<< Пред.           стр. 12 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу

 настраивается на собеседника и, в свою очередь, старается
 прислушиваться к нему;
  - любому человеку нравится, когда ему сообщают приятные вещи, в
 особенности это ценят женщины;
  - немалое значение для приведения объекта в доброжелательное
 состояние всегда имеет умно сказанный комплимент;
  - лесть не воспринимается болезненно, когда она не выглядит как
 слишком явная ложь;
  - нельзя рассчитывать на дружескую откровенность в ответ на
 фальшь, пусть даже замаскированную;
  - не стоит задавать излишнее количество вопросов, поскольку это
 может помешать Вам обрести необходимое доверие;
  - безудержная очевидная хвастливость, как правило, неэффективна,
 и прибегать к ней есть какой-то смысл только тогда, когда доверие
 партнера уже обретено;
  - красивый энергичный жест, подчеркивающий главенствующую мысль -
 обычно не помеха, но избегайте прибегать к рукам для привлечения
 внимания;
  - для вызывания враждебности вполне хватает сухости и
 сдержанности в обмене информацией;
  - для обретения дружественности нужна непринужденность и
 избыточность в сообщении разных сведений.
  *Ведя разговор не забывайте, что людей обыкновенно раздражают*:
  - негативный эгоцентризм (речь о своих сугубо личных и интимных
 делах, будь то болезни или неприятности на работе);
  - банальность (треп об известных всем вещах, повторение избитых
 шуток и афоризмов);
  - пассивность (поддакивание собеседнику и нежелание высказывать
 обдуманное мнение);
  - самоуглубленность (сосредоточенность лишь на своих успехах и
 проблемах);
  - низкая эмоциональность (неизменяемое выражение лица,
 однообразный голос, стремление не смотреть партнеру в глаза...);
  - угрюмость (подчеркнутое нежелание поддерживать беседу, когда
 нужно "клещами тащить каждое слово"...);
  - серьезность (полное отсутствие улыбки и принимание всего
 всерьез);
  - льстивость (заискивающий тон, искусственная веселость и
 показное дружелюбие...);
  - отсутствие тактичности и скоропалительные выводы (излишние
 перебивания собеседника и субъективные оценки по первому же
 впечатлению; все это заставляет визави принять оборонительную позицию,
 препятствующую нормальному общению);
  - повышенная отвлекаемость (увиливание от рассматриваемой
 проблемы по любому поводу, использование в разговоре сленга...);
  - притворство (разыгрывание заинтересованности или сопереживания;
 отсутствие какого-либо интереса и скука отлично вычисляются по
 выражению лица, как бы его владелец ни изощрялся, а это иной раз
 воспринимается как оскорбление);
  - высокомерие (надменность и пренебрежение к собеседнику,
 "процеживание" слов сквозь зубы...);
  - грубость (отчетливое и достаточно неучтивое противоречие...);
  - болтливость ("владение разговором как личной вотчиной");
  - непрошенные советы (дача советов, когда об этом совершенно не
 просят, особенно если советующий не очень-то разбирается в
 затрагиваемом вопросе);
  - решительность утверждений (безаппеляционные замечания с
 небрежным отметанием чужого мнения; такое отношение вызывает
 подсознательный протест и может привести к ссоре);
  - закрытые вопросы (т.е. вопросы, требующие однозначного - "да"
 или "нет" - ответа; они ведут к созданию напряженности в беседе,
 поскольку ограничивают у партнера пространство для маневра, и он может
 почувствовать себя как на допросе).
  *Реализуя целевую установку, нелишне знать, что*:
  - первым чаще всего вынужден говорить более слабый;
  - для поддержания интереса к себе можно интриговать партнера
 своей осведомленностью;
  - тон собственного голоса полезно вымерять по тону собеседника:
 когда последний повышает тон, говорите тише, что вынудит и визави
 понизить силу голоса; при этом он будет сожалеть о собственной
 горячности, оставив таким образом победу в этом эпизоде за Вами;
  - в конфликтных ситуациях накал эмоций зачастую удается снять,
 дав человеку просто высказаться;
  - чтобы с успехом что-либо внушить, надо уметь заставить себя
 слушать;
  - обман целесообразен, лишь если он наверняка не может быть
 разоблачен;
  - малюсенькая ложь способна породить большое недоверие;
  - "вернейший способ быть обманутым, - это считать себя хитрее
 всех других";
  - нечетко сформулированный вопрос нередко настораживает
 собеседника;
  - опасно игнорировать предубеждения визави;
  - полезно давать партнеру шанс продемонстрировать свои познания в
 любой области;
  - люди болезненно относятся к напоминаниям о тех ошибках, которые
 они уже не совершают;
  - критические замечания принимаются, если объект осознает, что
 критикующий сочувствует ему, или критика выражается в тактичной форме;
  - одно и то же критикующее замечание произнесенное спокойным
 ровным тоном, способно вызвать: возбуждение у холерика, прилив энергии
 у сангвиника, потерю настроения у меланхолика и совершенно не
 воздействовать на хладнокровного флегматика;
  - не следует воспринимать молчание как внимание; нередко это
 может быть лишь погруженность человека в свои мысли.
  *Заканчивая диалог, учитывайте, что*:
  - нечеткий и невыразительный конец беседы способен развеять
 благоприятное впечатление от всех ваших высказываний;
  - последние фрагменты разговора запоминаются прочнее всего;
  - необходимо уметь вовремя остановиться, иначе эффективность
 проведенного контакта значительно понизится.
 
 В. Психофизиологические аспекты
 
  Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо
 понимать особенности человеческого восприятия:
  - смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным
 из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их
 применять;
  - речь можно понимать лишь при ее скорости не превышающей 2,5
 слов в секунду;
  - фраза произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает
 осознаваться;
  - мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а
 после начинает думать, что бы ему добавить к предмету разговора;
  - любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание...)
 обычно затрудняет понимание других;
  - типичный собеседник как "слышит", так и понимает намного
 меньше, чем он хочет показать;
  - люди, имеющие склонность к самоанализу, неважно понимают тех,
 кто не задумывается над своим внутренним миром;
  - беседуя с известным человеком в знакомых ситуациях, партнеры
 обычно слышат то, что предполагают услышать, а потому сообщение, не
 очень характерное для него, обычно пропускают мимо ушей или
 воспринимают неверно;
  - неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие
 сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному
 значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные
 эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы (излишне выспренные
 выражения - смешат, банальные - нередко раздражают, ошибочная лексика
 - настраивает на иронию...);
  - у большинства людей есть некие критические слова, особенно
 воздействующие на психику, так что услышав их объект внезапно
 возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
  - мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной
 враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже
 эмоциональный шок;
  - когда нужно воздействовать на чувства человека - ему говорят
 преимущественно в левое ухо, когда на логику - в правое;
  - людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить,
 чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов
 нейтрализации конфликтов;
  - активность восприятия в огромной степени зависит от способности
 полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там
 воспоминания;
  - то, что всецело ново для партнера и никаким образом не
 стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а
 чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют
 частности и нюансы;
  - когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом,
 последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается
 первичным сообщением о нем;
  - известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем
 полученным в дальнейшем;
  - люди обычно преувеличивают информационную ценность событий
 подтверждающих их гипотезу и недооценивают информацию противоречащую
 ей;
  - человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а
 слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают - 60%, в памяти
 же у них остается от 10 до 25%;
  - чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию,
 необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и
 положения;
  - чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
  - "средний человек" удерживает в памяти не более четверти того,
 что было сказано ему лишь пару дней назад;
  - лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9
 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда;
  - лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько
 хуже - первая, тогда как средняя - чаще всего забывается;
  - память человека способна сохранить до 90% из того, что человек
 делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
  - прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два
 раза лучше чем законченные;
  - слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку
 и препятствует ее переработке;
  - интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже
 - стоя, совсем плохо - лежа;
  - пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые - вечером;
  - люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
  - стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над
 сидящим;
  - взаимодействуя в условиях большого шума необходимо: смотреть на
 говорящего, использовать лишь хорошо знакомые слова, слегка
 растягивать слоги, глаголы типа "запрещаю" ставить в начале фразы,
 типа "разрешаю" - в ее конце;
  - "мысль изменяется в зависимости от слов, которыми она
 передается";
  - "иначе расставляемые слова приобретают другой смысл, иначе
 расставляемые мысли произведут другое впечатление";
  - при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается
 не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий
 при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в
 кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса, задействованием
 резервов сахара и жира...), блокируя "ненужную" работу мозга;
  - женщина рассматривает разговор как способ устанавления
 контакта, высказывания чувств или симпатий - антипатий, а главное -
 как способ поиска решения различных проблем;
  - мужчины больше любят говорить о собственных успехах, чем
 слушать о чужих, женщины - наоборот;
  - мужчина озабочен личным статусом во мнении окружающих и смотрит
 на общение как на возможность обмена информацией, а не переживаниями;
 он жаждет утвердить здесь свою собственную независимость;
  - женщины ориентируются на внутреннее содержание (мысли,
 намерения, чувства и отношения) беседы, усматривая всевозможные намеки
 во всяких безобидных репликах; они верят словам обычно больше, чем
 поступкам.
 
 Г. Составные элементы общения
 
  Любая беседа слагается из многочисленных элементов, зависящих от
 внешних обстоятельств и сцепленных продуманной стратегией. Различные
 аспекты эффективного общения представлены в разделах обрисовывающих
 вербовку и методы воздействия на человека, здесь же мы приведем лишь
 некие ориентирующие рекомендации.
  *Готовясь к беседе, примите во внимание, что*:
  - необходимо превосходно ориентироваться в той проблеме, которую
 вы собираетесь серьезно обсуждать; воздерживайтесь от необоснованных
 суждений;
  - располагаясь за столом друг против друга вы создаете атмосферу
 конкуренции, снижая этим шансы на успех переговоров;
  - ненужное присутствие незаинтересованных лиц и всякие
 непредусмотренные отвлечения (звонок по телефону, внезапный шум,
 случайный посетитель...) мешают доверительному общению, ломая
 устанавливаемый Вами настрой беседы;
  - сидящий человек обычно откровеннее стоящего, но если поручается
 задание, рассчитанное на решительность и быстроту - пусть визави
 всегда стоит;
  - желая, чтобы собеседник запомнил некоторый факт, подайте ему
 эту информацию в самом начале разговора, если же Вы хотите, чтобы он
 нечто сделал - оставьте просьбу на конец беседы.
  *Общаясь с человеком, осознавайте, что*:
  - люди нередко начинают мыслить лишь в тот момент, когда они
 заговорят;
  - чем меньше у партнера уверенности в себе, тем больше он
 расхаживает вокруг да около, пока решится и приступит к главному;
  - с взволнованным и возбужденным человеком нет смысла говорить
 по-деловому;
  - опасно поддаваться влиянию эмоций собеседника, иначе можно
 утерять весь смысл сообщения;
  - испытывая прессинг спешки или сильнейшего желания отправиться в
 туалет, субъект оказывается не в состоянии разумно мыслить;
  - "прикидываясь будто мы попали в расставленную нам ловушку, мы
 проявляем истинно изысканную хитрость, поскольку облапошить человека
 легче всего тогда, когда он хочет обмануть нас";
  *Рассчитывая получить какую-либо информацию, не забывайте, что*:
  - в ответе на фактическое утверждение партнер сообщает больше
 сведений, чем отвечая на обычный вопрос;
  - для женщин характерно восприятие мелких событий как крупных;
  - ошеломляя человека, иной раз удается получить довольно
 неожиданные материалы;
  - перемежая своей фразой "не может быть" высказывания партнера,
 вы провоцируете его на откровенность: "люди только тогда сообщают
 интересующие нас сведения, когда мы противоречим";
  - если создать убедительное впечатление, что ведаете гораздо
 больше собеседника, последний сам расскажет все, что знает;
  - выслушивая эмоциональные слова и выражения, вникайте в их
 реальный смысл, а не оформление;
  - у всех так называемых закрытых вопросов (т.е. требующих простых
 - "да" или "нет" - ответов), есть свойство нарушать ход мыслей
 говорящего, а потому предпочитайте им открытые вопросы;
  - открытые вопросы хороши при положительном либо нейтральном
 отношении собеседника, когда Вам требуются дополнительные сведения или
 необходимо прояснить реальные мотивы и позиции объекта; поскольку
 инициатива здесь передается партнеру, следите, чтобы он не захватил
 контроль над ходом всей беседы.
  *Для сохранения нужной Вам доброжелательности визави полезно
 знать, что*:
  - субъекта можно привести в хорошее расположение духа, пойдя ему
 на некие уступки, которые по существу заметно меньше, чем кажутся на
 первый взгляд;
  - при всяком подходящем случае активно признавайте правоту
 партнера, что может быть полезно даже тогда, когда он в чем-то не
 прав;
  - чем критичнее к себе Вы отнесетесь при ошибке, тем более
 обезоруживается противник;
  - учтивость обхождения не приуменьшит ясности ни просьбы, ни
 приказа, но явно воспрепятствует возникновению у партнера подспудного
 сопротивления;
  - весьма нехорошо на атмосферу делового разговора воздействует
 презрительное отметание аргументов собеседника без всякого желания
 понять их настоящий смысл;
  - когда высказывается всецело неприемлемая для Вас позиция, не
 стоит отвергать ее огульно, лучше сказать, что Вам она пока что
 непонятна.
  *Выстраивая композицию контакта учитывают, что*:
  - в выборе тактики и техники беседы надо учитывать своеобразие
 мышления собеседника и его психофизические особенности (к примеру,
 женщине целесообразно показать, что сделано, а не как делается);
  - в любом общении надобно предусмотреть как "взлеты" (с
 концентрацией внимания визави), так как - и "спады" (для организации и
 закрепления его мыслей и ассоциаций) разговора;
  - беседу следует периодически перемежать обоснованными паузами,
 чтобы давать возможность передохнуть и закрепить достигнутое;
  - умело расставляемые паузы иной раз могут оказать заметно
 большее влияние, чем общий поток слов;
  - темп подачи материала и размещение остановок определяются с
 учетом психологии партнера, при этом наиболее эффективен "квантовый"
 (т.е. дозируемыми порциями) посыл фактуры;
  - не очень приятные моменты и факты желательно чередовать с

<< Пред.           стр. 12 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу