<< Пред.           стр. 2 (из 121)           След. >>

Список литературы по разделу

 iterations++;
 увеличивает значение переменной iterations на единицу. (Инструкции цикла детально рассматриваются в главе 5.)
 1.3. Директивы препроцессора
 Заголовочные файлы включаются в текст программы с помощью директивы препроцессора #include. Директивы препроцессора начинаются со знака “диез” (#), который должен быть самым первым символом строки. Программа, которая обрабатывает эти директивы, называется препроцессором (в современных компиляторах препроцессор обычно является частью самого компилятора).
 Директива #include включает в программу содержимое указанного файла. Имя файла может быть указано двумя способами:
 #include
 #include "my_file.h"
 Если имя файла заключено в угловые скобки (<>), считается, что нам нужен некий стандартный заголовочный файл, и компилятор ищет этот файл в предопределенных местах. (Способ определения этих мест сильно различается для разных платформ и реализаций.) Двойные кавычки означают, что заголовочный файл – пользовательский, и его поиск начинается с того каталога, где находится исходный текст программы.
 Заголовочный файл также может содержать директивы #include. Поэтому иногда трудно понять, какие же конкретно заголовочные файлы включены в данный исходный текст, и некоторые заголовочные файлы могут оказаться включенными несколько раз. Избежать этого позволяют условные директивы препроцессора. Рассмотрим пример:
 #ifndef BOOKSTORE_H
 #define BOOKSTORE_H
  /* содержимое файла bookstore.h */
 #endif
 Условная директива #ifndef проверяет, не было ли значение BOOKSTORE_H определено ранее. (BOOKSTORE_H – это константа препроцессора; такие константы принято писать заглавными буквами.) Препроцессор обрабатывает следующие строки вплоть до директивы #endif. В противном случае он пропускает строки от #ifndef до # endif.
 Директива
 #define BOOKSTORE_H
 определяет константу препроцессора BOOKSTORE_H. Поместив эту директиву непосредственно после директивы #ifndef, мы можем гарантировать, что содержательная часть заголовочного файла bookstore.h будет включена в исходный текст только один раз, сколько бы раз ни включался в текст сам этот файл.
 Другим распространенным примером применения условных директив препроцессора является включение в текст программы отладочной информации. Например:
 int main()
 {
 #ifdef DEBUG
  cout << "Начало выполнения main()\n";
 #endif
 
  string word;
  vector text;
 
  while ( cin >> word )
  {
 #ifdef DEBUG
  cout << "Прочитано слово: " << word << "\n";
 #endif
  text.push_back(word);
  }
  // ...
 }
 Если константа DEBUG не определена, результирующий текст программы будет выглядеть так:
 int main()
 {
 
  string word;
  vector text;
 
  while ( cin >> word )
  {
  text.push_back(word);
  }
  // ...
 }
 В противном случае мы получим:
 int main()
 {
  cout << "Начало выполнения main()\n";
 
  string word;
  vector text;
 
  while ( cin >> word )
  {
  cout << "Прочитано слово: " << word << "\n";
  text.push_back(word);
  }
  // ...
 }
 Константа препроцессора может быть определена в командной строке при вызове компилятора с помощью опции -D (в различных реализациях эта опция может называться по-разному). Для UNIX-систем вызов компилятора с определением препроцессорной константы DEBUG выглядит следующим образом:
 $ CC -DDEBUG main.C
 Есть константы, которые автоматически определяются компилятором. Например, мы можем узнать, компилируем ли мы С++ или С программу. Для С++ программы автоматически определяется константа __cplusplus (два подчеркивания). Для стандартного С определяется __STDC__. Естественно, обе константы не могут быть определены одновременно. Пример:
 #idfef __cplusplus
  // компиляция С++ программы
  extern "C";
  // extern "C" объясняется в главе 7
 #endif
 
 int main(int,int);
 Другими полезными предопределенными константами (в данном случае лучше сказать переменными) препроцессора являются __LINE__ и __FILE__. Переменная __LINE__ содержит номер текущей компилируемой строки, а __FILE__ – имя компилируемого файла. Вот пример их использования:
 if ( element_count == 0 )
  cerr << "Ошибка. Файл: " << __FILE__
  << " Строка: " << __LINE__
  << "element_count не может быть 0";
 Две константы __DATE__ и __TIME__ содержат дату и время компиляции.
 Стандартная библиотека С предоставляет полезный макрос assert(), который проверяет некоторое условие и в случае, если оно не выполняется, выдает диагностическое сообщение и аварийно завершает программу. Мы будем часто пользоваться этим полезным макросом в последующих примерах программ. Для его применения следует включить в программу директиву
 #include
 assert.h – это заголовочный файл стандартной библиотеки С. Программа на C++ может ссылаться на заголовочный файл как по его имени, принятому в C, так и по имени, принятому в C++. В стандартной библиотеке С++ этот файл носит имя cassert. Имя заголовочного файла в библиотеке С++ отличается от имени соответствующего файла для С отсутствием расширения .h и подставленной спереди буквой c (выше уже упоминалось, что в заголовочных файлах для C++ расширения не употребляются, поскольку они могут зависеть от реализации).
 Эффект от использования директивы препроцессора #include зависит от типа заголовочного файла. Инструкция
 #include
 включает в текст программы содержимое файла cassert. Но поскольку все имена, используемые в стандартной библиотеке С++, определены в пространстве std, имя assert() будет невидимо до тех пор, пока мы явно не сделаем его видимым с помощью следующей using-директивы:
 using namespace std;
 Если же мы включаем в программу заголовочный файл для библиотеки С
 #include
 то надобность в using-директиве отпадает: имя assert() будет видно и так. (Пространства имен используются разработчиками библиотек для предотвращения засорения глобального пространства имен. В разделе 8.5 эта тема рассматривается более подробно.)
 1.4. Немного о комментариях
 Комментарии помогают человеку читать текст программы; писать их грамотно считается правилом хорошего тона. Комментарии могут характеризовать используемый алгоритм, пояснять назначение тех или иных переменных, разъяснять непонятные места. При компиляции комментарии выкидываются из текста программы поэтому размер получающегося исполняемого модуля не увеличивается.
 В С++ есть два типа комментариев. Один – такой же, как и в С, использующий символы /* для обозначения начала и */ для обозначения конца комментария. Между этими парами символов может находиться любой текст, занимающий одну или несколько строк: вся последовательность между /* и */ считается комментарием. Например:
 /*
  * Это первое знакомство с определением класса в C++.
  * Классы используются как в объектном, так и в
  * объектно-ориентированном программировании. Реализация
  * класса Screen представлена в главе 13.
 */
 class Screen {
  /* Это называется телом класса */
 public:
  void home(); /* переместить курсор в позицию 0,0 */
  void refresh ();/* перерисовать экран */
 private:
  /* Классы поддерживают "сокрытие информации" */
  /* Сокрытие информации ограничивает доступ из */
  /* программы к внутреннему представлению класса */
  /* (его данным). Для этого используется метка */
  /* "private:" */
  int height, width;
 }
 Слишком большое число комментариев, перемежающихся с кодом программы, может ухудшить читаемость текста. Например, объявления переменных width и height в данном тексте окружены комментариями и почти не заметны. Рекомендуется писать развернутое объяснение перед блоком текста. Как и любая программная документация, комментарии должны обновляться в процессе модификации кода. Увы, нередко случается, что они относятся к устаревшей версии.
 Комментарии в стиле С не могут быть вложенными. Попробуйте откомпилировать нижеследующую программу в своей системе. Большинство компиляторов посчитают ее ошибочной:
 #include
 
 /* комментарии /* */ не могут быть вложенными.
  * Строку "не вкладываются" компилятор рассматривает,
  * как часть программы. Это же относится к данной и следующей строкам
  */
 
 int main() {
  cout << "Здравствуй, мир\n";
 }
 Один из способов решить проблему вложенных комментариев – поставить пробел между звездочкой и косой чертой:
 /* * /
 Последовательность символов */ считается концом комментария только в том случае, если между ними нет пробела.
 Второй тип комментариев – однострочный. Он начинается последовательностью символов // и ограничен концом строки. Часть строки вправо от двух косых черт игнорируется компилятором. Вот пример нашего класса Screen с использованием двух строчных комментариев:
 /*
  * Первое знакомство с определением класса в C++.
  * Классы используются как в объектном, так и в
  * объектно-ориентированном программировании. Реализация
  * класса Screen представлена в главе 13.
  */
 
 class Screen {
  // Это называется телом класса
 public:
  void home(); // переместить курсор в позицию 0,0
  void refresh (); // перерисовать экран
 private:
  /* Классы поддерживают "сокрытие информации". */
  /* Сокрытие информации ограничивает доступ из */
  /* программы к внутреннему представлению класса */
  /* (его данным). Для этого используется метка */
  /* "private:" */
  int height, width;
 }
 Обычно в программе употребляют сразу оба типа комментариев. Строчные комментарии удобны для кратких пояснений – в одну или полстроки, а комментарии, ограниченные /* и */, лучше подходят для развернутых многострочных пояснений.
 1.5. Первый взгляд на ввод/вывод
 Частью стандартной библиотеки С++ является библиотека iostream, которая реализована как иерархия классов и обеспечивает базовые возможности ввода/вывода.
 Ввод с терминала, называемый стандартным вводом, “привязан” к предопределенному объекту cin. Вывод на терминал, или стандартный вывод, привязан к объекту cout. Третий предопределенный объект, cerr, представляет собой стандартный вывод для ошибок. Обычно он используется для вывода сообщений об ошибках и предупреждений.
 Для использования библиотеки ввода/вывода необходимо включить соответствующий заголовочный файл:
 #include
 Чтобы значение поступило в стандартный вывод или в стандартный вывод для ошибок используется оператор <<:
 int v1, v2;
 // ...
 cout << "сумма v1 и v2 = ";
 cout << v1 + v2;
 cout << "\n";
 Последовательность "\n" представляет собой символ перехода на новую строку. Вместо "\n" мы можем использовать предопределенный манипулятор endl.
 cout << endl;
 Манипулятор endl не просто выводит данные (символ перехода на новую строку), но и производит сброс буфера вывода. (Предопределенные манипуляторы рассматриваются в главе 20.)
 Операторы вывода можно сцеплять. Так, три строки в предыдущем примере заменяются одной:
 cout << "сумма v1 и v2 = " << v1 + v2 << "\n";
 Для чтения значения из стандартного ввода применяется оператор ввода (>>):
 string file_name;
 // ...
 cout << "Введите имя файла: ";
 cin >> file_name;
 Операторы ввода, как и операторы вывода, можно сцеплять:
 string ifile, ofile;
 // ...
 cout << "Введите имя входного и выходного файлов: ";
 cin >> ifile >> ofile;
 Каким образом ввести заранее неизвестное число значений? Мы вернемся к этому вопросу в конце раздела 2.2, а пока скажем, что последовательность инструкций
 string word;
 while ( cin >> word )
  // ...
 считывает по одному слову из стандартного ввода до тех пор, пока не считаны все слова. Выражение
 ( cin >> word )
 возвращает false, когда достигнут конец файла. (Подробнее об этом – в главе 20.) Вот пример простой законченной программы, считывающей по одному слову из cin и выводящей их в cout:
 #include
 #include
 
 int main ()
 {
  string word;
 
  while ( cin >> word )
  cout << "Прочитано слово: " << word << "\n";
 
  cout << "Все слова прочитаны!";
 }
 Вот первое предложение из произведения Джеймса Джойса “Пробуждение Финнегана”:
 
 riverrun, past Eve and Adam's
 
 Если запустить приведенную выше программу и набрать с клавиатуры данное предложение, мы увидим на экране терминала следующее:
 
 Прочитано слово: riverrun,
 Прочитано слово: past
 Прочитано слово: Eve,
 Прочитано слово: and
 Прочитано слово: Adam's
 Все слова прочитаны!
 
 (В главе 6 мы рассмотрим вопрос о том, как убрать знаки препинания из вводимых слов.)
 1.5.1. Файловый ввод/вывод
 Библиотека iostream поддерживает и файловый ввод/вывод. Все операции, применимые в стандартному вводу и выводу, могут быть также применены к файлам. Чтобы использовать файл для ввода или вывода, мы должны включить еще один заголовочный файл:
 #include
 Перед тем как открыть файл для вывода, необходимо объявить объект типа ofstream:
 ofstream outfile("name-of-file");
 Проверить, удалось ли нам открыть файл, можно следующим образом:
 if ( ! outfile ) // false, если файл не открыт
  cerr << "Ошибка открытия файла.\n"
 Так же открывается файл и для ввода, только он имеет тип ifstream:
 ifstream infile("name-of-file");
 if ( ! infile ) // false, если файл не открыт
  cerr << "Ошибка открытия файла.\n"
 Ниже приводится текст простой программы, которая читает файл с именем in_file и выводит все прочитанные из этого файла слова, разделяя их пробелом, в другой файл, названный out_file.
 #include
 #include
 #include
 
 int main()
 {
  ifstream infile("in_file");
  ofstream outfile("out_file");
 
  if ( ! infile ) {
  cerr << "Ошибка открытия входного файла.\n"
  return -1;
  }
  if ( ! outfile ) {
  cerr << "Ошибка открытия выходного файла.\n"
  return -2;
  }
 
  string word;
  while ( infile >> word )
  outfile << word << ' ';
 
  return 0;
 }
 В главе 20 библиотека ввода/вывода будет рассмотрена подробно. А в следующих разделах мы увидим, как можно создавать новые типы данных, используя механизм классов и шаблонов.
 
 2. Краткий обзор С++
 Эту главу мы начнем с рассмотрения встроенного в язык С++ типа данных “массив”. Массив – это набор данных одного типа, например массив целых чисел или массив строк. Мы рассмотрим недостатки, присущие встроенному массиву, и напишем для его представления свой класс Array, где попытаемся избавиться от этих недостатков. Затем мы построим целую иерархию подклассов, основываясь на нашем базовом классе Array. В конце концов мы сравним наш класс Array с классом vector из стандартной библиотеки С++, реализующим аналогичную функциональность. В процессе создания этих классов мы коснемся таких свойств С++, как шаблоны, пространства имен и обработка ошибок.
 2.1. Встроенный тип данных “массив”
 Как было показано в главе 1, С++ предоставляет встроенную поддержку для основных типов данных – целых и вещественных чисел, логических значений и символов:
 // объявление целого объекта ival
 // ival инициализируется значением 1024
 int ival = 1024;
 
 // объявление вещественного объекта двойной точности dval
 // dval инициализируется значением 3.14159
 double dval = 3.14159;
 
 // объявление вещественного объекта одинарной точности fval
 // fval инициализируется значением 3.14159
 float fval = 3.14159;
 К числовым типам данных могут применяться встроенные арифметические и логические операции: объекты числового типа можно складывать, вычитать, умножать, делить и т.д.
 int ival2 = ival1 + 4096; // сложение
 int ival3 = ival2 - ival; // вычитание
 
 dval = fval * ival; // умножение
 ival = ival3 / 2; // деление
 
 bool result = ival2 == ival3; // сравнение на равенство
 result = ival2 + ival != ival3; // сравнение на неравенство
 result = fval + ival2 < dval; // сравнение на меньше
 result = ival > ival2; // сравнение на больше
 В дополнение к встроенным типам стандартная библиотека С++ предоставляет поддержку для расширенного набора типов, таких, как строка и комплексное число. (Мы отложим рассмотрение класса vector из стандартной библиотеки до раздела 2.7.)
 Промежуточное положение между встроенными типами данных и типами данных из стандартной библиотеки занимают составные типы – массивы и указатели. (Указатели рассмотрены в разделе 2.2.)
 Массив – это упорядоченный набор элементов одного типа. Например, последовательность
 
 0 1 1 2 3 5 8 13 21
 
 представляет собой первые 9 элементов последовательности Фибоначчи. (Выбрав начальные два числа, вычисляем каждый из следующих элементов как сумму двух предыдущих.)
 Для того чтобы объявить массив и проинициализировать его данными элементами, мы должны написать следующую инструкцию С++:
 int fibon[9] = { 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 };
 Здесь fibon – это имя массива. Элементы массива имеют тип int, размер (длина) массива равна 9. Значение первого элемента – 0, последнего – 21. Для работы с массивом мы индексируем (нумеруем) его элементы, а доступ к ним осуществляется с помощью операции взятия индекса. Казалось бы, для обращения к первому элементу массива естественно написать:
 int first_elem = fibon[1];
 Однако это не совсем правильно: в С++ (как и в С) индексация массивов начинается с 0, поэтому элемент с индексом 1 на самом деле является вторым элементом массива, а индекс первого равен 0.Таким образом, чтобы обратиться к последнему элементу массива, мы должны вычесть единицу из размера массива:
 fibon[0]; // первый элемент
 fibon[1]; // второй элемент
 ...
 fibon[8]; // последний элемент
 fibon[9]; // ... ошибка
 Девять элементов массива fibon имеют индексы от 0 до 8. Употребление вместо этого индексов 1-9 является одной из самых распространенных ошибок начинающих программистов на С++.
 Для перебора элементов массива обычно употребляют инструкцию цикла. Вот пример программы, которая инициализирует массив из десяти элементов числами от 0 до 9 и затем печатает их в обратном порядке:
 int main()
 {
  int ia[10];
  int index;
 
  for (index=0; index<10; ++index)
  // ia[0] = 0, ia[1] = 1 и т.д.
  ia[index] = index;

<< Пред.           стр. 2 (из 121)           След. >>

Список литературы по разделу