<< Пред.           стр. 2 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Анима. Центр всей женской энергии внутри человека. Эмоциональная, интуитивная сторона натуры. Все женщины, с которыми индивид был знаком в своей жизни, и особенно его мать, способствуют формированию этого образа. В сновидениях женские фигуры могут иметь характерные черты знакомых женщин, или же это может быть незнакомая женщина, а также животные, имеющие божественную женственность в мифологии, например, корова.
  Рост сознательности способствует интеграции спонтанных, рецептивных сенситивных и адаптивных качеств, но более всего Анима развивает сердечность. Её функции в целом уравновешивают мужскую агрессивность. Анима обязательно проявляется при игнорировании мужчиной своей женской стороны, особенно во второй половине жизни. Неудачи, ассимиляция жизненных функций внутри себя часто ведут благодаря Аниме к сварливости, ригидности и упрямству, а также усталости и безответственности, сочетающихся с тенденцией к алкоголизму. Репрессивные женские характеристики могут выражаться в иррациональной угрюмости. Пренебрежение Анимой осложняет отношения мужчины с женщиной.
  Например, можно проецировать собственный образ женщины на реально существующую женщину и, таким образом, потерпеть неудачу в реальном сосуществовании с конкретной женщиной. С другой стороны, если мужское восприятие женщины формируется как негативное, в частности, он воспитывается жестокой или эмоционально холодной матерью, тогда у мужчины возникнет представление об отталкивающей Аниме. В этом случае мужчина может проецировать данную фигуру на любую другую женщину, хотя при этом он не боится и не избегает всех женщин.
  Иногда мужчины проецируют свою Анима на недоступные женские образы, избегая контакта с противоположным полом. Подобное проецирование, в частности, характерно для рыцарских поисков Прекрасной Дамы. В этом и других случаях Анима становится феей сновидений, разрушающей реальные взаимоотношения, затмевая истинные качества другого человека, которые создают иллюзию гермафродитической достаточности и цельности.
  Анима открывает свою истинную мудрость только мужчине, который серьезно воссоединился с ней, зная, для чего она существует. Только тогда она способствует наиболее полному раскрытию личности: потенциала, истинной Самости.
  Анимус. Представляет мужские черты в характере женщины, правильно интегрируясь, он представляет женщине качества проницательно-
 29
 
 АНИМА/АНИМУС
 
 сти, самопознания и способности к взвешиванию обстоятельств. Это неотъемлемая часть женского потенциала. Анимус у мужчин и женщин формируется в ходе контактов с мужчинами и различен у каждого индивида, его ипостаси (роли) варьируют в иерархии от низшей к высшей ступени, например от героя, с его социально окрашенной ролью, к простому отцу семейства. Если этот архетип развивается в целостной, уравновешенной личности, тогда Анимус выполняет контролирующую роль на уровне глубинного бессознательного. Так как данный архетип является источником некоторых женских взглядов и убеждений, то его характеристикам, при нарушении осознания себя, угрожает опасность остановиться на примитивных стадиях. То есть Анимус, как и Анима, развиваются, а не остаются в неизменном виде. Это же случается, если женщина пренебрегает своим Анимусом: тогда она становится доверчивой к устойчивым коллективным убеждениям, магическому мышлению и часто становится жертвой насилия. Если её негативный Анимус позднее начинает доминировать в жизни, особенно, если мужчина слишком с ней мягок, тогда женщина становится, упрямой и самоуверенной, считая, что она всегда и во всём права, раздавая указания направо и налево, становится иррациональной: "Я точно знаю...".
  Большинство образов Анимуса встречается в сновидениях, развивая мужские, интеллектуальные стороны бытия и отношение к миру, без утраты своей истинной женской натуры. Вероятно, по отношению к Анимусу Анима у женщин вырабатывает необходимый феминный антипод.
  Как и Анима, Анимус может проецироваться на какое-то лицо с последующим разочарованием: женщина считает, что тот, с которым она живёт, является частью её самой, и это показывает её незрелость, которая часто обусловлена инфантильной привязанностью к матери. Поэтому для мужчины так важно выражать свои мужские позиции в семье. Сновидение может отражать конфликт Логоса (интеллект, сознательный дух) и Эроса (эмоции и бессознательная душа). Только баланс между ними прокладывает путь для интеграции целостного характера.
  Самость. В русской трансляции "Весь Я". Тень и Анима/Анимус являются теми частями потенциала индивида, которые игнорируются, в то же время основные характеристики личности могут быть реализованы через Самость. Самость - архетип будущего, потенциальное развитие индивида. Она напоминает фигуру, манящую из прошлого, непременно того же пола, что и индивид, но впоследствии становящуюся символ целого, включающего в себя все аспекты личности, прошлое и будущее,
 30
 
 АРХЕТИПЫ СЕМЕЙНОГО КРУГА
 
 активное и пассивное, созидательное и рецептивное. Самость является высшим духовным единством человека, неизвестным качеством человеческой натуры с его богоподобным универсализмом и способностью понимать окружающее. Когда образы данного архетипа неожиданно возникают в сновидениях, они, вероятно, означают начало процесса становления, отождествляясь с чем-то иным, чем наша повседневная Самость. Если образы архетипов проявляются в негативной, деструктивной форме, это может свидетельствовать о том, что данные силы игнорируются.
  Существуют четыре основных аспекта женской и мужской самости, и каждый относится к одной из четырёх функций сознания.
  Самость становится целостной, когда все эти различные аспекты развиваются независимо и в конечном итоге интегрируются в пределах каждого индивида.
  Женская Самость. Каждая женщина - область воплощения женской энергии желаний и инстинкта. Это архетип природы и жизни, земного и эротического. Существует четыре аспекта женского потенциала, относящиеся к четырём функциям сознании: Мать (аффект); Принцесса (эмоции); Амазонка (интеллект); Жрица (интуиция). Как женская сфера компенсирует мужские характеристики, так же и женственность дополняет мужественность. Женоподобный эмоциональный мужчина, живущий с амазонкоподобной женщиной, не такая уж и редкость. Преимуществом такого мужчины является то, что любая соматическая патология у него протекает более благоприятно, что характерно в целом для женщин по сравнению с мужчинами.
  Мужская Самость. Является воплощением логики, интеллекта, духа сознания. В архаических сообществах этот принцип менее развит, чем в цивилизованных сообществах. Так называемый современный человек стремится к сверх дискриминации, тоталитарности, быстро становится, обладая властью, излишне критичным и несправедливым, морализирует и сбивается с пути в сухую интеллектуализацию. Этот процесс повторяется вновь и вновь в каждом последующем поколении. В мужской Самости существует четыре основных аспекта реализации, каждый из которых относится к одной из четырёх функций сознания: Отец (аффект); Вечный Юноша (эмоции); Герой (интеллект); Маг (интуиция).
 
 АРХЕТИПЫ СЕМЕЙНОГО КРУГА
 
  1. Мать. Защитный материнский образ женщины, её домашние качества - содержание дома, приготовление пищи, создание уюта, спо-
 31
 
 АРХЕТИПЫ СЕМЕЙНОГО КРУГА
 
 собность быть любящей и внимательной. Коллективный социальный аспект женственности. Для женщин этого круга важно раскрыть и развить именно протективную сторону женственности. Прототип Геи и Деметры в Греции, Исиды в Египте, Кали в Индии. Объективная истина природы
  Великая Мать, Мать-Земля. Этот архетип эквивалентен Мудрому Старцу и представляет женскую целостность, или потенциальную целостность. Его нельзя путать с женским потенциалом, которым является материнство. Таким образом, фактически рождённые дети могут помочь развивать материнский аспект характера. Однако это не обязательно, т. к. данный аспект личности является внутренним и духовным и может культивироваться по-разному, в частности, при отсутствии детей он может реализоваться в педагогическом поведении. Характер в данном архетипическом пространстве становится целостным, интегрируя различные аспекты женственности.
  Ужасная Мать. Собственническая, деструктивная сторона материнства, которая может возникать в результате гиперпротективного понимания матерью своей роли. Такая мать сдерживает рост индивида, его развитие и формирование независимости. Мать, удерживающая ребёнка около себя со сверхпротективной любовью, может появляться в снах детей в анималистической и деструктивной форме; или же это может быть сон самой матери с хрюканьем, напоминающим свинью, или нытьём, напоминающим волка. Сон может изображать ужасный аспект действительно возвращая к воспоминаниям о наказаниях матерью в детстве. Вероятно, угрожающий сон может быть символической защитой от инцеста.
  Архетипом Ужасной Матери является также образ разгневанной богини, например Кали.
  2. Отец. Фигура является воплощением авторитарности, закона, порядка, социальных обычаев, паттернов поведения, связанных с обществом а также мужской защиты. Реально существующий отец у каждого вносит свой вклад в формирование образа идеального отца. Эту роль может принимать на себя дедушка.
  Великан-Людоед. Ипостась амбивалентная отцу. Собственнический отец, угрожающий индивиду. Любые проблемы, имеющие отношение к дисциплине, в период непослушания, когда следует подчиниться в результате опасений наказания. Эти представления могут быть перенесены на взаимоотношения с реальным отцом, но в случае, когда индивид не признает существования в себе архетипа Отца. Если он способен видеть проблемы в себе (включая потенциал отца), он способен переводить негатив-
 32
 
 СЛОВАРЬ АРХЕТИПЫ ЮНОШЕСКОГО КРУГА
 
 
 
  ный и деструктивный аспекты данного архетипа во что-то позитивное. Соответствует Сатурну, пожирающему своих детей.
  Семейный Круг ассоциируется с цветами земли: чёрным, коричневым, зелёным. Базисным переживанием является сенсация (аффект), то есть тяготение к внезапному и неожиданному изменению обстоятельств. Реакция поведения на сенсацию также носит характер вспышки. Характерен вообще повышенный интерес к сенсационным происшествиям.
  Потребность в сенсации важна для предвидения неожиданных событий - качество важное для семьи. Носители ядерных форм таких архетипов предрасположены к сердечно-сосудистым заболеваниям, а также аффективным психозам. К символике этого круга относится дерево, земля как таковая, дом. Цвета зеленый и коричневый. Основной стихией является земля.
 АРХЕТИПЫ ЮНОШЕСКОГО КРУГА
  3. Принцесса. Данное качество женщины базируется на любви и личном взаимоотношении. Это мифологема флиртующей девушки. Качества непосредственности и теплоты, свойственные для этого образа, постепенно развиваются и созревают. Образ, ожидающий любви через страдания (Спящая Красавица) и самопожертвование, которые эквивалентны мужской инициации.
  Соблазнительница. Привлекательные исторические персонажи в сновидениях, преимущественно греческие или римские, а также японские гейши. Соблазнительница, сирена, образ эротических фантазий, гетера.
  4. Юноша. Мужской эквивалент Принцессы. И так как он содержит юношеские компоненты, то может являться источником дальнейшего роста в Героя и в конечном итоге в Мудрого Старца, воплощая, таким образом, все аспекты Самости. Динамика архетипа возможна только через преобразования и боль инициации.
  Бродяга. Странник, бродяга (известный собиранием сплавного леса в сновидениях). Образ, воплощающий влияние жизненной энергии, окончание периода мальчишества.
  Охотник. Пытливая любовь к приключениям в противовес терпению, самопожертвованию и преданности.
  Главными психическими характеристиками круга являются эмоции настроение, которые зависят от обстоятельств. Основная стихия - огонь, цвета - красный, оранжевый.
  33
 
 АРХЕТИПЫ ГЕРОИЧЕСКОГО КРУГА СЛОВАРЬ
 АРХЕТИПЫ ГЕРОИЧЕСКОГО КРУГА
  5. Амазонка. Олицетворение интеллектуальных качеств в женщине. Если это основной компонент характера женщины, тогда она будет карьеристкой и компаньоном мужчины.
  Женщина-охотница. Это тип карьеристки, которая травит мужчину. Такая мифологема развивается, если женщина фрустрирована в своих притязаниях, которые она в этом случае проецирует на определенного мужчину, или если женщина терпит неудачу в развитии других важных сторон женственности.
  6. Герой. Смелость и инициатива индивида, его воля. Этот агрессивный мужской принцип является универсальным и амбивалентным, он лишь наполняется социальным звучанием. Чаще героизму, в отличие от злодейства, приписывают черты альтруизма.
  Злодей. Данный архетип воспринимается как эгоистический. В символах этой системы позитивная идея воскрешения используется как орудие пытки и избиения людей; даже любовь в этом архетипе реализуется в некрофилическом аспекте.
  Основными психическими функции круга является интеллект и расчет, базисной стихией - воздух. Цвет - белый и любые пастельные тона воплощающие растворение цвета в белом.
  АРХЕТИПЫ МАГИЧЕСКОГО КРУГА
  7. Жрица. Этот аспект женственности встречается довольно редко. Как основная функция он теоретически должен угасать после пубертата, но женщины, которым удается его культивировать, становятся выдающимися. Внутренний мир для них является большой частью реальности, они стараются реализовать его в творчестве. Великая жрица соответствует богине ночи Исиде (Юноне) - второй аркан Таро.
  Ведьма или колдунья. Примитивная, неразвитая интуиция, отделяющая женщину от целостной духовной сферы. Ведьма как фигура в сновидениях может относиться к негативным аспектам женственности, особенно к Ужасной Матери. Её магическая интуитивная власть воспринимается окружающими как нечто деструктивное.
  8. Мудрый Старец. Общий архетип для целостной Самости мужчины. Мудрый Старец часто появляется, когда индивид или герой сновидений находятся в безнадёжной, отчаянной ситуации, из которой может вывести его только дух, часто оживляя ресурсы энергии бессознательного. Он часто является источником вдохновения и энтузиазма, проницательности и понимания окружающих.
 34
 
 АРХЕТИПЫ МАГИЧЕСКОГО КРУГА
  Трикстер/Чёрный волшебник. Данная фигура столь же неуловима как и интуиция. Фигура ниспровергателя, пересмешника, разрушителя ценностей, бога Ханумана, Локи, вероятно соответствующая Ивану-дураку и Буратино (Джокер). Для архетипа характерно некое высшее понимание ценностей на уровне неразделённости добра и зла. Идеология злого волшебника, который, тем не менее, заставляет обратиться в мир добра.
  Эти четыре группы архетипов составляют своеобразный генетический концентрат культуры. Рождаясь с одинаковым набором архетипов, мы, вероятно, можем говорить о некой предрасположенности к реализации конкретного осевого архетипа, который и проявляется под воздействием среды. Однако характер редко бывает столь кристаллизован, что в нём проступает один архетип. Осевой архетип подобен судьбе, которая, хотя и предначертана, всё же может быть модифицирована человеком именно благодаря тому, что он может реализовывать другие архетипы. Вероятно, между архетипическими конструкциями существует противодействие, которое в свою очередь может быть источником развития.
  Стрелки показывают, что противопоставление архетипов, которое, кстати, может в обыденной жизни выступать как недоверие к носителям конкретных психологических и поведенческих качеств других людей, одновременно является источником трансформации одного архетипа в другой. То есть трикстер может становиться отцом, а юноша героем, и наоборот. Эти преобразования связаны как с инициацией и, следовательно, индивидуацией, так и со стрессом.
 
  Вполне вероятно, что в различные периоды истории отбор отдаёт предпочтение конкретным архетипам, то есть существует время Героев,
 35
 
 БАБОЧКА
 
 Отцов семейств, путешественников или юных мечтателей. Литературные персонажи, герои, популярные в конкретные исторические времена, воплощают те свойства эпохи, которые соответствуют потребности популяции в специфическом осевом поведении. Вчера это может быть образ бедной и обманутой девушки, завтра - юноши, который в 16 лет стал командовать дивизией.
  Между тем основоположники великих религий воспринимаются как личности, которые прошли все или почти все центральные архетипы и интегрировали их в неповторимое единство. Мудрость обычно и понимается как умение понять все архетипические конструкции, в то время как величие воспринимается как умение привести их к общему знаменателю.
 
 БАБОЧКА
  Стадия развития архетипа и формирования Я. Символ души и жизненной метаморфозы. А. Тейлард считает бабочку символом возрождения, в частности женственности. По А. Монегетти, данный символ иллюстрирует женское негативное начало, фаллицизм женщины, стремящейся захватить другого. Символ свободной любви. Обращение жрицы любви в матрону.
 БАГАЖ
  Женитьба, символы чемоданов сводятся к классическим женским символам.
 36
 
 СЛОВАРЬ БАНК
 
 БАНК
 Эмоциональный, интеллектуальный капитал и безопасность. Возможный крах.
 БАШНЯ
  Символ восхождения и формирования Я. Человеческое тело. Эмблема Девы Марии. В 16 аркане Таро башня пораженная молнией - разрушение проектов, катастрофа планов, ниспровержение кумиров, разрушение Я.
 БЕГСТВО
  Бегство рассматривается в этологии как один из вариантов агностического поведения, поэтому оно кроет в себе возможности агрессии.
  Что-то, ускользающее от сознания.
  Нечто, избегающее сознания индивида или выпадающее из памяти. Когда блокирован один путь и обнаружен другой, в этом случае удаётся избежать угрозы. Может так же свидетельствовать об окончании сновидения, определяемого конфликтом и разрешенного успешно, или показывать возможный вариант развития данной темы. Различают разные аспекты бегства от... и бегства к... Бегство от.., даже в состоянии нарушенного сознания, всегда содержит бегство к.., то есть в символике того, куда происходит бегство (прошлое, лес, берег, другой дом), кроется разгадка того, почему происходит бегство от...
 БЕЛЬЕ (нижнее)
  Рассматривается как продолжение кожных покровов. Образ, связанный с той частью тела, которая маскируется. Сокрытие сексуального контекста.
 БЕРЕМЕННАЯ
  Потенциально новая жизнь, полная возможностей, надежд. Ношение, интроецирование Другого, субъект подвергается чуждым воздействиям. Образ, окрашенный амбивалентным сокрытием "до поры до времени".
 БЕСЕДКА
  Девический эквивалент башни, символ женственности. Уединение и ожидание свидания. В Таро ассоциирован с Отшельником.
 БОЛЕЗНЬ
  Любую неинфекционную соматическую патологию можно рассматривать как конверсионную. Следует учитывать также, что всякая болезнь не только является формой защиты индивида, но и к кому-то обращена,
 37
 
 БОЛЕЗНЬ
 СЛОВАРЬ
 
 
 
 
 то есть это символ коммуникативный. Болезнь кого-то удерживает рядом или отвращает от индивида.
  В наиболее показательных сновидениях ощущения болезни могут относиться к бессознательным мазохистическим мотивам после перенесенной болезни, реальной или воображаемой. Данные мотивы болезни иногда являются диаметрально противоположными по отношению к сознательным желаниям. Бессознательные мотивы после болезни могут варьировать от желания доминировать над кем-то или направить внимание окружающих к законной потребности в отдыхе. Часто болезнь рассматривается защита сознания от иррационализма бессознательного.
  Если индивид может в действительности это осознать, то он будет способен обойти болезнь. Один из психотерапевтических методов работы с болезнью и физической болью состоит в наблюдении органа, внутреннем диалоге с ним, таким образом, как если бы орган был действительной личностью. При этом тактично, но твердо следует спрашивать, почему он (орган) работает отвратительно и что он хочет от меня. Другой метод состоит в принятии хронической болезни как естественного сопровождения собственной жизни, "чем-то ведь нужно болеть".
  Физическая болезнь. Психические заботы. Реальная болезнь.
  Рак. Пожирающая, ужасная Мать.
  Больницы, медсестры, врачи. Может иметь отношение к детским играм на эту тему с эротической фиксацией, "игра в доктора".
  Быть инфицированным. Быть сексуально насыщенным.
  Головная боль. Кастрационные переживания. Желание утраты контроля над импульсами.
  Удушье, давление на грудь. Недостаточно глубокое дыхание. Депрессия.
  Комок в горле. Тревога.
  Кожное заболевание (экзема, псориаз). Нарциссизм. Эксгибиционизм.
  Язва. Интроверт, который безуспешно ищет выход для своей агрессии, переадресовывает её на себя. Язва может быть соматически персонифицирована конкретным источником тревоги и возможной агрессии. Иначе говоря, за язвой стоит символический Другой, на которого направлена, но не может быть реализована агрессия. Вполне возможно, что невозможность реализации агрессии связана с восприятием персонифицированного образа как инцестуозного.
  Больница. Помещение кого-либо в больницу - желание зависимости этого человека от индивида. Собственная госпитализация означает
 38
 
 СЛОВАРЬ БОРОДА
 либо опасения за свое здоровье (страх смерти и болезни), либо желание заботы или мазохистическое желание насилия в результате изоляции. Имеет также значение тип больницы и наблюдаемые больные (хирургические, душевнобольные).
 БОРОДА
  Амбивалентный символ, указывающий на мудрость и сакральную власть, но также на сокрытие истины и обманутые надежды. Фаллический символ.
 БОРЬБА
  Моральное противостояние или психический конфликт. Агрессивный контекст противодействия.
 БЛИЗНЕЦЫ
  Идея объединения, уравновешивание добра и зла, соответствующее бинарной мандале. Созидание и разрушение. Близкими являются "двуглавые" образы.
 
 БРАКОСОЧЕТАНИЕ
  В снах мужчины чаще означает желание уйти от брака. В снах женщины предчувствие нестойкости брака. Жених/невеста могут рассматриваться как Анима/Анимус самого сновидящего, в этом случае переживание брака носит условно приятный характер. Духовный союз или его желание. Идеи смерти.
  39
 
 БУЛЬДОЗЕР
 
 БУЛЬДОЗЕР
  Может быть использован для разрушения преград, устранения препятствий или людей, возможно, самого индивида. Ужасная Мать. В любом случае эта машина предназначена для уничтожение препятствий или тех, кто их построил.
 БУРЯ
  Взрыв эмоций, желаний или инстинктов. Сильное психическое возбуждение. Трудности, неожиданно возникающие в жизни.
  Сильные бури. Неистовые страсти, "буря эмоций". Утрата контроля за импульсами бессознательного.
  На фоне бури появляется супруг (супруга). Стрессорный, критический период брака.
 БУТЫЛКА
  Символика спасения, "инкапсулированное", вытесненное переживание. В сновидениях алкоголиков прямое указание на вытеснение зависимости и абстиненции. Фаллический символ. Указание на возможный интерес к конкретному объекту, которому дарится бутылка.
 ВАМПИР
  Анима, но в её негативном и деструктивном аспекте, а также рационализированная Анима. Намек на инцестуозные мотивы. Дисменорея.
 ВЕЛИКАН
  Взрослый, родитель, так как сновидение всегда относится ко времени, когда взрослые казались ребёнку исполинами. Великан-людоед. Отец. За великаном может быть скрыта идея построения будущего.
  ВЕНЕЦ
  Быть в венце успеха; или венец мудрости. Власть, единство, целостность. Терновый венец, обреченность на что-либо.
  ВЕРХОВАЯ ЕЗДА (на лошади, животном, велосипеде, мотоцикле и т.д)
  Эротическая привязанность к кому-нибудь или чему-нибудь, представляемому как скрытый символ за движущимся объектом. Страсть. Мастерство. Завоевание, вероятно в любви. Езда является образом половой связи и всегда имеет сильные сексуальные ассоциации. В подобных сновидениях может быть обнаружен бессознательный объект эротических фантазий. Сознательное направление примитивной энергии и бессознатель-
 40
 
 СЛОВАРЬ
 ВЕТЕР
 
 
 
 
 ных сил, символизированных животным, мотоциклом и т. д., и таким образом приведение данной энергии в полезное русло. Езда на велосипеде, мотоцикле ассоциирована также с механической мастурбацией, на животном - с конкретным, но скрытым сексуальным партнером.
  "Быть перееханным". Быть подавленным, угнетённым деструктивным аспектом матери.
  Упряжь (руль). Сила воли: сознательный контроль.
  Необузданный. Страсти, выходящие из-под контроля.
  То на чем ездят. В гетеросексуальном сновидении то, на чем ездят соответствует кому-то противоположного пола.
  В сновидении мужчины потерпеть неудачу в управлении лошадью или быть скинутым с неё соответствует боязни женщин, возникающей из-за невозможности овладения ими.
  Неосёдланная лошадь. Девственница.
  Владеть туго натянутыми поводьями. Удерживать контроль.
  Выскользнувшие поводья. Прошлое и ситуация, в которой индивид потерял контроль.
 ВЕТЕР
  Внешний динамический элемент, направленность на изменения, переворот в индивидуации.
  Тихий бриз. Бриз жизни, дух.
  Ветер над водой. Жизненный дух, пропитывающий жизненную материю и делающий её фертильной.
  Ветер меняет направление. Изменения трансформация, "ветер перемен".
  Сильный ветер, буря. Гнев и переворот. Возможно из-за деструкции, которая может быть подготовкой пути для новых начинаний.
  Четыре ветра, см. Четыре.
 ВЗВЕШИВАНИЕ (вес)
  Шкалы справедливости, совесть. Прагматическая оценка важности ситуации.
 "Вес". Важность. ВЛАДЕНИЕ
  Владеть пенисом, мастурбация. Владение чувствами.
  Владение предметом. За предметом скрыта проекция Я.
 41
 
 ВОДА
 ВОДА
  Лоно, из которого берёт начало жизнь, потенциал фантазирующего или сновидящего: бесформенная, "жидкая" сторона, из которой может появиться жизнь ("воды жизни"). В снах, как и в христианской символике, вода - образ духовного возрождения. Это также символ таинственной области женского - бессознательное и женственность. Гомеостатический элемент. Стихия, указывающая на символы архетипов жреческого круга.
  Глубокие мутные воды. Бессознательное, которое может быть источником энергии.
  Воды не хватает. Недостаток энергии жизненных сил. Стагнация. Особенно в жарких климатических зонах вода - символ жизни и роста.
  Выход на землю из воды. Быть рождённым.
  Выход из воды на остров. Переживания одиночества в детстве (депривации).
  Опуститься, возвратится в воду. Желание восстановить собственные силы от источника творческой жизни для духовного возрождения. Регрессивное желание возвратиться в лоно.
  Погружение в воду. Беременность и рождение. Смерть: возвратиться туда, откуда пришёл. Смертельная опасность исследования истоков нашего бытия.
  Течение воды. Утешительный и спокойный аспект жизненного течения: спокойный, устойчивый, медленный по контрасту или аналогии с жидкость.
  Течение воды в туалете. Уринарные фантазии и опыт.
  Лужа, вырастающая в океан. Повышенное давление мочи.
  Купание. Моральное очищение.
  Каналы. Быть рождённым, родовые пути .
  Плотины и препятствия на пути воды. Попытки сознания контролировать энергию либидо.
  Ныряние. Прощение: "Погрузиться" в разум, возможно, в поисках детских воспоминаний.
  Тонуть. Потеря сознания; вытеснять всё в бессознательное, забывать.
  Невозможно вернуться на поверхность. Боязнь помешательства и деструктивности.
  Наводнение. Деструктивный, негативный аспект жизненной энергии. Источник опасности может находиться в бессознательном и может
 42
 
 СЛОВАРЬ
 ВОДА
 
 
 
 
 включать в себя регрессивные и интровертные тенденции. Быть затопленным бессознательным или инстинктивными импульсами.
  Быть затопленным, "наводнённым" любовью.
  Внезапная внутренняя потребность изменения.
  Фонтан (или купель). Мать. Женственность или определённая женщина. Возрождение, внутренний источник энергии. "Фонтан" юности.
  Водоворот. Образ противоположный роднику. Преднамеренное воздействие.
  Озеро в лесу. Место посвящения в тайны, где индивид может приобрести новые способности проникновения в суть или же быть всецело трансформированным. Является целью многих сновидений (путешествие через лес к озеру).
  Озеро в долине. Бессознательное направление к низшим позициям, ниже сознания.
  Лужа (пруд). Часто бессознательное вытеснение женственности.
  Отражения в воде. Поиск своей Тени или Анимы/Анимуса, воплощаемых в животных (русалку), живущих в/воде. Позднее сновидящий может столкнуться с объективной природой своей личности, и вода в таком случае становится образом внутренней сферы, отражающей внешний мир. Нарцистическое наблюдение своего отражения.
  Видно только отражение, остальное игнорируется. Нереализованная идея, существующая только в потенциальной форме.
  Кто-то ещё, смотрящий в воду. Может быть попыткой Другого понять индивида. Однако эта попытка неудачна, так как он видит лишь самого себя. Намек на идентификацию.
  Реки. Жизнь, изгиб, поворот судьбы.
  Река, текущая сверху вниз. Если на этом делается акцент в сновидении: тенденция захвата низшего места.
  Море (океан). Мрачные силы; настроения и мистическая энергия психики. Матрица всех творений. Хаос. Холодное, космическое бессознательное.
  Глубины моря. То, что не может быть охвачено или постигнуто, особенно глубины бессознательного, но иногда глубины зла.
  Глубокая вода/Мелкая вода. Контраст между тем, что в глубине, и тем, что на поверхности переживания.
  Волны. "Волны" эмоций. Изменение фазы в индивидуации.
  Прилив. Любовь или эмоции в стадии аффекта.
  Не питьевая или солоноватая вода. Что-то ещё, не поддерживающее или непонятое индивидом.
 43
 
 ВОЙНА
  Родник. Источник жизни; мистическое исцеление. Материнство. Мочеиспускание.
  Плавание. Чувственная активность и, таким образом, сексуальность.
  Плавание против течения. Борьба против случайности.
  Берег или причал. Означает цель, где будут разрешены сложности, идеи введены в практику. Садомазохизм. Детство и страх первого обучения плаванию.
  Плавучий, дрейфующий. Быть озабоченным.
  Плавательный бассейн. Лоно.
  Переход вброд в снах мужчины. Переполнение мочевого пузыря.
  Переход вброд в снах женщины. Предменструальное состояние.
  Колодец. Ресурсы и способности, особенно ценные для сновидящего.
  Колодец высушен, верёвки нет. Индивид не нашел пути использования и раскрытия своих талантов. Его прямота и искренность могут быть утрачены.
  Сокровище, спрятанное в глубинах колодца. Мать.
 ВОЙНА
  Внутренний конфликт. Борьба между добром и злом. Поле боя - реальность жизни. Сведение хаоса к упорядоченности.
 ВОИНЫ
  Фигуры предков или антагонистические архетипические структуры. Выступающие за и против интеграции личности силы или конкретные, скрытые, индивиды.
  ВОРОТА
  Могут относиться к бессознательному или объекту желания.
  Открытые ворота. Путь через сознание.
  Четверо ворот. Четыре функции сознательного, одна из которых может быть закрыта.
  Ворота сада. Ворота в рай. Вход в новое состояние бытия, особенно в предсмертном состоянии. Небесные Ворота. Люди часто в снах видя подобные ворота незадолго до смерти. Соответствует калитке в саду.
 ВОСХОЖДЕНИЕ
  Развитие, возможно, сознания или сексуальной сферы. Может конкретно относиться к эрекции перед пробуждением. Символы восхождения:
 44
 
 СЛОВАРЬ
 ВОЖДЕНИЕ
 
 
 гора, лестница, крест, веревка, копье, паутина. Звуковые переходы от баса дисканту или от форте к пиано, которые биологически соответствуют переходам к звукам любовного призыва.
  Поднятие или опускание в лифте. Желание коитуса с тем, с кем индивид имеет какие-либо отношения.
  Поднятие или опускание на фуникулере. Перспектива, связанная с приобретением или отказом от новых ценностей.
  ВОЖДЕНИЕ (водитель)
  Осуществление контроля ситуации, если индивид сам ведет машину если ее ведет кто-то другой - "я не управляю ситуацией". За фигурой водителя может стоять как теневая сторона (Анима, Анимус), так и объекты проекции или интроекции.
 ВОСК
 Быть "податливым" в чьих-то руках, подчиняться. Лепка из воска. Смерть. Ассоциирование фигуры из воска с объектом воздействия мага.
 ВИНО
  Воодушевление, причастие и символ позитивного общения. В снах алкоголиков - абстиненция.
 ВЕРЕВКА (шнур и нить, шнуровка)
  Символика уз (социальных, семейных), граница между сознательным и бессознательным. Узлы на веревке указывают на скрытую информацию (тайное узелковое письмо). Путь (нить Ариадны).
 ВРЕМЯ
  Сны редко имеют хронологическую частоту. Размышления сновидящего о прошлом и будущем могут быть соединены в одно сновидение. Годы, дни и часы в сновидениях не дифференцированы: например, образ, связанный с выпадением зубов, может отражать как эмоциональный сдвиг, созревание в прошлом (время молочных зубов), так и наступление старости (выпадение зубов - будущее). Внутреннее переживание времени меняется в зависимости от настроения. При депрессии время тянется Долго, при мании проходит быстро.
  Время дня. Возраст сновидящего. Другие даты, имеющие для него значение. Бессознательное имеет свой календарь, его даты остаются важными вехами даже тогда, когда сознание о них забыло.
 
 ГАЗЕТА
 
  День. Продолжительность жизни.
  Утро. Юность.
  Послеобеденное время. Мужественность, женственность. Средний возраст, граница индивидуации.
  Вечер. Старость.
  Определённые часы дня. Определённый возраст. Так, 10.30 десять с половиной лет и т. д. Важно воспоминание о событиях этого возраста.
  Опоздание, опоздать на поезд и т. д. Желание большего времени.
  Ссылка на вечность. Смерть.
  Любая ссылка на историю, включая исторические персонажи, окружение. Прошлое; прошлое сновидящего, часто его детство.
  Доисторическое. Пренатальные (предшествующие рождению) события.
  Дни. Точно так же, как время, относится к возрасту, такое же отношение к возрасту имеют дни. Число дней = число лет.
  Три дня. Период между Страстной Пятницей и Воскресеньем. Процесс возрождения в индивидуальном бытии.
  Возраст. Кто-то ещё определённого возраста во сне. Сам индивид в этом возрасте.
  Кто-то, выглядящий во сне моложе, чем в реальной жизни. Возврат к жизни, когда он или она были в данном возрасте.
 ГАЗЕТА
 Социальное Сверх Я. ГОЛЫЙ

<< Пред.           стр. 2 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу