<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 Издательско-книготорговый цешр "Маркетинг"
 Н. В. Салиенко
 ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ
 МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ:
 СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ
 ФОРМИРОВАНИЯ
 Монография
 Москва 2003
 
 3.13. Различие видов деятельности менеджеров в организации
  Труд менеджера, исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная принадлежность может быть различным в силу большого разнообразия факторов, отличие характера труда, специфично для каждой организации. В то же время можно выделить два подхода, составляющих основу отличительных признаков труда менеджеров и ранжировать их по вертикали и по горизонтали.
  Вертикальное разделение труда основывается на выделении трех уровней управления высшего, среднего и первого; горизонтальное - на структурном построении организации как системы, в составе которой кроме собственно производства могут быть подсистемы, специализирующиеся на маркетинге, инновациях, финансах, персонале и т.д. Кроме того, может быть выделен труд менеджеров, являющихся специалистами по той или иной функциональной подсистеме и относящихся к определенному уровню управления.
 Вертикальное разделение труда
  Менеджеры высшего уровня (их еще называют топ-менеджеры) - это люди, занимающие ключевые позиции в организации, менеджеры-собственники, генеральный директор или президент, члены совета директоров и аппарат управления организацией в целом. Их главная состоит в обеспечении оптимальной системы взаимоотношений с внешней средой, при которой организация может успешно работать и конкурировать. Поэтому главное в деятельности топ-менеджеров - это разработка стратегии долгосрочного развития, в которой устанавливаются цели и задачи организации, необходимые для их достижения ресурсы и способы продвижения на рынке.
  Менеджеры высшего уровня наделены полномочиями решать проблемы функционирования и развития организации (такие, например, как
 213
 
 крупные инвестиции в новый производственный процесс, слияние с другой фирмой, закрытие филиала, разработка нового продукта и пр.). Их деятельность характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегического и перспективного и развития, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием решений, принимаемых в условиях большой неопределенности и недостаточной информации.
  Под вилянием изменений, происходящих в экономике и социальном развитии общества, менеджеры высшего уровня в настоящий период меняют приоритетные направления своей деятельности. Так, опрос, проведенный в компаниях зарубежных стран", показал, что в ближайшем будущем их усилия будут направлены в первую очередь на:
 - формулирование долгосрочных стратегий развития;
 - управление человеческими ресурсами организации;
 - маркетинг и продажи;
 - переговоры и разрешение конфликтов;
 - установление отношений с другими участниками рынка.
 Менеджеры среднего уровня - это управленческий персонал, который
 в соответствии со своим названием выполняет двойственную функцию, выступая в качестве исполнителя по отношению к менеджменту высшего уровня и играя руководящую роль для менеджеров первого уровня. Это так называемые менеджеры дуальных управленческих структур. Обычно к среднему уровню относят менеджеров, возглавляющих структурные подразделения, отделения и отделы организации, а также занимающих должности заместителей руководителей, менеджеров отделов маркетинга, производства, по продажам и т.д. В крупных организациях может быть несколько уровней среднего менеджмента, и это дает основание для разделения менеджеров среднего уровня еще на несколько "слоев". К высшему слою относят тех, кто направляет деятельность менеджеров следующих, находящихся ниже, слоев с целью доведения до них стратегии и
 'KeunmgD Management A Contemporary Approach L, 1998, p 27
 214
 
 политики высшего руководства и оказания помощи по руководству оперативной деятельностью. Менеджеры среднего уровня, находящиеся в самом низу, работают в тесном контакте с менеджерами первого уровня и исполнителями.
  Менеджеры среднего уровня являются проводниками политики организации и в то же время осуществляют прямое руководство выполнением процессов и операций. К числу наиболее важных работ, которые они выполняют, относятся следующие:
 - руководство и контроль за ходом работ;
 - принятие оперативных решений;
 - передача информации сверху вниз и снизу вверх;
 - планирование работ;
 - организация работ;
 - мотивирование работников;
 - поддержание внутренних и внешних контактов;
 - составление отчетов.
  В связи с тенденцией к делегированию полномочий с верхнего уровня вниз менеджерам среднего уровня нередко приходится решать задачи разработки политики развития подразделений; кроме того, на них ложится большая ответственность за организацию работ исполнителей по реализации планов организационных изменений, спускаемых сверху. На отечественных предприятиях роль средних менеджеров в последнее время значительно возросла в связи с расширением прав структурных подразделений организаций.
  Менеджеры первого (низового) уровня - это управленческий персонал, который несет прямую ответственность за работу исполнителей, то есть работников организации, производящих продукцию или услуги. Руководители этого уровня имеют в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. К ним относятся такие
 215
 
 руководители, как бригадир, начальник смены или участка, руководитель группы.
  Управленческий персонал и руководство этого уровня находятся в постоянном контакте с исполнителями, доводят до них планы работ, организуют производственные и другие процессы, осуществляют контроль за исполнением, решают множество самых различных проблем текущего и оперативного планов. Иными словами, менеджеры этого уровня принимают в основном оперативные решения, связанные с выполнением заданий и оптимизацией использования выделенных для этого ресурсов. Чаще всего их работа носит рутинный, повторяющийся характер: установить оперативные задачи, составить план работы на соответствующий период времени, организовать работу исполнителей, проконтролировать ход ее выполнения и т.д.
  Для исполнителей менеджеры первого уровня являются их первыми начальниками, с остальными руководителями они входят в контакт значительно реже, так как практически все важные вопросы решают на этом уровне управления. В обязанности менеджеров входит не только разрешение всего множества возникающих здесь вопросов и задач, но также анализ оперативных ситуаций и своевременная передача наиболее важной информации на следующий, средний уровень для принятия решений, имеющих значение для других подсистем или организации в целом. Они же, в основном, стимулируют работу исполнителей.
  В крупных и средних организациях описанное выше вертикальное разделение труда дополняется горизонтальным. Как уже отмечалось, в составе организации могут быть сформированы функциональные подсистемы, каждая из которых выполняет специфические задачи, которые нередко именуют функциональными сферами.
  Теоретически функциональные подсистемы равнозначны по своей роли в достижении целей организации, хотя в те или иные периоды какая-то одна из них может приобрести особенно большую роль.
 216
 
  Труд менеджеров и их роль в управлении организацией следует рассматривать также с учетом характера и сложности выполняемых работ, а также масштабов ответственности за работу. По этим критериям в составе аппарата управления можно выделить три категории работников:
 - руководители;
 - специалисты;
 - служащиеся.
  С позиций технологии процесса управления задачи руководителя сводятся, прежде всего, к принятию решений и организации их практической реализации.
  Специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, обеспечивая их обоснованность и соответствие требованиям.
  Служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса: сбора, передачей, обработкой, хранением и обновлением информации.
  Сложные и ответственные задачи, выполняемые руководителями организаций, предопределяют специфику и особенности их труда.
  Руководителем считается член организации, который чаще всего имеет в своем подчинении других работников организации, наделен полномочиями направлять их действия и несет всю полноту ответственности за состояние управляемого объекта. Такой статус предопределяет особую роль руководителей в организации и содержание выполняемых ими работ.
  Главное в деятельности руководителей любого ранга - это работа с людьми не только непосредственно подчиненными, но и со всеми теми, кто прямо или косвенно связан с функционированием управляемого объекта как внутри предприятия, так и за его пределами.
  Руководители работают в тесном контакте со своими подчиненными и другими руководящими работниками предприятия при постановке целей и задач, при формировании в коллективе системы ценностей и норм поведения, направляющих общие усилия на их достижение; при разработке путей
 217
 
 решения возникающих в ходе работы проблем. С участием коллектива они производят распределение ресурсов и организуют процесс, учитывая потенциал специалистов, их сильные и слабые стороны. В соответствии с этим моно выделить те способности, которыми должны обладать руководители для успешной работы с людьми:
  - организация коллектива и создание в нем благоприятного морального
 климата для плодотворной работы и развития;
  - подбор и расстановка кадров, обеспечивающие формирование и
 наилучшее использование человеческого потенциала организации;
  -распределение прав, обязанностей и ответственности между работниками;
  - объективная оценка вклада каждого работника и использование
 различных форм стимулирования труда;
  - создание условий для раскрытия и развития личности работников,
 повышения качества трудовой жизни и эффективности работы.
  В работе руководителей с людьми и организациями, непосредственно не подчиняющимися им, большое место занимает координация общих усилий по достижению целей, переговоры с представителями заинтересованных фирм, а также обмен информацией. Значение такого межличностного взаимодействия особенно важно для руководителей в условиях, когда произошло разрушение действовавших многие годы хозяйственных связей, на месте бывших партнеров появились конкуренты, а налаживание новых связей требует использования совершенно новых подходов к организации информационных связей между предприятиями и ' людьми.
  Важнейшее направление деятельности руководителей, требующее от них не только высокого профессионализма в решении задач организации, но и методологической компетенции, это принятие управленческих решений, т.е. способности к системному восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем и поиску оптимальных методов из разрешения.
 218
 
  Организация выполнения принятых решений отражает их умения и способности доводить до коллектива цели и задачи, формировать единую систему ценностей, контактировать с людьми, вовлекать их в процесс разрешения проблем, мотивировать и поощрять производительную и качественную работу.
  В периоды радикальных преобразований экономики и реформировании работы организаций существенно растет число новых и нестандартных решений, которые требуют не применявшихся ранее методов и связаны с большими рисками. Это еще более усложняет работу руководителей, которые не только сами должны адаптироваться к неизбежным переменам, но и убеждать коллектив в их необходимости.
  Важнейшей задачей руководителей является разработка видения, назначения (миссии) организации. Это требует от них умения управлять развитием организации, постоянно обучать других продуктивно решать проблемы и повышать свое мастерство. Они должны обладать способностью формировать разделяемое видение организации и общее понимание сложных проблем, обеспечивать контроль того, что делается на местах, и координацию работы всех частей организации.
  Важнейшей составляющей в работе руководителей всех трех уровней является управление людьми. Однако характер и содержание этой проблемы различны. Руководители первого уровня имеют дело в основном со своими подчиненными - исполнителями. На среднем уровне реализуется сложная система взаимоотношений с менеджерами и руководителями всех трех уровней (в этом особенность работы менеджеров этого уровня). Руководителям высшего уровня приходится много внимания уделять не только собственному персоналу организации, но и активно работать с руководством других организаций. Само собой разумеется, что это находит отражение на содержании работ: на первом уровне - это в основном инструктаж и оперативное распорядительство; на среднем - координация
 219
 
 деятельности; на высшем - межличностное общение, информационные роли, принятие важнейших решений.
  Концептуальные решения принимаются в основном на высшем уровне руководства, тогда как использование профессиональных и технических знаний и умений больше всего необходимо для менеджеров первого уровня. Искусство выполнения управленческих процедур, применения специальных знаний, методов и подходов приобретает здесь нередко значение примера и даже образца для подражания.
  3.1.4. Объективные требования к профессиональному и психологическому портрету личности менеджера
  После проведенного выше анализа видов деятельности менеджера возвратимся вновь к вопросу, сформулированному нами ранее по поводу практического содержания специальности "менеджмент организации", обозначенной в Государственном образовательном стандарте под номером 061100.
  Приведенные в 3.1.1 различные точки зрения, касающиеся того, что есть "менеджмент", по нашему мнению, не являются надуманными и каждая из них, в определенной мере, отражает суть понимания этого термина.
  Действительно, в первой точке зрения подчеркнута мысль о том, что менеджмент не есть особая специальность, а лишь некоторое дополнение к базовой (фундаментальной) квалификации (инженер, экономист, юрист и т.д.).
  Анализ направлений и видов деятельности, рассмотренных в главе 3.1, подтверждает вышесказанную точку зрения в том плане, что эффективно, т.е. грамотно и с высоким результатом, руководить профессиональной деятельностью людей нельзя, если сам руководитель не имеет фундаментальной подготовки в этой области.
 220
 
  Существовавшая в прошлые годы практика использования так называемой "номенклатуры" как клана определенной категории партийных и государственных работников, назначаемых на руководящую работу вне зависимости от профиля и особенностей деятельности организации, показала в итоге свою полную несостоятельность. Т.е. руководитель должен быть подготовлен как отраслевой специалист прежде всего.
  Но будет ли достаточной подготовка его управляющего, даже с учетом приобретаемого затем опыта работы, если в процессе фундаментального обучения будут включены отдельные дисциплины, касающиеся вопросов человековедческой сферы и информационной теории управления.
  Видимо, нет, ибо подобные отдельные дисциплины не создают определенной системы, которая явилась бы базовой для реализации теоретических положений науки управления на практике.
  Вторая точка зрения отражает главную особенность "менеджмента" как специальности, представляющей собой совокупность двух направлений одновременной вузовской подготовки: и как профессионала - специалиста определенной сферы деятельности, и как будущего руководителя.
  Но практика показывает, что в этом случае не получается хорошего специалиста ни по сфере профессиональной деятельности, ни по сфере управления. Нарушается системность формирования профессионального сознания, размывается его фундамент, смещается в ту или иную сторону приоритеты в объемных характеристиках знаний, нет гармонии. Более того, многие особенности различных видов деятельности менеджера, отмеченные выше в главе 3.1, не осознаются студентом по содержанию и их значимости в механизме управления. В результате, время, затраченное на подготовку выпускника ВУЗа как специалиста в области управления, используется неэффективно. К тому же руководящие должности низших звеньев управления, на которые направляются выпускники, не требуют в процессе выполнения своих функциональных обязанностей высоких профессиональных управленческих знаний.
 221
 
  Что касается третьей точки зрения, в которой полагается, что менеджмент есть специальность, требующая фундаментальной подготовки руководителя как профессионала сферы управления, но лишь на фазе второго (последипломного) образования, то в ней, как нам представляется, заключен как раз наиболее значимый здравый смысл.
  Конечно, здесь не имеется ввиду полное исключение из первого образования дисциплин, касающихся планирования и организации производства или делового межличностного общения. Речь идет лишь о том, что фундаментальную профессиональную подготовку, которая позволила бы специалисту качественно вести управленческую деятельность на должностях среднего и высшего уровней управления, следует осуществлять на базе уже основной практики деятельности молодого специалиста путем, например, двухлетнего обучения по программам, включающим теорию и практику реализации основных принципов и методов организации человеческой деятельности в объеме, достаточном для обеспечения эффективной работы коллектива соответствующей управленческой структуры.
  Данная точка зрения основывается на современных требованиях, которые предъявляются к управленческому персоналу среднего и высшего уровней иерархии менеджеров предприятия (фирмы).
  Чтобы сформулировать указанные требования обратимся к оценке менеджера в практике функционирования заслуживающих внимания, передовых зарубежных и международных корпораций-флагманов экономического процесса развития цивилизованного общества, являющихся эталоном современного менеджмента.
  В этом плане заслуживают внимания мнения специалистов -руководителей международной так называемой "корпорации ЗМ", или "К-ЗМ12", высказанные в интервью с Грачевым М.В.13
 12 Minnesota, Mining and Manufacturing Company.
 13 См. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - M, "Дело ЛТД",
 1998.
 222
 
  Менеджеры компании относятся к категории "мастеров нововведений" постоянно поражая деловой мир эффективностью производства и сбыта, качеством работы и организации управления, активностью на мировом рынке. Начав с создания нождачной бумаги в начале прошлого столетия, "Компания ЗМ" сегодня выпускает 60 тысяч наименований товаров и занимает ведущее место среди международных компаний.
  В разных уголках планеты можно встретить товары компании - шлифовальные материалы и клеящиеся ленты, кинокамеры и дискеты для компьютеров, знаки с отражающим покрытием для автодорог, медицинское оборудование, бытовая техника и многое другое.
  Годовой объем продаж "К-ЗМ" составляет 14 млрд. долл. Ее филиалы расположены в 57 странах.
  Опыт "К-ЗМ" подтверждает большое значение эффективного управления на основе максимально возможного учета "человеческого фактора" для экономического успеха.
  Мнения ответственных руководителей по вопросу особой роли менеджера в управлении и требований, предъявляемых к его знаниям и личностным качествам, сводятся к следующему:
  1. Люди - самый ценный ресурс экономики. Управление этим
 ресурсом составляет главную обязанность менеджмента. В современной
 действительности содержание управления людьми все в большей степени
 переходит от простого оперативного разрешения организационных и
 социальных проблем к определению будущих потребностей людей, развитию
 и использованию их потенциала. Не учитывать этой тенденции в
 деятельности менеджера недопустимо.
  2. Умелое управление людьми обеспечивает благоприятную среду, в
 которой реализуется личностный потенциал каждого исполнителя,
 достигается большое удовлетворение от выполненной работы и возрастает
 общественное признание деятельности на основе полученных результатов.
 223
 
  Производительность и качество труда при современной технической обеспеченности в еще современной степени, чем прежде определяются общим настроением персонала, складывающегося из таких важных элементов, как справедливая оплата труда, социальные доплаты и гибкий график или режим работы, активное вовлечение работников в оценку труда и перспектив продвижения по службе, непрерывное обучение и т.д.
  3. Современный менеджер должен быть не просто специалистом в
 определенном инженерно-техническом или экономическом плане, он, прежде
 всего должен быть подготовлен как профессиональная сферы управления.
  В повседневной практике управления менеджер должен любить себя, потому что только тогда он будет любить своих подчиненных. Необходимо давать работникам свободу для выполнения работы и развития своего творческого потенциала, избегать искусственных барьеров между собой и подчиненными. Люди хотят видеть в руководителе партнера и наставника, а не надсмотрщика. Важно держать людей в курсе деловых событий, которые оказывают влияние на бизнес. Информация должна свободно переливаться по каналам организации. Ее нельзя монополизировать в качестве инструмента личной власти. Все эти обстоятельства становятся более важными сегодня, когда окружающие условия неопределенны и хаотичны по сравнению с положением, существовавшим 30 лет назад. Менеджеры должны действовать соответствующим образом, чтобы видеть новые возможности и быть готовыми управлять изменениями более эффективно по сравнению с конкурентами.
  4. Современные менеджеры должны понимать, какой стремиться
 стать компания и на каком этапе развития она находится сегодня. Они
 должны, следовательно, обладать знаниями и навыками работы с персоналом
 для проведения в жизнь изменений, для того, чтобы развивать способности
 персонала, правильно осуществлять подбор и расстановку кадров,
 совершенствовать межфункциональные и межличностные коммуникации.
 224
 
  5. Хороший руководитель должен обеспечить трудовую этику и
 уважение к потребителю. Он разъясняет глобальную стратегию компании и
 роль каждого в ее осуществлении, организует коллективную работу в
 "матричной" среде. Для этого требуются гибкое мышление и способность
 улавливать изменения, хорошее владение управленческим инструментарием
 и осмысление экономических и политических событий. Такой руководитель
 является хорошим "вербовщиком" и наставником, способен создавать
 эффективные целевые группы и прислушиваться к мнению людей.
 Желательным качеством является опыт международной деятельности.
  6. Менеджеру важно предвидеть изменения и влиять на развитие
 ситуации, кооперировать людей с лидерскими качествами и мотивировать
 персонал, говорить с людьми открыто и обоснованно и обеспечивать
 хорошие коммуникации. Если речь идет о качествах в узком смысле, о
 знаниях и навыках менеджера, то к их важным чертам относятся:
 способность организовывать группы с высокой производительностью,
 проявлять лидерские качества, аргументированно высказывая свое мнение,
 не пользуясь формальными полномочиями. Не обойтись и без способностей
 межличностного общения, открытости, мотивированности, гибкости и
 воодушевления.
  7. Хорошему менеджеру необходимо знать потребности своих
 подчиненных. Это не означает, что он обязан удовлетворять все желания, но
 содействовать этому в интересах дела он должен. Менеджеру нужно
 обладать достаточно обоснованной и актуальной информацией и иметь
 определенный опыт работы в корпорации. Поскольку подразумевается, что
 такой руководитель глубоко понимает философию корпоративного
 хозяйствования, у него должна быть подготовка в разных сферах
 внутрифирменной деятельности. Важно иметь навыки работы с персоналом,
 проявлять качества лидера.
  8. Для менеджера кроме базового экономического образования и
 практического хозяйственного опыта являются очень важными такие
 225
 
 качества, как способность к межличностным коммуникациям, умение критиковать и воспринимать критику, понимать принципы мотивации персонала и особенности организационного развития компании.
  9. Менеджер конечно должен иметь хорошее образование, обладать
 навыками работы с людьми, понимать содержание групповой работы. Он
 должен быть новатором, что предполагает способность плыть против течения
 и бороться с диктатом обстоятельств, воспринимать перемены. Большое
 значение имеет опыт линейной и функциональной управленческой работы.
  10. К знаниям и навыкам эффективного управляющего относятся:
 способность анализировать текущую ситуацию, планировать и
 реализовывать необходимые меры, быть лидером в организации и проявлять
 уважение к человеческой личности. Широта мышления и знание бизнеса
 являются критическими для менеджеров функциональных служб. Линейные
 же руководители должны хорошо знать продукцию. Потребителей, рынок и
 тенденции его развития, стратегию ценообразования, обстоятельства
 конкуренции. Но, прежде всего необходимо предвидеть запросы и
 потребности потребителей.
  11. Ключевые качества современного руководителя - быть способным
 слушать и слышать, воодушевлять работников и развивать доверие среди
 членов группы, уметь планировать так, чтобы цель была ясно
 сформулирована, пути достижения цели тесно увязаны, динамика прогресса
 четко отслеживалась, сочетать специализацию и знание генеральной
 стратегии, учитывать изменения, проявлять лидерство в противовес
 администрированию, делегировать ответственность и увлекать работников
 своей энергией в достижении целей. Несомненно, важны оперативное
 улавливание новых технологий и организационных новшеств, выявление
 резервов качества, наличие доверия со стороны подчиненных и реализм, учет
 действий конкурентов.
  12. Эффективный менеджер должен знать требования своего
 хозяйственного отделения, переводить эти требования на практический язык
 226
 
 работы с людьми, включая потребности в новой квалификации, оценивать трудовые ресурсы и намечать пути их развития. В деятельности менеджера весьма важен и такой фактор - способность самого менеджера учиться и профессионально расти, быть восприимчивым к новым идеям, концепциям, ситуациям.
  Конечно, вышеизложенные требования должны стать основанием для формирования содержания учебных планов и программ, а также обучения кадров управленческого персонала. Видимо не требуется доказательств тому, что удовлетворить требования, предъявляемые к руководителю по знаниям и умениям в процессе первичного обучения в ВУЗе, не представляется возможным. А потому должна быть принята более правильная организация подготовки профессионалов руководителей по схеме последипломного обучения в течение 1-2-х лет.
  Именно по такому методу строится подготовка профессиональных управляющих за рубежом. Накопленный опыт работы факультетов повышения квалификации и учебных центров при университете в США, Германии, Японии и других странах, позволил им сформировать учебные планы, позволяющие успешно решать поставленную задачу.
  Проиллюстрируем вышеизложенное примером деятельности конкретного учебного заведения США - Гарвардской школы бизнеса14.
  Двухлетняя программа подготовки специалистов делового администрирования высшего и среднего уровней управления, представленная таблицей 3.215, предусматривает значительную часть учебного времени на изучение общеуправленческих функций (планирование, организация, контроль), а также управления основными функциональными подразделениями (производством, финансами, сбытом продукции). Теория и научные методы управления с практической отработкой реальных ситуаций являются основой курсов по функциям управления. Весьма заметное место в
  Высшая школа делового администрирования Гарвардского университета, основанная в 1908 г. с задачей' повышения квалификации и послеуниверситетская подготовка управляющих высшего и среднего звена. 15 Зарубежные центры по подготовке управляющих. Сборник под ред В.Н. Гурмантеевой - М., 1995.
 227
 
 учебном процессе занимает количественные методы анализа И проработки
 управленческих решении.
  Таблица 3.2 Учебная программа Гарвардской школы бизнеса
 Название курса Темы занятий Название курса Темы занятий I семестр II се местр Учет и контроль Применение количественной Лабораторные Практическое применение знаний, выполнения информации о деятельности всей занятия по полученных в курсе "Поведение планов фирмы и ее подразделений, поведению в членов организацию) , организация бухгалтерский учет, планирование группе группы для участия в деловой игре - потоков фондов, определение распределение должностей, результатов деятельности фирмы, определение структуры связей, роль бухгалтерский и других ответственности и т д информационных систем в принятии Проблемы теории Структура ответственности и власти, управленческих решений, построение организации коммуникации оценка работников, и применение систем контроля подбор, продвижение и обучение работников Экономико- Системный подход к принятию математические решений Прогнозирование, Рыночно Социально-экономические и методы в статистические методы анализ риска, сбытовая технические факторы управлении бюджетирование и распределение деятельность определяющие спрос, ресурсов Учет неэкономических (маркетинг) приспособление к рыночным факторов в экономическом анализе условиям, стимулирование сбыта, вопросы ценообразования, Поведение Мотивация, преодоление внедрение и сбыт новой продукции членов сопротивления к переменам, организации межличностные и межгрупповые Финансовая Внешнее и внутреннее конфликты, отношения между деятельность финансирование, распределение начальником и подчиненным финансовых фондов предприятия Влияние внешних Изменения в демографии, культуре, Управление Проектирование и управление факторов на политике, технике, количественные и производственны производственными системами планирование качественные изменения в экономике, ми системами определение целей, структуры, структура власти, связь с планирование, контроль над государственными органами, эксплуатационными расходами, деятельность компании за рубежом потоки информации и материалов, оценка деятельности системы Письменный Анализ и принятие решений по анализ ситуаций различным хозяйственным проблемам Письменный Анализ и принятие решений по анализ ситуации различным хозяйственным проблемам III семестр Деловая политика Функции и ответственность Деловая игра Разработка стратегии и курсов ! руководства предприятия, разработка действий компаний в заданных целей, определение характера условиях, проигрывание решений на организации, (продолжение курса IV ЭВМ семестре) Спец курсы 5 курсов по теме специализации IV семестр (место предприятия в системе Деловая политика Разработка целей и задач экономики, внутренние и внешние II предприятия, мобилизация ресурсов факторы, автоматизация производства для достижения целей в условиях и управления и др ) рыночной конкуренции и при неблагоприятных обстоятельствах Исследовательски Проведение самостоятельного И проект исследования и подготовка письменного доклада по одной из тем, рассмотренных в курсе "Деловая политика" Спец курсы 4 курса по теме специализации (Рыночные структуры, конкуренция, объединения предприятий, законодательство и др )
  Значительно усилено внимание социальным аспектам управления. Поведение человека в организации изучается в процессе проведения всех видов занятий посредством участия слушателей и студентов в деловых играх, в отработке специальных заданий. Уже в первом семестре большая часть занятий проводится в дискуссиях и обсуждениях вопросов проработки и принятия управленческий решений, использования количественной информации для учета и контроля деятельности фирмы, разрешения конфликтов и способов стимулирования труда и т.д.
  Анализ обозначенных дисциплин и их содержания, представленного в таблице фрагмента учебного плана, даст реальное представление о сути профессиональной подготовке специалиста сферы управления.
  Еще более наглядное представление о содержании базовой подготовки профессиональных кадров, являющихся основой формирования организационных структур механизма управления организации, даст фрагмент учебного плана и программ двухлетнего обучения английской Манчестерской школы бизнеса, представленной таблицей 3.3.
 229
 
  Таблица 3.3 Программа двухгодичных курсов Манчестерской школы бизнеса
 
 
 
  Наименование
  курса
 Математика
 Статистика
 Экономика и управление
 Макроэкономика
 Бухгалтерское дело
 Социология
 Психология
 Изучение внешних факторов
 Семинар -
 Экономический и
 финансовый
 анализ
 Семинар -
 Поведение
 организации
 Информация и управление
 
 Содержание
 Первый год обучения
 I семестр
 Линейные уравнения и диаграммы; матрицы и детерминанты; прогрессии и ряды; нелинейные уравнения; дифференцирование; частные производные и коэффициенты Лагранжа; интегрирование; некоторые частные виды расчетов; линейное программирование
 Связь теории вероятности и статистики; множества и зависимости; комбинации и перестановки; дискретное и непрерывное вероятностное распределение; оценка и проверка значимости; корреляционный и регрессионный анализ; анализ временных рядов; дисперсия; статистическая теория принятия решений
 Связь экономики, бухгалтерского дела и исследования операций; теория потребительского спроса; требования рынка и "равновесие" рынка; рынки с твердыми и гибкими ценами; постоянные и переменные затраты; предпочтительные затраты; рыночная структура и связи
 Определение национального дохода; различные теории определения уровня занятости, дохода, потребления и цен; модели роста; банковская система; рынок капитала и учетная ставка; государственная экономическая политика; международная торговля
 Значение бухгалтерского учета; типы финансовых отчетов; платежная ведомость; отчеты о дохода, ассигнованиях и состоянии фондов; оценка поступлений; анализ и расшифровка финансовых отчетов
 Понятия "роль", "личность" и "социальная структура"; социальное равновесие и социальная ответственность; социальные системы и контроль со стороны общества; теория малых групп; проблемы социологических обследований
 Личные качества; исполнительная и творческая деятельность; суть процессов восприятия; развитие интеллектуальных способностей и приобретение навыков; личность и влияние со стороны общества
 Некоторые аспекты системы трудовых отношений в промышленности Англии; коллективные договоры; структура тред-юнионов; заключение контрактов при приеме на работу и рынок рабочей силы; взаимоотношения между правительством и предпринимателями; социальные и профессиональные объединения; семья и передача культурного наследия; культурный обмен и влияние общества на развитие культуры
 // и Ш семестры
 Анализ логических связей, построение модели
 Сбор и обработка данных; источники и типы информации; теории, проблемы и методы обработки данных
 Анализ данных и нахождение полезной информации, надежность информации, риск и неопределенность
 Обработка данных для принятия оптимальных управленческих решений Распределение информации
 Управляющие системы, бюджетный и другие формы контроля, динамическая модель, приемы моделирования Связь стратегии и^етодов управления корпорациями в условиях научно-технической
 
 230
 
 Информация управление
 Анализ внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия
 Управление рыиочно-сбытовой деятельностью
 Бухгалтерский учет и финансы
 Управление производством
 Управление кадрами
 Исследование операций
 Управление научными исследованиями и разработками
 
 Продолжение^
 революции
 Стратегия корпорации, проведение исследований для определения стратегии, объема
 исследований, экономических целей, диверсификации производства
 Организация бизнеса и теории принятия решений, планирование и составление
 бюджета, управление организацией, размещение ресурсов
 Новейшие теории организации, социальная психология, управленческие модели, поведение групп и принятие решений, внедрение нововведений в организацию Стратегия фирмы в отношении производства и сбыта
 Необходимость и сущность анализа окружающей обстановки, предприятие как
 подсистема более крупной системы, проблемы адаптации организации к окружающей
 среде
 Культурная и социальная системы, социально-культурные модели и их применение при
 решении некоторых проблем предприятия; разработка кадровой политики и структуры
 организации
 Экономическая система; рост государственного сектора и проблемы управления
 частными и государственными секторами; государственная экономическая политика;
 валютные и бюджетные меры; основные плановые показатели и прямой контроль;
 анализ затрат и издержек; методика прогнозирования и планирования; социальная
 политика и меры, регламентирующие отношения между предпринимателем и
 трудящимися
 Законодательная система, правовое положение компании и их ответственность перед
 акционерами, ограничения и контроль деятельности монополий, закон о контрактах
 Технический прогресс и его влияние на процветание общества, структура
 капиталовложений в научные исследования и разработки, прогнозирование
 технического прогресса, стратегия в условиях научно-технического прогресса
 Специальные предметы 1-го года обучения (по выбору слушателей)
 Организация сбытовой функции, начиная с анализа поведения потребителя и заканчивая разработкой плана сбытовой деятельности; принципы, лежащие в основе организации снабжения и сбыта; связь сбытовой деятельности со стратегией корпорации; принятие решений по выработке стратегии в отношении рынка; модели рынка
 Теория и оценка дохода, бухгалтерский учет при изменении уровня цен, управление капиталом, меры ликвидации, калькуляция цен; международные финансы, рынки капитала в разных странах, частные капиталовложения за границей, отчет о зарубежных операциях
 Системы производства; организация производства; планирование и контроль производства; концепции и методика прогнозирования, календарного планирования и определения объемов производства; методы изучения организации труда; анализ производственных затрат; метод критического пути и ПЕРТ

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу