<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 - Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS)
 - Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS)
 
 GATT
 Идеи в основе GATT:
 1. Страны имеют право на защиту своих товаров, но последняя должна сводиться к тарифной. Важным исключением из этого правила является случай плохого сальдо торгового баланса. Тогда страна может ввести количественные ограничения на импорт. Странам, имеющим статус развивающихся, предоставляется больше гибкости в этом вопросе.
 2. Снижение либо снятие тарифов и других барьеров с помощью многосторонних переговоров. Каждая страна соглашается на определенный уровень связывания тарифов (график) и должна его придерживаться. Уровень связывания может отличаться от уровня, оговоренного соглашениями по снижению тарифов.
 3. Принцип наибольшего благоприятствия (MFN): в вопросах торговли стране не разрешается дискриминировать между странами-импортерами (экспортерами). Исключение - региональные таможенные союзы и зоны свободной торговли. Для защиты интересов стран, не входящих в региональные блоки, ВТО предъявляет к последним ряд требований. Например, нельзя устанавливать новые барьеры в торговле с третьими странами. В случае таможенных союзов ставки импортных пошлин для третьих стран являются одинаковыми.
 Основные региональные блоки включают в себя: ЕС (15 стран), Соглашение по свободной торговле между странами Центральной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Румыния, Болгария), CER - торговое соглашение между Австралией и Новой Зеландией, NAFTA - Североамериканское соглашение по свободной торговле (США, Канада, Мексика), ASEAN (Малазия, Таиланд, Сингапур, Мьянма, Вьетнам, Филиппины, Индонезия, Бруней, Камбоджа, Лаос), Mеrсosur (Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай), Андийский пакт (Перу, Венесуэла, Боливия, Колумбия, Эквадор), СОМЕSA - общий рынок стран Восточной и Южной Африки (20 стран).
 4. Принцип национального режима: после того, как товар пересек границу, и пошлины на него уплачены, налагаемые на него внутренние налоги не могут быть выше, чем для отечественных товаров.
 Другие правила, касающиеся торговли товарами.
 - Соглашение о таможенной оценке - ограничивает возможности для произвола таможни при установлении цены товара, согласно которой взимается пошлина.
 - Соглашение о предвывозной проверке (PSI) - регулирует деятельность независимых компаний по оценке количества и качества поставляемых товаров, целью которых является предотвратить занижение либо завышение цен на товары, а также мошенничество при отправке грузов в развивающиеся страны.
 - Соглашение о технических барьерах в торговле (TBT) - предусматривает меры по ограничению препятствий для торговли, вызванных наличием обязательных кованых стандартов и стимулирует разработку и использование международных стандартов.
 - Соглашение о процедурах по лицензированию импорта - устанавливает сроки выдачи лицензий и содержит требования к процессу лицензирования, обеспечивающие минимум прозрачности.
 - Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах (регулирует субсидии промышленности)20.
 o Запрещенные, (красные, по ассоциации с цветом светофора): экспортные субсидии21 и субсидии, выдача которых производится на условии использования отечественных товаров вместо импортных. Разрешенные субсидии делятся на субсидии, дающие основания для судебного преследования (желтые), и на субсидии, не дающие такого основания (зеленые).
 o Желтые субсидии: "специфичные субсидии" (субсидии определенному предприятию, группе предприятий, отрасли промышленности или группе отраслей определенному региону на территории страны) относятся к разряду "желтых", если они причиняют ущерб интересам других стран. Страны - импортеры, пострадавшие от введения красных или желтых субсидий, могут обратиться с жалобой в ВТО либо прибегнуть к компенсационным мерам.
 o Зеленые (разрешенные) субсидии: субсидии, не относящиеся к "специфическим" (например, субсидии мелким предприятиям), а также ряд "специфических" субсидий. К последним относятся, при определенных условиях, субсидии на научные исследования, на установку очистных сооружений, помощь развитию производства внутри региона, если ее объектами не являются конкретные предприятия или отрасли.
 - Соглашение по сельскому хозяйству. Пограничные меры: требование "тарификации" мер нетарифного регулирования, т.е. увеличения фиксированных тарифов на размер тарифного эквивалента лицензий, квот и т.д. (кроме стран, испытывающих трудности с платежным балансом). Снижение тарифов составило в среднем 37% для развитых стран и 24% для развивающихся. На так называемые тропические продукты (кофе, тропические фрукты и т.д.) тарифы были существенно снижены. Для продукции, производимой в средней полосе, текущие высокие тарифы (60-100%, а для некоторых продуктов -300-350%) отражают уровень существовавшей ранее нетарифной поддержки. Рядом стран для определенных товаров (мясо), по которым существовали специальные низкие тарифы в пределах определенной квоты, были приняты обязательства текущего доступа, устанавливающие тарифные квоты, в пределах которых такие товары возятся по старым низким тарифам. Обязательства минимального доступа: для товаров, традиционно особенно сильно защищенных (таких, как мясо, молочные продукты, отдельные виды овощей и фруктов) вводятся тарифные квоты (3-5% от объема внутреннего потребления), в пределах которых эти товары ввозятся по более низкой ставке (в среднем не более 32% от уровня связывания тарифа).
 - Субсидии сельскому хозяйству. В отличие от промышленности, для сельского хозяйства нет абсолютно запрещенных (красных) субсидий, соглашением предусмотрено лишь сокращение субсидий, отнесенных к разряду желтых.
 Зеленые субсидии - субсидии, которые разрешены и не подлежат обязательному сокращению - те субсидии, которые не создают перекосов для торговли или производства и не выражаются в ценовой поддержке производителя. К таким субсидиям относятся расходы государства на сельскохозяйственные исследования, проверку продукции, услуги по маркетингу и продвижению товаров на рынок, финансовое участие государства в схемах по страхованию доходов и выплатах в случае стихийного бедствия. Разрешены структурные мероприятия, такие как предоставление специальных пенсионных программ для производителей сельхозпродукции и инвестиционная поддержка реструктуризации производителя, а также выплаты, производимые в рамках программ по охране окружающей среды и программ помощи регионам.
 Желтые субсидии. Соглашение предусматривает установление максимального порога для общего объема поддержки отечественных производителей, (AMS - Aggregate Measurement of Support) и последующее снижение этого порога.22 В AMS не включаются субсидии, относящиеся к разряду зеленых субсидий, выплаты производителям в рамках программ по сокращению производства (при определенных условиях), а также субсидии, составляющие меньше 5% от цены продукта. Соглашением также предусматривается сокращение субсидируемого экспорта как в стоимостном, так и натуральном выражении.
 - Соглашения о связанных с торговлей мерах по привлечению инвестиций. Запрещает использование ряда ограничений, таких как требование, чтобы предприятие использовало продукты и материалы, произведенные внутри страны, или правила, ставящие импорт предприятия в зависимость от его экспорта.
 - Правила, регулирующие применение охранных, компенсационных и антидемпинговых мер.
 
 GATS
 Общая часть GATS.
 1. Принцип наибольшего благоприятствия (требует равного отношения к услугам и к их производителям). В течение 10 лет для многих стран разрешены отступления от этого правила.
 2. Прозрачность регулирования. Каждая страна должна иметь специальную справочную службу, предоставляющую другим странам-членам информацию о действующем законодательстве в отношении торговли услугами.
 3. Взаимное признание квалификационных требований к предоставителям услуг (сертификатов, лицензий и т.п.).
 4. Правила, регулирующие вопросы монополий и других вопросов, связанных с ограничением конкуренции
 5. Обязательства по либерализации.
 - доступ на рынок (ограничения на долю иностранного участия, на открытие местных представительств, на количество предоставленных услуг либо на число осуществляемых операций, ограничения на количество занятых в секторе либо на количество предоставителей услуг на рынке).
 - национальный режим: в ходе переговоров страны оговаривают те сектора, на которые они будут готовы распространить действие принципа национального режима, и условия, на которых это может произойти.
 Соглашение предусматривает меры по увеличению участия развивающихся стран в торговле услугами.
 Перечни обязательств по либерализации для индивидуальных стран. Они охватывают 12 секторов и 155 подотраслей, для каждой из них рассматриваются 4 способа предоставления услуг:
 - через границу (например, связь),
 - в стране-экспортере (например, туризм),
 - через открытие филиала в стране - импортере,
 - временный выезд сотрудников в страну-импортер физических лиц для оказания услуг.
 Для каждого случая оговариваются условия, на которых иностранным компаниям будет предоставляться допуск на рынок или национальный режим. Оговариваемые ограничения могут относиться ко всему сектору услуг (горизонтальные) либо к определенной отрасли или услуге.
 
 Государственные закупки
 Соглашение о государственных поставках. Ряд стран (в основном - развитые страны), подписавших данное соглашение, распространяют требования национального режима и принципа равного отношения на закупки товаров и услуг государством (для которого общие правила ВТО делают исключение).
 
 TRIPS
 Соглашение вводит минимальные стандарты защиты прав интеллектуальной собственности и механизмы по их реализации. Рассматриваются следующие права интеллектуальной собственности: патенты, права копирования, торговые марки, промышленный дизайн, макеты интегральных схем, закрытая информация, указания географического места производства.
 
 
 
 
 
 
 1 Данные и все упоминаемые ниже расчеты высылаются по запросу при обращении на www.cefir.org.
 2 Приведенные результаты показывают среднем эффект для крупных отраслей, при этом для более мелких отраслей, входящих в одну и ту же крупную отрасль, эффекты могут существенно отличаться. Эффект от вступления проявляется не на уровне крупной отрасли, а на уровне каждого конкретного товара и даже каждого отдельного предприятия.
 
 3 По оценкам экономистов американского Министерства сельского хозяйства, используемых российскими сельхозпредприятиями ресурсов достаточно для увеличения урожая на 43 процента (даже при использовании традиционных советских технологий). По-видимому, это число можно использовать как нижнюю оценку масштабов разворовывания ресурсов.
 4 Развитие транспорта является важным звеном в процессе превращения отрасли из импортирующей в экспортирующую. Например, по мнению экспертов, развитие речного транспорта позволит экспортировать картофель в Иран.
 5 Например, посевные площади под лен-кудряш выросли за 2 последних года почти в 3 раза.
 6 Следует заметить, что Россия является единственной страной с переходной экономикой, которая на протяжении 90х годов в среднем вывозила, а не ввозила капитал.
 7 В случае слишком большого притока капитала в краткосрочной перспективе растет курс национальной валюты, и снижается конкурентоспособность промышленности. В долгосрочном смысле промышленность выигрывает постольку, поскольку инвестиции приводят к увеличению эффективности производства.
 8 Более подробно мы обсуждаем эти вопросы в разделе "Мобильность капитала".
 9 Cторонники обсуждаемого мифа часто приводят в качестве аргумента случай Китая, который пока не вступил в ВТО, но вполне успешно привлекает иностранные инвестиции. Однако, при этом, как правило не поднимается вопрос о том, что будет с инвестициями в Китай после вступления. Большинство иностранных инвестиций в Китай являются вертикальными, то есть ориентированными на экспорт продукции в другие страны, поэтому можно предположить, что иностранные инвестиции в Китай вырастут еще больше после того, как китайским товарам будут открыты новые экспортные рынки.
 10 Известный специалист в области международных финансов профессор Арнольд Харбергер, консультировавший десятки правительств в развивающихся и переходных экономиках, считает, что в результате вступления в ВТО приток капитала в Россию усилится настолько, что может иметь место резкое повышение реального обменного курса рубля.
 11 Сложно представить себе, что снижение на 3 процента тарифной ставки на ввоз в Россию молочных продуктов из Европы, может остановить иностранного инвестора, желающего открыть завод по переработке молочной продукции где-нибудь в Новосибирске.
 12 То есть пусть добыча нефти в России стоит дороже, чем в окружающем мире, скажем Кувейте. Производство видеомагнитофонов - тоже дороже (чем, например, в Японии), но в большей степени, чем производство нефти. Тогда России выгодно производить нефть и покупать видеомагнитофоны, что мы и делаем с начала 90х годов. Окружающему миру тоже выгодно: пусть за одно и то же время они могут произвести больше и нефти, и видеомагнитофонов, чем мы, но, сконцентрировавшись на производстве видеомагнитофонов, они повышают свою производительность труда в среднем, и от этого выигрывают. Интересно, что в своей книге "Почему Россия не Америка?", посвященной данному аргументу, профессор Паршев также ссылается на Рикардо, но делает прямо противоположные теории Рикардо выводы.
 13 Советская индустриализация действительно привела к смещению производства и населения в существенно более холодные регионы. По оценкам американских экономистов Гадди и Икеса, за время советской власти температура для среднего российского жителя понизилась на один градус Цельсия, в то время как для среднего американского - выросла на четыре. Таким образом, переток ресурсов в регионы с умеренным климатом может привести к серьезному снижению издержек производства. Впрочем, можно воспользоваться советом Дэйла Карнеги и "сделать из лимона лимонад": стать мировым лидером по экстремальному туризму.
 14 Алкоголизм, как и многие другие социальные проблемы, связан и с экономическими причинами. Так, в 1990х гг. количество госпитализаций, связанных с алкоголизмом, на душу населения в российских регионах уменьшалось на 0.2% при увеличении реального дохода на душу населения на 1% (с учетом уровня безработицы, уровня социального неравенства, доли городского населения, макроэкономических факторов и региональных отличий). Таким образом, можно ожидать, что при возобновлении экономического роста количество случаев алкоголизма сократится.
 
 15 Данные по меж- и внутрирегиональной мобильности предоставляются по запросу www.cefir.org
 16 Единственный недостаток стратегии реформы - ее изолированность. Необходимо увязать профессиональную мобильность с географической, например, выдавать ваучеры (ГИФО) на образование, которые работники, покидающие депрессивные регионы, могут использовать для оплаты своего переобучения.
 17 В развитых странах, каждый дополнительный год образования дает при прочих равных увеличение зарплаты на 10% (США), в успешных переходных экономиках (Чехия) этот показатель после падения в начале реформ уже увеличился до 7% и продолжает расти. В России он по-прежнему остается на уровне 4%.
 18 По оценкам американских экономистов, две трети роста производительности во второй половине 1990х годов в США объясняются развитием информационных технологий.
 19 Настоящие названия стран можно узнать на сайте www.cefir.org.
 20 Субсидии сельскому хозяйству регулируются Соглашением по сельскому хозяйству (см. ниже)
 21 Развивающиеся страны должны привести свою экспортную политику в соответствие с этой нормой в течение 8 лет. Правило не применяется для ряда бедных стран.
 22 На 20% в течение 6 лет для развитых стран и на 13 1/3% в течение 10 лет для развивающихся стран
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 РОССИЯ В ВТО: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ 6
 
 
 
 КЛУБ 2015 и ЦЭФИР "РОССИЯ В ВТО: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ" 31
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу