<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  6. Развитие правовой системы России. Судьба права в России сложна и противоречива. До октябрьского переворота 1917 года в российском обществе еще не сложилась развитая правовая система, она была противоречивой, в ней уживались архаичные, реакционные черты и черты передовые, прогрессивные.
  Еще более сложным и, пожалуй, даже трагичным является развитие российского права в послеоктябрьский период.
  Важно отметить, что в отличие от государства, которое в России имело в основном восточно-феодальную деспотическую ориентацию, российское право не только не восприняло подобную ориентацию, но, напротив, имело ряд прогрессивных направлений в своем развитии. Это; использование 'передовых греко-византийских традиций (заложенных в договорах русских князей Олега, Игоря, Святослава с греками 907, 911, 945, 971 годов), влияние на правовые порядки моральных постулатов доимперского православия (что нашло выражение в одном из крупных российских правовых памятников - Русской Правде), формирование ряда передовых, прогрессивных правовых положений, таких, как состязательный процесс, дифференциация ответственности (например, в Судебнике 1550 года. Псковской и Новгородской судных грамотах), отчетливая линия на "закон", на кодификацию законодательства, в том числе в виде уложений, скажем, в Соборном уложении 1649 года Алексея Михайловича - весьма отработанном для своего времени сводном юридическом документе.
  В годы царствования Петра 1, Екатерины II, в последующие периоды (в XVIII - XIX вв.) на духовную жизнь России, на правосознание дворянства и третьего сословия существенное воздействие стали оказывать прогрессивные политические и правовые идеи эпохи Возрождения, юридическое мировоззрение. Они развивались и передовыми русскими мыслителями, приверженцами естественного права, такими, например, как А.Н. Радищев. В середине XIX века усилиями М.М. Сперанского, ряда других передовых деятелей предпринимались попытки создания в России стройной юридической системы с использованием лучших западноевропейских моделей.
  К концу XIX - началу XX века в России, во всех частях обширной Российской империи, было немало отсталых юридических форм и институтов (относящихся к монархической форме государства, имперско-колониальным отношениям, общинным порядкам, фабричному законодательству). И все же как раз к кануну октябрьского переворота 1917 года Россия подошла с юридической системой, в которой наметилось довольно интенсивное развитие прогрессивных правовых форм и институтов. Это не только начальные формы парламентаризма (в виде Государственной Думы) и муниципального самоуправления (в виде земств), но и прежде всего частное право, "столыпинское" земельное законодательство и еще более - суд присяжных, связанное с ним процессуальное законодательство, адвокатура, свидетельствующие о процессе глубокого проникновения правовых начал в российскую жизнь. Право в России все более и более стало обретать самостоятельный статус, значение особой силы в обществе.
  Этот процесс был прерван в октябре 1917 года и, в особенности, после разгона Учредительного Собрания в январе 1918 года, когда на долгие десятилетия на территории Российской империи установилась тоталитарная власть партократии, действовавшей под прикрытием "власти Советов" и подчинившей жизнь страны осуществлению утопической задачи "строительства социализма и коммунизма".
  За годы советской власти было принято много законов, декретов, иных юридических документов, четыре конституции (1918, 1924, 1936, 1977 гг.), функционировали суды, другие юридические учреждения, получили известное развитие юридическая наука и юридическое образование. И все же в целом юридическая система советской России, всего Советского Союза была отброшена назад, деформирована, ушла в сторону от основных направлений развития права, характерных для мировой цивилизации.
  Советское право не только не обрело особого, самостоятельного, высокозначимого статуса, но и всецело "вернулось" на положение одного лишь придатка государственной власти (точнее даже, партократической власти). "Закон", "законность", "правопорядок" понимались в основном в смысле строгой дисциплины и революционного порядка. Советское право оказалось огосударствленным. Даже принятый в 1922 году Гражданский кодекс не стал кодексом частного права; он (по прямому указанию Ленина) открывал возможность вмешательства государства в частноправовые отношения.
  Право в годы советской власти несло на себе печать тоталитарного строя, коммунистической идеологии, стало выражением коммунистической философии права (об этом пойдет речь в третей части книги). Оно официально трактовалось как право "отмирающее", обреченное на то, чтобы в конце концов, при коммунизме, вообще сойти со сцены общественной жизни. Отсюда правовой нигилизм, непоколебимый коммунистический постулат -- пренебрежение "правовыми формами" во имя высших коммунистических интересов.
  В целом советское право строилось так, чтобы не только не препятствовать осуществлению бесконтрольной власти партократии, но и легализовать это господство, создать для него "правовые основания". Более того, в административное, уголовное, процессуальное и некоторые иные отрасли законодательства были включены нормы и положения, легализующие жестокие карательно-репрессивные меры, внесудебную ответственность, административный произвол, процессуальные упрощения. Отсюда действие таких институтов, как особое совещание, уголовная ответственность детей, карательные меры без вины по "контрреволюционным преступлениям" и т.д.
  В то же время советское право было охвачено системой гигантских фальсификаций коммунистического тоталитарного режима. Законы, иные юридические документы не только были разукрашены идеологическими формулами и лозунгами типа "воля народа", "в интересах трудящихся", но и во многих случаях включали в качестве общих деклараций действительно прогрессивные юридические конструкции и термины, например, "правовые гарантии", "права личности". В весьма большой степени это коснулось текстов конституций 1936 и, в особенности, 1977 годов.
  И вот тут, в противовес реакционным чертам советского права, с помощью юридической науки начинала работать сама юридическая логика. В 1950-е и последующие годы, особенно после смерти Сталина, и в законодательстве, и в юридической практике, и в правовой науке стали постепенно утверждаться некоторые прогрессивные правовые принципы и положения (например, презумпция невиновности).
  Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов, во время перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (конституционный суд, арбитражный суд).
  Вместе с тем право в России до настоящего времени во многом еще сохраняет публичный, огосударствленный характер; оно еще мало соответствует требованиям демократии и цивилизованного рынка, правового гражданского общества. Можно лишь надеяться, что реализация прогрессивных положений новой Конституции, нового российского Гражданского кодекса, ряда других передовых институтов российской правовой системы существенным образом изменит сами основы, инфраструктуру российского права, позволит вывести его на уровень, соответствующий современным требованиям цивилизации.
  Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей, их материальном, нравственном и психологическом состоянии и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства, а затем - ошибки и недостатки проводимых реформ.. Уничтожение частной собственности, агрессивное иждивенчество, стремление во имя "социальной справедливости" к дележу "на равных" и многое другое препятствуют возвращению общества к нормальному, цивилизованному развитию.
  Определение путей развития правовой системы, ее перспективы в ближайшем и более отдаленном будущем - как и конкретизация ряда обозначенных выше общих положений - требует рассмотрения ряда сложных проблем общетеоретического и философского порядка. Речь о этом - в следующих частях книги.
 
  5
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА
 
  1. Определение. Ранее, когда были подытожены только первые выводы о праве, вытекающие из конкретны жизненных ситуаций, было еще трудно суммировать эти первичные впечатление в какую-то краткую дефиниции. Но вот теперь, когда на основе общенаучных данных кратко освещены некоторые общие юридические понятия, формулирование такого краткого определения оказывается вполне возможным.
  Вот оно.
  Право (напомню - объективное или позитивное право в строго юридическом значении) - это - система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным основанием для определения правомерно-дозволенного и юридически недозволенного, запрещенного (а также государственно предписанного) поведения.
  В этом кратком определении суммированы ранее рассмотренные признаки права, прежде всего его общеобязательная нормативность, его выражение в законах, иных источниках. И главное - эта краткая дефиниция ориентировано на центральное звено юридического регулирования, на "решение" при помощи права жизненных ситуаций. Действующая система общеобязательных норм - это критерий, "определитель", основание для оценки и решения: она существует для того, чтобы определять - является ли данное поведение правомерно-дозволенным или юридически недозволенном, запрещенном, и на этом основании определить обязательные юридические последствия, связанные с решением данной жизненной ситуацией.
  Стало быть, здесь сделано ударение на практическом значении понятия права. Ведь в жизни, при решении конкретных юридических дел самое существенное с точки зрения права - получить ответ, есть у того или иного лица субъективное право, правомерны или неправомерны его действия, несет ли оно юридическую ответственность. В данном отношении право и является прежде всего обязательным для всех государственным основанием (или - критерием) правомерно-дозволенного или юридически недозволенного, запрещенного поведения. И этот критерий в виде общеобязательных норм должен содержаться в законах, иных признаваемых государством источниках (например, нормативных договорах, судебных решениях, имеющих значение прецедента).
  И пусть не пройдет мимо внимания то обстоятельство, что в приведенной дефиниции "государственно предписанное" поведение выделено особо, причем поставлено (об этом говориться в скобках) как бы во второй ряд по сравнению в правомерно-дозволенным и юридически запрещенным проведением. Объяснение этому обстоятельству - впереди, во второй части книги.
 
  2. Право - логическая система. При таком кратком определении права, которое не идет дальше суммирования его основных признаков, объективное (позитивное) право выступает главным образом в виде нормативного образования, да притом - такого, когда его исходные, элементарные частицы (нормы), характеризуются строгой формальной определенностью. И вот здесь, на таком в основном практическом, уровне понимания права, оно предстает в качестве логической системы, соответствующей нормам и требованиям формальной логики. Оно как нормативное образование призвано выступать в общественной жизни в виде логически стройной и законченной, непротиворечивой и последовательной системы норм, принципов, институтов и отраслей
  Выявление этого важнейшего качества объективного права - одна из решающих "заслуг" всемирно исторический шедевра - римское частное право. В настоящее время эти особенности права как логической системы в наибольшей степени характерны для права континентальной Европы - национальным юридическим системам романо-германского типа, в том числе и праву России.
 
  3. Не потерять бы . . . Даже краткое освещение основных правовых понятий, тем более - некоторых закономерностей права (пусть пока главным образом на основе общенаучных представлений), увело нас в сторону от исходных данных, посвященных праву, - от самих юридических реалий, т. е. от того, с чем прежде всего встречаются люди в области юридической действительности.
  Между тем именно эти юридические реалии являются исходным пунктом и непременной отправной основой для решения всех юридических проблем, для самой высокой правовой теории. И если отвлечься от живого юридического бытия, и, минуя такого рода юридическую конкретику, сосредоточится на теоретических и философских "высотах", то можно построить разные, возможно, внушительные и привлекательные научные конструкции, но при этом . . . . потерять само право.
  Что же, какие конкретно вопросы должны привлечь наше внимание? Какие юридические реальности и под каким углом зрения - чтобы "не потерять право" - должны стать предметом дальнейшего рассмотрения?.
 
 
  Глава третья
  НОРМЫ ПРАВА И ПРАВООТНОШЕНИЯ
 
  1
  НОРМЫ ПРАВА
 
  1. Особый ракурс - собственный (специальный) предмет юридической науки. На первый взгляд, может сложится впечатление, что эта новая глава книги - всего лишь повторение и детализация того, о чем ранее уже говорилось. И не раз. Ведь говорилось же ранее о том, что важнейшей особенность права является его нормативность. И о том, что юридическая норма - исходная, элементарная частица, "кирпичик" права данной страны в целом. И о том, что норма права представляет собой общее правило поведения, которая - в отличие от других норм в обществе - отличается всеобщностью, строгой (формальной) определенностью по содержанию, принудительностью. И о том, что она представляет собой модель, эталон типизированного, притом - общеобязательного решения жизненных ситуаций определенного рода.
  Так почему же, спрашивается, мы вновь, притом в особой главе, возвращаемся к одной из затронутых и в общем уже известных черт права? Только ли с той целью, чтобы просто углубить уже имеющиеся представления о нормативности и юридических нормах?
  Нет, суть дела в другом. Изложенные ранее представления о праве в целом имеют общенаучный характер. Они в принципе в той или иной мере охватываются содержанием всех гуманитарных (и, пожалуй, не только гуманитарных) наук - таких, как история, социология, педагогика и т.д. И они к тому же, даже в самых простых обобщениях, уже отходят от непосредственной правовой материи, все более и более "влезают" в общетеоретические рассуждения и философию.
  Главное, что обусловливает специальное рассмотрение юридических норм и субъективных прав, других аналогичных вопросов (главным образом в рамках особой категории - правоотношения), - это особый угол зрения, характерный именно для юридической науки, имеющей по своей исконной природе практическую, прикладную направленность. Угол зрения, который позволяет проводить аналитическую проработку материала, так сказать, препарировать его, и в результате этого получать такие "детали" и "подробности" в отношении юридических реалий которые необходимы для юридической практики, для решения жизненных ситуаций на основе требований и начал такого сложного, многогранного социального феномена, как право.
  В связи с такого рода потребностью с давних исторических времен и сложилась научная и учебная дисциплина, которая ныне носит название "аналитической юриспруденции" или "теории права", которая преподается для людей, начинающих изучать право, на первых курсах юридических учебных заведений.
  В чем заключается своеобразие того, специально-юридического угла зрения, который выражен в аналитической юриспруденции, в учебной дисциплине для начинающих юристов?
  Наиболее общий ответ на этот вопрос таков: - тем, что в результате юридического анализа должна быть раскрыта анатомия права, без которой невозможно поставить квалифицированный юридический диагноз, в частности - юридическую квалификацию дела, и принять необходимые юридические меры, т.е. в соответствии с правом решить юридически значимую жизненную ситуацию.
  Анатомия же права - это прежде всего - необходимость строгой точности при обозначении и определении тех или иных юридических явлений. Причем - точности, связанной с возможными или даже необходимыми юридически обязательными (принудительными) последствиями. И отсюда - предельной, скрупулезной точности математического типа.
  И право в данной плоскости (что и предопределяет своеобразие научного подхода к нормам и правоотношениям) - это во многом явление технико-юридческого, строго логического, математического порядка; которое, в отличие от других социальных регуляторов (морали, обычаев), призвано вносить в жизнь общества, в поведение людей строгую определенность, давать прямые, неуклончивые ответы: виновен - невиновен, является или не является данное лицо собственником. И - определять на основе "анатомического разбора" данной жизненной ситуации юридически обязательные, принудительные последствия.
 
  2 Характерна ли аналитическая юриспруденция только для романо-германской "семьи"? В юридической науке ряда стран, в особенности построенных на началах англосаксонского, общего права (по большей части в США), господствует настроение, в соответствии с которым аналитическая, анатомическая проработка той или иной ситуации - это удел юридических систем романо-германского типа, непосредственно воплотивших культуру римского права (Германии, Франции, России). А вот для прецедентного права, в особенности американской юридической системы, - главное это суд, его деятельность, лежащие в его основе разнообразные критерии, факторы - причем не только формально-юридические, но и моральные, деловые и др. Отсюда - в правовой настроенности правоведов указанных стран на первое место в практическом отношении выходят не требования аналитической юриспруденции, а "реалистические" и "социологические" подходы, относящиеся к психологии, поведенческим критериям и т.д. Как утверждает знаменитый американский юрист О. Холмс "предсказание того, что будут делать суды фактически и ничего более, - вот что я называю правом".
  Что ж, юридические системы прецедентного типа - уникальны, в чем-то с точки зрения современной культуры поразительны: они, "минуя" культуру римского права и рожденные ею методы, все накопленное интеллектуальное богатство, относящееся к юридической материи, позволили судам напрямую общаться с неюридическими, в том числе высокими духовными критериями. И это - по всем данным - позволило им сделать крупный "рывок" к идеалам права либеральных цивилизаций.
  Но от логики правового развития (как и от логики человеческого прогресса вообще) никуда не уйдешь. Мировые достижения юридической культуры, базирующиеся на непревзойденных образцах и методах римского права, обогащенных современной эпохой, все равно пробьют себе дорогу и аналитическая юриспруденция все равно, рано или поздно, займет достойное место современного правоведения стран, вступивших в стадию либеральных цивилизаций.
  Ведь и на основе и в рамках прецедентного права постепенно утверждается - пусть и своеобразная - но все же система общеобязательных норм, которые должны отвечать требованиям логики (вне сомнения - формальной, а на мой взгляд, также и особой, юридической) К ним присоединяются нормы, содержащиеся в Конституции, других законах, "писанных" источниках (в том числе в США- в таких своеобразных, как модельные федеральные нормативные документы). На основе всего этого нормативного материала складываются правоотношения. И императивы законности, необходимость юридически выверенных решений жизненных ситуаций уже сейчас требуют в указанных странах плодотворного использования достижений аналитической юриспруденции, своего рода "математики права" в том числе - по вопросам юридических норм и правоотношений, источников права, его реализации и применения. Можно уверенно предположить, что такого рода процесс получит - по мере освоения во всех странах достижений юридической культуры - плодотворное продолжение. И тогда "предсказание того, что будут делать суды фактически", наряду с другими, "реалистическими" и "социологическими" методами, будут не в меньшей мере раскрываться методами "юридической анатомией" - аналитической юриспруденцией, а на ее основе - данными общей теории права и философии права..
  3.Исходные специальные положения "азбуки права".Теперь - в сжатом, схематичном изложении - первичные, ("азбучные") данные из аналитической юриспруденции. - те, которые преподаются на первых курсах юридических учебных заведениях, содержатся в учебных пособиях для начинающих правоведов4.
  Замечу, что именно последующий материал (во всяком случае до главы шестой) для читателя, знакомого с данными специальных юридических наук и юридической лексики, допустимо - как уже упоминалось во вступительном слове - "пролистать", просмотреть. Или просто освежить в памяти. Это - известные, во многом устоявшиеся данные и термины. Хотя - дополнительно замечу - их придется держать в памяти при рассмотрении вопросов второй и третей частей книги, а некоторые, казалось бы, технико-юридические подробности окажутся при этом весьма существенными.
  Сначала, - в общем схематичном виде - некоторые данные о нормах права, а затем - в следующем разделе главы - о правовых отношениях.
 
  4. Нормы права: системность и специализация. Для норм права как правил поседения общего характера свойственны следующие принципиальные особенности.
  Первая из таких особенностей - системность. Юридические нормы существуют и действуют по большей части не поодиночке, не каждая сама по себе, а в комплексах, ассоциациях, в составе целых правовых институтов и более обширных подразделений - отраслей права. Например, при наличии фактов, свидетельствующих о наличии преступления, вступают в действие обширные комплексы норм уголовного права (от ответственности за причинение телесного вреда личности, и тут же - о необходимой обороне, о недопустимости превышения ее пределов, об ответственности в случае такого "превышения" и т.д. ).
  В связи с системностью юридических норм важно указать и на другую их особенность - специализацию: между юридическими нормами существует своего рода разделение труда, они специализированы на выполнении какой-то одной, "своей" юридической операции: одни нормы закрепляют общие положения (нормы-принципы), другие - вводят запреты (запрещающие нормы), третьи - направлены на применение принудительных мер в случае совершенного . правонарушения (правоохранительные нормы) и т.д.
  Отсюда существенное значение приобретает деление юридических норм на виды. Эти виды, их черты и раскрывают своеобразие норм права, их специфику.
 
  5. Основные виды юридических норм. Это:
  регулятивные и правоохранительные;
  управомочивающие, запрещающие, обязывающие;
  императивные и диспозитивные.
  Вот их краткая характеристика.
  Р е г у л я т и в н ы е и п р а в о о х р а н и т е л ь н ы е н о р м ы. Это деление юридических норм выражает существование двух основных направлений действия права как регулятора в обществе - непосредственно регулятивного и охранительного.
  Регулятивная норма - норма, определяющая субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (например, норма, закрепляющая правомочия собственника).
  Правоохранительная норма - норма, определяющая условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер (например, норма уголовного кодекса об ответственности за причинение личности телесного повреждения; нормы о возмещении имущественного вреда).
 
  У п р а в о м о ч и в а ю щ и е, з а п р е щ а ю щ и е, о б я зы в а ю щ ие н о р м ы. Регулятивные нормы подразделяются на три разновидности: управомочивающие, запрещающие, обязывающие.
  Управомочивающая норма - норма, предоставляющая субъекту право с положительным содержанием, т.е. право на совершение им тех или иных действий (например, правомочие распоряжаться имуществом, подавать иск в суд, получать пенсию).
  Запрещающая норма - норма, устанавливающая обязанность субъекта воздерживаться от совершения действий известного рода (например, не сообщать посторонним лицам о факте усыновления; не принимать законы, нарушающие права и свободы человека).
  Обязывающая норма - норма, возлагающая на субъекта обязанность совершать действия определенного содержания (например, вносить налоги, уплачивать квартирную плату; отработать на общих работах известное время в садоводческом товариществе).
  И м п е р а т и в н ы е и д и с п о з и т и в н ы е н о р м ы. Все юридические нормы имеют официальный, государственно-обязательный, категорический характер; и в этом смысле все они - императивные.
  Но степень их государственной обязательности различен. И с этой точки зрения существенное значение имеет в юридической науке и юридической практике то обстоятельство, зависит или нет их действие от усмотрения субъектов.
  Норма, которая выражена в категорических предписаниях и действует независимо от усмотрения субъектов права, - это императивная норма.
  Но вот в некоторых нормативных актах мы встречаем нормативное положение, которое излагает определенный порядок поведения, права и обязанности, но тут же помещены слова: "если иное не установлено в договоре".
  Так, в статье 344 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено: "1. Залогодатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения заложенного имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге".
  Что же получается? Норма действует лишь тогда, когда в договоре не установлено "иное"? Например, порядок, в соответствии с которым по предварительной обоюдной договоренности при случайной гибели предмета залога (т.е. гибели, за которую ни залогодатель, ни залогодержатель не отвечают) они одинаково разделяют "риск" - делят убытки от гибели предмета залога поровну? Да, именно так.
  Это и есть диспозитивная норма - норма, которая действует лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения. Такие нормы называют еще "восполнительными": они восполняют те пробелы, по которым нет договоренности между сторонами договора. Диспозитивные нормы по большей части встречаются в договорном праве. Они характерны для частного права - той области права, где регулирование осуществляется прежде всего самими субъектами.
 
  6. Структура нормы права. Юридический анализ предполагает уяснение деталей, тонкостей каждой юридической нормы. Для этого нужно знать логическую (обратим внимание - именно логическую!) структуру юридической нормы, т.е. такую структуру, когда бы она независимо от своего словесного изложения выступила в качестве общеобязательного правила поведения. В этой логической структуре выделяется три элемента:
  гипотеза - указание на условия, при которых возникают права и обязанности;
  диспозиция - указание на сами права и обязанности;
  санкция - указание на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы.
  Моделью такой логической структуры, охватывающей три указанных элемента, является словесная схема: "если.., то.., а в противном случае..." И в тех случаях, когда перед нами юридическая норма, то независимо от стиля и особенностей изложения ее всегда можно выразить в приведенной словесной схеме. Возьмем в качестве примера из текста пункта 2 статьи. 339 Гражданского кодекса Российской Федерации такое положение: "Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме". В логически развернутом виде эта норма (к тому же, с учетом других норм, например о последствиях несоблюдения формы - пункт 4 той же статьи 339 Кодекса) может быть сформулирована так: "Если заключается договор о залоге (гипотеза!), то он должен быть совершен в письменном виде (диспозиция!), а в противном случае договор является недействительным" (санкция!).
  При анализе логической структуры нормы нужно учитывать специализацию права - то обстоятельство, что между регулятивными и правоохранительными нормами произошло как бы распределение элементов:
  в регулятивных нормах, как правило, реально имеются такие элементы: гипотеза (указание на условия) и диспозиция (указание на права и обязанности);
  в правоохранительных, нормах, как правило, несколько иной состав элементов: гипотеза, ее подчас тоже называют "диспозицией" (указание на правонарушение) и санкция (указание на меры государственно-принудительного воздействия, т.е. на сами санкции).
  Кстати, возьмем на заметку то обстоятельство, что слово "логическое" в отношении структуры нормы берется не в смысле формальной логики, а в особом, юридическом значении: перед нами жесткая связь между тремя элементами, позволяющими определенному положению выступать в качестве общеобязательного регулятора.
 
  2
  ПРАВООТНОШЕНИЕ. СУБЪЕКТИВНЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
 
  1. Что такое правоотношение? Если начальным звеном действия права являются юридические нормы, то следующее звено в юридическом регулировании - это субъективное право и юридическая обязанность или, если рассматривать их вместе, в связи, - правовое отношение (правоотношение).
  Правоотношение - это связь между субъектами, которые имеют субъективные права и юридические обязанности.
  Здесь перед нами строгая юридическая логика (еще раз обратим внимание - именно логика, притом - юридическая): когда кто-либо имеет субъективное право, то неизбежно на ком-то другом лежит юридическая обязанность - если и не совершать какие-либо действия, то хотя бы не препятствовать действиям носителя права, признавать их. И наоборот: если лицо несет юридическую обязанность, то, значит, есть другое лицо, которое обладает правом и может требовать исполнения этой обязанности. И вот во всех случаях, когда существуют субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность, субъекты - носители прав и обязанностей - оказываются связанными между собой, т.е. связанными правоотношением.
 
  2. Виды правоотношений .Правоотношения многообразны. В каждой отрасли права они имеют свои особенности. А сейчас о двух группах правоотношений, имеющих общее значение.
  Это прежде всего деление правоотношений, соответствующее аналогичному делению юридических норм, т.е. деление на: а) регулятивные и б) охранительные. Оно точно соответствует двум направлениям воздействия права на общественную жизнь - непосредственно регулятивному и охранительному, и двум однопорядковым разновидностям юридических норм:
  регулятивные - большинство гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений, которые состоят из установленных для лиц юридических прав и обязанностей;
  охранительные - правоотношения, содержание которых состоит в применении к правонарушителю мер государственного принуждения, санкций; они встречаются в основном в уголовном и административном праве, и, как правило, связаны с юридической ответственностью.
  Другое существенное деление правоотношений - по субъектам (точнее - по степени и характеру индивидуализации субъектов). По этому признаку следует различать:
  относительные правоотношения - в них в с е субъекты точно, поименно определены; таковы, например, обязательства в гражданском праве - купли-продажи, аренды и др., где все субъекты точно зафиксированы, могут быть конкретно, поименно названы;
  абсолютные правоотношения - в них лишь о д н а сторона, носитель субъективного права, точно определена (например, собственник имущества), а на другой стороне - неопределенное, бесчисленное множество лиц, любое лицо обязано воздерживаться от нарушений прав собственника.
  Часто встречаются многослойные по содержанию правоотношения, где имеются взаимные, встречные права и обязанности; достаточно вспомнить в качестве примера, насколько велико количество встречных прав и обязанностей в правоотношении между жилищным управлением и съемщиком жилой площади по обязательству жилищного найма.
 
  3.Элементы правоотношения. Правоотношение - сложная, общественная связь, характеризующаяся рядом элементов.
  Эти элементы:
 1) субъективные права и юридические обязанности - содержание правоотношения;
 2) субъекты, один - носитель права (управомоченный), другой - носитель обязанности (правообязанный);
 3) объекты права.
  Кроме того, особо выделяются в связи с правоотношениями юридические факты - обстоятельства, с которыми связана жизнь правоотношений, их движение - возникновение, изменение, прекращение.
 
  4. Субъективны юридические права и обязанности. Правомочие. Субъективное юридическое право и нераздельно связанное с ним юридическая обязанность образуют содержание правоотношения.
  Субъективное право - принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.
  Характерные особенности субъективных прав заключаются в том, что они дают субъекту известный "юридический плюс" (возможность что-то требовать от других лиц, возможность совершать известные действия, имеющие юридическое значение и др.), включают момент усмотрения, выбора вариантов имеющихся у лица возможностей. Основным средством обеспечения государством субъективного права является возложение на другое лицо или лиц юридической обязанности.
  Юридическая обязанность - предписанная субъекту мера должного, необходимого поведения.
  Характерные особенности юридических обязанностей (в отличие от обязанностей морального порядка, обязанностей-обычаев и др.) - это их однозначность по содержанию, императивность, непререкаемость, обеспеченность юридическими механизмами, наличие у другого лица или лиц права требования исполнения обязанности (это право требования, возникающее при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности, является особым проявлением субъективного права, которое носит название притязания).
  В обоих приведенных определениях следует обратить внимание на слово "мера". И субъективное право, и юридическая обязанность характеризуются тем, что возможности и свобода лиц (субъективное право) и должное, необходимое поведение (юридическая обязанность) не безграничны, не бескрайни, а существуют в известных строгих рамках - это всегда "мера" поведения, имеющего свои границы, пределы.
  Правомочие-составная, "дробная" часть субъективного права. Например, единое субъективное право собственности образуют три правомочия: право владения, право пользования, право распоряжения.
 
  5. Виды субъективных прав. Существуют две основные разновидности субъективных прав:
  во-первых, субъективные права, содержание которых сводится к одному лишь праву требования - требования об освобождении места в общественном транспорте, об уплате долга, о передаче имущества, о возмещении недоимки по налогу и т.д. В данном случае центр тяжести юридического регулирования находится в юридической обязанности другого лица (скажем, освободить место, предназначенное для пассажиров с детьми и инвалидов, возвратить долг, уплатить налог). А субъективное право в виде правомочия требования является средством, направленным на обеспечение обязанности, исполнение которой и приводит к достижению известного юридического эффекта;
  во-вторых, субъективные права, которые дают самому субъекту возможность своего собственного активного поведения ("право на собственные действия, имеющие юридическое значение"). В данном случае - иная картина: необходимый юридический эффект достигается не путем исполнения обязанности другим лицом или лицами, а путем собственных действий самого субъекта - подачи иска в суд, выступления на митинге, продажи или дарения своего имущества и т.д. Есть тут и юридические обязанности, возложенные на других лиц; но они лишь охраняют, обеспечивают право - принять иск или жалобу, не препятствовать выступлению на митинге или действиям по распоряжению имуществом.
  Существенное значение эти две разновидности субъективных прав имеют в имущественных, частно-правовых отношениях. Здесь различаются:
  вещные права, т.е. такие права, когда у лица существует прямая, непосредственная связь с объектом - вещью, и оно может достигнуть известного имущественного результата путем своих собственных активных действий (например, в отношении главного вещного права - права собственности - путем реализации своих правомочий - владения, пользования и распоряжения вещью);
  обязательственные права, т.е. такие права, когда, лицо, имеющее право (например, право по договору купли-продажи, подряда), может достигнуть имущественного результата по обязательству не непосредственно, а лишь через выполнение обязанности другим лицом.
  Вещные и обязательственные права относятся к двум видам правоотношений, о которых ранее уже говорилось: к абсолютным и относительным правоотношениям ( в зависимости от того, противостоит ли этим правам неопределенный круг лиц или только определенные обязанные лица). Вещные - абсолютные права, обязательственные - относительные.
  Субъективные права и юридические обязанности находятся в тесной взаимозависимости, взаимосвязи, обусловлены друг другом. Иными словами, между их носителями, субъектами, возникает связь, которая - как мы видели - и называется правоотношением, - связь через права и обязанности, принадлежащие данным лицам.
 
  3
  СУБЪЕКТЫ ПРАВА. ОБЪЕКТЫ ПРАВА.
 
  1. Что такое "субъект права"? Субъекты права - это лица, обладающие правосубьектностью, т.е. граждане, организации, общественные образования, которые могут быть носителями прав и обязанностей, участвовать в правовых отношениях.
  Выражения "субъект права" и "лица, обладающие правосубъектностью" совпадают. Здесь термины "субъект" и "лицо" обозначают одно и тоже.
  Более широкое значение имеет понятие правовой статус. Когда говорится о правовом статусе лица, то имеется в виду то, что оно обладает и правосубъектностью, и определенным кругом основных прав, определяющим его правовое положение в обществе или в данной области общественной жизни. Например, когда речь идет о статусе должностного лица, то под этим понимается и то обстоятельство, что такое лицо имеет властную административную правосубъектность, т.е. занимает властные позиции, и то, что оно в соответствии со своей компетенцией обладает известным кругом императивных правомочий, на основе которых может решать те или иные вопросы.
 
  2. Правоспособность и дееспособность. Правосубъектность охватывает два элемента:
  правоспособность - способность обладать субъективными правами и нести юридические обязанности, т.е. просто иметь их;
  дееспособность - способность самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (статья 21 Гражданского кодекса РФ).
  Это разграничение касается в основном граждан, так как способность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности зависит от возраста и психического состояния лица. Поэтому тот или иной гражданин - малолетний, душевнобольной, не могущий руководить своими действиями, - является правоспособным, но не во всех случаях дееспособным. В отношении таких граждан (с тем, чтобы имелись лица, которые могли бы осуществлять и защищать их права) устанавливается опека или попечительство.
 
  3. Виды субъектов. Основные виды субъектов следующие:
  а) индивидуальные субъекты. К ним относятся граждане, т.е. индивиды, обладающие гражданством данной страны, иностранные граждане, а также лица без гражданства;
  б) организации. Это коллективные субъекты. К ним принадлежат различного рода некоммерческие и коммерческие организации - государственные организации (государственные органы, государственные предприятия), частные фирмы и общественные объединения; -
  в) государство, государственные и муниципальные образования. Они включают государство в целом как субъекта международного права или финансовых отношений по бюджету (казне), государственные образования - республики, области, края, а также муниципальные административно-территориальные образования, например города.
  Необходимо видеть различие в правосубъектности лиц в области публичного права и в области частного права.
  В области публичного права - это в основном вопросы юридической субординации и подчиненности, т.е. вопросы компетенции государственных органов и должностных лиц, с одной стороны, а с другой - пассивной правосубъектности подчиненных и подотчетных лиц, их обязанностей и ответственности, вытекающих из властных актов государственных органов и должностных лиц.
  В области частного права (гражданского, трудового, семейного) существует принципиальное юридическое равенство всех субъектов независимо от их статуса. Здесь все субъекты - одинаково "лица". При этом различаются:
  физические лица (индивидуальные субъекты - граждане, иностранные граждане, лица без гражданства);
  юридические лица (организации). Необходимо обратить внимание на то, что юридическое лицо - не всякий коллективный субъект, а только коллективный субъект в области частно-правовых, имущественных, трудовых и им подобных отношений. В частно-правовых отношениях государство, государственные и муниципальные образования как субъекты собственности, договоров приравниваются к юридическому лицу, т.е. в принципе не имеют отличий от положений других субъектов, в том числе - физических лиц, граждан.
  Согласно новому гражданскому законодательству Российской Федерации, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (но с обязательной государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя). В таком же порядке действует глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно ст. 23 Гражданского кодекса РФ, в указанных случаях применяются, в принципе, правила Кодекса о юридических лицах, являющихся коммерческими организациями.
 
  4. Объекты права. Это еще один (после "содержания" и "субъектов", третий) элемент правоотношения.
  Объект правоотношения - тот предмет окружающего мира, материальное или нематериальное благо, по поводу которого (в отношении которого) сложилось правоотношение.
  Характер объекта нередко существенно влияет на права и обязанности лиц.
  В тех случаях, которые приводились в начале книги, нетрудно заметить, скажем, что в общественном транспорте юридические права и обязанности в общественном транспорте прямо зависят от того, занимают ли пассажиры места, над которыми помещена табличка "для пассажиров с детьми и инвалидов", или же другие места, т.е. в данном случае от объекта прав и обязанностей
  Объект весьма важен в отношениях собственности, в иных имущественных и авторских отношениях, да и любых других правоотношениях, где от характера данного блага зависят права и обязанности субъектов.
 
 
  4
  ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
 
  1. Что такое "юридический факт". Важная сторона в существовании и динамике правоотношений - юридические факты.
  Юридический факт - это конкретное жизненные обстоятельство, с которым нормы права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
  Юридическими фактами являются, например, договор, акт назначения на должность, такое событие, как смерть лица в наследственных отношениях.
  Нередко юридические последствия порождает не один какой-либо факт, а их совокупность. Например, для возникновения пенсионных отношений необходимы по крайней мере три факта - возраст, стаж и акт назначения пенсии. Такая совокупность фактов, необходимая для того, чтобы возникли юридические последствия, называется фактическим составом.
 
  2. Классификация юридических фактов. Эта классификация производится по нескольким основаниям. В то числе:
  по характеру юридических последствий
  по волевому признаку.
  П о х а р а к т е р у п о с л е д с т в и й юридически факты подразделяются на:
  правообразующие (заключение трудового договора, когда работодатель и работник становятся носителями трудовых прав и обязанностей);
  правоизменяющие (обмен жилой площади, влекущий изменение объекта правоотношения и соответственно прав и обязанностей по договору жилищного найма);
  правопрекращающие (продажа имущества, прекращающая право собственности продавца).
  Здесь нужно иметь в виду, что один и тот же факт (например, купля-продажа вещи) одновременно в разных правоотношениях может иметь различные последствия. Для продавца значение правопрекращающего факта, для покупателя - правобразующего.
  Сложным, разветвленным является деление юридических фактов по в о л е в о м у признаку. Здесь юридические факты прежде всего подразделяются на:
  события (порождаемые ими правовые последствия не зависят от воли людей - рождение человека, природное стихийное явление);
  действия (порождаемые ими правовые последствия зависят от воли людей - договоры, правонарушения и т.д.).
  Действия в свою очередь подразделяются на правомерные и неправомерные. Причем и у тех, и у других есть последующие ответвления, разновидности.
  Важно, например, видеть особенности такой разновидности правомерных действий, как юридические акты, т.е. правомерные действия, направленные на определенные юридические последствия, например, договор.
  При разграничении видов юридических фактов нельзя смешивать термины "проступки" и "поступки". Проступки - это неправомерные действия (правонарушения), наиболее опасная их разновидность - преступления. Поступки же, напротив, есть разновидность правомерных действий, которые, однако, в отличие от юридических актов, могут и не быть направлены на определенные юридические последствия, но они приводят к таким последствиям непосредственно в силу норм права. Например, находка клада: желал или нет гражданин, нашедший клад, получить вознаграждение, право на него возникает непосредственно в силу закона.
 
  5
  ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
 
  1. Что такое "юридическая ответственность". Слово "ответственность" используется в нашей речи широко. Например, мы говорим о "моральной ответственности", об "ответственности гражданина перед Отечеством". В праве под этим словом понимается главным образом применение государственного принуждения к виновному лицу за совершенное им правонарушение.
  Юридическая ответственность - это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применению мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за совершенный административный проступок.
  При юридической ответственности правонарушитель "держит ответ" - претерпевает меры государственного принуждения за свою вину и поэтому несет известные лишения, урон. Юридическая ответственность, следовательно, связана с общественным осуждением правонарушителя, социальной и моральной упречностью его поведения.
  Юридическую ответственность необходимо отличать от:
  а) профилактических и превентивных мер, установленных законом (например, реквизиции имущества в военное время или при чрезвычайном положении);
  6) мер защиты, т.е. правовых восстановительных мер, используемых в гражданском праве, некоторых других отраслях, таких, как возвращение имущества собственнику, когда оно находится в неправомерном владении у других лиц (нередко эти защитные меры тоже именуются "ответственностью").
 
  2. Состав правонарушения. Правонарушение как основание юридической ответственности характеризуется четырьмя элементами (сторонами), образующими состав правонарушения. Это:
  объект - нарушенное материальное или нематериальное благо, защищаемое правом;
  субъект - дееспособное лицо, совершившее правонарушение;
  объективная сторона - само противоправное деяние, наступивший вредоносный результат и причинная связь между деянием и результатом;
  субъективная сторона - вина, т.е. отношение правонарушителя к деянию и его результату в форме умысла или неосторожности.
  Юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь при наличии, а практически при режиме законности - установлении всех элементов (сторон) состава правонарушения. Это требование является обязательным, безусловным при возложении уголовной и административной ответственности. По гражданским же правонарушениям (в том числе при ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности) закон может сделать исключения из этого требования: - лицо может нести ответственность при определенных обстоятельствах и без вины.
 
  3. Порядок возложения юридической ответственности. При применении к лицу мер государственного принуждения карательного характера (в уголовном и административном праве) действует презумпция невиновности, т.е. предположение, в соответствии с которым даже при наличии фактов, свидетельствующих о доказанности объективной стороны, лицо считается невиновным, пока в предусмотренном порядке не будет доказана и установлена судом его вина.
  Это важная конституционная гарантия прав личности, означающая, что лицо, привлекаемое к юридической ответственности, вовсе не обязано доказывать свою невиновность: бремя (обязанность) доказывания вины лежит на компетентных государственных органах - органах следствия, прокуратуре, осуществляющих обвинение. И до тех пор, пока это не сделано и вина не признана судом в обвинительном приговоре, лицо считается невиновным.
  Многие юристы-практики (судьи, следователи, прокуроры, адвокаты и др.) занимаются сложной и многообразной деятельностью, связанной с юридической ответственностью. Эта работа имеет отношение к доказательствам и доказыванию, что затрагивает главным образом объективную и субъективную стороны правонарушений. Так, и по уголовным, и по гражданским делам нередко исходным и решающим является не только сам факт "вредоносного результата", но и установление фактов, свидетельствующих: а) о причинной связи между этим результатом и поведением данного лица и б) о вины в виде умысла или неосторожности в наступлении такого результата.
 
  Глава четвертая
  ЗАКОНЫ
 
  1
  ИСТОЧНИКИ ПРАВА. НОРМАТВНЫЕ АКТЫ. ЗАКОНЫ
 
  1. Новый ракурс - источники права. Как и в разделе о нормах права и правоотношениях, здесь мы вновь обращаемся к казалось бы уже известной черте права, - к тому, что юридические нормы находят свое внешнее выражение в законах, других внешних формах позитивного права.
  И мы все же как бы вновь обращаемся к этой, вроде бы, уже известной черте права потому, что возникающие здесь вопросы имеют существенное практической значение в юриспруденции, они тесно связаны с характеристикой юридических норм и требуют рассмотрения под углом зрения специальных юридических знаний, т.е. собственного предмета юридической науки.
  Только теперь наше внимание обращается не "в глубь", не в анатомию - сложное строение позитивного права (юридических норм и связанных с ними - правоотношений, субъектов права, юридических фактов и т. д.), а напротив, - , разворачивается в другую сторону, так сказать, "наружу", во внешние формы его существования и действия.
  Эти внешние формы в юридическом отношении представляет собой источники права.
  Что это означает? И какие здесь складываются категории, каковы возникающие здесь юридические вопросы (нередко - специально-юридические, из разряда документальной техники, которые представляют во многих случаях интерес для специалистов и при уяснении сугубо специальных проблем, но о которых для полноты и "связности" изложения придется все же вкратце сказать или хотя бы упомянуть). Впрочем и в данном случае замечу: некоторые, казалось бы, частности и детали имеют существенное значение для общетеоретической и философской разработки права.
 
  2. Источники права, Это - исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
  Источники права, следовательно, представляют собой единственное "место пребывания" юридических норм, резервуар, в котором юридические нормы только и находятся и откуда мы их "черпаем" (отсюда и название - "источники").
  Источникам права характерны те же самые особенности, о которых говорилось в отношении юридических норм и правоотношений, в том числе - точность понятий (закон, указ и т. д.). Источникам права присущ, как и позитивному праву в целом, официальный, публичный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.
  Официальный, публичный характер источникам права практически придается двумя путями:
  путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются (издаются) компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;
  путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.
  Существуют три основных вида источников права, соответствующие трем формам позитивного права (условно названных - "право законодателя", "обычное право", "право суда"):
  1. Нормативные юридические акты - официальные документы, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие и изменяющие действующие нормы). К их числу в нашей стране, в России, относятся законы, нормативные указы, постановления, иные нормативные документы Президента, Правительства, ведомств.
  Необходимо обратить внимание на то, что термин "акт" имеет в сфере права два значения:
  а) значение правомерного действия - юридического факта, в том числе действия по правотворчеству, когда законодательный орган совершает действия по изданию, изменению или отмене закона;
  б) значение официального документа, в котором выражаются и закрепляются результаты тех или иных действий и, в котором, следовательно, они "пребывают".
  Когда речь идет об источниках права, то слово "акт" понимается главным образом во втором из указанных значений (хотя "имеется в виду", что при помощи такого акта устанавливаются, изменяются, отменяются юридические нормы); в нормативном акте-документе как раз и находят официальное закрепление правотворческие действия (акты в значении действия).
  Нормативные юридические акты нужно строго отличать от индивидуальных юридических актов, в которых содержатся не юридические нормы, а результаты индивидуальных действий по конкретным вопросам: либо разовое, персональное предписание, например решение суда по конкретному вопросу, распоряжение по тому или иному вопросу руководителя администрации либо результаты юридических действий частных лиц, скажем, завещание, договор (вспомним - уже при первых знакомствах с правом мы встретились как раз с такого рода индивидуальными актами - распоряжение зам главы правительства, брачный договор).
  2. Санкционированные обычаи - вошедшие в привычку правила, которым государство придало общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое, общеобязательное значение, дается либо путем отсылки на обычаи в нормативном акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов. Данный вид источников права свойствен в основном древним, средневековым, застойным, религиозно-традиционным правовым системам. Вместе с тем и в настоящее время значение источников права имеют правовые обыкновения - деловые, судебные, правовые традиции (они тоже относятся к числу санкционированных обычаев). Статья 5 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность применения обычаев делового оборота, под которыми, согласно Кодексу, признаются сложившиеся и применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе.
  3. Судебный или административный прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. Этот источник права - как мы видели - присущ англосаксонским правовым системам, таким, как Великобритания, США, право которых во многом имеет прецедентный характер, основано на "праве судей".
  Среди других источников права необходимо выделить нормативный договор - соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные, юридические нормы (например. Федеративный, договор). По своим основным юридическим особенностям нормативный договор относится к нормативным юридическим актам.
  Источники права еще в большей мере, чем "сами " юридические нормы и правоотношения, связаны с практической деятельность юристов, касаются всех, кому приходится так или иначе соприкасаться на практике с юридическими вопросами. И вот тут нужно иметь ввиду то существенное положение, что законы, все другие источники права являются не только общими понятиями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями - документами, текстами, точными формулировками юридических норм. Поэтому в данной области так важны приемы и правила обращения с документами, юридическая техника, знания сугубо практического порядка.
 
  3. Нормативные юридические акты. Обратимся к основному источнику прав - к нормативным юридическим актам.. При этом рассмотрим основные вопросы закона, других нормативных актов на материале отечественного, российского законодательства. А для иллюстрации такого рода материала, предметного рассмотрения всего комплекса вопроса о нормативных актах, - некоторые фактические материалы.
 
  Ф а к т и ч е с к и е м а т е р и а л ы.
  Случай из юридической практики.
  В самом начале этой книги было описано несколько простых жизненных случаев, которые позволили составить первые впечатления о праве. Сейчас же мы углубляемся - пусть и в предельно кратких формулировках и классификациях - в некоторые, "азбучные", но все же - относительно непростые, специальные юридические знания. И здесь для иллюстрации нужен более сложный пример, который позволил бы (лучше всего - в отношении одного юридического дела) затронуть юридические вопросы, касающиеся законов, их разновидностей, кодексов, юридической техники, толкования.
  Такого рода примеры нередко называют казусами, т.е. ситуациями, происшествиями, представляющими известную сложность при их юридическом рассмотрении. Они могут быть оценены по-разному, но решения по ним требуют точного знания и искусного применения закона.
  Об одном из таких казусов который в дальнейшем станет "сквозным" примером, и хотелось бы - по примеру и опыту учебного пособия для первокурсников юридического вуза - рассказать, в этой книжке в сокращенном виде, опуская ряд деталей....5
  Жителю Горнозаводска Зотову летом 1995 года потребовалась крупная сумма денег. Зотов собирался со своим сыном и приятелем в дальнее морское путешествие, ему нужно было расплатиться за яхту, закупить снаряжение, продовольствие.
  10 июня 1995 г. Зотов заключил с коммерческим банком "Кредит" договор ссуды (займа) на 10 млн. руб.6 под залог его пригородной дачи, оцененной по договоренности сторон в 12 млн. руб. Договор предусматривал возврат долга до 1 ноября 1995 г. с выплатой 30 процентов годовых; дача вместе с земельным участком переходила в это время в ведение банка, сотрудники которого должны были в соответствии с одним из пунктов договора проживать на даче, ухаживать за насаждениями.
  16 июня 1995 г. дача с земельным участком была передана под расписку представителю банка "Кредит". Зотов 1 июля получил наличными ссуду и выехал из города. Сотрудники банка проживали на даче все лето и сентябрь 1995 года, ухаживали за насаждениями, огородом.
  30 сентября 1995 г. во время грозы в результате удара молнии дача сгорела.
  Вернувшись в октябре 1995 года из путешествия, Зотов получил от органов страхования возмещение в сумме 5 млн. руб. В связи с обстоятельствами гибели предмета залога он отказался от возвращения долга банку.
  5 ноября 1995 г. коммерческий банк предъявил в суд Пригородного района иск к Зотову о возврате ссуды и уплате процентов. Зотов со своей стороны предъявил встречный иск о возмещении банком убытков, вызванных гибелью дачи, включая суммы, которые бы он мог получить при сдаче дачи в аренду на коммерческих началах нескольким дачникам.
  Возникла потребность решить возникшую спорную ситуацию на основе положений действующего право.
 
  Выдержки из закона.
  При рассмотрении юридических вопросов, связанных с изложенным делом, потребуется точные данные, содержащиеся в законах. В соответствующих местах эти данные будут приведены.
  Но и сейчас полезно в предварительном порядке ознакомится с несколькими выдержками из Гражданского кодекса Российской Федерации.
  Итак, - "Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая" (этот Кодекс кратко обозначается-ГК РФ). Внимательно прочтите приводимые выдержки, мысленно сопоставляя - "для себя" - их содержание с материалами изложенного дела Зотова:
 
  . . . Статья 15. Возмещение убытков
  1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если 'законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
  2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право нс было нарушено (упущенная выгода)...
 
  . . .Статья 329. Способы обеспечения исполнения обязательств
  1. Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором...
 
  . . . Статья 334. Понятие и основания возникновения залога
  1. В силу 'залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель} имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.
  Залогодержатель имеет право получить на тех же началах удовлетворение из страхового возмещения за утрату или повреждение заложенного имущества независимо оттого, в чью пользу оно застраховано, если только утрата или повреждение нс произошли по причинам, за которые залогодержатель отвечает.
  2. 3"лог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества (ипотека) регулируется законом об ипотеке. Общие правила о залоге, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ипотеке в случаях, когда настоящим Кодексом или законом об ипотеке не установлены иные правила...
 
  ... Силья 344 Последствия угреты или повреждении заложенного имущества
  Залогодатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения заложенного имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге.
  2. Залогодержатель отвечает за полную или частичную утрату или повреждение переданного ему предмета залога, если не докажет, что может быть освобожден от ответственности в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
 
  Приведенные выдержки из части первой ГК РФ не во всем просты для понимания: залог - один из сложных институтов гражданского права. Пока же важно увидеть другое - внешний облик закона, расчлененность его текста, его содержание, строгость и четкость его нормативных положений, его функцию как источника права.
 
  4. Закон. Теперь - о главной разновидности нормативных юридических актов, о понятии закона. Это - нормативный юридический акт высшею государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридически силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны.
  Признаки закона:
  во-первых, закон - юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм по их отмене или изменению; закон - всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения; закон - источник права;
  во-вторых, закон - акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны - в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;
  в-третьих, закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического "ранга"; ему, в принципе, "все под силу", он отличается юридической всеобщностью; все иные акты "ниже" закона, находятся "под" законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;
  в-четвертых, закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам "начинается": поэтому закон в своем действии (например, в случае неисполнения) "выходит" прямо на суд, который и решает вопросы, связанные с действием закона. К сожалению, это качество законов в настоящее время не всегда проводится на практике: некоторые юридические документы (особенно на уровне областного законодательства), названные "законами", не содержат основных, изначальных юридических норм, посвящены частным административным вопросам, требующих по своей сути подзаконной юридической регламентации.
  Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов, а именно
  - от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих не нормы права, а индивидуальные предписания по конкретным, "разовым" вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам; в примерах, приведенных в первом разделе, это было распоряжение главы правительства);
  - от интерпретационных актов, т. е. актов толкования - актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые или изменяются или отменяются действующие нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например, "постановление", "разъяснение").
  Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.
  Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.
  Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином "законодательство" понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).
  В настоящее время нормативные указы Президента (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. Но по своей юридической сути они остаются подзаконными документами. В ГК РФ прямо записано: "В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон" (пункт 5 статьи 3).
 
  5. Виды законов. Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные.
  Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества.
  В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав: 1) Основы конституционного строя; 2) Права и свободы человека и гражданина; 3) Федеративное устройство; 4) Президент Российской Федерации; 5) Федеральное Собрание; 6) Правительство Российской Федерации; 7) Судебная власть; 8) Местное самоуправление; 9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции. В особом (втором) разделе Конституции Российскою Федерации содержатся заключительные и переходные положения. Несколько подробнее о конституции будет рассказано в разделе седьмом ("О государстве")..
  В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные (органические) законы, тоже посвященных правовым основам государства, государственного строя Конституционные законы принимаются по вопросам предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении. Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
  Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным (органическим) законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах.
  Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал.
  Среди законов следует выделять:
  а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу