<< Пред.           стр. 13 (из 121)           След. >>

Список литературы по разделу

  // переполнение памяти, отведенной под byte_value
  byte_value = ival * byte_value;
 
  cout << "byte_value: " <(byte_value) << endl;
 }
 Для представления числа 256 необходимы 9 бит. Переменная byte_value получает некоторое неопределенное (машинно-зависимое) значение. Допустим, на нашей рабочей станции SGI мы получили 0. Первая попытка напечатать это значение с помощью:
 cout << "byte_va1ue: " << byte_va1ue << endl;
 привела к результату:
 
 byte_value:
 
 После некоторого замешательства мы поняли, что значение 0 – это нулевой символ ASCII, который не имеет представления при печати. Чтобы напечатать не представление символа, а его значение, нам пришлось использовать весьма странно выглядящее выражение:
 static_cast(byte_value)
 которое называется явным приведением типа. Оно преобразует тип объекта или выражения в другой тип, явно заданный программистом. В нашем случае мы изменили byte_value на int. Теперь программа выдает более осмысленный результат:
 
 byte_value: 0
 
 На самом деле нужно было изменить не значение, соответствующее byte_value, а поведение операции вывода, которая действует по-разному для разных типов. Объекты типа char представляются ASCII-символами (а не кодами), в то время как для объектов типа int мы увидим содержащиеся в них значения. (Преобразования типов рассмотрены в разделе 4.14.)
 Это небольшое отступление от темы – обсуждение проблем преобразования типов – вызвано обнаруженной нами погрешностью в работе нашей программы и в каком-то смысле напоминает реальный процесс программирования, когда аномальное поведение программы заставляет на время забыть о том, ради достижения какой, собственно, цели она пишется, и сосредоточиться на несущественных, казалось бы, деталях. Такая мелочь, как недостаточно продуманный выбор типа данных, приводящий к переполнению, может стать причиной трудно обнаруживаемой ошибки: из соображений эффективности проверка на переполнение не производится во время выполнения программы.
 Стандартная библиотека С++ имеет заголовочный файл limits, содержащий различную информацию о встроенных типах данных, в том числе и диапазоны значений для каждого типа. Заголовочные файлы climits и cfloat также содержат эту информацию. (Об использовании этих заголовочных файлов для того, чтобы избежать переполнения и потери значимости, см. главы 4 и 6 [PLAUGER92]).
 Арифметика вещественных чисел создает еще одну проблему, связанную с округлением. Вещественное число представляется фиксированным количеством разрядов (разным для разных типов – float, double и long double), и точность значения зависит от используемого типа данных. Но даже самый точный тип long double не может устранить ошибку округления. Вещественная величина в любом случае представляется с некоторой ограниченной точностью. (См. [SHAMPINE97] о проблемах округления вещественных чисел.)
 Упражнение 4.1
 В чем разница между приведенными выражениями с операцией деления?
 double dvall = 10.0, dva12 = 3.0;
 int ivall = 10, iva12 = 3;
 
 dvall / dva12;
 ivall / iva12;
 Упражнение 4.2
 Напишите выражение, определяющее, четным или нечетным является данное целое число.
 Упражнение 4.3
 Найдите заголовочные файлы limits, climits и cfloat и посмотрите, что они содержат.
 4.3. Операции сравнения и логические операции
 Таблица 4.2. Операции сравнения и логические операции
 
 Символ операции Значение Использование
 ! Логическое НЕ !expr
 < Меньше expr1 < expr2
 <= Меньше или равно expr1 <= expr2
 > Больше expr1 > expr2
 >= Больше или равно expr1 >= expr2
 == Равно expr1 == expr2
 != Не равно expr1 != expr2
 && Логическое И expr1 && expr2
 || Логическое ИЛИ expr1 || expr2
 Примечание. Все операции в результате дают значение типа bool
 
 Операции сравнения и логические операции в результате дают значение типа bool, то есть true или false. Если же такое выражение встречается в контексте, требующем целого значения, true преобразуется в 1, а false – в 0. Вот фрагмент кода, подсчитывающего количество элементов вектора, меньших некоторого заданного значения:
 vector::iterator iter = ivec.beg-in() ;
 while ( iter != ivec.end() ) {
  // эквивалентно: e1em_cnt = e1em_cnt + (*iter < some_va1ue)
  // значение true/false выражения *iter < some_va1ue
  // превращается в 1 или 0
  e1em_cnt += *iter < some_va1ue;
  ++iter;
 }
 Мы просто прибавляем результат операции “меньше” к счетчику. (Пара += обозначает составной оператор присваивания, который складывает операнд, стоящий слева, и операнд, стоящий справа. То же самое можно записать более компактно: elem_count = elem_count + n. Мы рассмотрим такие операторы в разделе 4.4.)
 Логическое И (&&) возвращает истину только тогда, когда истинны оба операнда. Логическое ИЛИ (||) дает истину, если истинен хотя бы один из операндов. Гарантируется, что операнды вычисляются слева направо и вычисление заканчивается, как только результирующее значение становится известно. Что это значит? Пусть даны два выражения:
 expr1 && expr2
 expr1 || expr2
 Если в первом из них expr1 равно false, значение всего выражения тоже будет равным false вне зависимости от значения expr2, которое даже не будет вычисляться. Во втором выражении expr2 не оценивается, если expr1 равно true, поскольку значение всего выражения равно true вне зависимости от expr2.
 Подобный способ вычисления дает возможность удобной проверки нескольких выражений в одном операторе AND:
 while ( ptr != О &&
  ptr->va1ue < upperBound &&
  ptr->va1ue >= 0 &&
  notFound( ia[ ptr->va1ue ] ))
 { ... }
 Указатель с нулевым значением не указывает ни на какой объект, поэтому применение к нулевому указателю операции доступа к члену вызвало бы ошибку (ptr->value). Однако, если ptr равен 0, проверка на первом шаге прекращает дальнейшее вычисление подвыражений. Аналогично на втором и третьем шагах проверяется попадание величины ptr->value в нужный диапазон, и операция взятия индекса не применяется к массиву ia, если этот индекс неправилен.
 Операция логического НЕ дает true, если ее единственный оператор равен false, и наоборот. Например:
 bool found = false;
 // пока элемент не найден
 // и ptr указывает на объект (не 0)
 while ( ! found && ptr ) {
  found = 1ookup( *ptr );
  ++ptr;
 }
 Подвыражение
 ! found
 дает true, если переменная found равна false. Это более компактная запись для
 found == false
 Аналогично
 if ( found )
 эквивалентно более длинной записи
 if ( found == true )
 Использование операций сравнения достаточно очевидно. Нужно только иметь в виду, что, в отличие от И и ИЛИ, порядок вычисления операндов таких выражений не определен. Вот пример, где возможна подобная ошибка:
 // Внимание! Порядок вычислений не определен!
 if ( ia[ index++ ] < ia[ index ] )
  // поменять местами элементы
 Программист предполагал, что левый операнд оценивается первым и сравниваться будут элементы ia[0] и ia[1]. Однако компилятор не гарантирует вычислений слева направо, и в таком случае элемент ia[0] может быть сравнен сам с собой. Гораздо лучше написать более понятный и машинно-независимый код:
 if ( ia[ index ] < ia[ index+1 ] )
  // поменять местами элементы
  ++index;
 Еще один пример возможной ошибки. Мы хотели убедиться, что все три величины ival, jval и kval различаются. Где мы промахнулись?
 // Внимание! это не сравнение 3 переменных друг с другом
 if ( ival != jva1 != kva1 )
  // do something ...
 Значения 0, 1 и 0 дают в результате вычисления такого выражения true. Почему? Сначала проверяется ival != jval, а потом итог этой проверки (true/false – преобразованной к 1/0) сравнивается с kval. Мы должны были явно написать:
 if ( ival != jva1 && ival != kva1 && jva1 != kva1 )
  // сделать что-то ...
 Упражнение 4.4
 Найдите неправильные или непереносимые выражения, поясните. Как их можно изменить? (Заметим, что типы объектов не играют роли в данных примерах.)
 (a) ptr->iva1 != 0
 (с) ptr != 0 && *ptr++
 (e) vec[ iva1++ ] <= vec[ ival ];
 (b) ival != jva1 < kva1 (d) iva1++ && ival
 Упражнение 4.5
 Язык С++ не диктует порядок вычисления операций сравнения для того, чтобы позволить компилятору делать это оптимальным образом. Как вы думаете, стоило бы в данном случае пожертвовать эффективностью, чтобы избежать ошибок, связанных с предположением о вычислении выражения слева направо?
 4.4. Операции присваивания
 Инициализация задает начальное значение переменной. Например:
 int ival = 1024;
 int *pi = 0;
 В результате операции присваивания объект получает новое значение, при этом старое пропадает:
 ival = 2048;
 pi = &iva1;
 Иногда путают инициализацию и присваивание, так как они обозначаются одним и тем же знаком =. Объект инициализируется только один раз – при его определении. В то же время операция может быть применена к нему многократно.
 Что происходит, если тип объекта не совпадает с типом значения, которое ему хотят присвоить? Допустим,
 ival = 3.14159; // правильно?
 В таком случае компилятор пытается трансформировать тип объекта, стоящего справа, в тип объекта, стоящего слева. Если такое преобразование возможно, компилятор неявно изменяет тип, причем при потере точности обычно выдается предупреждение. В нашем случае вещественное значение 3.14159 преобразуется в целое значение 3, и это значение присваивается переменной ival.
 Если неявное приведение типов невозможно, компилятор сигнализирует об ошибке:
 pi = ival; // ошибка
 Неявная трансформация типа int в тип указатель на int невозможна. (Набор допустимых неявных преобразований типов мы обсудим в разделе 4.14.)
 Левый операнд операции присваивания должен быть l-значением. Очевидный пример неправильного присваивания:
 1024 = ival; // ошибка
 Возможно, имелось в виду следующее:
 int value = 1024;
 value = ival; // правильно
 Однако недостаточно потребовать, чтобы операнд слева от знака присваивания был l-значением. Так, после определений
 const int array_size = 8;
 int ia[ array_size ] = { 0, 1, 2, 2, 3, 5, 8, 13 };
 int *pia = ia;
 выражение
 array_size = 512; // ошибка
 ошибочно, хотя array_size и является l-значением: объявление array_size константой не дает возможности изменить его значение. Аналогично
 ia = pia; // ошибка
 ia – тоже l-значение, но оно не может быть значением массива.
 Неверна и инструкция
 pia + 2=1; // ошибка
 Хотя pia+2 дает адрес ia[2], присвоить ему значение нельзя. Если мы хотим изменить элемент ia[2], то нужно воспользоваться операцией разыменования. Корректной будет следующая запись:
 *(pia + 2) = 1; // правильно
 Операция присваивания имеет результат – значение, которое было присвоено самому левому операнду. Например, результатом такой операции
 ival = 0;
 является 0, а результат
 ival = 3.14159;
 равен 3. Тип результата – int в обоих случаях. Это свойство операции присваивания можно использовать в подвыражениях. Например, следующий цикл
 extern char next_char();
 int main()
 {
  char ch = next_char();
  while ( ch != '\n' ) {
  // сделать что-то ...
  ch = next_char();
  }
  // ...
 }
 может быть переписан так:
 extern char next_char();
 int main()
 {
  char ch;
  while (( ch = next_char() ) != '\n' ) {
  // сделать что-то ...
  }
  // ...
 }
 Заметим, что вокруг выражения присваивания необходимы скобки, поскольку приоритет этой операции ниже, чем операции сравнения. Без скобок первым выполняется сравнение:
 next_char() != '\n'
 и его результат, true или false, присваивается переменной ch. (Приоритеты операций будут рассмотрены в разделе 4.13.)
 Аналогично несколько операций присваивания могут быть объединены, если это позволяют типы операндов. Например:
 int main ()
 {
  int ival, jval;
  ival = jval = 0; // правильно: присваивание 0 обеим переменным
  // ...
 }
 Обеим переменным ival и jval присваивается значение 0. Следующий пример неправилен, потому что типы pval и ival различны, и неявное преобразование типов невозможно. Отметим, что 0 является допустимым значением для обеих переменных:
 int main ()
 {
  int ival; int *pval;
  ival = pval = 0; // ошибка: разные типы
  // ...
 }
 Верен или нет приведенный ниже пример, мы сказать не можем, , поскольку определение jval в нем отсутствует:
 int main()
 {
  // ...
  int ival = jval = 0; // верно или нет?
  // ...
 }
 Это правильно только в том случае, если переменная jval определена в программе ранее и имеет тип, приводимый к int. Обратите внимание: в этом случае мы присваиваем 0 значение jval и инициализируем ival. Для того чтобы инициализировать нулем обе переменные, мы должны написать:
 int main()
 {
  // правильно: определение и инициализация
  int ival = 0, jval = 0;
  // ...
 }
 В практике программирования часты случаи, когда к объекту применяется некоторая операция, а результат этой операции присваивается тому же объекту. Например:
 int arraySum( int ia[], int sz )
 {
  int sum = 0;
  for ( int i = 0; i < sz; ++i )
  sum = sum + ia[ i ];
  return sum;
 }
 Для более компактной записи С и С++ предоставляют составные операции присваивания. С использованием такого оператора данный пример можно переписать следующим образом:
 int arraySum( int ia[], int sz )
 {
  int sum = 0;
  for ( int i =0; i < sz; ++i )
  // эквивалентно: sum = sum + ia[ i ];
  sum += ia[ i ];
  return sum;
 }
 Общий синтаксис составного оператора присваивания таков:
 a op= b;
 где op= является одним из десяти операторов:
 
 += -= *= /= %=
 <<= >>= &= ^= |=
 
 Запись a op= b в точности эквивалентна записи a = a op b.
 Упражнение 4.6
 Найдите ошибку в данном примере. Исправьте запись.
 int main() {
  float fval;
  int ival;
  int *pi;
 
  fval = ival = pi = 0;
 }
 Упражнение 4.7
 Следующие выражения синтаксически правильны, однако скорее всего работают не так, как предполагал программист. Почему? Как их изменить?
 (a) if ( ptr = retrieve_pointer() != 0 )
 (b) if ( ival = 1024 )
 (c) ival += ival + 1;
 4.5. Операции инкремента и декремента
 Операции инкремента (++) и декремента (--) дают возможность компактной и удобной записи для изменения значения переменной на единицу. Чаще всего они используются при работе с массивами и коллекциями – для изменения величины индекса, указателя или итератора:
 #include
 #include
 
 int main()
 {
  int ia[10] = {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9};
  vector ivec( 10 );
 
  int ix_vec = 0, ix_ia = 9;
  while ( ix_vec < 10 )
  ivec[ ix_vec++ ] = ia[ ix_ia-- ];
 
  int *pia = &ia[9];
  vector::iterator iter = ivec.begin();
 
  while ( iter != ivec.end() )
  assert( *iter++ == *pia-- );
 }
 Выражение
 ix_vec++
 является постфиксной формой оператора инкремента. Значение переменной ix_vec увеличивается после того, как ее текущее значение употреблено в качестве индекса. Например, на первой итерации цикла значение ix_vec равно 0. Именно это значение применяется как индекс массива ivec, после чего ix_vec увеличивается и становится равным 1, однако новое значение используется только на следующей итерации. Постфиксная форма операции декремента работает точно так же: текущее значение ix_ia берется в качестве индекса для ia, затем ix_ia уменьшается на 1.
 Существует и префиксная форма этих операторов. При использовании такой формы текущее значение сначала уменьшается или увеличивается, а затем используется новое значение. Если мы пишем:
 // неверно: ошибки с границами индексов в
 // обоих случаях
 int ix_vec = 0, ix_ia = 9;
 while ( ix_vec < 10 )
  ivec[ ++ix_vec ] = ia[ --ix_ia ];
 значение ix_vec увеличивается на единицу и становится равным 1 до первого использования в качестве индекса. Аналогично ix_ia получает значение 8 при первом использовании. Для того чтобы наша программа работала правильно, мы должны скорректировать начальные значения переменных ix_ivec и ix_ia:
 // правильно
 int ix_vec = -1, ix_ia = 8;
 while ( ix_vec < 10 )
  ivec[ ++ix_vec ] = ia[ --ix_ia ];
 В качестве последнего примера рассмотрим понятие стека. Это фундаментальная абстракция компьютерного мира, позволяющая помещать и извлекать элементы в последовательности LIFO (last in, fist out – последним вошел, первым вышел). Стек реализует две основные операции – поместить (push) и извлечь (pop).
 Текущий свободный элемент называют вершиной стека. Операция push присваивает этому элементу новое значение , после чего вершина смещается вверх (становится на 1 больше). Пусть наш стек использует для хранения элементов вектор. Какую из форм операции увеличения следует применить? Сначала мы используем текущее значение, потом увеличиваем его. Это постфиксная форма:
 stack[ top++ ] = value;
 Что делает операция pop? Уменьшает значение вершины (текущая вершина показывает на пустой элемент), затем извлекает значение. Это префиксная форма операции уменьшения:
 int value = stack[ --top ];
 (Реализация класса stack приведена в конце этой главы. Стандартный класс stack рассматривается в разделе 6.16.)
 Упражнение 4.8
 Как вы думаете, почему язык программирования получил название С++, а не ++С?
 4.6. Операции с комплексными числами
 Класс комплексных чисел стандартной библиотеки С++ представляет собой хороший пример использования объектной модели. Благодаря перегруженным арифметическим операциям объекты этого класса используются так, как будто они принадлежат одному из встроенных типов данных. Более того, в подобных операциях могут одновременно принимать участие и переменные встроенного арифметического типа, и комплексные числа. (Отметим, что здесь мы не рассматриваем общие вопросы математики комплексных чисел. См. [PERSON68] или любую книгу по математике.) Например, можно написать:
 #inc1ude
 
 comp1ex< double > a;
 comp1ex< double > b;
 
 // ...
 
 complex< double > с = a * b + a / b;
 Комплексные и арифметические типы разрешается смешивать в одном выражении:
 complex< double > complex_obj = a + 3.14159;
 Аналогично комплексные числа инициализируются арифметическим типом, и им может быть присвоено такое значение:
 double dval = 3.14159;
 complex_obj = dval;
 Или
 int ival = 3;
 complex_obj = ival;
 Однако обратное неверно. Например, следующее выражение вызовет ошибку компиляции:
 // ошибка: нет неявного преобразования
 // в арифметический тип
 
 double dval = complex_obj;
 Нужно явно указать, какую часть комплексного числа – вещественную или мнимую – мы хотим присвоить обычному числу. Класс комплексных чисел имеет две функции, возвращающих соответственно вещественную и мнимую части. Мы можем обращаться к ним, используя синтаксис доступа к членам класса:

<< Пред.           стр. 13 (из 121)           След. >>

Список литературы по разделу