<< Пред.           стр. 3 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Международные экономические отношения в условиях рыночного хозяйства: направления, механизм и формы осуществления
  • Сущности и основы МЭО
  • Объекты и субъекты МЭО в условиях рынка
  • Принципы и особенности механизма МЭО
 
  6.1. Сущность и основы МЭО
  Международные экономические отношения - система хозяйственных связей между национальными экономиками отделънъж стран, соответствующими субъектами хозяйствования [2]. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. Международные экономические отношения находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами), в международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных, интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов.
  МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран. Углубление и развитие международного разделения труда, а значит, МЭО, зависят от естественных (природных, географических, демографических и т.п.) и приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий. Указанные выше практические составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности:
  • международную торговлю;
  • международную специализацию производства и научно-технических работ;
  • обмен научно-технической информацией;
  • валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
  • движение капитала и рабочей силы;
  • деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем;
  • международные информационные связи, формирование и возрастание роли Интернета, осуществление коммерческих операций с помощью компьютеров.
  Возможности, перспективы и роль МЭО, значение и соотношение их основных форм и направлений определяются углублением международного разделения труда, переходом к высшим его типам. Общий тип международного разделения труда предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности, товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутриотраслевой.
  Наконец, единичный тип международного разделения труда означает специализацию на отдельных этапах производства (узлы, детали, полуфабрикаты и т.п.) и стадиях технологического цикла (переделы), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционного процесса. Тем самым создаются предпосылки ускоренного роста емкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО.
  Из сказанного можно сделать вывод, что в принципиальных характеристиках международные экономические отношения, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов, представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. Как известно, с учетом принципа свободы выбора для продавцов и покупателей и в этой сфере рыночные отношения предполагают:
  • множественность их объектов и субъектов;
  • определяющее воздействие спроса и предложения;
  • их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних;
  • конкуренцию.
  Дополняется это свободой предпринимательства. Сам факт международного обмена, исключительное пространство его осуществления, выходящее за границы отдельных стран, создают более чем достаточные предпосылки множественности объектов. То же можно сказать о множественности субъектов - их число на рынке возрастает, наряду с национальными предпринимателями и фирмами, в МЭО участвуют иностранные, международные компании и организации, государственные структуры различных стран.
  Не изменяя механизма спроса и предложения, МЭО расширяют его границы, охватываемые объемы и ассортимент обмена. Новые количественные и качественные характеристики приобретает система рыночных цен. И конечно, ужесточаются условия конкуренции. В качестве основных признаков МЭО как сферы развитого рыночного хозяйства могут быть названы следующие:
  1) как и в любой национальной экономике, в основе мирового хозяйства и МЭО лежат разделение труда и обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой;
  2) участники МЭО экономически обособлены, в частности в особенной форме национально-хозяйственного обособления, что объективно обусловливает товарно-денежный характер связей;
  3) в совокупности мирохозяйственных обменных связей МЭО более полно действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся краеугольными камнями любого рыночного механизма;
  4) так же как национальные рынки, мировой рынок МЭО характеризуется конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и набора обращающихся на рынке товаров и услуг. Она дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами;
  5) одна из основных форм МЭО - международная торговля - представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер;
  6) обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производства опосредованы движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционируют мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид.
  Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и условиях занятости населения определяют возникновение и развитие межгосударственных потоков рабочей силы, что обусловливает формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования и лицензирования изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по защите авторских прав создают предпосылки для становления мирового информационного рынка;
  7) МЭО предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО, Международная торговая палата, Всемирный банк, Международный валютный фонд и т.д.), так и регионального значения (Еврокомиссия, ЕБРР и т.п.);
  8) МЭО подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК) и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (например, Международный нефтяной картель - МНК, ОПЕК);
  9) особой сферой, фактором и результатом развития МЭО становится производственная, коммерческая, внешнеэкономическая деятельность ТНК;
  10) усиливается роль обмена информацией и новых технологий как инструмента МЭО;
  11) МЭО не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства и регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах. Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране также влияют на состояние и развитие МЭО.
  Все сказанное выше принципиально характеризует содержание и поле действия современных МЭО, их особенности.
 
  6.2. Объекты и субъекты МЭО в условиях рынка
  Объекты и субъекты МЭО в принципе не отличаются от таковых в рамках национального рыночного хозяйства. Новые количественные и качественные моменты характеризуют их множественность. В качестве объектов МЭО выступают прежде всего товары и услуги, обращающиеся в международной торговле, объем которой превышает в настоящее время 11 трлн долл. [1]. Важная особенность здесь - устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен товарами и услугами отличается крупными объемами, широким ассортиментом, дифференциацией по качеству, как правило, большей конкурентоспособностью.
  На современном этапе и тем более в перспективе особое место как объект МЭО приобретают технологии и информация, выделяясь в самостоятельную и динамичную сферу мирового хозяйства.
  Предметом МЭО являются непосредственные связи по специализации и кооперированию в области производства и научно-технических работ. Особое значение приобрело перемещение факторов производства между странами, хотя, как отмечено выше, в мирохозяйственных отношениях для этого есть ряд препятствий. Сюда относятся, прежде всего, движение капитала в разных формах, международное использование финансово-кредитных ресурсов, интернациональная миграция рабочей силы, обмен интеллектуальной собственностью.
  В качестве особого объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в области экологии и по решению других проблем глобального характера. Больше особенностей в субъектах МЭО. Но и здесь, как в целом в рыночной среде, отношения между партнерами из разных стран - это по преимуществу связи на уровне частных фирм, предприятий, отдельных предпринимателей, составляющие несущую основу мирохозяйственных контактов, при необходимой свободе выбора. Практически для большинства стран с рыночной экономикой это означает, что субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких-то особых условий и разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности, для них нет принципиальной разницы между внутренним и внешним рынками. Тем не менее их маркетинговая задача усложняется: необходимы постоянное изучение внешнего рынка, данной и перспективной ситуаций на нем, сравнительные оценки внутренних и международных условий и партнеров. Значительно возрастают роль и объем макроэкономического анализа. В то же время в качестве субъектов МЭО во многих случаях выступают государственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственные предприятия и организации. Варианты государственного участия различны:
  • прямое осуществление операций центральными министерствами и ведомствами;
  • осуществление операций региональными и муниципальными органами управления, в том числе целевые закупки и продажи продукции на внешнем рынке;
  • предоставление полномочий отдельным предприятиям, фирмам, коммерческим и банковским структурам, в том числе частным, по осуществлению конкретных операций, совершению тех или иных внешнеэкономических сделок;
  • гарантирование экспортно-импортных операций. В роли субъектов МЭО выступают также международные организации, в частности системы ООН, особенно при предоставлении финансово-кредитной помощи, инвестировании средств в отдельные проекты. Масштабная деятельность в сфере МЭО осуществляется также транснациональными корпорациями и международными объединениями. Роль этих субъектов МЭО более значительна на рынке капиталов, финансово-кредитных и валютных ресурсов.
 
  6.3. Принципы и особенности механизма МЭО
  Рынок для его участников - это совокупность прямых взаимовыгодных договоров с равноправными партнерами, направленных на удовлетворение 'потребностей в товарах и услугах, обеспечение необходимыми ресурсами, факторами производства и позволяющих улучшить их собственное экономическое положение, получить прибыль. То, что стороны являются гражданами или юридическими лицами других стран, принципиально мало что меняет для субъектов МЭО. При позиционировании на мировом рынке действуют те же принципы и правила, которые годятся для внутреннего рынка [3].
  Основу деятельности участников МЭО и механизма последних составляет маркетинговый подход. Потенциальному экспортеру, в частности, необходимо точно знать потребности, склонности и предпочтения покупателей, состояние и перспективы рынка и соответствующих его сегментов в той стране, куда он собирается вывозить свою продукцию. Для этого недостаточен, как отмечено выше, анализ только собственно рынка сбыта; необходимы изучение, оценка и прогноз макроэкономической среды (экономических, природно-климатических, экологических, социокультурных, нравственно-правовых, религиозно-этнических, психологических и политических условий).
  Достоверные сведения о демографических, географических, социально-психологических характеристиках зарубежных покупателей позволяют более или менее точно прогнозировать возможный спрос на вывозимую продукцию, суммы валютной выручки, рентабельность экспортной операции. Это касается достаточно крупных и устойчивых сделок, долгосрочных договоров и не всегда применяется при разовых, отдельных контрактах и незначительных партиях внешних поставок. Хотя и в этом случае минимальная информация необходима. (Не это ли делают "челноки", предлагая заманчивый и дешевый товар иностранному и отечественному покупателю нередко не самого высокого качества?)
  Подобная работа необходима и при импортных операциях, хотя здесь она несколько проще и меньше по объему, так как охватывает в основном коммерческую часть операции, касается отечественного рынка.
  Для проведения эффективной экспортной операции, гарантирующей намеченные валютные поступления в предусмотренные сроки, поставщик должен проработать разные варианты товародвижения: способы и маршруты транспортировки, возможности использования инфраструктуры страны и фирмы-импортера, целесообразность привлечения посредников, а при необходимости - создания собственной сети сбыта торговых представительств, дистрибьюторских, дилерских структур, магазинов, складов и т.п.
  Для продвижения товаров на внешний рынок или закупаемых по импорту требуются гибкая комбинация методов рекламы, развитие индивидуальной продажи, материально-денежное поощрение посредников и собственных продавцов. Ценовая политика, система расчетов и коммерческого кредита должны создавать условия, привлекательные особенно для зарубежной, а также для отечественной клиентуры, приобретающей иностранные товары и услуги.
  Безусловно, важнейшая составляющая внешнеэкономической деятельности, тем более необходимая в сфере МЭО, - анализ конкуренции. Следует специально подчеркнуть, что в МЭО, на международном рынке особое значение придается требованиям по исключению недобросовестной конкуренции и недопущению злоупотреблений доминирующим положением на рынке. Это тем более важно, поскольку конкуренция в международной торговле много жестче, чем на внутреннем рынке.
  Для достоверного выявления и оценки конкурентоспособности продукции и позиций конкурентов, определения своих сравнительных преимуществ выходу на внешний рынок должно предшествовать изучение продукции конкурентов, в том числе с учетом потребительских вкусов и предпочтений данного сегмента рынка, а также общей картины деятельности конкурирующих фирм (так называемый фирменный анализ): экономического и финансового положения, имиджа, целей на конкретном рынке, особенностей производственной деятельности и управления, применяемых методов маркетинга, возможных стратегических решений. Специального внимания заслуживает вопрос использования вариантов неценовой конкуренции. Задача позиционирования, овладения рыночной нишей крайне актуальна в условиях жесткой международной конкуренции. Механизм МЭО требует обеспечения вытекающей из анализа конкуренции маркетинговой политики планирования будущих товаров и услуг, т.е. выработки и модернизации сегодняшней и создания новой продукции исходя из показателей жизненного цикла в его международном применении. Это касается собственно товара, его упаковки, товарного знака, сервисных условий и т.д.
  Включению фирмы в мирохозяйственные связи должно сопутствовать экономически благоприятное сочетание ресурсов, используемых для экспортного производства. Конкурентоспособность предприятия в МЭО может быть обеспечена при прочих равных условиях благодаря преимуществам в доступности и дешевизне ресурсов, производственных технологиях, информационных средствах.
  Поскольку предприятия - потребители ресурсов и население любой страны приобретают и импортируемую продукцию, важно обоснованное сочетание в производстве и на потребительском рынке отечественной и импортной продукции и ресурсов. В более тщательной проработке нуждаются вопросы международного производственного и научно-технического, инвестиционного сотрудничества, привлечения иностранной рабочей силы, финансово-кредитных средств.
  Вместе с тем следует учитывать, что мировая экономика, МЭО имеют специфические черты, которые отражаются на характеристиках и особенностях функционирования механизма мирохозяйственных связей. Прежде всего, как выше уже отмечено, это объемы обмена, которые превосходят размеры внутреннего товарооборота любой страны. В МЭО участвует большое количество субъектов, не сравнимое с их количеством на внутреннем рынке.
  Товарная и фирменная конкуренция очень масштабна и более жесткая. В результате весьма существенна совокупная мощность воздействия мирового рынка на отдельные национальные рынки (при достаточной открытости внутренней экономики). В итоге международное разделение труда оказывает все большее воздействие на внутреннее разделение труда в странах, что меняет структуру национальных экономик, объемы и состав внутренних товарообменных операций.
  Можно утверждать, что рыночный механизм МЭО более совершенен по экономической обоснованности и объективности процесса ценообразования, формирования и использования других инструментов хозяйствования. Неслучайно поэтому цены мировых товарных рынков выступают как один из критериев при формировании цен в национальной экономике, служат индикатором при определении целесообразности участия в международном разделении труда, МЭО.
  Особенности МЭО как сферы рыночных отношений, включая и их механизм, вытекают и из других существенных моментов, частично упоминавшихся выше:
  • пространственные масштабы мировой экономики, определяющие значительную удаленность продавцов и покупателей, а значит, и повышенную роль транспортной проблемы и связанных с этим расходов. Последнее может стать препятствием для установления внешнеэкономических связей, заключения конкретных сделок;
  • меньшая мобильность, т.е. подвижность ресурсов, прежде всего земельных, природных ресурсов, в частности полезных ископаемых, привязанных к местонахождению. Ограничена и мобильность трудовых ресурсов, хотя они и более подвижны, особенно в настоящее время. На снижение мобильности ресурсов нередко воздействует государственное вмешательство (миграционные правила, запреты на продажу земли иностранцам, ограничения иностранных инвестиций и деятельности зарубежных фирм, протекционизм во внешней торговле);
  • использование в международном обмене национальных валют усложняет расчеты по внешнеэкономическим операциям, требует наличия валютного рынка. А последний предполагает организацию валютного контроля, введение той или иной системы валютного регулирования;
  • немаловажным самостоятельным фактором становятся международная стандартизация и сертификация продукции, выполнение требований которых связано с дополнительными затратами, иногда довольно существенными.
  Указанные обстоятельства обусловливают особенности рыночного механизма МЭО, побуждают их участников вносить коррективы в принципы и методы своей рыночной политики.
  С одной стороны, возникающие возможности выхода на внешний рынок ставят перед фирмой задачу приспособления всего комплекса маркетинга к условиям и особенностям экономической среды в стране-партнере. В то же время необходимы стандартные и простые приемы и решения, обеспечивающие четкое и контролируемое выполнение принятых вариантов. С другой стороны, у продавца, и тем более производителя, возникает задача поиска и внедрения наилучшей организационной формы своей внешнеэкономической деятельности, учитывающей наряду с условиями и факторами, свойственными и внутреннему рынку, и особенности МЭО, отмеченные выше. Кроме того, не может не учитываться фактор риска, связанный со степенью экономической, социальной и политической нестабильности в стране-партнере. Значение рискового фактора возрастает при глубоких формах МЭО (создание и деятельность иностранных и совместных предприятий, инвестиционные проекты, производственная и научно-техническая специализация и кооперирование и т.п.).
  Еще один существенный аспект механизма МЭО - информационная среда. Даже при торгово-экономических операциях участникам требуется достоверная и сопоставимая информация, позволяющая обосновать и принять решение, обеспечить надежный контроль за ходом его выполнения и результатами. Тем более это необходимо при установлении долгосрочных производственных и научно-технических связей, организации совместной деятельности, осуществлении инвестиционных проектов, выборе фирм-партнеров.
  Последнее предполагает использование информации с определенным набором данных, при их методологическом единстве и однородности, предприятиями и фирмами, вступающими в МЭО. Международная унификация учета и отчетности позволит решить эту практическую задачу. Важную роль сыграет также унификация макроэкономических показателей, национальной и международной статистики.
 
  Резюме
  МЭО - сфера рыночных отношений между странами, обусловленных международным разделением труда и экономическим обособлением партнеров. Особенности МЭО определяются их спецификой как международных и вытекают из особо больших размеров хозяйственного пространства, ограниченной мобильности факторов производства и некоторых видов ресурсов, действий специальных экономических инструментов. В качестве объектов МЭО выступают товары и услуги, а также ресурсы, вовлекаемые s международный обмен, а субъектами являются частные фирмы и отдельные предприниматели; государственные структуры; органы управления разных уровней, предприятия и учреждения; международные организации, учреждения и корпорации. Механизм МЭО диктуется рыночным характером связей и принципиально не отличается от действующего внутри стран. Он предполагает маркетинговый подход. Особенности этого механизма определяются спецификой МЭО (международным характером связей, территориальной удаленностью, использованием специальных валютно-финансовых инструментов).
 
  Основные понятия
  МЭО - система хозяйственных связей между экономиками различных стран, основанная на международном разделении труда.
  Объекты МЭО - товары, услуги и материально-денежные и трудовые ресурсы, являющиеся предметом международного обмена.
  Субъекты МЭО - экономически обособленные стороны, осуществляющие международный обмен.
  Механизм МЭО - система экономических инструментов, организационных мер и институтов, обеспечивающих осуществление МЭО.
 
  Контрольные вопросы
  1. Назовите важнейшие формы МЭО.
  2. Перечислите основные признаки МЭО как сферы рыночного хозяйства.
  3. Каковы особенности механизма МЭО?
 
  Библиографический список
  1. Внешнеэкономический бюллетень. 1996. N° 1.
  2. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. - М.: МО, 1996. - С. 102.
  3. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Е. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 1999.
  4. Мировая экономика: Учебник / Под ред. ЮА. Щербанина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004,
  5. Правила рынка. - М.: МО, 1993.
 
 ГЛАВА 7
  Внешние факторы экономического роста
  • Место и роль МЭО в развитии национальной экономики
  • Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора
  • Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность
 
  7.1. Место и роль МЭО
  в развитии национальной экономики
  Теперь, пожалуй, никто не станет утверждать, что какая-нибудь страна может нормально развиваться без внешнеэкономических связей. Как известно, главнейшей проблемой человеческого общества является возможно более полное удовлетворение потребностей людей при ограниченных ресурсах. Между тем неограниченный рост потребностей в ходе исторического процесса - непреложный факт и самый общий закон. В большинстве стран невозможно по условиям, ресурсам с позиций экономической целесообразности делать все и много. В то же время круг запросов населения быстро растет, увеличивается и количество требующихся ему материальных и духовных благ, разнообразных услуг.
  Сколько-нибудь нормальное их удовлетворение практически невозможно без постоянного, широкого обмена между регионами, странами, без МЭО, Да и производить, создавать многие товары и услуги без международного объединения усилий, средств и ресурсов сегодня уже нельзя из-за нередко колоссальных размеров затрат и необходимости использования самых разнообразных ресурсов. Бесспорно, что в малой стране с ограниченными природно-естественными (а некоторых нередко нет вообще), людскими и финансовыми ресурсами, опираясь только на них, невероятно удовлетворить даже необходимые современные потребности населения.
  Для доказательства этого не нужны ссылки на великих Смита, Рикардо и Маркса, теоретические взгляды которых на проблему рассмотрены в гл. 5. Факт самоочевиден. Экономический же смысл обмена между народами, МЭО и внешней торговли, в частности, наука объяснила убедительно. Международное разделение труда, вытекающие из него МЭО позволяют каждой стране сократить затраты на производство, экономить ресурсы. Ну зачем, скажем мы вслед за учеными, в той же России собственное производство бананов? Хотя возможно создать плантации с искусственным климатом и т.д. А надо ли в Бразилии выращивать свеклу? Такой вопрос сейчас для любого - недоразумение. Но еще не так давно у нас, а потом в Китае провозглашался лозунг "опоры на собственные силы". Надо делать то, что можем делать дешевле и лучше, располагая всем необходимым, используя благоприятные условия. Жизнь дала однозначный ответ - следует использовать преимущества и выгоды международного обмена, лишь таким путем можно обеспечить удовлетворение самых разных потребностей, неуклонно расширяя набор товаров и услуг, предлагаемых населению. Это относится и к малым, и к большим странам. Отсюда роль и место МЭО в развитии экономики отдельных стран.
  За период 1989-2004 гг. стоимостный объем международной торговли увеличился примерно в 2,1 раза. По темпам это (ежегодный прирост 8-10% в 1990-2000 гг., снижение темпов прироста в 2001 г. до 1,5% с последующим устойчивым ростом до 7,5% в 2004 г.) значительно превышало рост мирового производства. По данным ВТО, в 2003 г. мировой экспорт коммерческих услуг оценивался в 1795 млрд долл., а товаров - в 7294 млрд долл.
  Среди экспортируемых товаров на первом месте готовая продукция (компьютеры и др.), далеко оставившая позади продукцию сельского хозяйства. Еще быстрее увеличивалось в последние годы международное движение капиталов. Только за один 2004 г. приток прямых иностранных инвестиций составил 8245,1 млрд долл. Эти данные свидетельствуют о масштабах международного обмена.
  В наше время любой, даже самой большой и богатой стране международный обмен, внешняя торговля, все, что мы относим к МЭО, жизненно необходимы для обеспечения скромного, а тем более нормального повседневного человеческого существования. Лучшая же жизнь, как теперь на деле ощутили и мы в России, без этого просто невозможна. Необходимо использовать благоприятные условия, полнее включать все факторы и ресурсы, чтобы удовлетворять потребности человека и общества полнее, разнообразнее, лучше и надежнее.
  Развивать и обогащать потребности каждого и в то же время не транжирить бессмысленно природное, материальное, духовное и интеллектуальное достояние, "не изобретать велосипед" - вот в чем смысл, значение и перспективы МЭО, внешней торговли, их объективная роль в развитии, обеспечении материального и духовного богатства отдельной личности, страны, мирового сообщества.
  Упоминавшиеся выше "теории" и практические попытки "опоры на собственные силы" означают: делать все самим, ни от кого не зависеть - светлое будущее коммунизма можно приблизить, выращивая кукурузу на Севере, а бананы в Подмосковье! Однако не лучше ли, надежнее, логичнее и дешевле выращивать добротную пшеницу в России, менять ее через внешнюю торговлю на латиноамериканские бананы и кофе? Меньше расходов и сподручнее, да и разнообразных товаров побольше. Так схематически можно объяснить суть и значение внешней торговли, МЭО в современном мире. Это логическая, экономическая и практическая основа мирохозяйственных связей, МЭО в настоящем и будущем.
 
  7.2. Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора
  Как доказано, МЭО, внешняя торговля нужны любой стране. Но как более или менее точно оценить их значение для национальной экономики, количественно определить роль внешнего фактора в народном хозяйстве? В статистике, в том числе международной, для этого используется показатель соотношения объема внешней торговли страны с ее внутренним производством: объем внешней торговли/объем внутреннего производства.
  Сравнение соответствующих данных в сопоставимых стоимостных величинах (единой валюте) позволяет судить о значении внешнеэкономического фактора для национального хозяйства, его динамике за определенный период. Понятно, что у малых стран (ресурсов меньше, разнообразие естественных условий ограничено) такой показатель выше - многое ввозится из-за рубежа в обмен на экспорт, у больших стран - ниже, так как разнообразнее и значительнее собственное производство. В странах со средним по численности населением, таких, как Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия, объем внешней торговли составляет от 10% до 20% совокупного производства (т.е. стоимости валового национального продукта); в малых странах типа Нидерландов, Бельгии, Чехии и Венгрии этот показатель достигает 40%. В последнее время в России он близок к 22-25%, а по данным за 2000 г., превысил 30% (хотя это связано с существенным падением объемов внутреннего производства в 1991-1998 гг.).
  На сегодня расчет этого показателя прост - объем внешней торговли (в долларах) за соответствующий период относится к объему ВВП, также пересчитанному из национальной валюты в доллары. Все эти данные имеются в официальной статистике, публикуемой, в частности, в России Госкомстатом. Характерная черта современного хозяйственного развития - повышение роли внешнеэкономического фактора для всех стран: за последние 30 лет указанный показатель для большинства стран почти удвоился.
  Оборот мировой торговли по отношению к совокупному ВВП стран мира составлял: в 1968 г. - 22%, в 1995 г. - 36, а в 2005 г., по оценкам экспертов, - 45-50%.
  По оценке специалистов, в первом десятилетии этого века отношение внешнеторгового оборота к внутреннему производству крупных стран, включая Россию, достигнет 35-40%. Это означает, что каждый пятый-шестой товар, приобретенный населением, предприятиями и фирмами страны, будет импортным. Вместе с тем необходимо отметить, что данный показатель не дает представления о воздействии всей совокупности МЭО на национальное хозяйство, поскольку учитывает только внешнюю торговлю. Неслучайно экспертами международных экономических организаций и другими специалистами сейчас ведется работа по его совершенствованию. В частности, имеется в виду дополнить числитель этого индикатора размерами иностранных инвестиций и объемами национального производства, осуществляемого с использованием иностранных лицензий и ноу-хау. Таким образом, оценка роли внешнего фактора будет уточнена и несколько, а кое-где и существенно, увеличится.
  Развитость внешней торговли, ее значение для экономики в целом, отдельных отраслей и регионов оцениваются и при помощи ряда других показателей, принятых в международной статистике и исследованиях. Это, в частности, внешнеторговый оборот (и отдельно экспорт и импорт) на душу населения. В среднем в мире в 2003 г. он превысил 2000 долл., в США - 8913, ФРГ - 14735, Японии - 6190, Франции - 11155, Англии - 11286 и т.п. В России же в том же году объем внешней торговли на каждого жителя был 1440 долл., из них по экспорту - 924, а по импорту - 516 долл. Российские показатели значительно ниже, чем в указанных выше странах.
  Достоинство этого индикатора в том, что он может быть рассчитан по отдельным регионам страны, отраслям экономики и даже по конкретным предприятиям и видам продукции. Это дает возможность учесть и сопоставить участие районов, фирм, отраслей во внешнеэкономических связях, выявить резервы и перспективы. Последнее относится и к внешнеторговой деятельности, скажем, субъектов Российской Федерации - краев, областей, республик. Например, в таком промышленно развитом регионе, как Свердловская область, включая Екатеринбург, соответствующий показатель, рассчитанный по данным официальной статистики региона за 2004 г., составлял около 617 долл. (в том числе 485 - по экспорту и 132 - по импорту), т.е. был примерно на 40% ниже, чем в среднем по России в 2003-2004 гг.
  Принято говорить по этому поводу: резервы есть и большие. Хотя следует учитывать, что это количественные показатели, за которыми необходимо видеть качественную сторону: можно ли добиться существенно большего при данной структуре внешней торговли (доля товаров и основных товарных групп во внешнеторговом обороте), когда, в частности, в экспорте господствуют сырье и энергоносители? Конечно, последнее связано и со структурой экономики страны в целом и отдельных ее регионов. Ответ на поставленный вопрос однозначно отрицательный: возможности устойчивого, долговременного роста объемов российской внешней торговли довольно четко ограничены невоспроизводимостью ресурсов естественного сырья и энергоносителей, на которые приходится 4/5 экспорта России. Заданность этих ресурсов в конечном счете предопределяет суммы валютных средств, которые могут использоваться на закупки по импорту.
  Такое же положение во многих других странах, где в экспорте преобладает продукция естественного происхождения. Достижение больших объемов внешнеторгового оборота, расширение его номенклатуры - не единовременное мероприятие, а результат последовательной долгосрочной экономической стратегии, требующей крупных вложений. Но ориентация на крупномасштабный международный обмен беспроигрышна, так как позволяет расширять набор и увеличивать количество разнообразных потребительских благ, предоставляемых населению и используемых в национальной экономике.
  Одновременно создаются возможности для ощутимого сбережения ресурсов (материальных, трудовых, инвестиционных, финансовых, интеллектуальных). В условиях рыночной экономики расширенная товарная и географическая диверсификация внешнеэкономических связей содержит и положительный стимул усиления конкуренции, а значит, и воздействие на экономические и качественные показатели товаров и услуг, формирование полноценного потребительского спроса. Подобный же показатель применим и для оценки роли международного движения капиталов для стран в целом, отдельных регионов и отраслей.
  Средний показатель движения прямых инвестиций на душу населения составлял в 2003 г. около 185 долл. с приблизительно одинаковым распределением на приток (52%) и отток (48%). При этом на пять крупнейших промышленных стран (США, Германия, Япония, Великобритания и Франция) приходилось более 50% всей суммы прямых иностранных инвестиций в 2003 г., или почти 847 долл. на душу населения этих стран, тогда как в России объем прямых иностранных инвестиций на душу населения составил около ПО долл. в 2001 г., что говорит об огромной недооцененности и неосвоенности России иностранными инвесторами. Нетрудно заключить, что в первом случае преимущественная часть прямых вложений из-за рубежа приходилась на обрабатывающие отрасли, современные производства в радиоэлектронике, средствах связи, компьютерной технике.
  В России подавляющая доля прямых иностранных инвестиций в промышленность приходилась на пищевую и табачную промышленность, а также на транспорт и связь. Таким образом, и здесь для оценки качества и эффективности МЭО помимо общих количественных данных нужны сведения о географической и отраслевой структуре инвестиций извне, соотношении их основных форм.
  Сочетание внутреннего и внешнего факторов экономического роста, роль внешней торговли для отдельных отраслей, в масштабах национального хозяйства, регионов, предприятий и фирм, а также в отношении товарных групп, видов товаров и услуг отражаются в показателях экспортной и импортной квоты [3]. Экспортная квота (Экв) - соотношение объемов экспорта и внутреннего производства (в натуре или сопоставимой стоимости). Достаточно высокая экспортная квота - благоприятный индикатор насыщенности национальной экономики соответствующей продукцией, конкурентоспособности отечественных товаров на международном рынке, тем более если это относится к готовым изделиям, продукции высокой степени обработки, высокотехнологичным услугам.
  В развитых индустриальных странах экспортная квота по продукции машиностроения, электротехнической, радиоэлектронной, автомобильной, авиакосмической и других отраслей обрабатывающей промышленности достигает в среднем 25-40%. Весьма высока экспортная квота по некоторым отраслям промышленности и товарам в России: по сырой нефти - 25-30%, природному газу - 18-20, лесоматериалам -- 10-15%, а в 2002-2005 гг. даже выше (соответственно почти 1/3 и 1/4 с учетом роста мировых цен на нефть и газ). Но в данном случае эти индикаторы больше говорят о недостатках российской экономики, так как это невоспроизводимые ресурсы, притом сырье и топливо самой низкой степени обработки. Ориентироваться на тесное вхождение в мировую экономику при такой структуре экспорта вряд ли перспективно.
  Задача заключается в том, чтобы последовательно увеличивать экспортную квоту обрабатывающих производств, использующих современную технологию. Такие возможности есть у предприятий, производящих вооружение, авиакосмическую технику. О включении в международный обмен, о роли последнего в удовлетворении разнообразных потребностей населения, насыщении рынка свидетельствует статистический показатель - импортная квота (Икв), т.е. соотношение объема импорта и внутренних ресурсов (сумма внутреннего производства и импорта) в натуральном или сопоставимом стоимостном выражении:
 
  В любой стране немало таких товаров, которые полностью закупаются по импорту (в России, например, кофе, ананасы, бананы и т.п.), и еще больше таких, которые дополняют отечественное производство, некоторые очень существенно. Сегодня почти во всех странах население практически ощущает значение импорта: многие приобретаемые им товары ввезены из других стран.
  И в России сегодня сходная ситуация, прежде всего по машинам, оборудованию и продовольственным товарам. На эти две товарные группы приходится подавляющая (почти 50%) часть импорта страны, который составлял в 2004 г. примерно 8% по отношению к ВВП. Применительно к России можно констатировать, что данный индикатор свидетельствует об очевидных положительных моментах, свойственных и другим странам: расширении ассортимента, увеличении количества предлагаемых товаров и услуг, больших возможностях выбора у потребителей, стимулирующем влиянии конкуренции.
  Но есть и негативные моменты - сокращение отечественного производства из-за его стартовой неконкурентоспособности, влияние неумеренного увеличения импорта на динамику цен. Наконец, на определенном этапе возникает существенная и неоправданная зависимость отдельных секторов рынка, экономики в целом от импорта, резкое сокращение и прекращение которого при исключительных обстоятельствах может привести к катастрофическим последствиям. Для крупных стран такая ситуация вряд ли допустима.
  Нельзя не учитывать и известных границ роста импорта, определяемых валютными поступлениями от экспорта, и невозможности беспредельного роста внешней задолженности. Для России это к тому же означало бы при нынешней структуре внешней торговли непропорциональное увеличение вывоза ресурсных товаров. Такой аспект следует учитывать и во внешнеторговой политике схожих стран.
  Подобно внешнеторговым рассчитываются показатели квот притока и оттока иностранных инвестиций: в целом, по отраслям и регионам; видам - прямые, портфельные; формам - государственные, частные, международные. Это позволяет оценить их роль и место в сопоставлении с отечественными капиталовложениями.
  Наконец, большинство из рассмотренных показателей может применяться для изучения и оценки международной миграции трудовых ресурсов как суммарные, удельные, долевые. Обоснованна их дифференциация: в целом по стране, регионам, отраслям, с учетом профессий, возрастов, квалификации мигрирующей рабочей силы.
  Следует специально остановиться на показателе доли импортной продукции во внутреннем товарообороте, в частности, по потребительским товарам. Учет его имеет большое экономическое и социальное значение, он должен приниматься во внимание с позиций обеспечения независимости и недопущения внешнего экономического и политического давления. Так, по оценкам печати, в 2000-2004 гг. на импорт приходилось около 1/3 объема товарооборота потребительских товаров в России, а в крупных городах эта доля достигала 40-60%. Для такой страны указанное значение этого показателя неблагоприятно. Оно отражает резкое сокращение отечественного производства, необоснованное наводнение рынка не всегда доброкачественными товарами несолидных поставщиков и может быть в перспективе крайне опасным.
  Правда, после валютно-финансового кризиса 1998 г. доля импортных товаров на внутреннем потребительском рынке несколько сократилась, а отечественное производство их заметно оживилось, что было положительным последствием девальвации рубля.
  Систематический учет рассмотренных индикаторов и в первую очередь по внешней торговле, иностранным инвестициям в целом, по основным отраслям, регионам и группам продукции позволяет ориентироваться на лучшую сбалансированность внешнеэкономического обмена, обеспечение больших его выгод, улучшение социально-экономического климата, внешнеэкономической деятельности и хозяйственного развития в целом. Тем самым будут создаваться лучшие условия для активного участия страны в мирохозяйственных связях на перспективу. Это, естественно, не может не повлиять на всю систему МЭО в целом.
 
  7.3. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность
  Развитие и углубление международного разделения труда, масштабов и роли МЭО ставят на практике проблемы взаимозависимости стран. Сегодня крайне трудно, если не невозможно, назвать страну в мире с полной экономической независимостью. На деле это связано с хозяйственной и политической изоляцией. Более или менее отдаленным примером такого рода была Албания. Но это не принесло и не могло принести ее жителям ничего хорошего, а лишь существенно снизило возможности потребления, уровень жизни, ограничило ресурсные условия и источники развития.
  Неслучайно, что отказ от такого курса стал неизбежностью. И данный пример лишь подтверждает объективную, не зависящую от чьих-то желаний необходимость международного обмена, МЭО, что и показано в гл. 5. У больших стран стремление к большей (но не полной) независимости имело (как в свое время в СССР, Китае и Индии) больший резон с учетом обеспеченности разнообразными ресурсами, но и в этом случае приводило к сужению потребления, больше диктовалось политическими причинами. Таким образом, полная экономическая независимость - это далекое и малодостоверное прошлое или миф.
  Вместе с тем многие, и в первую очередь развивающиеся страны, выступают против своей зависимости в случае экспорта единственного или нескольких первичных продуктов, а также когда в качестве партнера (покупателя и поставщика) выступает одна страна. Примеры такого рода можно привести по ряду стран Латинской Америки, Африки, нередко являвшихся монокультурными экспортерами (цитрусовых, кофе, тростникового сахара и т.п.). Так, по данным исследований, у 13 стран Латинской Америки и Африки один товар или одна группа товаров (кофе, какао, сахар, хлопок, железная руда, металлические руды и др.) составляли от 56 до 90% всего экспорта в конце 80-х годов [2]. В большинстве случаев основными торговыми партнерами таких стран выступают развитые индустриальные страны, куда в основном вывозится их продукция. При этом у некоторых стран 50-80% экспортного рынка приходилось на одну страну (США, Великобритания, Япония, Франция или Саудовская Аравия). Выход же один - диверсификация по возможности и экспорта и импорта.
  Долгосрочная стратегия протекционизма вряд ли будет плодотворной. Фактором уменьшения опасности экономической зависимости и ее последствий в современных условиях становится усиление взаимосвязи экономик стран-партнеров, когда они оказываются не заинтересованными в монопольном доминировании, а нарушение устойчивых связей означает потери для каждой из сторон.
  Это вполне укладывается в общий тезис о преимуществах и выгодах международного разделения труда и обмена. При этом МЭО должны в полной мере служить диверсификации и стабильному функционированию национальных экономик, обеспечивая условия взаимного стимулирования. Тем самым мы выходим на современную трактовку принципа национальной и международной экономической безопасности. Под первой понимается создание и поддержание на национальном уровне необходимых и достаточных условий для устойчивого пocтyпaтeльнoгo развития хозяйства страны, социальных, экологических, политических, культурно-правовых и психологических компонентов.
  Это, естественно, предполагает формирование и всемерное использование внешнеэкономических связей, МЭО для решения указанной задачи. Международная экономическая безопасность заключается в создании и обеспечении функционирования непосредственно системы мирохозяйственных связей, в том числе МЭО, а также взаимодействия национальных экономик и их основных блоков, обеспечивающих устойчивое хозяйственное развитие мирового сообщества в целом, его регионов и национальных экономик стран. Можно утверждать, что достижение целей международной и национальной экономической безопасности возможно только на основе дальнейшего развития и углубления международного разделения труда, устойчивого и масштабного мирохозяйственного обмена и взаимодействия национальных экономик, ликвидации искусственных препятствий на этом пути.
 
  Резюме
  В развитии национальной экономики любой страны определенную роль играют внешнеэкономические факторы. К ним относятся разнообразные формы МЭО. Для малых стран их значение очень велико, для крупных - меньше. Роль внешнеэкономического фактора в ходе развития всех стран повышается.
  Для оценки роли и места внешнеэкономических факторов в целом, в отдельных отраслях, регионах и производствах применяется ряд экономико-статистических показателей:
  • соотношение внешнеторгового оборота и внутреннего производства;
  • объем внешней торговли и иностранных инвестиций на душу населения;
  • экспортная и импортная квота и квоты капиталовложений.
  Развитие МЭО ведет к усилению взаимозависимости стран, изменяя понятия зависимости и независимости. Рост мирохозяйственных связей, взаимодействие национальных экономик, МЭО обусловливают принципы национальной и международной безопасности.
 
  Основные понятия
  Внешнеэкономические факторы - разнообразные виды и формы мирохозяйственных связей и МЭО, влияющие на хозяйственное развитие страны.
  Система показателей роли и места внешнеэкономических факторов в хозяйственном развитии - совокупность экономико-статистических показателей, характеризующих динамику и структуру МЭО страны и их роль в ее экономике.
  Экономическая взаимозависимость стран - прочная хозяйственная взаимосвязь стран на основе МЭО и взаимодействия национальных экономик.
  Международная экономическая безопасность - обеспечение совокупности внешних и внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства.
 
  Контрольные вопросы
  1. Какое значение имеют МЭО для развития национальных экономик?
  2. Назовите основные показатели, характеризующие роль МЭО, внешней торговли.
  3. Что понимается под международной экономической безопасностью?
 
  Библиографический список
  1. Анализ экономики; Учебник. - 2-е изд. /Под ред. В.Е. Рыбалкина, В.М. Грибанича. - М: МО, 2005.
  2. Внешнеэкономический бюллетень. 1996. № 1.
  3. Дэниеле ДД, РадебаЛиХ. Международный бизнес. - М.: Дело, 1994.
  4. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. - М.: МО, 1996.
  5. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Ю.А. Щербанина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  6. Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е. Глобализация как вызов национальной экономике // Международная жизнь. 2001. № 1.
  7. Устинов Н.Н. Мировая торговля. Статистическо-аналитический справочник. - М.: Экономика, 2000.
  8. World Investment Report. 2004.
  9. World Investment Report. 2005.
 
 Глава 8
  Россия в международных экономических отношениях: современное положение и перспективы
  • Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей
  • Торговля России со странами СНГ
  • Политика России в области регулирования внешней торговли
  • Иностранные инвестиции в России
  • Россия и Всемирная торговая организация
 
  8.1. Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей
  Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, не адекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.
  За последние 15 лет Россия последовательно расширяла свое участие в мировой торговле. Ежегодные показатели объемов внешнеторгового товарооборота, экспорта и импорта после 1990 г. колебались в следующих пределах: внешнеторговый оборот - от 96,8 млрд долл. в 1992 г. до 148,1 млрд долл. в 1996 г.; от 152 млрд долл. в 2002 г. и до 257,1 млрд долл. в 2004 г. Данный показатель по экспорту достаточно устойчиво рос - с 54,2 млрд долл. в 1992 г. до 181,6 млрд долл. в 2004 г. Показатели импорта также варьировались в "стопроцентном коридоре" - от 30,9 млрд долл. в 1996 г. до 75,5 млрд долл. в 2004 г.
  Согласно данным ВТО, мировой экспорт в 2004 г. составил 9123,5 млрд долл., что на 21% больше по сравнению с 2003 г., а мировой импорт - 9458,3 млрд долл. США, что также на 21% выше по сравнению с 2003 г. Таким образом, доля России в мировом экспорте оценивается в 1,67%. Доля России в мировом импорте составляет 0,79%. По экспорту Россию обошли такие страны, как Швейцария, Швеция, Малайзия, Испания, а по импорту - Дания, Польша, Таиланд и др.
  Такое положение отражает достаточно ограниченный уровень вовлеченности страны в мировой товарообмен. Анализ динамики развития внешней торговли России на протяжении десятилетия реформ свидетельствует о проявлении двух ярко выраженных фаз. В течение первой половины 1990-х годов отмечался сравнительно устойчивый рост товарооборота, экспорта и импорта. Однако во второй половине указанного периода данные показатели, за исключением экспорта, падали. Достаточно резкий рост экспорта с 2000 г. по настоящее время обусловлен прежде всего повышением цен на нефть. За счет этого брутто-выручка от экспорта нефти и нефтепродуктов составила 35-37 млрд долл., что примерно на 17- 18 млрд долл. выше, чем в ситуации со средним уровнем цен на нефть в 1990-х годах. Таким образом, к концу 1990-х годов участие России в мировой торговле застопорилось на уровне вышеуказанных средних показателей (табл. 8.1).
  Таблица 8.1
  Объем внешней торговли России, млрд долл. в текущих ценах
 Год 1990 1995 1999 2000 2002 2003 2004 Оборот
 Экспорт Импорт 183,3 88,5 94,8 126,6 54,2 42,6 103,9 79,9 46,7 136,9
 73 30,9 167,4 106,9 60,5 208,6 134,4
 74,2 257,1 181,6 75,5 Источник: Данные Госкомстата РФ, Федеральная таможенная система РФ.
  К другим отличительным моментам следует отнести стабильное положительное внешнеторговое сальдо начиная с 1991 г. За рассматриваемый период этот показатель составил 469,7 млрд долл., т.е. в 4,1 раза выше объема внешней задолженности России. При этом если в первой половине указанного периода положительное сальдо колебалось в пределах 11-17 млрд долл., то в завершающей пятилетке - от 42,1 до 75,6 млрд долл.
  По абсолютному показателю "положительное внешнеторговое сальдо" Россия вполне уверенно вписалась в компанию таких стран, как Швейцария, Малайзия, Швеция, у которых в целом во внешней торговле на протяжении ряда лет наблюдалось превышение вывоза над ввозом.
  Это и результат либерализации внешнеэкономических связей, совершенствования системы регулирования ВЭД, улучшения доступа традиционных российских товаров на внешние рынки.
  Важной предпосылкой стал мировой экономический подъем, начавшийся после длительного спада в 1990-1993 гг., когда под воздействием спроса со стороны развитых стран Западной Европы произошел рост потребления традиционных сырьевых товаров российского экспорта.
  С другой стороны, относительно низкие темпы роста импорта явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточения таможенно-тарифной политики и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований и постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. Наличие в течение последних лет активного торгового баланса способствовало быстрому накоплению валютных запасов России.
  Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами, прежде всего с Европой, доля которой стабильно превышает 50%. Наблюдается рост торговли с азиатскими странами (табл. 8.2, 8.3).
  Таблица 8.2
  Географическая структура экспорта России, % к итогу
 Страна и регион 1992 1995 1998 1999 2000 2001 2004 1. Дальнее зарубежье 78,2 82,1 81,2 80,1 86,6 85,4 82,1 в том числе: Европа 58,2 52,9 53 53,9 ЕС 38,3 32,8 32,8 33,6 35,8 36,9 36,2 ЦВЕ 17,3 14,7 14,5 11,4 17,3 16,6 11,5 США 1,4 5,7 7,4 6,8 4,6 4,2 3 Азия 15,2 18,9 15,6 17,3 _ _,ц. 11,5 Япония 3,1 4,5 3,1 3 2,1 2,4 2,1 КНР 5,3 4,3 4,4 4,8 3,4 5,6 6,4 Африка 1,1 0,9 14 1,3 _ _ 4,4 Латинская Америка 0,7 2,6 2,7 3,8 _ _ 1,2 2. Ближнее зарубежье 21,8 17,9 18,8 19,9 13,4 14,6 17,9 в том числе Белоруссия 3,2 3,7 6,4 5,2 3,7 5,3 5,7 Источник: данные Госкомстата РФ, Федеральная таможенная статистика РФ.
  Как видно из приведенных показателей, основной торговый партнер России - ЕС (до 2004 г. ЕС - 15 стран, после 2004 г. ЕС - 25 стран), на который приходится свыше половины экспорта и почти половина импорта. Основным внешнеторговым партнером России среди стран мира на протяжении многих лет является Германия как по экспорту (доля 8-9%, в отдельные годы до 11%), так и по импорту {до 14-15%). Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобилей, видео- и аудиотехники, бытовой электроники, косметики, парфюмерии, мебели, одежды, обуви) при сравнительно низких оптовых ценах и территориальной близости.
 
 
 
  Таблица 8.3
  Географическая структура импорта России, % к итогу
 Страна и регион 1992 1995 1998 1999 2000 2001 2004 1. Дольнее зарубежье 86,9 70,9 74,4 74,9 65,6 73,2 79,2 в том числе: Европа 54,8 51,4 46,8 46 _ - _ ЕС 38,8 38,4 36,3 37,1 32,8 36,8 45,5 ЦВЕ 13,5 11 8,9 7,2 7,2 16,6 8,6 США 6,8 5,7 9,4 7,7 7,9 7,7 4,1 Азия 17,7 9,7 11,4 10,7 - - 10,6 Япония 4 1,6 1,9 1,5 1,7 2 5 КНР 4,2 1,9 2,6 2,8 2,8 3,9 6,1 Африка 17 0,5 0,9 1,3 - - 2 Латинская Америка 0,7 2 3,1 4,9 - - 1,6 2. Ближнее зарубежье 13,1 29,1 25,6 25,1 34,4 26,8 20,8 в том числе Белоруссия 1,6 4,5 10,3 10,2 11,1 9,5 8,7 Источник: данные Госкомстата РФ, Федеральная таможенная статистика РФ.
  Второй стабильный партнер России по экспорту - США, нарастившие свое присутствие особенно в последние пять-шесть лет. Далее следуют Украина, Белоруссия, Италия, Нидерланды. К основным партнерам по импорту товаров следует отнести такие страны, как Белоруссия, США, Украина, Казахстан.
  Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале 1990-х годов переориентировать свои связи на Запад, встретили там определенное противодействие. Но и в торговле России доля стран ЦВЕ продолжала уменьшаться как по экспорту, так и по импорту. В настоящее время доля этой группы стран, которые являлись в 70-80-е годы XX в. основными торговыми партнерами СССР и России, упала с 17 до 11 % по экспорту и с 13 до 8,6% по импорту. И если с такими странами, как Чехия, Венгрия, Польша, показатели достаточно высокие, то с остальными странами тенденции к активизации, не видны.
  В отношении торговли со странами СНГ, входившими ранее в состав СССР, наблюдается постепенное падение товарооборота, связанное прежде всего с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов.
  Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций; сюда входят прежде всего нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.
  В 1990-е годы в целом стабилизировалась товарная структура экспорта и импорта. Самые крупные валютные поступления - от экспорта топливно-сырьевых товаров. Экспорт нефти составлял в 1990-е годы около 125-150 млн т в год (поставки всеми странами на мировой рынок составляют примерно 1,6 млрд т) и свыше 90 млн т нефтепродуктов (в 2004 г. - 81 млн т), что в стоимостном выражении составляет от 50 до 60 млрд долл. в год в зависимости от ценовой конъюнктуры. Однако в последние годы он превысил 200 млн т (2004 г. - 240 млн т). Другая крупнейшая товарная позиция - природный газ. Ежегодно Россия поставляет на мировой рынок примерно 200 млрд куб. м (почти 50% мирового экспорта газа), что оценивается приблизительно в 17-20 млрд долл. Экспорт машин, оборудования и транспортных средств занимает второе место - 10-12 млрд долл. (сюда же включается и экспорт вооружения - около 3 млрд долл.). Третье место стабильно за черными металлами, экспорт которых составляет примерно 7-12 млрд долл. Экспорт алюминия достигает 3,4-3,8 млрд долл. Примерно по миллиарду долларов в год и даже более приносит России экспорт никеля, меди, круглого леса.
  Ниже приводится структура экспорта РФ в 2004 г. (рис. 8.1). В структуре импорта на первом месте ввозились машины и оборудование - примерно на сумму 18-29 млрд долл. ежегодно. К крупным позициям следует отнести медикаменты, сахар-сырец, мясо, алкогольные и безалкогольные напитки (более 1,2 млрд долл.).
  В статистической отчетности не находит отражения деятельность физических лиц (так называемых "челноков"), осуществляющих поставку в Россию потребительских товаров из близлежащих стран. По ориентировочным данным, этот импорт в 1990-е годы составлял 8-10 млрд долл. и включал одежду, автомобили, бытовую электронику. Сегодня доля "челноков" постепенно снижается. Им на смену приходят мелкие предприятия.
 
  Рис. 8.1. Товарная структура экспорта РФ в 2004 г.
  Сохраняющееся в течение ряда последних лет положительное торговое сальдо в торговле России является важным фактором, позволяющим стабилизировать положение страны в системе международных валютно-финансовых связей.
  Иное положение с российской задолженностью, которая почти целиком состоит из кредитов, предоставленных развитыми странами в свободно конвертируемой валюте. Из 114,4 млрд долл. (по состоянию на 1 января 2005 г.) ббльшую часть (более 90 млрд) составляют долги бывшего СССР, оставшаяся часть приходится на Россию, получившую кредиты после 1 января 1992 г. Рост задолженности объясняется двумя причинами: невыплатой процентов по долгу СССР и ростом собственно российского долга в связи с новыми займами.
  Основная масса долга - банковские кредиты, предоставленные СССР до 1991 г. Стремясь обеспечить эффективное решение проблемы задолженности, Россия смогла добиться согласия на реструктуризацию долга. В середине 1996 г. Лондонский клуб кредиторов, куда входят около 900 банков-кредиторов, пошел на 25-летнюю отсрочку выплаты долга СССР, составляющего более 32,3 млрд долл. Россия получила право на реструктуризацию долга, его погашение должно начаться в 2020 г. (21,8 млрд долл. переведены в евробонды). Пролонгация, сроков погашения задолженности дополнялась расширением программ дополнительного финансирования России.
  Общий долг России Парижскому клубу оценивался Центральным банком (по состоянию на 1 января 2005 г.) в 46,2 млрд долл., в том числе 38,7 млрд - кредиты, полученные бывшим СССР. Еще 6,0 млрд долл. долга приходится на кредиты, предоставленные МВФ, МБРР и другими организациями.
  В конце 1997 г. Совет директоров МВФ принял решение о продолжении выплат в счет 10,5-миллиардной суммы кредита, рассчитанного на трехлетний период. Первый транш этого кредита был предоставлен в III квартале 1998 г. Но затем в связи с финансовым кризисом, событиями 17 августа предоставление кредитов было прекращено. Трудные переговоры в апреле 1999 г. закончились принятием решения о выделении России очередного транша в течение полутора лет в сумме 4,5 млрд долл., который предусматривалось предоставлять по частям и который практически ушел на оплату долга тому же МВФ. Дальнейшая реструктуризация и возможное списание внешнего долга РФ поставлены в зависимость от достижения договоренностей с МВФ. В настоящее время задолженость перед МВФ полностью погашена.
  В 2000 г. были достигнуты договоренности о частичном списании и реструктуризации внешнего долга России Лондонскому клубу (около 32,5 млрд долл.) с отсрочкой основных выплат на 30 лет. Подобное решение в рамках Парижского клуба встретилось с серьезными трудностями. Это касается прежде всего долга России, перешедшего от бывшего СССР.
 
  8.2. Торговля России со странами СНГ
  Внешнеэкономические связи России со странами, бывшими ранее республиками СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу.
  Первым шагом в восстановлении и развитии на новых принципах межхозяйственных, производственно-экономических и интеграционных связей стал Договор о создании Экономического союза 1993 г., который подписали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Позже к нему присоединились Туркменистан и Грузия, а в 1994 г. Украина стала ассоциированным участником. Договор направлен на развитие прежде всего торгово-экономических отношений между странами СНГ.
  В качестве механизма Договора об Экономическом союзе решением Совета глав государств СНГ в октябре 1994 г. был создан Межгосударственный экономический комитет (МЭК). Приоритетом в деятельности МЭК стало практическое претворение в жизнь решений Совета глав государств (СГГ) и Совета глав правительств (СГП) СН Г.
  Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, что выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с импортными поступлениями из стран СНГ, Это означает, что часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энергосырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых. Однако даже в этом случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Структура внешней торговли России со странами СНГ в 1994- 2004 гг. показана на рис. 8.2 и 8.3.
 
  Рис. 8.2. Структура экспорта России в СНГ (по странам) в 1994-2004 гг.
  Официальные данные о внешней торговле России с отдельными странами СНГ представлены в табл. 8.4.
  К факторам, искажающим картину, следует отнести контрабанду товаров, связанную с "прозрачностью" границ. Отдельные выборочные проверки дают весьма впечатляющие цифры. Так, стоимость стратегически важных товаров, задержанных на границе России при попытке их экспорта, только за сентябрь 1995 г. составила 4,6 млрд руб.
  Наконец, следует заметить, что отсутствует надежный статистический учет в области хозяйственной деятельности предприятий, что затрудняет точную оценку ситуации.
  Было бы, однако, ошибочно трактовать эту несбалансированность торговли как односторонние "подарки России государствам СНГ", так как большинство крупных предприятий на территории России создавалось в свое время в качестве части бывшего единого советского хозяйственного комплекса. Они могли функционировать лишь на основе производственно-технической кооперации со своими смежниками, находящимися на территории других республик. Вплоть до 1993 г. это был особый сектор внешнеторгового оборота, со своими "внутренними ценами", системой регулирования и налогообложения.
 
  Рис. 8.3. Структура импорта в Россию из СНГ (по странам) в 1994-2004 гг.
  Введение общепринятых внешнеторговых норм и правил происходило постепенно. Первоначально это были двусторонние соглашения между странами. В течение 1992-1993 гг. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств - республик бывшего СССР. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Постепенно в результате роста числа двусторонних договоров начала складываться некая "ромашка" - система договоренностей целой группы новых независимых государств, подпиравших однотипные договоры непосредственно с Россией.
 
  Новым этапом в развитии этих отношений стало подписанное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу соглашение "О создании зоны свободной торговли", которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.
  Для всех перечисленных выше торговых соглашений характерно наличие следующих общих черт:
  • импортный режим - импортные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории государств, подписавших соглашение, не применяются; импортные товары подвергаются сертификации;
  • экспортный режим - таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории России и вьшозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не применяются (за исключением изъятий).
  Экспортно-импортные операции по закупке и поставке важнейших видов продукции для государственных нужд на клиринговой или взаимосвязанной основе осуществляются на основе двусторонних межправительственных соглашений.
  Расчеты между хозяйствующими субъектами за поставки товаров ведутся в основном по договорным ценам. По стратегическим товарам применяются цены, ориентированные на мировые, с их ежеквартальным уточнением и пересчетом в национальную валюту.
  Следующим шагом в попытках воссоздания "нормальной" экономической среды обитания хозяйствующих субъектов стран - членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях предусматривает условия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между отраслями, странами, образование таможенного платежного, межбанковского и транспортно-энергетического союза. Соглашением предусмотрена отмена тарифных и количественных ограничений во внешней торговле; второй этап предусматривает создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. К указанному соглашению могут присоединиться все другие страны СНГ и Восточной Европы; в частности, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан. Интеграционный комитет Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации был создан для реализации положений Договора от 29 марта 1996 г. и является постоянно действующим исполнительным органом.
  Особое внимание российская сторона уделяет участию в работе Интеграционного комитета по вопросу координации политики государств по присоединению к ВТО, который является одним из самых сложных для новых независимых государств, стремящихся форсировать свое вступление в ВТО. Россия последовательно отстаивает позицию о необходимости координации действий государств - участников Таможенного союза при присоединении их к ВТО, однако центробежные устремления некоторых стран - членов Таможенного союза не приводят к совпадению интересов.
  В декабре 1998 г. подписана Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси, в которой предусмотрено, что "к концу первой половины 1999 г. будет создана единая для всех субъектов хозяйствования правовая среда, сформировано единое таможенное пространство. Завершается объединение энергетической и транспортной систем". В развитие положений Декларации подписано межправительственное Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. В настоящее время учреждены и работают уставные органы Союза Беларуси и России. Казалось бы, ранее согласованный вопрос о рублевой зоне в Союзном государстве опять перенесен на следующий 2006 г., по словом премьера Правительства России, по техническим причинам.
  В 2003 г. в Ялте на встрече лидеров СНГ главами четырех независимых государств - России, Белоруссии, Украины и Казахстана - было подписано соглашение о создании единого экономического пространства, так называемого "Союза четырех". Однако, как видно из статистики, какого-либо серьезного роста торгового оборота с этими странами не произошло. Реализация этого проекта замедлилась с учетом позиции Украины, что было констатировано на саммите руководителей стран в Казани в августе 2005 г.
  Кроме того, создана ШОС - Шанхайская организация сотрудничества, куда вошли государства Центральной Азии, Россия и Китай, а также ОНГ - организация непризнанных государств в составе Приднестровской Республики, Абхазии и Южной Осетии, 114
 
  8.3. Политика России в области регулирования внешней торговли
  Практика государственного регулирования внешней торговли. До начала 1990-х годов, когда Россия входила в качестве одной из республик в состав бывшего СССР, система внешнеторгового регулирования носила жестко централизованный характер, соответствующий всей системе управления народным хозяйством.
  Распределение всех ресурсов диктовалось потребностями народного хозяйства; импорт обеспечивал получение недостающих товаров из-за границы; со своей стороны экспорт был предназначен главным образом для получения необходимой для оплаты валюты. Экспортные и импортные товары продавались и покупались на внешнем рынке через специализированные экспортно-импортные объединения, каждое из которых обладало монополией на продажу или покупку. Поставки на экспорт или импорт любого товара были фактически монополизированы внешнеторговыми объединениями.
  Разница между внутренними и мировыми ценами на экспортные товары компенсировалась из государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали деятельность внешнеторговых объединений.
  Возникающая как следствие такого положения оторванность производителя от внешнего рынка, монополизация внешнеторговой деятельности, призванной "расшивать" узкие места несостыкованных планов, приводили к отсутствию каких-либо стабильных налаженных связей между национальными производителями и потребителями, с одной стороны, и зарубежными - с другой.
  Ситуация стала критической в конце 80-х годов: резко сократились темпы роста внешней торговли, уменьшилась ее роль в формировании национального дохода.
  Осуществляя с начала 1990-х годов общую реорганизацию системы хозяйственного механизма, руководство России кардинально изменило и систему внешнеторговых связей.
  Последовательное проведение в жизнь важнейших шагов хозяйственной реформы повысило значимость традиционных торгово-политических средств: пошлин, системы лицензирования, квотирования и ряда других аналогичных средств, выдвинувшихся на авансцену внешнеэкономической политики России.
  В связи с тем, что подавляющая часть экспорта приходится на минеральные ресурсы, являющиеся национальным достоянием, а внутренние цены на них были оторваны от мировых, система административного регулирования экспорта сырья стала основой внешнеторговой политики России начала 1990-х годов.
  По результатам специально составленного баланса модели "затраты - выпуск" Министерство экономики прогнозировало объемы внутреннего потребления по стратегически важным товарам. Ресурсы экспорта определялись как остаточная величина. Экспорт в страны СНГ определялся на базе межгосударственных соглашений, экспорт вне пределов СНГ - на основе специальных квот, выделенных для государства, предприятий-производителей, совместных предприятий и отдельных субъектов Федерации. Небольшая часть квот распределялась Министерством внешних экономических связей через аукционы.
  Был определен перечень спецэкспортеров, который фактически подразделялся на три категории:
  • внешнеторговые организации - до распада СССР были монополистами в области внешней торговли;
  • региональные экспортеры - получили право осуществлять экспорт продукции, произведенной в своем регионе;
  • совместные предприятия-производители - имели право экспортировать продукцию собственного производства.
  В 1994 г. по требованию Международного валютного фонда, обусловившего предоставление кредитов России либерализацией ее внешнеторговой политики, правительство отменило экспортные квоты на ряд товаров. Уже к середине 1994 г. были ликвидированы экспортные квоты на лес, удобрения, каменный уголь, мясопродукты.
  Укрепление рубля ослабило позиции экспортеров. Столкнувшись с падением конкурентоспособности экспорта, правительство уменьшило налогообложение экспортных товаров. Если в 1992- 1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 3/4 всей номенклатуры российского экспорта, то уже три года спустя перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, сократился с 97 до 27 товарных групп. Перестали облагаться экспортными пошлинами машины и оборудование, для них отсутствуют лицензии и квоты. Были снижены максимальные ставки экспортных пошлин, уменьшен размер специфических пошлин. Уменьшился перечень товаров, подлежащих квотированию и лицензированию.
  В рамках дальнейших шагов по либерализации внешней торговли система спецэкспортеров исчерпала себя и была отменена.
  Система импортного регулирования, сформированная в начале 1990-х годов в условиях тотального дефицита всех товаров, носила гораздо менее жесткий характер по сравнению с экспортной.
  За исключением требований санитарно-ветеринарной инспекции, общественной безопасности и здоровья граждан, никаких иных ограничений, включая квотирование и лицензирование импорта, практически не применяется. Основным способом регулирования является таможенно-тарифная система, введенная с 1 июля 1992 г.