<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Чтобы разобраться в этих вопросах, надо обратиться к материалам лекции и прочитать дополнительный материал из книги Ле Гоффа (с.58-70, 80-88), или из книги "История Европы" (с.560-581). После проработки этого материала попытайтесь проследить взаимоотношения церкви и светской власти в средневековых государствах. В этом Вам поможет знакомство с документом "Диктат папы". Прочитав его, ответьте на два основных вопроса:
 * Какое место стремилась занять католическая церковь в структуре средневекового государства?
 * Какие политические функции выполняла церковь в это время. Как Вы считаете, совместимы ли эти функции с верой в бога?
  После проделанной работы можно перейти к третьему вопросу. Учитывая многогранность данного вопроса, каждую его часть стоит рассматривать отдельно. Формирование ленно-вассальных отношений легче проследить на примере государства франков. Поэтому в список обязательных источников включена одна из наиболее известных "варварских правд" - "Салическая правда". В тексте этого документа найдите положения, свидетельствующие о частичном сохранении норм обычного права. Какие занятия были основными у франков? Есть ли в Салической правде статьи, свидетельствующие о наличии крестьянской общины? А о частной собственности на землю? Какие статьи документа свидетельствуют о переходе от родовой общины к "соседской общине? Учтите, что внимательная работа с документом, позволит Вам хорошо подготовиться не только к данному семинару, но и к последующим темам (при изучении "Русской правды", а также изучении вопросов об особенностях развития России). Теперь можно перейти к изучению периода правления Карла Великого, выделив вопрос о становлении феодализма в его империи. Интересный материал Вы найдете в книге А.В. Островского (с. 134-142). В материалах лекции проработайте схему ленно-вассальных отношений. Обратите внимание на сословие рыцарей и ответьте на вопросы: :из кого оно формировалось, какой образ жизни вели рыцари? Отметьте двойственность их положения.
  Далее по материалам лекции и учебника А.В. Островского выделите место феодальной раздробленности в социально-экономическом развитии европейских государств.
  Прояснив для себя основные параметры социального развития общества в период Средневековья, особое внимание необходимо уделить развитию и изменению роли городов в жизни общества:
 * рост городов как экономических центров и их роль в формировании товарно-денежных отношений;
 * развитие ремесла в средневековом городе; роль ремесленного цеха в социально-экономическом развитии средневековой Европы.
 * развитие торговли и торговых путей, торговые союзы;
 * "коммунальное движение" городов Х - ХIII веков;
 * складывание системы городского самоуправления (города - коммуны);
  В заключение попробуйте доказать, что объективные причины делали городских жителей союзниками королевской власти в борьбе с феодальной раздробленностью. Сделайте вывод о причинах образования единых национальных государств. Проследите процесс образования средневековых народов и развития монархической формы правления в XIII-XV веках. Какая форма монархии была преобладающей в это время? Продолжите работу с учебником Островского А.В. (с.153-162), а также с историческими картами (подборку которых можно найти в кабинете гуманитарных наук, а также в приложении ко 2-му тому "Истории Европы"). Сформулируйте вывод по вопросу, выделив в нем этапы развития феодализма и социальной структуре феодального общества.
  При переходе к четвёртому вопросу важно помнить, что Византия длительное время (с IV по XII века) являлась мировым лидером. Она выполняла роль связующего звена между Западной Европой и Восточными странами, единственной хранительницей античного наследия. Этот вопрос требует особой подготовки, так как этот материал имеет важную роль при изучении тем по истории средневековой Руси, поскольку Киевская Русь и Византия были географическими соседями (их соединял торговый путь "из варяг в греки"). Византия оказала большое влияние на ранние этапы отечественной истории. Ответ на четвертый вопрос требует знания следующих аспектов: образование Византии, территория, общественный строй, социальный и этнический состав;
 * Подумайте можно ли считать Византию мировым лидером VI - ХIIвеков?
 * Сформулируйте основные признаки восточно-православного христианства и его отличия от католицизма;
 * Какова была роль православия в идеологической и духовной жизни византийского общества?
  Подводя итоги своей самостоятельной работы, постарайтесь определить наиболее важные и интересные моменты средневековой истории, которые не нашли отражения в плане семинара. Может быть, имеет смысл подготовить коротенькое выступление по одному из возникших вопросов. Просмотрите список дополнительной литературы к семинару, выберите из него наиболее интересную книгу, или отдельную главу книги.
 
 Тема 5. Киевская Русь. Образование и развитие древнерусского государства (IX-нач. - XII в.в.)
 
  Киевская Русь - первое русское государство раннефеодального типа, образовавшееся в результате расселения (VI-VIII вв.) восточнославянских племен и эволюции их общественного развития (переход от родоплнменной общины к соседской, формирование и укрепление княжеской власти, складывание торгового пути "из варяг в греки" и др.). Богатый материал по истории Киевской Руси мы находим в первых документах, написанных на старославянском языке. Прежде всего это "Повесть временных лет" и "Русская правда". Несмотря на существование таких ценных источников, многие проблемы истории Киевской Руси вызывают острые споры среди историков.
  Прежде всего это вопрос о природе общественного строя в Древней Руси. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов).
  Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма.
  Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники -люди (в единственном числе людин, отсюда простолюдин). В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община - вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. (Само слово вервь чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.) За владение, т.е. распоряжение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник всей земли. Только к XII веку княжеские и боярские вотчины получили значительное распространение.
  Наиболее острые дискуссии с XVIII века развернулись вокруг вопроса образовании древнерусского государства, в ходе которых историки разделились на две большие группы "норманистов" и "антинорманистов".
  Расцвет Киевской Руси связан с принятием христианства, с периолдом княжения Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. "Русская правда" дает нам достаточно полный материал не только по социальному развитию, правовой системе, но по традициям и обычаем наших предков.
  План.
 1. Социальное, политическое, культурное развитие восточных славян в VI-IX вв. (территориальная община, племенные союзы, торговля и возникновение первых русских городов, язычество).
 2. Норманнская и антинорманнская теории происхождения древнерусского государства. Деятельность первых князей (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав).
 3. Принятие христианства на Руси. Владимир I.
 4. Расцвет Киевской державы. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.
 
 Источники:
 1. Повесть временных лет. / Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. - М. - В-д.: Издатель, 2003. - С.15-24.
 2. Поучение Владимира Мономаха. / Там же. - С.28-32
 3. Русская правда. / Там же. - С.24-28.
 Обязательная литература:
 1. Орлов А. С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М.: "ПРОСПЕКТ", 1999. - С. 38-65
 2. История России с древнейших времен до 1861 года. /Под ред. Н. Павленко. - М.: Высшая школа, 1998. - С. 53-117
 3. Скворцов Ю.Е. История Древней Руси. - Волгоград: ВМА, 2001. - С. 15-21
 Рефераты:
 1. Русь и Византия: преемственность традиций.
 2. Первая русская христианка - святая княгиня Ольга.
 3. Повесть Временных Лет - важнейший источник по истории Древней Руси.
 4. Выбор веры: была ли у Руси альтернатива христианству.
 5. Современные подходы к проблеме происхождения древнерусского государства.
  Дополнительная литература:
 1. Греков Б.Д. Киевская Русь. - Л.: Гос. изд-во политической литературы, 1953. - 567 с.
 2. Горский А. Государство или конгломерат конунгов. Русь первой половины X века.// Вопросы истории. - 1999. - №8 - С. 43-53.
 3. Древнерусская литература. - М.: Школа-Пресс, 1993. - С. 94-113.
 4. История России с древнейших времен до конца XVII века. Отв. ред. А.Н. Сахаров, А. Новосельцев.- М: "Изд. АСТ-ЛТД" 1999. - С. 39-18.
 5. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. - М.: Рассвет, 1992. - С. 8-32.
 6. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник /О.М. Анисимова, В.В. Кусков, М.П. Одесский, П.В. Пятнов. Под ред В.В. Кускова. -М.: Высшая школа, 1994. - 336 с.
 7. Е.Н. Носов. Речная сеть восточной Европы и ее роль в образовании городских центров северной Руси. /Великий Новгород в истории средневековой Европы. - М.: "Русские словари". 1999. - С. 157-170.
 8. Русь и варяги. Сборник статей по истории средневековой Руси и Европы. - М.: Издательство "Метагалактика", 1999. - 320 с.
 9. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. - М.: Наука, 1993. - 592 с.
 10. Творогов А.В. Древняя Русь. События и люди. - СПб.: Наука, 1994. - С.5- 45.
 11. Хрестоматия по истории России. Т.1, М.: МИРОС - Международные отношения, 1994, С. 25-54.
 12. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца XVIII века. - Волгоград: РПК "Политехник", 1998.- 98 с.
 
  Методические рекомендации.
  Прежде чем начать подготовку вспомните, что говорится в "Повести Временных лет" (далее ПВЛ) о расселении славян, какие географические территории они заняли, с кем соседствовали, каковы природные и климатические особенности территории расселения, какую роль играли реки в аграрный период истории, с какой рекой связана ранняя истории восточных славян.
  При подготовке первого вопроса семинарского занятия необходимо прочитать текст лекции и раздел учебника под редакцией Н.И. Павленко (с.30 -35) и сформировать понимание следующих аспектов проблемы:
 * какие племена заселяли эти территории до прихода восточных славян;
 * какое влияние природные условия вновь освоенных территорий оказали на хозяйственную деятельность восточных славян;
 * какой вид деятельности являлся жизнеобеспечивающим;
 * какую роль в жизни восточных славян играла торговля;
 * когда и как зарождаются первые города в русской истории;
 * используя ПВЛ проследите по карте знаменитый путь "из варяг в греки";
 * чем территориальная община отличается от родовой общины;
 * как идёт процесс образования племенных союзов;
 * в чём причины социального расслоения внутри общины и племени;
 * каковы особенности быта славян;
 * каковы ранние религиозные представления славян;
 * назовите главных языческих богов, объясните их происхождение.
  Завершая подготовку по этому вопросу, Вы должны подойти к выводу о том, что у восточных славян уже в ранние века истории формируется центростремительная тенденция к объединению племён в племенные союзы, небольших союзов во всё более крупные. Особую роль в этом процессе играл путь "из варяг в греки", имеющий общеевропейское значение. Академик Б.А. Рыбаков отмечал, что к началу IX в. у восточных славян существовало 15 крупных племенных союзов, которые к середине IX в. объединились уже в два: Северную Русь, объединителями стало племя ильменских словен, и Южную Русь, созданную усилиями полян.
  Второй вопрос нужно начать с выяснения сути принципиально важной для отечественной истории проблемы: кто был основателем древнерусского государства, сами славяне или наёмные дружины варягов (норманны). Используя лекцию, составьте представление о том, как оформлялось пронорманнское направление в отечественной исторической науке, и как формировался лагерь их противников. Какую роль в этом сыграл М.В. Ломоносов? Как менялось отношение к данной проблеме на протяжении истории, каким идеологическим целям она служила, как решается сейчас. Сопоставьте имеющиеся позиции, выскажите свою точку зрения на проблему.
  Обратите внимание на историю появления правящей династии на Руси. В качестве исторического источника используйте "Повесть временных лет" (Хрестоматия "Россия в мировой цивилизации". С.16). Означает ли варяжское происхождение первых русских князей, что государственность была привнесена на Русь иноземцами? О каком уровне развития общества восточных славян свидетельствует тот факт, что новгородцы приглашают княжить варягов? На примере деятельности первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав) выделите этапы образования древнерусского государства, покажите вклад каждого из них. Сравните характеристики личности каждого, данные Нестором в ПВЛ и современные научные оценки. В заключение подумайте, возможно ли искусственное создание государства, может ли оно вообще быть предметом экспорта или импорта в истории.
  При подготовке третьего вопроса вернитесь к характеристике язычества, сравните древнюю славянскую религию с другими известными Вам языческими религиями, выделите общие мифологические сюжеты. Известно, что до принятия христианства князь Владимир пытался реформировать язычество Киевской Руси, чем можно объяснить эту попытку и почему она не удалась? Как Вы думаете, почему князь Владимир резко порывает с прежней верой, вплоть до уничтожения идолов?
  После внимательного ознакомления с лекцией, учебником Павленко (с.46 48), четко выделите причины принятия христианства. Какие цели преследовал Владимир, вводя новую религию? Почему Русь приняла христианство из Византии? Прочитайте рекомендуемый отрывок из "Повести Временных лет", Обратите внимание, как ПВЛ описывает причины, ход и значение принятия христианства, при этом помните, что летопись создавалась в начале XII в., и автором её считается Нестор - монах Киево-Печерского монастыря. Как Вы думаете, какие изменения в жизнь Руси принесла новая религия? Четко выделите значение принятия новой религии. Определите роль церкви в жизни Киевской Руси. Подумайте, совершила ли Русь ошибку, как считал П.Я. Чаадаев, приняв восточное, а не западное христианство?
  При подготовке четвёртого вопроса необходимо сосредоточить внимание на анализе вопроса: почему время правления Ярослава Мудрого на Руси считают расцветом Древнерусского государства? Известно, что прозвище, данное человеку, выявляет оценку его деятельности или черты личности. Подумайте, почему Ярослава называли Мудрым? Обратите внимание на прозвища других русских князей. Как Вы оцениваете время правления Ярослава Мудрого? Какое значение имело это время в истории Руси? Перечислите главные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого. Какие действия Вы считаете главной заслугой Ярослава Мудрого?
  Прежде чем перейти к изучению текста такого исторического источника как "Русская правда" вспомните историю его создания. Какие редакции этого документа нам известны? Кто являлся автором этого документа? Прочитайте статьи, авторство которых приписывается Ярославу Мудрому. Докажите, что "Русская правда" Ярослава ограничивала право кровной мести. Выделите категории населения в "Правде Ярослава" и "Правде Ярославичей". Что сообщает нам "Русская правда" о политическом устройстве государства? По возможности сравните "Русскую правду" с известными Вам варварскими правдами (например, с "Салической правдой"). Какие сходства и различия можно выделить?
  Время правления Владимира Мономаха завершает период расцвета Киевской Руси. Ознакомьтесь с документом "Поучение Владимира Мономаха". О какой политической обстановке на Руси свидетельствует "Поучение Владимира Мономаха"? Когда на Руси начинают появляться черты политической раздробленности? В этой связи попробуйте объяснить, как Владимиру Мономаху удалось сдержать на время этот процесс, почему он выступил инициатором созыва нескольких съездов князей, какое важное решение было принято на съезде в Любече в 1097г, как оно повлияло на дальнейшее развитие событий. В завершение подготовки по этому вопросу подумайте, какой у Вас сложился образ Владимира Мономаха - как личности и как политического деятеля? В чем значение такого правителя для Руси рубежа XI-XII веков? (Какую роль в русской истории сыграл Владимир Мономах? Почему "Поучение" Владимира Мономаха называют важным литературным и историческим памятником русской истории и культуры?)
  В заключение необходимо обобщить полученные знания и подойти к выводу о том, что образование древнерусского государства было закономерным процессом, вызванным объективными центростремительными тенденциями у восточных славян. Киевская Русь, как раннефеодальная монархия, обеспечила формирование частной собственности на землю и слоя землевладельцев-феодалов. Киевская Русь не уступала другим европейским монархиям того времени по уровню экономического, политического, культурного и законотворческого развития.
 
 Тема 6. Феодальная раздробленность на Руси и борьба с иноземными завоевателями (XII- ХIV в.в.).
 
  Период феодальной раздробленности - закономерный этап развития феодальных государств. Раздробленность стала результатом взаимодействия целого комплекса факторов. Разделение относительно единой Древней Руси на ряд самостоятельных государств объясняется развитием феодальных отношений, укреплением феодальных вотчин и утверждением натурального хозяйства, которое препятствует установлению экономических связей, что, в свою очередь, приводит и к политической обособленности. К концу XI века практически перестал существовать торговый путь "из варяг в греки", так как на юге господствовали кочевые племена половцев. Перерастание родового владения Рюриковичей в семейное отдельных ветвей рода приводило к оседанию князей на отдельных территориях (будущих уделах). Князь все более думает не о получении более престижного и доходного стола, а закреплении за собой собственного владения. (Данная тенденция юридически была закреплена решением Любечского съезда князей в 1097 г.). Этому же способствовало нарастание междоусобиц, стремление князя укрепить и расширить свое владение, порой за счет соседей. Местное боярство, окрепнув, больше не нуждалось во власти и поддержке киевского князя.
  Центробежные тенденции в Древней Руси стали проявляться еще в эпоху правления Ярославичей и, постепенно нарастая, вылились в конце XI в. в княжеские междоусобицы. Стремление князей, с одной стороны, их преодолеть, а с другой, закрепиться в своих землях привело после Любечского съезда к установлению нового принципа организации власти и превращению Русской земли из владения рода Рюриковичей в совокупность отдельных отчин, наследственных владений отдельных ветвей княжеского дома.
  В период феодальной раздробленности в русских княжествах сложились различные системы управления. Особый интерес представляет развитие княжеской власти во Владимиро-Суздальской земле и Новгородская боярская республика.
  Феодальная раздробленность продолжалась на Руси до середины XV века и имела трагичные последствия для судеб русского народа. Она стала одной из причин татаро-монгольского ига, продолжавшегося более двух столетий и затормозившего экономическое и культурное развитие страны. Был прерван процесс формирования русского народа как единого восточно славянского этноса.
 План.
 1. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития средневекового общества и его своеобразие в русской истории. Особенности развития русских земель (Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская республика).
 2. Крестовые походы на северо-западные русские земли. Александр Невский.
 3. Татаро-монгольское нашествие и его последствия для развития Руси.
 4. Москва - новый центр возрождения Руси. Борьба русского народа против татаро-монгольского ига. Куликовская битва (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский).
  Источники:
 1. Задонщина. /Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. - М.-В-д.: Издатель, 2003. - С. 35-42.
 Обязательная литература:
 1. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г. Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 года). - М.: Гардарики, 2002. - С. 49-63, 74-82.
 2. Мунчаев Ш., Устинов В. История России. - М.: Издательская группа ИНФРА. - М - НОРМА, 1997. - С. 33-65.
 3. Орлов А. С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М.: ПРОСПЕКТ, 1999. - С 38-65.
  Рефераты.
 1. Первые страницы истории Москвы.
 2. Новгородская республика: особенности системы политического управления.
 3. Военно-политическое значение Куликовской битвы.
 4. Роль русской православной церкви и Сергия Радонежского в возрождении Руси.
 Дополнительная литература.
 1. Сказание о житии Александра Невского./Древнерусская литература. М., 1993. - С.137-148.
 2. Повесть о разорении Рязани Батыем. /Там же. - С.148-163.
 3. Житие Сергия Радонежского. /Там же. - С.173-200.
 4. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. - М.: Мол. Гвардия, 2002. - 298с.
 5. Дмитрий Донской.// Вопросы истории. - 1995. - №5, 6. - С.62-84.
 6. История России с древнейших времен до конца XVII века. /А.Н. Сахаров, А. Новосельцев; Отв. ред. А.Н. Сахаров. - М.: Издательство АСТ. 1999. - С. 185-281.
 7. Ключевский, В.О. Исторические портреты. - М.: Правда, 1991. - С.63-77.
 8. Кучкин, В. Русь под игом: как это было - М.: Панорама, 1991. - 32 с.
 9. Кучкин, В. Сергий Радонежский.// Вопросы истории. - 1992. - № 10. - С. 75-93.
 10. Хрестоматия по истории России. Т.1 - М.: МИРОС - Международные отношения, 1994. - С. 94-153.
 
  Методические рекомендации.
  При подготовке первого вопроса вспомните, какое место в истории средневековья занимает период феодальной раздробленности, чем он вызван, почему мы определяем его как закономерный. Определите его хронологические рамки для стран Западной Европы. Почему в отечественной истории он носил затяжной характер? По данным академика Б.А. Рыбакова в середине XII века выделяется 15 княжеств, в середине XIII - 50, а в XIV уже 250 княжеств. Как вы это объясните? Почему был исторически неизбежен распад Киевской державы? Как развиваются города и ремесла? Как изменяется положение господствующего класса? Завершая работу по первой части проблемы, ответьте на вопрос: в чем проявились отрицательные и положительные стороны процесса феодальной раздробленности?
  Затем внимательно изучите историческую карту данного периода, определите географическое положение трех наиболее влиятельных княжеств: Владимиро-Суздальского княжества, Галицко-Волынского княжества, Новгородской земли. Обратите внимание на природные условия указанных княжеств, как они повлияли на социально-экономическое развитие этих земель?
  Подчеркнём, что в этих центрах сложились разные варианты политического управления. Можно выявить элементы зарождения неограниченной монархии, ограниченной монархии и элементы зарождения буржуазной республики. Поясните, с какой из земель можно связать перечисленные варианты. Попробуйте объяснить почему стала активно развиваться и, в конечном счёте, доминировать система политического управления, сложившаяся во Владимиро-Суздальском княжестве. С именами каких князей связан расцвет этой земли?
  Начиная подготовку по второму вопросу, обратите внимание на сложность геополитической ситуации, в которую попали русские земли в середине XIII века. В середине XIII серьёзная опасность угрожала Руси с Запада. Можно говорить о целой серии крестовых походов на русские земли организованные Римской католической церковью. Как вы думаете, какую цель она преследовала? Как по-вашему, какая из двух опасностей нависших над Русью (нашествие татаро-монголов и захватнические походы крестоносцев) была более страшной? Попробуйте понять ход мыслей Александра Невского, который основные силы сосредоточил на борьбе с Западом. Почему его называют гениальным полководцем? Как это проявилось в Невской битве и Ледовом побоище. Как вы думаете, почему в годы Великой Отечественной войны был введён орден Александра Невского (кстати, сегодня его опять возродили)?
  При подготовке третьего вопроса вам поможет учебник Мунчаева Ш. и Устинова В. (с. 33-65). Обратите внимание на следующие моменты:
 * Когда образовалась Монгольская империя; отметьте особенности её военно-политического устройства, и попробуйте объяснить, что позволяло монголо-татарам одерживать победу над противниками, превосходящими их по уровню развития? Проследите по карте, какие государства были ими завоеваны.
 * Когда и как произошло первое военное столкновение русских с монголо-татарами? Когда монголо-татары вторглись на территорию Руси, кто возглавлял их войско, как происходило завоевание?
  Проясните для себя, почему в течение короткого срока было захвачено большинство русских земель. Какие земли избежали этой участи, почему? Вы можете обратиться к дополнительным историческим источникам (например, "Повести о разорении Рязани Батыем"), которые помогут вам представить картину завоевания и его страшные последствия. Объясните, почему в Европе золотоордынцев прозвали "тартарос" (слуги дьявола)? Насколько была велика возможность завоевания татаро-монголами западноевропейских государств? Что предотвратило эту опасность для Западной Европы?
  Далее по материалам обязательной литературы необходимо разобраться в сущности и структуре монголо-татарского ига. Объясните, какова была система зависимости русских земель от золотоордынского хана? Каковы были последствия этой более чем двухвековой зависимости? В данном случае вам может оказать дополнительную помощь брошюра В. Кучкина "Русь под игом: как это было".
  Ознакомьтесь с точкой зрения Л.Н. Гумилева о значении монголо-татарского ига в истории России. (Хрестоматия по истории России. Т.1, М.: МИРОС - Международные отношения, 1994. - C. 113-117). Согласны ли Вы с такой трактовкой вопроса? Выскажите свое мнение.
  При подготовке четвертого вопроса необходимо помнить, что новым политическим центром Руси мог стать город, который возглавит борьбу за независимость русских земель. Как вы думаете, почему именно Москва смогла взять на себя эту роль? Каков вклад в этот процесс Ивана Калиты, Семеона Гордого, Дмитрия Донского?
  Особое внимание следует уделить роли православной церкви в возрождении Руси. Когда Москва становится религиозным центром страны? Почему Сергия Радонежского называют "заступником русской земли"? Почему именно к нему за благословением перед битвой отправляется князь Димитрий Иванович? Очень интересный и важный материал по этим проблемам вы найдёте в работе В.О. Ключевского "Значение Сергия Радонежского для русской истории" (В.О. Ключевский. Исторические портреты. - М., 1991).
  Объясните, почему Дмитрию Ивановичу Донскому удалось впервые собрать объединённое войско, кто из князей встал под его знамёна? Известно, что у хана Мамая перед Куликовской битвой сохранялось численное преимущество, а воины отличались высокими профессиональными качествами. Тогда как вы можете объяснить победу русского объединённого войска, наполовину состоявшего из ополченцев? Какое значение имела эта победа для последующего процесса объединения русских земель и формирования русского народа? Почему 1380 год можно назвать пограничной датой русской средневековой истории? За ответами на эти вопросы обратитесь к замечательному историческому литературному памятнику "Задонщине", посвящённому Куликовской битве.
  Продумайте общие выводы по данной теме. Обязательно подчеркните, что экономическая, политическая зависимость от Золотой Орды серьёзно деформировала процесс исторического развития русских земель, усилив политический фактор функционирования государства. Самое главное состоит в том, что были пресечены возможности для развития товарно-денежных отношений, способствующих становлению общенационального рынка, зарождению капиталистических отношений, формированию третьего сословия в обществе.
  Тема 7. Образование и укрепление Российского централизованного государства (XV -XVI в. в.).
 
  Объединение земель и образование русского единого государства значительно отличалось от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. Если на Западе в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между отдельными областями, то в России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Воздействовали и социально-экономические процессы, но иные, чем в Западной Европе.
  Основной политической предпосылкой слияния раздробленных земель являлась насущная задача освобождения страны от ордынского ига, а кроме того, противостояние с Великим княжеством Литовским, также претендовавшим на роль объединителя русских земель. Великое княжение Владимирское, значение которого было отчасти восстановлено татарами, представляло собой готовый институт власти для будущего единого государства и стало центром объединения.
  Духовные предпосылки облегчали будущее объединение. В условиях раздробленности русские люди сохраняли общий язык, правовые нормы, а главное православную веру.
  На православие опиралось развивающееся общее национальное самосознание, которое особенно активно стало проявляться с середины XV в. (После падения Константинополя центр православия оказался в руках турок, что вызвало чувство духовного одиночества у русских людей). В этих условиях усилилась тяга к единству, стремление подчиниться власти самого сильного князя, в котором видели заступника перед Богом, защитника земли и православной веры. Умонастроение народа необычайно подняло авторитет великого князя московского, укрепило его власть и позволило завершить создание единого государства.
  Православная церковь также была заинтересована в объединении земель. Стремление сохранить и упрочить единую церковную организацию, ликвидировать угрозу ее позициям как с Запада так и с Востока (после принятия Ордой ислама как государственной религии) все это заставляло церковь поддерживать объединительную политику того князя, который будет способен объединить Русь.
  Одним из главных социально-экономических факторов объединения явился рост боярского сословия и феодального землевладения в отдельных землях Северо-Восточной Руси. Основным источником распространения боярских вотчин стали княжеские пожалования земли с крестьянами. Но в условиях политической распыленности (к началу XIV в. в системе Владимирского княжения существовало более десяти независимых княжеств) все более ощущался дефицит пахотных земель, что ограничивало развитие боярского сословия, а, следовательно, подрывало силы князя, прежде всего военные.
  Образованию единого государства способствовало и развитие поместного землевладения, получившее распространение во второй половине XV в. во многом благодаря расширению ареала пахотных земель. Слуги князя, "вольные" и слуги "дворские" (отсюда более поздний термин - дворяне) получали землю в качестве условного держания, т.е. не могли ею свободно распоряжаться и владели лишь на условиях службы. Они поддерживали князя в его политике, надеясь с его помощью упрочить свое положение и получить новые земли. Стремительный рост численности служилого дворянства стал основой усиления военного потенциала московских великих князей, залогом успеха их объединительной политики.
  План.
 1. Феодальные войны первой половины XV в. Начало объединения русских земель.
 2. Формирование единой системы централизованного управления страной (Иван III).
 3. Россия при Иване IV Грозном:
 а) политическая борьба вокруг царского престола после смерти Василия III, коронация Ивана IV;
 б) "Избранная Рада" и реформы середины XVI в.
 в) опричнина: сущность и последствия;
 г) итоги царствования Ивана Грозного.
 Источники:
 1. Судебник 1497 года./ Россия в мировой цивилизации: Хрестоматия / Под. Ред. И.А. Петровой. - М.- В-д: Издатель, 2003. - С.42.
 2. Судебник 1550 года./ Там же. - С.43-47.
 3. Из послания царя Ивана IV Васильевича Грозного к князю А.М. Курбскому./ Там же. - С.47-48.
 4. Указ о беглых крестьянах./ Там же. - С. 48.
 Обязательная литература:
 1. Орлов А. С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М.: "ПРОСПЕКТ", 1999.- С. 65 - 95.
 2. Павленко Н. История России с древнейших времен до 1861 года. - М.: Высшая школа, 1998. - С. 117 - 150.
 3. Скворцов Ю.Е. История Древней Руси. - Волгоград: ВМА., 2001. - С. 25-29.
 Рефераты.
 1. Иван III - "от московского князя - к "государю всея Руси".
 2. Иван Грозный - тиран или реформатор?
 3. Опричнина в оценке отечественных историков.
 4. Переписка царя Ивана Грозного и кн. Андрея Курбского (сущность дискуссии о политическом устройстве России).
 Дополнительная литература:
 1. Иван Грозный, волевой и брезгливый.// Ломоносов вместе с New Scientist. 2003. - №7-8. - С.132-138. См. также Мультимедийная программа "Восстановление лица по черепу. Методика М.М. Герасимова и виртуальная выставка "Пришедшие из веков"(коллекция антропологических реконструкций): http://www.museum.ru/timiryazev/vystavky/virtual/gerasimov/vistavka/Home.html.
 2. История России с древнейших времен до конца XVII века. Отв. ред. А.Н. Сахаров, А. Новосельцев. М.: Изд-во АСТ, 1996. - С.292 - 428.
 3. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: Правда, 1991. Т. II. - С. 383-568.
 4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время. - М.: Знание, 1991. - 64 с.
 5. Скрынников Р.Г. Святители и власть. - Л.: Лениздат. 1990. - 349 с.
 6. Филюшкин А.И. Андрей Михайлович Курбский.// Вопросы истории. -1999.- №1. - С. 82-97.
 7. Хрестоматия по истории России. Т.1.- М.: МИРОС, Международные отношения, 1994. - С. 177-266.
 
 Методические рекомендации.
  Приступая к подготовке, вспомните, какое историческое значение для объединения русских земель имела победа в Куликовской битве. Какую роль в этом сыграл московский князь Дмитрий Иванович Донской. После этого попробуйте объяснить, почему именно Москва становится центром антимонгольской борьбы. Помните, что 1380 год - это особая, пограничная дата в нашей истории. Объясните это. Как вы думаете, каково стало соотношение центробежных и центростремительных тенденций в нашей истории после победы на Куликовом поле.
  При подготовке первого вопроса вспомните, как и под воздействием каких причин происходит процесс образования национальных государств в мировой истории. В чем состоят особенности образования Российского централизованного государства? Какими трудностями сопровождался этот процесс?
  Обратите внимание, что в первой половине XV века усиливаются княжеские усобицы, которые во второй четверти века выливаются в события получившие название "феодальные войны". Здесь присутствует очень важный момент, демонстрирующий рост центростремительных тенденций к объединению. Дело в том, что если в XIV в. борьба шла между разными политическими центрами (Новгород, Тверь, Владимир, а затем Москва); и, следовательно, между разными ветвями рода Рюриковичей, то в первой половине XV в. она уже шла внутри дома московских князей, именно за московский престол, что, безусловно, говорит о росте авторитета Москвы, как нового общеросийского центра молодого, формирующегося единого Московского государства. Фактически все её соперники, признали теперь право Москвы на объединение всех сил для борьбы с иноземцами (как с востока, с Золотой Ордой, так и запада, с Великим княжеством Литовским).
  Отметьте, что в целом, конечно, "феодальные войны" второй четверти XV в. тормозили процесс объединения, привели к огромным человеческим и материальным жертвам, подрывали хозяйственное развитие, показали моральный облик русской знати. Но, как не парадоксально, обнаруживают, объективную тенденцию к объединению вокруг Москвы, укрепление авторитета московских князей, и стремление к упорядочиванию принципа наследования московского престола.
  Основная борьба этого периода развернулась между потомками Дмитрия Ивановича Донского. После смерти его сына Василия Дмитрича (Василий I) претендентами на великокняжеский престол выступали его десятилетний сын Василий Васильевич (Василий II Тёмный, поскольку в ходе борьбы был ослеплён противниками) и энергичный младший брат Юрий Дмитриевич. В этой связи напомним, что на Руси существовало два принципа престолонаследия: родовой (по старшинству, от брата к брату) и семейный (от отца к сыну). Так вот Юрий Дмитриевич пытался вернуться к старому порядку наследования "по очереди и по старшинству ("лествица"). Как вы видите, в борьбу вступили явно не равноценные противники. Так всё-таки, как вы объясните, почему победил, не отмеченный особыми талантами, в отличие от своего дяди, Василий II? После прояснения обозначенных моментов ответьте на следующие вопросы:
 * С каких событий начинается становление единого Российского государства?
 * Проследите этот процесс по карте, объясните значительное увеличение территории Московского государства.
 * Почему, на Ваш взгляд, особенно сложным было присоединение Новгорода?
 * В правление каких князей процесс объединения русских земель происходил особенно активно?
 * В чем состояла роль Ивана III в окончательном освобождении Руси от монголо-татарского ига?
 * Почему события 1480 года называются "Стояние на реке Угре"?
 * Что означало это событие для процесса политического объединения русских земель?
  Начиная подготовку по второму вопросу, обратите внимание на ряд принципиальных моментов. Нестабильность внешнеполитической и внутриполитической ситуации требовала ускорения процесса политического объединения. В свою очередь, включение в состав Московского княжества всех новых и новых земель требовало создания принципиально иной системы управления столь обширной территорией, удельный принцип уже не подходил для нового, растущего государства. Была необходима система управления из одного политического центра (система централизованного управления страной). Обнаружилось явное расхождения между темпами политического объединения и формированием такой системы, но именно первое диктовало неотложность второго.
  Этот качественный скачок в формировании общероссийской системы централизованного управления происходит при Иване III. Отметьте, что политическое единство без единой централизованной власти невозможно. Это предопределило процесс формирования централизованной власти (в форме неограниченных монархий) в странах Западной Европе, где так же наметились тенденции к абсолютизму (Франция, Людовик XIV). После этого ответьте на следующие вопросы:
 * Каким образом происходит процесс формирования единой централизованной системы власти? Выделите органы законодательной и исполнительной власти, которые складываются при Иване III. Какова была система связи центра и отдельных земель, что собою представлял институт "кормления"?
 * В чем значение Боярской Думы, каковы ее функции?
 * Что означает выражение: "Великий князь указал, а бояре приговорили"?
 * Как меняется социальная структура российского общества? Какая социальная группа становится социальной опорой формирующегося самодержавия?
 * В чем особенности формирования поместного дворянства?
 * Что такое местничество, почему оно получает особенно активное развитие в XV веке?
  Разберитесь с изменением положения крестьянства (по материалам обязательной литературы). Как вы думаете, есть ли связь между процессом становления единой системы централизованного управления страной в форме абсолютной монархии (самодержавия) и процессом закрепощения крестьянства, который наиболее активно стал проявляться в конце XV века? Обратитесь к Судебнику 1497 года. Подтвердите свои размышления, используя этот документ.
  Заключительный блок проблем связан с идеологическим обоснованием самодержавия. По тексту лекции ответьте на следующие вопросы:
 * В чем состоит политический смысл теории "Москва - третий Рим"? Как Вы объясните активное строительство Москвы в годы правления Ивана III, появление пышного придворного церемониала, атрибутов государственной власти?
 * Иван III - "государь всея Руси" - что подразумевается под этим титулом?
 * Оцените деятельность Ивана III и его заслуги по созданию единого государства. Справедлива ли историческая традиция, именующая его Иваном Великим?
  В работе над третьим вопросом семинарского занятия важно помнить, что личность Ивана Грозного одна из самых противоречивых в нашей истории. Вокруг этой исторической фигуры много мифов, легенд, идеологической "шелухи", что делает анализ его деятельности очень сложным. Но, к сожалению, нельзя, как это делали до последнего времени, все плюсы, расставленные И. В. Сталиным, автоматически изменить на минусы. Такой подход явно антиисторичен. Поэтому вопрос разбит на ряд пунктов, выяснение сути которых поможет составить объективное представление о времени Ивана Грозного.
  Прежде всего, выясните:
 * Какими причинами была вызвана политическая борьба в 30-ые годы XVI века?
 * Как повлияли на малолетнего Ивана Васильевича эти политические интриги?
 * Какие черты характера сложились у Ивана Грозного в детстве?
 * Почему вокруг малолетнего царя складывается группа сторонников сильной царской власти?
 * В чем Вы видите значение принятия им царского титула и введение пышного обряда коронации на царский престол?
  Переходя к пункту "б" уясните, что в деятельности Ивана IV необходимо выделять два периода правления: 1. Период проведения широкомасштабных государственных реформ, расширение территории России, начало присоединения Сибири. 2. Превращение Ивана IV в Ивана Грозного, проведение политики массовых репрессий против своего народа.
  Рассматривая первый период правления Ивана IV, ответьте на следующие вопросы:
 * В чем значение деятельности Избранной Рады, каков характер деятельности этого органа, главные направления реформ, кто входил в его состав, охарактеризуйте этих государственных деятелей.
 * Избранная Рада - это попытка демократических реформ или шаг к абсолютизму?
 * В чем причины прекращения деятельности Избранной Рады?
 * В чем значение и роль Земских соборов, как долго просуществовала сословно-представительная монархия в России?
  Ознакомьтесь с Судебником Ивана Грозного. О чем свидетельствует этот исторический источник? Изменилось ли положение крестьян? Ознакомьтесь с "Указом о беглых крестьянах" от 1597 года. Какую тенденцию в крестьянском вопросе можно проследить на примерах Судебника 1497 года, Судебника 1550 года и "Указа о беглых крестьянах" в XV - XVI веках?
  Охарактеризуйте положение церкви, ее взаимоотношения со светской властью. Какими причинами был обусловлен созыв церковного Собора 1551 года, известного как Стоглавый? В чём состоял важный исторический смысл проведенной при Иване IV церковной реформы, закреплённый решениями этого Освящённого Собора?
  Переходя к пункту "в", прежде всего, уясните основные причины резкого поворота во внутренней политике Ивана IV. Чем, как вы думаете, было обусловлено введение политики массового террора, получившей название "опричнина"? Играли ли в этом определённую роль ход, итоги и последствия Ливонской войны? Обратите внимание, что на этот счёт существуют разные точки зрения:
  1."Опричнина" - есть проявление шизофрении царя. (Об этом особенно много любят распространяться различные СМИ). 2.Это следствие борьбы Иван Грозного против земского боярства, сопротивлявшегося единой централизованной власти. 3. "Свирепость" форм опричнины объясняется попыткой искоренить традиции сословно-представительной монархии в России. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Объясните почему. Для того, чтобы более аргументировано обосновать свою точку зрения, ознакомьтесь с перепиской царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Подумайте: в чем суть разногласий между Иваном Грозным и А. Курбским? Сторонником какой политической концепции был каждый из них? Как Иван Грозный оценивает положение и понимает обязанности русских бояр и дворян? Можно ли считать какую-либо из этих групп правящей силой в российском государстве? Каковы в целом итоги деятельности Ивана Грозного? Сделайте общий вывод по теме. Обратите внимание на оценки данные видными историками. Например, Н.М. Карамзин считал, что по своим последствия время правления Ивана IV можно сравнить с татаро-монгольским игом. Согласны ли вы с этим?
  Тема 8. "Бунташный век" в истории России (XVII век).
  Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала XVII в. и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание получил у современников название "Смуты". При этом, в первую очередь, имелось в виду "смущение умов", т.е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т.д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы.
  Ученые по-разному объясняли причины и характер этих трагических событий. Н.М. Карамзин обращал внимание на политический кризис, вызванный пресечением династии в конце XVI в. и ослаблением монархии. С.М. Соловьев основное содержание "Смуты" видел в борьбе государственного начала с анархией, представленной казачеством. Более комплексный подход был присущ С.Ф. Платонову, определявшему ее как сложное переплетение действий и устремлений разнообразных политических сил, социальных групп, а также личных интересов и страстей, осложненных вмешательством внешних сил.
  Перед царями новой династии Романовых стояла трудная задача преодоления Смуты и ее последствий, что удалось сделать только в середине XVII века. С этого же времени наблюдается процесс перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную, который завершится в начале XVIII века.
  План.
 1. Сущность всеобщего (системного) социального кризиса XVII в.
 2. Начало XVII века: "смутное время" в России:
  а) династический кризис, пресечение династии Рюриковичей;
  б) социальный период "смутного времени";
  в) национальный этап "смутного времени".
 3. Россия при первых Романовых. От сословно-представительной к абсолютной монархии.
 4. Рост социальной напряжённости. Оформление крепостного права. Крестьянская война под предводительством С. Разина.
 Источники:
 1. Окружная грамота князя Дм. Пожарского (1612). /Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. - М.-В-д: Издатель, 2003. - С. 48-49.
 2. Соборное уложение 1649 г. Там же. - С.49-54.
  Дополнительные источники:
 1. Протопоп Аввакум. /Хрестоматия по истории России: В 4т. Т.2, кн.1 - М: МИРОС - Междунар. отношения, 1995. - С.41-49.
 Обязательная литература:
 1. Орлов А.С. и др. Указ. соч. - С.85-117.
 2. Платонов С.Ф. Курс лекций по русской истории.- М., 1991.
 3. Века А.В. История России. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2003. - С. 330-413.
 Рефераты.
 1. Персоналии:
 - Борис Годунов (исторический портрет).
 - Патриарх Филарет.
 - Подвиг Ивана Сусанина.
 - Спасители России: Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.
 - Церковный раскол: патриарх Никон и протопоп Аввакум.
 2. Внешняя политика России в XYII веке.
 3. Воссоединение Украины и России: современные оценки.
 4. Россия и Страны Западной Европы в XYIIв. (экономические, политические и культурные связи).
 Дополнительная литература:
 1. История России с древнейших времён до 1861года. /Под ред. Н.И. Павленко. М.1998.
 2. Ключевский В.О. Русская история. Кн.2. - М., 1993.
 3. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: Правда, 1991. - 568с.
 4. Скрынников Р.Г. Русь IX -XVII. - СПб., 1999.
 5. Кобрин В. Смута // Родина. - 1991. - №3. - С. 67-73.
 6. Андреев И. Дворянство и служба в XVII в. //Отечественная история. 1998 - №2 - С.164-175.
 7. Филюшкин А. Злого умышления ради. Кого считали изменником в XVII в. //Родина. - 2000. - №7. - С.33-39.
 8. Скрынников Р.Г. Святители и власти. - Л.: Лениздат, 1990. - С.276-347.
 
  Методические рекомендации.
  Начинать подготовку к семинарскому занятию необходимо с просмотра конспекта лекции по теме и выполнения рекомендаций лектора. Важно учесть, что XVII век является одним из самых сложных для изучения. Поэтому предварительно необходимо понять его особое место в отечественной истории. Это место можно определить как пограничное, отделяющее один период истории от другого. Поэтому, отвечая на первый вопрос, подумайте, какие исторические периоды отграничивает этот век? Сказалась ли эта особенность на ситуации внутри страны? Что означает понятие системный кризис (сравните с медицинским понятием системное заболевание). Это поможет вам понять, почему его называют "бунташным веком", и увидеть связь между деятельностью первых Романовых и реформами Петра Великого.
  По второму вопросу необходимо обратить внимание на периодизацию "смутного времени", которую даёт С.Ф. Платонов и характеристику династического, социального и национального периода. Обстоятельный ответ по первому вопросу семинара предполагает знание и понимание следующих моментов:
 * какой период охватывается понятием "смутное время";
 * каковы причины династического кризиса в России начала XYII в.;
 * причины и основные события социального периода.
  Разобравшись в данных вопросах можно перейти к изучению содержания "Окружной грамоты князя Дм. Пожарского", который поможет при подготовке к ответу на следующие вопросы:
 * кому адресована окружная грамота Дм. Пожарского;
 * каковы цели народного ополчения;
 * кого Дм. Пожарский считает своим союзником.
  По материалам учебника Века А.В. или Орлова А.С. ответьте на следующие вопросы:
 * какова роль первого и второго ополчения в национальный период "смутного времени";
 * Каковы экономические, политические, социальные, культурные, нравственные последствия "смутного времени"?
 * закончилось ли "смутное время" избранием на русский престол М. Романова? Объясните свой ответ.
  Подготовка по третьему вопросу требует вспомнить: что представлял из себя "Земский Собор"; когда они начали действовать в России, каковы их функции? (Всё это можно уточнить по книге "Полный энциклопедический справочник. История России"). Кроме того, необходимо знать смысл следующих понятий: мануфактура, общенациональный рынок, политика протекционизма. Для полного ответа нужно прояснить следующие моменты:
 * значение Великого Земского Собора 1613 г.;
 * особенности соборной деятельности при первом Романове;
 * основные задачи периода правления Михаила Фёдоровича Романова;
 * трудности в борьбе за возврат территорий оккупированных Польшей и Швецией;
 * основные задачи правления Алексея Михайловича Романова;
 * изменение системы сбора налогов;
 * военная реформа;
 * развитие торговли, появление первых мануфактур, зарождение общенационального рынка;
 * значение царствования Алексея Михайловича.
  Далее необходимо уточнить по материалам лекции или энциклопедическому словарю следующие понятия: сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, абсолютизм, самодержавие. Помимо основной литературы, необходимо ознакомиться с документом "Соборное Уложение 1649", который поможет прояснить некоторые важные моменты этого вопроса:
 * причины "угасания" соборной деятельности;
 * изменение роли Боярской Думы;
 * совершенствование приказной системы;
 * значение принятия Соборного уложения 1649г.;
 * причины формирования абсолютной монархии в России.
  Данный вопрос семинарского занятия требует прояснения положения русской православной церкви. Реформы Алексея Михайловича затронули и её. Их целью было утверждение главенства государства над церковью. Важно учесть, что раскол РПЦ середины XVII в. был, в какой-то степени следствием этих реформ. В целом раскол привёл к ослаблению церкви, её неспособности как-то ограничить рост самодержавия. Поэтому для прояснения сути всех этих сложных моментов желательно ознакомиться с автобиографией Протопопа Аввакума, в которой изложены цели и ход борьбы "старообрядцев" (сторонников Аввакума) и новообрядцев (сторонников Никона). Данный документ поможет вам понять:
 * Каковы причины и последствия раскола русской православной церкви в XYII веке?
 * С каким явлением в истории Европы его можно сравнить? Подумайте в чем разница Европейской Реформации и русского раскола?
  После выяснения основных событий XVII в., как вы можете объяснить рост социальной напряжённости в стране? Какие факторы, по вашему мнению, работали на разрастание социального кризиса? Уточните, что означает понятие "бунт". Почему А.С. Пушкин считал русский бунт "бессмысленным и беспощадным"? Как борьба за возврат оккупированных территорий, военная реформа, реформа управления страной, должны были сказаться на положении основной массы населения страны - крестьянстве? Как вы считаете, закрепощение крестьян - это был единственный путь решения проблем? Выделите основные этапы закрепощения крестьянства? Какие формы принимал социальный протест в России XVII века? Почему крестьянская война под предводительством Степана Разина отражала пик социальных противоречий в России XVII века?
  На основе проработки всех вопросов необходимо составить общее мнение о месте и роли XVII в. в нашей истории, понять почему его называют "бунташным веком", сформировать представление о том, что в XVII в. Россия вступила на "порог" Нового времени. Это означало создание условий для развития общероссийского рынка, товарно-денежных отношений в стране. Кстати, необходимо понимать, какой период в мировой истории мы относим к Новому времени, и в чем его особенность. Также желательно уметь объяснить, почему деятельность первых Романовых, в частности Алексея Михайловича, подготовила почву для реформ Петра I.
 
  Тема 9-10. Промышленная революция и её социальные и политические последствия.
 
  Со второй половины XVIII века мир вступает в эпоху промышленной цивилизации, к которой привела первая промышленная революция, начавшаяся в Англии в результате внедрения в производство универсальной паровой машины Дж. Уатта. Первая промышленная революция являлась разновидностью технологических революций в истории человечества. Технологическими революциями называются такие изменения в характере производительных сил, которые приводят на основе внедрения новых технологий к существенным изменениям социальной структуры общества, его политической организации и духовной жизни. Всего в истории человечества можно выделить четыре технологические революции: неолитическая (с Х по IV тысячелетие до нашей эры); первая промышленная (с 60-х годов XVIII века до 70-х годов XIX века), вторая промышленная (до начала 70-х годов ХХ века) и, наконец, информационная революция (с 60-х - 70-х годов ХХ столетия до настоящего времени).
  План.
 1. Предпосылки перехода к промышленной цивилизации.
 2. Сущность промышленной революции и её экономические результаты

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу