<< Пред. стр. 74 (из 121) След. >>
Такое имя разрешается повторно использовать в объявлениях или определениях других шаблонов:// правильно: повторное использование имени Type в разных шаблонах
template
class QueueItem;
template
class Queue;
Имена параметров в опережающем объявлении и последующем определении одного и того же шаблона не обязаны совпадать. Например, все эти объявления QueueItem относятся к одному шаблону класса:
// все три объявления QueueItem
// относятся к одному и тому же шаблону класса
// объявления шаблона
template
template
// фактическое определение шаблона
template
class QueueItem { ... };
У параметров могут быть аргументы по умолчанию (это справедливо как для параметров-типов, так и для параметров-констант) – тип или значение, которые используются в том случае, когда при конкретизации шаблона фактический аргумент не указан. В качестве такого аргумента следует выбирать тип или значение, подходящее для большинства конкретизаций. Например, если при конкретизации шаблона класса Buffer не указан размер буфера, то по умолчанию принимается 1024:
template
class Buffer;
В последующих объявлениях шаблона могут быть заданы дополнительные аргументы по умолчанию. Как и в объявлениях функций, если для некоторого параметра задан такой аргумент, то он должен быть задан и для всех параметров, расположенных в списке правее (даже в другом объявлении того же шаблона):
template
class Buffer;
// правильно: рассматриваются аргументы по умолчанию из обоих объявлений
template
class Buffer;
(Отметим, что аргументы по умолчанию для параметров шаблонов не поддерживаются в компиляторах, реализованных до принятия стандарта C++. Чтобы примеры из этой книги, в частности из главы 12, компилировались большинством современных компиляторов, мы не использовали такие аргументы.)
Внутри определения шаблона его имя можно применять как спецификатор типа всюду, где допустимо употребление имени обычного класса. Вот более полная версия определения шаблона QueueItem:
template
class QueueItem {
public:
QueueItem( const Type & );
private:
Type item;
QueueItem *next;
};
Обратите внимание, что каждое появление имени QueueItem в определении шаблона – это сокращенная запись для
QueueItem
Такую сокращенную нотацию можно употреблять только внутри определения QueueItem (и, как мы покажем в следующих разделах, в определениях его членов, которые находятся вне определения шаблона класса). Если QueueItem применяется как спецификатор типа в определении какого-либо другого шаблона, то необходимо задавать полный список параметров. В следующем примере шаблон класса используется в определении шаблона функции display. Здесь за именем шаблона класса QueueItem должны идти параметры, т.е. QueueItem
template
void display( QueueItem
{
QueueItem
// ...
}
16.1.1. Определения шаблонов классов Queue и QueueItem
Ниже представлено определение шаблона класса Queue. Оно помещено в заголовочный файл Queue.h вместе с определением шаблона QueueItem:
#ifndef QUEUE_H
#define QUEUE_H
// объявление QueueItem
template
template
class Queue {
public:
Queue() : front( 0 ), back ( 0 ) { }
~Queue();
Type& remove();
void add( const Type & );
bool is_empty() const {
return front == 0;
}
private:
QueueItem
QueueItem
};
#endif
При использовании имени Queue внутри определения шаблона класса Queue список параметров
template
class Queue {
public:
// ...
private:
// ошибка: список параметров для QueueItem неизвестен
QueueItem
}
Упражнение 16.1
Найдите ошибочные объявления (или пары объявлений) шаблонов классов:
(a) template
class Container1;
template
class Container1;
(b) template
class Container2;
(c) template
class Container3 {};
(d) template
class Container4 {};
(e) template
class Container5;
(f) template
class Container6;
template
class Container6;
Упражнение 16.2
Следующее определение шаблона List некорректно. Как исправить ошибку?
template
class ListItem;
template
class List {
public:
List
: _at_front( 0 ), _at_end( 0 ), _current( 0 ), _size( 0 )
{}
List
List
~List();
void insert( ListItem *ptr, elemType value );
int remove( elemType value );
ListItem *find( elemType value );
void display( ostream &os = cout );
int size() { return _size; }
private:
ListItem *_at_front;
ListItem *_at_end;
ListItem *_current;
int _size
};
16.2. Конкретизация шаблона класса
В определении шаблона указывается, как следует строить индивидуальные классы, если заданы один или более фактических типов или значений. По шаблону Queue автоматически генерируются экземпляры классов Queue с разными типами элементов. Например, если написать:
Queue
то из обобщенного определения шаблона автоматически создается класс Queue для объектов типа int.
Генерация конкретного класса из обобщенного определения шаблона называется конкретизацией шаблона. При такой конкретизации Queue для объектов типа int каждое вхождение параметра Type в определении шаблона заменяется на int, так что определение класса Queue принимает вид:
template
class Queue {
public:
Queue() : front( 0 ), back ( 0 ) { }
~Queue();
int& remove();
void add( const int & );
bool is_empty() const {
return front == 0;
}
private:
QueueItem
QueueItem
};
Чтобы создать класс Queue для объектов типа string, надо написать:
Queue
При этом каждое вхождение Type в определении шаблона будет заменено на string. Объекты qi и qs являются объектами автоматически созданных классов.
Каждый конкретизированный по одному и тому же шаблону экземпляр класса совершенно не зависит от всех остальных. Так, у Queue для типа int нет никаких прав доступа к неоткрытым членам того же класса для типа string.
Конкретизированный экземпляр шаблона будет иметь соответственно имя Queue
Queue qs; // ошибка: как конкретизируется шаблон?
Конкретизированный шаблон класса Queue можно использовать в программе всюду, где допустимо употребление типа обычного класса:
// типы возвращаемого значения и обоих параметров конкретизированы из
// шаблона класса Queue
extern Queue< complex
foo( Queue< complex
// указатель на функцию-член класса, конкретизированного из шаблона Queue
bool (Queue
// явное приведение 0 к указателю на экземпляр Queue
Queue
Объекты типа класса, конкретизированного по шаблону Queue, объявляются и используются так же, как объекты обычных классов:
extern Queue
Queue
Queue
int main() {
int ix;
if ( ! pqi->is_empty() )
ix = pqi->remove();
// ...
for ( ix = 0; ix < 1024; ++ix )
eqd[ ix ].add( ix );
// ...
}
В объявлении и определении шаблона можно ссылаться как на сам шаблон, так и на конкретизированный по нему класс:
// объявление шаблона функции
template
void bar( Queue
Queue
)
Однако вне такого определения употребляются только конкретизированные экземпляры. Например, в теле обычной функции всегда надо задавать фактические аргументы шаблона Queue:
void foo( Queue
{
Queue
// ...
}
Шаблон класса конкретизируется только тогда, когда имя полученного экземпляра употребляется в контексте, где требуется определение шаблона. Не всегда определение класса должно быть известно. Например, перед объявлением указателей и ссылок на класс его знать необязательно:
class Matrix;
Matrix *pm; // правильно: определение класса Matrix знать необязательно
void inverse( Matrix & ); // тоже правильно
Поэтому объявление указателей и ссылок на конкретизированный шаблон класса не приводит к его конкретизации. (Отметим, что в некоторых компиляторах, написанных до принятия стандарта C++, шаблон конкретизируется при первом упоминании имени конкретизированного класса в тексте программы.) Так, в функции foo() объявляются указатель и ссылка на Queue
// Queue
void foo( Queue
{
Queue
// ...
}
Определение класса необходимо знать, когда определяется объект этого типа. В следующем примере определение obj1 ошибочно: чтобы выделить для него память, компилятору необходимо знать размер класса Matrix:
class Matrix;
Matrix obj1; // ошибка: класс Matrix не определен
class Matrix { ... };
Matrix obj2; // правильно
Таким образом, конкретизация происходит тогда, когда определяется объект класса, конкретизированного по этому шаблону. В следующем примере определение объекта qi приводит к конкретизации шаблона Queue
Queue
Определение Queue
Если имеется указатель или ссылка на конкретизированный шаблон, то конкретизация также производится в момент обращения к объекту, на который они ссылаются. В определенной выше функции foo() класс Queue
void foo( Queue
{
Queue
// Queue
pqi->add( 255 );
// ...
}
Определение Queue
Напомним, что в определении шаблона класса Queue есть также ссылка на шаблон QueueItem:
template
class Queue {
public:
// ...
private:
QueueItem
QueueItem
};
При конкретизации Queue типом int члены front и back становятся указателями на QueueItem
Наш класс QueueItem служит вспомогательным средством для реализации класса Queue и не будет непосредственно употребляться в вызывающей программе. Поэтому пользовательская программа способна манипулировать только объектами Queue. Конкретизация шаблона QueueItem происходит лишь в момент конкретизации шаблона класса Queue или его членов. (В следующих разделах мы рассмотрим конкретизации членов шаблона класса.)
В зависимости от типов, которыми может конкретизироваться шаблон, при его определении надо учитывать некоторые нюансы. Почему, например, следующее определение конструктора класса QueueItem не подходит для конкретизации общего вида?
template
class QueueItem {
public:
QueueItem( Type ); // неудачное проектное решение
// ...
};
В данном определении аргумент передается по значению. Это допустимо, если QueueItem конкретизируется встроенным типом (например, QueueItem
QueueItem( const Type & );
Следующее определение приемлемо, если у типа, для которого конкретизируется QueueItem, нет ассоциированного конструктора:
template
class QueueItem {
// ...
public:
// потенциально неэффективно
QueueItem( const Type &t ) {
item = t; next = 0;
}
};
Если аргументом шаблона является тип класса с конструктором (например, string), то item инициализируется дважды! Конструктор по умолчанию string вызывается для инициализации item перед выполнением тела конструктора QueueItem. Затем для созданного объекта item производится почленное присваивание. Избежать такого можно с помощью явной инициализации item в списке инициализации членов внутри определения конструктора QueueItem:
template
class QueueItem {
// ...
public:
// item инициализируется в списке инициализации членов конструктора
QueueItem( const Type &t )
: item(t) { next = 0; }
};
(Списки инициализации членов и основания для их применения обсуждались в разделе 14.5.)
16.2.1. Аргументы шаблона для параметров-констант
Параметр шаблона класса может и не быть типом. На аргументы, подставляемые вместо таких параметров, накладываются некоторые ограничения. В следующем примере мы изменяем определение класса Screen (см. главу 13) на шаблон, параметризованный высотой и шириной:
template
class Screen {
public:
Screen() : _height( hi ), _width( wid ), _cursor ( 0 ),
_screen( hi * wid, '#' )
{ }
// ...
private:
string _screen;
string::size_type _cursor;
short _height;
short _width;
};
typedef Screen<24,80> termScreen;
termScreen hp2621;
Screen<8,24> ancientScreen;
Выражение, с которым связан параметр, не являющийся типом, должно быть константным, т.е. вычисляемым во время компиляции. В примере выше typedef termScreen ссылается на экземпляр шаблона Screen<24,80>, где аргумент шаблона для hi равен 24, а для wid – 80. В обоих случаях аргумент – это константное выражение.
Однако для шаблона BufPtr конкретизация приводит к ошибке, так как значение указателя, получающееся при вызове оператора new(), становится известно только во время выполнения:
template
// ошибка: аргумент шаблона нельзя вычислить во время компиляции
BufPtr< new int[24] > bp;
Не является константным выражением и значение неконстантного объекта. Его нельзя использовать в качестве аргумента для параметра-константы шаблона. Однако адрес любого объекта в области видимости пространства имен, в отличие от адреса локального объекта, является константным выражением (даже если спецификатор const отсутствует), поэтому его можно применять в качестве аргумента для параметра-константы. Константным выражением будет и значение оператора sizeof:
template
template
int size_val = 1024;
const int c_size_val = 1024;
Buf< 1024 > buf0; // правильно
Buf< c_size_val > buf1; // правильно
Buf< sizeof(size_val) > buf2; // правильно: sizeof(int)
BufPtr< &size_val > bp0; // правильно
// ошибка: нельзя вычислить во время компиляции
Buf< size_val > buf3;