиторской задолженности над темпами роста оборотных средств, а также наличие просроченной кредиторской задолженности (включая задолженность по зарплате) свидетельствуют об ухудшении финансового состояния предприятия.
  Если неудовлетворительная динамика кредиторской задолженности связана с наличием задолженности муниципалитета (т.е. при уменьшении величины кредиторской задолженности на величину дебиторской задолженности муниципалитета перед МУП значения показателей становятся удовлетворительными), может быть принято решение о проведении взаимозачетов или изыскании внутренних резервов бюджета.
  Сведения о динамике и структуре кредиторской задолженности могут учитываться при определении размера вознаграждения руководителя МУП.
 Структура финансовых потоков
  На основании информации, предоставленной муниципальным предприятием, анализируется структура финансовых потоков на предприятии по источникам, направлениям расходования и формам расчетов (денежные расчеты или зачеты). Чем выше доля денежных расчетов в структуре финансовых потоков, тем более благоприятным является финансовое состояние предприятия. Рекомендуемое значение индикатора - не менее 30-35%. Высокая доля зачетов в расчетах с организациями и предприятиями-потребителями свидетельствует о нежелательности повышения тарифов для этих групп потребителей из-за их низкой платежеспособности. Если денежные поступления (без зачетов) меньше затрат на заработную плату, это является признаком неудовлетворительного финансового состояния предприятия.
 
  Информация о величине рассмотренных выше индикаторов предприятий городского пассажирского транспорта муниципальных образований Российской Федерации, для которых Институт экономики города разрабатывал программы реформирования городского пассажирского транспортного комплекса, представлена в приложениях к книге (см. таблицы).
 Нормативные правовые акты
 
 <1> Устав автомобильного транспорта в РСФСР (утвержден Постановлением Совета министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12).
 <2> Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР (утверждены приказом Минтранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. № 176).
 <3> Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте (утверждены приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. № 200).
 <4> Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании деятельности на автомобильном транспорте (утверждены приказом Минтранса России от 30 марта 1994 г. № 15).
 <5> Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утверждено приказом Минтранса России от 9 марта 1995 г. № 27).
 <6> Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено приказом Минтранса России от 8 января 1997 г. № 2).
 <7> Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 г. № 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации".
 <8> Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
 <9> Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".
 <10> Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. № 402).
 <11> Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 917 "О внесении изменений и дополнений в Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществлении ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин".
 <12> Налоговый кодекс Российской Федерации.
 <13> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2001 г. По делу № ГКПИ 01-1199.
 <14> Государственный стандарт Российской Федерации "Услуги пассажирского автомобильного транспорта" (ГОСТ Р 51825-2001).
 
 Литература
  Ваксман С.А., Гончарова И.В., Семушина М.А. Система договорных отношений в транспортно-пассажирском обслуживании населения городов: Материалы конф. / VIII Международная (11-я Екатеринбургская) научно-практическая конф., Екатеринбург, 14?15 июня 2002.
  Ветров Г.Ю. и др. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2001.
  Герами В.Д. Методология формирования системы городского пассажирского общественного транспорта. ? М.: МАДИ (ГТУ), 2001.
  Материалы заключительного семинара по обзору бюджетных расходов и расходов Дорожного фонда на общественный транспорт и дорожное хозяйство. 8?9 октября 2002 г., Москва.
  Основные направления стабилизации и реформирования городского пассажирского транспорта в Российской Федерации. - М., 2001.
  Реформирование городского пассажирского транспорта. ? М., ФГУП "Трансинвест", 2002.
  Родионов А.Ю. Правовые основы организации транспортного обслуживания городского населения. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2000.
  Родионов А.Ю. Организация транспортного обслуживания городского населения. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2001.
 1 Здесь и далее ссылки на список нормативных правовых актов на с.
 2 Точное определение понятия дается в Правилах организации пассажирских перевозок, однако в преамбуле этого нормативного правового акта указано следующее:
  "1. Настоящие правила устанавливают основные принципы организации пассажирских перевозок, порядок работы эксплуатационной службы республиканских объединений и главных управлений автомобильного транспорта, транспортных управлений, управлений пассажирского автомобильного транспорта, производственных объединений пассажирского автомобильного транспорта и автовокзалов и пассажирских автостанций, автотранспортных предприятий системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР, осуществляющих пассажирские перевозки (в дальнейшем именуемых "автотранспортные предприятия и организации").
  2. Правила обязательны для выполнения всеми работниками системы Министерства, имеющими отношение к работе пассажирского автотранспорта".
 3 Ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" дублирует норму Конституции Российской Федерации.
 4 Данный федеральный закон опубликован в "Российской газете" от 1 сентября 1995 г. и в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. № 35, ст. 3506.
 5 Под финансированием в данном случае понимается уровень тарифа на пассажирские перевозки или непосредственно объем бюджетного финансирования.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 1
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу