<< Пред. стр. 94 (из 121) След. >>
void company::payroll( employee *pe ){
programmer *pm = dynamic_cast< programmer* >( pe );
// если pe указывает на объект типа programmer,
// то dynamic_cast выполнится успешно и pm будет
// указывать на начало объекта programmer
if ( pm ) {
// использовать pm для вызова programmer::bonus()
}
// если pe не указывает на объект типа programmer,
// то dynamic_cast выполнится неудачно
// и pm будет содержать 0
else {
// использовать функции-члены класса employee
}
}
Оператор
dynamic_cast< programmer* >( pe )
приводит свой операнд pe к типу programmer*. Преобразование будет успешным, если pe ссылается на объект типа programmer, и неудачным в противном случае: тогда результатом dynamic_cast будет 0.
Таким образом, оператор dynamic_cast осуществляет сразу две операции. Он проверяет, выполнимо ли запрошенное приведение, и если это так, выполняет его. Проверка производится во время работы программы. dynamic_cast безопаснее, чем другие операции приведения типов в C++, поскольку проверяет возможность корректного преобразования.
Если в предыдущем примере pe действительно указывает на объект типа programmer, то операция dynamic_cast завершится успешно и pm будет инициализирован указателем на объект типа programmer. В противном случае pm получит значение 0. Проверив значение pm, функция company::payroll() может узнать, указывает ли pm на объект programmer. Если это так, то она вызывает функцию-член programmer::bonus() для вычисления премии программисту. Если же dynamic_cast завершается неудачно, то pe указывает на объект типа manager, а значит, необходимо применить более общий алгоритм расчета, не использующий новую функцию-член programmer::bonus().
Оператор dynamic_cast употребляется для безопасного приведения указателя на базовый класс к указателю на производный. Такую операцию часто называют понижающим приведением (downcasting). Она применяется, когда необходимо воспользоваться особенностями производного класса, отсутствующими в базовом. Манипулирование объектами производного класса с помощью указателей на базовый обычно происходит автоматически, с помощью виртуальных функций. Однако иногда использовать виртуальные функции невозможно. В таких ситуациях dynamic_cast предлагает альтернативное решение, хотя этот механизм в большей степени подвержен ошибкам, чем виртуализация, и должен применяться с осторожностью.
Одна из возможных ошибок – это работа с результатом dynamic_cast без предварительной проверки на 0: нулевой указатель нельзя использовать для адресации объекта класса. Например:
void company::payroll( employee *pe )
{
programmer *pm = dynamic_cast< programmer* >( pe );
// потенциальная ошибка: pm используется без проверки значения
static int variablePay = 0;
variablePay += pm->bonus();
// ...
}
Результат, возвращенный dynamic_cast, всегда следует проверять, прежде чем использовать в качестве указателя. Более правильное определение функции company::payroll() могло бы выглядеть так:
void company::payroll( employee *pe )
{
// выполнить dynamic_cast и проверить результат
if ( programmer *pm = dynamic_cast< programmer* >( pe ) ) {
// использовать pm для вызова programmer::bonus()
}
else {
// использовать функции-члены класса employee
}
}
Результат операции dynamic_cast используется для инициализации переменной pm внутри условного выражения в инструкции if. Это возможно, так как объявления в условиях возвращают значения. Ветвь, соответствующая истинности условия, выполняется, если pm не равно нулю: мы знаем, что операция dynamic_cast завершилась успешно и pe указывает на объект programmer. В противном случае результатом объявления будет 0 и выполняется ветвь else. Поскольку теперь оператор и проверка его результата находятся в одной инструкции программы, то невозможно случайно вставить какой-либо код между выполнением dynamic_cast и проверкой, так что pm будет использоваться только тогда, когда содержит правильный указатель.
В предыдущем примере операция dynamic_cast преобразует указатель на базовый класс в указатель на производный. Ее также можно применять для трансформации l-значения типа базового класса в ссылку на тип производного. Синтаксис такого использования dynamic_cast следующий:
dynamic_cast< Type & >( lval )
где Type& – это целевой тип преобразования, а lval – l-значение типа базового класса. Операнд lval успешно приводится к типу Type& только в том случае, когда lval действительно относится к объекту класса, для которого один из производных имеет тип Type.
Поскольку нулевых ссылок не бывает (см. раздел 3.6), то проверить успешность выполнения операции путем сравнения результата (т.е. возвращенной оператором dynamic_cast ссылки) с нулем невозможно. Если вместо указателей используются ссылки, условие
if ( programmer *pm = dynamic_cast< programmer* >( pe ) )
нельзя переписать в виде
if ( programmer &pm = dynamic_cast< programmer& >( pe ) )
Для извещения об ошибке в случае приведения к ссылочному типу оператор dynamic_cast возбуждает исключение. Следовательно, предыдущий пример можно записать так:
#include
void company::payroll( employee &re )
{
try {
programmer &rm = dynamic_cast< programmer & >( re );
// использовать rm для вызова programmer::bonus()
}
catch ( std::bad_cast ) {
// использовать функции-члены класса employee
}
}
В случае неудачного завершения ссылочного варианта dynamic_cast возбуждается исключение типа bad_cast. Класс bad_cast определен в стандартной библиотеке; для ссылки на него необходимо включить в программу заголовочный файл
Когда следует употреблять ссылочный вариант dynamic_cast вместо указательного? Это зависит только от желания программиста. При его использовании игнорировать ошибку приведения типа и работать с результатом без проверки (как в указательном варианте) невозможно; с другой стороны, применение исключений увеличивает накладные расходы во время выполнения программы (см. главу 11).
19.1.2. Оператор typeid
Второй оператор, входящий в состав RTTI, – это typeid, который позволяет выяснить фактический тип выражения. Если оно принадлежит типу класса и этот класс содержит хотя бы одну виртуальную функцию-член, то ответ может и не совпадать с типом самого выражения. Так, если выражение является ссылкой на базовый класс, то typeid сообщает тип производного класса объекта:
#include
programmer pobj;
employee &re = pobj;
// с функцией name() мы познакомимся в подразделе, посвященном type_info
// она возвращает C-строку "programmer"
coiut << typeid( re ).name() << endl;
Операнд re оператора typeid имеет тип employee. Но так как re – это ссылка на тип класса с виртуальными функциями, то typeid говорит, что тип адресуемого объекта – programmer (а не employee, на который ссылается re). Программа, использующая такой оператор, должна включать заголовочный файл
Где применяется typeid? В сложных системах разработки, например при построении отладчиков, а также при использовании устойчивых объектов, извлеченных из базы данных. В таких системах необходимо знать фактический тип объекта, которым программа манипулирует с помощью указателя или ссылки на базовый класс, например для получения списка его свойств во время сеанса работы с отладчиком или для правильного сохранения или извлечения объекта из базы данных. Оператор typeid допустимо использовать с выражениями и именами любых типов. Например, его операндами могут быть выражения встроенных типов и константы. Если операнд не принадлежит к типу класса, то typeid просто возвращает его тип:
int iobj;
cout << typeid( iobj ).name() << endl; // печатается: int
cout << typeid( 8.16 ).name() << endl; // печатается: double
Если операнд имеет тип класса, в котором нет виртуальных функций, то typeid возвращает тип операнда, а не связанного с ним объекта:
class Base { /* нет виртуальных функций */ };
class Derived : public Base { /* нет виртуальных функций */ };
Derived dobj;
Base *pb = &dobj;
cout << typeid( *pb ).name() << endl; // печатается: Base
Операнд typeid имеет тип Base, т.е. тип выражения *pb. Поскольку в классе Base нет виртуальных функций, результатом typeid будет Base, хотя объект, на который указывает pb, имеет тип Derived.
Результаты, возвращенные оператором typeid, можно сравнивать. Например:
#include
employee *pe = new manager;
employee& re = *pe;
if ( typeid( pe ) == typeid( employee* ) ) // истинно
// что-то сделать
/*
if ( typeid( pe ) == typeid( manager* ) ) // ложно
if ( typeid( pe ) == typeid( employee ) ) // ложно
if ( typeid( pe ) == typeid( manager ) ) // ложно
*/
Условие в инструкции if сравнивает результаты применения typeid к операнду, являющемуся выражением, и к операнду, являющемуся именем типа. Обратите внимание, что сравнение
typeid( pe ) == typeid( employee* )
возвращает истину. Это удивит пользователей, привыкших писать:
// вызов виртуальной функции
pe->salary();
что приводит к вызову виртуальной функции salary() из производного класса manager. Поведение typeid(pe) не подчиняется данному механизму. Это связано с тем, что pe – указатель, а для получения типа производного класса операндом typeid должен быть тип класса с виртуальными функциями. Выражение typeid(pe) возвращает тип pe, т.е. указатель на employee. Это значение совпадает со значением typeid(employee*), тогда как все остальные сравнения дают ложь.
Только при употреблении выражения *pe в качестве операнда typeid результат будет содержать тип объекта, на который указывает pe:
typeid( *pe ) == typeid( manager ) // истинно
typeid( *pe ) == typeid( employee ) // ложно
В этих сравнениях *pe – выражение типа класса, который имеет виртуальные функции, поэтому результатом применения typeid будет тип адресуемого операндом объекта manager.
Такой оператор можно использовать и со ссылками:
typeid( re ) == typeid( manager ) // истинно
typeid( re ) == typeid( employee ) // ложно
typeid( &re ) == typeid( employee* ) // истинно
typeid( &re ) == typeid( manager* ) // ложно
В первых двух сравнениях операнд re имеет тип класса с виртуальными функциями, поэтому результат применения typeid содержит тип объекта, на который ссылается re. В последних двух сравнениях операнд &re имеет тип указателя, следовательно, результатом будет тип самого операнда, т.е. employee*.
На самом деле оператор typeid возвращает объект класса типа type_info, который определен в заголовочном файле
19.1.3. Класс type_info
Точное определение класса type_info зависит от реализации, но некоторые его характерные черты остаются неизменными в любой программе на C++:
class type_info {
// представление зависит от реализации
private:
type_info( const type_info& );
type_info& operator= ( const type_info& );
public:
virtual ~type_info();
int operator==( const type_info& );
int operator!=( const type_info& );
const char * name() const;
};
Поскольку копирующие конструктор и оператор присваивания – закрытые члены класса type_info, то пользователь не может создать его объекты в своей программе:
#include
type_info t1; // ошибка: нет конструктора по умолчанию
// ошибка: копирующий конструктор закрыт
type_info t2 (typeid( unsigned int ) );
Единственный способ создать объект класса type_info – воспользоваться оператором typeid.
В классе определены также операторы сравнения. Они позволяют сравнивать два объекта type_info, а следовательно, и результаты, возвращенные двумя операторами typeid. (Мы говорили об этом в предыдущем подразделе.)
typeid( re ) == typeid( manager ) // истинно
typeid( *pe ) != typeid( employee ) // ложно
Функция name() возвращает C-строку с именем типа, представленного объектом type_info. Этой функцией можно пользоваться в программах следующим образом:
#include
int main() {
employee *pe = new manager;
// печатает: "manager"
cout << typeid( *pe ).name() << endl;
}
Для работы с функцией-членом name() нужно включить заголовочный файл
Имя типа – это единственная информация, которая гарантированно возвращается всеми реализациями C++, при этом используется функция-член name() класса type_info. В начале этого раздела упоминалось, что поддержка RTTI зависит от реализации и иногда в классе type_info бывают дополнительные функции-члены. Чтобы узнать, каким образом обеспечивается поддержка RTTI в вашем компиляторе, обратитесь к справочному руководству по нему. Кроме того, можно получить любую информацию, которую компилятор знает о типе, например:
список функций-членов класса;
способ размещения объекта в памяти, т.е. взаимное расположение подобъектов базового и производных классов.
Одним из способов расширения поддержки RTTI является включение дополнительной информации в класс, производный от type_info. Поскольку в классе type_info есть виртуальный деструктор, то оператор dynamic_cast позволяет выяснить, имеется ли некоторое конкретное расширение RTTI. Предположим, что некоторый компилятор предоставляет расширенную поддержку RTTI посредством класса extended_type_info, производного от type_info. С помощью оператора dynamic_cast программа может узнать, принадлежит ли объект типа type_info, возвращенный оператором typeid, к типу extended_type_info. Если да, то пользоваться расширенной поддержкой RTTI разрешено.
#include
// Файл typeinfo содержит определение типа extended_type_info
void func( employee* p )
{
// понижающее приведение типа type_info* к extended_type_info*
if ( eti *eti_p = dynamic_cast
{
// если dynamic_cast завершается успешно,
// можно пользоваться информацией из extended_type_info через eti_p
}
else
{
// если dynamic_cast завершается неудачно,
// можно пользоваться только стандартным type_info
}
}
Если dynamic_cast завершается успешно, то оператор typeid вернет объект класса extended_type_info, т.е. компилятор обеспечивает расширенную поддержку RTTI, чем программа может воспользоваться. В противном случае допустимы только базовые средства RTTI.
Упражнение 19.1
Дана иерархия классов, в которой у каждого класса есть конструктор по умолчанию и виртуальный деструктор:
class X { ... };
class A { ... };
class B : public A { ... };
class C : public B { ... };
class D : public X, public C { ... };
Какие из данных операторов dynamic_cast завершатся неудачно?
(a) D *pd = new D;
A *pa = dynamic_cast< A* > ( pd );
(b) A *pa = new C;
C *pc = dynamic_cast< C* > ( pa );
(c) B *pb = new B;
D *pd = dynamic_cast< D* > ( pb );
(d) A *pa = new D;
X *px = dynamic_cast< X* > ( pa );
Упражнение 19.2
Объясните, когда нужно пользоваться оператором dynamic_cast вместо виртуальной функции?
Упражнение 19.3
Пользуясь иерархией классов из упражнения 19.1, перепишите следующий фрагмент так, чтобы в нем использовался ссылочный вариант dynamic_cast для преобразования *pa в тип D&:
if ( D *pd = dynamic_cast< D* >( pa ) ) {
// использовать члены D
}
else {
// использовать члены A
}
Упражнение 19.4
Дана иерархия классов, в которой у каждого класса есть конструктор по умолчанию и виртуальный деструктор:
class X { ... };
class A { ... };
class B : public A { ... };
class C : public B { ... };
class D : public X, public C { ... };
Какое имя типа будет напечатано в каждом из следующих случаев:
(a) A *pa = new D;
cout << typeid( pa ).name() << endl;
(b) X *px = new D;
cout << typeid( *px ).name() << endl;
(c) C obj;
A& ra = cobj;
cout << typeid( &ra ).name() << endl;
(d) X *px = new D;
A& ra = *px;
cout << typeid( ra ).name() << endl;
19.2. Исключения и наследование
Обработка исключений – это стандартное языковое средство для реакции на аномальное поведение программы во время выполнения. C++ поддерживает единообразный синтаксис и стиль обработки исключений, а также способы тонкой настройки этого механизма в специальных ситуациях. Основы его поддержки в языке C++ описаны в главе 11, где показано, как программа может возбудить исключение, передать управление его обработчику (если таковой существует) и как обработчики исключений ассоциируются с try-блоками.
Возможности механизма обработки исключений становятся больше, если в качестве исключений использовать иерархии классов. В этом разделе мы расскажем, как писать программы, которые умеют возбуждать и обрабатывать исключения, принадлежащие таким иерархиям.
19.2.1. Исключения, определенные как иерархии классов
В главе 11 мы использовали два типа класса для описания исключений, возбуждаемых функциями-членами нашего класса iStack:
class popOnEmpty { ... };
class pushOnFull { ... };
В реальных программах на C++ типы классов, представляющих исключения, чаще всего организуются в группы, или иерархии. Как могла бы выглядеть вся иерархия для этих классов?
Мы можем определить базовый класс Excp, которому наследуют оба наши класса исключений. Он инкапсулирует данные и функции-члены, общие для обоих производных:
class Excp { ... };
class popOnEmpty : public Excp { ... };
class pushOnFull : public Excp { ... };
Одной из операцией, которые предоставляет базовый класс, является вывод сообщения об ошибке. Эта возможность используется обоими классами, стоящими ниже в иерархии:
class Excp {
public:
// напечатать сообщение об ошибке
static void print( string msg ) {
cerr << msg << endl;
}
};
Иерархию классов исключений разрешается развивать и дальше. От Excp можно произвести другие классы для более точного описания исключений, обнаруживаемых программой:
class Excp { ... };
class stackExcp : public Excp { ... };
class popOnEmpty : public stackExcp { ... };
class pushOnFull : public stackExcp { ... };
class mathExcp : public Excp ( ... };
class zeroOp : public mathExcp { ... };
class divideByZero : public mathExcp { ... };
Последующие уточнения позволяют более детально идентифицировать аномальные ситуации в работе программы. Дополнительные классы исключений организуются как слои. По мере углубления иерархии каждый новый слой описывает все более специфичные исключения. Например, первый, самый общий слой в приведенной выше иерархии представлен классом Excp. Второй специализирует Excp, выделяя из него два подкласса: stackExcp (для исключений при работе с нашим iStack) и mathExcp (для исключений, возбуждаемых функциями из математической библиотеки). Третий, самый специализированный слой данной иерархии уточняет классы исключений: popOnEmpty и pushOnFull определяют два вида исключений работы со стеком, а ZeroOp и divideByZero – два вида исключений математических операций.
В последующих разделах мы рассмотрим, как возбуждаются и обрабатываются исключения, представленные классами в нашей иерархии.
19.2.2. Возбуждение исключения типа класса
Теперь, познакомившись с классами, посмотрим, что происходит, когда функция-член push() нашего iStack возбуждает исключение:
void iStack::push( int value )
{
if ( full() )
// value сохраняется в объекте-исключении
throw pushOnFull( value );
// ...
}
Выполнение инструкции throw инициирует несколько последовательных действий:
Инструкция throw создает временный объект типа класса pushOnFull, вызывая его конструктор.
С помощью копирующего конструктора генерируется объект-исключение типа pushOnFull – копия временного объекта, полученного на шаге 1. Затем он передается обработчику исключения.
Временный объект, созданный на шаге 1, уничтожается до начала поиска обработчика.
Зачем нужно генерировать объект-исключение (шаг 2)? Инструкция
throw pushOnFull( value );
создает временный объект, который уничтожается в конце работы throw. Но исключение должно существовать до тех пор, пока не будет найден его обработчик, а он может находиться намного выше в цепочке вызовов. Поэтому необходимо скопировать временный объект в некоторую область памяти (объект-исключение), которая гарантированно существует, пока исключение не будет обработано. Иногда компилятор создает объект-исключение сразу, минуя шаг 1. Однако стандарт этого не требует, да и не всегда такое возможно.
Поскольку объект-исключение создается путем копирования значения, переданного инструкции throw, то возбужденное исключение всегда имеет такой же тип, как и это значение:
void iStack::push( int value ) {
if ( full() ) {
pushOnFull except( value );
stackExcp *pse = &except;
throw *pse; // объект-исключение имеет тип stackExcp
}
// ...
}
Выражение *pse имеет тип stackExcp. Тип созданного объекта-исключения – stackExcp, хотя pse ссылается на объект с фактическим типом pushOnFull. Фактический тип объекта, на который ссылается throw, при создании объекта-исключения не учитывается. Поэтому исключение не будет перехвачено catch-обработчиком pushOnFull.
Действия, выполняемые инструкцией throw, налагают определенные ограничения на то, какие классы можно использовать для создания объектов-исключений. Оператор throw в функции-члене push() класса iStack вызовет ошибку компиляции, если:
в классе pushOnFull нет конструктора, принимающего аргумент типа int, или этот конструктор недоступен;
в классе pushOnFull есть копирующий конструктор или деструктор, но хотя бы один из них недоступен;
pushOnFull – это абстрактный базовый класс. Напомним, что программа не может создавать объекты абстрактных классов (см. раздел 17.1).
19.2.3. Обработка исключения типа класса
Если исключения организуются в иерархии, то исключение типа некоторого класса может быть перехвачено обработчиком, соответствующим любому его открытому базовому классу. Например, исключение типа pushOnFull перехватывается обработчиками исключений типа stackExcp или Excp.
int main() {
try {
// ...
}
catch ( Excp ) {
// обрабатывает исключения popOnEmpty и pushOnFull
}
catch ( pushOnFull ) {
// обрабатывает исключение pushOnFull
}
Здесь порядок catch-обработчиков желательно изменить. Напоминаем, что они просматриваются в порядке появления после try-блока. Как только будет найден обработчик, способный обработать данное исключение, поиск прекращается. В примере выше Excp может обработать исключения типа pushOnFull, а это значит, что специализированный обработчик таких исключений задействован не будет. Правильная последовательность такова:
catch ( pushOnFull ) {
// обрабатывает исключение pushOnFull