<< Пред.           стр. 79 (из 121)           След. >>

Список литературы по разделу

 }
 Вывод значения элемента массива в функции print() осуществляет такая инструкция:
 os << _ia[ ix ];
 Для ее правильной работы должно выполняться требование к типам, которыми конкретизируется шаблон Array: такой тип должен быть встроенным либо иметь собственный оператор вывода. В противном случае любая попытка распечатать содержимое класса Array приведет к ошибке компиляции в том месте, где используется несуществующий оператор.
 Функция-член grow() увеличивает размер объекта класса Array. В нашем примере – в полтора раза:
 template
  void Array::grow()
 {
  elemType *oldia = _ia;
  int oldSize = _size;
 
  _size = oldSize + oldSize/2 + 1;
  _ia = new elemType[_size];
 
  int ix;
  for ( ix = 0; ix < oldSize; ++ix )
  _ia[ix] = oldia[ix];
 
  for ( ; ix < _size; ++ix )
  _ia[ix] = elemType();
 
  delete[] oldia;
 }
 Функции-члены find(), min() и max() осуществляют последовательный поиск во внутреннем массиве _ia. Если бы массив был отсортирован, то, конечно, их можно было бы реализовать гораздо эффективнее.
 template
  elemType Array::min( )
 {
  assert( _ia != 0 );
  elemType min_val = _ia[0];
  for ( int ix = 1; ix < _size; ++ix )
  if ( _ia[ix] < min_val )
  min_val = _ia[ix];
 
  return min_val;
 }
 
 template
  elemType Array::max()
 {
  assert( _ia != 0 );
  elemType max_val = _ia[0];
 
  for ( int ix = 1; ix < _size; ++ix )
  if ( max_val < _ia[ix] )
  max_val = _ia[ix];
 
  return max_val;
 }
 
 template
  int Array::find( elemType val )
 {
  for ( int ix = 0; ix < _size; ++ix )
  if ( val == _ia[ix] )
  return ix;
 
  return -1;
 }
 В шаблоне класса Array есть функция-член sort(), реализованная с помощью алгоритма быстрой сортировки. Она очень похожа на шаблон функции, представленный в разделе 10.11. Функция-член swap() – вспомогательная утилита для sort(); она не является частью открытого интерфейса шаблона и потому помещена в закрытую секцию:
 template
  void Array::swap( int i, int j )
 {
  elemType tmp = _ia[i];
  _ia[i] = _ia[j];
  _ia[j] = tmp;
 }
 
 template
  void Array::sort( int low, int high )
 {
  if ( low >= high ) return;
  int lo = low;
  int hi = high + 1;
  elemType elem = _ia[low];
 
  for ( ;; ) {
  while ( _ia[++lo] < elem ) ;
  while ( _ia[--hi] > elem ) ;
  if ( lo < hi )
  swap( lo,hi );
  else break;
  }
 
  swap( low, hi );
  sort( low, hi-1 );
  sort( hi+1, high );
 }
 То, что код реализован, разумеется, не означает, что он работоспособен. try_array() – это шаблон функции, предназначенный для тестирования реализации шаблона Array:
 #include "Array.h"
 
 template
  void try_array( Array &iA )
 {
  cout << "try_array: начальные значения массива\n";
  cout << iA << endl;
 
  elemType find_val = iA [ iA.size()-1 ];
  iA[ iA.size()-1 ] = iA.min();
 
  int mid = iA.size()/2;
  iA[0] = iA.max();
  iA[mid] = iA[0];
  cout << "try_array: после присваиваний\n";
  cout << iA << endl;
 
  Array iA2 = iA;
  iA2[mid/2] = iA2[mid];
  cout << "try_array: почленная инициализация\n";
  cout << iA << endl;
 
  iA = iA2;
  cout << "try_array: после почленного копирования\n";
  cout << iA << endl;
 
  iA.grow();
  cout << "try_array: после вызова grow\n";
  cout << iA << endl;
  int index = iA.find( find_val );
  cout << "искомое значение: " << find_val;
  cout << "\tвозвращенный индекс: " << index << endl;
 
  elemType value = iA[index];
  cout << "значение элемента с этим индексом: ";
  cout << value << endl;
 }
 Рассмотрим шаблон функции try_array(). На первом шаге печатается исходный объект Array, что подтверждает успешную конкретизацию оператора вывода шаблона, а заодно дает начальную картину, с которой можно будет сверяться при последующих модификациях. В переменной find_val хранится значение, которое мы впоследствии передадим find(). Если бы try_array() была обычной функцией, роль такого значения сыграла бы константа. Но поскольку никакая константа не может обслужить все типы, которыми допустимо конкретизировать шаблон, то приходится выбирать другой путь. Далее одним элементам Array случайным образом присваиваются значения других элементов, чтобы протестировать min(), max(), size() и, конечно, оператор взятия индекса.
 Затем объект iA2 почленно инициализируется объектом iA, что приводит к вызову копирующего конструктора. После этого тестируется оператор взятия индекса с объектом ia2: производится присваивание элементу с индексом mid/2. (Эти две строки представляют интерес в случае, когда iA – производный подтип Array, а оператор взятия индекса объявлен виртуальной функцией. Мы вернемся к этому в главе 18 при обсуждении наследования.) Далее в iA почленно копируется модифицированный объект iA2, что приводит к вызову копирующего оператора присваивания класса Array. Затем проверяются функции-члены grow() и find(). Напомним, что find() возвращает значение –1, если искомый элемент не найден. Попытка выбрать из “массива” Array элемент с индексом –1 приведет к выходу за левую границу. (В главе 18 для перехвата этой ошибки мы построим производный от Array класс, который будет проверять выход за границы массива.)
 Убедиться, что наша реализация шаблона работает для различных типов данных, например целых чисел, чисел с плавающей точкой и строк, поможет программа main(), которая вызывает try_array() с каждым из указанных типов:
 #include "Array.C"
 #include "try_array.C"
 #include
 
 int main()
 {
  static int ia[] = { 12,7,14,9,128,17,6,3,27,5 };
  static double da[] = { 12.3,7.9,14.6,9.8,128.0 };
  static string sa[] = {
  "Eeyore", "Pooh", "Tigger",
  "Piglet", "Owl", "Gopher", "Heffalump"
  };
  Array iA( ia, sizeof(ia)/sizeof(int) );
  Array dA( da, sizeof(da)/sizeof(double) );
  Array sA( sa, sizeof(sa)/sizeof(string) );
 
  cout << "template Array class\n" << endl;
  try_array(iA);
 
  cout << "template Array class\n" << endl;
  try_array(dA);
 
  cout << "template Array class\n" << endl;
  try_array(sA);
 
  return 0;
 }
 Вот что программа выводит при конкретизации шаблона Array типом double:
 
 try_array: начальные значения массива
 ( 5 )< 12.3, 7.9, 14.6, 9.8, 128 >
 
 try_array: после присваиваний
 ( 5 )< 14.6, 7.9, 14.6, 9.8, 7.9 >
 
 try_array: почленная инициализация
 ( 5 )< 14.6, 7.9, 14.6, 9.8, 7.9 >
 
 try_array: после почленного копирования
 ( 5 )< 14.6, 14.6, 14.6, 9.8, 7.9 >
 
 try_array: после вызова grow
 ( 8 )< 14.6, 14.6, 14.6, 9.8, 7.9, 0, 0, 0 >
 
 искомое значение: 128 возвращенный индекс: -1
 значение элемента с этим индексом: 3.35965e-322
 
 Выход индекса за границу массива приводит к тому, что последнее напечатанное программой значение неверно. Конкретизация шаблона Array типом string заканчивается крахом программы:
 
 template Array class
 
 try_array: начальные значения массива
 ( 7 )< Eeyore, Pooh, Tigger, Piglet, Owl, Gopher, Heffalump >
 
 try_array: после присваиваний
 ( 7 )< Tigger, Pooh, Tigger, Tigger, Owl, Gopher, Eeyore >
 
 try_array: почленная инициализация
 ( 7 )< Tigger, Pooh, Tigger, Tigger, Owl, Gopher, Eeyore >
 
 try_array: после почленного копирования
 ( 7 )< Tigger, Tigger, Tigger, Tigger, Owl, Gopher, Eeyore >
 
 try_array: после вызова grow
 ( 11 )< Tigger, Tigger, Tigger, Tigger, Owl, Gopher, Eeyore, <пусто>, <пусто>, <пусто>, <пусто> >
 
 искомое значение: Heffalump возвращенный индекс: -1
 Memory fault (coredump)
 
 Упражнение 16.11
 Измените шаблон класса Array, убрав из него функции-члены sort(), find(), max(), min() и swap(), и модифицируйте шаблон try_array() так, чтобы она вместо них пользовалась обобщенными алгоритмами (см. главу 12).
 Часть V
 Объектно-ориентированное программирование
 Объектно-ориентированное программирование расширяет объектное программирование, вводя отношения тип-подтип с помощью механизма, именуемого наследованием. Вместо того чтобы заново реализовывать общие свойства, класс наследует данные-члены и функции-члены родительского класса. В языке C++ наследование осуществляется посредством так называемого порождения производных классов. Класс, свойства которого наследуются, называется базовым, а новый класс – производным. Все множество базовых и производных классов образует иерархию наследования.
 Например, в трехмерной компьютерной графике классы OrthographicCamera и PerspectiveCamera обычно являются производными от базового Camera. Множество операций и данных, общее для всех камер, определено в абстрактном классе Camera. Каждый производный от него класс реализует лишь отличия от абстрактной камеры, предоставляя альтернативный код для унаследованных функций-членов либо вводя дополнительные члены.
 Если базовый и производный классы имеют общий открытый интерфейс, то производный называется подтипом базового. Так, PerspectiveCamera является подтипом класса Camera. В C++ существует специальное отношение между типом и подтипом, позволяющее указателю или ссылке на базовый класс адресовать любой из производных от него подтипов без вмешательства программиста. (Такая возможность манипулировать несколькими типами с помощью указателя или ссылки на базовый класс называется полиморфизмом.) Если дана функция:
 void lookAt( const Camera *pCamera );
 то мы реализуем lookAt(), программируя интерфейс базового класса Camera и не заботясь о том, на что указывает pCamera: на объект класса PerspectiveCamera, на объект класса OrthographicCamera или на объект, описывающий еще какой-то вид камеры, который мы пока не определили.
 При каждом вызове lookAt() ей передается адрес объекта, принадлежащего к одному из подтипов Camera. Компилятор автоматически преобразует его в указатель на подходящий базовый класс:
 // правильно: автоматически преобразуется в Camera*
 OrthographicCamera ocam;
 lookAt( &ocam );
 
 // ...
 
 // правильно: автоматически преобразуется в Camera*
 PerspectiveCamera *pcam = new PerspectiveCamera;
 lookAt( pcam );
 Наша реализация lookAt() не зависит от набора подтипов класса Camera, реально существующих в приложении. Если впоследствии потребуется добавить новый подтип или исключить существующий, то изменять реализацию lookAt() не придется.
 Полиморфизм подтипов позволяет написать ядро приложения так, что оно не будет зависеть от конкретных типов, которыми мы манипулируем. Мы программируем открытый интерфейс базового класса придуманной нами абстракции, пользуясь только ссылками и указателями на него. При работе программы будет определен фактический тип адресуемого объекта и вызвана подходящая реализация открытого интерфейса.
 Нахождение (или разрешение) нужной функции во время выполнения называется динамическим связыванием (dynamic binding) (по умолчанию функции разрешаются статически во время компиляции). В C++ динамическое связывание поддерживается с помощью механизма виртуальных функций класса. Полиморфизм подтипов и динамическое связывание формируют основу объектно-ориентированного программирования, которому посвящены следующие главы.
 В главе 17 рассматриваются имеющиеся в C++ средства поддержки объектно-ориентированного программирования и изучается влияние наследование на такие механизмы, как конструкторы, деструкторы, почленная инициализация и присваивание; для примера разрабатывается иерархия классов Query, поддерживающая систему текстового поиска, введенную в главе 6.
 Темой главы 18 является изучение более сложных иерархий, возможных за счет использования множественного и виртуального наследования. С его помощью мы развернем шаблон класса из главы 16 в трехуровневую иерархию.
 В главе 19 обсуждается идентификация типов во время выполнения (RTTI), а также изучается вопрос о влиянии наследования на разрешение перегруженных функций. Здесь мы снова обратимся к средствам обработки исключений, чтобы разобраться в иерархии классов исключений, которую предлагает стандартная библиотека. Мы покажем также, как написать собственные такие классы.
 Глава 20 посвящена углубленному рассмотрению библиотеки потокового ввода/вывода iostream. Эта библиотека представляет собой иерархию классов, поддерживающую как виртуальное, так и множественное наследование.
 17
 17. Наследование и подтипизация классов
 В главе 6 для иллюстрации обсуждения абстрактных контейнерных типов мы частично реализовали систему текстового поиска и инкапсулировали ее в класс TextQuery. Однако мы не написали к ней никакой вызывающей программы, отложив реализацию поддержки формулирования запросов со стороны пользователя до рассмотрения объектно-ориентированного программирования. В этой главе язык запросов будет реализован в виде иерархии классов Query с одиночным наследованием. Кроме того, мы модифицируем и расширим класс TextQuery из главы 6 для получения полностью интегрированной системы текстового поиска.
 Программа для запуска нашей системы текстового поиска будет выглядеть следующим образом:
 #include "TextQuery.h"
 
 int main()
 {
  TextQuery tq;
 
  tq.build_up_text();
  tq.query_text();
 }
 build_text_map() – это слегка видоизмененная функция-член doit() из главы 6. Ее основная задача – построить отображение для хранения позиций всех значимых слов текста. (Если помните, мы не храним семантически нейтральные слова типа союзов if, and, but и т.д. Кроме того, мы заменяем заглавные буквы на строчные и устраняем суффиксы, обозначающие множественное число: например, testifies преобразуется в testify, а marches в march.) С каждым словом ассоциируется вектор позиций, в котором хранятся номера строки и колонки каждого вхождения слова в текст.
 query_text() принимает запросы пользователя и преобразует их во внутреннюю форму на основе иерархии классов Query с одиночным наследованием и динамическим связыванием. Внутреннее представление запроса применяется к отображению слов на вектор позиций, построенному в build_text_map(). Ответом на запрос будет множество строк текстового файла, удовлетворяющих заданному критерию:
 
 Enter a query - please separate each item by a space.
 Terminate query (or session) with a dot( . ).
 
 ==> fiery && ( bird || shyly )
 
  fiery ( 1 ) lines match
  bird ( 1 ) lines match
  shyly ( 1 ) lines match
  ( bird || shyly ) ( 2 ) lines match
  fiery && ( bird || shyly ) ( 1 ) lines match
 
 Requested query: fiery && ( bird || shyly )
 
 ( 3 ) like a fiery bird in flight. A beautiful fiery bird, he tells her.
 
 В нашей системе мы выбрали следующий язык запросов:
 одиночное слово, например Alice или untamed. Выводятся все строки, в которых оно встречается, причем каждой строке предшествует ее номер, заключенный в скобки. (Строки печатаются в порядке возрастания номеров). Например:
 
 ==> daddy
 
  daddy ( 3 ) lines match
 
 Requested query: daddy
 
 ( 1 ) Alice Emma has long flowing red hair. Her Daddy says
 ( 4 ) magical but untamed. "Daddy, shush, there is no such thing,"
 ( 6 ) Shyly, she asks, "I mean, Daddy, is there?"
 
 запрос “НЕ”, формулируемый с помощью оператора !. Выводятся все строки, где не встречается указанное слово. Например, так формулируется отрицание запроса 1:
 
 ==> ! daddy
 
  daddy ( 3 ) lines match
  ! daddy ( 3 ) lines match
 
 Requested query: ! daddy
 
 ( 2 ) when the wind blows through her hair, it looks almost alive,
 ( 3 ) like a fiery bird in flight. A beautiful fiery bird, he tells her,
 ( 5 ) she tells him, at the same time wanting him to tell her more.
 
 запрос “ИЛИ”, формулируемый с помощью оператора ||. Выводятся все строки, в которых встречается хотя бы одно из двух указанных слов:
 
 ==> fiery || untamed
 
  fiery ( 1 ) lines match
  untamed ( 1 ) lines match
  fiery || untamed ( 2 ) lines match
 
 Requested query: fiery || untamed
 
 ( 3 ) like a fiery bird in flight. A beautiful fiery bird, he tells her,
 ( 4 ) magical but untamed. "Daddy, shush, there is no such thing,"
 
 запрос “И”, формулируемый с помощью оператора &&. Выводятся все строки, где оба указанных слова встречаются, причем располагаются рядом. Сюда входит и случай, когда одно слово является последним в строке, а другое – первым в следующей:
 
 ==> untamed && Daddy
 
  untamed ( 1 ) lines match
  daddy ( 3 ) lines match
  untamed && daddy ( 1 ) lines match

<< Пред.           стр. 79 (из 121)           След. >>

Список литературы по разделу