<< Пред.           стр. 6 (из 121)           След. >>

Список литературы по разделу

 По умолчанию в программе видны объекты, объявленные без явного указания пространства имен; они относятся к глобальному пространству имен. Для того чтобы обратиться к объекту из другого пространства, нужно использовать его квалифицированное имя, которое состоит из идентификатора пространства имен и идентификатора объекта, разделенных оператором разрешения области видимости (::). Вот как выглядят обращения к объектам приведенных выше примеров:
 Cplusplus_Primer_3E::Array text;
 IBM_Canada_Laboratory::Matrix mat;
 Disney_Feature_Animation::Point origin(5000,5000);
 Для удобства использования можно назначать псевдонимы пространствам имен. Псевдоним выбирают коротким и легким для запоминания. Например:
 // псевдонимы
 namespace LIB = IBM_Canada_Laboratory;
 namespace DFA = Disney_Feature_Animation;
 
 int main()
 {
  LIB::Array ia(1024);
 }
 Псевдонимы употребляются и для того, чтобы скрыть использование пространств имен. Заменив псевдоним, мы можем сменить набор задействованных функций и классов, причем во всем остальном код программы останется таким же. Исправив только одну строчку в приведенном выше примере, мы получим определение уже совсем другого массива:
 namespace LIB = Cplusplus_Primer_3E;
 int main()
 {
  LIB::Array ia(1024);
 }
 Конечно, чтобы это стало возможным, необходимо точное совпадение интерфейсов классов и функций, объявленных в этих пространствах имен. Представим, что класс Array из Disney_Feature_Animation не имеет конструктора с одним параметром – размером. Тогда следующий код вызовет ошибку:
 namespace LIB = Disney_Feature_Animation;
 
 int main()
 {
  LIB::Array ia(1024);
 }
 Еще более удобным является способ использования простого, неквалифицированного имени для обращения к объектам, определенным в некотором пространстве имен. Для этого существует директива using:
 #include "IBM_Canada_Laboratory.h"
 
 using namespace IBM_Canada_Laboratory;
 
 int main()
 {
  // IBM_Canada_Laboratory::Matrix
  Matrix mat(4,4);
 
  // IBM_Canada_Laboratory::Array
  Array ia(1024);
 
  // ...
 }
 Пространство имен IBM_Canada_Laboratory становится видимым в программе. Можно сделать видимым не все пространство, а отдельные имена внутри него (селективная директива using):
 #include "IBM_Canada_Laboratory.h"
 
 using namespace IBM_Canada_Laboratory::Matrix;
 // видимым становится только Matrix
 
 int main()
 {
  // IBM_Canada_Laboratory::Matrix
  Matrix mat(4,4);
 
  // Ошибка: IBM_Canada_Laboratory::Array невидим
  Array ia(1024);
 
  // ...
 }
 Как мы уже упоминали, все компоненты стандартной библиотеки С++ объявлены внутри пространства имен std. Поэтому простого включения заголовочного файла недостаточно, чтобы напрямую пользоваться стандартными функциями и классами:
 #include
 // ошибка: string невидим
 string current_chapter = "Обзор С++";
 Необходимо использовать директиву using:
 #include
 using namespace std;
 
 // Ok: видим string
 string current_chapter = "Обзор С++";
 Заметим, однако, что таким образом мы возвращаемся к проблеме “засорения” глобального пространства имен, ради решения которой и был создан механизм именованных пространств. Поэтому лучше использовать либо квалифицированное имя:
 #include
 // правильно: квалифицированное имя
 std::string current_chapter = "Обзор С++";
 либо селективную директиву using:
 #include
 using namespace std::string;
 
 // Ok: string видим
 string current_chapter = "Обзор С++";
 Мы рекомендуем пользоваться последним способом.
 В большинстве примеров этой книги директивы пространств имен были опущены. Это сделано ради сокращения размера кода, а также потому, что большинство примеров были скомпилированы компилятором, не поддерживающим пространства имен – достаточно недавнего нововведения С++. (Детали применения using-объявлений при работе с стандартной библиотекой С++ обсуждаются в разделе 8.6.)
 В нижеследующих главах мы создадим еще четыре класса: String, Stack, List и модификацию Stack. Все они будут заключены в одно пространство имен – Cplusplus_Primer_3E. (Более подробно работа с пространствами имен рассматривается в главе 8.)
 Упражнение 2.21
 Дано пространство имен
 namespace Exercize {
  template
  class Array { ... };
 
  template
  void print (Array< EType > );
 
  class String { ... }
  template
  class List { ... };
 }
 и текст программы:
 int main() {
  const int size = 1024;
  Array as (size);
  List il (size);
 
  // ...
 
  Array *pas = new Array(as);
  List *pil = new List(il);
 
  print (*pas);
 }
 Программа не компилируется, поскольку объявления используемых классов заключены в пространство имен Exercise. Модифицируйте код программы, используя
 (a) квалифицированные имена
 (b) селективную директиву using
 (c) механизм псевдонимов
 (d) директиву using
 2.8. Стандартный массив – это вектор
 Хотя встроенный массив формально и обеспечивает механизм контейнера, он, как мы видели выше, не поддерживает семантику абстракции контейнера. До принятия стандарта C++ для программирования на таком уровне мы должны были либо приобрести нужный класс, либо реализовать его самостоятельно. Теперь же класс массива является частью стандартной библиотеки C++. Только называется он не массив, а вектор.
 Разумеется, вектор реализован в виде шаблона класса. Так, мы можем написать
 vector ivec(10);
 vector svec(10);
 Есть два существенных отличия нашей реализации шаблона класса Array от реализации шаблона класса vector. Первое отличие состоит в том, что вектор поддерживает как присваивание значений существующим элементам, так и вставку дополнительных элементов, то есть динамически растет во время выполнения, если программист решил воспользоваться этой его возможностью. Второе отличие более радикально и отражает существенное изменение парадигмы проектирования. Вместо того чтобы поддержать большой набор операций-членов, применимых к вектору, таких, как sort(), min(), max(), find()и так далее, класс vector предоставляет минимальный набор: операции сравнения на равенство и на меньше, size() и empty(). Более общие операции, перечисленные выше, определены как независимые обобщенные алгоритмы.
 Для использования класса vector мы должны включить соответствующий заголовочный файл.
 #include
 
 // разные способы создания объектов типа vector
 vector vec0; // пустой вектор
 
 const int size = 8;
 const int value = 1024;
 
 // вектор размером 8
 // каждый элемент инициализируется 0
 vector vec1(size);
 
 // вектор размером 8
 // каждый элемент инициализируется числом 1024
 vector vec2(size,value);
 
 // вектор размером 4
 // инициализируется числами из массива ia
 int ia[4] = { 0, 1, 1, 2 };
 vector vec3(ia,ia+4);
 
 // vec4 - копия vec2
 vector vec4(vec2);
 Так же, как наш класс Array, класс vector поддерживает операцию доступа по индексу. Вот пример перебора всех элементов вектора:
 #include
 extern int getSize();
 
 void mumble()
 {
  int size = getSize();
  vector vec(size);
 
  for (int ix=0; ix   vec[ix] = ix;
 
  // ...
 }
 Для такого перебора можно также использовать итераторную пару. Итератор – это объект класса, поддерживающего абстракцию указательного типа. В шаблоне класса vector определены две функции-члена – begin() и end(), устанавливающие итератор соответственно на первый элемент вектора и на элемент, который следует за последним. Вместе эти две функции задают диапазон элементов вектора. Используя итератор, предыдущий пример можно переписать таким образом:
 #include
 extern int getSize();
 
 void mumble()
 {
  int size = getSize();
  vector vec(size);
 
  vector::iterator iter = vec.begin();
 
  for (int ix=0; iter!=vec.end(); ++iter, ++ix)
  *iter = ix;
 
  // ...
 }
 Определение переменной iter
 vector::iterator iter = vec.begin();
 инициализирует ее адресом первого элемента вектора vec. iterator определен с помощью typedef в шаблоне класса vector, содержащего элементы типа int. Операция инкремента
 ++iter
 перемещает итератор на следующий элемент вектора. Чтобы получить сам элемент, нужно применить операцию разыменования:
 *iter
 В стандартной библиотеке С++ имеется поразительно много функций, работающих с классом vector, но определенных не как функции-члены класса, а как набор обобщенных алгоритмов. Вот их неполный перечень:
 алгоритмы поиска: find(), find_if(), search(), binary_search(), count(), count_if();
 алгоритмы сортировки и упорядочения: sort(), partial_sort(), merge(), partition(), rotate(), reverse(), random_shuffle();
 алгоритмы удаления: unique(), remove();
 численные алгоритмы: accumulate(), partial_sum(), inner_product(), adjacent_difference();
 алгоритмы генерации и изменения последовательности: generate(), fill(), transform(), copy(), for_each();
 алгоритмы сравнения: equal(), min(), max().
 В число параметров этих обобщенных алгоритмов входит итераторная пара, задающая диапазон элементов вектора, к которым применяется алгоритм. Скажем, чтобы упорядочить все элементы некоторого вектора ivec, достаточно написать следующее:
 sort ( ivec.begin(), ivec.end() );
 Чтобы применить алгоритм sort() только к первой половине вектора, мы напишем:
 sort ( ivec.begin(), ivec.begin() + ivec.size()/2 );
 Роль итераторной пары может играть и пара указателей на элементы встроенного массива. Пусть, например, нам дан массив:
 int ia[7] = { 10, 7, 9, 5, 3, 7, 1 };
 Упорядочить весь массив можно вызовом алгоритма sort():
 sort ( ia, ia+7 );
 Так можно упорядочить первые четыре элемента:
 sort ( ia, ia+4 );
 Для использования алгоритмов в программу необходимо включить заголовочный файл
 #include
 Ниже приведен пример программы, использующей разнообразные алгоритмы в применении к объекту типа vector:
 #include
 #include
 #include
 
 int ia[ 10 ] = {
  51, 23, 7, 88, 41, 98, 12, 103, 37, 6
 };
 
 int main()
 {
  vector< int > vec( ia, ia+10 );
  vector::iterator it = vec.begin(), end_it = vec.end();
 
  cout << "Начальный массив: ";
  for ( ; it != end_it; ++ it ) cout << *it << ' ';
  cout << "\n";
 
  // сортировка массива
  sort( vec.begin(), vec.end() );
 
  cout << "упорядоченный массив: ";
  it = vec.begin(); end_it = vec.end();
  for ( ; it != end_it; ++ it ) cout << *it << ' ';
  cout << "\n\n";
 
  int search_value;
  cout << "Введите значение для поиска: ";
  cin >> search_value;
 
  // поиск элемента
  vector::iterator found;
  found = find( vec.begin(), vec.end(), search_value );
 
  if ( found != vec.end() )
  cout << "значение найдено!\n\n";
  else cout << "значение найдено!\n\n";
 
  // инвертирование массива
  reverse( vec.begin(), vec.end() );
 
  cout << "инвертированный массив: ";
  it = vec.begin(); end_it = vec.end();
 
  for ( ; it != end_it; ++ it ) cout << *it << ' ';
  cout << endl;
 
 }
 Стандартная библиотека С++ поддерживает и ассоциативные массивы. Ассоциативный массив – это массив, элементы которого можно индексировать не только целыми числами, но и значениями любого типа. В терминологии стандартной библиотеки ассоциативный массив называется отображением (map). Например, телефонный справочник может быть представлен в виде ассоциативного массива, где индексами служат фамилии абонентов, а значениями элементов – телефонные номера:
 #include
 #include
 #include "TelephoneNumber.h"
 
 map telephone_directory;
 (Классы векторов, отображений и других контейнеров в подробностях описываются в главе 6. Мы попробуем реализовать систему текстового поиска, используя эти классы. В главе 12 рассмотрены обобщенные алгоритмы, а в Приложении приводятся примеры их использования.)
 В данной главе были очень бегло рассмотрены основные аспекты программирования на С++, основы объектно-ориентированного подхода применительно к данному языку и использование стандартной библиотеки. В последующих главах мы разберем эти вопросы более подробно и систематично.
 Упражнение 2.22
 Поясните результаты каждого из следующих определений вектора:
 string pals[] = {
  "pooh", "tiger", "piglet", "eeyore", "kanga" };
 
 (a) vector svec1(pals,pals+5);
 (b) vector ivec1(10);
 (c) vector ivec2(10,10);
 (d) vector svec2(svec1);
 (e) vector dvec;
 Упражнение 2.23
 Напишите две реализации функции min(), объявление которой приведено ниже. Функция должна возвращать минимальный элемент массива. Используйте цикл for и перебор элементов с помощью
 индекса
 итератора
 template
 elemType min (const vector &vec);
 Часть II
 Основы языка
 Код программы и данные, которыми программа манипулирует, записываются в память компьютера в виде последовательности битов. Бит – это мельчайший элемент компьютерной памяти, способная хранить либо 0, либо 1. На физическом уровне это соответствует электрическому напряжению, которое, как известно, либо есть , либо нет. Посмотрев на содержимое памяти компьютера, мы увидим что-нибудь вроде:
 00011011011100010110010000111011 ...
 Очень трудно придать такой последовательности смысл, но иногда нам приходится манипулировать и подобными неструктурированными данными (обычно нужда в этом возникает при программировании драйверов аппаратных устройств). С++ предоставляет набор операций для работы с битовыми данными. (Мы поговорим об этом в главе 4.)
 Как правило, на последовательность битов накладывают какую-либо структуру, группируя биты в байты и слова. Байт содержит 8 бит, а слово – 4 байта, или 32 бита. Однако определение слова может быть разным в разных операционных системах. Сейчас начинается переход к 64-битным системам, а еще недавно были распространены системы с 16-битными словами. Хотя в подавляющем большинстве систем размер байта одинаков, мы все равно будем называть эти величины машинно-зависимыми.
 Так выглядит наша последовательность битов, организованная в байты.
 Рис 1.
 Адресуемая машинная память
 Теперь мы можем говорить, например, о байте с адресом 1040 или о слове с адресом 1024 и утверждать, что байт с адресом 1032 не равен байту с адресом 1040.
 Однако мы не знаем, что же представляет собой какой-либо байт, какое-либо машинное слово. Как понять смысл тех или иных 8 бит? Для того чтобы однозначно интерпретировать значение этого байта (или слова, или другого набора битов), мы должны знать тип данных, представляемых данным байтом.
 С++ предоставляет набор встроенных типов данных: символьный, целый, вещественный – и набор составных и расширенных типов: строки, массивы, комплексные числа. Кроме того, для действий с этими данными имеется базовый набор операций: сравнение, арифметические и другие операции. Есть также операторы переходов, циклов, условные операторы. Эти элементы языка С++ составляют тот набор кирпичиков, из которых можно построить систему любой сложности. Первым шагом в освоении С++ станет изучение перечисленных базовых элементов, чему и посвящена часть II данной книги.
 Глава 3 содержит обзор встроенных и расширенных типов, а также механизмов, с помощью которых можно создавать новые типы. В основном это, конечно, механизм классов, представленный в разделе 2.3. В главе 4 рассматриваются выражения, встроенные операции и их приоритеты, преобразования типов. В главе 5 рассказывается об инструкциях языка. И наконец глава 6 представляет стандартную библиотеку С++ и контейнерные типы – вектор и ассоциативный массив.
 3. Типы данных С++
 В этой главе приводится обзор встроенных, или элементарных, типов данных языка С++. Она начинается с определения литералов, таких, как 3.14159 или pi, а затем вводится понятие переменной, или объекта, который должен принадлежать к одному из типов данных. Оставшаяся часть главы посвящена подробному описанию каждого встроенного типа. Кроме того, приводятся производные типы данных для строк и массивов, предоставляемые стандартной библиотекой С++. Хотя эти типы не являются элементарными, они очень важны для написания настоящих программ на С++, и нам хочется познакомить с ними читателя как можно раньше. Мы будем называть такие типы данных расширением базовых типов С++.
 3.1. Литералы
 В С++ имеется набор встроенных типов данных для представления целых и вещественных чисел, символов, а также тип данных “символьный массив”, который служит для хранения символьных строк. Тип char служит для хранения отдельных символов и небольших целых чисел. Он занимает один машинный байт. Типы short, int и long предназначены для представления целых чисел. Эти типы различаются только диапазоном значений, которые могут принимать числа, а конкретные размеры перечисленных типов зависят от реализации. Обычно short занимает половину машинного слова, int – одно слово, long – одно или два слова. В 32-битных системах int и long, как правило, одного размера.
 Типы float, double и long double предназначены для чисел с плавающей точкой и различаются точностью представления (количеством значащих разрядов) и диапазоном. Обычно float (одинарная точность) занимает одно машинное слово, double (двойная точность) – два, а long double (расширенная точность) – три.
 char, short, int и long вместе составляют целые типы, которые, в свою очередь, могут быть знаковыми (signed) и беззнаковыми (unsigned). В знаковых типах самый левый бит служит для хранения знака (0 – плюс, 1 – минус), а оставшиеся биты содержат значение. В беззнаковых типах все биты используются для значения. 8-битовый тип signed char может представлять значения от -128 до 127, а unsigned char – от 0 до 255.
 Когда в программе встречается некоторое число, например 1, то это число называется литералом, или литеральной константой. Константой, потому что мы не можем изменить его значение, и литералом, потому что его значение фигурирует в тексте программы. Литерал является неадресуемой величиной: хотя реально он, конечно, хранится в памяти машины, нет никакого способа узнать его адрес. Каждый литерал имеет определенный тип. Так, 0 имеет тип int, 3.14159 – тип double.
 Литералы целых типов можно записать в десятичном, восьмеричном и шестнадцатеричном виде. Вот как выглядит число 20, представленное десятичным, восьмеричным и шестнадцатеричным литералами:
 20 // десятичный
 024 // восьмеричный
 0х14 // шестнадцатеричный
 Если литерал начинается с 0, он трактуется как восьмеричный, если с 0х или 0Х, то как шестнадцатеричный. Привычная запись рассматривается как десятичное число.
 По умолчанию все целые литералы имеют тип signed int. Можно явно определить целый литерал как имеющий тип long, приписав в конце числа букву L (используется как прописная L, так и строчная l, однако для удобства чтения не следует употреблять строчную: ее легко перепутать с 1). Буква U (или u) в конце определяет литерал как unsigned int, а две буквы – UL или LU – как тип unsigned long. Например:
 
 128u 1024UL 1L 8Lu
 
 Литералы, представляющие действительные числа, могут быть записаны как с десятичной точкой, так и в научной (экспоненциальной) нотации. По умолчанию они имеют тип double. Для явного указания типа float нужно использовать суффикс F или f, а для long double - L или l, но только в случае записи с десятичной точкой. Например:
 
 3.14159F 0/1f 12.345L 0.0

<< Пред.           стр. 6 (из 121)           След. >>

Список литературы по разделу