<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  Производство Потребление 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Мир в целом 1004,4 1013,8 1016,0 1008,0 1014,7 1017,0 Азия 84,9 85,4 85,0 119,6 118,2 120,0 Китай 59,7 60,0 60,5 75,7 78,4 80,0 Япония 12,4 12,6 12,5 22,7 26,3 26,0 Европа 363,4 366,9 365,0 347,5 354,7 354,0 Великобритания 7,0 7,2 7,2 7,4 7,7 7,7 Германия 30,0 28,1 28,5 29,4 27,5 28,0 Россия 89,1 90,2 93,0 61,3 63,7 67,0 Финляндия 43,1 45,1 45,0 48,7 50,9 50,5 Франция 22,7 22,9 23,0 21,7 22,1 22,0 Швеция 57,6 59,3 58,0 61,1 63,2 62,0 Северная Америка1) 433,0 432,7 434,0 427,4 427,7 428,0 Канада 157,5 156,7 157,0 157,3 157,2 157,0 США 275,5 276,0 277,0 270,1 270,5 271,0 1) Исключая Мексику.
 
 В странах Восточной Европы и лесоизбыточных странах европейской части СНГ в 2004 г. наблюдалось относительно более активное расширение производства хвойных пиломатериалов и клееной фанеры, а также их поставки на экспорт, чем в странах Западной Европы, где общее состояние экономики в 2001-2004 гг. негативно сказалось на рынках деревообрабатывающей промышленности, использующей древесину хвойных пород. Вывоз хвойных пиломатериалов из России превысил в 2003 г . уровень экспорта этих товаров из СССР.
 
 Крупнейшие рынки хвойных пиломатериалов, хвойной деловой древесины, а также волокнистых полуфабрикатов в Азии - Китай и Япония - отличались в 2004 г. существенно разной динамикой. В Китае продолжался активный экономический рост, в рамках которого сильно расширяется спрос на импортное хвойное древесное сырье и целлюлозу. В Японии несмотря на улучшение общей экономической ситуации наблюдается стагнация или даже снижение спроса на основные виды лесоматериалов. В результате появились избыточные производственные мощности и обнаружилась необходимость закрытия некоторых устаревших предприятий.
 
 По нашим оценкам, в 2005 г. мировой рынок деловой древесины хвойных пород возрастет на 2,2-2,4%, хвойных пиломатериалов - на 1,6-1,8%, клееной фанеры - на 1,3-1,5%, древесной целлюлозы - на 2,7-2,9%, бумаги и картона - на 2,3-2,5%, хотя по отдельным регионам и крупнейшим странам - поставщикам и потребителям ожидаемая картина на этих рынках будет различаться. Рынки бумаги и картона в 2005 г. будут развиваться в странах Европы (ЕС, СНГ) темпами, примерно соответствующими темпам экономического роста, а странах Северной Америки они будут сильно отставать от динамики ВВП и возрастут очень незначительно.
 
 Таблица 13. Мировое производство и потребление бумаги и картона, млн. т
 
  Производство Потребление 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Мир в целом 325,8 331,2 335,0 324,2 327,0 329,4 Азия 97,9 102,2 104,2 107,4 111,0 112,2 Китай 37,9 41,3 42,5 44,8 47,8 48,5 Япония 30,7 31,8 32,0 31,2 32,0 32,2 Европа 104,3 107,8 109,3 95,2 97,3 98,7 Великобритания 6,5 6,5 6,5 12,0 12,0 12,0 Германия 19,3 20,1 20,7 19,0 19,3 19,7 Финляндия 13,1 13,9 14,2 1,7 1,8 1,8 Франция 9,9 10,5 10,5 10,9 11,3 11,3 Швеция 11,1 11,3 11,5 2,4 2,4 2,5 Россия 6,3 6,7 7,1 4,2 4,5 4,8 Северная Америка1) 100,9 101,4 101,4 97,1 96,7 96,4 Канада 20,1 20,2 20,2 7,6 6,9 6,5 США 80,8 81,2 81,2 89,5 89,8 89,9 *) Исключая Мексику.
 
 Динамика среднемировых цен на главных экспортных рынках лесобумажной продукции России в 2005 гг. будет весьма неоднородной. Сохранится вялый рост мировых цен на хвойные деловую древесину, пиломатериалы, клееную фанеру. После резкого роста в 2003 г. среднемировые цены на древесную целлюлозу, а также на бумагу и картон в целом имели в течение большей части 2004 г. тенденцию к снижению. В конце 2004 г. наметился их умеренный рост; такой тенденции следует ожидать и в 2005 г.
 
 Российские цены на соответствующую продукцию, поставляемую на мировые рынки, в 2004-2005 гг. будут преимущественно возрастать, подтягиваясь к мировому уровню. В частности, мы ожидаем, что среднемировые экспортные цены составят в 2005 г. (в скобках российские) на рынке деловой древесины хвойных пород примерно 58 долл. за куб. м (54) против 57 (43) в 2004 г., на рынке хвойных пиломатериалов - 175 долл. за куб. м (115) против 174 (113) в 2004 г., на рынке клееной фанеры - 350 долл. за куб. м (260) против 346 (255) в 2004 г., на рынке древесной целлюлозы - 450 долл. за т (380) против 425 (350) в 2004 г., на рынке бумаги и картона - 720 долл. за т (400) против 680 (385) в 2004 г. Российские экспортеры сохраняли важное конкурентное преимущество по сравнению с главными зарубежными конкурентами - дешевизну экспортируемой продукции, а также обеспеченность производства национальной лесосырьевой базой.
 
 5. СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
 
 В 2004 г. после затяжной стагнации западноевропейская экономика вступила в стадию умеренного роста. Еще в конце 2003 г. в регионе началось оживление, а в 2004 г. хозяйственная динамика заметно укрепилась. Тем не менее говорить о начале периода долговременного устойчивого роста в Европе пока преждевременно.
 
 Основным фактором экономического подъема в странах Экономического и валютного союза (ЭВС) стал внешний спрос со стороны особенно сильно растущих регионов мира, компенсировавший тормозящее воздействие высоких цен на нефть. Оценка прироста ВВП в 2004 г. составляет 1,9%, что заметно ниже темпов прироста в США, Японии и мировой экономике в целом. Но по сравнению с 2002-2003 гг. некоторый прогресс очевиден. Выросла и производительность труда (на 1,5%), правда, в основном благодаря уменьшению занятости, а не техническому прогрессу. В 2005 г. ожидается скромный прирост ВВП на 1,8-2%. При худшем и маловероятном сценарии дальнейшего роста цен на энергоресурсы, проведения более рестриктивной политики Европейским центральным банком (ЕЦБ) и сбоя при реализации намеченных реформ в странах ЕС темпы вряд ли опустятся ниже 1,5%. Вместе с тем нет достаточных оснований рассчитывать и на оптимистический вариант экономического роста более чем на 2%.
 
 Медленно растет загрузка производственных мощностей, хотя она еще не достигла уровня 2002 г. (оставаясь ниже 81,5%), не говоря уже об уровне2000 г. (84,5%). Вместе с тем рост заказов в промышленности и повышение индекса предпринимательской уверенности (который, впрочем оставался отрицательным на протяжении всего 2004 г.) позволяют рассчитывать на некоторое увеличение загрузки мощностей в 2005 г. (примерно до 82-83%).
 
 Если в 2003 г. производство средств производства сократилось, а потребительских товаров - незначительно увеличилось, то со II кв. 2004 заметен опережающий рост первой группы товаров, что свидетельствует не только о расширении их экспорта, но и о несколько возросшей инвестиционной активности после двухлетнего сокращения капиталовложений. Однако пока рост инвестиций в оборудование, начавшийся лишь в 3-м кв. 2004 г., недостаточно велик, а инвестиции в здания и сооружения продолжают сокращаться.
 
 Таблица 14. Основные макроэкономические показатели стран ЭВС, %
 
  2003
  2004
  2005
  Справочно: данные за 2003 г. (в ценах 1995 г.), млрд. ЭКЮ1) ВВП 0,5 1,9 1,8 6319,2 Личное потребление 1,0 1,3 1,5 3575,0 Государственное потребление 1,7 1,6 1,1 1288,2 Валовые инвестиции -0,6 1,1 3,0 1302,5 Экспорт 0,1 6,2 4,5 2443,9 Импорт 2,1 5,0 4,3 2293,7 Потребительские цены 2,1 2,1 1,9 Сальдо платежного баланса по текущим операциям 0,3 0,6 0,6 25 Дефицит консолидированного бюджета2) -2,7 -2,9 -2,7 Доля безработных3) 8,0 8,1 7,9 12536 тыс. 1) 1 ЭКЮ = 1 евро.
 2) В % к ВВП в текущих ценах.
 3) В % к экономически активному населению.
 
 Фактором, ослаблявшим хозяйственную динамику стран ЭВС в 2004 г., помимо растущих цен на нефть, стало весьма сдержанное увеличение внутреннего спроса, что обусловлено прежде всего медленным ростом реальных располагаемых доходов населения. Существенное удорожание топливно-энергетических товаров снижает покупательную способность домашних хозяйств. Угнетающе действует на потребительский спрос и сохраняющаяся высокая безработица, а также политика сдерживания роста заработной платы и сокращения льгот для домашних хозяйств, существенно ухудшающая потребительские ожидания. В 2004 г. заработная плата наемных работников в среднем по Еврозоне выросла всего на 2%, причем дифференциация роста по странам была весьма существенной: от 0,5% в Германии до 4% в Испании. Такая же ситуация сохранится и в 2005 г., поскольку высокая безработица и сильная конкуренция на мировых рынках существенно сдерживают повышение оплаты труда даже для компенсации дополнительных расходов из-за роста цен на нефтепродукты, что делает маловероятной реанимацию характерной для 1970-х годов спирали "рост зарплаты - рост цен".
 
 Тем не менее потребительский спрос в будущем году будет расти, хотя и неравномерно по странам: так, во Франции потребительские расходы в 2005 г. вырастут на 1,8% (после 2,1% в 2004 г.), а в Испании - на 3,3%, тогда как в Германии, где в 2004 г. эти расходы вообще не увеличились, - только на 0,8%. Росту личного потребления будет способствовать низкая инфляция (без учета цен на энерготовары).
 
 Определенную роль в сдерживании экспорта из стран ЭВС сыграло и повышение курса евро к доллару и другим валютам, однако преувеличивать негативное влияние высокого курса евро на европейских экспортеров не стоит: увеличение экспорта в 2004 г. превзошло все прогнозные оценки и оказалось существенно большим, чем в 2002-2003 гг., когда евро был дешевле. При этом наибольшие темпы роста товарообмена наблюдаются отнюдь не в Еврозоне, а в торговле с третьими странами: с Китаем, ЦВЕ, Японией и другими азиатскими государствами, а ряда стран, например Германии и Италии, - с Россией. После спада в 2003 г. вновь стали расти объемы торговли с США, и эта динамика продолжится в 2005 г. В 2004 г. особенно (более 10%) вырос экспорт Германии, что было вызвано некоторым повышением конкурентоспособности немецких производителей благодаря низкой инфляции.
 
 Темпы роста импорта в страны ЭВС в 2004 г., вопреки прогнозам, оказались ниже темпов роста экспорта, что увеличило положительное сальдо торгового баланса. Такое же положение сохранится и в 2005 г. Благодаря этому несколько выросло и положительное сальдо баланса по текущим операциям. Вместе с тем, в отличие от 2003 г., на протяжении почти всего 2004 г. наблюдался чистый отток капитала в форме прямых и портфельных инвестиций, превысивший в июле 110 млрд. € в пересчете за 12-месячный период (в том числе прямых инвестиций - 74,2 млрд. против 13 млрд. в 2003 г.). В 2005 г. ожидается уменьшение отрицательного сальдо баланса движения капиталов, но их чистый отток прежде всего в форме прямых инвестиций сохранится.
 
 Улучшение конъюнктуры в 2004 г. не только не снизило безработицу в странах ЭВС, но, напротив, сопровождалось ее небольшим ростом. Доля безработных в экономически активном населении в целом за год выросла до 9,0% против 8,9% годом раньше, хотя в некоторых странах (Франции, Италии, Испании, Греции) происходило ее незначительное - на 0,2-0,3 процентных пункта - снижение. В 2005 г. темпы снижения безработицы останутся примерно такими же (более быстрое ее уменьшение возможно лишь во Франции и Испании), но охватят почти все страны ЭВС. Устойчиво безработица продолжает расти в Нидерландах, оставаясь, впрочем, почти в 2 раза меньше среднего для Еврозоны уровня.
 
 Большая решительность правительств ряда стран (Германии, Италии, Австрии и других) при проведении налоговых и социальных реформ благоприятно сказывается на предпринимательских ожиданиях. В 2005 г. позитивное воздействие этого фактора усилится, поскольку именно на этот год приходятся основные меры по снижению подоходного налога и социальных отчислений. Однако, одновременно усилия Германии, Франции, Италии и Греции по консолидации государственных финансов и ограничению бюджетных расходов сдерживающим образом повлияют на экономическую динамику. Поэтому в целом, как и в предыдущие годы, финансовая политика стран ЭВС будет оставаться нейтральной по отношению к конъюнктуре.
 
 В 2004 г. не удалось переломить тенденцию роста дефицитов государственных бюджетов. Хотя основные нарушители "маастрихтского критерия", не допускающего превышения дефицита в 3% ВВП (Германия и Франции) сдерживали или уменьшали рост бюджетных расходов, в целом по Еврозоне отношение дефицитов к ВВП немного выросло из-за Италии, Греции (у которой наихудший показатель: -5,3%), Португалии и ряда других малых стран. В 2005 г. ситуация в целом начнет улучшаться (в значительной мере благодаря Франции), хотя в некоторых странах (например, Италии) рост дефицитов может продолжиться. Фактически лишь Финляндия сохранит небольшой профицит своего бюджета. Средневзвешенное отношение совокупного государственного долга стран ЭВС к их совокупному ВВП продолжает расти и составит в 2005 г. 71-71,5%. Несмотря на требование определенных влиятельных сил пересмотреть положения Пакта стабильности и роста в сторону их ослабления, эту ревизию пока удается предотвратить, и это вынуждает правительства оптимизировать государственные расходы.
 
 Монетарные условия в Еврозоне остаются благоприятными прежде всего благодаря последовательной политике ЕЦБ. Базисная ставка рефинансирования с июня 2003 г. держится на уровне 2,0%, что при базисной (без учета подорожания нефти) инфляции 1,9% позволяет характеризовать денежную политику как экспансивную. В результате условия кредитования со стороны коммерческих банков несколько смягчились. Правда, рост цен на нефть в нынешнем году обусловил более высокую инфляцию, чем прогнозировалась год назад, но превышение составило лишь около 0,5 процентных пункта. Такая инфляция и нынешняя тенденция роста курса евро пока не расценивается евробанкирами как угрожающая, но в 2005 г. экспансивность денежной политики будет немного ограничиваться, в частности путем небольшого повышения базисной ставки (если 1-й квартал подтвердит прогнозируемые темпы экономического роста).
 
 В Великобритании относительно сильный подъем начался еще летом 2003 г. и продолжается до сих пор. В 2005 г. темпы экономического роста несколько снизятся (до 2,8-3%), но останутся заметно выше, чем в Еврозоне. Как и в предыдущие годы основным двигателем подъема является личное потребление (рост на 3,2% в 2004 г.), поддерживаемое, в отличие от стран ЭВС, быстро растущими реальными располагаемыми доходами населения, благоприятной ситуацией в сфере занятости и значительными доходами от собственности (прежде всего от недвижимости). Вместе с тем к стимулирующему воздействию потребительских расходов добавляется позитивное развитие других секторов. Увеличиваются инвестиции предприятий (более чем на 6% в 2004 г. и более 5% в 2005 г.) на фоне растущей загрузки производственных мощностей.
 
 Расширение внутреннего спроса сопровождается некоторым повышением инфляции: рост розничных цен составит в 2005 г. 1,9-2,0%, однако поскольку Банк Англии уже в 2004 г. существенно повысил процентную ставку (с 3,75 до 4,74%), то в следующем году возможно лишь небольшое и кратковременное ее повышение (до 5%, если цены повысятся на 2%). Не исключено, однако и ее сохранение на нынешнем уровне. Рост государственных расходов замедлится (с 5,1% до 2,6%), вследствие чего произойдет небольшое сокращение бюджетного дефицита с 3 до 2,8% ВВП.
 
 Заметно растет британский экспорт: на 2,4% в 2004 г. после стагнации в 2003 г., в 2005 г. ожидается рост более чем на 5%. При этом импорт увеличится более чем на 6%, что сохранит дефицит платежного баланса по текущим операциям на уровне 2,5% ВВП. Курс фунта стерлингов к доллару будет оставаться примерно на нынешнем уровне (1,85 долл. за фунт при возможном кратковременном снижении до 1,81 долл. за фунт), а по отношению к евро немного упадет (с 0,7 фунтов до 0,73 за 1 евро). Поэтому существенного влияния на экспортные возможности курсовые изменения не окажут.
 
 В Швеции и Дании темпы роста ВВП в 2004 г. оказались выше, чем в Еврозоне, и выше прогнозируемых (соответственно 3,6 и 2,2%). В 2005 г. они составят соответственно до 2,8 и 2,5%. В этих странах безработица будет чуть менее 6%, а профицит бюджета - около 1,5% ВВП. Не входящие в ЕС Норвегия и Швейцария также будут развиваться быстрее стран ЭВС (рост ВВП в 2005 г. соответственно 3,0 и 2,1%) при низкой безработице (около 4%). При этом в Норвегии профицит бюджета может составить рекордные 10% (8,5% в 2004 г.).
 1 мая 2004 г. произошло официальное присоединение к ЕС 10 новых членов. Расширение ЕС в целом улучшает экономическую динамику группировки, но небольшой вес новых членов (4,5% в совокупном ВВП расширенного ЕС) лишь несущественно - на 0,1 процентных пункта - повысит общие темпы роста экономики ЕС-25. Однако одновременно из-за относительно низкого уровня развития новых членов среднедушевой ВВП в расширенном ЕС снизится на 9,0%. В 2005 г. продолжится интенсификация торговых отношений старых и новых стран-членов, увеличится приток капитала в государства Центральной и Восточной Европы. Усилится процесс переноса производства, в частности, из Германии и Франции, в восточноевропейские страны. Вместе с тем темпы роста ВВП стран, вступивших в 2004 г. в ЕС, в следующем году могут заметно снизиться (с 5,1 до 4,3%), что замедлит сокращение разрыва в уровнях развития и ослабит воздействие на рост доходов и снижение безработицы. Дифференциация темпов прироста ВВП среди новых стран-членов сильнее, чем среди старых: если в Литве и Латвии ВВП в 2005 г. увеличивается примерно на 7,5%, то в Венгрии всего на 3,4, в Чехии и Польше - на 4,3%. Доля безработных колеблется от 4% на Кипре до 18,6% в Польше. В то же время одобрение финансовой перспективы на 2007-2013 гг., представляющей основу бюджетного планирования ЕС и предусматривающей корректировки аграрной и структурной политики, снижает риски финансовой неустойчивости вследствие расширения Евросоюза.
 Таблица 15. Основные показатели экономического развития в странах ЕС, %
  ВВП
  Потребительские цены Сальдо платежного баланса по текущим операциям1) Уровень безработицы2) 2003 2004 2005 2003 2004 2005 2003 2004 2005 2003 2004 2005 ЭВС 0,5 1,9 1,8 2,1 2,1 1,9 0,3 0,6 0,6 8,9 9,0 8,8 Германия -0,1 1,8 1,5 1,0 1,6 1,5 2,2 3,4 2,9 9,6 9,8 9,6 Франция 0,5 2,4 2,2 2,2 2,3 1,8 0,3 0,8 1,3 9,4 9,5 9,3 Италия 0,4 1,1 1,6 2,8 2,4 2,2 -1,4 -1,3 -1,4 8,6 8,8 8,6 Великобритания 2,2 3,4 2,9 1,4 1,6 1,9 -1,9 -2,5 -2,5 5,0 4,8 4,7 ЕС-15 0,9 2,3 2,0 1,9 2,0 1,9 0,2 0,5 0,5 8,0 8,1 7,9 Вновь вступившие страны 3,7 5,1 4,3 2,2 4,2 3,6 -5,5 -5,3 -4,9 14,4 14,2 13,9 ЕС-25 1,0 2,4 2,1 2,0 2,1 2,0 0,2 0,4 0,5 9,1 9,1 8,9 1) В % к ВВП в текущих ценах.
 2) В % к трудоспособному населению.
 
 Таблица 16. Процентные ставки в странах ЭВС и курс евро
 
 
 Ноябрь 2004 Прогноз на 3 мес. 6 мес. 12 мес. Ставка рефинансирования ЕЦБ 2,00 2,00 2,25 2,25 Ставка по 3-мес. ссудам 2,13 2,10 2,20 2,30 Доходность 10-летних гособлигаций 3,85 4,00 4,20 4,30 Обменный курс
 (долл. за 1 евро) 1,29 1,28 1,30 1,31
 Наступающий год будет для экономики стран ЕС неплохим с точки зрения хозяйственной динамики, хотя и без значительных прорывов. Им важно сохранить хотя бы умеренную динамику ВВП на уровне 1,7-2% в год до 2007 г., чтобы не сорвать проведение серьезных финансовых и социальных реформ, облегчить адаптацию вновь вступивших в Евросоюз стран и создать более благоприятные институциональные условия для ускорения роста и качественного улучшения экономического роста в конце десятилетия.
 
 
 6. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ США
 
 Итоги 2004 года. Экономические показатели свидетельствуют, что страна встала на траекторию устойчивого циклического подъема. Несмотря на значительный бюджетный дефицит, войну в Ираке, рост нефтяных цен, предвыборную неопределенность, приросты ВВП по кварталам составили в среднегодовом исчислении 4,5, 3,3 и 3,9%%, что может служить характеристикой здорового экономического роста даже в самых благоприятных условиях.
 
 Следует подчеркнуть роль глубинного фактора: за 2002 и 2003 гг. годовой прирост производительности труда были рекордными 4,5%. В 2004 г. этот показатель, возможно, снизится, так как во второй половине года идет интенсивный рост занятости. Но даже если в течение следующих двух лет уровень производительности несколько понизится, средняя величина для 2002-2006 может составить 3,0%. Это будет рекорд при росте занятости и низкой инфляции.
 
 Потребительские расходы населения увеличились на 3,8%, по сравнению с 3,3% в 2003 г. Этому способствовало сокращение налогов и других обязательных платежей населения. Бюджетный комитет Конгресса в специальном исследовании установил, что от этих мер выигрывают все слои населения, в том числе и средний класс, и мелкие предприниматели. Однако на главную роль в оценке перспектив роста выдвигается наращивание инвестиционной активности. После двухлетнего периода сокращения производственных капиталовложений отмечен их общий прирост в 8,0%. Капиталовложения в жилье увеличились на 9,6%.
 
 Начала расти загрузка производственных мощностей, что подстегивает инвестиционную активность бизнеса. В середине года наметился поворот к подъему в строительстве отелей, офисных, рекреационных и лечебных учреждений, а также сетей энергоснабжения, который продолжится в 2005 году. Отмечается улучшение финансово-кредитных условий деятельности инвестиционных отраслей.
 
 Показатели экономической конъюнктуры (курсы акций, уровни прибыльности, потребительские ожидания, уровень запасов, приток новых заказов, состояние рынка труда) преодолели слабости, ставившие под сомнение устойчивость перехода к экономическому подъему. Наблюдалось некоторое повышение уровня потребительских цен (до 2,5%), которое пока не проявляет признаков усиливающейся инфляции. Все это свидетельствует о том, что экономика успешно адаптируется к рекордному повышению цен на нефть.
 
 В корпоративном секторе, не ослабевая со временем, продолжаются процессы, инициированные проведением жестких антикоррупционных мер в соответствии с законом Сарбанеса - Оксли. Усиление корпоративной и индивидуальной ответственности за нарушение правил делового поведения повышает доверие к американскому бизнесу. Получают всеобщее распространение новые критерии конкурентоспособности, ставящие на первое место углубленное изучение перспективных потребностей потребителей. Дальнейший стимул к развитию в виде снижения налогов и мер по рационализации бюрократических процессов ведения бизнеса получил сектор мелких и средних предприятий, обеспечивающий 70% занятости в стране.
 
 Таблица 17. Основные показатели экономического развития США, %
 
  2001 2002 2003 2004 2005 ВВП 0,8 1,9 3,0 4,2 4,0 Промышленное производство - 3,4 -0,6 1,3 1,5 2,0 Потребительские расходы 2,5 3,1 3,3 3,8 3,5 Производственные капвложения -7,9 -2,4 4,4 8,0 5,0 Инвестиции в жилье 0,4 4,8 8,8 9,6 8,0 Государственные расходы и инвестиции 3,4 4,4 2,8 2,5 4,0 Потребительские цены 2,1 1,4 1,9 2,5 2,5-3,0 Доходы населения 1,8 2,0 3,2 3,0 3,0-3,5 Загрузка производственных мощностей 77,4 75,6 75,2 76,0 77,0 Уровень безработицы 4,7 5,8 6,0 5,5 5,3-5,0 Дефицит платежного баланса в % к ВВП 4,0 4,1 4,8 4,5 4,5
 Одновременно с этим в 2005 год переходят и процессы, представляющие серьезную угрозу для экономического подъема в США. Главная экономическая проблема - обеспечить условия для сохранения равновесия в ситуации, когда на одной стороне - экономический, инновационный и политический вес и авторитет США, а на другой - груз внешних и внутренних задолженностей. Во-первых, это растущий бюджетный дефицит, который может составить в 2004 году 0,5 трлн. долл. Во-вторых, равновеликий хронический дефицит платежного баланса. От состояния этих показателей в большой мере зависит степень привлекательности США для зарубежных инвесторов.
 
 В целом, накануне 2005 года американская экономика находится на ранней стадии циклического подъема, фундаментально подготовленного с точки зрения внутренних экономических условий. Вся экономическая структура, включая финансовую систему и рынок труда, работает без особых напряжений. Нормализовалось положение на рынках ценных бумаг, поддерживается активный рынок недвижимости. Возобновился рост промышленного производства, прибыльности и инвестиций, в том числе с большим удельным весом и опережением темпов в области информационных технологий. Воспроизводство США работает "на всех цилиндрах" внутреннего и внешнего рынка при налаженном взаимодействии народнохозяйственных укладов смешанной экономики. Наши прогностические оценки, базирующиеся на такой нормально предсказуемой основе, содержатся в таблице 17. В то же время опыт событий начала века говорит о том, что в любой момент можно ожидать значительных колебаний потребительского и инвестиционного спроса при появлении новых террористических и экономических угроз.
 
 Характер развития в 2005 году.
 В последние годы правительство США и Федеральная резервная система (ФРС) пытаются использовать новый подход к сглаживанию хода экономического цикла с помощью целевого управления суть которого системное воздействие на главные регулирующие показатели. При этом используются следующие инструменты индикативного управления экономикой.
 
 Стабильность цен и отсутствие инфляции. После подъема 90-х годов ФРС стала меньше опасаться "перегрева" экономики, ориентиром для нее является не темп роста цен, а степень опасности инфляции. Ценовой стабильностью считается один процент роста потребительских цен в год после всех статистических корректировок, однако и прогнозируемый на 2005 год более высокий прирост цен не представляет инфляционной опасности.
 
 Низший уровень безработицы, не инициирующий инфляцию благодаря повышению эффективности и гибкости экономики ныне приближается к 4,0% (по оценке председателя ФРС А. Гринспена). Большинство экономистов, однако, придерживаются показателя 5,0%. В конце 2004 г. уровень безработицы составил 5,3%, а в 2005 г. при нормальном развитии возможно его снижение до 5,0%.
 
 Курс доллара. Его снижение может стимулировать экспорт в непосредственном будущем, но в более далекой перспективе оно чревато ростом цен на импортируемые товары, в том числе и производственного назначения, снижением реальных доходов и потребительских расходов населения. Главную опасность представляет снижение привлекательности американских финансовых инструментов и отток иностранных инвесторов. Вариант ускоренного падения курса доллара экономически и политически неприемлем. Хотя допустимой границей снижения курса по отношению к евро, считается 1,25:1 в настоящее время этот рубеж значительно превышен (1:1,30 на ноябрь 2004 г.). Умеренные колебания курса могут использоваться для извлечения тех или иных тактических выгод. В то же время администрация и ФРС вряд ли не примет мер, чтобы не допустить обвала собственной валюты. Поскольку все составляющие американского экономического лидерства сохраняют свою силу, имеется мало оснований ожидать перелома международных позиций доллара, в краткосрочном и среднесрочном плане.
 
 Нормальный уровень учетной ставки видится на уровне около 4,0%. Приближение к этому уровню без нанесения вреда для экономики представляло бы серьезное достижение ФРС. В ноябре 2004 г. после четвертого минимального повышения уровень ставки составил 2,0%, что с учетом повышения цен на 2,6% делает процент отрицательным. Таким образом, в 2005 году у ФРС имеется достаточный резерв для монетарного маневра.
 
 Средний многолетний уровень коэффициента использования производственных мощностей составляет 79,5%. В середине 2004 года он был ниже более, чем на 3 процентных пункта, что дает возможность немедленного реагирования на совокупный спрос.
 Прирост ВВП в прогнозируемом году будет определяться постоянными факторами развития экономики США как лидирующей страны, которая держит под контролем наиболее перспективные направления развития современной мировой экономики и в то же время, поддерживая высокий уровень материального и кадрового оснащения научно- технической и образовательной сфер, использует сверхпропорциональную долю мировых ресурсов.
 
 Приоритетами федерального бюджета на 2005 финансовый год определены война с террором, обеспечение внутренней безопасности страны и стимулирование экономики. Бюджет увеличивает военные расходы на 7,0%, расходы на внутреннюю безопасность (они составляют сейчас 1/10 часть военных) - на 10,0%. Финансирование остальных (нефиксированных) статей вырастет на 0,5%. Единственным исключением из этого правила будут дошкольное и школьное образование и национальная программы помощи детям "Ни один ребенок не должен быть забыт". Расходы по этим статьям возрастут на 8,0%. Дефицит бюджета определен в сумме 521 млрд. долл. (4,5% ВВП).
 
 Развитие экономики США будет происходить на фоне благоприятного поворота тенденций подъема в большинстве регионов мира.
 Главным источником неопределенности является непредсказуемая возможность серьезных террористических угроз, неудач или успехов во внешней (и особенно военной) политике страны. В американской экономике сложилась тесная рефлекторная, с минимальным временным лагом, зависимость поведения потребителей и инвесторов от стрессовой информации. Поэтому экономические показатели 2005 года будут, как уже указывалось, зависеть от успешного выполнения правительством чисто политических и силовых функций по обеспечению безопасности внутри страны и за рубежом не меньше, чем от государственного экономического и финансового регулирования.
 
 В сфере социальной деятельности американского государства имеет место последовательное продолжение вполне сформировавшихся тенденций. Обе политические партии всячески подчеркивают - и не только декларативно, но и реально, - необходимость поддержки семейного воспитания детей, повышения качества и доступности образования и медицинского обслуживания, развития науки, формирования условий цивилизованной и отвечающей интересам страны иммиграции.
 
 7. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ
 
 В 2004 г. в Японии продолжался экономический подъем, начавшийся в середине предыдущего года. Он характеризовался высокими темпами прироста ВВП: 7,6% в последнем квартале 2003 г. и 6,4% в первом квартале 2004 г. После этого произошло замедление: 1,3% во втором и 2,0% в третьем квартале 2004 г. Оно было связано с замедлением капиталовложений и экспорта, но, судя по данным о заказах в машиностроении и с начатом строительстве, говорить, что подъем "выдыхается", еще рано.
 
 Картина нынешнего подъема необычна. До сих пор каждый подъем опирался на экспорт в США, бюджетные стимулы в виде налоговых льгот при инвестициях и на "общественные работы". В 2004 г. подъем поддерживался экспортом в страны Азии (прежде всего в Китай) и частными инвестициями в основной капитал, а расходы на "общественные работы" сокращаются. Кроме того, подъем сопровождался не инфляцией, как обычно, а дефляцией. Потребительский спрос рос медленно, продажи в универмагах сокращались, но частное жилищное строительство росло темпом в 3,8% годовых (оценка за 9 мес.).
 
 "Дефляционный разрыв" (недостаток спроса) в 1999-2000 гг. оценивался в 6-7% ВВП. В 2004 г. он уменьшился примерно до 3,0% ВВП благодаря сокращению избыточных мощностей.
 
 Частные капиталовложения концентрировались в обрабатывающей промышленности. Крупные компании планируют увеличить инвестиции на 10,4% за 2004 фин. год, то есть с апреля 2004 по март 2005 (в том числе в автомобилестроении - на 30%, в электротехнике и электронике - на 28%, в общем машиностроении - на 50%). Показателем инвестиционного подъема являются также цены на городскую землю, падавшие 12 лет подряд. Они достигли низшей точки и начали вновь расти в крупнейших городах в середине 2004 г.
 
 Новая тенденция - перемещение производственных мощностей в Японию из зарубежья. Каждая десятая фирма из опрошенных газетой "Нихон кэйдзай" в августе заявила, что собирается возвратить выпуск продукции со своих зарубежных предприятий в страну или же располагает конкурентоспособными новинками, которые будет осваивать у себя дома. Появился целый набор новых технологий и продуктов. Это - топливные элементы для автомобильных двигателей и отопления жилых домов; жидкокристаллические и плазменные панели для телевизоров и компьютеров и следующее поколение - органические электролюминесцентные панели; цифровые фото- и видеокамеры; использование биомассы для получения топлива; материалы с использованием нанотехнологий. "Гибридные" автомобили, ездящие на бензине и аккумуляторных батареях. Новые лекарственные препараты и медицинское диагностическое оборудование.
 
 Крупнейший в мире завод плазменных панелей строит "Мацусита" в префектуре Хёго. "Тоёта" впервые за 11 лет вводит новые производственные линии на заводах фирмы в Японии, чтобы удовлетворить растущий спрос на свои автомобили за границей, в том числе в США.
 
 Соответственно, промышленное производство растет темпом порядка 6,5-6,8% (оценка по данным за январь сентябрь). Ведущие товарные группы в промышленности - инвестиционное оборудование (главная составляющая японского экспорта) и автомобили.
 
 Непромышленные компании увеличат капиталовложения только на 3,9%. Крупные инвестиции делают фирмы, работающие в телекоммуникациях (цифровое эфирное телевещание уже начато в Токио, Нагое и Осаке), в лизинге и розничной торговле, а также в морском судоходстве (обслуживающие грузопотоки между Японией, Китаем и странами ЮВА). Однако летом и в начале осени большинство корпораций придержали выполнение своих планов, выжидая, какие тенденции сложатся в США и Китае и как будут меняться цены на нефть.
 
 Промышленный подъем опирается на растущие прибыли. По итогам первой половины 2004 фин. года (апрель-сентябрь), совокупная прибыль до уплаты налогов у корпораций выросла на 30% (на годовом уровне), в то время как объем продаж увеличился только на 7,6%. Прогнозы роста прибылей на годовом уровне (к апрелю 2005 г.) делаются с учетом внешнеторговых рисков и выглядят скромнее - всего 13,4%. Число обанкротившихся компаний за январь-август сократилось на 55,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
 
 Еще один сравнительно новый для Японии фактор роста - приток прямых иностранных инвестиций. Зарубежные инвесторы считают, что ценные бумаги японских компаний недооценены, и что самое время их покупать Они и лидируют на фондовом рынке как покупатели акций и корпоративных облигаций. Их активность поддерживают как уровень котировок (фондовый индекс Никкэй 225 колеблется в пределах 10000-11000, несмотря на продолжающуюся не первый год распродажу акций из перекрестного владения), так и объемы торговли. Оборот токийской фондовой биржи за первую половину финансового 2004 года (апрель-сентябрь) был на 30% выше, чем год назад.
 
 Все эти тенденции - результат реструктурирования компаний и сокращения "плохих долгов" банкам. Обновляется состав компаний в листинге бирж. Так, в 2003 г. в листинг вошли 137 новых компаний, а в 2004 г. их будет еще больше (всего в листинге японских бирж зарегистрированы акции 3600 компаний). На Токийской бирже, на секции первичных размещений (IPO) "Mothers" в январе-сентябре свои акции зарегистрировала 41 фирма. За это же время 73 компании вышли из листинга бирж - они вошли в состав холдингов или стали подразделениями других фирм в результате слияний и поглощений.
 
 Наконец, появились успехи в решении давно наболевшей проблемы "плохих долгов" корпоративного сектора коммерческим банкам. Агентство финансового надзора поставило перед банками задачу к марту 2005 г. списать их в таких размерах, чтобы снизить их долю в активах наполовину - с 8 до 4%. Семь крупнейших банков уже довели их долю до 4,5%.
 
 Правда, в активах банков еще остаются так называемые "серые" долги, которые могут стать безнадежными при ухудшении конъюнктуры (их около 10%). Большинство "мегабанков" уже вышло на контрольную цифру, кроме одного - холдинга UFJ, который активно занимается финансовых оздоровлением своих должников, в числе которых одна из ведущих внешнеторговых корпораций "Ниссё Иваи-Нитимэн". Однако, "Дайэй", оператор сети супермаркетов, при банкротстве "потянул" за собой своего главного кредитора UFJ, которому задолжал 400 млрд. иен. Долгами "Дайэй" занимается государственный фонд "Industrial Revitalization Corp. of Japan" (IRCJ), действующий под контролем Банка Японии. Сам же холдинг UFJ предпочел банкротству слияние со своим преуспевающим соперником, банковской группой "Мицубиси Токио".
 
 Крупные банки, чье финансовое положение улучшилось, начали возвращать государству финансовую помощь, которую они получили в 1998-2002 гг. Долги вернули банк "Сумитомо траст", Банк Йокогамы, холдинг "Мидзухо" и даже банковская группа "Рисона", которую Корпорация по страхованию вкладов всего год назад вывела из тяжелого финансового кризиса.
 
 Тем временем, правительство, выполняя принятую осенью 2002 г. программу финансового оздоровления, подготовило и провело через парламент закон, позволяющий начать рекапитализацию небольших финансовых учреждений - местных банков, обществ взаимного кредита и кредитных кооперативов, а также страховых и брокерских компаний.
 
 В условиях подъема компании пока не торопятся увеличивать численность персонала и повышать зарплату. В первом полугодии 2004 г.даже казалось, что Япония переживает подъем без создания новых рабочих мест, ("а jobless recovery"). Новые рабочие места заполнялись нанятыми на неполный рабочий день или по временным контрактам. Это - результат реформы трудового законодательства, благодаря которой на рынке труда всего год назад появились рекрутинговые агентства, в том числе работающие через Интернет. Таким образом, японский рынок труда обретает необходимую гибкость.
 
 Только летом стало заметно сокращение безработицы. Численность полностью безработных упала на 370 тыс. чел. по сравнению с прошлым годом, и безработица снизилась с 5,0% до 4,6% экономически активного населения. Прекратилось снижение располагаемых доходов наемных работников, они растут темпом в 2,1% в год в номинальном выражении, а реально несколько больше благодаря снижению розничных цен. Люди меньше опасаются потерять работу и начинают тратить сбережения на покупку жилья, мебели, автомобилей и других товаров длительного пользования, благо рынок предлагает новый набор товаров - телевизоры с плазменным экраном, цифровые видеокамеры и пр. Потребительские расходы (около 60% ВВП) растут темпом ниже 1% в год, но вероятно, впредь будут расти быстрее.
 
 Дефляция на потребительском рынке не окончилась, но динамика розничных цен сильно разошлась с движением оптовых цен. Внутренние цены производителей с середины года повышаются темпом более 1% в год под влиянием внешних факторов - растущих мировых цен на нефть, черные металлы и другие товары промежуточного спроса. Цены же на потребительские товары снижаются на 0,1-0,2% в год. Перелом этой тенденции еще не настал, несмотря на резкое подорожание бензина в розничной продаже. Товары длительного пользования, особенно компьютеры, продолжают дешеветь.
 
 Япония, пользуясь подъемом в мировой экономике и инвестиционным бумом в Китае, увеличивает экспорт темпом в 12,9% на годовом уровне. Импорт растет на 11,0% в силу повышения цен на нефть и другие сырьевые товары. Положительное сальдо по текущим статьям платежного баланса к весне 2005 г. ожидается равным 4,4% ВВП (самый высокий уровень за последние 100 лет).
 
 Основные риски для Японии - возможное замедление или спад в США и Китае (это главные торговые партнеры, и наибольшие прямые инвестиции японских компаний находятся там же), резкое повышение курса иены к доллару и рост нефтяных цен. Огромные инвестиции в китайскую экономику делались в расчете на длительный рост. Перегретая экономика Китая считается главной зоной риска, так как никто в Японии не верит, что инвестиции в основной капитал Китая могут расти и впредь темпом в 30% в год. Дефицит электроэнергии, воды и свободных земельных участков в промышленных районах Китая настолько серьезен, что китайское правительство уже не раз откладывало выдачу разрешений японским фирмам на их проекты. В Японии больше всего опасаются, что китайский бум закончится "жесткой посадкой", и для этого есть некоторые основания (например, нарастание "неработающих активов" в китайских банках). Но даже если темп китайского бума мягко замедлится, там останется огромный платежеспособный спрос на обновление транспортной инфраструктуры - железных и шоссейных дорог, портовых сооружений и пр., а значит, у японских компаний сохранятся перспективы на этом ключевом рынке.
 
 Валютный курс - возможный ограничитель роста. Курс иены к доллару колебался в довольно узких пределах от 104 до 114 в течение 2004 г. В первом квартале 2004 г. Банк Японии и валютный департамент Министерства финансов вели колоссальные интервенции на валютном рынке - продавали иеновые активы и покупали долларовые. Сумма продаж достигла 14 831 млрд. йен (143 млрд. долл.). Эти валютные интервенции вызывают недовольство американского Казначейства, и претензии по данному поводу выносились на обсуждение главами центральных банков Большой семерки. Но Банк покупает облигации того же казначейства, финансируя бюджетный дефицит США и помогая удерживать долгосрочные процентные ставки в США на достаточно низком уровне (порядка 4,0%, что все равно выше японских, не превышающих 1,5%). Интервенции прекратились, и валютные резервы растут теперь только благодаря профициту по текущим статьям платежного баланса. Золотовалютные резервы Банка Японии достигли рекордной величины в 837,8 млрд. долл. (на конец октября 2004 г.). Тем не менее, Банку и Минфину удалось только несколько замедлить, но не остановить укрепление йены.
 
 Причиной укрепления йены является не только актив по текущим статьям платежного баланса Японии. Прирост зарубежных активов - показатель оттока капитала из Японии - только за первое полугодие составил 30,2 трлн. йен (282 млрд. долл.), но он не останавливает йену. Главная причина - ослабление доллара из-за двойного дефицита (бюджетного и внешнеторгового) в экономике США. Повышение курса к доллару отчасти балансируется усилением евро по отношению к йене, а компании-экспортеры снижают валютные риски благодаря переходу на йеновые расчеты с Китаем и странами Юго-восточной Азии. По мере снижения доли экспорта, номинированного в долларах (в 2001 г. - 52%, а в 2004 г. - 48%), влияние курса иены к доллару на экспорт ослабевает, но торможение экспорта нельзя исключить. Курс йены к доллару может повысится до 102 и даже до 100 йен за доллар к концу 2004 г.
 
 Вместе с тем укрепление йены удешевляет "нефтяной счет". В первичном энергобалансе на нефть и нефтепродукты приходится 46,8%. В энергетической политике ставка делается на газ и альтернативные источники энергии. Удельный расход нефти на единицу прироста ВВП - половина от уровня США. Если в 1980 г. на импорт сырой нефти затрачивалось 5,0% ВВП Японии, то в настоящее время - около 1,0%. Нефтяного кризиса в Японии не будет.
 
 Кабинет Коидзуми взял курс на то, чтобы движущей силой подъема был только спрос частного сектора - инвестиционный, потребительский, внешнеторговый. Отказ от стимулирования спроса путем бюджетных вливаний - это новое в экономической политике. Опыт минувшего десятилетия показал, что государственный долг больше не может быть стимулятором спроса. Первичный бюджетный дефицит (т. е. без финансирования и обслуживания госдолга) чуть больше 5,0% годового ВВП. Накопленный внутренний долг на конец июня 2004 г. составил 729,2 трлн. йен. ($6,4 трлн.) Это на 70% больше годового объема ВВП.
 
 Оздоровление государственных финансов - это колоссальная программа на годы вперед. Предполагается восстановить баланс расходов и доходов бюджета и получить профицит к 2013 г., для чего понадобится сокращать расходную часть на 0,5 п.п. в год, начиная с 2004 г., и уменьшать численность "бюджетников" на 0,5% в год. Правительство хочет воспользоваться моментом - хорошей конъюнктурой, - чтобы начать выполнять эту программу. Правда, для этого придется уже в 2005 г. повысить ставку потребительского налога (взимаемого со всех розничных продаж), а также подоходного налога - и это крайне непопулярные меры. Но без них нельзя будет финансировать выплату государственных пенсий.
 
 В программу оздоровления бюджета входят структурные реформы: в 2000 г. была проведена приватизация четырех государственных компаний, занятых строительством и эксплуатацией скоростных железных дорог. Разрабатывается план приватизации почтовой службы, которая в Японии объединяет почту, сберегательные кассы и страхование жизни. Эта программа рассчитана до 2007 г.
 
 Пока же ставится задача снизить текущие расходы на "общественные работы". В бюджете на 2004 фин. год соответствующие ассигнования были сокращены на 3,3%. Но тяжелые удары стихии - рекордное число тайфунов и землетрясение в Ниигате - привели к тому, что потребовались ассигнования из дополнительного бюджета.
 
 В своей денежной политике Банк Японии занимает твердую позицию: он будет удерживать ставки денежного рынка близко к нулю до тех пор, пока розничные цены не начнут повышаться. Но даже в этом случае Банк не будет торопиться со сменой денежной политики. Страна может выйти из полосы дефляции в середине или конце 2005 г., и тогда Банку придется впервые за 14 лет предотвращать инфляцию.
 
 Согласно прогнозу Банка Японии за октябрь 2004 г., реальный прирост ВВП в 2004 фин. год составит от 3,5% до 3,7% при росте оптовых цен на 1,4%-1,5% и снижении розничных на 0,1%-0,2%. В 2005 фин. году (апрель 2005-март 2006) экономический рост останется на уровне 2,2%-2,6%, оптовые цены поднимутся на 0,2%-0,5%, а розничные - на 0,2%, то есть дефляция прекратится.
 Аналитики 40 банков, инвестиционных и страховых компаний дают в среднем более оптимистичную оценку темпа прироста ВВП в 2004 фин. году - 3,8% и более осторожную - для 2005 фин. года - 1,6%. По нашим оценкам прирост ВВП Японии в 2005 г. составит 2,0%.
 
 8. АНАЛИЗ ДОСТОВЕРНОСТИ ПРОГНОЗА НА 2003 г.
 
 Мы продолжаем анализировать точность наших прогнозов, так как непредвзятое честное исследование ошибок прогноза является одним из непременных условий повышения качества прогноза. Публикация таких таблиц позволяет читателю самому судить о степени достоверности или вероятности прогноза.
 
 Прежде чем перейти к анализу прогноза на 2003 год вернемся к прошлогоднему сопоставлению прогноза на 2002 г. с фактическими данными. Дело в том, что соответствующие ведомства в каждой стране время от времени производят уточнение отчетных данных о развитии национальной экономики. Например, в США такой пересмотр данных производится в течение трех лет после отчетного года. Вот и фактические данные за 2002 год также были уточнены практически во всех странах, включенных в таблицу. США изменили первую оценку прироста ВВП за 2002 г. в 2,4%, сначала до 2,2%, а затем до 1,9%.
 
 Японское правительство изменило данные с 0,2% до отрицательных - 0,3%. В ЕС изменения небольшие: по Германии вместо 0,2% - 0,1%, Франции вместо 1,2% - 1,1%, Великобритании вместо 1,9% - 1,8%.
 
 Изменились отчетные данные и по Китаю с 8,0% до 8,3%, Индии с 4,7% до 5,0%, Бразилии с 1,5% - до 1,9%. Российское статистическое ведомство также увеличило оценку прироста ВВП до 4,7%, вместо первоначальных 4,3%. В результате таких изменений в отчетности, произошедших за прошедший год, по данным на конец 2004 г. таблица сопоставления прогнозов выглядит следующим образом (табл. 18).
 
 
 
 
 Таблица 18. Сопоставление прогнозов с фактическими данными на 2002 г.
 
  Оценка
  МВФ Оценка ИМЭМО Фактические данные Весь мир 2,4 3,1 3,0 Развитые страны 0,8 1,6 1,6 США 0,7 2,0 1,9 Япония -1,3 -0,5 -0,3 Европейский Союз 1,4 1,9 1,2 Германия 0,8 1,3 0,1 Франция 1,3 1,9 1,1 Италия 1,2 1,6 0,4 Великобритания 1,8 2,2 1,8 Развивающиеся страны 4,4 4,6 4,8 Китай 6,8 7,2 8,3 Индия 5,2 4,8 5,0 Бразилия 2,0 3,4 1,9 Постсоциалистические страны 3,9 4,7 4,8 Россия 4,2 4,5 4,7
 
 В результате этих корректировок, по большинству стран фактические данные оказались еще ближе к прогнозу ИМЭМО, чем в прошлогоднем сопоставлении.
 
 Теперь о прогнозе на 2003 год (таблица 19 с прогнозами и отчетными данными).
 
 
 Таблица 19. Сопоставление прогнозов с фактическими данными на 2003 г.
 
  Оценка
  МВФ Оценка ИМЭМО Фактические данные Весь мир 3,7 4,1 3,9 Развитые страны 2,5 2,6 2,1 США 2,6 3,5 3,0 Япония 1,1 1,0 2,5 Европейский Союз 2,3 2,0 1,1 Германия 2,0 1,4 -0,1 Франция 2,3 2,0 0,5 Италия 2,3 1,7 0,3 Великобритания 2,4 2,3 2,2 Развивающиеся страны 5,2 5,9 Китай 7,2 7,4 9,1 Индия 5,7 5,4 7,2 Бразилия 3,0 2,3 -0,2 Постсоциалистические страны 4,5 5,0 Россия 4,9 4,5 7,3
 
 Анализ оценок прогноза показывает, что оба прогноза достаточно точны, но как и прогноз на 2002 г., так и прогноз ИМЭМО на 2003 г. оказался точнее.
 Так стандартная ошибка прогноза - 2003 ИМЭМО - 1,526, а прогноза МВФ - 1,694. Средний квадрат ошибки прогноза ИМЭМО - 2,33, а МВФ -2,87.
 
 В течение будущего года данные за 2003 г. будут пересматриваться, поэтому в следующем докладе мы еще раз вернемся к оценкам достоверности данного прогноза.
 
 
 
 
 
 Рис. 4. Распределение ошибок прогнозов МВФ на 2003 г.
 
 
  Рис. 5. Распределение ошибок прогнозов ИМЭМО на 2003 г.
 
 
 
 1 Это данные Российской статистики. По данным World Development Indicators 2004. The World Bank, p. 62 полученным от национальных статистических органов в ответ на вопрос Всемирного Банка этот коэффициент составляет 20 к 1.
 2 Включает пиловочник, фанерные кряжи, балансы для целлюлозно-бумажной промышленности и прочие виды круглого леса, используемого как сырье для промышленной переработки и в строительстве.
 3 Включает доски, брусья, шпалы и другую продукцию лесопиления.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  9
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу