<< Пред.           стр. 12 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  Следующим шагом является подготовка кассового плана (или, иначе, плана движения денежных средств) (табл. 12.3).
 
  Таблица 12.3. Кассовый план
 
 Поступления и расходы
  Месяцы
  1 2
  ...
  10 11
  12
  Начальный кассовый баланс
 
 
 
 
 
 
  Кассовый приход:
 наличность от продаж
 Платежи по продажам в кредит
 Займы
 
 
 
 
 
  Общая располагаемая наличность
 
 
 
 
 
 
 
 Расход наличных средств:
 на закупку материалов
 на заработную плату на административно-управленческие расходы
 
 
 
 
 
 
  Баланс наличности в конце месяца
 
 
 
 
 
 
 
  Важно спрогнозировать движение кассовой наличности помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере, для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых приходов и расходов; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум в потребном оборотном капитале, а также показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства.
  И, наконец, третий документ - балансовый план (табл. 12.4). К его составлению приступают после составления плана доходов и расходов и кассового плана, которые используются при подготовке балансового плана (или балансовой ведомости).
  Балансовая ведомость характеризует финансовые условия предприятия к определенной дате. Она детально представляет элементы собственности данного предприятия (активы) и величину обязательств (пассивы). Она также показывает чистую стоимость предприятия и ее ликвидность (превращаемость в наличные деньги). Этот документ необходимо составлять на 3-4 года вперед.
  В заключение данного раздела следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности предприятия:
  а) чистый доход к продажам. Этот показатель получается делением прибыли после уплаты налогов на объем продаж за год;
  б) текущий коэффициент состояния активов и пассивов фирмы. Это текущие активы, деленные на текущие обязательства. Большинство предприятий рассматриваются как финансово здоровые, когда этот показатель равен 2 или выше;
  в) рентабельность. Это чистая прибыль, деленная на инвестированный капитал.
 
  Порядок разработки бизнес-плана
 
  Если законченный вариант бизнес-плана должен начинаться с резюме, то процесс его разработки обычно резюме завершается. Главное здесь - правильное формулирование целей бизнес-плана, количественных и качественных, финансовых и нефинансовых, а также их обоснование при помощи соответствующего маркетингового исследования, результаты которого смогли бы подтвердить обоснованность сделанных оценок, исходных финансовых показателей, прежде чем проводить какие-либо финансовые расчеты.
 
  Таблица 12.4. Балансовая ведомость _______, 19__г.
 
 Активы
 Текущие активы:
 Наличность
 Запасы
 Принятые счета Всего текущих активов
  Фиксированные активы:
 Земля
 Сооружение
 Оборудование
  Всего фиксированных активов
  Накопленная амортизация
  Неосязаемые активы:
 Владение патентами
 Другие неосязаемые активы
  Всего неосязаемых активов
  Всего активов
  Пассивы
 Текущие пассивы:
 Счета, предъявляемые к платежу
 Векселя, предъявляемые к платежу
  Всего текущих пассивов
  Фиксированные пассивы:
 Долгосрочные займы
 Закладные
  Всего фиксированных пассивов
  Всего пассивов
  Структура капитала:
 Капитал собственников
 Другие акционеры
  Всего капитала
 
 Выводы
 
  1. Предприятие определяет цели развития и функционирования на конкретный период времени, а также способы использования средств для достижения поставленных целей, т.е. разрабатывает хозяйственную стратегию.
  2. Хозяйственная стратегия формируется под влиянием внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия. Можно выделить стратегию минимизации издержек производства; увеличения доли рынка сбыта,разработки и освоения производства изделий и услуг, не имеющих аналогов на рынке; создания новых рынков и отраслей промышленности, а также другие производственные стратегии.
  3. Основой разработки хозяйственной стратегии является стратегическое планирование.
  Главная задача стратегического планирования - определение структуры, объемов, направлений капитальных вложений, исходя из конечных финансовых и рыночных целей предприятия.
  4. При стратегическом планировании, прежде всего, анализируется состояние, тенденции и степень влияния внешней среды (т.е. экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение общества, региона и т.д.), затем осуществляется внутрифирменное планирование; составляются прогнозы сбыта.
  5. Для разработки прогнозов сбыта используют различные методы: опрос руководителей различных отделов и служб предприятия; обобщение оценок торговых агентов предприятия; прогнозирование на базе прошлого оборота; анализ тенденций, циклов и факторов, влияющих на объем сбыта; корреляционный анализ; метод стандартного распределения вероятностей; прогнозирование доли рынка; анализ конечного использования, ассортимента товаров; пробный маркетинг.
  6. Товарная стратегия предприятия предполагает решение таких проблем, как оптимизация ассортимента производимых изделий, определение темпов обновления продукции в целом и по отдельным ее видам, исходя из анализа состояния и тенденций развития спроса и предложения.
  7. Производственная программа - система плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры ассортимента и качества.
  8. Производственная мощность предприятия (цеха, участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации. Определяется проектная, плановая и фактическая производственная мощность, а также коэффициент использования производственных мощностей.
  На производственную мощность оказывают влияние технические, организационные, экономические и социальные факторы.
  9. При перспективном проектировании развития мощностей предприятия применяется балансовый метод, при котором определяются задания по приросту и вводу в действие производственных мощностей, а также их выбытие и замена.
  10. Бизнес-планы являются основой внутрифирменного планирования. Они разрабатываются для отделов, подразделений, филиалов, конкретных проектов по освоению новых видов продукции или расширению производства и другим видам деятельности предприятия.
 
 Термины и понятия
 
  Хозяйственная стратегия
  Товарная стратегия
  Производственная программа
  Производственная мощность
  Бизнес-план
 
 Вопросы для самопроверки
 
  1. Какие существуют виды стратегий предприятия?
  2. Каковы основные принципы и этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия?
  3. В чем состоят цели и задачи товарной стратегии?
  4. Какие методы используются при разработке программы сбыта?
  5. Что такое товарный ассортимент? Каковы технологии его планирования?
  6. Как определяются объемы производства и реализации продукции?
  7. Как рассчитывается оптимальный объем производства?
  8. Как определяется производственная мощность предприятия, цеха, участка?
  9. Каковы основные этапы разработки бизнес-плана? В чем состоят их особенности?
 
 ГЛАВА 13. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
 
  Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия.
 
 1. Понятие и виды затрат предприятия
 
 Понятие затрат и издержек производства
 
  Сущность затрат на производство и издержек производства не тождественны между собой в теоретическом и практическое планах, как на уровне общественного производства, так и в макроэкономике в отечественной и зарубежной практике. С позиций общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из их собственных денежных расходов, а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль.
 
  Виды затрат предприятия
 
  Понятие затрат предприятия существенно различается в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и практической деятельности. В соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования. По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:
  • затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;
  • затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;
  • затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.
  Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия.
  Наиболее общее понятие издержек производства фирм в зарубежных учебниках определяется как затраты на вводимые факторы или экономические ресурсы. Все издержки принимаются как альтернативные (или вмененные), что означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики.
  Различают издержки экономические и бухгалтерские. Под экономическими издержками понимаются все виды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных). Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т.д. Эта группа издержек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам наших отечественных предприятий. Внутренние издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериальных активов и т.д., за которые фирма формально не платит. В обобщенном понимании внутренние издержки представляют собой доход на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т.д.) и нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки. Отсюда:
  Понятие "экономические" издержки является общепринятым; бухгалтерские - исчисляются на практике: при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п.
  Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков:
  • по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные. Основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу:
  сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и т.п. Накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства: содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и т.п.;
  • по способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты можно непосредственно отнести на себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, энергия технологическая, заработная плата станочников и др. Косвенные затраты распределяются по отдельным группам продукции пропорционально избранной базе;
  • по зависимости затрат от изменения объема выпуска продукции они подразделяются на постоянные и переменные. Величина постоянных затрат остается одинаковой при изменении объема производства (арендная плата, амортизация, содержание зданий и др.). Переменные расходы, напротив, увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции. Эта группировка затрат широко используется в теории зарубежной микроэкономики;
  • по способам учета и группировки затрат они подразделяются на простые (сырье, материалы, зарплата, износ, энергия и т.п.) и комплексные, т.е. собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства (малоценные и быстроизнашиваемые предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы, общезаводские расходы и т.п.);
  • по срокам использования в производстве различаются каждодневные, или текущие, затраты и единовременные, разовые затраты, осуществляемые реже чем один раз в месяц.
 
 2. Себестоимость продукции
 
  Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.
 
  Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции
 
  Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. Их структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форм его организации и размещения, условий снабжения и сбыта продукции и т.д. В зависимости от преобладающей доли отдельных элементов затрат различают следующие виды отраслей и производств: материалоемкие, трудоемкие, фондоемкие, топливо- и энергоемкие и смешанные. Структура затрат не остается постоянной, она динамична. Так, в целом по промышленности России материальные затраты в I кв. 1997 г., в 1995 и в 1990 гг. соответственно составляли - 63,0; 57,4; 68,6%: оплата труда - 11,2; 13,7; 13,0%; отчисления на социальные нужды - 4,2; 4,9; 2,2%; амортизация - 8,2; 6,2; 12,1%; прочие расходы - 13,4; 17,8; 4,1%.
  Материальные затраты во всех отраслях народного хозяйства (кроме добывающих) занимают основную долю в себестоимости продукции. В их состав входят: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергия и др. Сырье и материалы включают в себя стоимость приобретаемых со стороны ресурсов, которые входят в продукт и составляют его основу или являются необходимым компонентом. Покупные материалы и полуфабрикаты, приобретаемые со стороны, подвергаются в дальнейшем дополнительной обработке или сборке-монтажу. Вспомогательные материалы добавляются к основным с целью изменения их внешнего вида или других свойств, а также используются при обслуживании производства (смазочные, обтирочные, красители, упаковочные и проч.). Топливо (твердое, жидкое, газообразное) и энергия всех видов (электрическая, тепловая, сжатого воздуха, холода и др.), приобретаемые со стороны, выделяются особо в составе материальных затрат в связи с их важным народнохозяйственным значением. В материальные затраты включаются также расходы на тару, упаковочные материалы, инструмент, запасные части и др.
  Оценка материальных ресурсов, по которой они включаются в себестоимость продукции, определяется исходя из цены приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), всех надбавок и комиссионных снабженческим, посредническим и внешнеторговым организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин, а также платы за транспортировку сторонним организациям. Из расходов на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов - остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей, образующихся в процессе производства, которые утрачивают (полностью или частично) потребительские качества исходного ресурса и не могут использоваться по прямому назначению. Возвратные отходы оцениваются в зависимости от возможного их использования.
  Затраты на оплату труда отражают участие в себестоимости продукции необходимого живого труда. Они включают заработную плату основного производственного персонала, а также не состоящих в штате работников, относящихся к основной деятельности. Оплата труда включает: заработную плату, начисляемую по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с системами оплаты труда, принятыми на предприятии; стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты; надбавки и доплаты; премии за производственные результаты; оплату очередных и дополнительных отпусков; стоимость бесплатно предоставляемых услуг; единовременные вознаграждения за выслугу лет; надбавки за работу на Крайнем Севере и по районным коэффициентам и другие расходы. Не включаются в себестоимость выплаты работникам предприятий, не связанные непосредственно с оплатой труда, имеющие своим источником средства специальных фондов, целевых поступлений, фондов профсоюзных организаций и др. (материальная помощь, надбавки и единовременные пособия ветеранам труда, оплата путевок на лечение и отдых, дивиденды, выплачиваемые по акциям, компенсации в связи с повышением цен, оплата проезда к месту работы и проч.).
  Отчисления на социальные нужды представляют собой форму перераспределения национального дохода на финансирование общественных потребностей. Начисленные средства направляются во внебюджетные фонды и используются на предусмотренные законом цели. Тарифы страховых взносов ежегодно утверждаются в федеральном законе, принимаемом Государственной Думой и одобряемом Советом Федерации. В эту группу затрат в настоящее время включаются четыре вида платежей.
  1. Отчисления в Фонд социального страхования Российской Федерации. Тариф страховых взносов установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Эти взносы формируют, в основном, бюджеты профсоюзных организаций, из которых оплачиваются больничные листы, путевки в санатории, материальная помощь и другие социально-культурные нужды трудового коллектива и отдельных работников.
  2. Отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации включаются в себестоимость продукции организациями-работодателями в размере 28% (в сельском хозяйстве - 20,6%) от начисленного фонда оплаты труда. Индивидуальные предприниматели вносят в этот фонд 5% дохода, полученного от их деятельности, а работающие граждане - 1% от заработной платы. Средства фонда используются на выплату всех видов пенсий и пособий пенсионерам и инвалидам.
  3. Страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации для предприятий-работодателей установлены в размере 1,5% от начисленного фонда оплаты труда. Средства фонда направляются на трудоустройство и помощь лицам, потерявшим работу.
  4. Фонд обязательного медицинского страхования формируется из взносов в размере 3,6% от начисленной оплаты труда (из них 0,2% направляется в Федеральный фонд). Отчисления, формирующие этот фонд, направляются на финансирование учреждений здравоохранения.
  Кроме вышеназванных фондов в стране действуют многочисленные негосударственные пенсионные фонды, фонды медицинского страхования, службы трудоустройства и т.п., формирование средств которых имеет другие источники, не относящиеся к себестоимости продукции предприятий.
  Амортизация основных фондов на их полное восстановление включается в себестоимость продукции в суммах, определяемых на основе балансовой стоимости фондов и действующих норм амортизационных отчислений. Износ начисляется как на собственные основные фонды, так и арендованные (если иное не предусмотрено договором аренды), а также на стоимость помещений, предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания и медицинского обслуживания трудовых коллективов предприятий.
  В состав прочих затрат входят разнообразные и многочисленные расходы; налоги и сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, оплата процентов за кредит, суммы износа по нематериальным активам, командировочные и представительские расходы, оплата работ по сертификации продукции, вознаграждения за изобретательства и рационализацию и др.
  Расходы, включенные в себестоимость производимой продукции, образуют производственную себестоимость валовой продукции. Если в производственной себестоимости учесть (прибавить или вычесть) изменение остатков незавершенного производства, то определим производственную себестоимость товарной продукции. После прибавления к ней группы внепроизводственных расходов, связанных с реализацией продукции и отчислением средств в вышестоящие организации, получаем полную себестоимость товарной продукции.
 
  Группировка затрат по экономическим элементам (смета затрат на производство)
 
  По методам планирования, учета и распределения затраты классифицируются по экономическим элементам - сметный разрез затрат и по месту их осуществления - группировка по статьям калькуляции. Эта классификация имеет важное теоретическое и практическое значение, так как в соответствии с ее требованиями организуется экономическая деятельность предприятия.
  Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В ней собираются затраты по общности экономического содержания, по их природному назначению. Так, по элементу "Оплата труда" показывается весь фонд оплаты труда предприятия вне зависимости от того, какой категории работников он предназначен: производственным рабочим, служащим или младшему обслуживающему персоналу. Амортизация основных фондов также отражает общую сумму начисленного износа от всех видов основных фондов предприятия: станков, на которых изготавливается продукция; всех видов производственных зданий, в том числе и заводоуправления; грузового и легкового автотранспорта и т.д. Смета затрат включает следующие элементы:
  1) сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов);
  2) вспомогательные и прочие материалы;
  3) топливо со стороны;
  .4) энергия со стороны;
  5) заработная плата основная и дополнительная;
  6) отчисления на социальные нужды;
  7) амортизация основных фондов;
  8) прочие денежные расходы.
  В смете отражаются затраты, оплачиваемые поставщикам ресурсов со стороны. Если предприятие само производит какой-то вид ресурсов (сжатый воздух, пар, энергию), то издержки на их производство распределяются в смете по соответствующим элементам затрат (топливо, заработная плата, амортизация и т.п.).
  Классификация затрат по экономическим элементам имеет для предприятия важное значение. Сметный разрез затрат позволяет определить общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов. На основе сметы осуществляется увязка разделов производственно-финансового плана предприятия: по материально-техническому снабжению, по труду, определяется потребность в оборотных средствах и т.д. По смете затрат исчисляется себестоимость валовой продукции, изменение остатка незавершенного производства, списание затрат на непроизводственные счета.
  Вместе с тем на основе сметного разреза нельзя определить конкретное направление и место использования затрат (производственный процесс, обслуживание цеха, содержание заводоуправления и т.п.), что не позволяет анализировать эффективность использования затрат, вскрывать резервы их снижения. А главное, на основе элементов сметы невозможно определить себестоимость единицы выпускаемой продукции в разрезе всего ассортимента, а также каждого наименования, группы, вида. Эти задачи решает классификация затрат по статьям калькуляции.
 
  Группировка затрат по статьям калькуляции
 
  Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявить резервы снижения затрат. Калькуляционный принцип группировки затрат лежит в основе построения плана счетов бухгалтерского учета во всех отраслях народного хозяйства в нашей стране и за рубежом. Отчетность также составляется и анализируется преимущественно по статьям калькуляции.
  При группировке по статьям калькуляции затраты объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения: непосредственно в процессе изготовления продукции, в обслуживании производства, в управлении предприятием и т.д.
  Типовая группировка затрат по статьям калькуляции имеет следующий вид:
  1) сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов);
  2) вспомогательные материалы;
  3) топливо на технологические цели;
  4) энергия на технологические цели;
  5) основная заработная плата производственных рабочих;
  6) дополнительная заработная плата производственных рабочих;
  7) отчисления на социальные нужды по заработной плате производственных рабочих;
  8) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  9) расходы на подготовку и освоение нового производства;
  10) цеховые расходы;
  Цеховая себестоимость
  11) общепроизводственные расходы;
  12) потери от брака:
  Производственная себестоимость товарной продукции
  13) внепроизводственные расходы;
  Полная себестоимость товарной продукции.
  В приведенной классификации первые семь статей затрат осуществляются непосредственно на рабочем месте и прямо относятся на себестоимость каждого вида продукции. Все другие статьи являются комплексными, собирающими затраты по обслуживанию и управлению производством.
  Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования включают затраты на техническое обслуживание машин и механизмов, расходы на текущий и капитальный ремонт оборудования, цехового транспорта и инструментов, амортизацию основных фондов, закрепленных за цехами, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др. В статью "Расходы на подготовку и освоение нового производства" входят затраты некапитального характера: совершенствование технологии, переналадка оборудования, изготовление специального оборудования и оснастки и т.д. В состав цеховых расходов включаются затраты на управление цехов основного производства: заработная плата цехового персонала, расходы на амортизацию, текущий ремонт, отопление, освещение, уборку зданий и цеховых помещений, износ инвентаря и малоценных предметов общецехового назначения и др. "Общепроизводственные расходы" направляются на покрытие затрат по управлению и обслуживанию общехозяйственных нужд предприятия: аппарата управления, содержание зданий, территории, транспорта и проч., имеющих общепроизводственное назначение. Внепроизводственные расходы включают затраты, связанные с реализацией продукции (упаковка, отгрузка, реклама, сбытовая сеть, комиссионные и др.), а также различного рода отчисления и платежи.
 
  Определение себестоимости продукции
 
  Расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции или работ осуществляется посредством калькулирования по установленным статьям затрат. Различают плановую, нормативную, сметную и фактическую калькуляции. Плановая калькуляция отражает планируемые затраты на изготовление продукции на предстоящий период. Нормативная калькуляция включает затраты, исчисленные на базе установленных (как правило, оптимальных, желаемых для достижения) норм материальных и трудовых затрат и смет по обслуживанию производства. Сметные калькуляции разрабатываются на новую продукцию, впервые выпускаемую предприятием, которая требует разработки соответствующей нормативной базы. Фактическая калькуляция - это отчетная калькуляция, отражающая общую сумму фактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.
  При разработке калькуляции на единицу продукции затраты, как известно, подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты можно сразу же отнести на себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, материалы, энергия технологическая, заработная плата основных рабочих и т.д.
  Прямые материальные затраты включаются в себестоимость на основе установленных норм расхода и цен на данный вид ресурса. Основная заработная плата производственных рабочих определяется исходя из действующих норм труда (выработки, времени) и сдельных расценок (при сдельной оплате труда), или нормативных ставок оплаты (при повременной оплате труда).
  После определения возможного набора прямых затрат все остальные затраты относятся к косвенным и распределяются между всеми видами продукции пропорционально выбранной базе. Так, дополнительная оплата труда и отчисления на социальные нужды распределяются пропорционально основной заработной плате. Цеховые и общепроизводственные расходы могут быть разделены либо в соотношении прямых затрат, либо по доле расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Иногда расходы по содержанию оборудования невозможно отнести на определенную продукцию. Тогда их учитывают в составе цеховых расходов и соответственно распределяют.
  Для определения объема косвенных затрат предварительно разрабатываются сметы вспомогательных и обслуживающих цехов, расходов на управление и др. На их основе планируются затраты по комплексным статьям калькуляции: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общепроизводственные расходы, расходы на подготовку нового производства. Эти затраты планируются в сметном и калькуляционном разрезе и используются как для определения себестоимости единицы изделий, так и всей товарной и валовой продукции.
  Расчет себестоимости на основе установленных норм прямых затрат и разработки плановых комплексных статей принято называть методом норм, или методом прямого счета. Надежность расчетов обеспечивается экономически обоснованной системой норм и нормативов затрат. Несмотря на высокую трудоемкость расчетов, этот метод планирования себестоимости является основным на предприятиях.
  При предварительных расчетах и на ранних стадиях разработки бизнес-планов используется метод расчетов по технико-экономическим факторам, или аналитический. Его сущность заключается в определении влияния отдельных факторов в плановом периоде на установленный базовый показатель - уровень затрат на рубль продукции. В качестве основных факторов, как правило, принимаются: изменение спроса на продукцию и объема производства, сдвиги в ассортименте продукции, повышение технического уровня производства, совершенствование организации производства, труда, управления и проч. Учитывается влияние и внешних факторов.
  При разработке перспективных бизнес-планов калькулирование себестоимости может производиться параметрическим методом, устанавливающим взаимосвязи между динамикой себестоимости изделий и изменениями их базовых качественных характеристик: надежности, долговечности, мощности, веса, скорости и проч. Этот метод требует достаточной информации, обоснованного выбора параметров продукции, применения достоверных экономико-математических моделей и программ.
  В условиях перехода к рыночной экономике предприятия самостоятельно выбирают плановые периоды, методы и формы планирования затрат и себестоимости. С 1997 г. предприятия определяют два варианта себестоимости: один - для целей бухгалтерского учета, другой - для целей налогообложения. В себестоимость продукции возможно включать все фактически произведенные затраты, что позволяет установить их достоверный уровень, определить реальную себестоимость продукции, прибыль и рентабельность. Фактический объем затрат необходим для ценообразования, для планирования финансовых результатов. Для целей налогообложения фактическая себестоимость корректируется с учетом утвержденных норм, нормативов и лимитов, устанавливаемых государством по отдельным лимитируемым элементам затрат. Так, расходы на командировки, рекламу, оплату процентов по кредитам банков, по бюджетным ссудам и т.д. включаются в себестоимость в суммах фактических затрат, а для целей налогообложения они учитываются только в установленных пределах либо вообще не принимаются в расчет (например, проценты по просроченным ссудам, ускоренная амортизация, использованная не по назначению и т.п.). Вместе с тем значительный круг затрат по-прежнему принимается в обоих вариантах в пределах установленных нормативов. Так, платежи за выбросы загрязняющих веществ в природную среду в пределах допустимых норм включаются в себестоимость продукции, а за выбросы свыше этих норм - покрываются из прибыли. С 1996 г. предприятиям разрешено включать в себестоимость затраты на создание страховых фондов (резервов) в размере не более 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг). Лимитируется стоимость бесплатно выдаваемой одежды, затрат на горюче-смазочные материалы и т.д.
  В перспективе предполагается, что предприятия всех видов собственности и организационно-правовых форм будут представлять в государственные органы в качестве открытой финансовой отчетности только сумму затрат на валовую продукцию в разрезе элементов сметы. Калькуляция себестоимости единицы изделий и товарного выпуска продукции, относимая к системе управленческого (производственного) учета, будет использоваться только внутри предприятия ограниченным кругом руководителей.
  При планировании себестоимости предприятие кроме калькуляции и сметы затрат на производство разрабатывает сводную шахматную таблицу затрат на производство и реализацию продукции, отражающую взаимосвязи экономических элементов и калькуляционных статей затрат.
  Основными плановыми и отчетными показателями, определяемыми предприятием по себестоимости продукции, являются:
  • себестоимость единицы продукции в рублях (тыс. руб.), рассчитываемая на основе плановых и отчетных калькуляций;
  • затраты на рубль товарной продукции, рассчитываемые как отношение затрат на производство и реализацию продукции к объему выпуска товарной продукции в ценах реализации, показывающее величину затрат в каждом рубле товарной продукции;
  • процент снижения затрат по сравнимой товарной продукции (к сравнимой относится продукция, которая выпускалась предприятием в предшествующем году).
  Расчет себестоимости обычно предполагает разработку плана снижения себестоимости товарной продукции.
 
 1. Издержки фирмы в микроэкономической теории
 
  Общие, средние и предельные издержки
 
  В теории издержек важное значение имеет их классификация на постоянные, переменные, валовые, средние и предельные. Постоянные издержки не зависят от объема производства и реализации продукции. Они включают, например, плату за аренду и содержание помещений, амортизацию, проценты за кредит, накладные расходы и т.д. Постоянные расходы обозначаются "FC" (англ. fixed costs). К переменным издержкам относятся те, которые увеличиваются или уменьшаются вместе с объемом выпуска продукции, а именно: расходы на сырье, материалы, оплату труда производственных рабочих и другие изменяющиеся затраты. В теории издержек они имеют символ "VC" (англ. variable costs). Сумма постоянных и переменных расходов составляет валовые, или общие, издержки, обозначаемые как "ТС" (англ. total costs). Средние издержки представляют собой затраты, приходящиеся на единицу изготовляемой продукции, - "АС" (англ. average costs). Под предельными издержками "МС" (англ. marginal costs) понимается сумма увеличения расходов, связанная с выпуском дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. При увеличении или сокращении объема производства важно знать средние затраты, приходящиеся на дополнительный выпуск продукции, и сравнить их с фактически сложившимися средними величинами. Это позволяет определить оптимальный объем продукции с точки зрения минимизации затрат. Предельные издержки рассчитываются на каждую последующую единицу изделий посредством вычитания из суммы валовых издержек их предшествующего значения.
 
  Взаимосвязь валовых, средних и предельных издержек
 
  Взаимосвязь валовых, средних и предельных расходов является ключевым моментом в теории издержек, лежащим в основе расчетов оптимального объема производства, минимизации затрат и максимизации прибыли. Рассмотрим пример: внутренние и внешние факторы производства остаются неизменными, в том числе и цены на ресурсы и продукцию. Используется только два ресурса:
  постоянный - капитал в сумме 1200ед. (FC) и переменный - труд (L), стоимостью каждой единицы в 400 ед. Общий объем произведенного продукта обозначим ТР (англ. total product).
  Валовые издержки представляют собой сумму общих постоянных и общих переменных расходов; средние издержки определены путем деления общих издержек на объем продукции:
  предельные издержки рассчитаны делением прироста общих издержек (400 ед.) на прирост объема продукции, полученный в результате привлечения дополнительной единицы труда:
 
 
  Таблица 13.1.
  Динамика общих, средних и предельных издержек производства
 
 Кол-во труда L
  Продукт
  Общие издержки
  Пре
 дель
 ные издержки МС
  Средние издержки
  общий ТР
  при-
 рост ?ГР
  постоянные TFC
  переменные TVC
  Вало-
 вые
 ТС
  постоянные AFC
  переменные AVC
  общие АТС
  0
  -
  -
  1200
  -
  1200
  -
  -
  -
 
  1
  20
  20
  1200
  400
  1600
  20
  60
  20
  80
  2
  50
  30
  1200
  800

<< Пред.           стр. 12 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу