<< Пред.           стр. 10 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу

  18. Неудачи (семейные, профессиональные, деловые, любовные,
 престижные...);
  19. Методы действий (словом, делом, прямой атакой, хитростью,
 компромиссом, чужими руками...);
  20. Поведение в пьяном виде (контролируемость, слезливость,
 добродушие, агрессивность...);
  21. Поведение в экстремальной ситуации ("бросается в бой",
 убегает, выжидает, замирает...);
  22. Поведение в группе (стремление к лидерству, подчинению,
 анархии, равноправию, изолированности...);
  23. Эмоциональное реагирование (речевое поведение, уровень
 скрываемости чувств, характерные для определенной эмоции жесты и
 психофизиологические реакции...);
  24. сексуальные нюансы (степень мотивации, отклонения от нормы,
 контролируемость, привычки...).
 
 Г. Психологические и интеллектуальные качества
 
  (Оценку конкретных качеств целесообразно проводить по пятибальной
 шкале, четко регистрирующей меру их выраженности: "ОВ" (очень
 высокая), "В" (высокая), "С" (средняя), "Н" (низкая), "ОН" (очень
 низкая). В случае полярного варианта лучше ориентироваться на один из
 полюсов.
  1. Мышление (конкретное - абстрактное).
  2. Эрудиция (общая и частная).
  3. Интеллект (догматичность - гибкость).
  4. Способность к анализу - верхоглядство.
  5. Сообразительность - тупость.
  6. Проницательность - поверхностность.
  7. Критичность мышления - легковерие.
  8. Практичность - фантазийность.
  9. Консерватизм - новаторство.
  10. Рискованность - нерешительность.
  11. Уступчивость - агрессивность.
  12. Одержимость - пассивность.
  13. Стремление к лидерству - подчиняемость.
  14. Приспособленчество - независимость.
  15. Маневренность - прямолинейность.
  16. Легковерие - подозрительность.
  17. Любознательность - безразличие.
  18. Внушаемость - способность преодолеть внушение.
  19. Совестливость - практичность.
  20. Принципиальность - конформность.
  21. Снисходительность - требовательность.
  22. Альтруизм - эгоизм.
  23. Вера в себя - вера в обстоятельства.
  24. Открытость (экстравертность) - замкнутость (интровертность).
  25. Склонность хитрить - бесхитростность.
  26. Хладнокровие (как в опасности, так и в ожидании) -
 импульсивность.
  27. Сдержанность (в поступках, разговорах, выдаче информации...)
 - распущенность.
  28. Уверенность в своих силах - беспомощность.
  29. Жестокость - мягкость (доброта).
  30. Храбрость - трусливость.
  31. Отношение к угрозе (ярость - безразличие - страх).
  32. Работоспособность в стрессовой ситуации.
  33. Переносимость боли и стрессовых ситуаций.
  34. Быстрота реагирования (на внезапное изменение темы разговора,
 на отдельные действия...).
  35. Эмоциональная устойчивость.
  36. Сила и длительность эмоций.
  37. Способность долго скрывать свои чувства.
  38. Уровень притязаний.
  39. Наблюдательность.
  40. Обязательность.
  41. Тревожность.
  42. Лживость.
  43. Мстительность.
  44. Чувство благодарности.
  45. Тщеславие.
  46. Сексуальность.
  *Фактура, извлекаемая из досье, обычно применяется для*:
  - вербовки объекта;
  - манипулирования объектом;
  - предвидения действий объекта;
  - просчитывания опасности исходящей от объекта;
  - нейтрализация объекта.
 
 5. Тактика оценки кандидата
 
  Всесторонне изучив конкретного человека, ему дают предельно
 взвешенную потенциальную оценку с позиций:
  - вероятности его вербовки;
  - его возможностей как агента;
  - выгод при его привлечении;
  - риска при его привлечении;
  - реальных направлений его использования.
  *В оценке вероятность вербовки данного лица учитывают*:
  - наличие необходимых внутренних (черты характера, слабости,
 пороки...) и внешних (компромат, ценимые факторы и люди...)
 уязвимостей;
  - мешающие факторы (черты характера, идейная убежденность,
 влияние значимых лиц, трудности прямого контакта...) и оптимальные
 возможности их устранения (снижение значимости, обход, переворачивание
 в свою пользу...);
  - кто, по какой причине, как и с какой эффективностью может
 способствовать вербовке...
  *В оценке возможностей объекта как агента, берут в расчет*:
  - внутренние качества личности (ум, наблюдательность, активность,
 уровень притязаний, контактность, склонность к риску, упорство,
 хладнокровие, смелость, находчивость...);
  - внешние факторы обстановки (имеющие информацию друзья, родные и
 знакомые, возможности влияния на ключевых людей и ход событий ввиду
 своего авторитета или служебной должности, обширные контакты...).
  *В оценке выгоды от привлечения (вербовки) объекта просчитывают*:
  - полезность информации и прочего содействия, которые
 предполагается здесь обрести;
  - степень его наличных и потенциальных возможностей влиять на ход
 событий либо на конкретных лиц;
  - степень трудности проникновения извне в данную группу или
 среду;
  - шансы использования объекта для внедрения в организацию своих
 людей;
  - аспект потери в его лице активного противника.
  *В оценке риска вербовки объекта прикидывают*:
  - возможности активно-негативной реакции на предложение о
 сотрудничестве;
  - насколько нежелательно "засвечивание" личностей вербующих
 (помехи в их дальнейшей деятельности, "бросание тени" на
 контактеров...);
  - сколь вредно проявление интереса к конкретной теме или
 организации (насторожит и осложнит намеченную разработку, даст нить в
 активной контригре...);
  - степень уверенности, что объект не сообщит "своим" (опасность
 "двойной игры"...);
  - величину лазейки, по которой могут добраться до вербующей
 структуры, и существующие возможности ее быстрейшего перекрывания.
  *Оценивания перспективные пути задействования объекта
 определяют*:
  - как его выгодно использовать (в качестве информатора, агента
 влияния, дезинформатора, нарушителя единства, связного, провокатора,
 пособника в различных акциях...);
  - стоит ли продвигать объект на ключевое место в его организации
 и достижимо ли последнее.
  Сделав анализ всех возможных плюсов и минусов от привлечения
 объекта к сотрудничеству и учтя потребности текущей ситуации, выносят
 соответствующее заключение;
  - "завербовать срочно" (даже если объект пока что "не созрел",
 время не терпит);
  - "повременить с вербовкой" (нет явной необходимости, нет
 действенного компромата, объект не доведен до нужной кондиции...);
  - "полностью отказаться от вербовки" (слишком ничтожна
 вероятность согласия, велик риск получения "двойной игры", "овчинка не
 стоит выделки"...).
 
 6. Проведение вербовки
 
  Уяснив психологический портрет объекта и оценив его особенности,
 затруднения и устремления, обычно удается выйти на мотивы, способные
 склонить намеченного человека к сотрудничеству. Чаще всего
 побуждающими моментами при этом являются:
  - политические или религиозные убеждения;
  - стремление к власти;
  - романтические представления;
  - национализм;
  - тщеславие;
  - преувеличенное мнение о своих способностях;
  - месть;
  - материальные затруднения;
  - страх (компрометации, физического воздействия, за других
 людей...);
  - жадность (как черта характера);
  - сострадание (как черта характера);
  - любовь-страсть;
  - любовь к детям;
  - житейские слабости и пороки (пьянство, азартные игры, женщины,
 гомосексуализм, наркотики, сибаритство...).
  *Мотивами вербовки "заоблачных" интеллектуалов могут служить их
 утонченные стремления к*:
  - тайной власти;
  - игре с законами;
  - знанию того, о чем не могут знать другие;
  - проникновению в тайны...
  *Полезно знать, что любому человеку трудно преодолеть в себе*:
  - любовь-страсть;
  - любовь к детям;
  - тщеславие;
  - страх...
  Необходимо помнить, что интенсивность проявления отдельных чувств
 нередко изменяется во времени и поддается некой коррекции. Сей факт
 желательно учитывать при отборе конкретных методов воздействия на
 индивида.
  Когда отлично знаешь, что человеку надо и есть возможность дать
 или отнять это, - легко стать его господином.
  *Вербовку можно проводить*:
  - от имени вербующей организации ("прямая вербовка");
  - без непосредственного указания, кто вербует, давая, впрочем,
 некую возможность что-то предполагать ("намекающая вербовка");
  - под "чужим флагом", или от имени ничем не примечательной
 структуры (человека), не вызывающих какой-либо неприязни, а то и
 порождающих определенную симпатию ("одурачивающая вербовка");
  - от имени одной организации с последующим - когда контроль уже
 получен - раскрытием реального хозяина ("ступенчатая вербовка").
  *Вербовочный подход бывает*:
  - "горячим" (когда вербовщик делает прямое предложение о
 сотрудничестве, иной раз после очень долгой обработки, а другой раз
 почти сразу);
  - "холодным" (когда неведомый объекту человек исподволь
 "подкатывается" к нему);
  - "бесконтактным" (когда влияние на объект осуществляют без
 непосредственного контактирования с ним, прибегая к письмам, факсу и
 телефону);
  - "обратным" (когда объект сам предлагает свои услуги, хотя
 обычно ему нужно "подсказать", к кому он может обратиться...).
  Во всех указанных вариантах желательно предусмотреть условия для
 поддержания связи, поскольку даже если человек вначале резко отказался
 от предложения, то через некоторое время он может передумать.
  *Главными методами вербовки являются*:
  1. Шантаж.
  2. Подкуп.
  3. Угроза физического воздействия.
  4. Угроза любимым людям.
  5. Расжигание эмоций (мстительности, недовольства, тщеславия,
 восторженности, ревности, сострадания...).
  6. Убеждение.
  7. Зомбирование (психопрограммирование).
  8. Особые акции (наркопривязка, секс-мероприятия...).
  Практические схемы этих методик и частные рекомендации по их
 осуществлению представлены в части, разбирающей способы воздействия на
 человека.
 
 7. Обхождение с завербованным
 
  Завербовав конкретного человека, стараются получить от него
 максимум возможного, а это удается реализовать лишь при умелом
 руководстве, учитывающем психологические особенности его личности и
 уровень желания (а то и нежелания) действовать. Отдельные аспекты
 подобных взаимоотношений мы вкратце здесь и рассмотрим.
 
 А. Направление его деятельности
 
  *Склоненного к сотрудничеству человека можно использовать*:
  - разово;
  - по мере необходимости;
  - постоянно.
  *Частота использования агента зависит от*:
  - стремления быть в курсе текущих событий;
  - оперативной необходимости;
  - желания сохранить его для самых важных целей;
  - степени доверенной ему инициативы.
  *Агент может функционировать*:
  - независимо (передавая то, что он сам считает нужным, и действуя
 при этом так, как он считает необходимым);
  - автономно (работая по установленному заданию, но не поддерживая
 промежуточных контактов с хозяевами);
  - полуинициативно (решая поручаемую ему задачу совместно со своим
 руководителем, но не отказываясь от подвернувшихся возможностей);
  - строго по инструкции (ориентируясь лишь на полученные указания,
 и не пытаясь выйти за начально установленные рамки).
  Для направления деятельности привлеченного используют
 классические методы:
  - "кнута" (запугивания);
  - "перчатки" (контроля);
  - "пряника" (подкупа).
  Придерживайтесь принципа: "Пусть будет жесткая рука, но в мягкой
 перчатке".
  Конкретный человек бесспорно требует сугубо персонального
 подхода, но более эффективно направлять его обычно удается посредством
 убеждения, а не угроз, посему полезно развивать с ним дружеские
 отношения.
  Устанавливая дружбу с завербованным, все же не следует терять
 инициативы (доминирования) и четко пресекать любые попытки перехватить
 последнюю. Значительную роль здесь иной раз играет полезная
 способность "переглядеть" партнера, поскольку ежели ведущий не в
 состоянии выдержать прямого взгляда им ведомого - он не годится и для
 руководства.
 
 Б. Способы удержания
 
  Удерживать любого человека в своих рядах возможно:
  1. Приличным материальным вознаграждением.
  2. Взаимной помощью.
  3. "Лапшой на уши".
  4. Страхом возмездия.
  5. Зомбированием.
  Финансовое вознаграждение является своего рода подпитывающим
 фактором, сопутствующим всем прочим стимулам. Оно должно быть хорошо
 продуманным (чтобы не оскорбить больного самолюбия), заметно
 изменяемым (в зависимости от полезности работы) и оптимальным (чтобы
 не подкупили другие).
  Взаимопомощь подразумевает активное содействие в решении
 различных деловых и личностных проблем объекта (карьера, "крыша",
 полезные знакомства, доходные контракты...). Это - своеобразная замена
 прямого материального вознаграждения.
  Тактика "лапша на уши" основывается на создании у агента
 впечатления о значительности его работы с моральной или идеологической
 точек зрения. Это заметно повышает самоуважение и обычно эффективнее,
 чем стимуляция одной лишь платой.
  При удержании страхом возмездия, угроза возмездия висит как над
 личностью агента, так и над его близкими.
  Расплата тут может предполагаться:
  - за прошлые грехи по отношению к кому-либо;
  - за явное предательство "своих";
  - за очевидную измену новым хозяевам.
  Для эффективности подобных угроз необходим производящий
 впечатление компромат, полученный в процессе разработки человека (из
 эпизодов прошлой жизни...), а также при взаимодействии с ним
 (определенно непрощаемые акции против "своих", свидетельства
 "преступной" связи с противником...). Добавочным подстегивающим

<< Пред.           стр. 10 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу