<< Пред.           стр. 55 (из 121)           След. >>

Список литературы по разделу

 #include
 #include
 #include
 #include
 
 // прочитать последовательность объектов типа complex
 // из стандартного ввода
 istream_iterator< complex > is_complex( cin );
 
 // прочитать последовательность строк из именованного файла
 ifstream infile( "C++Primer" );
 istream_iterator< string > is_string( infile );
 При каждом применении оператора инкремента к объекту типа istream_iterator читается следующий элемент из входного потока, для чего используется оператор operator>>(). Чтобы сделать то же самое в обобщенных алгоритмах, необходимо предоставить пару итераторов, обозначающих начальную и конечную позицию в файле. Начальную позицию дает istream_iterator, инициализированный объектом istream, – такой, скажем, как is_string. Для получения конечной позиции мы используем специальный конструктор по умолчанию класса istream_iterator:
 // конструирует итератор end_of_stream, который будет служить маркером
 // конца потока в итераторной паре
 istream_iterator< string > end_of_stream
 
 vector text;
 
 // правильно: передаем пару итераторов
 copy( is_string, end_of_stream,
  inserter( text, text.begin() ));
 
 12.4.5. Итератор ostream_iterator
 Объявление потокового итератора записи ostream_iterator может быть представлено в двух формах:
 ostream_iterator identifier( ostream& )
 ostream_iterator identifier( ostream&, char * delimiter )
 где Type – это любой встроенный или пользовательский тип класса, для которого определен оператор вывода (operator<<). Во второй форме delimiter – это разделитель, то есть C-строка символов, которая выводится в файл после каждого элемента. Такая строка должна заканчиваться двоичным нулем, иначе поведение программы не определено (скорее всего, она аварийно завершит выполнение). В качестве аргумента ostream может выступать объект класса ostream, например cout, либо производного от него класса с открытым типом наследования, скажем ofstream:
 #include
 #include
 #include
 #include
 
 // записать последовательность объектов типа complex
 // в стандартный вывод, разделяя элементы пробелами
 ostream_iterator< complex > os_complex( cin, " " );
 
 // записать последовательность строк в именованный файл
 ofstream outfile( "dictionary" );
 ostream_iterator< string > os_string( outfile, "\n" );
 Вот простой пример чтения из стандартного ввода и копирования на стандартный вывод с помощью безымянных потоковых итераторов и обобщенного алгоритма copy():
 #include
 #include
 #include
 
 int main()
 {
  copy( istream_iterator< int >( cin ),
  istream_iterator< int >(),
  ostream_iterator< int >( cout, " " ));
 }
 Ниже приведена небольшая программа, которая открывает указанный пользователем файл и копирует его на стандартный вывод, применяя для этого алгоритм copy() и потоковый итератор записи ostream_iterator:
 #include
 #include
 #include
 #include
 
 main()
 {
  string file_name;
 
  cout << "please enter a file to open: ";
  cin >> file_name;
 
  if ( file_name.empty() || !cin ) {
  cerr << "unable to read file name\n"; return -1;
  }
 
  ifstream infile( file_name.c_str());
  if ( !infile ) {
  cerr << "unable to open " << file_name << endl;
  return -2;
  }
 
  istream_iterator< string > ins( infile ), eos;
  ostream_iterator< string > outs( cout, " " );
  copy( ins, eos, outs );
 }
 12.4.6. Пять категорий итераторов
 Для поддержки полного набора обобщенных алгоритмов стандартная библиотека определяет пять категорий итераторов, положив в основу классификации множество операций. Это итераторы чтения (InputIterator), записи (OutputIterator), однонаправленные (ForwardIterator) и двунаправленные итераторы (BidirectionalIterator), а также итераторы с произвольным доступом (RandomAccessIterators). Ниже приводится краткое обсуждение характеристик каждой категории:
 итератор чтения можно использовать для получения элементов из контейнера, но поддержка записи в контейнер не гарантируется. Такой итератор должен обеспечивать следующие операции (итераторы, поддерживающие также дополнительные операции, можно употреблять в качестве итераторов чтения при условии, что они удовлетворяют минимальным требованиям): сравнение двух итераторов на равенство и неравенство, префиксная и постфиксная форма инкремента итератора для адресации следующего элемента (оператор ++), чтение элемента с помощью оператора разыменования (*). Такого уровня поддержки требуют, в частности, алгоритмы find(), accumulate() и equal(). Любому алгоритму, которому необходим итератор чтения, можно передавать также и итераторы категорий, описанных в пунктах 3, 4 и 5;
 итератор записи можно представлять себе как противоположный по функциональности итератору чтения. Иными словами, его можно использовать для записи элементов контейнера, но поддержка чтения из контейнера не гарантируется. Такие итераторы обычно применяются в качестве третьего аргумента алгоритма (например, copy()) и указывают на позицию, с которой надо начинать копировать. Любому алгоритму, которому необходим итератор записи, можно передавать также и итераторы других категорий, перечисленных в пунктах 3, 4 и 5;
 однонаправленный итератор можно использовать для чтения и записи в контейнер, но только в одном направлении обхода (обход в обоих направлениях поддерживается итераторами следующей категории). К числу обобщенных алгоритмов, требующих как минимум однонаправленного итератора, относятся adjacent_find(), swap_range() и replace(). Конечно, любому алгоритму, которому необходим подобный итератор, можно передавать также и итераторы описанных ниже категорий;
 двунаправленный итератор может читать и записывать в контейнер, а также перемещаться по нему в обоих направлениях. Среди обобщенных алгоритмов, требующих как минимум двунаправленного итератора, выделяются place_merge(), next_permutation() и reverse();
 итератор с произвольным доступом, помимо всей функциональности, поддерживаемой двунаправленным итератором, обеспечивает доступ к любой позиции внутри контейнера за постоянное время. Подобные итераторы требуются таким обобщенным алгоритмам, как binary_search(), sort_heap() и nth-element().
 Упражнение 12.6
 Объясните, почему некорректны следующие примеры. Какие ошибки обнаруживаются во время компиляции?
 (a) const vector file_names( sa, sa+6 );
  vector::iterator it = file_names.begin()+2;
 
 (b) const vector ivec;
  fill( ivec.begin(), ivec.end(), ival );
 
 (c) sort( ivec.begin(), ivec.end() );
 
 (d) list ilist( ia, ia+6 );
  binary_search( ilist.begin(), ilist.end() );
 
 (e) sort( ivec1.begin(), ivec3.end() );
 Упражнение 12.7
 Напишите программу, которая читает последовательность целых чисел из стандартного ввода с помощью потокового итератора чтения istream_iterator. Нечетные числа поместите в один файл посредством ostream_iterator, разделяя значения пробелом. Четные числа таким же образом запишите в другой файл, при этом каждое значение должно размещаться в отдельной строке.
 12.5. Обобщенные алгоритмы
 Первые два аргумента любого обобщенного алгоритма (разумеется, есть исключения, которые только подтверждают правило) – это пара итераторов, обычно называемых first и last, ограничивающих диапазон элементов внутри контейнера или встроенного массива, к которым применяется этот алгоритм. Как правило, диапазон элементов (иногда его называют интервалом с включенной левой границей) обозначается следующим образом:
 // читается так: включает первый и все последующие элементы,
 // кроме последнего
 [ first, last )
 Эта запись говорит о том, что диапазон начинается с элемента first и продолжается до элемента last, исключая последний. Если
 first == last
 то говорят, что диапазон пуст.
 К паре итераторов предъявляется следующее требование: если начать с элемента first и последовательно применять оператор инкремента, то возможно достичь элемента last. Однако компилятор не в состоянии проверить выполнение этого ограничения; если оно нарушается, поведение программы не определено, обычно все заканчивается аварийным остановом и дампом памяти.
 В объявлении каждого алгоритма указывается минимально необходимая категория итератора (см. раздел 12.4). Например, для алгоритма find(), реализующего однопроходный обход контейнера с доступом только для чтения, требуется итератор чтения, но можно передать и однонаправленный или двунаправленный итератор, а также итератор с произвольным доступом. Однако передача итератора записи приведет к ошибке. Не гарантируется, что ошибки, связанные с передачей итератора не той категории, будут обнаружены во время компиляции, поскольку категории итераторов – это не собственно типы, а лишь параметры-типы, передаваемые шаблону функции.
 Некоторые алгоритмы существуют в нескольких версиях: в одной используется встроенный оператор, а во второй – объект-функция или указатель на функцию, которая предоставляет альтернативную реализацию оператора. Например, unique() по умолчанию сравнивает два соседних элемента с помощью оператора равенства, определенного для типа объектов в контейнере. Но если такой оператор равенства не определен или мы хотим сравнивать элементы иным способом, то можно передать либо объект-функцию, либо указатель на функцию, обеспечивающую нужную семантику. Встречаются также алгоритмы с похожими, но разными именами. Так, предикатные версии всегда имеют имя, оканчивающееся на _if, например find_if(). Скажем, есть алгоритм replace(), реализованный с помощью встроенного оператора равенства, и replace_if(), которому передается объект-предикат или указатель на функцию.
 Алгоритмы, модифицирующие контейнер, к которому они применяются, обычно имеют две версии: одна преобразует содержимое контейнера по месту, а вторая возвращает копию исходного контейнера, в которой и отражены все изменения. Например, есть алгоритмы replace() и replace_copy() (имя версии с копированием всегда заканчивается на _copy). Однако не у всех алгоритмов, модифицирующих контейнер, имеется такая версия. К примеру, ее нет у алгоритма sort(). Если же мы хотим, чтобы сортировалась копия, то создать и передать ее придется самостоятельно.
 Для использования любого обобщенного алгоритма необходимо включить в программу заголовочный файл
 #include
 А для любого из четырех численных алгоритмов – adjacent_differences(), accumulate(), inner_product() и partial_sum() – включить также заголовок
 #include
 Все существующие алгоритмы для удобства изложения распределены нами на девять категорий (они перечислены ниже). В Приложении алгоритмы рассматриваются в алфавитном порядке, и для каждого приводится пример применения.
 12.5.1. Алгоритмы поиска
 Тринадцать алгоритмов поиска предоставляют различные способы нахождения определенного значения в контейнере. Три алгоритма equal_range(), lower_bound() и upper_bound() выполняют ту или иную форму двоичного поиска. Они показывают, в какое место контейнера можно вставить новое значение, не нарушая порядка сортировки.
 adjacent_find(), binary_search(), count(),count_if(), equal_range(),
 find(), find_end(), find_first_of(), find_if(), lower_bound(),
 upper_bound(), search(), search_n()
 12.5.2. Алгоритмы сортировки и упорядочения
 Четырнадцать алгоритмов сортировки и упорядочения предлагают различные способы упорядочения элементов контейнера. Разбиение (partition) – это разделение элементов контейнера на две группы: удовлетворяющие и не удовлетворяющие некоторому условию. Так, можно разбить контейнер по признаку четности/нечетности чисел или в зависимости от того, начинается слово с заглавной или со строчной буквы. Устойчивый (stable) алгоритм сохраняет относительный порядок элементов с одинаковыми значениями или удовлетворяющих одному и тому же условию. Например, если дана последовательность:
 { "pshew", "honey", "Tigger", "Pooh" }
 то устойчивое разбиение по наличию/отсутствию заглавной буквы в начале слова генерирует последовательность, в которой относительный порядок слов в каждой категории сохранен:
 { "Tigger", "Pooh", "pshew", "honey" }
 При использовании неустойчивой версии алгоритма сохранение порядка не гарантируется. (Отметим, что алгоритмы сортировки нельзя применять к списку и ассоциативным контейнерам, таким, как множество (set) или отображение (map).)
 inplace_merge(), merge(), nth_element(), partial_sort(),
 partial_sort_copy(), partition(), random_shuffle(), reverse(),
 reverse_copy(), rotate(), rotate_copy(), sort(), stable_sort(),
 stable_partition()
 12.5.3. Алгоритмы удаления и подстановки
 Пятнадцать алгоритмов удаления и подстановки предоставляют различные способы замены или исключения одного элемента или целого диапазона. unique() удаляет одинаковые соседние элементы. iter_swap() обменивает значения элементов, адресованных парой итераторов, но не модифицирует сами итераторы.
 copy(), copy_backwards(), iter_swap(), remove(), remove_copy(),
 remove_if(),remove_if_copy(), replace(), replace_copy(),
 replace_if(), replace_copy_if(), swap(), swap_range(), unique(),
 unique_copy()
 12.5.4. Алгоритмы перестановки
 Рассмотрим последовательность из трех символов: {a,b,c}. Для нее существует шесть различных перестановок: abc, acb, bac, bca, cab и cba, лексикографически упорядоченных на основе оператора “меньше”. Таким образом, abc – это первая перестановка, потому что каждый элемент меньше последующего. Следующая перестановка – acb, поскольку в начале все еще находится a – наименьший элемент последовательности. Соответственно перестановки, начинающиеся с b, предшествуют тем, которые начинаются с с. Из bac и bca меньшей является bac, так как последовательность ac лексикографически меньше, чем ca. Если дана перестановка bca, то можно сказать, что предшествующей для нее будет bac, а последующей – cab. Для перестановки abc нет предшествующей, а для cba – последующей.
 next_permutation(), prev_permutation()
 12.5.5. Численные алгоритмы
 Следующие четыре алгоритма реализуют численные операции с контейнером. Для их использования необходимо включить заголовочный файл .
 accumulate(), partial_sum(), inner_product(), adjacent_difference()
 12.5.6. Алгоритмы генерирования и модификации
 Шесть алгоритмов генерирования и модификации либо создают и заполняют новую последовательность, либо изменяют значения в существующей.
 fill(), fill_n(), for_each(), generate(),generate_n(), transform()
 12.5.7. Алгоритмы сравнения
 Семь алгоритмов дают разные способы сравнения одного контейнера с другим (алгоритмы min() и max() сравнивают два элемента). Алгоритм lexicographical_compare() выполняет лексикографическое (словарное) упорядочение (см. также обсуждение перестановок и Приложение).
 equal(), includes(), lexicographical_compare(), max(), max_element(),
 min(), min_element(), mismatch()
 12.5.8. Алгоритмы работы с множествами
 Четыре алгоритма этой категории реализуют теоретико-множественные операции над любым контейнерным типом. При объединении создается отсортированная последовательность элементов, принадлежащих хотя бы одному контейнеру, при пересечении – обоим контейнерам, а при взятии разности – принадлежащих первому контейнеру, но не принадлежащих второму. Наконец, симметрическая разность – это отсортированная последовательность элементов, принадлежащих одному из контейнеров, но не обоим.
 set_union(), set_intersection(), set_difference(),
 set_symmetric_difference()
 12.5.9. Алгоритмы работы с хипом
 Хип (heap) – это разновидность двоичного дерева, представленного в массиве. Стандартная библиотека предоставляет такую реализацию хипа, в которой значение ключа в любом узле больше либо равно значению ключа в любом потомке этого узла.
 make_heap(), pop_heap(), push_heap(), sort_heap()
 12.6. Когда нельзя использовать обобщенные алгоритмы
 Ассоциативные контейнеры (отображения и множества) поддерживают определенный порядок элементов для быстрого поиска и извлечения. Поэтому к ним не разрешается применять обобщенные алгоритмы, меняющие порядок, такие, как sort() и partition(). Если в ассоциативном контейнере требуется переставить элементы, то необходимо сначала скопировать их в последовательный контейнер, например в вектор или список.
 Контейнер list (список) реализован в виде двусвязного списка: в каждом элементе, помимо собственно данных, хранятся два члена-указателя – на следующий и на предыдущий элементы. Основное преимущество списка – это эффективная вставка и удаление одного элемента или целого диапазона в произвольное место списка, а недостаток – невозможность произвольного доступа. Например, можно написать:
 vector::iterator vec_iter = vec.begin() + 7;
 Такая форма вполне допустима и инициализирует vec_iter адресом восьмого элемента вектора, но запись
 // ошибка: арифметические операции над итераторами
 // не поддерживаются списком
 list::iterator list_iter = slist.begin() + 7;
 некорректна, так как элементы списка не занимают непрерывную область памяти. Для того чтобы добраться до восьмого элемента, необходимо посетить все промежуточные.
 Поскольку список не поддерживает произвольного доступа, то алгоритмы merge(), remove(), reverse(), sort() и unique() лучше к таким контейнерам не применять, хотя ни один из них явно не требует наличия соответствующего итератора. Вместо этого для списка определены специализированные версии названных операций в виде функций-членов, а также операция splice():
 list::merge() объединяет два отсортированных списка
 list::remove() удаляет элементы с заданным значением
 list::remove_if()удаляет элементы, удовлетворяющие некоторому условию
 list::reverse() переставляет элементы списка в обратном порядке
 list::sort() сортирует элементы списка
 list::splice() перемещает элементы из одного списка в другой
 list::unique() оставляет один элемент из каждой цепочки одинаковых смежных элементов
 12.6.1. Операция list_merge()
 void list::merge( list rhs );
 template
  void list::merge( list rhs, Compare comp );
 Элементы двух упорядоченных списков объединяются либо на основе оператора “меньше”, определенного для типа элементов в контейнере, либо на основе указанной пользователем операции сравнения. (Заметьте, что элементы списка rhs перемещаются в список, для которого вызвана функция-член merge(); по завершении операции список rhs будет пуст.) Например:
 int array1[ 10 ] = { 34, 0, 8, 3, 1, 13, 2, 5, 21, 1 };
 int array2[ 5 ] = { 377, 89, 233, 55, 144 };
 
 list< int > ilist1( array1, array1 + 10 );
 list< int > ilist2( array2, array2 + 5 );
 
 // для объединения требуется, чтобы оба списка были упорядочены
 ilist1.sort(); ilist2.sort();
 ilist1.merge( ilist2 );
 После выполнения операции merge() список ilist2 пуст, а ilist1 содержит первые 15 чисел Фибоначчи в порядке возрастания.
 12.6.2. Операция list::remove()
 void list::remove( const elemType &value );
 Операция remove() удаляет все элементы с заданным значением:
 ilist1.remove( 1 );
 12.6.3. Операция list::remove_if()
 template < class Predicate >
  void list::remove_if( Predicate pred );
 Операция remove_if() удаляет все элементы, для которых выполняется указанное условие, т.е. предикат pred возвращает true. Например:
 class Even {
 public:
  bool operator()( int elem ) { return ! (elem % 2 ); }
 };
 
 ilist1.remove_if( Even() );
 удаляет все четные числа из списка, определенного при рассмотрении merge().
 12.6.4. Операция list::reverse()
 void list::reverse();
 Операция reverse() изменяет порядок следования элементов списка на противоположный:
 ilist1.reverse();
 12.6.5. Операция list::sort()
 void list::sort();
 template
  void list::sort( Compare comp );
 По умолчанию sort() упорядочивает элементы списка по возрастанию с помощью оператора “меньше”, определенного в классе элементов контейнера. Вместо этого можно явно передать в качестве аргумента оператор сравнения. Так,
 list1.sort();
 упорядочивает list1 по возрастанию, а
 list1.sort( greater() );
 упорядочивает list1 по убыванию, используя оператор “больше”.
 12.6.6. Операция list::splice()
 void list::splice( iterator pos, list rhs );
 void list::splice( iterator pos, list rhs, iterator ix );
 void list::splice( iterator pos, list rhs,
  iterator first, iterator last );
 Операция splice() имеет три формы: перемещение одного элемента, всех элементов или диапазона из одного списка в другой. В каждом случае передается итератор, указывающий на позицию вставки, а перемещаемые элементы располагаются непосредственно перед ней. Если даны два списка:
 int array[ 10 ] = { 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 };
 list< int > ilist1( array, array + 10 );
 list< int > ilist2( array, array + 2 ); // содержит 0, 1
 то следующее обращение к splice() перемещает первый элемент ilist1 в ilist2. Теперь ilist2 содержит элементы 0, 1 и 0, тогда как в ilist1 элемента 0 больше нет.
 // ilist2.end() указывает на позицию, куда нужно переместить элемент
 // элементы вставляются перед этой позицией
 // ilist1 указывает на список, из которого перемещается элемент
 // ilist1.begin() указывает на сам перемещаемый элемент
 
 ilis2.splice( ilist2.end(), ilist1, ilist1.begin() );
 В следующем примере применения splice() передаются два итератора, ограничивающие диапазон перемещаемых элементов:
 list< int >::iterator first, last;
 
 first = ilist1.find( 2 );
 last = ilist1.find( 13 );
 ilist2.splice( ilist2.begin(), ilist1, first, last );
 В данном случае элементы 2, 3, 5 и 8 удаляются из ilist1 и вставляются в начало ilist2. Теперь ilist1 содержит пять элементов 1, 1, 13, 21 и 34. Для их перемещения в ilist2 можно воспользоваться третьей вариацией операции splice():
 list< int >::iterator pos = ilist2.find( 5 );
 ilist2.splice( pos, ilist1 );
 Итак, список ilist1 пуст. Последние пять элементов перемещены в позицию списка ilist2, предшествующую той, которую занимает элемент 5.
 12.6.7. Операция list::unique()
 void list::unique();
 template
  void list::unique( BinaryPredicate pred );
 Операция unique() удаляет соседние дубликаты. По умолчанию при сравнении используется оператор равенства, определенный для типа элементов контейнера. Например, если даны значения {0,2,4,6,4,2,0}, то после применения unique() список останется таким же, поскольку в соседних позициях дубликатов нет. Но если мы сначала отсортируем список, что даст {0,0,2,2,4,4,6}, а потом применим unique(), то получим четыре различных значения {0,2,4,6}.
 ilist.unique();
 Вторая форма unique() принимает альтернативный оператор сравнения. Например,
 class EvenPair {
 public:
  bool operator()( int val1, val2 )
  { return ! (val2 % val1 ); }
 };
 
 ilist.unique( EvenPair() );
 удаляет соседние элементы, если второй элемент без остатка делится на первый.
 Эти операции, являющиеся членами класса, следует предпочесть соответствующим обобщенным алгоритмам при работе со списками. Остальные обобщенные алгоритмы, такие, как find(), transform(), for_each() и т.д., работают со списками так же эффективно, как и с другими контейнерами (еще раз напомним, что подробно все алгоритмы рассматриваются в Приложении).
 Упражнение 12.8
 Измените программу из раздела 12.2, используя список вместо вектора.
 
 Часть IV
 Объектное программирование
 В части 4 мы сосредоточимся на объектном программировании, т.е. на применении классов C++ для определения новых типов, манипулировать которыми так же просто, как и встроенными. Создавая новые типы для описания предметной области, C++ помогает программисту писать более легкие для понимания приложения. Классы позволяют отделить детали, касающиеся реализации нового типа, от определения интерфейса и операций, предоставляемых пользователю. При этом уделяется меньше внимания мелочам, из-за чего программирование становится таким утомительным занятием. Значимые для приложения типы можно реализовать всего один раз, после чего использовать повторно. Средства, обеспечивающие инкапсуляцию данных и функций, необходимых для реализации типа, помогают значительно упростить последующее сопровождение и развитие приложения.
 В главе 13 мы рассмотрим общий механизм классов: порядок их определения, концепцию сокрытия информации (т.е. отделение открытого интерфейса от закрытой реализации), способы определения и манипулирования объектами класса, область видимости, вложенные классы и классы как члены пространства имен.
 В главе 14 изучаются предоставляемые C++ средства инициализации и уничтожения объектов класса, а также присваивания им значений путем применения таких специальных функций-членов класса, как конструкторы, деструкторы и копирующие конструкторы. Мы рассмотрим вопрос о почленной инициализации и копировании, когда объект класса инициализируется или ему присваивается значение другого объекта того же класса.
 В главе 15 мы расскажем о перегрузке операторов, которая позволяет использовать операнды типа класса со встроенными операторами, описанными в главе 4. Таким образом, работа с объектами типа класса может быть сделана столь же понятной, как и работа со встроенными типами. В начале главы 15 представлены общие концепции и соображения, касающиеся проектирования перегрузки операторов, а затем рассмотрены конкретные операторы, такие, как присваивание, взятие индекса, вызов, а также специфичные для классов операторы new и delete. Иногда необходимо объявить перегруженный оператор, как друга класса, наделив его специальными правами доступа, в данной главе объясняется, зачем это нужно. Здесь же представлен еще один специальный вид функций-членов – конвертеры, которые позволяют программисту определить стандартные преобразования. Конвертеры неявно применяются компилятором, когда объекты класса используются в качестве фактических аргументов функции или операндов встроенного либо перегруженного оператора. Завершается глава изложением правил разрешения перегрузки функций с учетом аргументов типа класса, функций-членов и перегруженных операторов.
 Тема главы 16 – шаблоны классов. Шаблон – это предписание для создания класса, в котором один или несколько типов параметризованы. Например, vector может быть параметризован типом элементов, хранящихся в нем, а buffer – типом элементов в буфере или его размером. В этой главе объясняется, как определить и конкретизировать шаблон. Поддержка классов в C++ теперь рассматривается иначе – в свете наличия шаблонов, и снова обсуждаются функции-члены, объявления друзей и вложенные типы. Здесь мы еще раз вернемся к модели компиляции шаблонов, описанной в главе 10, чтобы показать, какое влияние оказывают на нее шаблоны классов.
 
 13
 13. Классы
 Механизм классов в C++ позволяет пользователям определять собственные типы данных. По этой причине их часто называют пользовательскими типами. Класс может наделять дополнительной функциональностью уже существующий тип. Так, например, IntArray, введенный в главе 2, предоставляет больше возможностей, чем тип “массив int”. С помощью классов можно создавать абсолютно новые типы, например Screen (экран) или Account (расчетный счет). Как правило, классы используются для абстракций, не отражаемых встроенными типами адекватно.
 В этой главе мы узнаем, как определять типы и использовать объекты классов; увидим, что определение класса вводит как данные-члены, описывающие его, так и функции-члены, составляющие набор операций, применимых к объектам класса. Мы покажем, как можно обеспечить сокрытие информации, объявив внутреннее представление и реализацию закрытыми, но открыв операции над объектами. Говорят, что закрытое внутреннее представление инкапсулировано, а открытую часть класса называют его интерфейсом.
 Далее в этой главе мы познакомимся с особым видом членов класса – статическими членами. Мы расскажем также, как можно использовать указатели на члены и функции-члены класса, и рассмотрим объединения, представляющие собой специализированный вид класса для хранения объектов разных типов в одной области памяти. Завершается глава обсуждением области видимости класса и описанием правил разрешения имен в этой области; затрагиваются такие понятия, как вложенные классы, классы-члены пространства имен и локальные классы.
 13.1. Определение класса
 Определение класса состоит из двух частей: заголовка, включающего ключевое слово class, за которым следует имя класса, и тела, заключенного в фигурные скобки. После такого определения должны стоять точка с запятой или список объявлений:
 class Screen { /* ... */ };
 class Screen { /* ... */ } myScreen, yourScreen;
 Внутри тела объявляются данные-члены и функции-члены и указываются уровни доступа к ним. Таким образом, тело класса определяет список его членов.
 Каждое определение вводит новый тип данных. Даже если два класса имеют одинаковые списки членов, они все равно считаются разными типами:
 class First {
  int memi;
  double memd;
 };
 
 class Second {
  int memi;
  double memd;
 };
 
 class First obj1;
 Second obj2 = obj1; // ошибка: obj1 и obj2 имеют разные типы
 Тело класса определяет отдельную область видимости. Объявление членов внутри тела помещает их имена в область видимости класса. Наличие в двух разных классах членов с одинаковыми именами – не ошибка, эти имена относятся к разным объектам. (Подробнее об областях видимости классов мы поговорим в разделе 13.9.)
 После того как тип класса определен, на него можно ссылаться двумя способами:
 написать ключевое слово class, а после него – имя класса. В предыдущем примере объект obj1 класса First объявлен именно таким образом;
 указать только имя класса. Так объявлен объект obj2 класса Second из приведенного примера.
 Оба способа сослаться на тип класса эквивалентны. Первый заимствован из языка C и остается корректным методом задания типа класса; второй способ введен в C++ для упрощения объявлений.

<< Пред.           стр. 55 (из 121)           След. >>

Список литературы по разделу